Что такое киот?

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Очень точное, по-детски наивное, определение слова «киот» дала моя дочка, когда была маленькая и задавала тот же вопрос. После объяс­нений она для себя подытожила так: «Я поняла, это домик для икон!»

В зависимости от места расположения иконы в храме и от способа расположения киоты бывают настенные и напольные. Бывает еще киот клиросный, отделяющий клирос от основного храмового пространства. Существует киот горнего места, соответственно расположенный за престолом у восточной стены. Он может быть навесным, напольным, пристенным.

Киотом также называется специальный пенал или коробка, куда помещаются праздничные иконы на центральном аналое, — это переносной киот. Как правило, такие небольшие киоты используют и в домашних условиях. Они могут быть закрытыми — под стеклом, без стекла, богато украшенными резьбой или простыми, безо всяких украшений.

Украшение киота, если говорить в целом, зависит от стилистики храма, от целесообразности украшения конкретной иконы, от ее месторасположения, от того, как она будет использоваться.

В молельной, где это происходило, в переднем углу стоял киот со старинными дедовскими образами в позолоченных ризах, и обе стены направо и налево были уставлены образами старого и нового письма, в киотах и просто так.

Ну а в правом красном углу, конечно же, был киот с многочисленными иконами и голубой стеклянной лампадой, под киотом стоял так называемый «угольник» — маленький угловой комод той же желтой березы, покрытый вышитой салфеткой, а на нем неизменные три книги: Евангелие, Пушкин и Некрасов.

Сосновыми ветками был украшен киот в кухне, так как общей комнаты, где положено быть киоту, в маленьком доме Вурглавецов не было.

Я всегда там представлял киот типа православного с иконами и горящей лампадкой, чего, конечно, быть не могло.

После молебна икону, поставленную в киот, на длинных дрогах подымают на плечи; трогаются вперед хоругви.

Посреди избы — большая печь, вдоль стен — широкие лавки, покрытые медвежьими шкурами, в правом красном углу — киот с образами.

Перекрестилась на киот, где чуть теплилась лампадка над образом Спаса, молвила тихо: «Господи, прости» и выпила до дна.

В углу киот, три образа: верхний – маленькие иконки от святых мест и всякие медные крестики и образки, пониже образ Московские чудотворцы – Максим блаженный, Василий блаженный, Иоанн юродивый, стоят один за другим, Василий наг, Максим с опояскою, Иоанн в белом хитоне, руки так, молебно перед Кремлем московским, над Кремлем Святая Троица, а над блаженными дубрава – мать-пустыня – пещерные горы, горы языками, огненные, как думал Петька, икона древняя, и другая икона, по золоту писанная.

Постель старухи и киот загорожены довольно высокими ширмами; за небольшим окном царит январская, лунная, беззвучно-звонкая ночь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *