Что такое парастас по усопшим?

Познавая азы веры, у христиан возникает вопрос: парастас — что это за церковная служба? Это богослужение, которое проводится за тех, кто уже закончил путь земной и ждет решения Высшего суда. Верующие пишут имена своих усопших родственников в записках, которые передают священнослужителю. Церковь отмаливает грехи покойников и просит Всевышнего смягчить их участь, простить. Парастас — прошение за умерших людей, которое произносят их живые родственники.

Что собой представляет служба парастас

Парастас — церковная служба, которая совершается по всем умершим православным христианам. Поминальное богослужение проходит на утренней, в канун Всемирного Родительского Дня (в субботу). Всеобщий парастас служится накануне важных праздников. Служба проходит для всех усопших.

В православном календаре отмечены дни Всеобщего парастаса. Богослужения проходят всего 7 раз, с февраля по июнь, и один раз в октябре (ноябре). Текст парастаса записан в Требниках. Служба может быть личной, по случаю смерти человека, проходить в доме усопшего или на кладбище.

Богослужение может совершаться в поминальные дни (на 3,9,40 день), в годовщину смерти или на день рождения усопшего.

Определение в православии

Парастас в переводе с греческого означает ходатайство. Это молитвенная просьба живых христиан, обращенная к Богу от лица умерших. Вместо усопших людей к Всевышнему обращается Церковь. Великая отличительная разница этой службы — это полное прочтение священнослужителем 17 кафизмы.

Это не просто поминальное богослужение. В песнопениях проповедуется христианское вероисповедание, печаль о нарушении заповедей божьих, прошение о милости и терпении к людским слабостям. Небесного Царя молят простить прегрешения живых и мертвых, взывают к его человеколюбию. На службе все прихожане просят Бога помиловать их и восхваляют Всевышнего.

Перед началом церковной службы верующие пишут записки, в которых указывают имена своих умерших родственников, передают их священнослужителю. Во время богослужения служитель Церкви читает имена представившихся. Христиане просят за своих усопших родных, молятся, чтобы Бог их простил и не наказывал. Посредником между душами умерших и Всевышним выступает Церковь.

Во время богослужения священнослужитель читает молитвы, восхваляющие Господа, христиане клянутся в любви и преданности вере, просят простить их за прегрешения и облегчить участь тех, кто жив и страдает от тяжких болезней. На парастасе можно покаяться за свои грехи и попросить Всевышнего простить прегрешения тех, кто уже умер и никак не может изменить свою жизнь и попросить прощения за содеянное.

Христиане верят, что Бог милостив, он обязательно прислушается к просьбам людей, которые ходатайствуют за мертвого родственника, желая остановить мытарства души и даровать ей покой.

Церемония в ранней церкви

Парастас имеет многовековую историю. Человек провозглашал молитвы за себя и за своих умерших родственников, желая изменить свою жизнь к лучшему и улучшить участь усопших в загробном мире. В церкви во время богослужения можно было снять с семьи родовое проклятие, если написать на листочке имена всех своих умерших родственников первой линии до седьмого колена. Для того чтобы не забыть имена родных, существовал обычай называть детей в честь бабушки или дедушки.

Во время становления христианской религии и гонения на христиан парастас за души покойников читался ночью. Древние христиане молились за мучеников, которые погибли, защищая свою веру. Во время молитвы они обращались к святым служителям веры с просьбой донести их раскаяние в грехах самому Богу. Сейчас службу проводят во время утренней.

Душа после смерти

Согласно православной религии, человек рождается трижды: в момент биологического рождения, в день совершения таинства Крещения и в день смерти или успения. После кончины душа перемещается из мирского существования к Всевышнему. Человек не умирает, а только из одной жизни переходит в другую — вечную. Душа возвращается к Богу и попадает на божий суд, на котором решается, где она будет находиться — в раю или в аду.

Возможности попасть в рай удостаиваются только те христиане, которые живут, соблюдая заповеди Бога. Святых старцев православная Церковь почитает именно в день их успения, когда они заново ожили, то есть перешли в вечную жизнь через прощение.

Как проходит последование

Обряд парастаса описан в Требнике. Священнослужители должны придерживаться установленных Церковью правил. Произносит текст молитв священник, ему помогает диакон, подпевает хор. Верующие могут петь вместе с певчими из хора.

Начало

Вначале во время парастаса читаются молитвы, как на утренней, затем служители церкви произносят 90 псалом. В нем говорится, что душа верующего обязательно попадает в обитель Небесного Отца. После читают великую ектению за упокой, поют «Аллилуиа» (восхваление Господа) и тропари «Глубиною мудрости». Затем поются непорочны, разделенные на две стати, и читается полный канон.

Первая статия

Посвящена блаженным, непорочным, находящимся в пути. В молитвах, обращенных к Богу, священнослужитель просит помянуть души усопших.

Все умершие, согласно верованиям христиан, считаются безгрешными и непорочными, так как больше не могут совершать греховные дела.

Всевышнего просят смилостивиться над грешником и уменьшить страдания его души. В этот момент покойный находится перед престолом Господа и отвечает за каждое свое прегрешение. После первой статии читается малая заупокойная ектения.

Вторая статия

Священнослужитель просит через молитву упокоить души усопших рабов Господа. Сразу после этого пения поются тропари по непорочным, то есть по душам умерших людей. Христиане просят Всевышнего простить грехи усопших и смягчить их страдания.

После тропарей

Вначале читается малая заупокойная ектения. Потом — седален «Покой Спасе наш» и читается 50 псалом (о собственной греховной сущности). Затем поются каноны, читаются катавасии, кондак и икос. В молитвах священнослужитель просит Бога упокоить души умерших.

После канона

Далее в ходе службы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троица», «Отче наш» и поют тропари. Всевышнего просят упокоить души скончавшихся, даровать им прощение, взывая к человеколюбию Бога. После этого последование проходит, как обычная панихида.

Значение панихиды для верующих

Парастас очень важен для верующих. Ведь души усопших родственников ожидают решения Высшего Суда и уже ничего не могут сделать, чтобы измениться, покаяться и уменьшит свою вину перед Всевышним. Живые вместо мертвых молятся, раскаиваются в грехах и просят прощения у Бога. Священнослужители читают молитвы, которые слышит Господь.

Согласно верованиям христианства, молитвы живых способны улучшить загробную жизнь усопших. Во время парастаса происходит проскомидия, то есть поименное упоминание умерших людей. Верующие перед началом богослужения передают священнику записки с указанием имен своих усопших родственников. Молящиеся люди обращаются к Господу от лица покойника. Парастас считается единственным средством поддержки умерших их родственниками.

Во время богослужения читаются молитвы, в которых Господа просят избавить живущих от телесных страданий и болезней. Живые просят Бога смилостивиться над ними и простить их грехи. Верующие молят святых мучеников о заступничестве. Христиане обращают свои молитвы к Пресвятой Деве и просят ее заступиться за грешников перед Всевышним. Во время парастаса молятся за души усопших, а также за живущих. На богослужении каждый верующий может раскаяться в своих грехах и попросить Бога о прощении.

Полный текст

Устав парастаса имеется в 14 главе Типикона. Указанные в этой главе молитвословия печатаются в книге Последования за усопших, а также в Октоихе и Псалтыре. Правда, в Псалтыре в Последовании об исходе души от тела нет великой ектении об усопших. Зато в нем напечатана 17 кафизма.

В иерейском Молитвослове есть Последование по исходе души от тела. В книжке Последование за усопших и в Октоихе нет кафизмы 17. Эта кафизма не всегда печатается, потому что не во всех панихидах по умершим произносится. Полный текст парастаса можно найти в книге Последование парастаса. В ней печатаются все молитвы и песнопения великой панихиды, которая служится на всенощном бдении по усопшим братьям и сестрам и по всем представившимся христианам.

Полный текст парастаса

Панихида начинается обычным возгласом: «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков”. Затем читается псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…” В этом псалме пред нашим духовным взором предстоит отрадная картина перехода в вечность истинно верующей души по таинственному пути, ведущему к обителям Отца Небесного. В символических образах аспидов, львов, скимнов и драконов псалмопевец выражает мытарства души на этом пути. Но здесь псалмопевец изобразил нам и Божественное охранение верной души усопшего: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, плещами Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его”. Верная душа говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю”.

Замечательно, что этот же псалом читается и в последовании шестого часа, перед Литургией, когда воспоминается Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Словами пророка Давида Церковь изображает этот страшный путь смерти, которым прошла и безгрешная святая душа Господа Иисуса: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разруши΄л еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже…” и тем «…от смерти к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе́…” (кондак и 1-я песнь канона Пасхи). Мы надеемся на охранение ангелов Божиих, на помощь и благоволение Отца Небесного, ибо мы – братья Господу Иисусу, чада возлюбленные Божественного Отца, усыновленные Ему Единородным Сыном Его.

Тотчас после псалма начинается ектения: «Миром Господу помолимся”. Сначала идут обычные прошения, затем следуют прошения собственно о усопших: «О оставлении согрешений во блаженной памяти преставльшагося (преставльшихся), Господу помолимся”. Главное, что может сделать для усопшего этот путь вечности трудным, мучительным и страшным, лишить его вечного блаженства, а нам причинить скорбь и душевную тяжесть – это его грехи. И вот потому первое прошение – «о оставлении согрешений его (их)”.

Но мы еще боимся вполне предаваться этому светлому упованию; мы припоминаем вольные и невольные согрешения покойного, в том числе и против нас, ибо сейчас душа его должна предстать пред страшным престолом Господа Славы, где спросится ответ за всякое слово, чувство, дело и помышление. И вот мы обращаемся к Господу со следующим прошением: «О простити ему (им) всякое прегрешение, вольное и невольное, Господу помолимся”.

Церковь, как сердобольная мать, в эту минуту не забывает и горькой доли тех, которые остались здесь, на земле, и в горе и слезах возводят слезные очи ко Господу:

«О плачущих и боле́знующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся”.

«О отпуститися ему (им) от всякия болезни, и печали, и воздыхания и вселити его (их), иде́же присещает свет Лица Божия, Господу помолимся”.

«О яко да Господь Бог наш учинит душу его (ду́ши их) в месте светле, в месте злачне (радостном и довольном), в месте покойне, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся”.

«О причтении его (их) в не́дрех Авраама, и Исаака, и Иакова, Господу помолимся”.

По окончании ектении священник возглашает:

«Яко Ты еси Воскресение, и живот, и покой усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь”.

За ектенией следует пение «Аллилуиа”. Это – голос небожителей, восхваляющих Господа. В это же время диакон произносит стихи, предыизображающие блаженство истинно верующих в Господа: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи. Память их в род и род. Ду́ши их во благих водворятся”.

Сердечно желая, чтобы этого блаженства удостоились и наши усопшие, Церковь присоединяет молитвословия тропаря: «Глубиною мудрости человеколюбно вся стро́яй и полезное всем подаваяй, Едине Соде́телю, упокой, Господи, душу раба Твоего (ду́ши раб Твоих), на Тя бо упование возложи΄ (возложи΄ша) Творца и Зиждителя и Бога нашего”.

«Слава, и ныне”: «Тебе и сте́ну и пристанище и΄мамы и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение”. Этими словами выражается трепетное ожидание нами Господа, грядущего к нам, а также молитва к Божией Матери о помощи.

Но вот завеса вечности открывается, вот Господь на Престоле Славы, и Ему предстоят со страхом и трепетом усопшие отцы и братия наши, исповедуя пред Ним с верой и любовью все дела свои, а мы, живые, молимся за их души. «Блажени непорочнии в путь, ходя΄щии в законе Господни”, – так начинается исповедь всякой души, отошедшей от нас и предстоящей перед Судом Божиим. «Помяни, Господи душу раба Твоего (ду́ши раб Твоих, имярек)”, – этим прошением мы прерываем эту исповедь.

«Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его”, – и опять молитва: «Помяни, Господи, душу раба Твоего”.

И далее звучат возвышенные стихи 118-го псалма, прерываемые молитвенными прошениями о душе усопшего (в переводе на русский язык):

«В сердце мое заключил я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою…

Странник я на земле, не скрывай от меня заповедей Твоих…

Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои бла́ги…

Да приидут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему…

И я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое…

Вспомни слово (Твое) к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать…

Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему…

Руки Твои сотворили меня и устроили меня, вразуми меня и научусь заповедям Твоим…

Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему…

Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца…

Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю…

Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю…

Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь…

Все повеления Твои признаю΄ справедливыми, всякий путь лжи ненавижу…

Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина…

Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить…

Услышь голос мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня…

Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое…

Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне…

Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл”.

Чтение или пение 118-го псалма прерывается ектенией. Диакон: «Паки и паки миром Господу помолимся”. Хор: «Господи, помилуй”. Диакон: «Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Твоего (душ усопших раб Твоих, имярек), и о еже проститися ему (им) всякому согрешению, вольному же и невольному”. Хор: «Господи, помилуй”. Диакон: «Яко да Господь Бог наш учини΄т душу его, идеже праведнии упокоя΄ются”. Хор: «Господи, помилуй”. Диакон: «Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим”. Хор: «Подай, Господи”, диакон: «Господу помолимся”. Хор: «Господи, помилуй”. Между тем священник тайно читает молитву:

«Боже ду́хов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый и живот миру Твоему дарова́вый, Сам, Господи, упокой душу раба Твоего (души раб Твоих, имярек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отню΄дуже отбеже́ болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, соделанное им (ими) словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог, прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един (еси) кроме́ (без) греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина”… и возглашает:

«Яко Ты еси Воскресение и живот и покой, усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих, имярек)…”

Затем продолжается исповедь отошедшей от нас души пред страшным престолом Господним словами 118-го псалма; и к каждому стиху мы присоединяем нашу молитву: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих)”.

Затем поют: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим”.

При повторении этого псаломского стиха поются новозаветные стихи, изображающие таинственную судьбу человека:

«Святых лик обре́те источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.

Агнца Божия пропове́давше и заклани бывше, якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся, Того прилежно, мученицы, молите, долгов разрешение нам даровати”.

«Лик святых обрел источник жизни и дверь райскую, да обрету и я путь покаянием; я погибшая овца, воззови и спаси меня, Спасе.

Агнца Божия проповедавшие и закланные как агнцы и преставившиеся, святые к вечной нестареющей жизни, мученики, прилежно моли΄те Того даровать нам разрешение долгов”.

Господь обращается к Своим верным:

«В путь узкий хо́ждшии прискорбный, вси в житии Крест, яко яре́м вземшии и Мне последовавшии верою, приидите насладитеся, ихже уготовалх вам почестей и венцов небесных”.

«Вы, прошедшие узкий и прискорбный путь и взявшие (на себя) в жизни Креста как иго, и последовавшие за Мною по вере, придите, насладитесь почестями, которые Я вам приготовил, и венцами небесными”.

И верная душа отвечает своему Спасителю:

«Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, уще́дри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное отечество подаждь ми, рая΄ паки жителя мя сотворяя.

Древле убо от не су́щих созда́вый мя и образом Твоим Божественным почты΄й, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добро́тою возобразитися”.

«Я образ неизреченной Твоей славы, хотя и ношу язвы прегрешений; ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием и возврати мне желанное отечество, соделавая меня опять жителем рая.

Издревле создавший меня из небытия и почтивший Своим Божественным образом, за преступление же заповеди опять возвративший в землю, из которой я взят был, возведи меня в Свое подобие, получить образ древней красоты”.

С этими прошениями души усопшего соединяют свою молитву его близкие:

После прославления Пресвятой Троицы: Отца Безначального, Сына, Собезначального Отцу, и Божественного Духа, и молитвенного восхваления Пресвятой Богородицы, трижды поется «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже”.

Затем следует малая заупокойная ектения и по возгла́се – седален: «Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (рабы Твоя), и сего (сих) всели во дворы Твоя, я΄коже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения его (их), вольная и невольная, и вся, яже в ве́дении и не в ведении, Человеколюбче”. На «Слава” поют конец этого седальна: «И вся, яже в ве́дении”.., на «И ныне” – Богородичен: «От Девы возсия΄вый миру, Христе Боже, сы΄ны света То́ю показавый, помилуй нас”.

После псалма 50-го, сосредоточившего наше внимание на собственном греховном недостоинстве, поется канон по усопшем.

Тропари канона расположены в следующем порядке: первый тропарь содержит нашу молитву к святым мученикам, пролившим кровь свою и претерпевшим бесчисленные муки ради Господа; их мы побуждаем на ходатайство пред Богом за наших усопших. Затем следуют два тропаря, содержащие в себе наше моление ко Господу за умерших. В этих тропарях мы высказываем пред Господом Иисусом Христом все, что только может склонить Его к милосердию, указываем на Божественную Премудрость, которой мы сотворены в начале с душой и телом и воодушевлены Божественным Духом. Мы поминаем Его благость и милосердие, Его страдания, смерть и Воскресение, обновившие падший род человеческий. Разрушив смерть и ад, Он даровал нам бессмертие, избавил от смерти и тления. Господь знает немощь нашего естества, но Он неизреченно милосерд, «весь сладость, весь желание и любовь ненасытная, весь добро́та несказа́нная”. Он – Владыка всего, имеющий власть над живыми и мертвыми, в Царстве Его обителей много, и Он «разделяет их всем по достоянию, по мере добродетели”. Мы не смеем пред Лицом Божиим высказать ничего о вечной судьбе душ усопших, но лишь смиренно напоминаем, что они рабы Его и, «очистившиися древняго прародительскаго падения Крещением и паки порождением и иму́ще жезл силы – Крест Его, проидо́ша мирское море”. Перед каждым из этих тропарей мы взываем ко Господу: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (ду́ши усопших раб Твоих)”.

В последнем тропаре каждой песни канона мы обращаем молитвенные взоры наши ко Пресвятой Богородице и просим Ее молитв за нас и усопшего нашего (усопших наших). Заупокойный канон, как и другие, разделяется на три части в честь и славу Пресвятой Троицы краткими ектениями и особыми стихирами.

После третьей песни канона читается седален:

Воистину суета всяческая, житие же – сень и со́ние, ибо всуе мятется всяк земнородный, якоже рече́ Писание: егда́ мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, иде́же вку́пе ца́рие и нищии. Темже, Христе Боже, преставльшагося раба Твоего (преставльшихся раб Твоих) упокой, яко Человеколюбец”.

«Поистине все суета, а жизнь лишь тень и сон, ибо тщетно утруждает себя земнородный, как гговорит Писание, когда мир приобретем, тогда в гроб вселимся, где цари и нищии. Поэтому, Христе Боже, упокой преставльшегося Раба Твоего (преставльшихся Рабов Твоих), как Человеколюбец”.

После «Слава, и ныне” мы вновь обращаемся к Милостивой Заступнице нашей: «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя”.

Когда шестая песнь канона изобразит нам бурю жизни: «Житейское море, воздвиза́емое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти, возведи от тли живот мой, Многомилостиве”, произносится ектения малая, и духовный собор, стоящий со свечами вокруг гроба, знаменуя свет Христов, который ныне видит пред собою усопший, от лица всей Церкви возглашает ему желание этой мирной пристани в кондаке: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (души раб Твоих), иде́же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная”.

За кондаком следует икос:

«Сам Един еси Безсмертный, сотвори΄вый и созда́вый человека, земнии убо от земли΄ созда́хомся и в землю ту́южде по́йдем, якоже повелел еси созда́вый мя и реки΄й ми: яко земля еси и в землю отыдеши, а́може вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа” (трижды).

«Ты Сам Един Бессмертный, сотворивший и создавший человека! Мы же, земные, из земли созданы и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, Создавший меня, и сказавший мне: земля еси и в землю отойдешь, куда все человеки пойдем, надгробным рыданием творя песнь: Аллилуиа” (трижды).

Перед девятою песнью священник возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим”. Но в ответ звучит не Песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа”, но лик поет: «Ду́си и ду́ши праведных восхвалят Тя, Господи”. Славословия и восхваления свойственны не нам, грешным, в эти минуты скорби, а святым и чистым ду́хам небесным и душам тех праведников, которые уже обрели вечное блаженство. Затем поется ирмос девятой песни канона: «Ужасе́ся о сем небо…”

Потом следует Трисвятое, «Пресвятая Троице…”, «Отче наш…” и поются тропари:

«Со духи праведных скончавшихся, души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В поко́ищи Твоем, Господи, иде́же вси святии Твои упокоева́ются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.

Слава:

Ты еси Бог, соше́дый во ад и узы окова́нных разреши΄вый, Сам и ду́ши раб Твоих упокой.

И ныне:

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без се́мене рождшая, моли спастися душа́м их”.

«С ду́хами праведников скончавшихся, души рабов Твоих, Спас, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, которая у Тебя, Человеколюбче.

В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои упокоеваются, упокой и души рабов Твоих, как Един Человеколюбец.

Слава:

Ты – Бог, сошедший во ад и узы окова́нных разрешивший, Сам и ду́ши рабов Твоих упокой.

И ныне:

Едина Чистая и Непорочная Дева, Бога бессеменно родившая, моли спастись душам их”.

Итак, вместо славословий и величаний мы воссылаем нашу молитву за усопших ко Господу.

Потом следует сугубая заупокойная ектения: «Помилуй нас, Боже…”

Иерей произносит тайно молитву: «Боже духо́в…”, заканчивая ее возгла́сом: «Яко Ты еси Воскресение…” Затем диакон: «Премудрость”. Хор: «Честнейшую Херувим….” Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже….” Хор: «Слава, и ныне”, «Господи, помилуй” (трижды), «Благослови”, и священник произносит отпуст:

«Воскресы΄й из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, ду́ши от нас преставльшихся раб Своих в селениих праведных учини΄т, в не́дрех Авраама упокоит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец”.

По отпу́сте диакон возглашает: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память!” Хор трижды поет: «Вечная память”.

«Это молитвенное воззвание: «Вечная память!” есть дар и довершение всего, – говорит святитель Симеон, архиепископ Солунский, – оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает Богу душу и тело усопшего”.

Боль потери близких и родных людей со временем угасает, а память остается навсегда. Нам не хватает наших ушедших в иной мир родителей, коллег, друзей. Но у нас есть возможность сделать их загробную участь радостнее и светлее. Что такое Парастас – Великая Панихида? Как поминать усопших и заказать панихиду – в нашем материале.

«Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга»

Святитель Иоанн Златоуст

Что такое Родительская суббота?

Икона Соществия во ад

Заглянем в глубины своей души. Нам хорошо, плохо, тепло или холодно? Примерно так чувствует себя наша бессмертная душа. Когда умирает тело человека, душа переходит в другой мир, где остается наедине со своим внутренним состоянием. Там уже не будет возможности отвлечься, посмотрев телевизор или выйдя на прогулку. Человек останется наедине с самим собой до Страшного Суда.

Как мы можем помочь умершему человеку? У нас есть тело − инструмент спасения. Мы имеем возможность спаться сами и помогать другим, даже усопшим. С помощью молитвы нам открывается возможность просить Бога облегчить их загробное состояние. Наши молитвенные просьбы озаряют души усопших светом и теплом любви и заботы.

У христиан издавна существовал обычай молиться об умерших в специально установленные дни. В каждое воскресенье вспоминается победа Христа над смертью. А в субботу, накануне, – сошествие во ад, то есть Божественная помощь душам усопших христиан.

У термина «родительская» суббота несколько версий происхождения.

  • Во-первых, умерший попадает в иной мир к праотцам, то есть встает в ряд родителей.
  • Во-вторых, в христианских общинах было принято первым делом поминать усопших родственников.

Парастас − Великая панихида

Накануне, в пятницу, в храмах совершается парастас − Великая панихида по всем православным христианам. В отличие от общепринятой практики молитвы на панихидах, во время парастаса к молитвенному чину добавляется пение 17 кафизмы и чтение заупокойного канона. Сохранилась благочестивая традиция на следующий день дома совершать панихиду мирским чином.

Также стоит посетить могилы усопших, пригласить священника или самостоятельно совершить там литию. Лития – это малая панихида, очень короткое чинопоследование, которое мирянин может самостоятельно прочитать как на кладбище, так и дома перед иконами.

Не стоит забывать и о богослужении самой Родительской субботы. Когда мы «заказываем» требы на поминовение усопших, мы не снимаем себя ответственности, а лишь призываем священника помолиться вместе с нами. Ведь в какой нужде двое или трое собрались молиться, посреди них Бог, говорит нам Священное Писание. А значит, Господь услышит ваши молитвы о почивших родственниках.

Что нужно делать в Родительскую субботу

Мытарства души на иконе

Рай и ад – состояния души человека, которые он создает себе еще в земной жизни. Старец Паисий Святогорец сравнивал пребывание человека в загробной жизни, в аду, как заточение в темнице. По словам святого, умершие отдали бы все, чтобы Бог дал им пять минут земной жизни для покаяния. И молитва живых за усопших сравнима с тем, как если бы мы ухаживали за заточенными в темнице пленниками, принося им воду или продукты, залечивая их раны.

Обращаясь к Богу с молитвами об усопших, мы просим Его не только облегчить их загробные страдания, но и увеличиваем число наших «ходатайств» перед Страшным Судом. Мы верим, что по нашим молитвам Господь помилует умерших родственников.

Живым необходимо вести христианскую жизнь и молиться об усопших. Молитва − это разговор с Богом или дыхание души. Чем больше мы молимся, тем прочнее наша связь с Господом, а значит, полнее и счастливее жизнь. Обращаясь к Богу с просьбой помиловать души усопших людей, мы вступаем с Ним в общение и даже своей душе доставляем пользу. Молясь об умерших, мы памятуем о смерти. Когда мы понимаем, что наши дни в этом мире ограничены, мы начинаем правильно расставлять приоритеты и стремиться к разумной жизни. Наконец, как и молитва, наша жизнь по христианским законам также доставляет радость душам усопших.

Важно не упускать возможностей молиться о своих упокоившихся близких и родственниках. Тем самым мы показываем свою любовь и заботу о них, а также оказываем неоценимую помощь их душам.

Итак, подводя итоги сказанному, 5 шагов, которые мы можем сделать для наших усопших близких в Родительскую субботу:

  1. В пятницу желательно посетить заупокойную службу Парастас, либо подать записки на это богослужение в любом храме. В пятницу также можно подать записки заранее на утреннюю субботнюю литургию и на панихиду, если вы не можете посетить в субботу храм лично.
  2. В субботу прийти на литургию. На проскомидии во время литургии вынимаются частицы за имена усопших православных христиан. После литургии в субботу служится панихида, на которой молятся об усопших. Записки на панихиду подаются отдельно.
  3. Если позволяют погодные условия, желательно сходить на кладбище, пригласить священника отслужить литию, либо прочитать чин литии самостоятельно, текст есть в любом молитвослове.
  4. Не оставлять домашней молитвы об умерших.
  5. Для поддержания домашней молитвы желательно подать поминовение об усопших в монастыри, где всегда особая молитвенная традиция.

«Бог не есть Бог мертвых, но живых»

Парастас по усопшим – это панихида, которая совершается по умершим православным христианам, обычно служится на всенощном бдении в дни родительских суббот. Структура этой службы напоминает утреннее богослужение.

Это поминовение обычно происходит вечером в пятницу или перед памятными днями, такими как случившаяся трагедия или отпевание священника. Также парастас совершается в домашней обстановке в третий, девятый, сороковой день после смерти православного христианина.

Парастас по усопшим так же необходим отошедшим душам, как и все остальные заупокойные службы. Когда мы молимся об умерших, их души получают в раю – радость, в аду – облегчение. Слыша наши молитвы, которые являются диалогом с Богом, наши близкие, которых больше нет рядом, тоже возносят молитву Спасителю за нас.

Христианское предание повествует о том, что когда Макарий Великий молился за души язычников, адское пламя отступало от них, они даже могли видеть друг друга без препятствий, что приносило утешение страждущим. С самого начала существования Христианской Церкви молитвы об умерших были приняты как традиция.

Можно готовиться к парастасу по усопшим так же, как и к остальным службам. Нужно записать преставившихся родных и знакомых, о которых бы хотелось помолиться в общей церковной молитве, приготовить панихиду (хлеб, кутью и то, что сами желаете из пищи) – отнести ее в церковь.

Во время службы старайтесь быть внимательными. Мы должны помнить о том, что наша забота об умерших напоминает внимание родителей к детям, которые уехали далеко и нуждаются в заочной молитве. Церковь учит нас тому, что души праведных людей пребывают в раю до наступления Страшного Суда, ожидая вечного блаженства. А грешники попадают в ад, испытывая там мучения.

Парастас по усопшим – богослужение, которое помогает облегчить переход из земной жизни в загробную и страдания преставившихся в аду. Для того, чтобы в будущем наши близкие не забывали нас в своих молитвах, когда их уже не будет рядом с нами, то же самое должны делать и мы. Кроме парастаса существует молитва за умерших во время литургии, лития…

Особо радостным днем, когда мы возносим просьбы к Богу об ушедших, является Радоница. Это радостная молитва, возвещающая о том, что Христос воскрес из мертвых и дал возможность каждому из нас попасть в рай после смерти. А как известно всем православным христианам, у Бога не существует мертвых – для Него все живы.

Duobus litigantibus tertius gaudet — двое дерутся, третий радуется

Duos lepores insequens, neutrum cepit — за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Dura lex, sed lex — закон суров, но это закон; закон есть закон

Edimus, ut vivamus; nоn vivimus, ut edamus — мы едим чтобы жить, но не живем, чтобы есть

Е fructu arbor cognoscitur — по плоду узнается дерево (яблоко от яблони недалеко падает)

Elephantum ех musca facis — делаешь из мухи слона

Ео ipso — вследствие этого, тем самым

Epistula nоn erubescit — бумага не краснеет, бумага все терпит (Цицерон)

Errare humanum est- человеку свойственно ошибаться

Errata — ошибки, опечатки

Est modus in rebus — всему есть предел; все имеет свою меру (Гораций)

Est rerum omnium magister usus — опыт — всему учитель (Цезарь)

Et cetera (etc.) — и так далее, и прочее

Et gaudium et solatium in litteris — и радость, и утешение в науках(Плиний)

Et singula praeduntur anni — и годы берут свое

Ех abrupto — без предисловий, без приготовлений, сразу, внезапно

Ех adverso — доказательство от противного

Ех auditu — на слух

Ех cathedra — непререкаемо, (доcл,:с кафедры)

Exceptis excipiendis — за исключением того, что должно быть исключено

Ех consuetudine — по привычке, по установленному обычаю

Exegi monumentum — воздвиг я памятник себе (Гораций)

Exempli causa — например, для примера

Exempli gratia (е. g.) — например

Ех juvantibus — судя по помощи

Ех libris — из книг

Ех nihilo nihil — из ничего — ничто; из ничего ничего и не получится (Лукреций)

Ех officio — по обязанности,

Ех oribus parvulorum — устами младенцев

Ех oriete lux — c востока свет

Expedite — скоро

Ех professo — со знанием дела,

Ех tempore — в нужный момент, без приготовления, незамедлительно, тотчас

Eхtrа formam — без всяких формальностей

Extra muros — публично (досл.: вне стен)

Ех ungue leonem — по когтям можно узнать льва (видна птица по полету)

Ех ungua leonem cognoscimus, ех auribus asinum — льва узнаем по когтям, а осла — по ушам

Ех ungue leonem pingere — по когтям изображать льва; судить о целом по его части

Ех voto — по обещанию

Facile omnes, cum valemus, recta consilia aegrotis damus — когда мы здоровы, то легко даем больным хорошие советы

Facio ut des — делаю, чтобы ты дал

Facio ut facias — делаю, чтобы ты сделал

Fama clamosa — громкая слава

Familiariter — дружески, запросто

Fas atque nefas — дозволенное и недозволенное

Favete linguis — помолчите; придержите языки

Feci, quod potui, faciant meliora potentes — я сделал все, что мог; пусть, кто может, сделает лучше

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas — счастлив тот, кто мог познать причины вещей (Вергилий)

Ferro ignique — огнем и мечом

Festina lente — спеши медленно (тише едешь — дальше будешь)

Fiat lux! — да будет свет!

Fidelis et forfis — верный и смелыи

Fide, sed cui fidas, vide — будь бдительным; доверяй, но смотри, кому доверяешь

Finis coronat opus — конец венчает дело; конец — делу венец

Flagrante delicto — на месте преступления, с поличным

Folio verso (f. v.) — на следующей странице

Formaliter et specialiter — формально и в частности

Fortiter in re, suaviter in modo — твердо в деле, мягко в обращении (упорно добиваться цели, действуя мягко)

Fructus temporum — плод времени

Fugit irrevocabile tempus — бежит невозвратное время

Funditus — до основания, совершенно

Gaudet patientia duris — долготерпение торжествует

Generaliter — вообще

Gloria victoribus — слава победителям

Grata, rata et accepta — угодно, законно и приемлемо

Gratis — бесплатно, даром, безвозмездно

Gratulari — возрадоваться (своему счастью)

Grosso modo — в общих чертах

Gutta cavat lapidem — капля долбит камень (Овидий)

Habeat sibi — держи про себя

Habent sua fata libelli — и книги имеют свою судьбу

Habent sua sidera lites — споры судьба решает

Habitus — внешний вид

Hic et nunc- без всякого промедления

Hic locus est, ubi mors gaudet succurrere vitae — вот место, где смерть охотно помогает жизни

Historia magistra vitae — история — учитель (наставница) жизни (Марк Туллий)

Нос est (h. e.) — то есть, это значит

Нос loсо — здесь, в этом месте

Нос volo, sic jubeo — этого я хочу, так приказываю

Homagium — дань уважения

Homines, dum docent, discunt — люди, уча, учатся

Homo homini lupus est — человек человеку волк

Нomо ornat locum, nоn locus hominem — не место красит человека, а человек — место

Homo sapiens — человек разумный

Homo sum et nihil humani a me alienum puto-я человек, и ничто человеческое мне не чуждо (Теренций)

Honoris causa — ради почета, ради уважения

Horribile dictu — страшно сказать, страшно произнести

Ibidem — там же

Ibi victoria, ubi concordia — там победа, где согласие

Idem — то же самое, так же

Idem per idem — одно и то же

Id est — то есть

Ignorantia nоn est argumentum — незнание — это не доказательство

In abstracto — вообще, отвлеченно

In aeternum — навек, навсегда

In angello cum libello — в уголке и с книжкой; уединившись с книгой

In brevi — вкратце

Incognito — тайно, скрывая свое настоящее имя

In сorроrе — в полном составе, в целом

Incredibili dictu — невероятно

Inde ira — отсюда гнев

In deposito — на хранение

Index — указатель, список

Index librorum — список книг

In extenso — полностью, целиком, дословно

In extremis-в последний момент

Infandum renovare dolorem — ужасно вновь воскрешать боль

In favorem — в пользу кого-либо, для пользы

In folio — в целый лист (самый боьшой формат книги)

In hoc statu — в таком положении

Injuria realis — оскорбление действием

Injuria verbalis — оскорбление словом

In locо — на месте

In medias res — в самую суть дела (Гораций)

In memoriam — в память

In natura — в действительности; натурой

In расe — в мире, в покое

In pleno — в полном составе

In propria persona — собственной особой

In rerum natura — в природе вещей

In spe — в надежде, в будущем

In statu nascendi — в состоянии зарождения, в самом начале, в момент образования

In statu quo ante — в прежнем положении, в прежнем состоянии

Inter parietes — в четырех cтенах

In transitu — на ходу

In tyrrannos — против тиранов

In usu — в употреблении

Invia est in medicina via sine lingua latina — непроходим в медицине путь без латинского языка

In vitro — в сосуде, в пробирке

In vivo-на живом организме

Ipse dixit — «сам сказал» (о непреложном авторитете)

Ipsissima verba — слово в слово

Ipso facto — в силу очевидного факта

Ipso jure — в силу закона

Is fecit, qui prodest — сделал тот, кому выгодно

Ite, missia est — идите, все кончено

Item — так же

Jurare in verba magistri — клясться словами учителя

Jure — по праву

Jus gentium — право народов

Jus privatum — частное право

Jus publicum — публичное право

Justum et tenacem propositi virum ! — кто прав и твердо к цели идет! (Гораций)

Labor corpus firmat — труд укрепляет тело

Labor improbus — упорный труд

Labor omnia vincit — труд все побеждает

Lapis offensionis (petra scandali) — камень преткновения

Lapsus — ошибка, промах

Lapsus calami — описка, ошибка в правописании

Lapsus linguae — оговорка, обмолвка, ошибка в разговоре

Lapsus memoriae — ошибка памяти

Larga manu — щедро

Lege — по закону

Lege artis — по всем правилам искусства, мастерски

Legem brеvem esse oportet — закон должен быть кратким

Licitum sit — да будет дозволено

Littera scripta manet — написанное остается; что написано пером, того не вырубишь топором

Loсо citato (l.с.) — в упомянутом месте

Loсо laudato (l.l.) — в названном месте

Locus minoris resistentiae — место наименьшего сопротивления

Lupus in fabula — легок на помине; (доcл.: как волк в басне)

Macte! — отлично! Прекрасно!

Magister dixit — это сказал учитель (ссылка на непререкаемый авторитет)

Magistra vitae — наставница жизни

Magna et veritas, et praevalebit — нет ничего превыше истины, и она восторжествует

Mala fide — неискренне, нечестно

Mala herba cito crescit — плохая (сорная) трава быстро растет

Male parta cito dilabuntur мemoria — плохо приобретенное быстро забывается; быстро забываются знания,

усвоенные нетвердо

Manu propria-собственноручно

Margaritas ante porcas — бисер перед свиньями (метать)

Mea culpa, mea maxima culpa — моя вина, моя величайшая вина

Media et remedia — способы и средства

Medica mente non medicamentis — лечи умом, а не лекарствами

Medice, cura te ipsum — врач, исцели самого себя

Medicus amicus et servus aegrotorum est — врач — друг и слуга больных

Medicus medico amicus est — врач врачу друг (помощник)

Meliora spero — надеюсь на лучшее

Memento mori — помни о смерти

Mendaci omini verum quidem dicenti credere nоn solemus — лживому человеку мы не верим, даже если он говорит правду

Mensis currentis — текущего месяца

Mens sana in соrроrе sano — в здоровом теле — здоровый дух (Ювенал)

Мeо voto — по моему мнению

Minimum — самое малое

Mirabile dictu — достойно удивления

Miserabile dictu — достойно сожаления

Miseris succurrere disce — учись помогать несчастным (больным)

Modus agendi — образ действий

Modus vivendi — образ жизни;

Motu proprio — по собственному побуждению

Multa sunt in mribus dissentanea multa, sine ratione — в обычаях человеческих много разнообразия и много нелепостей

Multum in рarvо — многое в малом

Multum, nоn multa — многое, но не много; глубокое содержание в кратком изложении

Multum vinum bibere, nоn diu vivere — много вина пить не долго жить

Mutatis mutandis — с изменениями, с оговорками

Mutato nomine — под другим названием

Natura sanat, medicus curat — природа исцеляет, врач лечит

Ne accesseris in consilium nisi vocatus — не ходи в совет, не будучи приглашенным

Nec plus ultra — дальше некуда, крайняя степень

Nec sutor ultra crepidam — не суди о том, чего не знаешь

Nefas — несправедливость

Nemine contradicente — без возражений, единогласно

Nemo judex in causa sua — никто не судья в своем деле

Nemo nascitur doctus — никто не рождается ученым

Ne noceas, si juvare nоn рotes — не вреди, если не можешь помочь; не вреди больному лишним лечением

Ne quid nimis — не нарушай меры; ничего слишком

Nervus rerum- главное дело; важнейшее средство

Ne varietur — изменению не подлежит

Nihil humani — ничто человеческое (мне не чуждо)

Nihil semper suo statu manet — ничто не остается постоянно в своем состоянии

Nil admirari — ничему не удивляться

Noli me tangere — не тронь меня

Noli nосerе — не вреди

Nomen est omen — имя говорит само за себя

Nomen nescio ( N. N.) — некое лицо

Non bis in idem — дважды за одно и то же нельзя наказывать

Non curatur, qui curat — не вылечивается тот, кто имеет заботы (досл.: кто заботится)

Non liquet — не ясно

Non multa, sed multum — не много, но многое

Non omnia passum omnes — не всякий все может

Non omnia possumus — не на все мы способны

Non omnis error stultitia est — не всякая ошибка — глупость

Non progredi est regredi — не идти вперед, значит идти назад

Non scholae, sed vitae discimus — мы учимся нe для школы, a для жизни

Nosce te ipsum — познай самого себя

Nota bene (NB) — обрати внимание; хорошо заметь

Nudis verbis — голословно

Nulla aetas ad discendum sera — учиться никогда не поздно

Nulla dies sine linea — ни одного дня без строчки (Плиний)

Nulla regula sine exceptione — нет правил без исключении

Nullum malum sine aliquo bono — нет худа без добра

Nullus juxra propriam voluntatem incedat — никто не должен входить по своей воле

Nunc plaudite! — теперь аплодируйте !

Nunquam petrorsum, semper ingrediendum — не шагу назад, всегда вперед

Omne nimium nocet — все излишнее вредит

Omnes et singulos — вместе и по отдельности

Omne vivum ех ovo — все живое вышло из яйца (Гарвей)

Omnia mea mecum porto — все свое ношу с собой

Omnia praeclara rara — все прекрасное редко

Omnis curatio est vel canonica vel coacta — всяко лечение основывается либо на традиции, либо на принуждении

Omnium consensu — с общего согласия

Omnium profecto artium medicina nobilissima — из всех наук, безусловно, медицина самая благородная (Гиппократ)

Opera et studio — трудом и старанием

Oportet vivere — надо жить

Optimum medicamentum quies est — покой — наилучшее лeкарство

Orа et labora — молись и трудись

Orа rotundo — во весь голос

Orе uno — единогласно (досл.: одним ртом)

О tempora, о mores! — о времена, о нравы!

Otium cum dignitate — отдых с достоинством, отдых с почетом

Panem quotidianum — хлеба насущного

Pars pro toto — часть вместо целого

Parvo contentus — довольствуясь малым

Раuса verba — поменьше слов

Paupertas nоn est vitium — бедность — не порок

Pax vobiscum! — мир вам!

Per aspera ad astra — через тернии к звездам!

Per aversionem — ради отвлечения

Per fas et nefas — правдами и неправдами

Periculum in mora — опасность в промедлении

Perpetuum mobile — вечное движение

Per risum multum cognoscimus stultum — пo беспричинному (букв-: частому) смеху мы узнаем глупца

Per se — само по себе, в чистом виде

Personaliter — лично

Petitio principii — вывод из положения, которое еще нужно доказать

Pia desiderata — заветные мечты, благие пожелания

Plenus venter nоn studet libenter — полное брюхо к ученью глуxo

Poculum, mane haustum, restaurat naturam exhaustam — чаша. выпитая с утра, восстанавливает истощенные силы

Post factum — после события

Post hoc, ergo propter hoc — после этого — значит вследствие этого

Post hoc, nоn est propter hoc — после этого — не значит из-за этого

Post hominum memoriam — с незапамятных времен

Primum agere — прежде всего действовать (действуй)

Primum nоn nocere — прежде всего не вредить

Primum vivere — прежде всего — жить (жизнь)

Primus inter pares — первый среди равных

Principium et fons — начало и источник

Probatum est — одобрено

Pro bono publico — ради общего блага

Pro die — на день (суточная доза лекарства)

Pro domo meа (sua) — для себя; в личных интересах; в защиту своих дел

Pro dosi — на один прием (разовая доза лекарства)

Pro et contra — за и против

Pro forma — для формы, для приличия, для вида

Pro memoria — для памяти, в память о чем-либо

Propera pedem — торопись

Propter invidiam — из зависти

Propter necessitatem — вследствие необходимости

Pro ut de lege — законным путем

Pulchre sedens melius agens — рус.- семь раз отмерь, один раз отрежь

Punctum saliens — важный пункт, важное обстоятельство

не излечивают лекарства, то лечит железо, что железо не излечивает, то лечит огонь. Что даже огонь не

лечит, то следует признать неизлечимым

Quantum satis — сколько нужно; вдоволь

Quibuscumque viis — какими бы то ни было путями

Quid prodest — кому это выгодно? Кому это полезно?

Quilibet fortunae suae faber — каждый сам кузнец своего счастья

Qui pro quo — одно вместо другого, путаница, недоразумение

Qui scribit, bis legis — кто пишет, тот дважды читает; кто записывает, тот лучше запоминает

Quis hominum sine vitiis — кто из людей родился без пороков

Quod erat demonstrandum — что и требовалось доказать

Quod licet Jovi, nоn licet bovi — что позволено Юпитеру, то не позволено быку

Quot homines, tot sententiae — сколько голов, столько умов

Radices litterarum amarae sunt, fructus dulces — корни наук горьки. плоды сладки Rectus in curia — тверд в вере

Rem cum cura age — веди дело заботливо

Remotis testibus — без свидетелей

Repetitio est mater studiorum — повторение — мать учения

Respice finem — предусматривай конец

Restitutio ad integrum — полнoe восстановление

Restrictive et conditionaliter — ограничительно и условно

Ridens verum dicere — смеясь, говорить правду

Salus populi suprema lex — благо народа — высший закон

Sancta sanctorum — святая святых

Sapienti sat — разумному достаточно; умный поймет с полуслова

Scelere velandum est scelus — покрывать злодейство — есть злодейство

Scientia potentia est — знание — сила

Sed semel insanivimus omnes — однажды мы все бываем безумны

Semper idem — всегда одно и то же

Semper in motu — всегда в движении, вечное движение

Semper percutatur leo vorans — пусть лев пожирающий всегда будет поражаем (ср.: пусть поднявший меч от меча

и погибнет)

Semper virens — вечная юность

Sensus veris — чувство весны

Sic transit gloria mundi — так проходит земная слава

Similia similibus curantur — подобное излечивается подобным (клин клином вышибается)

Sine ira et studio — без гнева и пристрастия (Тацит); объективно

Sine morа — без промедления

Sint ut sunt, aut nоn sint — пусть будет так, как есть, или пусть вовсе не будет

Sit tibi terra levis — пусть будет тебе легка земля; напутствие умершим

Si vera narretis, non opus sit testibus — если говорите правду, свидетели не нужны

Sol lucet omnibus — солнце светит для всех

Specie — по виду

Spero meliora — надеюсь на лучшее

Spes reconvalescendi — надежда на выздоровление

Sponte sua — по собственному желанию, добровольно

Statim atque instanter — тотчас и немедленно

Status praesens — настоящее положение

Surge et age! — поднимись и действуй!

Sursum corda! — выше голову!

Suum cuique — каждому свое

Tempora mutantur et nos mutantur in illis — времена меняются и мы меняемся вместе с ними (Овидий)

Tempori parce — береги время

Tempus nemini — время никого (не ждет)

Terra incognita — неведомая земля; неизведанная область

Tertium nоn datur — третьего не дано

Tota re perspecta — приняв все во внимание

Tradidit mundum disputationibus — споры погубили мир

Tres faciunt collegium — трое составляют коллегию (собрание)

Tuto, cito, jucunde — безопасно, быстро, приятно

Ubi concordia — ibi victoria — где согласие — там победа

Ubi pus, ibi incisio — где гной, там paзpeз

Ultima ratio — последний довод; решительный аргумент

Umbram suam metuit — своей тени боится

Una hirundo nоn facit ver- одна ласточка не делает весны

Unus dies gradus est vitae — один день — ступенька в лестнице жизни

Usus est optimus magister — опыт — наилучший учитель

Парастас – (греч. «ходатайство», «стояние») – последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот. По структуре такая служба построена по типу утрени. Служится обычно вечером в пятницу или накануне особых памятных дней, например, накануне отпевания священнослужителя или по случаю трагического события. Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3-й, 9-й, 40-й и проч.).

Кратко об особенностях парастаса:

После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо «Бог Господь…» — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…»

Примечание. После «Аллилуиа» и тропарей на парастасе поются «непорочны», разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии — «Блажени непорочнии в путь…», припев: «Помяни, Господи, ду́ши раб Твоих (или душу раба Твоего)», на 2-й статии — «Твой есмь аз, спаси мя», припев: «Упокой, Господи, души (или душу раба Твоего) раб Твоих».

После тропарей на панихиде (а на параста́се после «непорочных») поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обре́те источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…»

Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней).

На панихиде поется канон глас 6-й: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…» На парастасе поется канон 8-го гласа: «Воду прошед…», вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: «Упокой (или — покой), Господи, души усопших раб Твоих». На парастасе тропари канона читаются с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Изра́илев». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…»

После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст, и поется «Вечная память».

См. также: Великопостные субботы прот. А. Шмеман

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *