Чтение псалтыри по усопшим

Порядок чтения Псалтири по усопшим

Заказать требу онлайн на сайте Святцы (Псалтырь за упокой)..

Наличествует определенная порядок чтения Псалтири по усопшим. Читать Псалтири возле умершего могут лишь располагающие специальными религиозными познаниями и имеющие определенную подготовку люди, ведь чтение должно быть, по возможности, непрерывным. Поэтому и приглашают для чтения священнослужителей. Близкие родственники также не должны оставаться в стороне, а молиться за душу покойного, но при этом им необходимо заручиться благословением у иерея.

В учениях Апостолов предначертано свершать псалмопение и воссылать молитвы в третий, девятый и сороковой дни. Однако, в данное время, в большинстве случаев псалмы по покойникам произносят на протяжении первых трех дней, хотя бывают случаи и сорокадневных псалмопений.

Всего Псалтирь включает в себя 20 кафизм (разделов), которые разделяются на три «Славы». Предначинательные молитвы предшествуют изложению первой кафизмы. В завершении каждой кафизмы или в заключении Псалтири говорятся специальные молитвы, необходимые по произнесении кафизмы.

Если на протяженности дня были прочитаны не все кафизмы, то на другой день чтение следует начинать с следующей кафизмы. По завершении прочтения Псалтири, надлежит начинать новое чтение с предначитательных молитв.

Всего же, по Церковной традиции за умерших заведено читать сорок псалтырей.


Почему читают именно Псалтирь

Считается, что чтение Псалтыря действительно может оказать помощь умершему. На пути к небесной родине у души появляются препятствия – различные духи, которые борются за право распорядиться душой на равных условиях с Господом.

  • Молитва по усопшему до 40 дней — текст;
  • Поминальные молитвы — какие читать на 9, 40 день ;
  • Как правильно помянуть усопшего на годовщину смерти —https://bogolub.info/kak-pravila-pomyanut-usopshego-na-godovshhinu-smerti/.

В сборнике псалмов выражены высшие качества человеческой души, освященной Господом. До того, как появился Новый Завет Псалтырь занимал почетное место – он считался книгой, которая могла позволить «отчитать» человека, который был одержим бесами, и высвободить его.

Также Псалтырь играет весомую роль в защите души, которая отправилась навстречу с Господом, от бесов, которые ее травмируют. Он также может оказать духовную поддержку тому, кто молиться, помочь ему выразить чувства, ведь эта книга – сборник различных жизненных ситуаций, в которых может оказаться каждый на протяжении земной жизни.

Отличная статья 0

  1. Главная
  2. /
  3. Молитвы
  4. /
  5. Порядок чтения Псалтири по…

Читайте далее:

Зачем читают Псалтырь по усопшему?

Псалтирь – ходатайство за души умерших
Когда мы теряем в этой земной жизни близких — родственников, хороших знакомых и друзей, — как же скорбим и печалимся, сожалеем, что зачастую не совсем правильно поступали с жившим рядом человеком, обижали, не уделяли должного внимания…
И в то же время понимаем – исправить-то уже ничего нельзя. Однако, так могут размышлять лишь люди, далекие (к сожалению) от Бога, веры, Церкви. Впрочем, скорбят и верующие. Но православные, по крайней мере, прекрасно понимают: жизнь не заканчивается на земле, она продолжится, только уже в Вечности. Какая участь ожидает душу человека за гробом, можем ли мы чем-то помочь ей, облегчить ее дальнейшую (уже вечную) участь. Да, можем! И ей, душе можно и даже очень нужно помочь в той, иной жизни. Кстати, в трагические периоды (смерть близких) по традиции ли, осознанию ли, но к мысли о поддержке почившего очень часто (в 95 процентах случаев) приходят и неверующие, и далекие от веры люди. Как же и чем помочь покойнику?
Православные знают, — надо непременно обращаться к церковным традициям: отпевать усопшего, заказывать в храмах панихиды, сорокоусты, возносить молитвы о поминовении дома, перед иконами.
Одним из важных моментов при кончине человека и в последующие периоды является ЧТЕНИЕ ПСАЛТИРИ по усопшему. Этот обычай пришел к нам от предков, из глубокой древности. И сохраняется до сих пор, считается обязательным. Даже в советские времена, когда подобное не очень поощрялось, при гробе усопших мирян читался Псалтирь. Тогда проблема недостатка священнослужителей решалась с помощью, так называемых в народе, «читалок», «монашек». Родственники приглашали их в квартиру или дом почившего для непрерывного чтения псалтири. И днем и ночью, как правило, двое-трое, но иногда и один (сказывался все-таки дефицит специальных чтецов, знающих церковно-славянский язык) молились, дабы облегчить участь почившего уже в ином мире. В ряде случаев Псалтирь по усопшим по просьбе родственников читалась в храме или дома в течение сорока дней, а то и весь год. Поминовение совершалось порой и круглосуточно. Бывало и так, что Псалтирь читали родственники и близкие умершего человека. Это явное свидетельство большой степени их любви, переживаний, усердия, желания лично потрудиться для души покойника. Да и сами чтецы в таких случаях получали для себя утешение, пользу, ощущали некий духовный подъем, сердечное успокоение.
Отрадно, что благочестивые традиции продолжается и в наши дни. Как и в древности, во многих монастырях и храмах осуществляется так называемое неусыпное, то есть, днем и ночью, чтение Псалтири. Кстати, если кто не в курсе: молятся в обителях и церквах не только за облегчение загробной участи усопших, но и о здравии и благополучии живых.
Что же касается ходатайства перед Богом об усопших, то при чтении Псалтири периодически добавляется так называемая «слава» — особая молитва, в которой произносятся имена умерших.
Как свидетельствуют отцы Святой Церкви, чтение Псалтири вне всяких сомнений доставляет немалое утешение усопшим. Само по себе, Слово Божие, произносимое по смерти, является подтверждением любви и памяти живых к мертвым. А главное, Господь приемлет чтение Псалтири о покойных, как милостивую жертву для очищения душ их от грехов, совершенных при земной жизни. Сами-то умершие уже не могут исправить свои земные ошибки, надежда только на живущих, помнящих них родственников и друзей.
Молитвы, чтение Псалтири за усопших считаются весьма полезными, что доказано веками, например, многими историческими документальными свидетельствами святых угодников Божиих, мирян. Умершие люди, которых жившие на земле постоянно поминали в храме или за домашней молитвой, являлись своим ходатаям в видениях, тонких снах и… благодарили за поддержку.
Поэтому заслуживают радости и уважения обычаи, существующие в современном мире в большинстве местностей, когда люди в скорбные периоды жизни (смерть близких) приглашают священнослужителей, лиц, знающих богослужебные правила для чтения Псалтири по усопшим, подают милостыню за поминаемых людей. Действительно, только мы, живые, в состоянии помочь своим умершим сородичам горячими молитвами за них к Господу Богу.

___________________
Чтение Псалтири в память усопших также является очень сильной помощью, которую мы можем оказать нашему близкому человеку. Но, желательно, не ограничиваться только одним прочтением Псалтири, а читать его (самим или поручить это нам) до 40-го дня, со дня ухода и дольше.
У нас вы можете заказать чтение не только до 3 или 40 дня, но и до года. Читаться Псалтирь может сугубо (только одно имя), или общим чтением (много имен). Общее чтение Псалтири происходит в монастырях. Сугубо может читаться у вас дома или в храме.

Предав тело усопшего земле, Церковь не оставляет без попечения его души. Высшей и полезнейшей формой ходатайства об усопшем считается святая Литургия:

Много бо верным душам пособие, еже за сих даяти маломощным и еже за души их попове и диакони молятся и службы часто творят, т.е. божественную литургию. Св. Иоанн Златоуст, сл. 76

Благочестивые христиане обыкновенно просят творить за усопшего св. Литургию в течение 40 дней со дня кончины (Сорокоуст). Основанием для этого сорокадневного поминовения служит образное изображение судьбы души человеческой после смерти в церковном сказании о мытарствах. По этому сказанию душа в течение сорока дней «восходит» к престолу Божию, проходя так называемые «мытарства», где испытывается в грехах своих, а в 40 день является на суд Божий.

Немомненно, великим делом для каждого христианина является чтение Псалтыри.

Ни кияже бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь душеполезна есть: ово Бога славит со ангелы вкупе, и превозносит, и воспевает велиим гласом, и ангелы подражает, овогда бесы кленет и прогоняет, и велик плач и язвы творит: за цари и князи, и за весь мир Бога молит…

Иоанн Златоуст говорит, что христианину не следует ни при каких обстоятельствах оставлять пение псалмов:

Уне есть солнцу престати от течения своего нежели оставити Псалтырь: вельми бо есть полезно…

1 лист Новгородской Псалтыри — древнейшей книги Руси

Чтение Псалтыри по умершим

Обычай чтения Псалтыри по умершим восходит к глубокой древности. Чтение Псалтыри, несомненно, приносит христианам, закончившим земное бытие, великое утешение, и свидетельствует о любви и памяти. В старину чтения Псалтыри по умершим считалось обязательным. В одних случаях родственники усопшего сами читали Псалтырь. В других — нанимали людей, читавших Псалтырь по преставившемуся сорок дней, год и даже более. В свою очередь родственники предоставляли читающим Псалтырь по отошедшему ко Господу жилье и пищу, а порой и денежную плату. Женщин, читавших Псалтырь по усопшему, называли канононицами. Таковые молитвенницы часто упоминаются в знаменитом романе А. Мельникова (Печерского) «В лесах и на горах», посвященном жизни и быту заволжских старообрядцев.

Псалтырь

В предисловии к канону за единоумершаго говорится:

Духовныи мой отче и господине, (имя рек). Сотвори со мною Бога ради последнюю любовь и милость сицеву. Помилуй мя Бога ради, пой за мя сей канон, на третины, на девятины, на четыредесятины, аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли ти не случится тако пети, и ты во иныя дни, или во един день, но точию до сорочин, трижды. Аще ли и больши того благоволиши пропети канон сей за мя, то большую ми пользу сотвориши, и сам большую мзду приимеши от Бога, рекшаго, в ню же меру мерите, возмерится вам, и паки помилуяи помилован будет, и ты отче господине, Бога ради помилуй мою душу грешную, помолися о ней ко Господу, и Господь Бог наш возмерит тебе за сие, и помилует тя самого, яко милостива…

В этом слове христианин, закончивший свою земную жизнь, просит своего духовного отца «сотворить последнюю любовь», просит о молитве, ибо только она и требуется ему теперь. Однако не только умершему такая молитва полезна, не меньшую пользу она приносит и для души молящегося, так как это великое доброе дело. И при каждой возможности следует христианину молиться за своих родственников, уже отошедших ко Господу.

Разворот Хлудовской псалтыри (IX век) с изображением сочинителя — царя Давыда, играющего на арфе и побеждающего диких животных и врагов

Следует сказать, что до истечения 40 дней с момента преставления христианина, нужно молиться Псалтырь вкупе с молебным последованием за умершего человека. В старообрядческой традиции такое последование называется «Канон за единоумершаго (ую)». Он состоит из 9-ти песен, но 2-ая песнь обыкновенно отсутствует. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первый стих песни) и тропарей (следующие за ирмосом стихи песни).

Схема чтения Псалтыри за умершаго до сорокового дня (Сорокоуст)

Семипоклонный начал. Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс, если молятся несколько человек, то эти поклоны кладет только старший, а именно — тот, кто замолитвует).

Запев Исусу: «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс).

Трисвятое, и по Отче наш. «Господи, помилуй» (12 раз).

Слава, и ныне. «Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс).

Псалом 90 «Живыи в помощи Вышняго…»

Слава, и ныне. «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс).

«Господи, помилуй» (трижды).

Затем читается тропарь, глас, 8 «Иже глубинами мудрости…»

Слава, и ныне. Богородичен «Тебе град и пристанище имамы…»

Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…»

«Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс)

Затем читаются все 20 кафизм Псалтыри, перед каждой кафизмой читают «Приидите, поклонимся…» (трижды, с поклонами в пояс). В каждой кафизме три «Славы» («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь»), а по каждой «Славе» читается «Аллилуия…» (трижды, с поклонами в пояс), затем читается за умершаго тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек), (поклон). И елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон)».

Схема чтения канона за единоумершаго (-ую)

«Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон)

Глас 8-й. Песнь 1, ирмос «Воду прошед…»

Запев: Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Твоего (ея) (имя рек), (поклон в пояс). «Отверзи уста моя…»

По 3-й песни читается седален, глас 5-й «Покой Спасе…»

По 6-й песни читается кондак, глас 8 –й «Со святыми покой…». Икос «Ты искони един еси безсмертен…».

По 9-й песни канона читается «Достойно есть…» (поклон земной). Трисвятое, и по отче наш. Молитва Исусова.

Глас 4-й «Со духи праведными…». Слава «Ты еси Бог сошедыи во ад…». И ныне «Едина Чистая…». «Господи, помилуй» (40 раз). Слава, и ныне.

«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс)

«Именем Господним благослови Отче».

Запев «За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (нас), аминь» (поклон в пояс)

И далее молитва «Помяни Господи Боже…»

«Честнейшую херувим…» (поклон в пояс). Слава (поклон). И ныне (поклон)

Отпуст «Господи Исусе Христе Сыне Божии…»

«Рабу (е) Божию (ей) преставльшемуся (йся) (имя рек), о нем (ей) же и поминание творим: вечная память, вечная память, вечная память».

Потом молятся за умершего тропарь трижды с поклонами «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек), (поклон). И елика в житии сем яко человек согреши. Ты же яко человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному Царству причастника (цу) учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон)».

«Господи, помилуй» (трижды). Исходные поклоны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *