Чтение вслух

Оксана Ротанова
Консультация «Почему нужно читать книги детям?»

Почему нужно читать детям книги.

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.

Другая, еще более значимая функция литературы – воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять из родительских уст.

На первый взгляд, познавательную и воспитательную роль могли бы взять на себя телевидение и Интернет. Однако, даже если не упоминать о том, что телеэфир и сетевое пространство заполнено отнюдь не только полезной для детей информацией, никакие высокие технологии не смогут заменить ребенку чтение. И вот почему. Даже если представить себе идеальное для детей телевидение, весь эфир которого состоит сплошь из качественных детских фильмов и научно-популярных передач, оно все равно проигрывает по отношению к хорошей библиотеке. Во-первых, потому, что частая смена картинок, многообразие эмоций и постоянное звуковое сопровождение утомляют головной мозг, затрудняя усвоение информации. Во-вторых, в отличии от видеоряда, книга дает пространство для человеческого воображения, для осмысления и осознания прочитанного.

Информация, полученная из книг, близка к эмпирическому опыту человека, потому что читающему приходится самостоятельно вникать в текст, вычленять необходимое, отделяя главное от второстепенного. Информация с экрана приходит в готовом виде, не задействует ресурсов нашего сознания и не развивает ни фантазию, ни интуицию, ни познавательные способности человеческого мозга. Иначе говоря, такая информация «влетает в одно ухо, вылетает в другое».

Помимо духовного просвещения есть еще и абсолютно прагматическая необходимость в чтении книг. Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно. Ошибки в словоупотреблении и в управлении режут слух начитанного человека. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.

Проблема грамотности школьников стоит сегодня особенно остро. Все большему количеству детей ставится печальный диагноз «дисграфия», а банальные ошибки в орфографии и пунктуации допускает большинство молодых людей. Между тем, доказано, что так называемая «врожденная грамотность» — тоже результат начитанности человека. Дело в том, что в процессе чтения зрительная память фиксирует визуальные образы слов. При письме эти образы «всплывают в голове» автоматически, и человек, не задумываясь, пишет грамотно, и сразу замечает орфографические ошибки на бумаге. Такому человеку нет необходимости зубрить сложные правила и исключения, достаточно только чаще читать.

Задавая вопрос «Как заставить ребенка читать?» родитель уже совершает ошибку. Заставить читать с интересом не возможно, как невозможно заставить ребенка играть в скучную игру. Многие учителя изначально внушают детям, что читать «тяжело, но надо», вместо того, чтобы увлечь ребенка интересной книгой. Дети, которые в начальной школе читают «из-под палки», с радостью забудут о книгах, как только закончится родительский и школьный контроль. Да и информация, которую человек постигает «через силу», не оставляет следа в его душе. Поэтому необходимо научить ребенка любви к чтению, а это практически полностью в руках мам и пап.

Огромную роль здесь играет совместное чтение. Читать ребенку сказки необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.

Значимые аспекты развития ребенка,которые затрагиваются в процессе совместного чтения:

Удовлетворение потребности в безопасности.

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов.

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

Формирование ценностей.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Отреагирование значимых переживаний.

Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком, если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Обучение новым или необходимым моделям поведения.

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Любовь к чтению, привитая с детства, сопровождает человека на протяжении всей жизни. И время, потраченное на чтение, непременно окупится с лихвой, потому что книга учит человека мыслить, адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни, книга учит человека думать и принимать решения, способствует формирования собственного, уникального философского взгляда на мир.

Десять «почему» детям необходимо читать.

1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

8. Книги — ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение — самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

«Как читать детям».

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи — все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.

4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.

5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Многие считают чтение вслух всего лишь промежуточным этапом на пути к «взрослому» молчаливому чтению. И правда, что может дать это детское занятие человеку, который привык просматривать целые тома в разы быстрее школьника? Между тем регулярно читать вслух полезно не только детям, но и взрослым. Причем для каждого возраста «громкое» чтение обладает своими преимуществами. Подробнее о них рассказываем в нашем материале.

Детям: развивает познавательную и эмоциональную сферу

Каждый ребенок начинает обучение чтению с того, что вслух пытается складывать слоги в слова. Нам этот процесс может показаться простым, но на самом деле он затрагивает несколько отделов мозга и требует от дошкольников огромных усилий. Чтобы освоить навык чтения, детям приходится учиться соотносить слово печатное и звучащее, тренировать слуховую и зрительную память и концентрироваться на поставленной задаче намного дольше, чем они привыкли. Но если все идет хорошо и взрослые поддерживают их, а не торопят, то постепенно становятся заметны изменения в интеллектуальном развитии: увеличивается словарный запас и расширяется кругозор, возрастают возможности внимания, речь звучит более плавно и правильно, а сам ребенок начинает лучше понимать и запоминать то, что ему говорят.

Правильно подобранные книги также способствуют развитию эмоционального интеллекта. Переживая за любимых персонажей, дошколята и младшие школьники знакомятся с проявлениями различных эмоций и начинают чаще замечать их у себя и других, что впоследствии облегчает им общение со сверстниками и близкими. Хорошо, если первое время у детей будет возможность читать по очереди с остальными членами семьи. Так они научатся не только любить книги и читать с выражением, но и внимательно слушать других людей.

Король Лев. Путь короля. Книга для чтения (с классическими иллюстрациями) Твердый переплет376 ₽ В корзину В корзину

Подросткам: учит понимать других и не бояться говорить о себе

Подростки в большинстве случаев неплохо справляются с чтением «про себя» и предпочитают сами выбирать подходящие произведения. Просьба почитать вслух может показаться им смешной, и тем не менее попробовать стоит. Читая сказку братику или сестренке, старший ребенок улучшит взаимоотношения с малышом, а заодно научится удерживать внимание слушателя и будет меньше стесняться высказываться на публике.

Кроме того, книги дают уникальную возможность пережить опыт, способный перевернуть всю нашу жизнь, не выходя из комнаты. Поэтому хорошо, когда взрослые вместе со своими детьми читают о дружбе, первой любви или школьной травле — и обсуждают прочитанное. Главное — не критиковать читательские навыки и ход мыслей подростка, а участвовать в совместном чтении на равных. В этом случае книга станет вашим помощником и посредником в разговорах, которые раньше казались слишком сложными.

Невидимка Элой Морено Твердый переплет415 ₽ В корзину В корзину

Взрослым: помогает воспитывать детей и развиваться самим

Чтение вслух помогает родителям привить детям любовь к книгам, обсудить многие важные вопросы и сделать отношения в семье более теплыми и доверительными. И хотя чаще всего взрослые перестают читать детям, когда те уже научились делать это самостоятельно, большая часть школьников с теплом вспоминает об этом виде совместного досуга. Так, по данным американских исследователей, более 80% учащихся от 6 до 17 лет признались, что любили или до сих пор любят, когда им читают. Вполне возможно, что так же обстоят дела и с российскими школьниками.

Даже если вы пока не планируете создавать свою семью, вы тоже можете извлечь пользу из чтения вслух. Это одно из немногих занятий, активизирующих практически все отделы мозга одновременно, и самое бюджетное средство по профилактике неврозов, депрессивных состояний, нарушений памяти и даже болезни Альцгеймера. Упражняясь в ораторском искусстве, вы заодно улучшите кровообращение в сосудах головы, задействуете важнейшие нервные пути и тем самым обеспечите бесперебойную работу мозга на долгие годы.

Нестареющий мозг. Глобальное медицинское открытие об истинных причинах снижения умственной активности, позволяющее обрести ясность ума, хорошую память и спасти мозг от болезни Альцгеймера Дэйл Бредесен Твердый переплет621 ₽ В корзину В корзину

Помните как в детстве мама или бабушка говорили, что нужно читать вслух. Так лучше и быстрее запоминается. А ведь они были правы. Чтение вслух-это один из видов чтения, при котором можно работать над выразительностью голоса, интонацией, техникой чтения. Учёные доказали, что именно при таком чтении информация намного быстрее усваивается и запоминается.

Чтение вслух позволяет легко и точно выражать мысли. Также оно способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи. Таким образом чтение позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.

Дети должны уметь читать вслух.

«МАМА, прочитай нам сказку!»- просят мои детки перед сном, лёжа в кроватках.

И несмотря на усталость и загруженность, я беру в руки книгу и усаживаюсь рядышком с детишками. Все же есть что-то успокаивающее в чтении вслух.

Для ребенка такие моменты очень важны. Потому что это его заветное время, когда он находится наедине с родителем. Это только их время, в которое не может вклиниться звонок с работы и никто другой. Только вы и ваш малыш. Стоит помнить, что когда вы читаете ребенку его любимую сказку, он чувствует вашу заботу и любовь. К тому же малыш так быстрее уснет.

Однако современные мамы и папы настолько загружены на работе, что приходя домой, зачастую не остается сил для чтения. Хорошим вариантом будет чтение ребенка для вас. Если вы очень устали, а может был тяжелый день, настроение испорчено полностью, то попросите дочурку почитать для вас ее самую любимую сказку. Поверьте, это будет приятно и для вас и для ребенка. А для него это будет еще и очень полезно.

Устное чтение развивает речь. В процессе чтения ребенок слышит и слушает себя, что позволяет запоминать ему новые слова и речевые обороты. Он понимает, как надо произносить то или иное слово, где поставить речевое ударение и с каким еще словами можно его употреблять. Ребенок постарше уже читает не сказки, поэтому знание правильного произношения специальных терминов без всяких сомнений пригодится в школьной деятельности . Дело в том, что в процессе чтения, вы всегда можете остановить ребенка и подправить его, если какое-то слово он произнес неправильно. Также можно обсудить смысл прочитанного после окончания чтения. Таким образом, ребенок будет учиться понимать текст. Этот навык пригодится ему в абсолютно любой работе. Эти способности пригодятся и взрослому человеку.

Прочитанная вслух информация лучше усваивается.

Преподаватели в учебных заведениях часто просят читать вслух своих учеников , особенно в тех случаях, когда тот что-то не понимает или не может усвоить. Дело в том, что в процессе чтения вслух, читатель подсознательно полностью погружается в материал и перестает отвлекаться на внешние раздражители. Читая про себя, человек невольно может отвлечься на посторонние шумы и обращать внимание на ненужные разговоры.

Специалисты говорят, что в процессе изучения материала вслух работает три вида памяти.

  • Первым считают визуальную память. Человек пробегает глазами материал, запоминает то, что видят его глаза.
  • Вторым видом называют речевую память. Человек запоминает то, что произносит его губы.
  • Третьим видом считают слуховую память. Уши слышат то, что мы произносим и услышанная речь невольно усваивается. А в сочетании с другими видами памяти усваивается намного лучше.

Используя все три вида памяти, ученики способны усваивать объемный и сложный материал, при этом, не просто зазубривая его, а действительно понимая.

Также чтение вслух повышает способности к коммуникации и развивает эрудицию. Такой вид чтения помогает человеку стать более уверенным в себе.

Чтение вслух: как читать и что читать?

Рекомендуется читать вслух неторопливо, хорошо выговаривая фразы и слова, выразительно расставляя акценты и паузы. Артистически озвучивайте различных персонажей при этом сохраняя тон живого рассказа. Литература подойдет любая. Здесь все зависит от ваших интересов и предпочтений. Оптимальное время для чтения каждый определяет индивидуально. Если вы хотите сделать свою речь более гладкой и выразительной, то чтение вслух должно занимать не менее получаса в день.

Полезный вид досуга.

Конечно, читать или нет, дело абсолютно каждого человека. Чтение вслух позволяет непрерывно совершенствовать память и речь и навсегда остается одним из полезных занятий. Главное правильно организовать свое свободное время и провести его с удовольствием.Для некоторых нет ничего лучше, чем залезть в любимое кресло-качалку, взять интересную книгу и погрузиться в чтение, отдалившись при этом от всех проблем и забот. Безусловно, чтение очень полезное занятие, а уже вслух или нет, выбирать только вам.

А вы любите читать? Практикуете чтение вслух?

Наталия Виноградова
Значение чтения в жизни ребенка.

ЗНАЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.

Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать, т. к. чтение книг прямо пропорционально результатам читательской обученности, желанию и умению взять из книги все, что она умеет дать. Читающие дети не просто знают больше своих сверстников, но и становятся более успешными в школе и быстрее запоминают, а также усваивают новую информацию

Научно доказано, что малыш еще до своего рождения на свет способен улавливать и воспринимать звуки извне. Он может различать голоса родителей и реагировать на них. Поэтому начинать читать ребенку можно на 7-8 месяце беременности. Если мама будет читать малышу сказку или стишок регулярно, то после рождения, услышав знакомые слова из книги, ребенок обязательно проявит интерес и отреагирует на них. Позже, когда вашему ребенку исполнится год, он начинает проявлять усиленное внимание к картинкам в книжке, учиться воспринимать цвет и форму предметов. Покупайте малышу книжки с большими и яркими картинками. Бумага, из которой сделана книга, должна быть плотной, чтобы ребенок мог легко переворачивать страницы. Если ребенок пытается разорвать книгу, не ругайте его. Во-первых, объясните ему, для чего она предназначена, а во вторых, дайте ему для этих целей цветную бумагу или просто газетный лист.

ОТ ПОЛУТОРА ДО ТРЕХ ЛЕТ. Ребенку от года до полутора лет желательно читать книги с простым содержанием и несложные, легко запоминающиеся стишки про животных и знакомые предметы. При этом нужно сопровождать чтение рассматриванием картинок, просить малыша повторить некоторые звуки или показать знакомую картинку.

ОТ ТРЕХ ЛЕТ И СТАРШЕ. По мере взросления, у малыша появляются любимые книги, которые он с удовольствием слушает. Уже можно подбирать книги с более сложным сюжетом, который в этом возрасте понятен ребенку. Чтение должно вызывать у детей удовольствие. Нельзя заставлять их слушать книгу против воли. Такие действия со стороны родителей могут вызвать стойкое отвращение и надолго отбить у ребенка интерес к чтению.

КАК ЖЕ ПРИВИТЬ ДЕТЯМ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ И ЛЮБОВЬ К КНИГАМ?

• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

• Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

• Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

• Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

• Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

• Воспитывайте бережное отношение к книге.

• Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

КАК НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ.

• В 5–6 лет учиться читать легче, чем в 7–8 лет.

Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.

• Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

• Рассказывайте детям сказки.

• Устраивайте семейные чтения.

• Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.

• Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.

• Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.

• Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

ОДНАКО не стоит думать, что если у ребенка в руках постоянно есть книга то проблема чтения решена. Напротив, здесь встает проблема иного рода и не менее сложная — содержание нынешней детской литературы. На полки книжных магазинов хлынула сомнительная литература для детей, с большим количеством насилия, культом денег, отчуждением от взрослых. Результатом является то, что у детей вырабатывается неправильное отношение к добру и злу как к равным, просто антагонистичным силам. Нравственное развитие ребенка при чтении подобной литературы затормаживается, в худшем деградирует.

ЧТО ЧИТАТЬ?

Стихотворения и сказки Корнея Чуковского («Мойдодыр», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе») многочисленные книжки Владимира Сутеева («Палочка-выручалочка», «Под грибом», «Яблоко» и другие, стихи Самуила Маршака («Где обедал, воробей?», «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный» и другие, а также его переводы детских английских стишков (например, «Шалтай-Болтай», «В гостях у королевы», «Перчатки», «Кораблик»). Сюда же относятся народные сказки о животных («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Хвосты», «Заюшкина избушка» и другие, басни Сергея Михалкова («Друзья в походе», «Услужливый заяц», «Кто кого?») и многие другие истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *