Что делать в именины?

День святого Валентина в разных странах

Православная Христианская Церковь, кроме общецерковных праздников, которые отмечают все верующие люди, определяет для каждого свой личный, а потому и по-особому дорогой праздник – день Ангела или именины.

В этот день Православная Церковь проводит празднование в честь святого, имя которого наречено нам при крещении и которое мы носим.

В наше время к моменту совершения Таинства Крещения имя крестящегося обычно уже выбрано его родителями. И поскольку церковное имя нарекается при крещении в честь одного из святых угодников Божьих, нужно выбрать святого, носившего такое имя, особенно в тех случаях, когда их несколько. Для этого в церковном календаре определяется самый ближайший день празднования в честь святого с таким именем, следующий после дня рождения крестящегося. И далее, на протяжении жизни верующего, именно этот святой будет его небесным покровителем, а день памяти этого святого станет днем Ангела или именинами новокрещенного. По этому же правилу можно узнать свой день Ангела в том случае, если крещение совершалось в детстве, и сегодня вы не помните своего святого покровителя. Однако чтобы не ошибиться, лучше всего обратиться к священнику храма с просьбой указать вашего святого и точно определить дату именин. Сегодня во многих православных храмах выписывают свидетельства, подтверждающие совершение Таинства Крещения, с указанием даты дня Ангела и святого покровителя.

В некоторых случаях с выбором имени святого покровителя могут возникать трудности. Это происходит, если имени крестящегося нет в святцах Православной Церкви. В качестве примеров можно привести такие распространенные имена как Станислав, Эдуард, Светлана и Виктория. Иногда такие затруднения решаются подбором аналога на другом языке. Светлана в этом случае может быть наречена Фотинией, от греческого «фотос», что означает свет, а Виктория – Никой, от сочетания латинского «виктория» — победа и греческого «ника» – победа. В других случаях, как правило, подбирают церковное имя крестящемуся, наиболее близкое по звучанию к уже данному гражданскому имени. Обычно такой выбор делают родители крестящегося или он сам.

В большинстве случаев произношение церковного имени нареченного при крещении и применяемого в обиходе гражданского отличаются по своему звучанию. Так, Ивана нарекают Иоанном, Федора – Феодором, Сергея – Сергием, с ударением на первом слоге. Поэтому необходимо знать и помнить что, приступая к таким церковным обрядам, как Таинство Исповеди и Причащение, следует называться именно церковным именем, а не гражданским.

Наречение именем святого может быть совершено только священником Православной Церкви, который благословляет крестящегося и перед Таинством Крещения читает над ним особую молитву. Имя, которое дается при крещении, будет именем человека перед лицом Господа на протяжении всей жизни, до той самой поры пока он не последует в вечность.

Как праздновать день своего святого

Следует четко понимать, что именины не являются днем рождения в светском понимании этой традиции. День ангела – это день памяти вашего небесного покровителя, день празднования святого, а не событие, посвященное вашему рождению. В прежние времена на Руси день рождения не праздновался вообще, а отмечали только именины. В такой день верующие старались обязательно посетить службу в храме, исповедаться и причаститься.

Для верующего человека день Ангела – это особенный день. Праведный Иоанн Кронштадский говорит о том, что верующий человек празднует день своего святого покровителя здесь, на земле, для того, чтобы наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом… Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними. Обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

На день Ангела имениннику дарят подарки. Эти знаки внимания могут быть самыми разнообразными. Сегодня в храмах можно приобрести очень хорошие поздравительные открытки с днем Ангела. Тексты в них примерно такого содержания: «Примите мои самые искренние поздравления с Днем Вашего Ангела. Желаю Вам всего самого лучшего и молю Господа о мирном течении Вашей жизни, Вашем долгоденствии и добром здоровье по молитвам Вашего святого покровителя». К таким поздравительным открыткам можно прикладывать и другие подарки самого различного содержания.

Конечно же, именины не обходятся без праздничного дружеского застолья. Однако следует помнить, что если ваш день Ангела приходится на постный день, то и угощение на столе должно соответствовать посту. Во время Великого поста именины, приходящиеся на будний день, переносят на ближайшую субботу или воскресенье, а лучше будет, если застолье по этому поводу будет перенесено вообще на Светлую седьмицу. Дни «малых именин» не будут в этом случае столь торжественны, но посещение храма в этот день все равно является обязательным. В храме молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен думать прежде всего об исправлении собственного сердца и собственной жизни, а уже после этого стремиться подражать им. Ибо написано: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден (Лк. 6,36); будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16)».

Однако этот светлый для верующего человека праздник не должен быть отмечен только застольем. В день именин следует обязательно посетить храм, при этом заранее духовно приготовившись к такому посещению. Нужно заранее духовно настроить себя на чистое общение со своим святым покровителем, имя которого вам дано при крещении. Во время пребывания в храме следует исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Придя из церкви, нужно некоторое время посидеть в тишине и осмыслить то общение, которое было у вас с вашим святым в храме.

Святой праведный Иоанн Кронштадский говорит о том, что те, кто молится Божией Матери, должны стремиться подражать Ее невообразимой чистоте, смирению, терпению и преданности воле Божией. Те же, кто молится ангелам, обязаны помышлять о духовности и горнем житии, отрицая постепенно плотские страсти. И должны они молиться о пламенной любви к Богу и ближнему своему. Если же люди молятся святым, то должны они подражать их любви к Богу и призрению суетных мирских благ, воздержанию, нестяжанию и терпению. Иначе молитва будет простым сотрясением воздуха.

В Православном исповедании говорится о том, что во время молитвы мы призываем святых, быть посредниками между нами и Богом. Мы просим их о том, чтобы они молили Его за нас, и обращаемся к ним как к нашим друзьям, которые служат Ему, прославляют Его и поклоняются Ему. Мы просим помощи святых не в их собственной силе, а молим о ходатайстве их за нас перед Богом о ниспослании благодати на нас. Обычно мы не отдает святым Божеской чести, но молимся им как братьям нашим и друзьям, чтобы они испросили нам помощи Божией и ходатайствовали за нас перед Господом.

Святитель Иоанн Златоуст говорит нам о том, что молитвы, обращаемые к святым, имеют великую силу, но только в том случае, когда мы сами искренне раскаиваемся в грехах наших и исправляемся. Потому что верующий человек должен, прежде всего, сам быть искренним, и только потом просить помощи у святого, который чистой душе откроется намного быстрее. Следует всей душой стремиться к тому, чтобы молитва в нашем сердце звучала искренне. Только в этом случае обращение наше будет услышано.

Имя, которое наложено человеку при крещении, он носит всю жизнь. С этим именем он переходит в вечность, и это имя упоминается Церковью при вознесении молитв об упокоении души. Даже если родители дали ребенку имя, не упоминаемое в святцах Церкви, то при крещении выбирается созвучное ему имя православное. В этом случае во всех поминальных записках следует указывать то имя, которое дано при крещении.

Святой Феодор Едесский пишет о том, что Господь дает каждому из нас двух ангелов. Один из них – это наш Ангел хранитель, который защищает нас от зла, несчастий и помогает делать добро. Другой – это святой угодник Божий, который ходатайствует за нас перед Господом и молится за нас. Это его имя мы носим. Его молитвы быстрее приемлет Бог, потому что они более достойные, чем наши, грешные.

Верующий христианин должен хорошо знать житие своего святого покровителя. Обязан в своем доме иметь его икону и молиться ему. Самая простая молитва здесь: «Моли Бога обо мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». Читать ее следует утром и перед сном. Кроме молитвы-тропаря хорошо еще выучить молитву-кондак. Это короткое молитвенное православное песнопение, где кратко изложено историческое или догматическое значение отмечаемого лица и празднуемого события. Всей своей жизнью православный человек обязан показывать, что он достоин имени своего святого покровителя. Об этом преподобный Амвросий Оптинский сказал: «По имени твоему и житие твое да будет».

В день Ангела, приходя в храм Божий, мы обращаемся ко всем святым с искренней просьбой о том, чтобы они молились за нас перед Господом, но больше других мы должны просить об этом того святого, чье имя носим. Именно он любит нас больше других, именно он спешит нам на помощь в случае нужды, и именно поэтому мы должны обращаться прежде всего к нему.

В день Ангела мы просим у Бога об исполнении нашего моления и делаем это, пользуясь братской помощью нашего святого покровителя. И он всегда поддержит и поможет нам.

Как праздновать День Ангела

Как определить день своих именин — день Ангела?

Архангел Гавриил

Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня – день Ангела, день тезоименитства.

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого.

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество.

С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Если человек крещен в детстве и рос в православной среде, то ему с детства известен и день своих именин. Но часто случается так, что люди, крещенные в детстве, сознательную жизнь прожили вне Церкви и даже не знают, в честь какого святого были названы.

К тому же святые с одинаковым именем встречаются в церковном календаре не один раз. Так святых с именем Александр встречается около тридцати, Иоанн — более восьмидесяти; кроме того, у одного святого может быть несколько дней памяти.

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днём Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем.

Если вашему святому совершается в течении года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших имени, остальные же дни его памяти называются малыми именинами.

Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соимённого с ним святого.

Если ребёнок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки – святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и Воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел

Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам.

Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными. Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие.

Мученики – это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняла жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесённых ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками. Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фёкла, поэтому их называют первомученниками.

Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками: например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами. Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради – люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены духовной мудрости. Таких людей ещё называют блаженными.

Как подражать своему святому

Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», — писал преподобный Амвросий Оптинский.

Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении: одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных.

Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви Небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одною главою – Господом Иисусом Христом – и находятся в тесном общении между собой.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские

Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства.

Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам.

Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.

Подобно тому, как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной ещё большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.

Более правильным является термин Тезоименные Иконы, т.е. Иконы, на которых изображается соимённый Святой Покровитель человека. Тезоименные Иконы бывают мерными и просто именными.

Мерная Икона пишется на рождение младенца, с изображением в полный рост Святого покровителя в соответствии с именем новорождённого, которое он получает при Крещении. Длина Мерной иконы строго соответствует росту
ребёнка. Такой молитвенный образ дарится ребёнку в день Крещения и является его первым окном в духовный мир, проходит с ним через всю жизнь.

На именной иконе также пишется Святой покровитель, но произвольного размера. Именная икона содержит в себе высокую духовную ценность, рукотворно воплощая образ Святого покровителя, небесного заступника.

В наши дни всё чаще и чаще близкие люди дарят друг другу через много лет после крещения Мерную икону. В младенчестве, юности или зрелом возрасте это всегда праздник, это всегда воспринимается как духовное торжество.

Как мы можем подражать святым?

Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых мы носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.

Софийский собор. Купольная мозаика. Архангел

Во-вторых, мы должны с благоговением и живою верою обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин – днём Ангела. Подобно Ангелам хранителям они – наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.

В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подрожать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?

Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжательности и послушания; мирянин не даёт этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ душевных, повиноваться закону и властям.

Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.

Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Фес. 5, 11-14).

Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубже в жизнь этих святых, мы видим в них высокие духовные совершенства – самоотвержение, смирение, полную нестяжательность, твердость духа. Они безбоязненно говорили правду всем нуждавшимся в обличении и вразумлении. С каким терпением переносили они голод и жажду, стужу и зной, и все лишения, соединённые с их многотрудною жизнью!

Можно и должно подражать этим совершенствам, не принимая на себя того, как они проявлялись у юродивых: искоренять в себе гордость, самолюбие, корысть, приучать себя к терпению, кротко сносить обиды. Кто последует по этому пути, тот, и, не будучи юродивым, будет достойным подражателем святых, ублажаемых Церковию за подвиг юродства о Христе.

Поступая так, мы приблизимся к подвигам святых наших и покажем себя достойными тех славных имён, которые нарекла нам Церковь при крещении.

Как праздновать день своего Ангела

День Ангела – особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом… Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними. Обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Мы причащаемся Тела и Крови Христовых (в святых Тайнах), чтобы самим быть членами Тела Христова (Церкви)

День Ангела, именины, не должны отмечаться только дружеским застольем. Православные люди в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.

В день именин дома среди близких людей совершается праздничная трапеза. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье, или же, вообще на Светлую седмицу.

Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день нужно обязательно.

На день Ангела принято дарить подарки. Они могут быть самыми разнообразными. В храмах продаются сегодня особые поздравительные открытки с днем Ангела, поздравительный текст может быть примерно следующим: «Примите поздравления с Днём Вашего ангела. Желаю Вам и молю Господа о Вашем долгоденствии, мирном течении Вашей жизни в счастье, душевном спокойствии, в добром здоровье по молитвам Вашего святого небесного покровителя».

«Молящийся Господу, Божией Матери, Ангелам и святым должен прежде всего заботиться об исправлении своего сердца и своей жизни, а потом подражать им, как написано: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6,36); будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

Молящиеся Божией Матери должны подражать Её смирению, невообразимой чистоте, преданности в волю Божию (например, когда видишь неправды) и терпению. Молящиеся Ангелам должны помышлять о горнем житии и стараться о духовности, отлагая постепенно плотяность и страсти плотские, также о пламенной любви к Богу и ближнему.

Молящиеся святым да подражают их любви к Богу и призрению мира или суетных его благ, их молитве, воздержанию, нестяжанию, терпению болезней, скорбей и напастей, их любви к ближнему. В противном случае молитва будет воздухобиением», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

«Мы призываем святых в посредничество между нами и Богом, чтобы они молили Его за нас; призываем их не как богов каких, но как друзей Его, которые служат Ему, славословят Его и поклоняются Ему. Мы требуем помощи их не потому, чтобы они могли помогать нам собственной силой, но поскольку ходатайством своим они испрашивают нам от Бога благодать…

Они во время своей земной жизни молятся за других и ходатайствуют не только частно и втайне, но и всенародно и открыто, как это подтверждают Писания…тем более по смерти своей молят о нас Бога, ибо тогда им ничто в этом не препятствует. Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют молитв наших. На этом отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию…

Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога… Мы не отдаём им Божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом» (Православное исповедание).

«Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся… Впрочем, говорю это не для того, чтобы не святых на молитвах, но для того, чтобы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами» (святитель Иоанн Златоуст).

Надо стремиться к тому, чтобы в сердце искренно звучала эта наша молитва, иначе мы молимся как язычники — во многоглаголании своём.

Если родители дали ребёнку неправославное имя, то священник при таинстве крещения выбирает созвучное ему имя православное. В таких случаях в поминальных записках необходимо писать то имя, которое дано человеку при крещении.

Имя, данное при крещении, человек носит всю свою жизнь, с ним переходит он в вечность, имя его поминается Церковью, когда возносятся молитвы об упокоении его души.

«Господь каждому из нас дает двух ангелов, — пишет св. Феодор Едесский, — один из которых — Ангел хранитель — хранит нас от зла и несчастий и помогает делать добро, а другой — святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас пред Богом, молится за нас. Его молитвы, как более достойные, скорее приемлются Богом, чем наши, грешные».

Каждый христианин должен знать житие своего святого, иметь его икону, молиться ему. Самая простая молитва: Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Она обычно читается утром и перед сном. Своей жизнью человек должен показывать себя достойным имени своего святого. «По имени твоему и житие твое да будет», — писал прп. Амвросий Оптинский.

Серафим

Кроме тропаря хорошо выучить молитву своему святому, кондак. Кондак – это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица.

«Мы обращаемся к святым с просьбой помолится за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником. Поэтому обязательно нужно знать тропарь (песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо) своему святому… Помни: подобный подобного ищет». (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

В молитвах святым мы испрашиваем у них прежде всего помощи духовной, по слову Божию: Ищите…прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, 33). Это «всё» — и телесное здравие, и семейное благополучие, и материальный достаток.

Мы просим у Бога о том, чтобы Он исполнил моление наше, если оно не явно греховно, но мы не можем свои человеческие желания и домыслы делать волей Божией. Ко всякому своему человеческому прошению должны мы присовокуплять в сердце своём: «Обаче же не яко аз хочу, но яко же Ты хочеши».

>СВЯТЦЫ: Как праздновать именины

Что такое именины (их ещё называются святцами)? Как праздновать именины православному христианину? Об этом Вы узнаете, прочитав статью Натальи Сухиной.

Как праздновать именины?

К нашему именинному пирогу мы приглашаем не конкретного именинника, а сразу всех. Тесновато за праздничным столом? Ничего. В тесноте, да не в обиде.

Как праздновать именины?

По тенистой аллее парка шла красавица. Нет, нет, мало ее так назвать. У нее было необыкновенное платье, надо рассказать о нем, надо постараться передать его роскошь и неповторимый шарм. Ткань платья легкая, воздушная, ее можно было принять за белую, если бы не чуть заметный розовый оттенок. Такой бывает иногда дымка июльского рассвета. А по воздушному, легкому – крошечные бархатные листочки, даже не листочки, а целые веточки, но малюсенькие, едва приметные глазу. Платье книзу волновалось оборкой из кружева, и каждый шаг красавицы, каждый стук каблучков ее изящных туфелек об асфальт отзывался трепетом этой роскошной оборки. А шляпка! Ах, какая была на ней шляпка! Из-под нее струились на плечи, стекали водопадом пепельные локоны. Глаза смотрели торжествующе и дерзко. Да, знаю, говорил взгляд, я сегодня обворожительна, и вам ничего не остается, как принять меня такой, какая я есть, и разделить со мной мой праздник. Я шла ей навстречу и вдруг остановилась потрясенная, забыв, куда шла, зачем, по какому такому случаю.

– Какая красавица? – ахнула я, – ну прямо сказочная принцесса!

– Меня зовут Софья, – представилась принцесса и посмотрела на меня снизу вверх, – и у меня сегодня именины. – Поздравляю…

– Мы идем в церковь, – охотно защебетала красавица, – а потом ко мне придут Саша из пятнадцатой квартиры, Настя с Мариной, бабушка с дедушкой приедут с дачи и подарят мне роликовые коньки. Они обещали. Так и сказали, потерпи, к именинам будут.

Сопровождающие принцессу лица, как выяснилось, папа с мамой, весело закивали головами, да, да, подарят, обещали.

Принцесса, колыхнув воздушной оборкой, вложив свои маленькие ладошки в крепкие родительские руки, важно пошла по аллее в сторону церкви. Да и надо было поторапливаться – уже звонили.
А мне стало немножко, совсем немножко грустно. От того, что в детстве у меня не было именин, как у пятилетней Софьи. Формально, конечно, были, но проходили без меня, без моего участия и ведома. Где мне было знать, кто мог поведать, что у каждого есть особый день в году, не день рождения, нет, а совсем особый – день именин, когда и радость, и ликование, и трепет, и ожидание подарков, все какое-то другое, со знаком совсем непохожей ни на что радости. Теперь-то я знаю и тоже тороплюсь, как Софья, в свой именинный Натальин день, 8 сентября, в церковь, хоть не кружевные оборки, но хочется, очень хочется надеть в этот день что-то особенное, новенькое, и гостей пригласить, и на любовь свое сердце настроить. А в храме в этот день ну одни Натальи от грудничков в крахмальных чепчиках до согбенных старушек с клюками. Все мы сегодня одинаково радуемся, у всех нас сегодня – именины.

Конечно, совсем хорошо, как говорят на селе “по-путьнему”, если день рождения и день именин совпадают. Так раньше и было. Рождался ребенок, и отец с матерью сразу углублялись в святцы. 25 января, значит, быть девочке Татьяной, а мальчику Пахомием. Если дал Бог прибавление 12 июля, тут уж и думать нечего, выбирай – или Петр, или Павел. Самоуправства в таком серьезном деле не позволяли, понимали: здесь путаницы быть не должно, ребенку с этим именем всю жизнь жить, над ним его святой небесный покровитель с таким же, как он, именем. Тут нельзя ничего переиначивать. Но пришло время, пошли запутывать, вспомнили о своих родительских правах. Что мне до того, что сегодня Николай Угодник? А я своего сына Владленом назову – красиво, солидно. Не по русски? Ничего, мы родители, нам решать. Потом и совсем забыли об именинных днях, да и остальные дни стали как близнецы-братья, одинаковые. Редко какой брызнет красным цветом – Октябрьский, Первое мая, а так в основном полная обезличка: зима-лето, зима-лето. Вот тут то уж отвели душу на собственных детях, такие имена им напридумывали, с вывертами, с фантазией – имеем право…

И становятся в крещении Лады Лидиями, Эллы Верами, Русланы Иванами. Батюшка распутывает родительское клубки, приводит к общему знаменатель имя человека и имя святого его покровителя. Отныне и навеки будет у новокрещеного день именин.

Очень часто звоню своим знакомым с поздравлением:

– Ты сегодня именинница, поздравляю! .

-Ой, а я и не знала. Спасибо, что напомнила.- И тут же, испуганно: – А что я должна делать?
А должна ты, голубушка, идти в церковь. Отложить все неотложные дела, которые, как известно, никогда не переделать. И в этот светлый день причаститься Святых Христовых Тайн, помолиться своей небесной покровительнице, будь она Пелагея, Анна, Валентина или Ирина. И должна ты дома иметь именную свою иконочку, благо их сейчас в иконных лавках – глаза разбегаются, всякие есть. И знать житие своей покровительницы, подвиги, за которые сподобилась она особой Божьей милости – святости. Это минимум со словом “должна”. Это твои обязанности.

Но есть еще и права. А права-то одно другого приятнее. Хочу приглашу гостей на именинный пирог, хочу сделаю себе в этот день долгожданный подарок, хочу сама пойду в гости к такой же имениннице. Возможны варианты, но все они с грифом “праздник”. Знаю семьи, где в день именин пекут особенный пирог, который так и называется “Анастасия”, “Ольга”, “Владимир”. Некоторые приглашают на именинную трапезу батюшку, который окормляет их семью, некоторые ко дню именин приурочивают поездку по святым местам, так-то не собраться, а в именины сам Бог велел… Пожалуй, тем и отличается этот праздник от дня рождения, что в нем есть совершенно конкретный духовный смысл, это не просто радость, а радование… Чувствуете разницу?

Есть разница и в подарках. Мы привыкли дарить – благо сейчас широкий выбор – посуду, косметику, постельное белье. Мол, всегда, в любой семье пригодиться. Так, конечно. Но все-таки, отправляясь на именины, давайте вспомним об “особости” этого дня и зайдем в иконную лавку. Тут уж смотри: есть хорошие именные иконки, есть крестики на цепочках на любой вкус и достаток, есть лампадки, есть прекрасные книги духовного содержания, православные видеофильмы, аудиокассеты с церковной музыкой, есть изящные сосуды для святой воды и оригинальные свечи. Выбирайте, радуйте именинников от сердца выбранным подарком.

А детям лучше не придумаешь – именную икону. Если есть возможность – подороже, лучше заказать писаную. Сейчас это не проблема, молодые, очень способные иконописцы, если их не торопить, напишут вам икону святого Покровителя вашего чада. У меня есть один такой знакомый, слава Богу, без работы не сидит, хотите попрошу, и для вас напишет? И пойдет по жизни ваш наследник с подаренной вами иконочкой, куда он, туда и она, рядышком, вместе, под благодатным покровом святого заступника.
На Руси издревле был замечательный обычай. Рождался в семье ребенок, его сразу измеряли, на сколько сантиметров тянет. Пятьдесят три? А назвали как – раб Божий Василий? И вот ко дню крещения заказывают родители икону, которая называется мерная. Аккурат с человечка – пятьдесят три сантиметра. И получал он в день крещения подарок – икону своего святого размером с него самого! Хотя зря я все говорю о таком обычае в прошедшем времени… А кто нам запрещает заказать мерную иконку сейчас? Мой знакомый иконописец, я думаю, не откажет.

Вообще, время, в которое мы живем, хорошо тем, что дает нам возможность поставить точку отсчета. До нас не было в семье традиции отмечать именины, а теперь будет. Давайте приучим домашних к этому празднику постепенно, будем готовиться к нему заранее, с подарками, пирогом, свечами, новым платьем, обязательным посещением храма. К хорошему человек привыкает быстро, и ваш ребенок быстренько примет это новшество, и оно станет семейной традицией. Теперь уже он понесет ее в свою семейную жизнь: у нас дома всегда так было.

А еще очень хорошо не просто читать с детьми жития их святых, а подсказывать им, что неплохо бы на них походить.

– Тебе страшно в лесу? А ведь Сергий Радонежский жил один несколько лет в дремучем лесу и не боялся. Тебя зовут Сергий, тебе нельзя бояться.

– Давай сходим к заболевшей подруге, ведь твоя святая Анастасия всегда помогала бедным и больным. Ты же хочешь быть на нее похожей?

И уж конечно, надо выучить небольшую молитовку святому и почаще обращаться к нему за помощью, советом, поддержкой. Этот навык даст добрые плоды: ребенок поймет, примет сердцем, что он не один в мире со своими проблемами и заморочками. И если что-то ему будет трудно рассказать вам, поведает своему святому. Между ними установится самая прочная, самая надежная связь – молитвенная.
И еще: пусть сам праздник именин будет отличаться тишиной, а не разгульным весельем до упаду. Такая тишина очень желанна каждому из нас, просто мы не всегда себе в этом признаемся. И если мы идем на взрослые именины, тоже неплохо об этом помнить. Начать трапезу с молитвы святому, поговорить о чем-то высоком и уж, конечно, не опуститься в этот день до банального “Наливай!”. Мы закладываем традицию – с нас особый спрос.
Знаю одну маму. которая каждые именины привозит своего мальчика в Троице-Сергиеву лавру. Мальчика зовут Сергий. В этот день он прикладывается к мощам преподобного Сергия и просит его о чем-то своем, потом они кормят голубей на площади перед Лаврой, набирают воду в святом источнике. Потом десятилетний Сережа одаривает денежкой нищих. Они возвращаются домой поздно и очень устают, сил на застолье уже не остается. Но его и на другой день перенести не грех – так и делают. В ближайшее воскресенье приходят к Сергею принаряженные Настеньки, Кириллы, Дениски. Они уже знают, как вести себя на именинах, Сережина мама научила. Зажигается лампада перед иконами, сам именинник читает коротенькую молитву своему святому: “Моли Бога о мне, Святый угодниче Божий Сергие, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей”. А уж после молитвы – за стол. Сережина мама большая мастерица печь пироги и изобретать салаты.

Каждый день в Русской Православной Церкви посвящен памяти какого-то святого. И каждый день есть у нас именинники. Наверное, надо напоминать друг Другу, если засуетимся да зазеваемся, – скоро у тебя именины, не забудь. Что значит это “не забудь”? А то и значит, что надо, отложив кесарево, отдать Богово Богу. Надо поднять голову от земли к небу, туда, где наш покровитель, как и мы, ждет своего праздника. Отцы Церкви говорят, что в этот день существует особая молитвенная связь именинника со своим покровителем. Так разве вправе мы эту связь нарушать? Вот и будем готовиться к светлому дню Ангела. Как? Традиционно. Ничего нового изобретать не будем. А будем шить именинные наряды. Летящие юбки с оборками и без оных, умопомрачительные блузки, костюмы как классических, так и смелых форм. И платья, платья, платья… “Вы полагаете, все это будет носиться? Я полагаю, что все это следует шить”.

Источник: Н. Сухинина. Укажите мне край, где тепло от лампад…

Вы узнали, как праздновать именины. Читайте также:

Как узнать дату именин

Мужские православные имена.

А В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ш Ю Я

Женские православные имена.

А Б В Г Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Как правильно праздновать именины

Понимая, чем именины отличаются от дня рождения, легко понять и разницу в том, как их следует праздновать. День Ангела имеет глубокий духовный смысл, ведь это – день памяти вашего святого покровителя.

Как учил святой праведный Иоанн Кронштадтский, мы вспоминаем своих святых, чтобы и они «вспомнили и ходатайствовали за нас пред Богом… Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними, обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не оте­чество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассуд­но, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

А это значит, что просто праздничного застолья и приглашения гостей в этот день недостаточно, и не подарки должны стать главной радостью. В день именин православные люди обязательно приходят в храм, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. И готовятся они к этому заранее.

Конечно, нет никаких препятствий устроить в день Ангела праздничную трапезу в кругу самых близких людей. Но шумному веселью с банальным «налей!», как это часто бывает на взрослых праздниках, там не место. Это должно быть тихое торжество, спокойное общение, наполненное духовной радостью. Кстати, если ваши именины выпадают на постное время, то и стол должен быть постным. В Великий пост празднование именин переносится с будних дней на ближайшую субботу или воскресенье.

«Малые именины» — это тоже особый день в жизни христианина. Он не такой торжественный, праздник здесь вряд ли будет уместен, но посетить храм в этот день также необходимо.

Надо сказать, что традиция отмечать именины, конечно, была уже и в дореволюционной России, и в древней Руси, да и в любой христианской стране. Но за долгие годы безверия она забылась. Возвращаясь в храмы, принимая Крещение, вновь обращаясь к поминанию святых мы восстанавливаем традицию празднования именин. Это значит, что у нас много возможностей, но на нас лежит и большая ответственность: ведь то, как мы привыкнем вести себя в этот день, к чему приучим своих детей, закрепится и у следующих поколений.

Поэтому мы должны каждый раз наполнять этот праздник тихой, светлой радостью. Готовиться к нему лучше заранее – покупать подарки, выбирать праздничный наряд, и, главное, заниматься подготовкой к Причастию. Минуты радости хочется повторять снова и снова, и эта традиция легко войдет в нашу жизнь.

Читать также:

О понятии праздника именин. Читать

Как определить день именин? Читать.

Что дарят на именины? Читать

style=»clear: both;»>Именины сегодня

31 июля Иван

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *