Что такое праведность?

Праведность есть совершенная безупречность поступков; справедливо то суждение, которое соответствует истине.

Праведность Божия.

Несмотря на то, что все действия Божии праведны, и не может быть иначе, Св. Писание все же постоянно с особенным ударением возвращается к этой истине, чтобы утвердить ее в сознании человека, вместе с благоговением и доверием к Богу.

Божия праведность вечна и непоколебима. Втор. 32, 4. Пс. 144:17, 110:3, 135:7, 118:142, 88:15.

Господь вступается за слабых и угнетенных. Ис. 41, 10. Пс. 9:9, 139:13.

Праведность Божия открывается:

в законе, который Бог дал Своему народу. Втор. 4, 8. Пс. 18:10, 110:3.

в Его судах. Откр. 16, 7. Пс. 95, 13. Ис. 59, 17. Деян. 17, 31. Иов. 34, 11. Рим. 2, 6.

Так как наряду с праведностью, Бог является Заступником бедных и угнетенных, то ясно, что праведность Божия неразлучна с милосердием и благостью, все вместе слагаясь на совершенство Божеского естества, как его вечные нормы. (Зах. 9, 9 – о Мессии).

Ап. Павелв особенности связывает весть о благодати Божией (Евангелие) с Его праведностью. Рим. 1: 17, 3:25, 26. Евангелие чудно открывает нам в крестной смерти Христа полную согласованность Божией справедливости с любовью: Всеправедный, Он побеждает зло мира любовью и возстанавливает нарушенное в нем равновесие, примиряя с Собою павшее человечество. Наша задача состоит в том, чтобы всецело уповать на Божию праведность и славить ее. Наше дело славить ее хвалою уст, а также смиренною покорностью, когда Он карает. Пс. 70:15, 144:7. Неем. 9, 33.

Сомнение в Божией справедливости отягчало уже не одно сердце. Причина в том, что нашему взору недоступен конец Божиих путей. Для полного доверия нужна твердая вера в благость Отца небесного. Не наше дело пытаться объяснять Его и оправдывать Его действия. Он найдет оправдание их в Свое время и Сам: Пс. 72. кн. Иова. Иер. 12, 1. Ис. 40, 27. Пс. 36:37, 42:5. срвн. Рим. 11, 33–36.

Праведность человека.

В глазах людей праведен тот, кто честен, правильно судит и, по человеческой мерке, правильно поступает; перед Богом праведен тот, кого Бог делает праведным.

Различие Между праведными и неправедными в Библии выступает особенно ярко в том, что первые взирают на Бога и стараются исполнять Его волю; последние же не заботятся о Боге и Его заповедях: это – безбожники.

Эта праведность проявляется в том, что благочестивому дорога заповедь Божия, и он употребляет усилие, чтобы ее не нарушить, но исполнить, а в особенности старается оказывать ближнему милосердие, подобно как Бог оказывает его грешникам. Втор. 6, 25. Пс. 36:21, 26, 30. Притч. 21:15, 29:7. Мф. 9, 13.

У фарисеев восхваление собственной праведности дошло до наивысшей степени. Вот почему так резко осуждает их Господь Иисус, указывая Своим на то, что им нужна другая праведность, и что человеческое усилие не ведет к цели.

Однако уже в Ветхом Завете прокладывает себе дорогу сознание, что выше собственного усердия достигнуть праведности Бог ставит нечто другое, Ему благоугодное, а именно – веру, которая вполне Ему доверяется. Быт. 16, 5. Пс. 63, 11. Авв. 2, 4.

В Новом Завете открыто – как путь к праведности, которая имеет значение для Бога, – что Бог Сам делает человека праведным по милости Своей, через благодать.

Корень ṣād lām ḥā (ص ل ح) употреблен в Коране 180 раз

Праведные, благие дела прилагательное, арабское слово صَالِحًا -салихун, производное от арабского глагола صلح ص ل ح — салаха, что означает быть праведником, хорошим, правильным, быть в порядке, быть годным, подходящим, годиться для чего-либо, быть благочестивым, набожным, улучшаться. Почти всегда встречается в Коране рядом со словами молитва и закят, как обязательная часть поведения верующих людей.

Содержание

Праведники из Людей Писания

Лучшие из праведников

Авраам

Иоанн

Иисус

Мухаммад

Несомненно Мухаммад, пророк и посланник Бога, через которого был послан Коран является праведником. Большая часть диалогов Бога с пророками и посланниками в Коране обращена именно к Мухаммаду. Бог призывает верующих следовать Прямым путем вслед за Посланником.

Исхак, Йакуб, Ной, Давуд, Сулейман, Айюб, Йусуф, Муса, Харун, Закария, Йахйа, Ильяс, Исмаил, Альяс, Йунус, Лут

(3:38-39) Тогда Захария воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня благонравным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе». Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: «Бог радует тебя (вестью) о Иоанне, который подтвердит Слово Божье, (будет) почтенным и сдержанным (мужем), и пророком из (числа) праведников (араб. الصَّالِحِينَ, аль-салихина)».

(6:83-86) Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь — Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исаака и Иакова. Всем им Мы (даровали) руководство. Еще раньше Мы (даровали) руководство Ною, а из его потомства — Давида, Соломона, Иова, Иосифа, Моисея и Аарона. Таким образом Мы воздаем добродетельным. А также Захарию, Иоанна, Иисуса и Илию. Все они были из числа праведников (араб. الصَّالِحِينَ — аз-салихина). И Исмаила, и Елисея, и Иону, и Лота. И всем (им) Мы (отдали) предпочтение над Мирами.

(7:142) Мы определили Моисею тридцать ночей, и дополнили их еще десятью, и поэтому срок его Господа (составил) сорок ночей. Моисей сказал своему брату Аарону: «Оставайся (вместо меня) с моим народом, (поступай) праведно (араб. وَأَصْلِحْ — уа-аслих) и не следуй деструктивным культам».

(21:89-90) И Захарию, когда он воззвал к своему Господу: «Господь мой! Не оставляй меня одиноким, ведь Ты — Наилучший из Наследников». Мы ответили на его мольбу, даровали ему Иоанна и сделали его жену способной на это. Воистину, они спешили творить добро (араб. وَأَصْلَحْنَا — уа-аслахна), взывали к Нам с чаянием и страхом и были смиренны перед Нами.

(27:16-19) Соломон наследовал от Давида, и сказал: «О люди! Мы обучены поведению птиц, и нам даровано от всего сущего. Воистину, это и есть явное превосходство». И (были) собраны к Соломону его воины из (числа) Гениев, Человечества, и Пернатых. Они были расставлены (в боевые порядки). Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Соломон, и его войско не растоптали вас, даже не почувствовав этого». Он улыбнулся, рассмеявшись от ее слов, и сказал: «Господи! Расширь мои (возможности) для (выражения) благодарности за Твою милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и (возможность совершать) праведные деяния (араб. صَالِحًا — салихан), которыми Ты (останешься) доволен. И введи меня по Своей милости в (число) Своих праведных слуг».

(33:31) А ту из вас, которая будет покорна Богу и Его Посланнику и будет поступать праведно (араб. صَالِحًا — салихан) , Мы одарим двойным вознаграждением, и Мы приготовили для нее щедрый удел.

(37:112) Мы обрадовали его вестью об Исааке — пророке из числа праведников.

Пример праведных дел в Коране

Вера в Бога

(3:113-115) Не все они одинаковы. Среди Людей Писания есть стойкая община, которые читают аяты Бога когда (наступает) ночь, падая ниц. Они веруют в Бога и в Последний день, повелевают (поступать) по-совести, и удерживают от предосудительного, и торопятся (совершать) добрые дела. Они (и есть) из (числа) праведников (араб. الصَّالِحِينَ, аль-салихина). Какой бы добрый поступок они ни совершили, ничто не будет отвергнуто от них. Ведь Бог знает ответственных.

(18:110) Скажи: «Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния (араб. صَالِحًا — салихан) и никому не поклоняется наряду со своим Господом».

Говорить правду

(33:70-71) О те, которые доверились! Будьте ответственны (перед) Богом, и говорите правое слово. Тогда Он исправит (араб. يُصْلِحْ — юслих) для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Богу и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха.

Делать добро родителям

(27:19) Он улыбнулся, рассмеявшись от ее слов, и сказал: «Господи! Расширь мои (возможности) для (выражения) благодарности за Твою милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и (возможность совершать) праведные (араб. صَالِحًا, салихан) деяния, которыми Ты (останешься) доволен. И введи меня по Своей милости в (число) Своих праведных (араб. الصَّالِحِينَ, аль-салихина) слуг».

(46:15) Мы заповедали человеку (делать) добро его родителям. Матери (было) тяжело носить его, и тяжело рожать его, а беременность и кормление грудью (продолжается) тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста, и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Расширь мои (возможности) для (выражения) благодарности за Твою милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и (возможность совершать) праведные (араб. صَالِحًا, салихан) деяния, которыми Ты (останешься) доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Воистину, я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я — (один) из покорившихся».

Прощать и устанавливать мир

(42:40) Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир (араб. وَأَصْلَحَ — уа-аслаха), то его награда будет за Богом. Воистину, Он не любит беззаконников.

Помогать сиротам

Исправление содеянного

(2:159-160) Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные доводы и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Бог, и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправились (араб. وَأَصْلَحُوا уа-асляху) и стали разъяснять (истину). Я приму их покаяния, ибо Я — Принимающий покаяние, Милосердный.

(3:86-89) Как же Бог даст людям, отвергнувшим (Его посланников и Послания), верное руководство, после того, как они уверовали и засвидетельствовали истинность Посланника, и (после того), как к ним явились Ясные Доказательства? Ведь Бог не ведет людей несправедливых. Их (отвергнувших) воздаянием является проклятие Бога, ангелов и всех людей. Это (продлится) вечно! Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки, кроме тех, которые раскаялись после этого, и исправили (араб. وَأَصْلَحُوا, уа-асляху) (содеянное). Ведь Бог — Прощающий, Милосердный.

Примирение наследников

Примирение сражающихся между собой верующих

(49:9-10) Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите (араб. فَأَصْلِحُوا — фа-аслиху) их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Бога. Когда же она вернется, то примирите (араб. فَأَصْلِحُوا — фа-аслиху) их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Бог любит беспристрастных. Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте (араб. فَأَصْلِحُوا — фа-аслиху) братьев и бойтесь Бога, — быть может, вы будете помилованы.

Примирение супругов

(4:35) Если же вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте третейского судью из его семьи, и третейского судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения (араб. إِصْلَاحًا, исляхан), то Бог (приведёт) их к согласию. Воистину, Бог является — Знающим, Ведающим.

Примирение людей

Праведники

(6:85) И Захарию, и Йахью, и Иисуса, и Илию. Все из (числа) Праведников (араб. الصَّالِحِينَ, аль-салихина).

Праведные слуги

(27:19) Он улыбнулся, рассмеявшись от ее слов, и сказал: «Господи! Расширь мои (возможности) для (выражения) благодарности за Твою милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и (возможность совершать) праведные (араб. صَالِحًا, салихан) деяния, которыми Ты (останешься) доволен. И введи меня по Своей милости в (число) Своих праведных (араб. الصَّالِحِينَ, аль-салихина) слуг».

(72:11) Среди нас (гениев) есть праведные и те, которые (поступают) иначе. Мы на разных (путях).

Праведные женщины

Справедливость ко всем женам

Справедливость при разделении трофеев на войне

Воевать на пути Бога

(47:4-6) Когда вы встречаетесь с теми, которые отвергают (на поле боя), нанесите удар по штабу (командному центру). Когда же вы одержите над ними победу, то надежно изолируйте (пленных). А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя. Вот так! Если бы Бог пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Бога. Он поведет их прямым путем, исправит (араб. وَيُصْلِحُ — уаюслиху) их положение и введет их в Рай, с которым Он их ознакомил (или который Он умастил для них благовониями).

Целибат не помеха добрым делам

Праведное потомство

(7:189) Он — Тот, Кто сотворил вас из одной души. И сделал из нее супругу, (чтобы он нашел) в ней покой. Когда же он вступил с ней в близость, она понесла легкую ношу, и ходила с ней. Когда же она отяжелела (от бремени), они вдвоем воззвали к своему Господу — Богу,: «Если Ты даруешь нам праведного (араб. صَالِحًا, салихан) (ребенка), то мы непременно будем в числе благодарных».

Положительный эффект праведных дел

Наследие праведных дел

(18:46) Имущество и сыновья — украшение Банальной Жизни, однако наследие праведных дел (араб. الصَّالِحَاتُ, аль-салихату) лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и (на них) лучше (возлагать) надежды.

Праведники унаследуют землю

Праведники унаследуют Фирдаус

(23:10-11) Именно они (праведники) являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно.

Праведные дела исправляют прелюбодеев

Праведные дела исправляют лжесвидетелей

(24:4-5) Тех, которые обвинят целомудренных (женщин), а после не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз, и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они (являются) нечестивцами, кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно (араб. وَأَصْلَحُوا — уа-аслаху) Воистину, Бог — Прощающий, Милосердный.

Ангелы просят за праведников перед Богом

(40:7-9) Те, которые несут Мироздание, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, доверяют Ему, и (просят) прощения для тех, которые доверились: «Господь наш! Ты объял всё бытие милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись, и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Бессознательном. Господь нaш! Ввeди же иx в caды Эдема, кoтopыe Tы oбeщaл им, и тeм, ктo пpaвeдeн (араб. صَلَحَ — салаха) из иx oтцoв, из их cyпpyг, и их пoтoмcтвa. Ты – Могущественный, Мудрый. Защити их от грехов, ведь только тот, кого Ты защитишь в тот день от грехов, будет помилован Тобой. Это и есть великое преуспеяние».

Награда праведникам

(2:25) Обрадуй тех, которые доверились, и совершали праведные деяния (араб. الصَّالِحَاتِ, аль-салихати), тем, что им (уготованы) Райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им (будут подавать) плоды для пропитания, они будут говорить: «Это же пропитание из нашего прошлого». Но им будут давать (нечто) похожее. У них там будут очищенные супруги, и они (пребудут) там вечно.

(4:173) Что же (касается) тех, которые уверовали, и совершали праведные деяния (араб. الصَّالِحَاتِ, аль-салихати), Он воздаст им награду сполна, и (даже) приумножит ее по Своей милости. А тех, которые (посчитают для себя) унизительным (служить Ему), (проявляя) высокомерие, Он подвергнет болезненным мучениям. Они не найдут себе вместо Бога ни покровителей, ни помощников.

(13:19-23) Разве тот, кто знает, что ниспосланное тебе от твоего Господа (есть) — Истина, может быть подобен слепцу? Воистину, (используют) методологию (только) обладающие абстрактным (мышлением), которые соблюдают договор с Богом, и не нарушают Завет, которые соединяют то, что Бог велел соединять, страшатся своего Господа, и боятся расчета за злодеяния, которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, выстаивают молитву, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель — сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными (араб. صَلَحَ — салаха) отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата.

(16:97) Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно (араб. صَالِحًا — салихан), Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали.

(40:40) Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно (араб. صَالِحًا — аз-салихан), будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел без счета.

(95:4-6) Мы сотворили человека в совершенной конституции. Потом Мы вернем его в нижайшее из низших (положений) кроме тех, которые уверовали и совершали праведные деяния (араб. الصَّالِحَاتِ, ссалихати), для тех награда неиссякаемая.

Праведные дела избавляют от страха и печали

(6:48) Мы отправляем посланников только добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями. Те, которые уверовали и совершали праведные деяния (араб. وَأَصْلَحَ — уа-аслаха), не познают страха и не будут опечалены.

У поступающих праведно прекрасная речь

Бог прощает праведников

(6:54) Когда к тебе приходят те, которые уверовали в Наши аяты, говори им: «Мир вам! Ваш Господь предписал себе быть Милостивым, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и станет совершать праведные деяния (араб. وَأَصْلَحَ — уа-аслаха), то ведь Он — Прощающий, Милосердный».

(16:119) Воистину, твой Господь прощает и милует тех, кто совершил злодеяние по незнанию, но после этого раскаялся и исправил (араб. وَأَصْلَحُوا — уа-аслаху) содеянное.

(17:25) Ваш Господь лучше всех знает то, что в ваших душах. И если вы будете праведниками (араб. صَالِحِينَ — салихина), то ведь Он прощает тех, кто обращается к Нему с раскаянием.

(19:59-60) После них пришли потомки, оставившие молитву, и последовавшие за страстями. Но вскоре они узреют (свою) неосознанность. Кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно (араб. صَالِحًا — салихан). Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо.

(25:69-71) Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно (араб. صَالِحًا — салихан) Их злые деяния Бог заменит добрыми, ибо Бог — Прощающий, Милосердный. Кто раскаивается и поступает праведно (араб. صَالِحًا — салихан) , тот действительно возвращается к Богу.

(28:67-68) А тот, кто раскаялся, уверовал и поступал праведно (араб. صَالِحًا — салихан), возможно, окажется в числе преуспевших. Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Бог Пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!

(47:2) Он скрыл грехи и исправил положение тех, которые уверовали, совершали праведные деяния (араб. الصَّالِحَاتِ- аль-салихати) и уверовали в истину, ниспосланную Мухаммаду от их Господа.

Бог покровительствует праведникам

(7:195-196) Есть ли у них ноги, на которых они ходят? Или у них есть руки, которыми они хватают? Или у них есть глаза, которыми они видят? Или у них есть уши, которыми они слышат? Скажи: «Призовите этих сотоварищей, а затем ухитритесь против меня и не предоставляйте мне отсрочки. Воистину, моим Покровителем является Бог, Который ниспослал Писание. Он покровительствует праведникам (араб. الصَّالِحِينَ — аз-салихина) А те, к кому вы взываете вместо Него, не способны оказать вам поддержку и не способны помочь даже самим себе».

(28:80) А те, которым было даровано знание, сказали: «Горе вам! Вознаграждение Бога будет лучше для тех, которые уверовали и поступали праведно (араб. صَالِحًا — салихан). Но не обретет этого никто, кроме терпеливых».

(35:10) Если кто жаждет могущества, то ведь могущество целиком принадлежит Богу. К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (араб. الصَّالِحُ — аз-салиху) А тем, которые замышляют злодеяния, уготованы тяжкие мучения, и их замыслы (потерпят) фиаско.

Грешники в Судный день захотят поступать праведно

(35:36-37) А тем, которые отвергли, уготован огонь Самсары. С ними не завершат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не будут облегчены. Так Мы воздаем каждому отверающему. Там они возопят: «Господь наш! Выведи нас отсюда, и мы будем поступать праведно (араб. صَالِحًا — салихан), а не так, как мы поступали прежде». Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться? Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам. Вкусите же наказание, и нет для беззаконников помощников.

Богатство и дети не заменят праведных дел

(34:37) Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к Нам, если только вы не уверовали и не поступаете праведно (араб. صَالِحًا — салихан). Для таких людей будет приумножено воздаяние за то, что они совершили, и они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности.

Философские высказывания

Фрэнсис Бэкон

Ничто, кроме смерти, не может примирить зависть с добродетелью.

Правила поведения — это перевод добродетели на общедоступный язык.

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.

Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают.

В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных.

Альберт Эйнштейн

Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, — это пример великих и нравственно чистых личностей.

Джон Локк

Вежливость — первая и самая приятная добродетель.

Мужество — страж и опора всех остальных добродетелей, и тот, кто лишен мужества, вряд ли может быть твердым в исполнении долга и проявить все качества истинно достойного человека.

У каждой добродетели есть родственный порок; так у каждого наслаждения есть соседствующее с ним бесчестье. Поэтому необходимо отчетливо провести разделяющую их черту, и лучше на целый ярд не дойти долее и остановиться, нежели зайти за нее хотя бы на дюйм.

Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными.

См. также

Добро

Добро хоир

Добродетельный

САДАЧАРА МАНДАЛА

Анджали, жест двух рук, соединенных у сердца, озна­чает «почтение». Это наше индуистское приветствие — объединение, соединение вместе материи и духа, «я», встречающее «Я» во всем. Аум.

В чем смысл праведного поведения?

ШЛОКА 61

Праведное поведение — это праведные мысли, пра­ведная речь и праведные действия. Это добродетельные поступки в гармонии с божественным законом, отража­ющие внутреннюю чистоту души. Как путнику, взбираю­щемуся в гору, нужен посох, так и добродетель нужна в жизни. Аум.

БХАШЬЯ

Праведное поведение, садачара, определяет нашу повседневную жизнь. Мы должны поднимать настроение окружающих, а не критиковать и не оскорблять их. Мы должны быть любящими и добрыми, а не ненавидящими и злобными. Мы должны обладать прекрасными качест­вами души, выражающимися в самоконтроле, скромнос­ти и честности. Мы должны представлять хороший при­мер для других, и при виде нас люди должны радоваться, а не избегать нас. Праведное поведение складывается из духовной жизни и возникает в результате общения с хо­рошими людьми. Когда сердце и ум освобождены от ни­зости, когда желания укрощены и вы избегаете излишеств, когда вы познали дхарму и следуете ей, естест­венным образом возникает праведное поведение. Индуист культивирует смирение и избегает надменности, ищет возможности оказать помощь, никогда не мешает, находит хорошие черты в других и забывает их недо­статки. Нет другого способа достичь того, чтобы тебя на­зывали истинным преданным, кроме как в результате праведного поведения, как внутреннего, так и по отно­шению к другим людям. Веды говорят: «Не будем пренеб­регать правдой. Не будем пренебрегать дхармой. Не будем пренебрегать благосостоянием. Не будем пренебрегать процветанием. Не будем пренебрегать учением. Не будем пренебрегать нашими обязанностями перед богами и перед предками». Аум Намах Шивайя.

Каковы четыре ключа к праведному поведению?

ШЛОКА 62

Чистота, преданность, смирение и благотворитель­ность суть четыре ключа к праведному поведению. Из этих четырех чистота является главной добродетелью. Мы культивируем чистоту, думая, говоря и делая лишь то, что задумано в сострадании ко всему. Аум.

БХАШЬЯ

Чистота есть древнее и естественное состояние души. Мы культивируем чистоту, стремясь общаться с правед­ными людьми и ведя дисциплинированную жизнь. Пре­данность есть любовь к Богу, богам и гуру и посвящение себя семье и друзьям. Мы культивируем преданность че­рез верность и правдивость. Мы культивируем предан­ность через поклонение и бескорыстную службу. Смире­ние — это скромность, мягкость, почтительность и от­сутствие претензий. Мы культивируем смирение, осозна­вая опыт жизни, а не реагируя на него непосредственно, и видя Бога везде. Мы культивируем смирение, проявляя терпение к обстоятельствам и выдержку в общении с дру­гими людьми. Благотворительность — это бескорыстная забота о ближнем. Бескорыстный человек щедро отдает, не думая о вознаграждении, всегда делясь и никогда не делая запасов. Мы культивируем благотворительность, подавая голодным, больным, бездомным, старым и не­счастным. Веды учат: «Подобно тому как олени и птицы не ищут убежища на объятом пламенем холме, грехи не найдут прибежища у того, кто познал Бога». Аум Намах Шивайя.

Как познается праведное поведение?

ШЛОКА 63

Первый учитель в делах праведного поведения — это наша совесть. Для того чтобы узнать, что праведно или неправедно, мы можем также обратиться к Богу, к наше­му садгуру и к свами, к писаниям и к нашим старейшинам, к семье и к друзьям, которым мы доверяем. Аум.

БХАШЬЯ

Нельзя избежать божественных законов. Они не уп­равляют нами свыше, но находятся в основе нашей при­роды. Даже смерть не может стереть карму, созданную не­праведными поступками. Лишь праведное поведение мо­жет освободить от дурной кармы. Следовательно, важно, чтобы мы научились праведному поведению и практико­вали его. Праведные люди — лучшие учителя праведного поведения, и их надо искать и прислушиваться к ним, ког­да нам нужны помощь или совет. Говорите с ними, муд­рыми людьми, и, получив хороший совет, действуйте со­ответственно. Необходимо регулярно читать и изучать этические писания и следовать их мудрости. Громкий го­лос наглей души, всегда слышимый нашим сознанием, — это достойный руководитель. Когда мы осознаем тонкий механизм кармы, мы мудро следуем по праведному пути. Праведное поведение, или садачара, для индуиста заклю­чается в пяти обязанностях, называемых паньчанитья-карма: добродетельная жизнь (дхарма), почитание (упасана), святые дни (утсава), паломничество (тиртхаятра) и таинство (самскара). Веды направляют нас: «Если у вас есть сомнения относительно поведения, следуйте приме­ру высоких душ, которые могут дать компетентное суж­дение, и преданных, не увлекаемых другими людьми, не грубыми, но любящими добродетель». Аум Намах Шивайя.

В чем состоят десять классических ограничений?

ШЛОКА 64

Этические ограничения индуизма заключены в деся­ти простых правилах, называемых яма. Они определяют кодекс поведения, которому мы подчиняем наши инстин­ктивные силы и культивируем внутренние основные ка­чества нашей души. Аум.

БХАШЬЯ

Ямы и ниямы суть изложенные в писаниях правила для всех аспектов мыслей и поведения. Они содержат со­веты и простые наставления, но не заповеди. Десять ям, определяющих идеалы чарьи, — это: 1) ахимса (ненаси­лие) — не вреди другим мыслью, словом или делом; 2) сатья (правдивость) — воздерживайся от лжи и невы­полнения обещаний; 3) астейя (нестяжание) — не воруй, не домогайся чужого и не входи в долги; 4) брахмачарья (божественное поведение) — контролируй похоть, оста­ваясь целомудренным до брака и соблюдая верность в браке; 5) кшама (терпение) — подавляй нетерпимость к людям и нетерпеливость перед лицом обстоятельств; 6) дхрити (настойчивость) — преодолевай недостаток упорства, страх, нерешительность и переменчивость; 7) дайя (сострадание) — подавляй черствые, жестокие и гру­бые чувства по отношению ко всем существам; 8) арджава (честность) — отвергай обман и дурное поведение; 9) митахара (умеренный аппетит) — не ешь слишком много и не употребляй в пищу мясо, рыбу, птицу или яй­ца; 10) шауча (чистота) — избегай нечистоты тела, ума и речи. Веды говорят: «Тем принадлежит незапятнанный мир Брахмы, в ком нет нечестности, лжи и обмана». Аум Намах Шивайя.

Каковы десять правил, которые необходимо соблюдать?

ШЛОКА 65

Религиозные догматы индуизма содержатся в десяти правилах, называемых нияма. В них обобщены основные практики, которые мы соблюдаем, и добродетели души и те качества, которые мы ежедневно стремимся совершен­ствовать. Аум Намах Шивайя.

БХАШЬЯ

Праведное поведение состоит как в отказе от неэтич­ного поведения, так и в выполнении добродетельных ду­ховных действий. Накопленная мудрость тысячелетий индуистской культуры создала десять ниям, или религиоз­ных правил, которые необходимо соблюдать. Эти прави­ла, определяющие идеалы крии, следующие: 1) хри (раска­яние) — будь скромным и стыдись проступков; 2) сантоша (довольство) — ищи радости и безмятежности в жизни; 3) дана (давание) — жертвуй церковную десятину и делай это без мысли о вознаграждении; 4) астикья (вера) — твердо верь в Бога, богов, гуру и путь просветления; 5) ишвара-пуджана (поклонение) — культивируй предан­ность ежедневной пуджей и медитацией; 6) сиддханта-шравана (слушание писаний) — изучай писания и слушай мудрецов своего рода; 7) мати (познание) — развивай духовную волю и интеллект под руководством гуру; 8) вра­та (священные обеты) — точно выполняй религиозные обеты и правила; 9) джапа (рецитация) — ежедневно про­износи священные мантры; 10) тапас (аскетизм) — вы­полняй садхану, покаяние, тапас и совершай жертвопри­ношения. Веды утверждают: «Лишь те обладают миром Брахмы, кто обладает аскетизмом и целомудрием и в ком утвердилась Истина». Аум Намах Шивайя.

Писания говорят о праведном поведении

Ты прав, видимый Брахман. Я объявлю тебя видимым Брахманом. Я буду говорить праведно. Я буду говорить правду. Пусть это защитит меня. Пусть это защитит моего учителя. Пусть это защитит меня. Пусть это защитит моего учителя. Аум. Мир, мир, мир!

Яджурведа

Тот, кто не отвернулся от зла, в ком нет покоя, кто не сконцентрирован, у кого неспокойный ум, тот не может познать атмана, познаваемого мудростью.

Яджурведа

Десять воздержаний суть ненасилие, истина, нестяжа­ние, целомудрие, доброта, нравственность, прощение, стойкость, умеренность в пище и чистота.

Яджурведа

Да защитит Он нас обоих. Да будет Он доволен нами обоими. Да будем мы работать вместе с энергией,- да сделает нас наше учение просветленными. Да не будет недовольства между нами. Аум. Мир, мир, мир.

Яджурведа

Тонкая самость известна как мысль, в которой сконцен­трированы чувства в пяти различных формах. Вся мысль человека пронизана чувствами. Когда мысль очищена, Са­мость воссияет.

Атхарваведа

О человеке, который говорит правду, говорят: «Он го­ворит дхарму», а о человеке, который говорит дхарму, гово­рят: «Он говорит правду». Воистину, это одно и то же.

Яджурведа

Спаси мир от качеств, сделай его чистым и заключи его в сердце. То сознание, кото рое проявится четко после этого, вот какова должна быть цель и к чему нужно стремиться.

Дэвикалоттара-агама

Пусть стремящийся к освобождению действует беско­рыстно, совершает добрые дела и оказывает помощь всем, пусть он совершает покаяние и пусть изучает Агамы.

Дэвикалоттара-агама

Тот, кто отшатнулся от чувственных удовольствий и по­святил себя незапятнанной чистой мудрости, безусловно достигнет вечной мокши, даже если он не ищет ее созна­тельно.

Дэвикалоттара-агама

Я иду с теми, кто идет за Богом. Я живу с теми, кто поет Ему хвалу. Господь благословляет тех, кто ищет Его. С теми, кто соединился в Нем, я соединяюсь у их стоп.

Тирумантирам

Тапас, джапа, безмятежность, вера в Бога, благотвори­тельность, шиваитские обеты и изучение сиддхантпы, священные приношения, пуджа Шиве и чистая речь — вот те десять правил, посредством которых вы совершенствуете свой путь в нияме.

Тирумантирам

Нравственность есть нечто более ценное, чем сама жизнь. Те, кто практикуют нравственность, обладают всем ценным. Смирение, правдивость, избегание убийства и во­ровства, отказ от клеветы и от домогательства чужой собст­венности и так далее — вот характеристики нравственной жизни.

Натчинтанай

Держи ум свободным от нечистоты. В этом единствен­ная практика добродетели. Все остальное —лишь показное и поверхностное.

Тирукурал

Добродетель дает почитание неба и богатство земли. Что может быть более плодотворным для человека? Будь упор­ным в совершении добрых дел. Совершай их, используя все свои возможности и всю свою силу.

Тирукурал

Чистота ума и чистота поведения — все это зависит от чистоты друзей.

Тирукурал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *