Что такое бармицва?

Бат-мицва

24.07.2015 1574

Сегодня праздник у девчат!

Ну, всё, еврей, поздравляем!

Пришла пора счастья и ликования, «цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей» – это твой дочке исполнилось 12 лет она бат мицва !

И это значит, что она может краситься маминой помадой, курить папины сигареты, возвращаться домой позже полуночи с дискотеки, и, наконец, осуществить мечту детства: сделать выбранную в соседнем салоне наколку в виде хамсы, любовно обвитой красной нитью, со словами «Шма Исраэль»?

Конечно, нет!

Это значит, что она вступила в возраст половой (как время летит!) и религиозной зрелости, способна сама отвечать за свои поступки перед Б-гом, выходить замуж, – и в этом не уступит ни одному полово-религиозно-зрелому еврейскому мальчишке!

Ведь это же – наша девочка, чтоб вы все так жили.

Доча-доча, что ж мы будем делать?

Всё вышеописанное и нижеизложенное называется броским словом «Бат-мицва» (буквально: «дочь заповеди»), – как совершенно ясно, парное ранее описанной «Бар-мицве».

Поэтому, не будем повторяться на тему чисто иудейского сакрально-общественного смысла праздника, уровня взрослости в голове и тестостерона в детских чреслах, и что, как ими обоими распоряжаться, а перейдем сразу к делу.

Итак, как только еврейской девочке исполняется 12 лет и один день (дабы не смешать праздник с простым Днем рождения), она начинает считаться большой девочкой, получая все права в плане исполнения заповедей и религиозных традиций, предписанных Торой и Талмудом нашим старшим сестрам, мамам, тетям и бабушкам, и, особенно – женам.

Вообще, во многих культурах существует церемония перехода от детства к отрочеству, зависящий от исторических традиций, культурных ценностей и пр., но только в еврейской среде характер действа определяется понятием «принятие ответственности».

А, собственно, ответственности за что? Ответ, как всегда, готов: за свои отношения с людьми (куда входят вечные и прекрасные понятия – доброта, помощь, честность) и со Всевышним (соблюдение заповедей, ритуальная чистота и изучение Торы), ответственность за мысли и намерения, за слова и поступки.

Другое дело, понимает ли это «виновница торжества» в свои-то 12 лет? Ну, это уж как получается, точнее – как папа с мамой воспитали…

Бат-мицва – везде и всюду!

Празднование Бат-мицвы, как было выше сказано, парной мальчуковой Бар-мицве, прочно вошло в еврейский национальный обиход только с XIX века, зато – сразу в очагах всемирной культуры: во Франции и Италии.

Казалось, дело современное, феминистическое, а – значит, модное, но прошло немало времени, прежде чем девчоночье совершеннолетие обрело признание, широко распространившись во всех странах, не минуя Израиль. А все потому, что пионерами в этой области выступили реформисты, решившие дать «наш ответ» христианской конфирмации.

Понятно, это не могло не вызвать резкого протеста, а наиболее резко возражал погибший в черную годину Холокоста раввин Аарон Валкин (1864-1940 гг.) из общины Пинска-Карлина.

В подтверждение своих слов, он приводил три беспроигрышных аргумента:

1) кто приглашает «мужчин и женщин, старых и молодых», чтобы отпраздновать 12-летие дочери, тем самым подражает гоям, чем нарушает прямой запрет Торы: «По их установлениям не ходите» (Ваикра, 18:3);

2) атмосфера подобного торжества может подтолкнуть приглашенных к греху, ибо проводится не по установлениям раввинов и, главное, не по установлению лично его, раввина Аарона Валкина!

3) евреям запрещено нарушать обычаи предков, которые ни о какой-такой Бат-мицве слыхом не слыхивали.

Но напрасно строгий раввин метал громы и молнии с амвона: со временем ортодоксы переняли этот обычай: сначала – отдельные семьи-«бунтари», потом – многие, и, в итоге, Бат-мицва стала почти повсеместной.

А если что – всегда есть на кого сослаться: другие раввины отнеслись к девчачьему празднованию благосклонно: например, рав Мешулам Рат (1865-1963гг.), один из лидеров религиозных сионистов Восточной Европы, не только разрешал Бат-мицву, но и настойчиво рекомендовал коллегам-раввинам выступать во время церемонии с речью о важности соблюдения заповедей.

А его коллега, иерусалимский раввин-ортодокс, рабби Ханох Гросберг считал, что праздновать Бат-мицву не только можно, но и правильно: в наши дни, когда семейные торжества нередко устраивают по незначительным поводам, неверно не отпраздновать столь религиозно значимое событие!

Как отпраздновать Бат-мицву и никого не обидеть?

Формы празднования Бат-мицвы разнообразны до изобилия: в некоторых общинах равноправные с парнями девочки читают Хафтару и особые молитвы в ходе синагогальной службы, в других – праздник ограничен домашним застольем и угощениями в школе, в третьих – его все еще игнорируют: не мальчишка – нечего и праздновать.

Формально правы-то именно последние: поскольку женщины, в силу естественной природы, не участвуют в общественных молитвах на равных с мужчинами, официальной церемонии по поводу вступления в совершеннолетний возраст им не положено. Перед святой субботой девочка удостаивается зажечь субботние свечи.

Но как отказать дочке в празднике? Чего доброго еще, закатит истерику, побьет тарелки, возненавидит весь мужской род, а главное – свой возраст и пол. И если с годами ничего не поделаешь, то половую принадлежность можно, не дай Б-г, изменить! Не так ли получаются разные кончиты вурсты, мужеподобные лесбиянки, жутко размалёванные готы и прочие чуды-юды, не к ночи будь помянуты…

Вот чтобы дитя не вешалось — не плакало, давайте постараемся каким-то образом отметить это событие, конечно, не нарушая законов Торы.

Например, переймем прогрессивный опыт большинства израильских синагог, где отца девочки и совершеннолетних братьев (если, конечно, все они есть) вызывают к чтению Торы, после чего раввин произносит нравоучительную проповедь-«драшу», связанную с этим событием, а «виновницу торжества» забрасывают конфетами и орешками.

После этого празднование переносится в круг семьи, и оно проходит почти точно так же, как ранее описанная Бар-мицва.

В итоге – всем хорошо: девочка счастлива, родители довольны, раввин не оскоромился, а мы закончили очередную статью цикла.

И это – хорошо, товарищи!

Законы и обычаи

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет и 1 день для мальчиков и 12 лет и 1 день для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет и 1 день. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

В современной практике достижение возраста бар-мицва (в неортодоксальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или Хафтары во время Шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, в том числе обсуждение недельной главы. Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины. Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет и 1 дня мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет и 1 дня).

Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы и ведение ими богослужения. Однако публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав Танаха, прочитать фрагменты других текстов (например, из Книги Эстер, Псалмов) или молитвы из сиддура.

бар-мицва

БАР-МИЦВА́ (בַּר מִצְוָה; буквально `сын заповеди`), мальчик, достигший возраста 13 лет и одного дня и считающийся физически взрослым, а потому правомочным и обязанным исполнять все религиозные заповеди.

Согласно Мишне, достигший 13-летнего возраста обязан исполнять все религиозные заповеди (Авот 5:21); все обязательства, данные после достижения возраста 13 лет и одного дня, подлежат неукоснительному исполнению (Нид. 5:6). В Талмуде (БМ. 96а) термин бар-мицва используется для обозначения лица, на которое распространяется действие Закона. Только в 15 в. термин бар-мицва стал употребляться и для обозначения события, знаменовавшего вступление мальчика в религиозное и правовое совершеннолетие.

Актом, символизирующим как для мальчика, достигшего положенного возраста, так и для всей общины принятие им прав и обязанностей члена общины, является приглашение этого мальчика к чтению Торы в синагоге (обычно хафтара). Отец мальчика, также приглашаемый к чтению Торы, произносит формулу: «Благословен Тот, который снял с меня ответственность за этого «. В Восточной Европе мальчик приглашался к чтению Торы в синагоге в понедельник или четверг после своего тринадцатилетия по еврейскому календарю. В Западной Европе приглашение к чтению Торы имело место обычно в первую субботу после тринадцатилетия. Приглашение к чтению Торы в ходе субботней утренней службы является сейчас общепринятым в странах Запада и во многих синагогах Израиля. К чтению Торы приглашаются и члены семьи мальчика, и раввин произносит проповедь, посвященную бар-мицве и моральным и религиозным обязанностям нового полноправного члена общины.

После завершения утренней службы устраивается праздничный киддуш, и в тот же или на следующий день — торжественный банкет. Часто мальчик произносит в синагоге или во время банкета специально подготовленную речь на талмудическую тему или на тему общего характера, связанную с вопросами религии, еврейской культуры, еврейской национальной проблематики и т. п. В реформистских (см. Реформизм в иудаизме), консервативных (см. Консервативный иудаизм) и некоторых ортодоксальных (см. Ортодоксальный иудаизм) конгрегациях такая речь заменяется молитвой перед открытым Ковчегом завета. Обычно в день бар-мицвы мальчику дарят подарки, главным образом — книги. Главная ритуальная обязанность, которую должен выполнять мальчик со дня бар-мицвы, состоит в ежедневном возложении тфиллин во время утренней молитвы. У сефардов чести помочь юноше при первом возложении тфиллин удостаивается раввин или один из самых уважаемых членов общины. Хасиды (см. Хасидизм) течения Хабад считают, что мальчик должен начать возлагать тфиллин за два месяца до предстоящей бар-мицвы; первый месяц без благословения, а второй — с благословением. В ряде конгрегаций стран Запада мальчик допускается к бар-мицве лишь после сдачи им особых экзаменов по ивриту и основам еврейской религии.

С 1967 г. в Израиле многие мальчики проводят ритуальную часть обряда бар-мицва у Западной стены. С этой же целью совершают специальное паломничество в Иерусалим многие евреи стран рассеяния.

Брит-мила и бар-мицва — два этапа в жизни еврея

В сегодняшней недельной главе Торы «Ваера» мы читаем и об обрезании, и о бар-мицве. Тора рассказывает об Ицхаке — первом еврейском мальчике, которому сделали обрезание: «И обрезал Авраѓам Ицхака, сына своего, восьмидневным, как повелел ему Б-г».
И продолжает Тора: «И вырос ребенок и…» — дальше в Торе стоит глагол «ваигомаль», и большинство комментаторов трактуют эту фразу так: «И вырос ребенок, и был отнят от груди». Однако «Мидраш раба» говорит: «Ваигомаль — и перерос свое «йецер-га-ра» (злое начало), когда исполнилось ему 13 лет». По этому мнению Авраѓам был первым еврейским отцом, праздновавшим день совершеннолетия своего сына и устроившим по этому поводу большое пиршество, «пир великий». Раши объясняет, что на том пиру были великие люди того поколения — Шем, Эвер и Авимелех, и поэтому он назван «великим», но не потому, что был многолюдным, богатым или многодневным. Мидраш добавляет: «Пир великих: Ог и все великие мира — Эшколь, Анер, Мамре (ученики Авраѓама, фактически — руководители еврейского народа того времени) были приглашены на эту бар-мицву».
Мы не найдем упоминание о том, что Авраѓам устроил большое торжество по поводу обрезания Ицхака, и даже о праздновании свадьбы Ицхака не сказано «великое торжество». Тора долго и подробно рассказывает о сватовстве Ицхака, о том, как он стал женихом Ривки. Но нигде в Торе и в мидрашах не говорится, что устроили большую свадьбу, даже о маленькой свадьбе нет ни слова…
Так что же на самом деле важнее для еврея — брит-мила или бар-мицва? Каждый еврей любит похвастаться тем, как праздновали его совершеннолетие. В то же время об обрезании евреи много не распространяются. При этом совершенно очевидно, что брит-мила намного важнее, так как это заповедь, данная нам Торой. Еврей, которому не сделали вовремя обрезание, обязан сделать брит-милу в любом возрасте, иначе он не мог совершать жертвоприношения в Храме и т.п. А что такое бар-мицва? В конечном счете — всего лишь вызов к Торе и праздничная трапеза!
Любавичский Ребе объясняет в одной из своих бесед, что весь смысл обряда брит-мила заключается в том, что во время его совершения Всевышний заключает союз с евреем (а не еврей со Всевышним). Не отец ребенка приводит сына к заключению союза со Всевышним, а сам Творец вступает в вечный завет с новорожденным, обозначающий, что он, еврей, принадлежит Создателю. Всевышний ставит на теле этого ребенка особый знак, который указывает, что оно является Его собственностью, как сказано: «И будет завет Мой на вашем теле заветом вечным». То есть это союз, заключенный Всевышним, а не человеком.
Рамбам пишет, что во времена рабовладения на теле раба ставилось специальное клеймо, указывающее на его принадлежность определенному хозяину. Сбежавшего раба соответственно этому клейму возвращали его господину. Так и Всевышний ставит на теле еврея знак, отличающий его от представителей всех других народов мира. Поэтому обрезание делают в возрасте 8 дней, а не 13 лет. Ведь для совершения этого обряда не имеет значения, чего хочет и что думает ребенок. Создатель заключает союз с еврейским ребенком, а не ребенок с Создателем.
Бар-мицва представляет собой нечто совершенно иное. Какую заповедь исполняет первой еврейский ребенок, достигший совершеннолетия? Можно подумать, что это заповедь наложения тфилин, но это неверно. Ведь девочки, например, не обязаны выполнять эту заповедь. На самом деле первая заповедь исполняется ребенком вечером в канун дня совершеннолетия. Сразу же после выхода звезд ребенок обязан прочитать молитву «Шма». Так еврейский ребенок, достигший совершеннолетия, сознательно принимает на себя полную ответственность перед Всевышним за свои поступки и обязывается служить Ему.
Другими словами, бар-мицва — это день, когда еврей заключает союз с Творцом. В возрасте 8 дней Всевышний выбирает еврея и обязуется никогда не покинуть его. Когда же еврею исполняется 13 лет, то он сам выбирает Всевышнего и обязуется служить Ему вечно.
Суть совершеннолетия заключается в сознательном принятии на себя обязательств перед Всевышним, и поэтому требует большой и длительной подготовки ребенка к этому ответственному жизненному событию. Ребенка начинают приучать к исполнению многих заповедей с самого раннего возраста, а затем учат его читать Тору, молиться, накладывать тфилин. И тогда по достижению совершеннолетия ребенок способен сознательно совершить свой свободный выбор и принять обязательство исполнять все заповеди Торы. Поэтому еврею незачем гордиться, что ему сделали обрезание. Сам он ничего не сделал, это не его достижение. Всевышний заключил с ним союз. По-другому обстоит дело с совершеннолетием. Решение быть евреем исходит от самого ребенка и является плодом многолетней кропотливой работы его родителей, учителей и его самого. Во время обрезания можно сказать: «Он будет евреем!» На бар-мицве говорят: «Он решил быть евреем!»
Интересно, что зарождение и формирование еврейского народа тоже прошло два эти этапа. Вначале Всевышний повелел Авраѓаму сделать обрезание. Это была единственная заповедь, данная за сотни лет до дарования Торы. Это было как бы рождение еврейского народа. Решение, принятое евреями во время дарования Торы, можно назвать бар-мицвой еврейского народа. Там они заключили союз с Создателем, приняли Его Тору, сказали: «Сделаем и услышим». Это было их чтение «Шма».
Поэтому обрезание Авраѓама не стало таким большим событием. А во время дарования Торы, бар-мицвы еврейского народа, весь мир шумел и бурлил. Были там и огненные «фейерверки» и все, что обычно бывает на праздновании бар-мицвы. Даже те, кто там не был, задрожали и поняли, что происходит что-то необыкновенное.
Поэтому день совершеннолетия празднуют как большое торжество. В этот день еврейский мальчик или девочка принимают на себя обязанность перед лицом Всевышнего быть евреями. Ребе, ссылаясь на книгу «Зоѓар», говорит, что день совершеннолетия должен быть для каждого еврея таким же радостным и полным веселья, как и день свадьбы. И так же, как на свадьбе все должны радоваться и радовать жениха, так и на праздновании бар-мицвы надо радоваться и радовать виновника торжества. И причина веселья кроется в том, что еще один человек присоединяется к еврейскому миру и будет исполнять заповеди Торы. Ведь это прибавляет радости еще и потому, что если еще один еврей подключается к общему делу, то это облегчает работу остальных. Какую работу? Подготовку мира к приходу Мошиаха, который все ближе и ближе с каждой бар-мицвой. Так разве это не повод превратить день совершеннолетия в большой и веселый праздник?!
Гут Шабес, дорогие друзья!

Раввин Бенцион Ласкин,
Нью-Йорк

Подпишитесь на нашу рассылку Мы будем писать вам только о самом важном

Уважаемые читатели ForumDaily!

Спасибо, что остаетесь с нами и доверяете! За последние четыре года мы получили массу благодарных отзывов от читателей, которым наши материалы помогли устроить жизнь после переезда в США, получить работу или образование, найти жилье или устроить ребенка в садик. Мы рады, что помогаем вам в период иммиграции, который может быть довольно сложным.

Сейчас мы хотим попросить ВАС о поддержке. Качественная журналистика достаточнo затратная. После резкого сокращения рекламных поступлений от Facebook, наши доходы не покрывают расходы на содержание редакции, что ставит под угрозу беспрерывную работу сайта. Мы не вводим платную подписку, как это делают многие американские СМИ, и предоставляем доступ ко всем нашим материалам бесплатно, поскольку понимаем, насколько важно для русскоязычных иммигрантов получать проверенную информацию на родном языке. $5, $10, $20 — любая сумма, которой вы сможете поделиться с нами, поможет выжить сайту, а значит, мы сможем и дальше предоставлять полезную информацию тысячам иммигрантов. Поддержите качественную журналистику! Мы верим в силу наших читателей!

Всегда ваш, ForumDaily!

Бар мицва обрезание — Какая связь между Бар мицвой и обрезанием?

Что же говорится о праздновании бар мицвы и брит милы в первоисточниках? Святые документы не регламентируют характер торжества. Вообще традиция отмечать совершеннолетие появилась относительно недавно. Родители, желая, чтобы день запомнился мальчику и семье на всю жизнь, организовывают церемонии и даже прибегают к помощи профессиональных агентств. Не найдём мы и упоминаний о праздновании брит милы в Торе. Такая практика набирает популярности в современном обществе и связана с гордостью и счастьем за то, что Бог подарил семье сына и позволил его воспитать, вырастить.

Что же на самом деле важнее для еврея – обряд обрезания или становления, взросления? Бар Мицва оставляет неизгладимые впечатления, ведь наложение Тфилин и Выход к Торе – те события, к которым мальчик начинает готовиться заблаговременно. Быть удостоенным чести читать Тору, следовать божьим заповедям – огромное событие для юноши. Между тем, о брит миле не принято говорить много. При этом совершенно очевидно, что брит мила важнее, ведь это та заповедь, которую дала Святая Тора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *