Что такое библ

Цикл занятий по священной истории Нового Завета(разработка урока для учеников 2-го года обучения воскресной школы)

Православный институт святого Иоанна Богослова

Факультет церковного служения

Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея,

архиепископа Тверского

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

ПО СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ НОВОГО ЗАВЕТА

(разработка урока для учеников

2-го года обучения воскресной школы)

выпускная квалификационная работа по православной педагогике

Выполнила:

Руководитель:

Рецензент:

МОСКВА

Пояснительная записка……………………………………………………………3

Содержание программы…………………………………………………………..5

Учебно-тематический план на 2 год обучения……………………………….…7

Конспект занятия…………………………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….13

Библиография…………………………………………………………………….14

Пояснительная записка

Программа имеет религиозную, социально-педагогическую, культурологическую направленность и предназначена для получения детьми 7-8 лет дополнительного начального религиозного образования.

Актуальность:

В связи с принятием образовательного стандарта для Воскресных школ, есть необходимость в разработке данной программы.

Целесообразность:

Не случайно в возрасте 7лет дети впервые приходят на исповедь. С этого момента начинают давать оценку своим поступкам и могут давать отчет в своем поведении. Поэтому очень важно в этот период воспитать в детях твердое убеждение, глубокое христианское мировоззрение, развить тонкое нравственное чувство, воспитать детей с верой и совестью. Данная программа направлена на передачу начатков знаний о Боге, православной церкви, вере, пробуждение желания жить со Христом, в Его Церкви, укрепление духовных сил, формирование благотворных навыков молитвы, смирения перед волей Божией, служению ближним.

Оригинальность и новизна данной программы заключается:

1. В изменении формы общения с детьми,

2. В изменении формы проведения занятий (творческие мастерские, беседы, игровые занятия)

3. Включение экскурсий в программу

4. Выездные мероприятия

5. Использование современных информационных технологий

6. Уроки с участием родителей, для единения группы, семьи и прихода в совместной работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

При составлении данной программы был использован стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации, утвержденный Священным Синодом в 2012, и следующие программы:

1. Закон Божий для церковно-приходских воскресных школ (Ростов-на Дону), сост. Н. Режабек

2. Основы православия. Программа по Закону Божию для детей младшего и среднего школьного возраста на 5 лет обучения. Г. Новосибирск

3. Закон Божий. Прот. С.Слободской

Цель программы – духовно-нравственное воспитание детей, формирование православного мировоззрения, через изучение Священной Истории Ветхого и Нового Заветов.

Задачи:

Обучающие:

· дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе;

· сформировать ценностные жизненные ориентиры;

Развивающие:

· помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы;

· научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.

Воспитательные:

· заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия;

· воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию;

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа:

1-й год – дети 7 лет

2-й год – дети 8 лет

Срок реализации программы – 2 года. В первый год обучения предполагается изучение Священной Истории Ветхого Завета и рассчитано на 1 час в неделю, 28 часов в год. Дополнительно выделяется время на проведение праздничных и выездных мероприятий. Во второй год обучения предполагается изучение Священной истории Нового Завета с такой же нагрузкой.

Формы и режимы занятий: теоретические, практические, игровые, творческие, экскурсии, выезды, индивидуальные, совместные с родителями. Продолжительность занятий зависит от содержания урока, психологического состояния детей и может варьироваться от 30 до 45 минут.

Структура занятия:

1. Оргмомент. Встреча с детьми, приветствие, молитва, сообщение темы.

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение нового материала

4. Первичное закрепление материала

5. Контрольные задания

6. Подведение итогов

7. Домашнее задание

Ожидаемые результаты:

· знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира;

· знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона);

· представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч;

· представление о Церкви как собрании людей во имя Христа;

· знание названий двунадесятых и великих праздников;

· знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии;

· знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана;

· знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств;

· осознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.

· выявление и осознание собственных греховных поступков;

· построение исповеди и исправление грехов.

Способы проверки знаний, умений и навыков — преимущественно творческие (интеллектуальные игры, круглые столы, дискуссии, творческие мастерские, поручения и задания, в которых проявляются нравственные стороны личности).

Учебно-тематический план на 2 год обучения

Тема

Кол-во часов

Теоретических

Практических

Благовещение Пресвятой Деве Марии

Рождество Христово

Экскурсия в храм Христа Спасителя

Сретение

Отрочество и юность Иисуса Христа

Крещение Иисуса Христа

Искушение Иисуса Христа в пустыне

Экскурсия в Третьяковскую галерею

Первые ученики Христа

Первое чудо Иисуса

Чудесный лов рыбы

Избрание двенадцати апостолов

Воскрешение сына вдовы

Чудесное насыщение множества людей пятью хлебами

Дежурство в трапезной

Хождение Иисуса Христа по водам

Преображение Господне

Притча о милосердном самарянине

0,5

Поездка в детский дом

Притча о заблудшей овце

0,5

Притча о блудном сыне

0,5

Помощь родителям по дому

Притча о мытаре и фарисее

0,5

Уборка в храме

Воскрешение Лазаря

Вход Господень в Иерусалим

Раздача вербы на службе

О Страшном Суде

Предательство Иуды

Тайная вечерь. Омовение ног ученикам. Установление Таинства Причащения

Моление о чаше

Взятие под стражу Господа Иисуса Христа

0,5

Иисус на суде у первосвященников

0,5

Отречение Петра

0,5

Иисус Христос на суде у Пилата

0,5

Шествие на Голгофу. Распятие Господа Иисуса Христа.

0,5

Положение во гроб и погребение Спасителя. Стража у гроба.

0,5

Воскресение Христово.

Явление Иисуса Христа по Воскресении.

Вознесение Господне.

Итого:

Каждое занятие предполагает практическую часть – подготовка тематических разворотов, посещение службы после занятий, творческие и домашние задания. Также предполагаются выездные занятия, на которых дети могут на практике применить полученные знания, умения и навыки. В течение всего учебного года учащиеся и их родители активно участвуют в общешкольных мероприятиях: Рождество, Пасха. День именинника, Дмитровские игры, общешкольная игра «По страницам православия».

Методическое обеспечение курса:

1. Иконы

2. Репродукции событий Священной Истории

3. Библия

4. Священная История в пересказе для детей

5. Диски с видеофильмами

6. Презентации

7. Аудиозаписи

8. Карточки

9. «Вертеп»

10. Модель храма

11. Наглядное пособие «сотворение мира»

12. Поучительные рассказы Б. Гонаго и др. писателей

13. Ноутбук

14. Диапроектор

15. Магнитофон

Конспект занятия

Тема занятия: «Рождество Христово».

Цель занятия – познакомить детей с событиями праздника «Рождества Христова».

Задачи:

— дать первоначальные знания о событиях Рождества Христова;

— выучить тропарь празднику;

— познакомить с православной традицией постановки вертепных представлений;

— развить познавательный интерес к Священной Истории Нового Завета;

— сформировать навыки молитвы;

— развить творческое мышление, воображение;

— развить у детей коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную работу в группе;

— воспитать в детях культуру общения и поведения, самостоятельность, терпение, трудолюбие, чувства взаимопомощи и любви к ближнему.

Термины (ключевые слова): вертеп, ясли, волхвы, тропарь.

Дидактический материал: икона «Рождество Христово», карточка с тропарем, настольный вертеп.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

1) Орг. момент. Приветствие. Молитва перед уроком. Сообщение темы.

2) Повторение (проверка домашнего задания)

3) Изучение нового материала (рассказ о празднике по иконе, изучение тропаря, знакомство с традицией постановки вертепных представлений)

4) Закрепление нового материала (постановка вертепного представления: проигрывание Рождественских событий)

5) Подведение итогов урока (контрольные вопросы)

6) Домашнее задание (выучить тропарь празднику, нарисовать рисунок на рождественскую тематику)

7) Уборка в классе. Молитва после урока

Рекомендуемая литература:

1. Библия

2. Закон Божий. Прот. С.Слободской

3. Я иду на урок в Воскресную школу. ,

4. О преподавании Закона Божия.

5. http://rojdestvo. *****/Rojdestvo/Vertepy/

Заключение

В ходе работы с детьми в младшей группе Воскресной школы автором данной работы были проведены разнообразные творческие уроки, в том числе и занятие на тему «Рождество Христово». В ходе проверки знаний, умений и навыков были получены следующие результаты: дети с легкостью запоминают учебный материал, проявляют познавательный интерес к предмету, творческие способности, улучшаются коммуникативные качества детей.

Данная программа носит практический характер и в ходе работы с детьми может варьироваться и изменяться.

Библиография

Воронов школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов и учителей. – М., 1999.

Воскресная школа: Сборник педагогических материалов опубликованных в 1998 году. – М.: Б. и., 1998. – 128с.

Закон Божий: Руководство для семьи и школы / Сост. прот. Серафим Слободской. – Переиздание. – С-Пб.: САТИСЪ, 1997. – 660, 9с. – Приложение.

Закон и Заповеди Божий / Сборник учебных программ. – М.: Издательство Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1992. – 93с.

Как учить детей Закону Божию по первой книжке прот. А. Моляревского. – С-пб. Типография Училища Глухонемых, 1901. – 92с.

Куломзина С. Закон Божий для самых маленьких. – М.: Паломник, 1997. – 50с.

Островский К., прот. О сегодняшнем дне Воскресной школы. // Воскресная школа. – М., 1999. — №44 (116). – с.6-7. – 16 с.

Педагогика: Учебник / Под ред. . М.: Педагогическое общество России, 2002. – 604с. – (Образование XXIв.)

Первая книжка по Закону Божию для детей. / Сост. Рот. А. Моляревский – С-пб. Типография Спб. акцион. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1901. – 75с.

Программа Закона Божия для преподавателей церковно-приходских воскресных школ Ростовской епархии. / Сост. Наталия Режабек; ред. свящ. А.Демидов, свящ. В. Тер-Аракельянц. – Ростов – на Дону, 1999.

Сборник программ по Закону Божию для церковно-приходских воскресных школ. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. – 143с.

Шестун Е., свящ. Православная педагогика / учебное пособие. – М.: Про-Пресс. – Изд-во «Православная педагогика», 2001. – изд. 2-е, испр. и доп. – 560с.

О преподавании Закона Божия. – Переиздание. – Ярославль, 1998. – 234с.

http://kazan. *****/ — сайт Казанской епархии Московского Патриархата Русской Православной Церкви

http://rojdestvo. *****/Rojdestvo/Vertepy/ — тематический сайт о Пасхе и Рождестве Христовом

http://media. *****/ — сайт Отдела религиозного образования и катехизации

Учебные и методические пособия для воскресных школ

Готовясь к выступлению на епархиальном семинаре педагогов воскресных школ, нигде не смогла найти анализа существующих учебно-методических пособий. Исследовав и проанализировав различные ресурсы, в итоге получила обзор, которым хочется поделиться с теми, кто интересуется вопросами православной педагогики.

Надо отметить, что «линейка» учебников, по которым можно было бы последовательно, не «изобретая велосипеда» работать педагогу на православном приходе с детьми от младенчества до юности пока не создана. В настоящее время разрабатывается Единый учебно-методический комплект (далее — УМК) для воскресных школ, но, к сожалению, этот процесс затягивается на неопределенное время.

На сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации размещено объявление о сборе средств на разработку учебно-методического комплекта к курсу «Закон Божий» для воскресных школ в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви». Сделать эту разработку планируется исключительно за счет пожертвований благотворителей. Всего необходимо около 4 миллионов, из которых на сегодняшний день собрано около 600 тысяч.

Как долго будут собираться эти деньги, как скоро этот комплект увидит свет и, самое главное, когда по нему смогут работать в отдаленной российской глубинке — вопрос насущный. А еще немаловажен вопрос ценовой доступности: смогут ли малые приходы приобрести этот комплект.

Хорошим вариантом, удобным и доступным для всех педагогов, было бы размещение на сайте Отдела религиозного образования в свободном доступе электронных версий учебников с приложением иллюстраций. Однако пока речи об этом нет. Поэтому вниманию читателей предлагаем обзор существующих пособий, которые можно использовать в воскресной школе уже сегодня. Перечень не претендует на полноту, например, в нем нет учебников по закону Божию, катехизису, церковно-славянскому языку, толкований Священного Писания, и т.д.

Первая ласточка в процессе создания Единого УМК для приходских школ:

(Рис. 1) Основы христианской нравственности. Авторы: священник Андрей Мекрюков, Е.О.Момот. Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014. Учебное пособие для воскресных школ в 3-х частях (1 часть в двух книгах) и методическое пособие для учителя. Начальная ступень.

Пособие направлено на формирование нравственного поведения и усвоение моральных норм христианина. В первой части пособия главное внимание уделяется разъяснению причины существования в мире добра и зла и необходимости для человека выбора добра для достижения подлинного счастья, возможного только в свободном союзе с Богом.

Во второй части разъясняется понятие христианской добродетели как нравственных поступков, согласных с Божественным нравственным законом, и раскрывается содержание главных христианских добродетелей.

В третьей части рассказывается о добродетельной жизни, согласной с Божественным нравственным законом. Понятие добродетельной жизни раскрывается в отношениях христианина с Богом, с ближними и в самосовершенствовании.

История христианской Церкви: Учебное пособие для воскресных школ. Начальная ступень. священник Роман Сколота. Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2015.

Пособие призвано дать учащимся понимание того, что Церковь имеет древнее происхождение и богатую историю; опираясь на жизнеописания деятелей Церкви и святых, показать пример любви к Богу, людям и Родине, стойкости в вере; помочь учащимся в приобретении навыков церковной жизни.

Учебники хорошо иллюстрированы, интересная подача материала, в нашей воскресной школе мы используем это пособие на вторых уроках, после первого урока законоучительного (Ветхий или Новый Завет, Катехизис). Пособия доступны во многих интернет-магазинах, в том числе в Издательстве Московской Патриархии. Средняя цена на книгу 300 руб.

(Рис. 2) Следующим хочется отметить Учебно-методический комплект по Закону Божию для Воскресных школ. Автор комплекта — протоиерей Борис Пивоваров, доктор богословия.

Издательство гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского, Новосибирская митрополия. 2016.

Прекрасное, хорошо иллюстрированное, качественно сделанное новое издание. Книги приятно брать в руки, листать, рассматривать, работать с ними. Прекрасно подобран материал для каждого урока — знакомство с темой превращается в увлекательное путешествие в мир Веры и Церкви. Это самое полное пособие для воскресных школ, которое мне довелось видеть.

В состав комплекта входят следующие учебные и учебно-методические пособия:

1. Учебное пособие «Введение в Закон Божий» для учащихся воскресных школ дошкольного возраста (5-6 лет);

2. Учебное пособие «Закон Божий» для учащихся воскресных школ младшего школьного возраста (7-11 лет);

3. Учебное пособие «Закон Божий» для учащихся воскресных школ среднего и старшего школьного возраста (12-15 лет);

4. Учебно-методическое пособие «Закон Божий» для учителей воскресных школ (Книга для учителя).

Цитирую сопроводительное пояснение к пособию:

«Все разделы курса Закона Божия находятся в единой связи с учением о Богослужении и святоотеческим наследием Церкви Христовой. Главный принцип преподавания — христоцентричность. Это основное требование Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

Главная задача обучения — привить вкус и любовь к занятиям по Закону Божию, представить то самое важное, что может побудить обучающихся и после воскресной школы заниматься изучением Богослужения, Священного Писания, церковной истории и святоотеческий творений. А самое главное — приучить воспитанников воскресной школы регулярно посещать церковное Богослужение и полюбить его.

Основной учебный материал содержится в разделах Богослужение, Введение в Литургику, Священная история Ветхого Завета и Священная история Нового Завета. Остальные разделы — по церковной истории, житиям святых, а также сведения об иконах, храмах и монастырях — приводятся кратко.

Для старших школьников важное значение имеет раздел «Душеполезные уроки Аввы Дорофея». Его книга душеполезных наставлений — лучший учебник по основам христианской нравственности.

Учебный материал в книге для младшего школьного возраста расположен по ступеням. В книге — 30 ступеней, каждая из которых содержит материал по 6 разделам курса по Закону Божию:

1. О Богослужении.

2. Священная Библейская история. Ветхий Завет.

3. Священная Библейская история. Новый Завет.

4. Церковная история.

5. Жития святых.

6. Иконы, храмы, монастыри.

Учебный материал в книге для старшего и среднего также делится на 30 ступеней, каждая из которых содержит материал по 6 разделам курса Закона Божия:

1. Введение в Литургику.

2. Священная Библейская история. Ветхий Завет.

3. Священная Библейская история. Новый Завет.

4. Страницы церковной истории.

5. Душеполезные уроки аввы Дорофея.

6. Краткий катехизис.

Учебные пособия предполагают принцип обучения детей не по учебным годам и по классам, а по ступеням. Каждая ступень имеет несколько разделов, то есть уроков-занятий. Такое расположение учебного материала даёт возможность последовательного и систематического изучения всех разделов курса Закона Божия, т.к. церковное понимание Священной истории Ветхого Завета невозможно без освоения Евангелия и Священной истории Нового Завета. В духовных школах Русской Православной Церкви (духовных училищах и семинариях) изучение Священного Писания Ветхого Завета и Священного Писания Нового Завета идёт одновременно.

Четырёхлетний курс обучения наиболее удобно проходить, если материал одной ступени детьми будет осваиваться за один месяц, то есть за четыре занятия».

Сугубо личное мнение: это пособие на сегодняшний день является наиболее полным, качественным и интересным. Однако, вызывает большие сомнения эффективность предложенного метода работы по ступеням, когда «смешивается» изучение Ветхого, Нового Заветов, церковной истории, богослужений и житий святых. Есть опасность возникновения «каши» в голове детей, когда у них все события, даты и персоналии будут перепутаны. Впрочем, данный комплект позволяет преподавать материал в привычном формате — не по ступеням, а по разделам.

(Рис. 3) Еще один очень удачный методический комплект «Вертоград». Л. А. Захарова, директор Пущинской воскресной школы «Вертоград», которой и обязано издание своим названием. На базе этой воскресной школы, автор в течение 10 лет разрабатывала, дополняла и уточняла и проверяла на практике принципы и содержательную часть своего учебно-методического труда. В итоге разработка была удостоена награды победителя регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя — 2011» в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».

Учебно-методический комплект «Вертоград» успешно апробирован более чем в 50-ти воскресных школах. По оценке преподавателей комплект признан педагогически эффективным, удобным в использовании, содержащим в минимальном объеме необходимую информацию, а по отзывам воспитанников — интересным и увлекательным.

Комплект включает рабочие тетради, сборники тестов и книги для учителя — всего 30 книг в мягкой обложке по следующим предметам:

1. Храмоведение (Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)

2. Православный иконостас (Двунадесятые праздники. Лики святых. Подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели).

3. Ветхий Завет

4. Новый Завет

5. История Церкви

6. Православное богослужение (Всенощное бдение, Литургия)

7. Православный катехизис

8. Церковнославянский язык

Комплект разработан на основе классического учебника протоиерея Серафима Слободского, дополнен современными богословскими и естественнонаучными знаниями, обогащен сведениями по православной культуре. Учебный материал распределен с учетом возрастных особенностей учащихся. Конспекты учителя содержат: краткое описание курса, конспекты уроков в соответствии с календарно-тематическим планом и список литературы. Рабочие тетради включают: краткое содержание темы урока и практическое задание — запись ключевых слов, тезисов, раскраски рисунков, аппликацию, моделирование из бумаги.

Комплект предназначен для воскресных школ, православных гимназий, общеобразовательных школ. Заказ можно сделать на сайте храма Михаила Архангела г.Пущино: http://armih.ru/vert/uchebniki/zakaz. Стоимость одного комплекта примерно 3200 руб.

(Рис. 4) Основы православной культуры. Авторы: Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Издательство «ПРО-ПРЕСС», г.Москва.

Интернет говорит о том, что созданы учебники для 11 лет обучения в школе, но реально есть в наличии комплекты только для 1-4 классов, включающие в себя учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя.

1-ый класс — Бог Творец. Дни творения. Грехопадение. Обетование Спасителя, Краткая история Нового Завета.

2-ой класс — Церковный календарь. Праздники. Жития чтимых святых.

3-ий класс — Ветхий Завет. Внешнее и внутреннее устройство храма. Богослужение. Церковно-славянская азбука.

4 класс — Новый Завет.

Учебные пособия сделаны добротно, красочно. Высоко оцениваются педагогами и учащимися. Приобрести пособия можно в различных интернет-магазина. Огорчает сравнительно высокая цена при мягком переплете и небольшом количестве страниц.

(Рис. 5) Добрый мир. Православная культура для малышей. Шевченко Людмила Леонидовна. Методический комплект. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004-2011

«Добрый мир» — это методический комплект для развития духовно-нравственной культуры в дошкольных учреждениях. Комплект содержит: методическое пособие для педагога, наглядные материалы и CD-диск с музыкальными материалами. Материалы предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

В этом году хотим приобрести этот комплект для работы с малышами. По отзывам в интернете и найденным материалам можно судить о том, что это интересное и полезное пособие для детей дошкольного возраста.

(Рис.6) Учебно-методические пособия «Православная культура» для 1-11 классов общеобразовательных школ с методическими пособиями. Автор Шевченко Людмила Леонидовна.

Темы, рассматриваемые в средней и старшей школе:

4 класс. Тема 1. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые. Тема 2. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои.

5 класс. Книга 1 — «Введение. Основы православной культуры»; книга 2 — «История христианской Церкви в житиях ее святых».

6 класс. Святая Русь (10-17 века).

7 класс. Святая Русь (18-20 века).

8 класс. Книга 1. Христианская семья. Книги 2-3. Путь святых праздников.

9 класс. Творчество. Православные мастера и их творения.

10 класс. Духовное краеведение.

11 класс. Цель жизни. Азбука духовная. Наследие. Диалог культур и поколений.

Комплект издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это качественный, интересный комплект, выделяется тем, что содержит учебники для старших классов, которые с успехом можно использовать на уроках для подростков в воскресной школе.

(Рис. 7) Большая проблема с пособиями для занятий в воскресной школе для старшеклассников.

Здесь можно предложить пособие: Основы нравственности. Авторы: Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене.

В Методических указаниях к пособию его предлагается использовать как основу для курса «Православная этика» для старшеклассников с двумя вариантами поурочного планирования — трехгодичный (9-11 класс) и двухгодичный (10-11 класс).

В пособии проблемы этики, культуры, подростковой психологии сконцентрированы вокруг центрального вопроса — смысла жизни, ее цели и основных ценностей. Тем самым активно включается и формируется мировоззрение подростка, его правильное отношение к себе, семье, коллективу. Родине и миру в целом. Достоинством учебника является органическое сочетание текстов Священного Писания, отрывков из художественных, философских работ и обоснованность суждений.

В нашей воскресной школе пособие получило очень высокую оценку педагогов, работающих с подростками. Приобрети можно в интернет-магазинах. В сети доступна электронная версия.

(Рис. 8) Отдельно есть смысл отметить пособие Открытый урок. Л.В.Сурова. Книга для педагогов и родителей. М., Новый ключ, 2014.

Бакалавр богословия, член Союза писателей России, педагог Людмила Васильевна Сурова предлагает интересный подход к занятиям, заключающийся в проведении т.н. «длинных уроков» — т.е. все время, выделенное на занятие, используется для изучение одной темы — весь материал строится вокруг нее.

Для изучения темы активно используются шедевры древнерусского искусства — зодчества, иконописи, живописи, литературы, лучшие произведения мировой художественной культуры. Для работы выбираются высокохудожественные образцы, которые являются актуальными для внутреннего мира ребенка, деятельностного участия в жизни.

Грамотное, пластичное сопряжение всех учебных действий, основных, дополнительных и дополняющих является ключом методики данного урока. Будучи правильно выстроенным такой урок дает ребенку возможность не прерывать своего личного переживания, а, наоборот углубить его, сделать частью своего осмысленного опыта.

Опыт работы по программе «Лето Господне» изложен в книге Людмилы Васильевны для педагогов и родителей «Открытый урок». Также можно порекомендовать ее книгу «Мироведение», где описываются различные приемы, методики и программы преподавания в воскресных школах.

В нашей воскресной школе эту методику не используем, но отдельные уроки и обсуждения, изложенные в книгах, а также осмысление самого авторского подхода к изложению материала -окажутся полезными вдумчивому и ищущему педагогу.

***

Дополнительно хотелось бы обратить внимание педагогов на книги, раскрывающие опыт организации детских объединений на приходе, формирования традиций, организации праздников, совместных дел без которых невозможно по-настоящему сдружить детей, сделать их со- участниками важного процесса созидания приходской общины.

(Рис. 9) Малыши на приходе: Опыт создания детского объединения. Автор-составитель: Евгений Мороз. Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В издании представлены принципы составления комплексных программ работы с детьми младшего школьного возраста (6-10 лет) и конкретные рекомендации, которые помогут организовать систему занятий с детьми в церковной общине. Пособие полезно широкому кругу читателей: родителей, священников, студентов, православных педагогов.

(Рис. 10) Дети на приходе: Опыт создания подросткового объединения. Автор-составитель: Евгений Мороз. Издательство Московской Патриархии

Книга обобщает опыт нескольких поколений православных педагогов, которые посвятили свою работу созданию детских, подростковых и молодёжных объединений. Предлагаемые ими программы, принципы составления методик работы с подростками и конкретные рекомендации помогут организовать полезные и интересные занятия для детей в семье и в церковной общине.

Ксения Балакина,

воскресная школа храма Святаго Духа,

с. Майма, Республика Алтай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *