Что для тебя свобода?

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры.

Культура не только приобщает человека к достижениям предшествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко ограничивает все виды его общественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее регулятивная функция. Культура всегда предполагает определенные границы поведения, тем самым ограничивая свободу человека. З.Фрейд определял ее как «все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений» и утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможностей совместной жизни (Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.,1989. С. 95). C этим вряд ли следует спорить, ибо культура нормативна. В дворянской среде прошлого века было нормой на сообщение знакомого о том, что он женится, реагировать вопросом: «И какое за невестой берете приданое?». Hо тот же вопрос, заданный в сходной ситуации сегодня, может быть расценен как оскорбление. Hормы изменились, и забывать об этом не следует.

Однако культура не только ограничивает свободу человека, но и обеспечивает эту свободу. Отказавшись от анархистского понимания свободы как полной и ничем не ограниченной вседозволенности, марксистская литература долгое время упрощенно толковала ее как «осознанную необходимость». Между тем, достаточно одного риторического вопроса (свободен ли в полете выпавший из окна человек, если он осознает необходимость действия закона тяготения?), дабы показать, что познание необходимости есть лишь условие свободы, но еще не сама свобода. Последняя же появляется там и тогда, где и когда у субъекта появляется возможность выбора между различными вариантами поведения. При этом познанием необходимости определяются те границы, в которых может осуществляться свободный выбор.

Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Hо каждый профессиональный вид деятельности — это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, т.е. культура.

Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности. Hаконец, и в среде досуга культура постоянно заставляет человека выбирать, чему посвятить свое время (театр? кино? телевизор? книга? прогулка? поход в гости?), что именно предпочесть (КВH по первой программе, интервью известного политика по второй или «ужастик» по кабельному каналу?), как реализовать сделанный выбор (смотреть КВH дома, или в гостях, или дома, но в присутствии гостей?). Любая районная библиотека способна предложить столько альтернатив для выбора, что неискушенный читатель может даже растеряться. И это не случайно. Чем меньше знает человек о мире культуры, тем уже его возможности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Hе случайно известный русский философ H.А.Бердяев полагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры.

Рекомендуем прочитать:

  • анализ первобытной культуры
  • мифология основа первобытной культуры
  • древнеегипетская культура
  • культурное достижение арабского халифата
  • антична культура периодизация
  • античная архитектра доклад
  • школьный конспект древняя индия
  • конспект по романтизиу
  • китайская культура конспект
  • единство материальной и духовной культуры

Конспект по культурологии

В этой статье хотелось бы поговорить о том, что такое свобода выбора человека. Существует ли она на самом деле и есть ли в действительности у человека хоть какой-то выбор, не говоря уже о свободном. Вопрос назрел, а значит, есть смысл об этом поговорить. И разобраться в этом вопросе хочется основательно, опираясь на факты, а не на доводы.

Возможно, статья получится длинной, но зато она точно ответит на вопрос, что такое свобода выбора человека. Ну что, поехали – свобода выбора человека, что это на самом деле.

Если у человека действительно есть свобода выбора, значит, она должна фигурировать во всем и всегда, начиная с момента рождения и до самых последних дней своей жизни. И здесь сразу же хотелось бы заострить внимание на том, вольны ли мы были выбирать, когда и где нам родиться?

Свобода выбора человека при рождении.

Очевидно, что ответ на этот вопрос является отрицательным. Нет, мы не вольны были выбирать, где и когда нам родиться. Более того, мы не вольны были выбирать, рождаться ли нам вообще. А это значит, что рождение каждого из нас произошло без нашего на то желания. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что даже если свобода выбора человека и существует, то распространяется она не на все, и проявляет себя не всегда.

Понятно, что в момент своего рождения мы не располагали свободой выбора, т.к., этот выбор за нас сделали наши родители. Но теперь-то мы повзрослели и нам кажется, что сегодня мы имеем свободу выбора. Или не кажется?! Давай поговорим и об этом. Начнем с того, существует ли у человека свобода выбора в детстве, и вообще, разберемся с тем, с какого возраста эта свобода начинается.

Свобода выбора человека с детства и до юношества.

Очевидно, что в детстве свобода выбора человека ограничена властью его родителей. Это естественный процесс, т.к., будучи ребенком, человек еще не располагает достаточным опытом и знаниями для того, чтобы самостоятельно принимать решения, и выполнять различные действия.

Со временем, по мере роста, свобода выбора человека расширяется. Но, до какого-то определенного возраста она по-прежнему остается не достаточной. К примеру, в подростковом возрасте, когда ребенок хочет выйти на прогулку, он ограничен в своем выборе по времени, т.к., заботливые родители ставят перед ним условие, что гулять он может только до определенного времени.

И здесь мы приходим к выводу, что в детстве и юношестве свобода выбора человека так же ограничена. И это же, свидетельствует о том, что свобода выбора не распространяется на все, а значит она не существует в чистом виде.

Возможно, свобода выбора человека существует в более зрелом состоянии, когда мы обладаем достаточной самостоятельностью и вольны сами принимать решения? Давай поговорим и об этом.

Свобода выбора человека в зрелости.

И вот мы повзрослели, теперь родители не имеют над нами такого влияния, как в детстве. Свободны ли мы стали в своем выборе? На первый взгляд кажется, что да. Но т.к., суть этой статьи разобраться в этом вопросе основательно, давай будем копать глубоко, так, чтобы вообще не осталось вопросов на эту тему.

Очевидно, что у каждого из нас есть выбор, иначе, зачем было поднимать разговор на тему свободы выбора человека. Выбор во всем:

  • Работать, или заниматься бизнесом;
  • Ходить пешком, или ездить на автомобиле;
  • Создать семью, или остаться холостым;
  • Жить честной жизнью, или заниматься преступлениями;
  • Зависеть от мнения окружающих, или быть свободным от него;
  • Учиться, или оставаться необразованным;

Этот список можно продолжать до бесконечности. Тем более сейчас, в век невообразимых технологий, свобода выбора человека распространяется даже на то, кем оставаться в этой жизни, женщиной или мужчиной. Кажется, что человек постепенно начинает покорять природу, но говорит ли это о том, что человек становится более свободным в своем выборе?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо углубиться в рассуждения о том, от чего зависит свобода выбора человека. С чего вообще она начинается.

От чего зависит свобода выбора человека.

Здесь все очень просто. Свобода выбора человека зависит от желаний самого человека. Другими словами – свобода выбора всегда начинается с желания. Хочу ходить пешком, или ездить на автомобиле – какое желание преобладает, таким будет и выбор.

Но если свобода выбора человека зависит от желаний, то от чего зависят сами желания? Откуда берется желание ходить пешком, или желание ездить на автомобиле?

Очевидно, что когда мы пытаемся определить свои желания, мы заглядываем внутрь и там четко видим, чего на самом деле мы хотим. Я не хочу ходить пешком, поэтому мне нужен автомобиль – это один из примеров желания, от которого зависит свобода выбора человека. Если человек обнаруживает внутри себя такое желание, он начинает движение в сторону приобретения автомобиля, другого пути у него нет.

Но если желания определяют наш выбор, тогда где во всем этом кроется свобода? И если уж свобода выбора у человека действительно существует, то определенно она должна находиться не на уровне существующего выбора между тем и тем, а на уровне самих желаний, в противном случае свобода просто теряется.

Существует ли свобода выбора человека на уровне желаний?

Вернемся к примеру с приобретением автомобиля. У нас есть выбор, купить автомобиль, или нет. И на первый взгляд, кажется, что в этом выборе мы полностью свободны. Мы заглядываем внутрь себя и видим там желание – хочу купить, или не хочу купить. В зависимости от этого желания мы принимаем решение о том, или ином выборе. Но принимаем ли мы решение о том, чего нам хотеть?

К примеру, ты обнаружил внутри себя желание купить авто. Был ли у тебя выбор между желаниями, хочу купить или не хочу купить? Нет. Когда ты заглянул внутрь, определенное желание уже было там. Выбирал ли ты это желание? Тоже нет, т.к., оно уже было там до того, как ты заглянул внутрь. Если это так, тогда о какой свободе выбора человека здесь вообще можно говорить?

Получается так, что я принимаю свои решения исходя из желаний, выбор которых находится не в моей власти. Выходит, что свобода выбора человека заранее определена желаниями, которые мы можем обнаружить внутри себя, но никак не выбрать.

К примеру, если я задам тебе вопрос, хочешь ли ты манную кашу? Ты посмотришь внутрь себя и найдешь ответ, что не хочешь. Хорошо, если это так, тогда можешь ли ты сейчас захотеть манную кашу? Самостоятельно, без насилия над собой, просто взять и захотеть?

Скорее всего, твой ответ будет – нет. Тогда о какой свободе выбора человека здесь можно говорить?

В чем на самом деле заключается свобода выбора человека.

Если учесть, что свобода выбора зависит от внутренних желаний человека, а сами желания мы не вольны выбирать, то можно сделать один весомый вывод – свобода выбора человека похожа на езду по рельсам. Нам кажется, что мы свободны в своем выборе, но сам выбор возможен только между рельсами желаний.

Следует отметить, что вся эта игра желаний и мнимой свободы выбора человека находится в сознании. Сознание само рисует желания, а следом создает выбор и начинает движение в пользу того или иного желания. Таким образом создается иллюзия свободного выбора, который в действительности не свободен.

Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что единственная свобода выбора, которая может быть у каждого человека, это свобода от своих желаний. Только будучи свободным от них, человек может сказать, что он обладает хоть какой-то свободой.

Делать то, что необходимо в данной ситуации, независимо от своих желаний или не желаний, вот в чем заключается истинная свобода выбора человека. Начать хотеть то, что есть и перестать хотеть то, чего нет – в этом заключается истинное счастье человека. Быть независимым от мнения окружающих и делать то, что требует сердце – в этом заключается секрет успеха человека. Быть независимым от картины, которую рисует перед тобой жизнь и не вовлекаться в изгибы своей судьбы – в этом заключается истинная свобода человека.

Если тебе интересна тема свободы выбора человека, а так же свободы от своих желаний, тогда я рекомендую тебе прочесть книгу «Возвращение Домой». В ней ты найдешь многие ответы на свои вопросы. Скачать книгу ты сможешь по ссылке ниже —

Свобода мысли и слова закреплена в статье 29 Конституции Рос­сии и является важнейшим признаком демократического и правово­го государства. Свобода мысли и слова предполагает право индивида беспрепятственно формировать свои убеждения и мнения, придер­живаться их, право на свободный отказ от них, а также право на сво­бодное выражение своих мнений и убеждений, право на общение в устной и письменной форме, включая право воздержаться от обще­ния, право на свободный выбор языка общения. Принуждение к выра­жению своих мнений и убеждений не допускается. Важность свободы мысли и слова предопределена тем, что данная свобода является не­обходимым условием реализации иных конституционных прав лично­сти, прежде всего, в политической сфере.

В условиях современного информационного общества подлин­ная реализация свободы слова возможна только в условиях доступа к средствам массовой информации. В этой связи действенной гарантией свободы слова в Российской Федерации выступает возможность сво­бодного создания средств массовой информации и недопустимость цензуры массовой информации. Согласно Закону Российской Феде­рации «О средствах массовой информации» любой дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и не отбываю­щий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, может выступить учредителем средства массовой информации. Кроме того, любой гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствую­

щие действительности, либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

В то же время свобода слова не носит абсолютного характера. В Российской Федерации не допускается пропаганда или агитация, воз­буждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Также запрещается пропаганда социального, ра­сового, национального, религиозного или языкового превосходства. Нарушение данного запрета влечет привлечение к уголовной ответ­ственности (ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации). По­мимо этого, в России запрещается злоупотребление свободой массо­вой информации — не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осу­ществлению террористической деятельности, публично оправдываю­щих терроризм, других экстремистских материалов, а также материа­лов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Свобода слова тесно связана с функционированием средств мас­совой информации, а также создает необходимую основу для ре­ализации права свободно искать, получать, передавать, произво­дить и распространять информацию любым законным способом.

Информация представляет собой любые сведения независимо от формы их представления. Информация может свободно использо­ваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к ин­формации (статьи 2,5 Федерального закона «Об информации, инфор­мационных технологиях и о защите информации»).

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников.

Не может быть ограничен доступ к:

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим полномочия государственных органов и органов местного само­управления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и орга­нов местного самоуправления, а также об использовании бюд­жетных средств; информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначен­ных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к ко­торой установлена федеральными законами.

Неправомерный отказ в доступе к информации может быть обжа­лован в вышестоящие органы (должностным лицам) либо в суд.

Особо необходимо подчеркнуть принятие в последнее время ряда законодательных актов, направленных на обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и мест­ного самоуправления.

Граждане и организации вправе получать достоверную инфор­мацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При этом граждане и организации имеют право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информа­ции о деятельности государственных органов и органов местного са­моуправления, доступ к которой не ограничен.

В настоящее время Федеральный закон «Об обеспечении досту­па к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» содержит широкий перечень информа­ции, который обязаны размещать государственные органы и органы местного самоуправления в сети Интернет на своих официальных сай­тах. В числе данной информации — сведения о полномочиях органов, принимаемые ими акты, размещаемые заказы, административные регламенты, информация о порядке поступления на службу в соот­ветствующий орган и имеющиеся вакансии и т.д. При этом граждане имеют возможность запрашивать интересующую их информацию по­средством направления электронных запросов по адресам электрон­ной почты (статья 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Основные законодательные акты:

  • Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
  • Закон Российской Федерации «О государственной тайне»;
  • Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
  • Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
  • Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Полная свобода ведет к нравственному разложению общества. Поэтому у свободы есть ограничения: 1) внешние — законы природы и общества; 2) внутренние — моральные ограничения. Свобода также порождает ответственность — способность человека вести себя в соответствии с интересами других людей и общества в целом.

Для подтверждения своей мысли обращусь к повести Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». В данном романе Родион Раскольников действует исключительно в своих интересах, не считаясь с общественным мнением. Раскольников считает, что убив старуху-процентщицу он совершит самый благородный поступок в своей жизни. Однако совершив данное преступление он обрёк себя на многолетние муки совести и не меньшее заключение на каторге.

Можно привести и другой, положительный пример. Так Николай Иванович Пирогов — выдающийся хирург, профессор Санкт-Петербургской академии наук, мог заниматься своими привычными изысканиями, писать научные труды, однако в годы Крымской войны он принял живейшее участие в спасении и восстановлении бойцов русской армии. Ему пришлось стать полевым хирургом, оперировать военнослужащих под «огнем». Именно в это время он разрабатывает наркоз эфиром и создает гипсовые повязки. Поступить иначе ему мешали внутренние моральные принципы. Внешней же поддержкой ему служили величественные отзывы военнослужащих за тысячи спасенных жизней

В заключение хотелось бы сказать, что вся жизнь человека состоит из череды принятия решений и за каждое из этих решений нам придется нести ответственность, за каждое нам придётся отвечать.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id27353

Обновлено: 2018-03-16 Опубликовал(а): dafad

Слишком часто журналисты собственной жизнью расплачиваются за свободу печати, и из раза в раз повторяются одни и те же трагедии: 7 января 2015 года были убиты журналисты и карикатуристы французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo; в 2013 году в Мали в ходе репортажа для Международного французского радио были убиты журналисты Гислен Дюпон и Клод Вердон; в Центральноафриканской Республике была убита журналистка Камий Лепаж; от рук ИГИЛ пали Джеймс Фоли и Стивен Сотлофф. А сколько их было еще…

Выполняя свои профессиональные обязанности, журналисты защищают и нашу свободу. Словами, фотографиями, видеоматериалами они выражают страдания и надежды тех, кто без них был бы обречен на молчание.

По данным организации «Репортеры без границ» (РБГ), в 2016 году были убиты 62 профессиональных журналиста, 8 технических сотрудников и 9 журналистов-любителей. С 2008 года 812 журналистов были убиты при исполнении своих служебных обязанностей. Сотни других были брошены в тюрьмы и порой подвергались пыткам.

Свобода мнений и их выражения сегодня находится под угрозой, и угроза эта идет по нарастающей. В мире возникает все больше кризисов, и журналисты все чаще и чаще становятся мишенями. Однако задача по защите свободы слова и свободы печати касается не только конфликтов и терактов. Во многих регионах множатся законодательные и нормативные меры, излишне ограничивающие свободу слова путем создания условий, которые позволяют государствам вторгаться в сферу редакционной политики СМИ. Для запрета любой критики и закрытия неугодных средств массовой информации используются любые меры — такие, в частности, как уголовные преследования за клевету на религию — и любые предлоги — чрезвычайное положение или борьба с терроризмом. В этих условиях вопрос о защите журналистов и о борьбе с безнаказанностью приобретает центральное значение для обеспечения свободы печати в то время, как около 90% преступлений, совершенных против журналистов, остаются безнаказанными.

Обязательства Франции

Франция ратифицировала основные международные юридические акты по правам человека, в которых закреплена свобода мнений и их выражения.

Свобода мнений признается, в частности, в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, а также в статьях 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 1966 года. Свобода мнений выражается во всех своих формах. Она представляет собой один из столпов стабильного демократического общества и гарантирует другие вытекающие из нее права.

Свобода мнений «налагает особые обязанности и особую ответственность», а, значит, эта свобода может быть сопряжена с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом. Однако такие ограничения, которые вводит государство, не должны приводить к полной отмене самого этого права. В статье 20 Международного пакта о гражданских и политических правах уточняется, что «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

Как и все основные свободы, свобода вероисповедания или убеждений неразрывно связана со свободой мнений и их выражения. Помимо свободы культа, она включает в себя свободу исповедовать ту или иную религию или придерживаться тех или иных убеждений; свободу не причислять себя ни к какой религии, переходить из одной религии в другую или отказаться от религии. В международном плане ограничения свободы мнений не относятся к критике религий или их символики. Об этом напоминает Комитет по правам человека в своем общем комментарии по вопросу о свободе мнений и их выражения (12 сентября 2011 года).

Франция поддерживает деятельность Специального докладчика ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение; эта должность была учреждена в 1993 году, и в настоящее время ее занимает г-н Дэвид Кэй (Dаvid Kaye) (США). В целях защиты свободы слова, в том числе, и в Интернете он уполномочен собирать информацию о нарушениях свободы слова, проводить расследования на местах и представлять рекомендации государствам. В своем докладе, представленном на 20 сессии Совета по правам человека, Специальный докладчик рекомендует, в частности, государствам усилить защиту журналистов в Интернете и в уголовном порядке вести борьбу с безнаказанностью, а также с законами, которые ограничивают свободу СМИ.

Комитет — а позже Совет — по правам человека принял ряд резолюций о свободе мнений и их выражения, соавтором которых выступила Франция. Данные резолюции подтверждают, что в правовом государстве эта свобода является одной из основных свобод.

Кроме того, Франция активно поддержала принятие Европейским Союзом в мае 2014 года Руководства по правам человека в области свободы выражения мнений в интернете и вне его. Данное руководство представляет собой ценный инструмент в распоряжении сети дипломатических учреждений ЕС и его государств-членов, который призван способствовать продвижению свободы слова и ее защите.

Франция ратует за свободу слова и по линии Совета Европы. Дело в том, что с точки зрения применения статьи 10 Европейской конвенции по правам человека, посвященной свободе выражения мнения, наша страна подпадает под контроль Европейского суда по правам человека. Комитет министров Совета Европы принял также «Руководящие принципы по защите свободы слова и информации во время кризисов».

Помимо этого, с 1997 года собственный Представитель по вопросу о свободе средств массовой информации есть и у Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Свобода слова в цифровой век

Франция привержена защите свободы слова, в том числе, и в Интернете. Сегодня Интернет является общемировым средством распространения информации и мнений, и им пользуются, в частности, оппозиционные движения, правозащитники и журналисты. Однако Интернет стал и орудием пропаганды ненависти, каналом распространения материалов, которые могут наносить ущерб морали и здоровью граждан, а также подрывать безопасность государств.

По мере развития социальных сетей множатся случаи нарушения права человека со стороны государств, которые, по определению «Репортеров без границ», являются «врагами Интернета».

Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на свободу мнений и их свободное выражение, а также представитель ОБСЕ по вопросу о свободе средств массовой информации учитывают эту проблематику в своих расследованиях и рекомендациях. Эти эксперты, равно как и их коллеги из Организации американских государств и Африканской комиссии по правам человека и народов в марте 2010 года обнародовали совместное заявление, в котором они осуждают 10 угроз для свободы выражения мнений в мире (PDF, 52,6 Kб), в том числе, действия ряда государств, направленные на контроль Интернета или ограничение доступа к Сети.

Международные организации действуют, главным образом, по двум направлениям:

  • Совет по правам человека регулярно поднимает вопрос о защите свободы мнений и их выражения в Интернете;
  • ОБСЕ и Совет Европы ведут работу по борьбе с пропагандой расизма, антисемитизма и ксенофобии в Интернете; Совет Европы, в частности, разработал международный нормативный акт — Дополнительный протокол от 28 января 2003 года к Конвенции по киберпреступлениям, стороной которого Франция является с 2006 года.

Франция и защита журналистов

Франция проявляет особую активность в области свободы печати и защиты журналистов. Дело в том, что работники СМИ первыми становятся жертвами ограничений свободы слова, в частности, в ходе вооруженных конфликтов.

В соответствии с положениями международного гуманитарного права, содержащимися в Женевских конвенциях, стороны вооруженного конфликта обязаны защищать журналистов, сотрудников СМИ и связанный с ними персонал в той же степени, что и гражданское население (статья 79 Дополнительного протокола I к Третьей женевской конвенции), однако никаких конкретных мер по защите именно журналистов в зонах вооруженных конфликтов до сих пор принято не было.

По инициативе Франции и Греции и при партнерском участии «Репортеров без границ» Совет безопасности ООН единодушно утвердил резолюцию 1738 (2006) о защите журналистов в ходе вооруженного конфликта, направленную на предотвращение актов насилия в отношении журналистов. Резолюция 1738 — первая резолюция Совета безопасности, посвященная защите журналистов в ходе вооруженных конфликтов; в ней еще раз подтверждаются основополагающие принципы защиты гражданского населения и содержится напоминание о том, что такая защита распространяется на журналистов, сотрудников СМИ и связанный с ними персонал. Резолюция напоминает сторонам конфликта о существующих нормах защиты гражданского населения в ходе вооруженных конфликтов и, в частности, обязанности сторон по такой защите, предотвращению актов насилия в отношении гражданского населения и по борьбе с безнаказанностью. В резолюции предусматривается также, что Генеральный секретарь ООН будет посвящать безопасности журналистов один из разделов своих докладов о защите гражданского населения в ходе вооруженного конфликта.

Эта резолюция стала отправной точкой в области защиты журналистов, и на нее дается ссылка в целом ряде резолюций Совета безопасности ООН по данному вопросу, в частности, резолюция 1910 по Сомали (2010 год), резолюция 1973 по Ливии (2011 год) и резолюция 1974 по Афганистану (2011 год).

26 ноября 2013 года Генеральная ассамблея ООН консенсусом впервые утвердила резолюцию, посвященную безопасности журналистов, как в условиях конфликта, так и в мирное время. В резолюции содержится призыв к государствам предотвращать насилие в отношение журналистов из уважения к их независимости, бороться с безнаказанностью лиц, повинных в таком насилии, и конкретно претворять в жизнь существующие положения с тем, чтобы «содействовать созданию безопасных и благоприятных условий для того, чтобы журналисты выполняли свою работу независимо и без излишнего вмешательства». Резолюция расширяет поле защиты с учетом профессиональной эволюции в сфере СМИ.

В этой резолюции 2 ноября провозглашается Международным днем прекращения безнаказанности за преступления против журналистов. Эта дата была выбрана по инициативе Франции в память о французских журналистах Гислен Дюпон и Клоде Вердоне, убитых в Мали 2 ноября 2013 года.

Франция действует в защиту журналистов и в других организациях системы ООН, в частности, в ЮНЕСКО, которая провозгласила борьбу за безопасность журналистов неотъемлемой частью своего мандата. В апреле 2012 года ЮНЕСКО одобрила межведомственный план действий по обеспечению безопасности журналистов и проблеме безнаказанности. Этот план сопровождается стратегией реализации на 2013-2014 годы, и он направлен на координацию действий в системе ООН. В плане к борьбе за безопасность профессиональных работников СМИ привлекается гражданское общество и неправительственные организации (НПО). Что же касается стратегии, то ее цель — следить за тем, чтобы с учетом постоянно изменяющегося медийного ландшафта законы защищали не только журналистов, но и блогеров, а также тех, кого называют репортерами новых СМИ.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) также играет важную роль, заостряя внимание на этой проблематике, в частности, в своих докладах Совету по правам человека. Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение уполномочен, среди прочего, собирать всю необходимую информацию, относящуюся к случаям насильственных действий против профессиональных работников СМИ, стремящихся к осуществлению своего права на свободу мнений и их выражения. Франция стала одним из соавторов резолюции 27/5, касающейся безопасности журналистов и борьбы с безнаказанностью, которая была принята Советом по правам человека в 2014 году на сентябрьской сессии.

И наконец, Франция поддержала созданную Советом Европы Интернет-платформу для сбора информации об инцидентах, касающихся журналистов, инициированную по случаю конференции по вопросам свободы СМИ и безопасности журналистов, которая была организована в Париже 4 декабря 2014 года Парламентской ассамблеей Совета Европы при содействии верхней палаты французского парламента Сената.

Полезные ссылки:

  • Свобода слова на веб-сайте ЮНЕСКО
  • Представитель ОБСЕ по вопросу о свободе СМИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *