Что такое экстаз?

Сложно описать то состояние эйфории и счастья на грани исступления, которое понимается под словом «экстаз». Что такое экстатическое состояние, знают лишь люди, хоть раз его испытавшие. Об этом чувстве Сомерсет Моэм сказал так: «Прекрасное — это экстаз: оно так же просто, как голод. О нем, в сущности, ничего не расскажешь. Оно — как аромат розы: его можно понюхать, и всё».

Экстаз. Что такое экстатическое состояние

В переводе с греческого ekstasis — «исступление, восхищение». Это высочайший восторг, изменение человеческого сознания, потеря ощущения реальности и времени. В некотором смысле это подобие транса. Есть несколько интерпретаций этого слова. Так, очень часто в литературе упоминается религиозный экстаз. Что такое исступление и эйфория от длительных молитв, правда, знают сегодня немногие. Еще подобное эмоциональное состояние приписывают безграничному вдохновению и восторгу от визуального удовольствия, то есть упоения красотой.

Современный человек, как правило, воспринимает слово «экстаз» только в одном значении – высшая точка чувственного всплеска в момент сексуальной близости с партнером.

Экстаз и оргазм – не одно и то же

В некоторых источниках ошибочно в качестве синонимов употребляют оргазм и экстаз. Что такое оргазм на самом деле? Это чисто физиологическое, хотя и очень сильное, удовольствие, которое сопровождается непроизвольными спазмами некоторых мышц малого таза. Для оргазма характерно ощущение наслаждения, удовлетворения. Чаще всего это состояние достигается путем стимуляции эрогенных зон, гораздо реже оргазм наступает самопроизвольно, например во сне.

Экстатическое наслаждение находится вне пределов физического возбуждения, на уровне психоэмоционального восприятия. Проще говоря, экстаз происходит в голове. Это некий взрыв накопленных положительных эмоций, счастье, бьющее неконтролируемым фонтаном. Оргазм далеко не обязательно сопровождается экстазом, более того, это достаточно редкое явление. В то же время человек способен испытать экстатический всплеск даже без самого полового акта. Вызвать подобное чувство может просто близость или прикосновения любимого.

Женский экстаз

Общеизвестный факт, что для представительниц прекрасного пола путь к получению оргазма гораздо более долгий и сложный, чем для мужчин. Если мужское удовлетворение – обычный логический финал половой близости, то для девушки это скорее игра в рулетку, где везет далеко не всегда. Более того, огромное количество женщин и вовсе не знакомо с этими прекрасными ощущениями. Такие дамы чаще всего имитируют оргазм, и даже экстаз, чтобы потешить эго любимого.

Кстати, если спросить о том, что такое экстаз, у женщин, получающих настоящее, неподдельное физическое удовольствие от секса, они расскажут об этом намного больше, чем мужчины. Дело в том, что психоэмоциональное восприятие у слабого пола гораздо тоньше, чувствительнее. Дамы способны получать истинный восторг даже просто от присутствия любимого человека, а близость с ним может вознести их над реальностью. Таким образом, экстаз может быть знаком даже женщинам, не знавшим оргазма.

Верный путь к экстазу

Чтобы любовные утехи приносили настоящее наслаждение и восторг, очень важно, чтобы оба партнера к этому стремились. Здесь не может быть речи о какой-то совместной работе, этот путь должен основываться на взаимном стремлении осчастливить партнера и, конечно же, себя. Не существует строгой инструкции «Что такое экстаз и как его получить». Более того, обычно такие моменты наступают совершенно неожиданно, без всякой подготовки. Однако некоторые разумные рекомендации все же можно найти.

Женщине следует попробовать овладеть искусством чувственного сосредоточения. Полностью абстрагируясь от внешней суеты и стремления угодить партнеру, нужно находиться только здесь и сейчас, прислушиваясь к своим ощущениям. Используя эту тактику, раз за разом девушка получает все больше удовольствия, постепенно приближаясь к заветной цели.

Сильному полу не стоит забывать, как важна для партнерши обстановка, в которой происходит любовное действо. Спальня, украшенная цветами и свечами, непременно создаст положительный эффект и поможет даме получить максимум эмоций. Для женщины также важно осознавать, что она красива и желанна. Страстный взгляд партнера и нежный шепот с комплиментами – вот, чего она ждет в этот момент.

Тантрическая йога

Не помешает также воспользоваться литературой. Тантрическая йога – это направление, изучающее сексуальный экстаз, помогающее его достичь. В пособиях можно найти много интересной информации: что такое экстаз, фото специальных поз, способы психологического настроя. Согласно этому учению, при использовании определенных приемов мужская и женская сексуальные энергии способны высвободиться за пределы физиологии и воссоединиться, приводя к высшему блаженству.

Несмотря на всяческие научные теории, только настоящая любовь может создать те самые неповторимые энергетические вибрации, охватывающие одновременно тело и душу.

Измененные состояния сознания

Экстатические состояния, в том или ином виде, предстают в качестве наиболее глубинной формы традиционной ритуальной психотерапии. Следует подчеркнуть, что объектом воздействия ритуальной психотерапии являются фактически здоровые люди, но испытывающие эмоциональный стресс.

Экстатические состояния в рамках ритуальной психотерапии охватывают широкий спектр явлений, существующих в жизни общества и затрагивающих внутренний мир человека.

Для того чтобы проанализировать и понять столь многообразное явление, необходимо выделить некоторую общую часть в его функционировании. Для этой цели обратимся к понятию «измененные состояния сознания» (ИСС), используемое в психологической антропологии. Чтобы объяснить распространение какого-либо явления, необходимо:

выяснить роль и назначение его в жизни социальной общности и психологических особенностях деятельности индивида;

выявить его основы во внутриорганизменных процессах функционирования индивида (физиолого-биохимические механизмы);

определить значение его с позиций включенности человека в окружающие экологические взаимосвязи.

Подчеркнем, что измененные состояния сознания выражаются не только в субъективных ощущениях — психически, но и в соматических (телесных) внутриорганизменных трансформациях. Каковы же специфические черты, свойственные этим состояниям?

В книге американского антрополога Эрики Бургиньон «Психологическая антропология» (1979) выделяются следующие особенности ИСС:

изменения в ощущениях, восприятии, мышлении;

потеря ощущения времени и контроля;

изменение в выражении эмоций, в восприятии своего собственного тела;

сужение или расширение границ собственного «Я»;

растворение собственного «Я», сверхвнушаемость и др.

Какие же явления отвечают перечисленным признакам?

Это религиозный и сексуальный экстазы, ритуальный транс, состояние гипноза, сон в активной фазе (сновидений), состояния просветления, озарения («сатори» — в восточных культах), ощущения человека в кризисных состояниях (например, перед смертью) , состояния, переживаемые в трансперсональной медитации. Также и комплекс явлений, названный американским психологом А. Маслоу «высшими переживаниями», — ощущения в процессе или в результате одухотворенной деятельности. Это высшие точки творческого переживания, вдохновения, и мгновения экстаза от восприятия красоты природы и духа также можно к ним отнести.

Нередко возникают возражения против объединения столь разнородных явлений в одно целое, например сновидений. Поэтому рассмотрим, соответствует ли данный феномен признакам измененного состояния сознания?

Речь идет о той фазе сна, в которой мы видим сновидения: имеются ли во сне изменения наших ощущений? Что означает восприятие особых, неведомых наяву состояний? — Судите сами: во сне человек может не чувствовать своего тела или потерю его в весе — летать. Теряет ли человек чувство времени во время сновидений? — Такие явления наблюдаются. А можем ли мы контролировать свое поведение во сне? — Нет.

Еще один важный признак — сверхвнушаемость или потеря критичности: во сне часто отмечается уверенность в реальности происходящего, оно эмоционально переживается. Хотя во сне иногда проявляется вмешательство рационального «Я» — в желании проснуться, выйти из неприятной ситуации.

Важно подчеркнуть, что лишение сна либо регулярный краткосрочный сон — элементы техники вхождения в транс, используемой в традиционном обществе наряду с сенсорным голодом, физическим стрессом, ритмической музыкой и танцами.

Примечательно, что намеренное вхождение в ИСС может достигаться прямо противоположными действиями: и отсутствием эмоциональных впечатлений, тишиной, и избытком эмоциональной активности. При длительном недостатке сна организм человека как бы компенсирует его, дополняет с помощью ИСС в форме видений наяву или в какой-либо другой форме. То же касается ощущений людей, долгое время лишенных сенсорной информации: они слышат музыку, голоса людей и тому подобные явления в длительных путешествиях, в сурдокамере, в космических полетах.

Это не редкость в экстремальных условиях. В качестве примера влияния сенсорной депривации приведем ощущения Христины Риттер, проведшей 60 суток в условиях полярной ночи на Шпицбергене: часто возникало чувство всеобщей гармонии, особого смысла окружающего мира. Она чувствовала, что как бы воедино слилась со Вселенной. У нее развивалось состояние любви к этой ситуации, сопровождавшееся очарованием и галлюцинациями. Эту любовь она сравнивала с состоянием, которое испытывают люди при приеме наркотиков или в религиозном экстазе.

Вполне можно предположить, что таким способом человек защищается от перенапряжений и стрессов, что так срабатывает психологическая защита.

Именно такую функцию несут экстатические ритуалы в традиционных обществах. Это своеобразная вакцинация против психозов и неврозов, которая повышает психологическую стабильность общности путем провоцирования одержимых состояний, сходных по форме с патологическими.

Но явления ИСС могут быть и менее тотальными. Психотерапевтическое назначение их может быть ограничено преодолением дискомфорта, повышенной раздражительности, разлада с самим собой и в отношениях с другими людьми. Сон, например, снимает дис-балансированность, приводит к гармонизации, согласованности. Смысл такого рода реакций человека состоит в компенсации, своеобразном дополнении того, что не хватает ему для нормального функционирования в тех или иных трудных условиях. Этим поддерживается психологическая стабильность и активизируются энергетические резервы человека.

В жизни современного общества постоянно воспроизводятся условия, необходимые для вхождения в ИСС: это и сенсорный голод, стресс, отчужденность, недостаток эмоционального общения. К этому надо добавить блокировку эмоций, являющихся энергетическим фундаментом жизнедеятельности человека. Поиск обходных способов высвобождения, как правило, ведет не к гармонизации, а к разбалансировке отношений индивида с самим собой и окружением.

Это выражается в агрессивности, враждебности по отношению к окружающим, может приводить к психологическим расстройствам — вплоть, до психоза. Нередко нереализованная психическая энергия направляет удар по внутриорганизменным, автоматически регулируемым процессам, что приводит к нарушению функционирования и к различным патологиям (ишемическая болезнь сердца, язва желудка и т.д.).

В этой связи задача психотерапии, индивидуальной и групповой, — противостоять патологическим тенденциям, преодолеть рассогласованность с самим собой, с окружающими, повысить уровень коммуникабельности, развить способность к общению. Другими словами, сформировать установку к самореализации.

Например, А.Маслоу полагает, что основная цель всех видов терапии — самоактуализация, предельным выражением которой являются «высшие переживания». В своей книге «Мотивация и личность» он так описывает впечатления людей о своих «высших переживаниях»:

«…сужение поля зрения, одновременно чувство прилива сил и ни с чем не сравнимой беспомощности, ощущение возвышенного экстаза, потери ориентировки во времени и пространстве и, наконец, сознание того, что произошло что-то очень важное и значительное, ценное».

Существенная черта «высших переживаний» — достижение большей целостности во внутриорганизменном функционировании человека и в интеграции индивида с внешним миром. Вероятно, полагает А.Маслоу, «высшие переживания» есть интенсификация любого переживания, в котором присутствует потеря «Я» или его границ, забывание себя.

Одной из важнейших черт, необходимых для достижения гармонии, считает он чувство прекрасного, формирование которого должно быть сверхзадачей обучения. Научить человека слышать и видеть красоту, сопереживать — именно на этой основе возможен один из видов психотерапии, использующих механизмы, заложенные в восприятии искусства. Человек в процессе восприятия произведения искусства сопереживает, становится соучастником действия. В каком-то смысле он погружается в поток описываемых или показываемых событий, полностью отдавая происходящему на время частицу своего «Я». Просветляющее влияние искусства подобно очищающему действию грозы, которой предшествовало мучительное «конфликтное» предгрозовое состояние.

В этом смысле символичен финал фильма А.Тарковского «Андрей Рублев»: гроза и теплый легкий дождь, подсвеченный солнцем, после мучительных творческих поисков главного героя, в жизни, полной страдания. Эта сцена несет в себе гармоническое начало, символизирует блаженство, и зрители ощущают легкость и просветление.

Восприятие произведений искусства, связанное с наслаждением, блаженством, есть также ИСС, подобные «высшие переживания» во многих чертах соответствуют определению, приведенному ранее. Вот описание такого влияния (в рассказе Л.Н.Толстого «Крей-церова соната»):

«Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение. Она непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку».

Искусство гармонизирует наши чувства, вносит определенный порядок в наши души. И для этого необходимо определенное эмоциональное созвучие внутреннему состоянию человека, согласование между ним и произведением искусства, будь оно в классической или в современной форме. Состояние эйфории, блаженства (экстаза) — непременный элемент практически всех ИСС. Сосредоточимся на ощущениях человека, испытывающего высшие переживания, блаженство.

«Этот ряд переживаний со все уменьшающейся экстраверсией («отпад». — Прим.ред.) заканчивается состояниями экстатического счастья, когда «Я» всецело захвачено чувством, когда в субьективном восприятии исчезает внешний мир, когда человек находится вне времени и вне пространства, он «вне себя». Это точное значение слова «экстаз» (В.С.Дерябин. Психология личности и высшая нервная деятельность. — Л., 1980).

Состояние блаженства перед эпилептическим припадком описывает Ф.М.Достоевский в романе «Идиот»:

«Ощущение жизни, самосознания почти удесятирилось в эти мгновения, продолжавшиеся как молния. Ум, сердце озарялись необыкновенным светом, все волнения, все сомнения его, все беспокойства как бы умиротворялись разом, разрешались в какое-то высшее спокойствие, полное ясной гармонической радости и надежды, полное разума и окончательной причины».

См. раздел МИСТИКА

  • Созерцание и экстаз К.Е. Скурат
  • Молитвенный экстаз С.М. Зарин

Экста́з – (от греч. ἔκστασις (экстасис) — смещение) 1) состояние чрезвычайной восторженности, исступления, восхищения человеческого духа, вызванное особым воздействием Божественной благодати; 2) состояние исступления, связанное с влиянием на сознание человека демонических сил; 3) разновидность аффективного состояния.

Экстаз — высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства христианского подвижника. Экстаз не вызывается искусственно, а является следствием действия Божественной благодати.

Термин «экстаз» понимается как «изумление», «восхищение» или «удивление». Это удаление ума от окружающего мира и обращение его в сердце. При этом не приостанавливается действие психических и мыслительных способностей подвижника, но происходит сдерживание телесной деятельности (сна, еды и т. д.)». Такое состояние не имеет ничего общего с языческим экстазом, что необходимо иметь в виду при чтении житий святых, в которых находится множество описаний подобных состояний.

В святоотеческой традиции можно найти мнение, согласно которому есть две стадии экстаза: импульсивный, восторженный экстаз новоначальных и непрестанный экстаз совершенных. Последний есть созерцание Божественного света без собственно «экстатических» признаков.

С православной точки зрения экстазы, видения и откровения не являются чем-то самодостаточным самим по себе. Дабы не впасть в самообман духовной прелести, принципиально важно их содержание и то, как они совершаются.

Чем опасен демонический экстаз?

Экстаз, вызванный влиянием на человека злых духов, может иметь ряд внешних признаков, формально уподобляющих его тому состоянию, что испытывают Божьи угодники, вступая в личностное общение с Богом. Именно поэтому нередко бесовские обольщения ошибочно воспринимаются переживающими их как сверхъестественные озарения от Бога (см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).

Между тем внутренние признаки демонического исступления принципиально отличны от внутренних признаков экстатического состояния, в котором пребывают под действием благодати Божьи угодники. Тогда как последнее сопровождается раскрытием внутренних сил человеческой души и устремлением их к Богу, первое, напротив, характеризуется подавлением личностных качеств, омрачением разума и воли, раздражительной и чувствительной сфер человеческой души.

Человеку, пребывающему в состоянии благодатного экстатического исступления, не свойственны страстные, греховные движения плоти и души, тогда как находящемуся под воздействием демонов свойственно возбуждение греховных движений. Ведь задача демонов в том и состоит, чтобы затмить в человеке лучшее и настроить его на дурной, угодный им лад.

Испытывая такое богопротивное состояние, человек часто бывает не в силах увидеть опасность; случается, что он увлекается состоянием возбуждения, эйфории. И тогда он ищет возможности испытать его снова и снова. Причём, это бывает даже и тогда, когда жертва бесовского наваждения понимает, что движется демоном.

Примером здесь могут служить представители всевозможных оккультных практик, ведьминых сходок, сатанинских обрядов. Так шаг за шагом человек утрачивает нравственный и духовный контроль, деградируя, превращаясь в орудие демонических сил. Кроме того, эти практики могут приводить к серьёзным психологическим и нервным расстройствам.

Если же речь идёт о случаях обмана, искусного подстраивания демонов под ангелов, почивших святых или Самого Бога, в результате на сторону демона может склониться даже и казавшийся стойким подвижник.

***

По наблюдениям Г. Бертрама, опубликовавшего в 1956 г. статью «Praeparatio Evangelica in der Septuaginta» («Предуготовление Евангелия в Септуагинте»), слово изумление, «экстаз» (Êξτασις) употребляется в греческой Библии (вместе с соответствующим глаголом) 89 раз, соответствуя при этом 30 различным еврейским корням.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *