Что такое кельи?

Монастырь – это не только каменное или деревянное религиозное сооружение. В монастыре живут люди – послушники, монахи. И у каждого из них есть своё небольшое жилище – келья.

Значение слова келья

Похожие по звучанию и значению слова есть во многих языках. В греческом языке есть слово κελλίον, в латинском языке – сеllа, в древнерусском – келиа. Все они обозначают примерно одно и тоже. Значение слова келья — небольшая комната, скромное жилище монаха.

Скорее всего, в русский язык это слово попало во времена крещения Руси. Поскольку Русь крестили по образцу Греческой Православной церкви, то и само слово имеет, видимо, греческое происхождение.

Монашеские кельи

Кельи располагаются в специальных зданиях – братских корпусах или общежитиях. В русских монастырях в кельях проживают один или два монаха. Комнаты имеют простенький вид. Из мебели обычно есть стол, стул или табурет и кровать. Вместо кровати может быть топчан.

Часто в монастырской келье есть небольшой индивидуальный иконостас из небольших иконок. Почти в каждой комнате находится полка для книг. Это монастырские и религиозные книги. Всё своё свободное время, коего у монаха немного, он проводит в келье. Здесь монахи проводят время в молитвах, занимаются рукоделием или чтением духовных книг.

Собственно, монашеская жизнь на протяжении веков почти не меняется. Обычно монахи заняты на послушаниях или молитвах. Послушания, говоря простым языком – это хозяйственные работы. Монастыри поддерживают свои здания и сооружения в годном состоянии собственными силами. Лишь на специальные или опасные работы привлекаются специалисты со стороны.

Иногда, особенно в стародавние времена, монастыри располагались в укромных местах, иногда в пещерах и горах. И, соответственно и кельи вырубались в скалах. Наиболее известным таким сооружением является Киево-Печерская Лавра. Конечно, сегодня в этих пещерах монахи уже не живут.

Монахи – летописцы

Когда не было в Русском государстве книгопечатания, книги писались вручную. И писали их именно монахи в своих кельях. На изготовление – написание одной книги уходили месяцы и даже годы. Писали их на отдельных листах, которые потом скреплялись и закрывались крепкой обложкой.

Книги не только писались заново, но и переписывались. Это были своеобразные типографии. С одной книги делали много её копий. Тиражи, конечно были не миллионные, как сейчас. Это всё равно были единичные экземпляры. Вручную ведь много не напишешь.

И вообще, в давние времена образование было сосредоточено в монастырях и церквях. До сих пор при монастырях существуют воскресные школы. А когда-то это был основной вид образования, доступный основной массе населения страны. Тогда это были церковно-приходские школы.

В монастырской келье узкой писались не только книги. В келье монаха – летописца записывалась история страны. Именно из таких летописей сегодня и возможно узнать, что происходило в те далёкие времена.

Самым известным монахом летописцем является Нестор. Этот монах проживал в упомянутой выше Киево-Печерской лавре. Именно благодаря его трудам появилась на свет в 1113 году «Повесть временных лет”. В ней рассказана история русского государства с 852 года по 1117 год. Впоследствии летопись много раз переписывалась и дополнялась.

Мужские и женские обители

В кельи монашеские не рекомендуется заходить посторонним людям. А лицам противоположного пола это строжайше запрещено. Именно поэтому монастыри строятся по половому признаку. Существуют мужские и женские монастыри.

Монастыри – это комплекс зданий и сооружений культового и хозяйственного назначения. Как правило на территории монастыря действуют несколько церквей и храмов. И поддерживают их в рабочем и безопасном состоянии – монахи. Они живут здесь же, на территории монастыря, в кельях, расположенных в отдельных, специальных зданиях.

Как люди попадают в монастыри? По-разному. У каждого человека, решившего посвятить свою жизнь служению богу, своя судьба. И у пришедших в монастырь, редко спрашивают причины, приведшие его к этому. Если только человек сам не пожелает рассказать об этом.

Как и у людей у монастырей своя история. Многие монастыри были разрушены во время событий начала прошлого века. Это было время гражданской войны и красного террора, когда религия была вне закона. В то время главенствовал атеизм. Две мировые войны тоже внесли свою немалую лепту в разрушение монастырей страны.

Сегодня количество монастырей растёт. Восстанавливаются ранее заброшенные монастыри. Строятся новые обители. Строятся и новые кельи для вновь постригшихся в монахи. И быть может скоро мир узнает новых Несторов – летописцев.

Келейный корпус стоит у западной стены монастыря справа от Настоятельского корпуса.

Келейный корпус датируется первой половиной 17 века, в 18 – 19 веках его сильно перестроили. Во время пожара в 1923 году он очень пострадал, и его практически разобрали. Сохранилась только северная часть постройки. В ней устроили общественные туалеты. Здание ждет реставрации.

Келейные корпуса стоят по периметру монастыря. Уже первые кельи были каменные, но в конце 18 века их стали перестраивать из-за сильного износа. В кельях устроили коридорную систему – из общего коридора дверь вела в каждую келью. Сломали своды, растесали окна, заложили кирпичами дверные проемы. Некоторые корпуса надстроили дополнительным этажом. Каждый келейный корпус имел свое назначение и, естественно, название. Помимо жилых корпусов в основном это были хозяйственные службы.

В отличие от других обителей хозслужбы, располагавшиеся в Келейных корпусах, находились внутри монастыря, а не за крепостными стенами. Приграничное положение Соловецкого монастыря вынуждало монахов, например, при длительной осаде обители все необходимое для жизни иметь на расстоянии вытянутой руки.

File:Реконструкция Соловецкого кремля goo.gl
Insider commons.wikimedia.org
Лицензия:creativecommons.org

Ке́лья (от греч. κέλλα, κέλλη, κελλίον, лат. cella, cellula) – жилое помещение в монастыре. Обычно келья представляет комнатку, где монах живет и предается молитве. В уставы православных монастырей входят специальные положения: «О келейном пребывании», «О внешних посетителях и взаимном посещении келий».

Келья старца Иоанна Крестьянкина

Пребывание в кельи должно приносить монаху духовную пользу. Келья – место исполнения келейного молитвенного правила, чтения душеполезных книг и выписывания из них важнейших назидательных мыслей.

Следуя монастырским уставам, «любимой настольной книгой инока должна быть Святая Библия с толкованиями на нее».
(Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря. Глава 8. О келейном пребывании).

Среди духовно-нравственной литературы к келейному чтению уставы православных монастырей обычно рекомендуют следующие подвижнические писания: «Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Варсонофия Великого, Афонский Патерик, Симеона Нового Богослова, Аввы Исаии, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, труды епископа Феофана Затворника, епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Петра, пять томов Добротолюбия, Древний Патерик, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, житие и наставления преподобного Александра Свирского Чудотворца, житие и наставления Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Паисия Величковского и другие духовно нравственные сочинения»
(Из Устава Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря IX. О келейном пребывании).

В келье монах исполняет занятия, порученные настоятелем или кем-либо из начальства, в виде послушаний. Келья служит местом рукоделия в пользу обители. Принятие в келиях внешних посетителей допускается лишь по благословению монастырского начальства. Лица женского пола не допускаются к пребыванию в келиях мужских монастырей, а лица мужского пола в келиях женских монастырей.

См. МОНАСТЫРЬ, МОНАШЕСТВО

Келлия в пещерах Китаевской пустыни У этого термина существуют и другие значения, см. Келья (значения).Реконструкция кельи по уставу Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь

В русских монастырях келья, как правило, представляет собой комнатку на одного-двух монахов с минимальным внутренним убранством: столом, стулом, кроватью или жестким топчаном. Очень часто в монастырских кельях встречается полка для книг, а также индивидуальный иконостас, состоящий из бумажных иконочек. Монастырская традиция предполагает, что все то время, которое монах не занят на послушаниях или монастырских службах, он проводит в своей келье за молитвой, рукоделием и чтением духовных книг. Согласно уставу общежительного монастыря, в братский корпус вообще, и в келью в частности, не рекомендуется заходить посторонним людям, а лицам противоположного пола — запрещено категорически (исключение делается разве что для родственников, и то, только в самых крайних случаях).

На Афоне келлией также называют отдельную постройку из нескольких комнат, не находящуюся в подчинении скита.

В исламе подобные помещения называются худжра, располагаются они в духовных училищах и обителях отшельников.

  1. Архимандрит Херувим. Из Удела Божией Матери. — К.:1998. c. 196.

См. также

3D панорамы кельи в дальних пещерах Святогорской Лавры , .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *