Что такое нравственность?

Нравственность – это стремление личности оценивать сознательные действия, состояния человека на основании совокупности осознанных норм поведения присущих конкретному индивиду. Выразительницею идей человека нравственно развитого есть совесть. Это глубинные законы порядочной жизни человека. Нравственность является представлением индивида о зле и добре, об умении грамотно оценивать обстановку и определять типичный стиль поведения в ней. Каждый индивид обладает собственными критериями нравственности. Она формирует определенный кодекс отношений с человеком и окружением в целом, основанный на взаимопонимании и гуманизме.

Что такое нравственность

Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».

Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.

Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.

Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.

В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.

Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.

Правила нравственности

В повседневном употреблении выражений нравственность и мораль имеют тождественный смысл и единые истоки. При этом всем стоит определить существование неких правил, которые с легкостью очеркивают сущность каждого из понятий. Так нравственные правила в свой черед позволяют личности развивать собственное психическое и моральное состояние. В некой степени это «Законы Абсолюта» существующие в абсолютно всех религиях, мировоззрениях и обществах. Следовательно, нравственные правила являются универсальными, а их невыполнение тянет за собой последствия для субъекта, который их не соблюдает.

Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.

У множества народов с древних времен бытует понятие некого «Золотого правила», несущее в себе основу нравственности. Его трактование насчитывает десятки формулировок, при этом суть остается неизмененной. Следуя этому «золотому правилу» индивиду следует вести себя по отношению к другим так, как относится он к себе. Это правило формирует понятие человека, что все люди равнозначны относительно их свободы действий, а также желания развиваться. Следуя этому правилу, субъект раскрывает его глубинную философскую трактовку, гласящую, что индивид должен заблаговременно научиться осознавать последствия собственных действий относительно «другого индивида», проецируя эти последствия на себя. То есть субъект, который примеряет на себя мысленно последствия собственного поступка, задумается, стоит ли поступать в таком направлении. Золотое правило учит человека развивать свое внутреннее чутье, учит состраданию, эмпатии и помогает развиваться душевно.

Хотя это нравственное правило было сформулировано в древности известными учителями и мыслителями, актуальность своего предназначения в современном мире не потеряло. «Чего не хочешь себе, не делай другому» – так звучит правило в оригинальном трактовании. Возникновение такого трактования причисляют к истокам первого тысячелетия до нашей эпохи. Именно тогда происходил гуманистический переворот в древнем мире. Но как нравственное правило свой статут «золотого» оно получило в восемнадцатом веке. Это предписание акцентирует внимание на глобальном нравственном принципе согласно отношениям к другому человеку в пределах различных ситуаций взаимодействия. Так как его наличие в любой существующей религии доказано, можно отметить его, как фундамент нравственности человека. Это важнейшая истина гуманистического поведения нравственного человека.

Проблема нравственности

Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.

Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.

Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.

На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.

Воспитание нравственности

Воспитание нравственности – это процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание поведения и чувства субъекта. В период такого воспитания образовываются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.

Воспитание нравственности – процесс, который не предполагает перерывов, а только тесное взаимодействие ученика и воспитателя. Воспитывать у ребенка нравственные качества следует на собственном примере. Сформировать нравственную личность довольно сложно, это кропотливый процесс, в котором принимают участие не только учителя и родители, но и общественный институт в целом. При этом всегда предусматриваются возрастные особенности индивида, его готовность к анализу, восприятию и переработки информации. Результатом воспитания нравственности есть развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.

Нравственное воспитание совершается в период обучения, в период воспитания в семье, в общественных организациях, и непосредственно включает в себя самосовершенствование личности. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Дюков В.Л.
Небольшое введение (пояснение или совет) для людей очень высокого мнения о своих интеллектуальных способностях. Дело в том, что человеческий ум (наш мозг) только тем и занимается, что моделирует окружающий его мир во всех его проявлениях. Чем ближе к действительности, чем адекватнее мы моделируем этот мир и своё место в нём, тем гармоничнее вписываемся (существуем) в нём, то есть тем гармоничнее воспроизводим жизнь на всех уровнях воспроизводства жизни. Те, кто считает, что он самый, самый главный в этом мире и имеет самый, самый адекватный ум (лучше всех моделирует этот мир), они могут со спокойной совестью отложить в сторону или выбросить эти чужие и чуждые им размышления.
Жизнь любого живого организма, в том числе, конечно, и человеческая жизнь слагается из двух этапов: ПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ и ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ.
В простейшем виде ПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНИ включает в себя процесс выработки семени и распространении его в благоприятной для выживания среде.
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНИ – это непрерывное возобновление процесса жизни каким либо организмом или системой — биологической (напр., популяция, биогеоценоз, экосистема) или социальной (напр., индивид, семья, община, страна). Оно включает в себя ВОСПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ, ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НИМИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ. (См. Энциклопедию).
Рассмотрим некоторые основные составляющие этих двух этапов для высшей формы жизни, а именно, человеческой жизни.
ЭТАП ПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ состоит из инстинкта влечения мужчины к женщине, их физической близости и дальнейшего вынашивания женщиной ребенка до его появления на свет.
ЭТАП ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ — это непрерывное возобновление процесса жизни индивидом, семьёй, общиной, страной человечеством.
Воспроизводство жизни – это и есть сама жизнь в её биологическом и социальном значении.
Производство жизни – это в основном внутренний биологический процесс организма влияющий, естественным образом на процесс и воспроизводства жизни.
ПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНИ
Как говорилось выше, этап производства жизни состоит из инстинкта влечения мужчины к женщине, их физической близости и дальнейшего вынашивания женщиной ребенка до его появления на свет.
А сейчас обратимся к некоторым представлениям (достижениям) современной психологии. Вот что пишет М. Е. Литвак. В книге «Если хочешь быть счастливым».
«С. МОЭМ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ ВАЖНОЙ ФИГУРОЙ, НО ПРИ ЭТОМ ДОБАВИЛ: «…ДЛЯ САМОГО СЕБЯ». ТАК КАК Я ДЛЯ СЕБЯ САМАЯ ВАЖНАЯ ФИГУРА, ТО, ЕСТЕСТВЕННО, ДОЛЖЕН К СЕБЕ ХОРОШО ОТНОСИТЬСЯ И УДОВЛЕТВОРЯТЬ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ. ПОЭТОМУ Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, ЧТО Я СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮ И ЧТО МНЕ НУЖНО. ЕЩЕ МАРК АВРЕЛИЙ ГОВОРИЛ, ЧТО ЛЕГЧЕ ВСЕГО ЖИТЬ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОЕЙ ПРИРОДОЙ. НО СВОЮ ПРИРОДУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ.
Итак, познай самого себя. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, Я — БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ. КРОМЕ ТОГО, ЯВЛЯЯСЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ И ЧЛЕНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ Я — ЛИЧНОСТЬ. ОСТАВИМ на ВРЕМЯ, в стороне ЛИЧНОСТЬ И ЗАЙМЕМСЯ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПЛАНЕ БИОЛОГИЧЕСКОМ. КСТАТИ, У СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ОНИ ТЕ ЖЕ, ЧТО И У ЕГО ДАЛЕКОГО ПРЕДКА (И ГЕННЫЙ НАБОР НЕ ПРЕТЕРПЕЛ СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ). МОИ ПОТРЕБНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ТРИ ИНСТИНКТА: ПИЩЕВОЙ, ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ И СЕКСУАЛЬНЫЙ. ОНИ ПЕРЕЧИСЛЕНЫ ПО СТЕПЕНИ ВАЖНОСТИ ДЛЯ ОРГАНИЗМА. ЕСЛИ Я ГОЛОДЕН, НЕ НАХОЖУСЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, МНЕ НЕ ДО СЕКСА.
ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНА ПОТРЕБНОСТЬ, ЖАЖДУЩАЯ СВОЕГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ. НО ОНА МОЛЧИТ, ПОКА НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ПЕРВЫЕ ТРИ. ЭТО ПОТРЕБНОСТЬ удовлетворить ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ. ОНА ПОЧТИ МОЛЧИТ, пока не УДОВЛЕТВОРЕНЫ ПЕРВЫЕ ТРИ, И УЖ СОВСЕМ ЗАТИХАЕТ, КОГДА НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ПЕРВЫЕ ДВЕ «.
Чувство собственной значительности, о котором пишет М. Е. Литвак, автор настоящей работы называет еще чувством социальной значимости (Подробнее об этом см. другие разделы).
ИТАК, В БИОЛОГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ ЧЕЛОВЕКОМ РУКОВОДЯТ ТРИ ВАЖНЕЙШИХ ИНСТИНКТА: пищевой, оборонительный и сексуальный. НО МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ПРИ УДОВЛЕТВОРЕНИИ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ ИНСТИНКТОВ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И МЕРУ.
ХОРОШО ИЗВЕСТНО, НАПРИМЕР, К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЧРЕЗМЕРНАЯ СТРАСТЬ К ЕДЕ. ТАКЖЕ ХОРОШО ИЗВЕСТНО К ЧЕМУ ПРИВОДИТ И ЧРЕЗМЕРНАЯ ЗАБОТА О СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ, НАПРИМЕР, О ЗДОРОВЬЕ. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗМЕРНОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЭТИХ ИНСТИНКТОВ ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ. НАС ЖЕ ЗДЕСЬ БУДЕТ ИНТЕРЕСОВАТЬ ИНСТИНКТ сексуальный, БЛАГОДАРЯ КОТОРОМУ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЭТАП производства жизни.
ТОЛЧКОМ К ОСМЫСЛЕНИЮ АВТОРОМ ИСТИННОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ИНСТИНКТА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА ПОСЛУЖИЛ СЛЕДУЮЩИЙ ФАКТ.
ВО ВСЕ ХРАМЫ, В КОТОРЫХ СОВЕРШАЮТСЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ, БУДЬ ТО ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, МЕЧЕТЬ, БУДДИЙСКИЙ ХРАМ И ТАК ДАЛЕЕ, НЕ ДОПУСКАЮТСЯ ЖЕНЩИНЫ НЕПРИЛИЧНО (ПО-СОВРЕМЕННОМУ) ОДЕТЫЕ. Я СПРАШИВАЛ БЛИЗКИХ И ЗНАКОМЫХ: «ПОЧЕМУ ЭТО ТАК И ЧЕМ ЭТО ОБЪЯСНИТЬ?». ОТВЕТ БЫЛ ВСЕГДА ПОЧТИ ОДИН И ТОТ ЖЕ. ОБЪЯСНЯЛОСЬ ЭТО КОНСЕРВАТИЗМОМ ЦЕРКВИ. Я ЖЕ ЛИЧНО С ГЛУБОЧАЙШИМ УВАЖЕНИЕМ ОТНОШУСЬ КО ВСЕМ КЛАССИЧЕСКИМ РЕЛИГИЯМ. В ОСНОВЕ ИХ ЛЕЖАТ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ (ПРИНЦИПЫ) И В ЭТОМ ОНИ ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗУКОРИЗНЕННЫ.
ДЛЯ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОГО МНОЙ ВОПРОСА ПРИШЛОСЬ ПОДНЯТЬ ТРУДЫ УЧЕНЫХ ПО ПСИХОЛОГИИ И ГЕНЕТИКЕ. РЕЗУЛЬТАТ ОКАЗАЛСЯ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ОШЕЛОМЛЯЮЩИМ!
ДЛЯ НАЧАЛА ПРИВЕДУ ИЗВЕСТНЫЕ, НО КАК ВЫЯСНЯЕТСЯ ДАЛЕКО НЕ ВСЕМ, А В ОСНОВНОМ ПСИХОЛОГАМ И СЕКСОЛОГАМ ФАКТЫ.
Михаил Литвак «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ», часть 2 «Я и ты», раздел 3.3. «Алкоголик», подраздел «Как выявить и нейтрализовать Алкоголика», стр. 270. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2007 год.
«Особенно это следует знать молодым людям, которые собираются иметь детей. Дело в том, что генетическое здоровье зависит от мужчин. Все яйцеклетки закладываются у девочки еще во внутриутробном периоде, и любая вредность, любая болезнь может вызвать изменения в её наследственном аппарате. Скорость же вызревания сперматозоида ОКОЛО ДВУХ МЕСЯЦЕВ. Поэтому если с мужчиной в течение двух месяцев в плане здоровья ничего серьезного не происходило, то его сперматозоид с большой долей вероятности будет полноценным. В результате ребенок, даже если в наследственном аппарате яйцеклетки женщины не всё благополучно, будет здоровым».
Там же, раздел 3.4. «Холодная женщина», подраздел «Миф 5. Норма секса — два раза в неделю по три-пять минут», стр. 300 читаем следующее:
«СЕКС МОЖЕТ БЫТЬ И ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫМ СРЕДСТВОМ. Но здесь следует добиваться ежедневных эякуляций. В научной литературе (У. Мастерс и В. Джонсон) описан такой случай. Парочка, занимавшаяся вышеописанным сексом, в течение нескольких лет не имела детей. Им посоветовали сделать паузу. Она забеременела. А после родов они продолжали предохраняться таким приятным способом».
ИТАК:
1. СЕКС МОЖЕТ БЫТЬ И ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫМ СРЕДСТВОМ.
2. Скорость вызревания сперматозоида ОКОЛО ДВУХ МЕСЯЦЕВ.
А ДАЛЕЕ ПОЙДУТ МОИ ВЫВОДЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОНЯТИЙ ГЕНЕТИКИ.
Если сперматозоид совершенно не зрелый, то он даже не в состоянии оплодотворить яйцеклетки.
НО ЯЙЦЕКЛЕТКУ МОЖЕТ ОПЛОДОТВОРИТЬ И НЕ ВПОЛНЕ СОЗРЕВШИЙ СПЕРМАТОЗОИД. ВЕДЬ НЕДАРОМ ДЛЯ НАДЁЖНОГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ РЕКОМЕНДУЮТ ДОБИВАТЬСЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ ЭЯКУЛЯЦИЙ.
ВЫВОД: ОПЛОДОТВОРИТЬ ЯЙЦЕКЛЕТКУ В СОСТОЯНИИ ОЧЕНЬ недозревший сперматозоид.
Какие последствия могут быть от того, что сперматозоид не дозрел?
Всё зависит от стадии созревания сперматозоидов мужчины и генетических особенностей (генетической силы) матери. А в целом, последствия в порядке созревания сперматозоидов могут быть такие:
1. Мёртвый ребёнок;
2. Физиологически неполноценный (больной) ребёнок;
3. Психологически неполноценный (больной) ребёнок;
4. Умственно неполноценный ребёнок;
5. Дефективный ребёнок;
6. Ребёнок с отклонениями от нормы в ту или иную сторону, которые могут проявиться в более позднем возрасте.
СДЕЛАЕМ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОЯСНЕНИЯ ВЫШЕСКАЗАННОМУ.
В ПРИРОДЕ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ МЕСТО СТАДИИ ИЛИ УРОВНИ СОЗРЕВАНИЯ СПЕРМАТОЗОИДОВ. НАУЧНО ПРАВИЛЬНЕЕ БЫЛО БЫ ГОВОРИТЬ ОБ УРОВНЯХ ИНФОРМАЦИИ, ЗАКЛАДЫВАЕМОЙ В СПЕРМАТОЗОИД В ПЕРИОД ЕГО СОЗРЕВАНИЯ.
НА САМОЙ РАННЕЙ СТАДИИ МОЖЕТ ЗАКЛАДЫВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИЯ ФИЗИОБИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. ВЕДЬ РОДИТСЯ ЧЕЛОВЕК, А НЕ ОБЕЗЬЯНА И Т.П. НА ЭТОЙ СТАДИИ МОГУТ ОТКЛАДЫВАТЬСЯ И НЕКОТОРЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЦА.
НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТАДИИ (УРОВНЕ) ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА. СЮДА СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ, НАПРИМЕР, ИНСТИНКТЫ, ИММУНИТЕТ, НЕКОТОРЫЕ СТИМУЛЫ И МОТИВЫ.
НА СЛЕДУЮЩЕЙ СТАДИИ МОГУТ ЗАКЛАДЫВАТЬСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РОДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПО ЛИНИИ ОТЦА.
И НА ПОСЛЕДНЕМ УРОВНЕ ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЦА, ПРИОБРЕТЕННЫЕ В ПРОЦЕССЕ ЕГО СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
ОЧЕРЕДНОСТЬ ЗАКЛАДЫВАНИЯ ИЛИ ОТКЛАДЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СЕМЯ (СПЕРМАТОЗОИДЫ) МНОЙ ИЗЛАГАЕТСЯ ВЕСЬМА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО (УСЛОВНО). ОЧЕВИДНО, ЧТО ЭТА ОЧЕРЕДНОСТЬ СУЩЕСТВУЕТ, НО ТОЧНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПОКА НЕ УСТАНОВЛЕНО.
ЕСЛИ СПЕРМАТОЗОИД НЕ ДОЗРЕЛ, ТО «СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ», Т.Е. НЕДОСТАЮЩУЮ ГЕНЕТИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ, НО ТОЛЬКО ПО НЕКОТОРЫМ ПАРАМЕТРАМ, ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, ДОПОЛНЯЕТ МАТЬ.
А вот некоторые общеизвестные исторические и статистические сведения.
В странах, где прошла так называемая сексуальная революция резко падает рождаемость населения и при этом же резко повышается процентное количество больных (неполноценных) от рождения детей. Конкретные цифры по этому вопросу могут дать акушеры по всем странам на пост советском пространстве.
Некоторые мои знакомые и специалисты с этим явлением связывают процентный рост гомосексуалистов, лесбиянок и прочих сексуальных меньшинств в так называемых цивилизованных странах, даже такое явление как акселерация имеет к этому прямое отношение. Одним словом, идет процесс активного физиологического и духовного вырождения людей.
Вспомним старые добрые времена докапиталистического способа управления и жизни. Основная масса населения — крестьянство — вело такой образ жизни, который практически исключал вырождение потомства.
Вне брачные связи осуждались и церковью и общественным мнением.
Физическая близость молодых совершалась только в день свадьбы. На следующий день даже смотрели простыни.
На определенной стадии беременности супружеские половые связи прекращались естественным образом. Возобновление их наступало после появления ребенка и далеко не сразу же. То есть воздержание мужчины длилось не менее 2-3 месяцев.
И так далее практически каждый год рождался новый здоровый ребенок.
Если этот процесс по каким-либо причинам нарушался и рождался не совсем здоровый ребенок по п.п. 1-6, образ жизни был таков, что он, больной ребенок, не имел шансов выжить в результате естественного отбора. Ведь известно, что выживали не все дети.
Аристократические семьи вели более свободный образ жизни и в сексуальном смысле в том числе. Психофизиологическое вырождение возникавшее при этом они пытались преодолевать периодически смешиваясь генетически с простолюдинами.
Слишком частое возбуждение какого либо инстинкта приводит этот инстинкт в гипертрофированное, самодовлеющее (нездоровое) состояние. Гипертрофированный пищевой инстинкт приводит к обжорству, излишней полноте и т.д.
Гипертрофированный инстинкт безопасности — это паранойя, панический страх смерти, излишняя забота о своём здоровье и так далее…
Слишком частое возбуждение (подключение) сексуального инстинкта и неудовлетворение его или несвоевременное удовлетворение приводят мужчин к простатиту, аденоме простаты и, как результат, к импотенции и другим болезням мочеиспускательной системы. И никакие медикаментозные и фармацевтические средства здесь, скорее всего, не помогут. Кроме всего прочего, незнание и игнорирование порядка в половых связях приводят к рождению неполноценного потомства (см. п.п. 1-6 выше).
Что же мы видим повсеместно в нашем обществе сегодня?
Подавляющее большинство современных женщин всех возрастов и социального статуса, от старух до маленьких девочек, хотят и активно стремятся выглядеть как можно более сексуально, т.е. как можно сильнее (активнее) возбуждать сексуальный инстинкт у мужчин. Все средства массовой информации (СМИ) активно способствуют им в этом направлении. В этом же направлении задействована колоссальная потребительская индустрия, сравнимая только, наверное, с потреблением энергоресурсов.
Психологически и, стало быть нравственно, женщина, стремящаяся сексуально понравится мужчинам, культивирует в себе психологию всем доступной женщины, т. е. публичной женщины в изначальном понимании этих слов.
Вот вам и ответ на вопрос о сущности некоторых общих нравственных традиций во всех классических религиозных мировоззрениях.
Рассмотрим теперь воспроизводство человеческой жизни несколько подробнее, и, в первую очередь, в его социально-историческом аспекте.
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНИ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ – это воспроизводство индивидом собственной жизни, начинающееся с момента первого вздоха младенца и далее вся жизнь до самой смерти, в начальной основе чего лежит множество инстинктов.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ – это активное участие (содействие) в выращивании и воспитании потомства, т. е. участие в воспроизводстве жизни, как минимум, в масштабе семьи.
Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя в его исторически сложившейся первоначальной форме. Мы здесь не будем обсуждать истинные причины возникновения семьи. Однако можно с уверенностью сказать, что семья сыграла громадную роль как в процессе формирования нравственных норм и правил общежития, так и в процессе воспитания, т. е. процессе культивирования нравственных норм в человеческом обществе.
Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья — управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов.
Посредством семьи вводилась персональная ответственность за поведение членов семьи и формирование (воспитание) подрастающего поколения. Кроме того, семья ограничивала беспорядочные половые связи членов сообщества.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ – это воспроизводство жизни рода, т. е. участие в воспроизводстве жизни рода.
ЧЕТВЁРТЫЙ УРОВЕНЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ – участие в воспроизводстве жизни племени.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ – участие в воспроизводстве жизни государства.
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ – это участие в воспроизводстве человеческого общества в целом.
СЕДЬМОЙ УРОВЕНЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ – это участие в воспроизводстве жизни в космическом масштабе.
Пока до этого мы еще не дожили.
Сделаем соответствующие пояснения, вернее предварительные обоснования, изложенного выше разделения на уровни воспроизводства жизни.
У низших форм жизни, например растений и у рыб, второй уровень воспроизводства жизни отсутствует.
У многих видов животных, в той или иной форме второй уровень воспроизводства уже имеет место.
Третий уровень воспроизводства по отдельным специфическим признакам присутствует только у некоторых видов высокоорганизованных животных.
Четвёртый, пятый и шестой уровни присущи только человеку и совпадают в общих чертах с историей возникновения современной цивилизации.
В современном (цивилизованном) обществе следует выделить четыре основных уровня воспроизводства жизни.
1. ВОСПРОИЗВОДСТВО СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
2. ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНИ В МАСШТАБЕ СЕМЬИ
3. ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА
4. ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ.
Существуют и ПОДУРОВНИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ, такие, например, как национальные, трудовые и творческие коллективы, объединения людей по интересам, клубы, союзы, партии, в том числе и политические партии и т. д. и т. п.
Выше нами изложен общечеловеческий, в том числе и социально-исторический подход к пониманию ОСНОВ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ.
Воспроизводство жизни первого уровня (собственной жизни) обеспечивается в основном инстинктами и вытекающими отсюда стимулами и жизненными интересами.
Воспроизводство жизни второго уровня (жизни семьи) обеспечивается общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Воспроизводство жизни третьего уровня (жизни государства) обеспечивается исторической общностью людей, складывающейся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера и поддерживается системой общеобязательных социальных норм, в том числе установленных или санкционированных государством.
Воспроизводство жизни четвёртого уровня (жизни человечества) обеспечивается совокупностью нравственных норм наиболее высокого уровня, а также юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и др. участниками (субъектами) международного общения.
О ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ С ПОНЯТИЯМИ ДОБРА И ЗЛА
Найти причину зла — почти то же, что найти против него лекарство. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович
Быть добрым совсем нетрудно: трудно быть справедливым. ГЮГО Виктор
Сила злых людей состоит в том, что они изображают себя добрыми. АЛЕН (Эмиль Шартье)
«*ЗЛО — в широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка.». Вл. СОЛОВЬЁВ.
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет. Альберт ШВЕЙЦЕР
Я с величайшим уважением отношусь к достижениям общественной мысли прошлого, далекого прошлого и не очень. Но это ни в коей мере не значит, что мы должны догматически относится к их выводам и результатам.
Так, например, принято считать, что труд сыграл решающую роль в формировании и развитии человека. «Труд сделал из обезьяны человека». Но, как известно, трудятся и очень много трудятся некоторые животные и насекомые, но в человека они не превратились. Тогда делают небольшую поправку. Осознанный или общественно полезный труд создал человека. Но здесь мы видим некоторую игру (манипуляцию) словами и понятиями. Получается, что осознание результатов труда, его общественной полезности, должно уже было присутствовать в сознании человека. На самом деле (в сущности), именно то, что способствовало или, вернее сказать, привело к осознанию результатов труда и его общественной полезности сделало (создало) человека. Ведь труд — это всего лишь процесс, посредством которого человек (и не только человек) добывает себе средства к существованию.
Тогда встает естественно вопрос: «Что привело будущего человека к осознанию общественной полезности его труда»?
Мною этот вопрос был фундаментально рассмотрен с учетом современных достижений естественных и гуманитарных наук. (См. раздел о происхождении человека). Вывод оказался следующим:
Самая важная сторона коллективного проживания живых существ вообще и человека в особенности – это принципы организации внутреннего устройства коллективных отношений. От этого зависит жизнь сообщества в целом и каждого его члена в частности.
Если принципы внутреннего устройство коллективных отношений или, назовем их просто система коллективных отношений, благоприятствует выживанию и развитию каждого члена сообщества, то такое сообщество процветает, т. е. становится более многочисленным и долговременным, и, стало быть, выдерживает конкуренцию с себе подобными и в противостоянии неблагоприятным внешним силам природы в том числе. В противном случае оно обречено либо на стагнацию, либо на деградацию и исчезновение.
Человек никогда бы не стал Человеком, если бы не выработал норм (правил) поведения внутри сообщества, которые, в конечном итоге оформились в виде НРАВСТВЕННЫХ НОРМ (МОРАЛИ). Именно нравственные нормы определяют ту гармонию индивидуальных и коллективных особенностей членов сообщества, обеспечивающих её полноценное и активное развитие и тем самым развитие сообщества в целом.
Итак, вывод мой оказался таким — нравственные нормы (мораль) сыграли решающую роль в формировании и развитии человека.
Добро и зло, наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности. (См. Энциклопедия).
Попытаемся все-таки детально разобраться с понятиями добра и зла, несмотря на кажущуюся сложность этого вопроса, исходя из сущности этих понятий:
1 – добро и зло – это понятия нравственного (морального) сознания человека;
2 – сама мораль – это форма общественного (коллективного) сознания (см. энциклопедическое определение понятий морали добра и зла).
Любой здравомыслящий человек в состоянии оценивать добро и зло. При этом решающим фактором в оценке его рассуждений и действий служит его личный нравственный уровень («свой аршин»). Именно он определяет его критерии добра и зла в процессе воспроизводства жизни.
Человек, у которого нравственные критерии лежат не выше сферы воспроизводства жизни первого уровня (воспроизводства собственной жизни), характеризует ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОСТИ. Для такого человека всё, что для него лично выгодно – добро, не выгодно – зло. Со всеми остальными он вынужден считаться, так как это может обернуться для него еще большим злом. Это МАРГИНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ. Общество, состоящее преимущественно из маргиналов неизбежно деградирует (вырождается). Маргинальная личность, стоящая у власти, – это путь к вырождению любого сообщества, которым эта личность управляет.
Человек, нравственные критерии которого лежат в сфере жизненных интересов ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ ВТОРОГО УРОВНЯ (воспроизводства жизни семьи) – это ВТОРОЙ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОСТИ. Мотивы его поведения те же самые, что и первого уровня, только в масштабах интересов семьи. Так исторически и генетически сложилось, что жизненные интересы женщины не выходили за пределы интересов семьи (подробнее об этом см. ниже), этот тип личности назовем ЖЕНСТВЕННЫМ ТИПОМ ЛИЧНОСТИ.
Человек, нравственные критерии которого лежат в сфере жизненных интересов ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ПОДУРОВНЯ (воспроизводства жизни в масштабах трудового или творческого коллектива, объединения людей по интересам, клубам, союзам, партиям, и т. д. и т. п. ) – это промежуточный уровень нравственности. Мотивы его поведения весьма многосторонни и этот вопрос заслуживает особого рассмотрения. В целом это как минимум КОНФОРМИСТСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ.
Человек, нравственные критерии которого лежат в сфере жизненных интересов ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ (воспроизводства жизни государства) – соответствует третьему уровню нравственности. Это СОЦИАЛЬНО АКТИВНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ.
Человек, нравственные критерии которого лежат в сфере жизненных интересов ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ (воспроизводства жизни в общечеловеческих масштабах) – это ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОСТИ. Весьма редкий тип АЛЬТРУИСТИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ.
Женщина есть первое человеческое существо, попавшее в рабство. Женщина стала рабой уже тогда, когда рабов еще не существовало. БЕБЕЛЬ Август
Какой бы коллектив мы не взяли, будь то сообщество животных или человека, тысячи лет назад или сегодня, т. е. в любом сообществе имеет место иерархия отношений внутри сообщества. В любом сообществе есть лидеры и аутсайдеры.
Начнем с первобытнообщинных отношений. Главной задачей первобытного сообщества была обеспечение (добыча) средств существования и безопасности её членов. Все члены сообщества в той или иной мере принимали в этом направлении участие (трудились). Степень участия в общественно полезном труде у членов сообщества была, конечно, неодинаковая. В силу генетических особенностей производства жизни женщина не могла активно принимать участие в процессе реализации главных задач первобытного сообщества. На определенных стадиях беременности она была уже не в состоянии активно участвовать в решении этих задач. После рождения ребенка она была вынуждена заниматься опять-таки выкармливанием и уходом за маленькими детьми. И так, практически до конца жизни.
Добыча средств существования и безопасность сообщества обеспечивались тяжелым физическим трудом. В итоге женщина оказалась физически слабее мужчины.
Уровень интеллектуального (духовного) развития определяется также уровнем воспроизводства жизни. В результате этого женщина не могла конкурировать с мужчиной и в этом отношении. И так продолжалось многие десятки тысяч лет.
Воспроизводством жизни первобытнообщинного общества, рода, племени и государства занимались мужчины. Круг жизненных интересов женщины ограничивался воспроизводством жизни семьи. Именно это обстоятельство объясняет то, что тип личности, нравственные критерии которого определяются воспроизводством жизни семьи, назван мной ЖЕНСТВЕННЫМ типом личности.
Чтобы более полно (ясно) ориентироваться с приведенными выше критериями нравственности, следует учитывать, что трудовая (профессиональная) деятельность индивида (личности), например, на любой, какой угодно высокой государственной должности, определяет лишь сферу его жизненных интересов, но не уровень нравственности.
Так как понятия добра и зла являются нравственными категориями, то совершенно очевидно, что УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА (тип личности) характеризует его индивидуальные критерии добра и зла.
Как известно, бытие определяет сознание. Так же хорошо известно, что основные методы, способы и средства производства, воспроизводства и главное распределения материальных и духовных ценностей формируют сознание, т. е. нравственные критерии человека.
Так, например, само название – частная собственность – говорит о её сущности. Это индивидуальная собственность, она служит индивидуальным инстинктам, целям, (стимулам, мотивам), жизненным интересам. Стало быть, частная собственность обслуживает ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНИ ПЕРВОГО УРОВНЯ. Она культивирует НРАВСТВЕННОСТЬ ТАКЖЕ ПЕРВОГО УРОВНЯ (Маргинальный тип личности).
В обществе, где доминирует частная собственность, доминирует и первый уровень воспроизводства жизни, доминирует маргинальный тип личности с соответствующей ему моралью и понятиями добра и зла.
Эгоизм – это необходимый атрибут такого общества. Там, где властвуют деньги, культивируется (выращивается, поддерживается) ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ. Даже семейные отношения, в их классическом виде, деформируются и деградируют. Отсюда произошла сексуальная революция, любовь подменил секс.
Ничем не ограниченный принцип частной собственности выстраивает соответствующим образом и законодательную базу государств и не только государств. Как мы знаем, даже международные отношения исходят из принципа прав и свобод человека и гражданина, т. е., как это ни парадоксально, в основе их (международных отношений) ЛЕЖИТ ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЗНИ.
«Эффективность законодательства будет несравненно выше, если его предписания будут опираться не только на власть, но и на ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ моральные постулаты и принципы. Известно положение, обоснованное еще русским дореволюционным философом В.С. Соловьёвым, что право есть минимум нравственности, равно для всех обязательный. Чем выше нравственная обоснованность права, чем ближе его содержание к моральным постулатам, выработанным мировой цивилизацией на протяжении веков, тем оно более демократично, гуманно, справедливо» .
Власть (господство) над людьми в определенном смысле дает возможность господства и над их (людей) материальной собственностью.
С другой стороны, собственность – это господство над вещами.
Деньги как средство осуществления меновых отношений, т.е. всеобщий эквивалент, характеризуют господство над всем тем, что подлежит обмену.
Размеры (масштаб) частной (индивидуальной) собственности конкретного человека показывает количество денег, находящихся в его распоряжении. Чем больший объем материальных и духовных ценностей вовлечено в процесс обмена на деньги, тем больше власть (господство) тех, у кого их больше.
Из сказанного выше, например, следует, что чем выше уровень коррупции в государстве, т. е. чем шире круг людей, находящихся у рычагов власти и торгующих интересами государства (общества), тем безраздельнее власть денег, а точнее тех, у кого их больше.
Кроме того, чем ниже нравственный уровень в обществе, т. е. чем больше людей готовы продавать за деньги общечеловеческие нормы нравственности, тем безраздельнее власть денег, т. е. власть тех, у кого их больше.
Quid faciant leges, ubi sola pecunia regnat? Что делать законам там, где царствуют одни деньги? Петроний Гай.
Жажда к безраздельной власти толкает богатого человека на приобретение в частную собственность СМИ, наук, искусств, превращая их в средство насаждения безнравственности и оправдания существующего порядка.
В условиях безраздельного господства частной собственности даже сам по себе принцип свободной конкуренции, проникая во все сферы жизни человека и общества, означает, что выживает сильнейший, то есть богатый. Эта конкуренция переносится и на все взаимоотношения людей между собой.
HOMO HOMINI LUPUS EST лат. — «человек человеку волк» (из комедии древнеримского писателя Плавта).
Продолжение следует.

Приветствую Вас, друзья!

Нравственность – это одна из главных характеристик личности. Она необходима человеку, чтобы сформировать сильный характер, развить в себе ответственность, порядочность, честность и самоконтроль. Разумеется, эти качества можно целенаправленно развивать, независимо от уровня нравственности. Но для достижения наилучших результатов крепкая основа необходима. Сегодня мы подробно разберём, что такое нравственность, какое значение она имеет в жизни и можно ли её развить.

Что такое нравственность?

Нравственность — это совокупность внутренних ценностей и принципов, которыми мы руководствуемся, совершая поступки и осмысливая их в дальнейшем. Она определяет, как человек воспринимает гуманистические ценности и насколько стремится их придерживаться. В отличие от морали, являющейся формой общественного знания, нравственность носит сугубо индивидуальный характер. Однако нельзя отрицать, что формируется она под влиянием внешних обстоятельств.

При этом, нравственность нельзя рассматривать в отрыве от морали. В то же время важно различать эти понятия, поскольку они очень близки, и разница между ними всегда была предметом спора для философов. В разговорной речи эти слова часто употребляются как синонимы, но с точки зрения философии нравственность отличается от морали тем, что направлена на оценку своих внутренних качеств, внутренней реакции на мысли и поступки.

Мораль определяется общественными нормами, она относительна, зависит от окружения и ситуации. Нравственность же является индивидуальной чертой личности, для конкретного человека она абсолютна и не зависит от обстоятельств. Её можно рассматривать как внутреннюю сторону морали, которую мы формируем только для себя и по которой оцениваем собственные поступки.

Лучше понять, что такое нравственность, помогает происхождение слова. Оно образовано от русского слова «нрав». Этимология термина подчёркивает, что это нечто, идущее изнутри – от характера человека. Однако в разговорной речи нравственность часто отождествляется с моралью, которая подразумевает следование общепринятым нормам поведения.

Главные составляющие нравственности

В понятие нравственности обычно включают основные положительные качества личности: доброту, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие, надежность и прочее. Для каждого человека набор составляющих может отличаться. К примеру, христианин выше всего ставит 10 заповедей, продиктованных его верой. Представители других религий придерживаются собственных нравственных принципов.

Для многих людей наиболее желательные составляющие нравственности определяются их основным родом деятельности. К примеру, пожарный должен быть смелым и самоотверженным, правоохранитель – честным и принципиальным, а судья – порядочным и справедливым.

Кроме того, нравственность очень субъективна. Многие вещи, которые приемлемы для одних людей, другим кажутся абсолютно аморальными и безнравственными. Например, сторонники гедонизма считают, что каждый человек должен получать максимум удовольствия от жизни. Это противоречит принципам верующих людей, и они наверняка упрекнут гедониста в безнравственности.

Люди с консервативными взглядами крайне негативно относятся к гражданскому браку и иным проявлениям свободы в личных отношениях. При этом они смешивают понятия нравственности и морали, называя раскрепощенное поведение современной молодёжи аморальным только потому, что оно является неприемлемым с их личной точки зрения.

Как проявляется нравственность?

Про человека, который в своих поступках руководствуется нравственностью, обычно говорят, что он поступает по совести. То есть, одно из ключевых проявлений нравственности заключается в том, чтобы ответственно и справедливо относиться к окружающим, никак их не ущемляя ради собственной корысти.

Многие стараются поступать по совести из религиозных соображений, рассчитывая, что таким образом они спасают свою душу. Такой подход сложно назвать бескорыстным, а ведь бескорыстие – одно из главных проявлений нравственности. Тем не менее, именно религия для многих людей является основным стимулом к формированию правильных взглядов и идеалов.

С точки зрения эволюции нравственность – это один из важнейших механизмов, обеспечивших выживание и развитие человеческого рода. Это свойство отдельной личности, играющее огромную роль для всего общества. Именно нравственность мотивирует людей поддерживать друг друга, и если бы её не было, человечество искоренило бы само себя. Любые умышленные преступления совершаются безнравственными людьми. При этом для окружающих они вполне могут выглядеть высокоморальными личностями.

С учетом вышесказанного, благополучие каждого отдельно взятого общества и человечества в целом зависит от уровня нравственности людей. Мораль данную задачу решить не может, поскольку она подразумевает внешнюю оценку. Человек, руководствующийся моралью, всегда поступает так, чтобы окружающие оценили его поступок. Тот же, кто руководствуется нравственностью, не нуждается в чужих оценках, а сам оценивает собственные действия.

История зарождения нравственности

Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.

В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.

Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.

Значение нравственности

Переоценить значение нравственности невозможно, поскольку это основополагающая черта личности, являющаяся фундаментом для формирования крепкого и сильного характера. Её наличие – это признак человека со здоровой психикой и высоким уровнем когнитивных способностей, который способен занять достойное место в обществе и жить в гармонии с окружающими. Нравственный человек, как правило, сам счастливее в личной жизни и делает счастливыми близких людей.

Нравственность помогает человеку находить разумный баланс между жертвенностью и эгоизмом. Нравственно-ориентированные личности, в отличие от эго-ориентированных, обладают более высоким уровнем гражданского сознания. Это гарантирует им возможность занять достойное место в социуме, поскольку обеспечивает комфортное сосуществование с другими людьми.

Как развить нравственность?

Исследования показывают, что нравственность формируется в детстве. Её основа закладывается уже к 7 годам, а к 16 она развивается полностью. Это не значит, что взрослый человек не может повлиять на своё нравственное развитие. Он вполне может совершенствоваться, прививать себе новые принципы и строго их придерживаться. Однако для него они будут уже скорее моральными, чем нравственными.

Развивать нравственность нужно в раннем возрасте, поэтому детям необходимо обеспечивать для этого соответствующие условия. Очевидно, что каждый ответственный родитель пытается привить своему ребёнку определенные черты нравственного поведения: честность, ответственность, искренность, порядочность и прочие общепризнанные человеческие ценности.

Несмотря на старания, получается это далеко не у всех, поскольку сами родители часто неправильно понимают, что такое нравственность, и пытаются навязывать ребёнку свои взгляды, используя неправильные или даже неприемлемые методы. Рассмотрим несколько правильных подходов, которые помогут развить нравственность у ребенка.

Личный пример

В практике психологов часто встречается ситуация, когда у человека имеется какая-то необъяснимая привычка, про которую он точно не может сказать, откуда она взялась. Это может быть необычный способ готовить определенное блюдо или странная последовательность действий во вполне привычных делах. Впоследствии часто выясняется, что эта привычка передалась человеку от родителей, но сам он об этом даже не знал.

Очень многие аспекты своего поведения дети перенимают у взрослых. И если вы хотите привить ребёнку нравственность, постарайтесь в его присутствии всегда вести себя подобающим образом. Это эффективный педагогический приём, обеспечивающий более надежный результат, чем любые убеждения и наказания.

Дружеская беседа

Дети негативно воспринимают любые нравоучения. Они могут соглашаться, но только для того, чтобы поскорее прекратить неприятный разговор, ведь для ребёнка любое моральное давление невыносимо. При этом дети очень хорошо воспринимают и запоминают информацию, которую получают в ходе интересного дружеского разговора. Замените наставления и упрёки советами, и ребёнок станет слушать вас намного внимательнее.

Дискуссия с совместным поиском истины

Отличный способ обучения, обеспечивающий прочное запоминание информации – это самостоятельный поиск ответа или нахождение его в процессе дискуссии. Поэтому, если вы хотите привить ребёнку какую-то нравственную черту, постарайтесь сделать так, чтобы он сам понял её важность. Можно привести пример из жизни, подогреть его интерес наводящими вопросами.

Развивающие игры

Детская любовь к играм – это мощный механизм развития, предусмотренный природой. Так почему бы не использовать его по назначению? Именно в играх дети обычно учатся взаимодействию с другими людьми. И именно в играх им лучше всего прививать такие важные аспекты нравственности как честность, ответственность и справедливость. Глядя на реакцию других игроков, ребёнок учится думать об окружающих, преодолевая врожденное эгоцентрическое восприятие.

Чтение

Не только детские сказки, но и вполне взрослые литературные произведения показывают плохие и хорошие поступки персонажей, предлагая читателю самому сделать нужные выводы. Поэтому чтение книг помогает детям понять, какие поступки являются нравственными, а какие – нет.

Развить нравственность у ребёнка не так сложно, главное – уделять внимание мелочам, которые мы рассмотрели. Также важно всегда давать ребёнку высказаться, чтобы он осознавал ценность своего мнения для окружающих и сам больше его ценил. В будущем он будет придавать большее значение собственным мыслям, что важно для развития нравственности.

Читайте также: как заставить себя читать?

Нравственность – это одно из важнейших качеств человека, стремящегося к личностному совершенству. Она представляет собой набор безусловных ценностей, представляющих для этого человека абсолютные этические идеалы. И если он в состоянии придерживаться собственных идеалов и не нарушать своих же правил, его самооценка заметно повышается. А наличие самоуважения – один из важнейших факторов успеха в современном мире.

«Нравственность и здоровье»

Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле — здоровый дух».

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье — это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Т.е. это и физическое и социально – психологическое, и духовно – нравственное здоровье.
Соблюдение правил сохранения только физического здоровья является недостаточным. Человек — это часть Вселенной. Разрушая окружающий мир, человек разрушает и себя. Поэтому важнейшими правилами сохранения здоровья являются бережное отношение к природе и сохранение гармоничных отношений с окружающими людьми. Здоровье, здоровый образ жизни — это нравственный образ жизни, построенный по законам Любви и Добра.

Основными факторами, обуславливающим здоровье являются:

образ жизни 50-55 %;

экология 20 – 25 %;

наследственность 20%;

недостатки в здравоохранении 5-10 %

К сожалению, по статистике около 70% детей при поступлении в школу могут считаться относительно здоровыми, но уже всего лишь 10% учеников можно признать таковыми по окончании школы. Остальные же 90% детей за школьные годы успевают приобрести целый набор типичных для школьников болезней — искривление позвоночника, заболевания ЖКТ и т.п., но в первую очередь — болезни, связанные со зрением. Наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, то есть в период обучения в различных образовательных учреждениях. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Такова современная статистика.

Проблема нашего учреждения состоит в том, что к нам поступают подростки

оказавшиеся в самых разных сложных жизненных ситуациях, с отрицательным влиянием семьи, ближайшего окружения, не получившие с рождения элементарных понятий, что такое хорошо, а что такое плохо. С искаженными понятиями о нравственности, морали, здоровом образе жизни. И поэтому наша задача заключается в том, чтобы создать условия для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. Задача педагогов – помочь подростку выработать и укрепить целесообразные для его возраста гигиенические навыки и привычки, ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.

Следует учитывать, что наибольший интерес подростки с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом.

В училище 79 учащихся, из них по результатам медицинского осмотра:

— основную группу имеют — 60 воспитанников —76%

— подготовительную группу имеют -18 воспитанников —23 %

— специальную группу имеют — 1 воспитанник -1 %

Все 100% учащихся охвачены занятиями физической культуры и спортом.

Физкультурно-спортивная деятельность училище занимает одно из ведущих мест в воспитательно-профилактической работе с девиантными детьми и подростками. Реабилитационная программа в училище рассматривает физическую культуру и спорт как одну из эффективных и действенных средств воспитательного воздействия на личность подростка.

Спортивно-оздоровительные мероприятия направлены на формирование у воспитанников:

  • понятия о здоровом образе жизни,
  • повышение устойчивости и функциональных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов,
  • закрепление и совершенствование умений и навыков воспитанников,
  • содействие формированию жизненно необходимых физических качеств,
  • выживание в условиях сосуществования, воспитание общественной активности и трудолюбия,
  • развитие творческой инициативы и организаторских способностей воспитанников.

В училище созданы благоприятные условия для развития спорта, приобщения воспитанников к здоровому образу жизни. Это новый спортивный зал, где проводятся не только уроки физкультуры, но и проходят соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису, скипингу.

Работают секции: хоккей, футбол, бокс. Кружок «Шахматы» Есть стадион с футбольным полем, турниками, баскетбольной площадкой. Имеется хоккейная коробка.

В начале учебного года обсуждается и утверждается план проведения месячника по пропаганде здорового образа жизни подрастающего поколения.

В течение месяца проводятся конкурс плакатов и рисунков «За здоровый образ жизни», организуются выставки детских творческих работ.

Проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.

Классные руководители организуют классные часы и просмотр видеоматериалов по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.

Проходят ролевые и деловые игры: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Твое здоровье в твоих руках». Акции «День отказа от курения».

Весь педагогический коллектив ведет большую разъяснительную работу по профилактике вредных привычек, старается не оставлять без внимания ни одного подростка.

В системе по плану воспитателями проводятся инструктажи по ТБ. Согласно плану работы училища проходят дни ГО. В эти дни воспитанники и все сотрудники училища тренируются в отработке действий при чрезвычайных ситуациях (эвакуация).

Нам было интересно узнать, как сами воспитанники заботятся о своём здоровье, обсудили это на групповых собраниях. Среди воспитанников был проведен опрос с целью выявления их уровня информированности о том, что такое здоровый образ жизни. Отвечали на вопросы анкеты «Что является важным в сохранении здоровья?» Получены были следующие данные:

· отказ от вредных привычек – 62%

· гигиена человека – 42%

· спорт, зарядка – 76%

· прогулки на свежем воздухе, закаливание – 48%

· здоровое питание – 21%

· безопасное поведение – 16%

· режим – 57%

· отсутствие болезней – 20%

• психологическое равновесие – 14%

Из диаграммы видно, что главной составляющей, по мнению детей, является отказ от вредных привычек, занятие спортом и зарядка. В силу своего возраста из детей мало кто отметил пункт психологическое равновесие.

Какой вывод можно сделать? По итогам проведённой работы, стало видно, что ребята в вопросах и проблемах сохранности здоровья, большое значение придают отказу от вредных привычек, занятию спортом, зарядке. А понимание этого уже играет большую роль в формировании духовно-нравственной личности, ориентированной на безопасный и здоровый образ жизни.

Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, но духовно и физически.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *