Что означает термин предвечный совет

Предвечный совет Святой Троицы

(18 голосов: 4.9 из 5)

Предве́чный сове́т Свято́й Тро́ицы – безначальный, вневременный (происходящий до века, до времени – «пред» веком, «пред» временем) замысел Бога о мире, созерцание Богом от вечности образов мира (бытия мира).

Предвечный совет Святой Троицы назван предвечным, поскольку он осуществляется вне времени, присущего нашему тварному миру. Предвечный совет Святой Троицы осуществляется в Божественной вечности, предшествуя бытию всех сотворенных вещей и событий. На предвечном совете Святой Троицы определено Божественное представление о каждом существе, которому предстоит получить от Бога жизнь. Предвечный совет назван советом, ибо в нем участвуют все Лица Пресвятой Троицы.

Предвечный совет – особый совет. Участвующие в нем Лица Святой Троицы существуют нераздельно и обладают единой Божественной волей. Идеи и замыслы предвечного совета – идеи и замыслы единого всемогущего Существа, которые всегда исполняются и претворяются в жизнь. Поэтому слово «совет» в данном случае ближе понятию волевое предрешение, волеизъявление, понимаемому как мысль, план или идея, которая непременно и непреложно осуществится.

По слову св. Иоанна Дамаскина, Бог «созерцал всё прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Божественные мысли, планы и образы и есть «предвечный и неизменный совет» Божий, в котором «начертано всё, предопределенное Богом и неукоснительно совершающееся, прежде его бытия». Божественный совет неизменен, вечен и непреложен, ибо вечен и неизменен Сам Бог. На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о творении человека, что отражено в словах Писания: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о Воплощении Сына Божия и спасении человечества.

Предвечный совет о спасении человеческого рода есть замысел о Воплощении как соединении Божественного и человеческого естества в Богочеловеке Иисусе Христе, о спасении и искуплении человеческого рода через Его крестную смерть и воскресение из мертвых. Этот замысел есть главнейшая часть общего замысла Бога о всем тварном мире.

Божественный замысел о спасении человеческого рода есть вечный замысел, как и все замыслы Бога. Предвидя человеческое грехопадение прежде создания мира, Бог в вечности определил спасение человечества.

Первое Лицо Святой Троицы Бог Отец выступил Предначертателем этого решения.

Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий ради спасения человечества изъявил согласие к Воплощению, что отражено в словах Писания: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне» (Евр. 10:7-10), а также в словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Третье Лицо Святой Троицы Святой Дух предуготовил Себя быть ниспосланным Отцом во имя Сына, чтобы Своим благодатным действием духовно преображать верующих в Сына Божьего, усваивать им плоды Его жертвы, сообщать им бесценный дар Богопознания, делать их «причастниками Божьего естества» (2Пет. 1:4).

См. БОЖЕСТВЕННЫЕ ИДЕИ, ХРИСТОЛОГИЯ, ПРЕДВИДЕНИЕ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ

2. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Участие Лиц Прсв. Троицы в спасении человека

Свщ. Писание (Быт. 1, 26) говорит, что созданию человека предшествовало некое таинственное совещание Божественных Лиц. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». В православном богословии это совещание Божественных Лиц о создании человека получило наименование Предвечного Совета Божия. Само это слово «совет» по отношению к предвечному Божественному замыслу о спасении человека встречается в Свщ. Писании (Деян. 2, 23). Следует иметь в виду, что славянское слово «совет» означает «волеизъявление», а не «совещание», ибо «совещание» по смыслу означает согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина. В чем суть этого Совета, почему именно человек почтен таким Божественным вниманием?

Бог создал человека свободным существом, которое способно злоупотребить своей свободой, повернуться спиной к своему Создателю. Поэтому некоторые современные богословы даже говорят о сотворении человека как о некотором Божественном «риске». Бог предвидел, что человек недолжным образом воспользуется своей свободой и согрешит. А согрешив, будет нуждаться в Искуплении. Поэтому Бог определил спасти человека и предызбрал к этому необходимые средства. Эти средства — Воплощение Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы, и Его искупительная Жертва.

Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы принести Себя в искупительную жертву ради спасения человека и всего мира. Без этого согласия творение мира было бы так же невозможно, как и без творческого действия Отца. Тайна домостроительства открыта нам лишь отчасти, в той мере, в какой это для нас необходимо и спасительно. В частности, нам совершенно неведомо, почему Бог для спасения людей избрал именно такое средство, а не какое-то иное, хотя если исходить из того, что Бог всемогущ, Он мог бы, вероятно, изыскать и иные способы спасти людей от осуждения. Почему именно таким образом Господь благоволил спасти человека, мы не знаем; не случайно апостол Павел (Еф. 1, 9) говорит об Искуплении как о тайне воли Божией. Совет Божий о спасении человека называется Предвечным Советом. В сотворении человека Бог как Творец проявляет величайшую ответственность перед Своим творением: наделяя человека свободой, которая заключает в себе возможность злоупотребления ею, Бог принимает на Себя ответственность и за последствия этого злоупотребления, принимает решение в лице Второй Ипостаси Пресвятой Троицы принять на Себя и разделить с человеком все последствия его падшести. Свщ. Писание говорит, что это решение было предвечным, т. е. Бог предвидел падение человека и принял решение о спасении его еще до сотворения мира. Апостол Павел (Рим. 14, 24) называет это решение тайной, о которой «от вечных времен было умолчано». В Еф. 3, 9 он говорит о тайне, «сокрывшейся от вечности в Боге». В Еф. 1, 4 апостол говорит, что «Бог избрал нас в Нем (т. е. во Христе) прежде создания мира». И Сам Христос называется в Свщ. Писании Агнцем, предназначенным в жертву от создания мира (I Пет. 1, 19-20 и Откр. 13,8).

Каково участие Лиц Святой Троицы в спасении человеческого рода?

Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Через Воплощение и искупительную Жертву Сын совершает наше спасение. Господь во время Своего земного служения неоднократно говорил, что Он пришел для того, чтобы исполнить волю Отца. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34). «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин. 5, 36). «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего». (Ин. 10, 17-18) Апостол Петр (1 Пет. 1, 18-19) говорит, что мы искуплены «от суетной жизни… драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца».

Святой Дух усвояет искупленным грешникам заслуги или, лучше сказать, искупительные плоды Жертвы Христовой и Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению». (2 Феc. 2, 13) Везде в Свщ. Писании, где говорится о благодатном освящении человека, предполагается действие Святого Духа. Например, Ин. 3, 5: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

Вопрос 23. Что такое «Предвечный Совет»

Мир возник не случайно, а в соответствии с Божественным замыслом. И логика заставляет признать, что этот замысел является вечным, поскольку мысль о сотворении мира не могла в Боге возникнуть внезапно.

Предве́чный сове́т Свято́й Тро́ицы – безначальный, вневременный (происходящий до века, до времени – «пред» веком, «пред» временем) замысел Бога о сотворенном Им мире.

Предвечный совет Святой Троицы назван предвечным, поскольку он осуществляется вне времени, присущего нашему тварному миру. Предвечный совет Святой Троицы осуществляется в Божественной вечности, предшествуя бытию всех сотворенных вещей и событий. На предвечном совете Святой Троицы определено Божественное представление о каждом существе, которому предстоит получить от Бога жизнь. Предвечный совет назван советом, ибо в нем участвуют все Лица Пресвятой Троицы.

Предвечный совет – особый совет. Участвующие в нем Лица Святой Троицы существуют нераздельно и обладают единой Божественной волей. Идеи и замыслы предвечного совета – идеи и замыслы единого всемогущего Существа, которые всегда исполняются и претворяются в жизнь. Поэтому слово «совет» в данном случае ближе понятию волевое предрешение, волеизъявление, понимаемому как мысль, план или идея, которая непременно и непреложно осуществится.

По слову св. Иоанна Дамаскина, Бог «созерцал всё прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Божественные мысли, планы и образы и есть «предвечный и неизменный совет» Божий, в котором «начертано всё, предопределенное Богом и неукоснительно совершающееся, прежде его бытия». Божественный совет неизменен, вечен и непреложен, ибо вечен и неизменен Сам Бог. На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о творении человека, что отражено в словах Писания: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о Воплощении Сына Божия и спасении человечества.

Предвечный совет о спасении человеческого рода есть замысел о Воплощении как соединении Божественного и человеческого естества в Богочеловеке Иисусе Христе, о спасении и искуплении человеческого рода через Его крестную смерть и воскресение из мертвых. Этот замысел есть главнейшая часть общего замысла Бога о всем тварном мире.

Божественный замысел о спасении человеческого рода есть вечный замысел, как и все замыслы Бога. Предвидя человеческое грехопадение прежде создания мира, Бог в вечности определил спасение человечества.

Первое Лицо Святой Троицы Бог Отец выступил Предначертателем этого решения.

Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий ради спасения человечества изъявил согласие к Воплощению, что отражено в словах Писания: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне» (Евр. 10:7-10), а также в словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Третье Лицо Святой Троицы Святой Дух предуготовил Себя быть ниспосланным Отцом во имя Сына, чтобы Своим благодатным действием духовно преображать верующих в Сына Божьего, усваивать им плоды Его жертвы, сообщать им бесценный дар Богопознания, делать их «причастниками Божьего естества» (2Пет. 1:4).

Вопрос 24. Откуда в тварном мире возникло зло?Что такое зло?

Зло впервые появилось еще в мире ангелов, задолго до создания человека.

Из Книги Бытия (гл. 1) известно, что все творение хорошо весьма. Это есть надвременная характеристика всего творения: творение вышло из рук Божиих, и поэтому оно – благо. В таком случае возникает вопрос: откуда же в мире зло?

Зло впервые появилось еще в мире ангелов, задолго до создания человека.

Сама по себе проблема зла может быть серьезно поставлена и решена только в контексте христианского мировоззрения. С точки зрения христианского учения зло не может иметь места среди тварных сущностей. По свидетельству свв. отцов, злые духи также были сотворены благими. Преп. Иоанн Дамаскин учит, что и диавол «не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра и не получил в себя от Создателя и следа зла». Свят. Кирилл Иерусалимский также говорит, что он был «сотворен добрым».

Однако духовный опыт человечества, в особенности христианский опыт, однозначно свидетельствует, что зло не есть просто некоторый недостаток, несовершенство природы. Зло имеет свою собственную активность.

Ответ на вопрос о природе зла дает Сам Господь Иисус Христос. Молитва Господня («Отче наш») заканчивается прошением «избави нас от лукаваго». Лукавый не есть нечто, некоторая сущность, – это некто, некоторая личность. Поэтому, с христианской точки зрения, зло есть не природа, а состояние природы или, точнее, состояние воли разумного существа, ложно направленной по отношению к Богу. В. Н. Лосский дает такое определение зла: «Зло – это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога».

На основании Священного Писания возможно дать следующее определение злых духов, или падших ангелов: это личностные, т. е. свободно-разумные, бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру мир, однако зависимый от Бога.

Священное Писание не оставляет нам никаких сомнений в том, что злые духи существуют в действительности. Это не просто образы, в которых персонифицируется безличное зло. В главе 3 Книги Бытия повествуется об искушении прародителей; в Книге Левит (гл. 16) говорится (по чтению масоретского текста) озлом духе Азазеле; во Втор.32о языческих жертвах говорится как о жертвах, приносимых бесам. Сам Господь Иисус Христос в Своих поучениях говорит о демонах как о реальных существах, изгоняет их и повелевает ими.

Мир, который образовали отпавшие от Бога духи, не хаотичен, он имеет четкую организацию. Священное Писание говорит о мире злых духов как о царстве (см.: Мф.12:26). Единоличным главою этого царства является некоторый дух, который в Священном Писании имеет несколько наименований: сатана (см.: Мф.12) (евр. šāѴ6;āѴ0; – противящийся), диавол (греч. διάβολος, – клеветник), веельзевул (исторически Ваал-зебуб – название одного из ханаанских божеств, которое упоминается в 4Цар.1:2). Именуется он также древним змием (Откр.12:9), драконом (Откр.12:3–4). Господь Иисус Христос называет его князем мира сего (Ин.12:31). Это наименование указывает на то, что наш падший мир, в силу греховной плененности людей, находится в значительной степени во власти этого духа. Ап. Павел по этой же причине называет его богом века сего (2Кор.4:4) и князем, господствующим в воздухе (Еф.2:2). Крайняя враждебность мира падших духов и его главы по отношению к Богу выражается в словах Христа, Который главу этого царства прямо называет врагом (Мф.13:24–25).

Среди бесплотных духов святостью и духовным величием особенно выделялся один – Денница, или Люцифер (что значит Светоносец). По своей близости к Богу он превосходил всех остальных ангелов.

Вы помните, что ангельская природа, как и человеческая, нуждается в постоянном совершенствовании и утверждении себя в добре. Ангелы, как и люди, имеют единственный источник своей святости и духовных сил в Боге. И ангел так же, как и каждый из нас, обладает свободной волей, которая способна не только следовать воле Божией, но и уклоняться от нее.

Теперь скажите, в каком случае люди становятся далеки друг от друга, хотя бы и жили в одной квартире? – Когда они теряют взаимную любовь. Так и тот, кто теряет любовь к Богу, становится далек от Него. В этом – величайшее падение.

Денница, высший ангел, залюбовался своей тварной, ангельской красотой. Он отверг любовь к Богу и пожелал сам занять место Бога.

Это называется гордостью, или самолюбием (эгоизмом). Суть такого греха заключается в своекорыстном повороте внимания к самому себе. Падший ангел проявил такой интерес к себе, что его собственное «я» стало для него в центре мироздания. Денница сделался кумиром для самого себя, а все остальное посчитал за средство к своему прославлению.

Зло не имеет самостоятельного бытия, своей собственной природы. Это добровольное желание разумных существ жить без Бога. Зло явилось как сознательное уклонение от добра, противление ему. Оно – протест против Бога и всего, что от Бога. Поэтому зло есть уклонение от бытия к небытию, от жизни к смерти.

Зло коренится в неправильно понятой свободе и неверно направленной воле. Оно ищет во всем самостоятельности, обособленности от Творца, и поэтому само по себе есть величина совершенно мнимая, в действительности равная круглому нулю.

Это состояние богоборчества и богопротивления. А как сила, направленная против Создателя, оно всегда разрушительно.

Самая суть зла в постоянном искажении, повреждении того, что существует. Те, кто делают зло, причиняют вред и великие страдания в первую очередь самим себе, так как идут вопреки собственной природе, созданной по образу Божию.

Что такое Предвечный совет Святой Троицы?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

До сотворения человека, состоялся Предвечный совет Святой Троицы, на котором решалось Богом, быть или не быть человечеству.

«В Законе Божием говорится о том, что сотворению человека предшествовал совет Лиц Св. Троицы. — пишет протоиерей Олег Стеняев. — Сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…» (Быт.1,26). Св. Отцы учат, что это совещание Лиц Св. Троицы учитывало все, что может произойти с человечеством.

Так как Бог не ограничен во времени и в Нем нет прошлого и будущего, а есть только настоящее, Ему известно все, что было, все, что есть, и все, что будет. Будущее и прошлое (в нашем понимании) для Создателя — всегда настоящее.

Итак, перед созданием человечества учитывалось все, что впоследствии могло произойти с людьми.

Само слово «совет» или «совещание» только условно может быть использовано по отношению к Лицам Св. Троицы, здесь более уместно употребить слово «волеизъявление». Ибо слово Бога — оно обладает творческой силою; и когда Господь говорит «да будет», то все сразу и сбывается.

Совет Лиц Св. Троицы учитывал при сотворение человека, наделяемого свободной волею, что другие свободные существа — ангелы неправильно распорядились этим даром, и третья часть их отпала от Бога.

Человечество и было создано, по учению Отцов, чтобы восполнить число отпавших ангелов. И то, что случилось с их третью, не должно было повториться. Но предвидение Божие показывало, что должно произойти со всем родом человеческим; и тогда и было проявлено божественное волеизъявление, что если люди неправильно воспользуются даром свободной воли, то Сын Божий (третье Лицо Пресвятой Троицы) совершит дело Искупления рода человеческого.

Главным средством в деле нашего искупления должно было оказаться боговоплощение Сына Божия, Который по Божеству должен быть единосущен Богу Отцу, а по Человечеству Своему единосущен всему человечеству. Сын Божий в Самом Себе должен был исцелить поврежденную природу рода человеческого. Что и совершилось в явление Сына Божия в этот мир «нас ради человек, и нашего ради спасения» и что особенно раскрылось в страданиях Сына Божия на Голгофском Кресте.

Еще праведный Иов восклицал о судах Божьих: «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9,32-33). Таким посредником, о Котором взывал Иов Многострадальный, и оказался Господь наш Иисус Христос, о Котором и сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2,5).

По Божеству, войдя в этот мир, по Человечеству — выйдя из него, Сын Божий и совершил служение примирения между Богом Отцом и падшим человечеством. Своею Кровию Он не только искупил наши грехи и преступления, но и исцелил нас от греховной смерти.

Его Кровь обладает великой силою попалять грех, не только как совершившийся факт нашей жизни, но и как склонность ко греху, как закон греха, действующего в нас.

В этом смысле спасение человека есть действие евхаристичное. Спастись в Православии означает именно — пресуществиться. К чему и призывает нас Сын Божий словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6, 54-57).

В Благодарственном правиле по св. Причащении мы находим такие слова: «…пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвяти простую пятерицу».

Иными словами, спасение, совершаемое силою искупительной Крови Сына Божия, — есть всецелое исцеление нашей природы. Вот почему в православном пониманий, в отличие от протестантского верования, термин «оправдание» тождествен термину «освящение».

Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6,4).

Обновленная жизнь — есть измененная природа, другое, новое бытие. Все сие совершается только во Христе и со Христом.

Для католиков с их «юридической» теорией Искупление — это выкуп, который был заплачен Богу Самим Богом; получается, что Бог Сын заплатил цену Крови Богу Отцу. Эта теория не выдерживает библейской критики. Для протестантов Искупление — это амнистия, которая мало что меняет в самой душе человека; он остается таким же грешником, но Бог его прощает. Такой подход тоже не выдерживает библейской критики. Нам же, православным, нужен не выкуп, не амнистия, а именно исцеление.

Само греческое слово, переведенное у нас как «спасение», в корневой своей основе содержит слово, означающее в переводе с греческого — здоровый. Следовательно, означает выздоровление, исцеление от порчи, смертельной болезни, хронического недуга. Христос Своим боговоплощением и последующими страданиями на Кресте именно исцеляет нас от проказы греха, исцеляет, т. е. сообщает нам новый здоровый образ жизни. На это существенное отличие православного понимания термина «спасение» необходимо обратить внимание.

Сказано о Тайне Боговоплощения: «открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом»(Еф.1,9-10).

«Прежде положил в Нем» — и означает, что прежде сотворения человека о Сыне Божием и было благоволение Божие соделать Его Искупителем всего рода человеческого.

Следовательно, и само приуготовление верных ко спасению совершилось прежде создания мира. Сказано: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»(Еф.1,4-5).

О том, что Сын Божий должен был стать Жертвою Крови за грех человечества, было также решено на Предвечном Совете Лиц Троицы, до сотворения мира. Сказано, что мы спасаемся: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1Пет.1,19-20).

Вся Святая Троица участвует в деле нашего Домостроительства (Спасения):

Бог Отец благоизволил спасти людей через Своего Единородного Сына. Сказано:»Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16).

Сын Божий благоизволил исполнить сию Волю Отца Своего. Сказано: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин.5,36).

Дух Святой благоизволил усвоять искупленным грешникам дар новой Жизни во Христе и со Христом. Сказано: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес.2,13).

Также на Предвечном Совете Св. Троицы было решено, что Сын Божий совершит окончательное искупление человечества, взойдя в небесное святилище Царства неизреченного света. Сказано: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление»(Евр.9,11-12); и еще: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9,24).

Итак, мы видим, что план нашего спасения был принят на Предвечном Совете Лиц Св. Троицы, еще прежде создания мира. И осуществляется при участии благоизволения всех Лиц Св. Троицы, такое благоизволение и называется Божественным Домостроительством, начало которому было заложено еще прежде бытия сего мира».

Святая Троица ─ это три Бога?

О воле Божией в нашей жизни

<< На главную страницу Вопросы священнику >>

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понятие о Домостроительстве. Предвечный совет Пресвятой Троицы о спасении человеческого рода.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт 1, 26). Славянское слово «совет» означает «волеизъявление», а не «совещание», ибо «совещание» по смыслу означает согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина. Еще в Священном Писании этот Совет называется: тайна воли Божией (Еф. 1, 9)

Божественный «риск».

Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы принести Себя в искупительную жертву ради спасения человека и всего мира.

Прп. Иоанн Д: «И в этом открываются вместе и благость, и премудрость, и правда, и всемогущество Божии.»

Совет Божий о спасении человека называется Предвечным Советом. В сотворении человека Бог как Творец проявляет величайшую ответственность за Свое творение: наделяя человека свободой, которая заключает в себе возможность злоупотребления ею, Бог принимает на Себя ответственность и за последствия этого злоупотребления, решает в лице Второй Ипостаси Пресвятой Троицы принять на Себя и разделить с человеком все последствия его падения.

Священное Писание говорит, что это решение было предвечным, т.е. Бог предвидел падение человека и принял решение о спасении его еще до сотворения мира. Апостол Иоанн называет Христа Агнцем, закланным от создания мира (Откр. 13, 8).

1.2 Сотериологический образ Христос – Первосвященник.

Смысл сотерологического образа Христа – Первосвященника в том, что Христос по образу ветхозаветных первосвященников, главная обязанность которых была приносить дары и жертвы за грехи (Евр. 5, 1), принес Самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мира как непорочный и чистый Агнец, и таким образом драгоценною Кровию Своею (1 Петр. 1, 19) примирил нас с Богом, избавил нас от греха и его следствий, приобрел нам вечные блага.

Этот образ имеет основание в Священном Писании. Он был провозглашен еще в Ветхом Завете, где Сам Бог устами пророка Давида назвал Мессию: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109, 4). О том, что этот псалом относится к Нему, засвидетельствовал Сам Христос (Мф. 22, 43-44; Мк. 12, 35-37; Лк. 20, 40-44). Подробно раскрыт этот образ в Послании к Евреям, где он многократно использован: уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа(Евр. 3, 1); имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания . Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно , искушен во всем, кроме греха.

входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр. 6, 19-20).

Во-первых, Во-первых, по знаменованию царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира (Евр. 7, 1-2).

Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего (Быт. 14, 18). Салим, по толкованию библеистов, есть будущий Иерусалим, в переводе с еврейского (Шалем – шалом) – невредимый, целый, мирный. Таким образом, Мелхиседек прообразовал не только первосвященническое служение Христа, но и царское.

Во-вторых, Мелхиседек без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр. 7, 3). Таким образом, он прообразует превечного Сына Божия, превечное рождение Которого от Отца было непонятно иудеям.

сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. Поэтому священство Христово выше ветхозаветного, ибо меньший благословляется большим.

В чем же это превосходство состоит? Во-первых, священство Христа является вечным и неотменяемым, что подтверждено клятвой Бога: И как не без клятвы, – ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Евр. 7, 20-21).

Во-вторых, ветхозаветные священники как люди умирали, и поэтому их священство было переходящим от одного к другому, а Христос, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7, 23-24).

Наконец, ветхозаветные священники, как грешные люди, приносили жертвы и за свои грехи, и за грехи всех людей.

Ветхозаветные жертвы только прообразовывали очистительную жертву, а не сами собой очищали грехиХристос же один раз и навсегда принес Себя в жертву ради спасения мира: Он совершил это однажды, принеся Себя Самого (Евр. 7, 27),

Итак, ветхозаветные жертвы не очищали от греха, а лишь прообразовывали ту Жертву, которую мог принести только Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся Себя Самого. (Евр. 7, 26-27).

2.1 Участие Лиц Пресвятой Троицы в домостроительстве. Почему воплотился именно Сын Божий: ответы Святых Отцов.

в домостроительстве принимают участие и Отец и Святой Дух. Это вытекает из единосущия Лиц Троицы и их нераздельности, кроме личных (ипостасных) свойств. Они имеют единую волю и единое действие, потому невозможно, чтобы Какое-либо из Них действовало только от Себя, без участия двух Других.

Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Бог Сын – добровольное согласие принести Себя в искупительную Жертву ради спасения человека и всего мира. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Действие

Сына Божия не завершились Его земной жизнью. Христос действует в Церкви: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20Преподает Себя в Евхаристии: Я есмь хлеб жизни. (Ин. 6, 48-56). Он совершает частный суд над человеком после его смерти: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22), Он будет судить весь мир во время Страшного суда: заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его (2 Тим. 4, 1). Он будет царствовать в Горнем Иерусалиме: престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему (Откр. 22, 3)

Святой Дух — усвояет искупленным грешникам искупительные плоды Жертвы Христовой, и Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения: Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению (2 Фес. 2, 13). Везде в Священном Писании, где говорится о благодатном освящении человека, предполагается действие Святого Духа. Например: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин. 3, 5).

Это, опять же, тайна Божия. Святые Отцы – воплощение именно Второго Лица Троицы наиболее сообразным с Его свойствами:

1. Как Сына.

-«Сын Божий благоволит стать и именоваться и Сыном человеческим, не изменяя того, чем был (ибо это неизменно), но приняв то, чем не был (ибо Он человеколюбив») свт. Григорий.

-Поэтому Сын Божий делается Сыном человеческим, чтобы (Его личное) свойство сохранялось неизменным. Прп. Иоанн Дамаскин.

2. Как Лица, через Которое все сотворено, в том числе и человек

-Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть – Ин. 1, 3)

-«Иначе мы и не могли научиться, что свойственно Богу, если бы Учитель наш, Ипостасное Слово, не соделался человеком: ибо кто мог возвестить нам об Отце, как только Его Собственное Слово (свт. Ириней Лионский. Против ересей. 5, 1).

3. Как Образа Божия (Сей (Сын Божий), будучи сияние славы и образ ипостаси Его (Отца) – Евр. 1, 3), по Которому создан человек. – Обновление Образа Божия в человечестве через И.Х. как Образа Отца, Которого не имел никто другой.

Сотериологический образ Христос – Царь.

Архангел Гавриил в словах, обращенных к Деве Марии во время Благовещения: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 32-33).

покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2), и многократно Сам Христос; Царем этого Царства Он Сам Себя признавал: Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь (Ин. 18, 37).

Смысл этого образа в том, что Сын Божий, имеющий царскую власть над всем миром как Бог, получает ее своей победой и как человек. Он разрушает ад и выводит из ада души праведников, Своим Воскресением побеждает смерть и тление, по Своем Вознесении восседает по своему человечеству одесную Бога Отца, и Ему дана всякая власть на небе и на земле(Мф. 28, 18).

Царственная власть Христа над всем миром, как чувственным, так и духовным, проявлялась во всей Его жизни. Свидетельств об этом множество – претворение воды в вино, укрощение моря, хождение по водам, изгнание бесов, исцеление больных, воскрешение мертвых, умножение хлебов и т.д. Большинство из этих событий являются чудесами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *