Что такое фарисей?

Фарисейство – это свойство и вследствие этого поведение личности, при котором наблюдается двойной стандарт в моральной оценке окружающей действительности и поступков других людей. Буква закона или догмы морали ставятся выше их социальной и человеческой ценности. Ханжество и лицемерие — вот что такое фарисейство в современном понимании. Но слово это изначально имело другое значение и появилось на рубеже новой эры.

Историческое описание

Термин «фарисейство» возник в Древней Иудее около 2 вв. до н.э. и означал секту истовых праведников, которые отличались крайним религиозным фанатизмом, дотошностью в исполнении предписаний Торы. Последователи этого течения откололись от основного религиозного течения иудаизма, а термин «фарисей» буквально означал «отделившийся».

Эта секта или даже религиозная каста была достаточно влиятельной в период своего расцвета. Фарисеи трактовали по-своему Тору и, по сведениям философа и историка Иосифа Флавия, отказались присягать Ироду. Флавий также сравнивал их с греческим течением стоиков. Но, если в начале своего существования это течение пропагандировало неукоснительное соблюдение всех требований иудейской религии для спасения своего народа, то впоследствии оно выродилось, оставив лишь фанатизм и казуистику. Это произошло ко времени появления Иисуса Христа.

Фарисеи — группа, которая упорствовала в своей праведности и соблюдении религиозных норм. Другими словами, фарисеи использовали праведность как основу и оправдание снобизму, проявлявшемуся в их деятельности.

Иисус Христос и фарисеи

В Евангелии часто упоминаются споры фарисеев и Иисуса Христа. В них Иисус обличал в проповедовании несоблюдаемых ими же самими законов и догм. Среди известных слов Христа своим ученикам следующие: «Берегитесь закваски фарисейской, что есть лицемерие».

Одним из случаев, описываемых в Евангелии, стал известный инцидент с блудницей.

Группа фарисеев, поймав блудную женщину с поличным, привели ее к Иисусу, проповедавшему на площади перед народом. Они требовали поступить с ней по закону Моисея, то есть забить камнями. Фарисеи хотели посмотреть, что сделает Учитель в такой ситуации.

Иисус не мог позволить совершить это с грешницей, так как следовало поступать согласно его словам «Возлюби ближнего, как самого себя». Но, с другой стороны, она была виновна и оправдать ее, – значит, попрать религиозные законы. Иисус, наклонившись, к земле, что-то долго писал пальцем, и фарисеи вновь повторили свой вопрос. Тогда Иисус сказал фразу, ставшую впоследствии широко известной: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». И снова наклонился к земле, продолжая что-то писать. Когда он поднялся, никого не было вокруг, лишь блудница осталась на месте. Не нашлось желающих назвать себя безгрешными, все предпочли тихо покинуть площадь.

Среди других конфликтов с фарисеями, описанных в Евангелиях, следующие:

  • Фарисеи возмущались тем, что Иисус не соблюдал субботу;
  • они негодовали из-за совместных трапез сына Божьего и грешников; спрашивали Иисуса, почему его ученики нарушают завет старцев и едят хлеб немытыми руками;
  • обвиняли Иисуса, то он исцеляет силой бесовского князя;
  • требовали от Иисуса знамения.

С другой стороны, Иисус призывал своих учеников и последователей слушать фарисеев и книжников, как тех, кто знает букву Закона Моисея, ее проводников, но не учителей.

Таким образом, согласно евангелию, Иисус часто изобличает фарисеев в демонстративности их благочестия, и это привело к тому, что понятие «фарисейство» в современной жизни и христианстве, соответствует лицемерию.

Современный нарицательный смысл понятия «фарисейство»

Фарисейство – свойство личности

Слово «фарисейство» давно из названия религиозного течения превратилось в нарицательное, довольно негативно окрашенное понятие. Как уже отмечалось выше, это одно из отрицательных свойств личности, моральный фанатизм ради самой морали, сопровождающийся двуличием в поступках и ханжеством. Чистые высоконравственные помыслы, исходящие от сердца, не столь важны, как внешняя видимость соблюдения морали и ритуалов.

В обществе, не имеющем никакого отношения к религии, например, социалистическом, фарисейство – это:

  • карьеризм,
  • безнравственность,
  • приспособленчество под маской нравственной чистоты.

Моральные принципы выдаются за прописные истины и являются средством внешнего надзора, обретают официальный и бюрократический характер.

Фарисеи в современном христианстве

В настоящее время фарисейство проявляется и в христианских общностях, это нередко можно наблюдать. Человек приходит в Церковь, с надеждой обратиться к Богу, но встречает массу препон. Находятся те, кто с удовольствием укажет, как нужно одеваться, приходя в храм, как бить поклоны, как стоять, куда смотреть. Возможно, это не является проявлением фарисейства, как лицемерия, но как слепого фанатичного следования ритуалам, — да. И эти навязанные правила могут надолго отбить желание у человека искать путь к Богу.

По словам философа Олега Торсунова, в христианстве фарисейство проявляется и в сухой формальной молитве, но по всем правилам. Это искусственное, театральное поклонение осуждается в духовных традициях. Искренняя молитва — это отдавание, жертва, взамен которой приходит благодать. Так происходит процесс развития личности в духовном плане.

Фарисей совершает молитву формально, но при этом они высокомерно полагает, что делают все как нужно, а остальные, не такие высокоморальные люди – грешники, оттеняющие его праведность.

Подводя итог, можно сказать, что когда-то фарисейство было течением иудаизма, но изменив свой первоначальный смысл, это слово стало означать негативное свойство личности. Фарисеем называют того, кто через призму двойной морали, ханжества и лицемерия смотрит на мир и поступки других людей.

ФАРИСЕ́И (פְּרוּשִׁים, прушим), религиозно-общественное течение в Эрец-Исраэль в эпоху Второго храма; учение фарисеев лежит в основе Галахи и современного иудаизма. Бо́льшая часть сведений о фарисеях, равно как и об их идейно-политических противниках саддукеях, содержится в сочинениях Иосифа Флавия, у законоучителей Талмуда и в Новом завете.

Иосиф Флавий, сочинения которого предназначались для грекоязычного читателя, говорит о фарисеях как об одной из трех, наряду с саддукеями и ессеями, еврейских «сект» или «философских школ», проводя при этом аналогию между фарисеями и стоиками; в своем изложении Иосиф уделяет первостепенное внимание теологическим разногласиям между этими тремя «школами». Законоучители Талмуда по большей части излагают галахические дискуссии фарисеев. Отношение Нового завета к фарисеям неоднозначно: Иисус обвиняет фарисеев в лицемерии и тщеславии (Матф. 23:4–7, 14, 25–29), однако его критика направлена не против учения фарисеев, а против их поступков, не соответствующих проповедуемому ими учению (Матф. 23:3). Текст Нового завета свидетельствует о связи раннего христианства с учением фарисеев, в особенности тех из них, которые признавали примат этических норм в религии (см. Иисус). Подобно фарисеям, Иисус утверждал веру в воскресение из мертвых (см. ниже). В Новом завете наряду с критикой фарисеев содержатся и положительные высказывания о некоторых из них (например, Лука 13:31; Деян. 5:34–40). Павел из Тарса с гордостью называл себя фарисеем, сыном фарисея (Деян, 23:6).

Иосиф Флавий сообщает, что фарисеи и две другие «секты» сложились в правление Ионатана Хасмонея (см. Хасмонеи), однако столь ранняя датировка представляется сомнительной; сам Иосиф говорит об участии этих «сект» в общественной жизни начиная только со времени Гиркана I Иоханана. Вместе с тем, исследователи склонны рассматривать фарисеев как идейных наследников более раннего движения хасидеев, упоминаемых в Маккавеев книгах. Существуют разные предположения о происхождении понятия «фарисеи». По всей видимости, это слово является производным от корня פרש, имеющим значение «отделяться», «обособляться» и означает «отделившиеся». Некоторые исследователи полагают, что понятие связано с библейским повествованием о возвращении из пленения вавилонского: «…сыны Израилевы, возвратившиеся из переселения, и все, отделившиеся к ним от нечистоты народов земли, чтобы прибегать к Господу, Богу Израилеву» (Эз. 6:21, 9:1, 10:11; Нех. 10:28). Согласно этому объяснению, «отделение» началось размежеванием с иноплеменниками и продолжалось до «отделения» от ам-ха-арец, причем особый упор делался на законы о чистоте и нечистоте ритуальных. В этой трактовке название «фарисеи» не имело отрицательных коннотаций. Другие исследователи предполагают, что название течения возникло в кругах саддукеев и первоначально имело уничижительный смысл.

Согласно Иосифу Флавию, в противоположность аристократам-саддукеям, фарисеи были весьма популярны в народе, и их влияние на массы было очень велико («даже если они скажут что-нибудь против царя и первосвященника, им сразу же поверят»). Иосиф отмечает человеколюбие фарисеев, которые «желают мира всему народу, в то время как саддукеи строги даже к своим братьям и гневливы к сотоварищам, как если бы те были чужеземцами». Фарисеев называли «мудрыми и знающими в разъяснении законов», и на основании этого некоторые исследователи склонны считать фарисеев наследниками софрим. Фарисейское движение сформировалось в борьбе против контролировавших храмовый ритуал саддукеев. Возникновение в этот период синагогальной литургии (см. синагога) было, по-видимому, выражением стремления фарисеев подорвать религиозную монополию саддукеев: религиозный ритуал и молитва, которые исконно были частью храмового культа, стали отправлять в домах, а ученые, не принадлежавшие к священническому сословию (см. Кохен), начали играть важную роль в религиозной жизни народа.

В центре спора между фарисеями и саддукеями стоял Устный Закон. Как пишет Иосиф Флавий, «Фарисеи обнародовали несколько халахот, основанных на неписаной традиции, и потому секта саддукеев отвергла эти халахот, поскольку они полагали, что следует считать законом лишь то, что написано в Торе». Однако из дискуссий законоучителей Талмуда видно, что саддукеи не отрицали необходимости интерпретировать законы Торы, однако настаивали, чтобы эти толкования были записаны (примером таких кодифицированных толкований служит саддукейская «Книга наказаний»). Фарисеи категорически отвергли это требование («халахот не записывают в книгу») и потому объявили праздничной датой день упразднения саддукейской «Книги наказаний». Согласно фарисейской доктрине, Тора, которую Бог дал Моисею, включала как Письменный, так и Устный Закон: Божественные откровения, зафиксированные в Пятикнижии, дополненные и разъясненные пророками (см. Пророки и пророчество) и устной традицией, следует истолковывать в соответствии с экзегетическими нормами законоучителей каждого поколения. Таким образом, законы Торы следует понимать в соответствии с толкованием законоучителей, которых Бог наделил разумом для того, чтобы они интерпретировали эти законы.

Теологические разногласия между «школами» были связаны с проблемой свободы выбора. В отличие от ессеев, веривших в абсолютное Божественное предопределение, и саддукеев, полностью отрицавших предопределение и веривших, что человек обладает свободой выбора между добром и злом, фарисеи считали, что все предначертано Богом, однако добродетель и порок — во власти человека, ибо «и предначертание помогает ему во всяком деле». Бог любит свои создания и требует от человека исполнять данный ему закон. Бог вложил в человека два противоположных импульса — благой и дурной — и, заповедав ему творить добро, дал Тору как руководство в жизни. «Если человек выбирает добро, небесные силы помогают ему. Если же он творит зло, они предоставляют ему идти своим путем» (Шаб. 10а). Отсюда вытекали разногласия в сфере эсхатологии: в противоположность саддукеям, фарисеи верили в бессмертие души, посмертное воздаяние и в воскресение из мертвых перед наступлением царства Божия (см. Олам ха-ба). В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера — центр человеческого бытия и что образ жизни человека должен определяться законами Торы.

Фарисеи были среди тех общественных кругов, которые поддержали восстание Хасмонеев. Однако при Гиркане I наметился конфликт между хасмонейским режимом и фарисеями: политическая независимость, обретенная в результате победы восстания Хасмонеев, была важна для фарисеев только потому, что она могла стать шагом в установлении царства Божия на земле. Разочаровавшись в том, что Хасмонейское царство способно выполнить эту религиозную миссию, фарисеи отказались от безусловной поддержки хасмонейского режима. Тем не менее они продолжали верить в приход царства Божия на земле, предреченного библейскими пророками, и требовали от народа, чтобы он подготовил себя к этому. Особую ценность фарисеи придавали духовно-религиозному сплочению народа; с этой целью они санкционировали включение в иудаизм новых верований и обычаев, получивших широкое распространение в еврейском народе, частично — под чужим религиозным влиянием, в то же время они расширили область законодательства, отделяющего евреев от неевреев. Фарисеи не считали, что Тора находится в их монопольном владении, напротив, они стремились к распространению учености в народе. Фарисеи старались приводить религиозное законодательство в соответствие с условиями существования еврейского народа, основываясь на толковании Священного Писания. Так, поскольку предписываемые Торой наказания за преступления не соответствовали моральному и общественному сознанию фарисеев, они путем истолкования Торы обусловили эти законы такими оговорками, которые практически делали их применение невозможным. Конечной целью фарисеев в сфере уголовного законодательства была отмена смертной казни, поскольку преступника, по их мнению, следовало предоставить воле Бога.

Идейно-политическая борьба между саддукеями и фарисеями завершилась победой последних, и фарисейская концепция определила дальнейшее развитие иудаизма.

См. также Саддукеи, Устный Закон, Галаха, Мишна, Талмуд, Иудаизм.

ФАРИСЕЙСТВО — отрицательное моральное качество, характеризующее личность с т. зр. способа выполнения ею нравственных требований; одно из конкретных выражений формализма в морали, разновидность лицемерия. и ханжества. Состоит в неукоснительном, но чисто внешнем, формальном, или показном, исполнении нравственных правил, поскольку они получили официальную санкцию или закрепились в традиции. Фарисейское понимание нравственности сводит ее к следованию установленному ритуалу, утратившему свое действительное социальное и человеческое значение. Сам термин происходит от названия древнеиудейской религиозно-политической секты фарисеев, к-рая первоначально имела демократический и относительно прогрессивный характер по сравнению с др. формами иудаизма. Но в дальнейшем движение Ф. выродилось и приняло формы крайнего фанатизма, лицемерного благочестия и талмудистской казуистики. Идеология раннего христианства подвергла критике Ф. («Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь» — Библия), противопоставив внешней моральности «внутреннюю нравственность» религиозного чувства. Однако с превращением христианства в господствующую идеологию его мораль сама приобрела фарисейский характер (Религиозная мораль). В социалистическом об-ве Ф. принято называть попытки отдельных лиц представить мораль как набор прописных истин, придать ей бюрократический характер официальной установки, стремление подменить личные убеждения внешним надзором, а также исполнение нравственных требований не из личных убеждений, а для показа, скрывая под маской нравственности карьеризм, приспособленчество и безнравственность в личной жизни. Коммунистическая нравственность, требующая от людей сознательности, непримирима по отношению к пережиткам Ф.

Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.

аав ава авар авва авиа авиатор авив авио ависта авит авита авить авост авось авто автор автора авторства автотраф аио аир аист аита айва айова айсор айстис айти аорист аорта аортит аоста ара арай арат аратство арий арис аристов аро арс арса арт артист арто артос арфа арфист арь асарис асва асот асота асс асса ассорти астат асти астра астро ась ата атаи атаров атас атва ато атрато атри атрий атс аттар аттис атто атф афар афро вава вавра ваи вайс вар вара варва вариа варивать вариво вариостат варить варта вас васа васой васса ват вата ватват ватт ватто вварить ввисать ввитой ввить ввс виа виват виво вий вийра вир вира вирать виро вирт вирта вис висс вист вистовать витас витать витворт витова витовт витой витос витт вить воис вой войси войт войти вор ворс ворса ворсит ворсить ворт вос восставать восставить восстать воставать вострить вось вот вотра воть врастать врасти врастись врата врать врио врисовать врос всовать всосать вставать вставить встарь встать встраивать встроить вта втай втасовать втирать вто втора вторить втравить иат ива иво ивс иоасаф иов иот иота ира ирва иро ирой исо исс иссватать истасовать исто истор истора истость истр истра исть исфара ито итр итф ить йатро йитс йоа йот йота оас ови овивать овир овист овить оирт оита ойрат орава орай оратай орать орви ори орисса орс орт орта ортит орф орфист орь оса осв осваивать освистать осис осса осси ост оставить остит острава острить ость ось отава отаивать отай отара отвар отваривать отварить отвивать отвирать отвисать отвить отврат отиатр отирать отит отрава отравить отраивать отрасти отрис отс оттава оть офис офит офрис рават равви рави раи раит раитс раить рай райт райтс рао рас раса расист расса рассовать расставить раст расти растить ратай рати ратовать рать раф рва рвать рвота рийс риос рис рисовать рисс рист ристать рита риф рифа рифт ров роить рой ройс рос роса росас росвита росить росс росси рост роста рости ростить рось рот рота ротить рта рто рфи саар сава саваоф савар савва савватий савирь савитар саврас саврасов саис сайва сайра сайт сайто сао сар сара сараи сарай саратов сарафис сарафов сари сариса сарос сарс сарта сарти сарто сат сати сатир сатира сатис сато сатори сатс сафари сафи сафир сафо сафой сафра свара сваривать сварить сват сватать сватов свивать свирать свиртс свирь свисать свист свистать свита свитой свить свифт свои свой свора сворить сиа сив сивас сивость сир сирас сирость сирота сирть сиса сисой систр сита ситар сито ситро сить сиф сов сова совать сови совратить соврать сойва сойти сойтись сор сора сорвать сорит сорить сорса сорт сосать сосватать сосить состав составить состарить состирать сострить сосьва сот соти соть софа софист софит срастить срисовать сроить срост сротить ссаривать ссора ссорить ста стааф став ставать ставить ставров стаивать стаить стар старить старо старов староста старость старт старь стас стасов стасова стасовать стат статив статор стать статьи створ створить стирать сто стоить стора стосать стофь страва стравить страивать страс страсти страсть страта страто стрива стрий строить строй строфа сфио таавт

Фарисе́и – представители наиболее влиятельного религиозно-патриотического течения в Иудее, возникшего за несколько веков до Р.Х. В центре мировоззрения фарисеев стояло убеждение, что религиозная вера — основа духовно-нравственной жизни человека, и что образ его жизни должен определяться законами Торы, так, как они это понимали.

Фарисе́йство – религиозное лицемерие; личина праведности и набожности, состояние честолюбивого самодовольства (часто неосознаваемое), основанное на невидении своей греховности и развивающееся при соблюдении церковных правил и обрядов без исполнения заповедей любви к Богу и ближним. Фарисейство соединено с внутренним превозношением над ближними и придирчивым судом над их действительными и кажущимися недостатками. Название происходит от иудейской секты фарисеев – ревнителей ветхозаветных законов, принявших активное участие в предании на смерть и распятии Христа Спасителя.

  • Фарисеи Библейская энциклопедия
  • Фарисейство изречения Святых отцов
  • Фарисеи Библейский словарь
  • Фарисей свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Лучше грешник кающийся, чем праведник возносящийся иеросх. Амвросий
  • Притча о мытаре и фарисее митр. Сурожский Антоний
  • В чем же вина фарисея? С.С. Аверинцев
  • О современном фарисействе архим. Ианнуарий
  • Современные фарисеи, саддукеи, книжники и мытари М.В. Барсов
  • Основные религиозные и политические иудейские группировки

См. также: САДДУКЕИ, КНИЖНИКИ, ЕССЕИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *