Что такое псалтырь?

О Псалтири

  • Псалтирь Библейская Энциклопедия
  • Христос в Псалмах

Текст Псалтири и переводы

  • Псалтирь в Библии с параллельным переводом
  • Псалтирь по кафизмам с ударениями и молитвами
  • Псалтирь, перевод на русский язык Бируковы
  • Псалмы Давидовы перевод С.С. Аверинцева

Толкования Псалтири

  • Объяснение Священной книги Псалмов прот. Г. Разумовский
  • Пособие к пониманию Псалтири епископ Ириней (Орда)
  • Беседы на Псалмы свт. Василий Великий
  • Беседы на Псалмы свт. Иоанн Златоуст
  • Толкование на Псалмы свт. Афанасий Великий
  • Толковая Псалтирь Евфимий Зигабен
  • Псалтирь прп. Ефрем Сирин
  • Толкование на 150 псалмов блаж. Феодорит Киррский
  • Избранные псалмы свт. Феофан Затворник
  • Толкование Псалтири проф. А. П. Лопухин
  • Псалтирь в святоотеческом изъяснении
  • Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви прот. Сергий Терновский
  • Толкование на Псалмы еп. Палладий (Пьянков)
  • Ключ к Псалтири Архим. Наум (Байбородин)
  • Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому архиеп. Ириней (Клементьевский)

Псалтирь в храмовом Богослужении

  • Устав чтения Псалтири на православном богослужении
  • О чтении Псалтири в разных случаях преп. Арсений Каппадокийский
  • Аллилуарий свящ. А. Машков

Псалтирь в келейном (домашнем) Богослужении

  • Псалтирь по усопшим

Псалтирь в Аудиформате

  • Радио «Неусыпаемая Псалтирь»
  • Псалтирь в аудиоразделе
  • Псалтирь в видеоразделе

Псалти́рь или Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтирион) – струнный музыкальный инструмент) – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав Библии (связь между названием книги, как сборником псалмов (песней), и названием музыкального инструмента объясняется тем, что во времена Ветхого Завета пение псалмов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах).

Наименование Псалтири взято от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида.

В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), либо по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири.

По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста – дважды за седмицу.

В церковном употреблении Псалтирь разделяется на 20 частей – кафизм, или седальнов, т.е. таких отделений, после которых в древней церкви позволялось сидеть (во время полагавшихся вслед за чтением псалмов объяснений их).

Почему Псалтирь, будучи произведением ветхозаветной эпохи, так часто употребляется в Православном богослужении?

Псалтирь, как и все вообще Книги, вошедшие в Священный Канон (в состав Священного Писания), написана по вдохновению Святого Духа.

Главным Предметом содержания Книги Псалмов является Бог Сам в Себе и в Своём отношении к миру.

Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, в них много говорится о Христе (пророчески или посредством прообразов) (Пс.21:18-19).

Значительная часть содержания Псалтири представляет собой образцовые формы сердечной, возвышенной, благоговейной молитвы.

Некоторые псаломские стихи представляют собой хвалебные молитвы. В этих стихах Бог восхваляется и прославляется как Всесовершенный Создатель, Единый Небесный Владыка владык (Пс.8:2).

Другие отображают благодарственное отношение верующего к Богу за Его благодеяния, изливаемые в мир, за Его милости (Пс.27:6).

Немало стихов, если их обобщить, выражают вопль страждущего, гибнущего во грехах человека с просьбой о помощи (Пс.50:3-7).

Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, их нельзя назвать устаревшими. Глубина содержания этих величественных произведений не исчерпана до сих пор.

Все они вкупе и каждый в отдельности служат к назиданию верующих и могут использоваться в качестве поучающих пособий (Пс.1:1-5).

В силу этих причин чтение и пение псалмов было усвоено богослужебною практикой Церкви.

В качестве частных причин усвоения новозаветным богослужением ветхозаветных псалмов можно назвать и то, что первое время Церковь Христова приумножалась за счёт иудеев, которые были воспитаны на псалмах и которым они были особенно близки.

Известная на сегодняшний день форма развитого Православного богослужения появилось в Церкви не вдруг. Сугубо христианские песнопения, гимны, молитвы, даже Писания формировались медленно, постепенно. В этом отношении трезвое заимствование того лучшего, что входило в состав ветхозаветной богослужебной традиции, тоже было уместно.

О псалмопении

В период деятельного подвижничества исихаст, как говорит одна греческая рукопись XIV века, хранящаяся на Афоне в Иверском монастыре, имеет три главных дела: первое дело (для начинающих) — ослаблять страсти; второе (для преуспевающих) — заниматься псалмопением; третье (для преуспевших) — терпеть в молитве.

Ослаблять страсти — означает прежде всего не питать их греховными делами и помыслами, противостоять им, следуя церковным установлениям и приобщаясь святых таинств, вытесняя страсти приобретением христианских добродетелей.

В деле же очищения от страстей и воспитания души для Царствия Божия особое значение имеет псалмопение. На этом я хочу остановиться подробнее.

Книга Псалтирь заключает в себе собрание духовных песен и входит в канон Священного Писания Ветхого Завета. Свое названия эта книга получила от музыкального инструмента, игрой на котором пророк Давид сопровождал пение псалмов.

В богодухновенности и каноничности этой книги никогда и никто не сомневался. Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого, обращенные ко всем временам и народам, — так говорит святитель Иоанн Златоуст. Поэтому все псалмы проникнуты святостью. Псалтирь раскрывает людям Божественное домостроительство нашего спасения, преподает правила веры. Она, как писал святитель Василий Великий, «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».

Несомненное влияние на душу человека оказывает и сам дух Псалтири, имеющий, как и дух всего Священного Писания, великую очищающую силу. Книга псалмов, содержащая в сокращении все книги Священного Писания, представляет собой полную совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда «малой Библией».

«Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно», — считает святитель Амвросий Медиоланский. Действие и сила этой Божественной благодати распространяется на всех читающих, поющих и слушающих псалмы и очищает их души. «Надобно знать, — указывает древний христианский мыслитель Ориген, — что слово Божие имеет всякую силу и такую крепость, что может очищать пороки и загрязненному возвращать прежнюю цветность. Ибо живо слово Божие, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого (Евр.4:12)». На очищающую силу Своего слова указывал и Господь Иисус Христос, когда говорил ученикам: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» (Ин.15:3). «Даже хотя бы ты не разумел силы Божественных слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, — поучает святитель Иоанн Златоуст, — язык освящается этими словами, если они произносятся с усердием».

Как и когда происходит это освящение? Следуя святоотеческому учению, ответить на этот вопрос можно следующим образом.

Слова или мысли, воспринимаемые человеком или возникающие в нем самом, заключают в себе некий образ. Этот образ несет в себе мысленную силу и оказывает на человека определенное воздействие. Какое влияние претерпевает человек, положительное или отрицательное, зависит от того, откуда исходят эти образы. Бог по снисхождению и благоволению Своему дает ведение о Себе в образах, доступных человеку. И если человек воспринимает эти Божественные образы, то они пожигают в нем страсти и освящают его. Тогда они противостоят образам, творимым самим человеком и внушаемым демонами. Последние, в случае их принятия душою, будут извращать духовный образ человека, созданного по образу и подобию Божию.

Следовательно, если при чтении Божественного Писания душа человека очищается от извращений и пороков, то очень важно на протяжении определенного периода духовной жизни питать ум словами и мыслями, почерпнутыми из Священного Писания. Поэтому-то древние иноческие уставы и предписывают, особенно начинающим, учить Псалтирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. «Всякое Писание богодухновенно и полезно (2Тим.3:16), для того написано Духом Святым, — объяснял значение Псалтири святитель Василий Великий, — чтобы в нем, как в общей врачебнице духа, все мы, человеки, находили врачевство — каждый от собственного своего недуга».

«Как некоторое спасительное врачевство и средство для очищения грехов заповедали отцы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — читать псалмы каждый вечер (в частности, «Господи, воззвах»), чтобы все, чем бы ни осквернились мы в продолжении дня… мы очистили при наступлении вечера посредством этих духовных песен. Они есть врачевство, которое истребляет все неподобное. Пение псалмов обуздывает силу сладострастия, окрыляет ум и возвышает душу. Святитель призывает и во время благоденствия, наслаждаясь дарами Божиими, «возносить Богу благодарственные песни, чтобы, если от упоения и пресыщения войдет в нашу душу что-нибудь нечистое, псалмопением прогнать все нечистые и порочные пожелания».

Псалтирь стала главной учебной книгой в Древней Руси. Из предисловия к «Славянской грамматике» Мелетия Смотрицкого, изданной в Москве в 1721 году, видим, что «издревле российским детоводцам обычай бе и есть учити дети малые в начале азбуце, потом же Часослову и Псалтири». Псалтирь, как книга священная и постоянно употребляемая при богослужениях, воспринималась не только как учебник чтения. Считалось необходимым знать ее как книгу самую нужную, самую жизненную.

Научившись читать по Псалтири и к тому же выучив ее наизусть, русский человек уже никогда не расставался с ней. Она была настольной книгой наших предков, спутницей во всех путешествиях, иногда она так и называлась «дорожной книжицей».

Русский человек на основании своего глубоко религиозного чувства обращался к Псалтири для разрешения всех недоумений, находя в ней ответы на трудные жизненные вопросы и даже пользуясь ею для исцеления больных и одержимых нечистым духом.

Псалтирь и сегодня остается в частом употреблении как при богослужениях, так и в повседневной жизни. Это связано с тем, что слова Псалтири не только «очищают душу, — как свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, — но даже один стих может внушить великое любомудрие, побудить к решению и принести великую пользу в жизни».

По сравнению с другими книгами Священного Писания «книга псалмов представляет для всех образец жизни души, — говорит святитель Афанасий Великий. — Кто читает другие книги, тот произносит написанное в них не как свои собственные слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они говорят. Но, удивительное дело, кто читает псалмы, тот все написанное в них, за исключением пророчества о Спасителе и язычниках, произносит как бы от своего собственного имени, поет их, как будто они были написаны о нем или даже им самим. Согласно своей душевной расположенности, всякий желающий находит в псалмах врачевание и исправление для каждого своего движения». «Я думаю, — размышляет далее святитель, — что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движения мысли, так что в человеке ничего нельзя найти более».

Обозревая святоотеческое учение, мы видим, какое огромное значение имеет Псалтирь в нашей жизни. Поэтому при изучении православной культуры и в воспитательном процессе, основанном на православной культуре, нужно использовать опыт православной Руси и в первую очередь использовать Псалтирь, как, впрочем, и все Священное Писание, в качестве основы для устроения правильной жизни, поскольку «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4).
игумен Петр (Пиголь)

«Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, – всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк».
Св. Григорий Нисский

«Книга псалмов объясняет все полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче говоря, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Чему не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное Богословие, предречение о Пришествии Христовом во плоти, надежда Воскресения, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов».
Св. Василий Великий

«По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлении, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа – для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах… Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом».
Св. Афанасий Великий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В православной вере существует много различных традиций. Согласно них принято читать не только молитвы, но псалмы. Если молитвенные прошения знакомы каждому верующему человеку, то как помогают псалмы православным людям знают не многие. Встречаются даже такие веряни, которые слышат о данном виде обращения к Всевышнему впервые. На самом деле они используются церковью достаточно часто. Как минимум один раз в неделю тексты псалмов читают во время проведения Божественных Литургий.

Псалмы и их значение для мирян

Псалтырь – это церковное песнопение, тексты которых находятся в церковной книге, а именно в Ветхом Завете. Данная книга входит в состав основной Библии. Завет вмещает в себя сто пятьдесят православных песнопевческих псалмов. Их еще называют покаянными песнями.

Само название «Псалтырь» берет свое начало от музыкального инструмента. Согласно истории возникновения, тексты были написаны царем Давидом, Соломоном, Моисеем и другими праведниками. Основная часть песнопений написана Давидом. Содержание Ветхого Завета достаточно разнообразно. В них входят тексты псалмы:

  • покаянные,
  • благодарственные,
  • простительные,
  • хвалебные,
  • о пророчестве,
  • учительные.

Более двадцати текстов рассказывают именно о будущем появлении Иисуса Христа. Значение православных псалмов для православного человека достаточно большое. Так как несмотря на то, что они были написаны до христианской эры, в них много информации содержится об Иисусе Христе.

Они способны вселить в каждого человека великое чувство благодарности и сопереживания. Кроме того, человек после их чтения становится более чувственный и у него появляется раскаяние и радость. Христиане привыкли чаще обращаться за помощью к молитве, но согласно церковным канонам псалмы следует читать намного чаще. Для того, чтобы их использовать в разных жизненных ситуациях, самые востребованные следует выучить наизусть. Произносить их следует шепотом либо про себя.

Как правильно читать псалмы, чтобы они помогали

Многие священнослужители рекомендуют читать данные песнопения также, как и молитвы: регулярно и в одно и то же время. Если христианин закончил чтение книги необходимо начать чтение с начала. Такой цикл должен продолжаться на протяжении всей жизни. В отличие от акафистов, молитвы православные и псалмы можно произносить без специального благословения священника.

Следует мнение, что чтение Ветхого Завета на протяжении всей жизни считается таким себе подвигом. В некоторой степени оно так и есть. Ведь среди современных людей, найдется не большое количество тех, которые на самом деле читают ее циклом. Существуют некоторые церковные рекомендации по чтению святого песнопения.

Они выглядят следующим образом:

  • При чтении желательно зажигать церковную свечку или лампадку.
  • Поставьте перед собой иконы Иисуса Христа и Богоматери.
  • Начинающим рекомендуется читать данный вид прошений на русском языке.
  • Произносить все слова нужно в благом настроении и не громко.
  • Начинайте цикл чтения с начальных молитвенных прошений. Они указаны в самом начале сборника.
  • Старайтесь не забывать имена людей о которых хотите попросить перед Всевышним.

В случае если у человека не будет возможности зажечь свечку – это не будет считаться грехом. Также если нужно оторваться от чтения, то перед продолжением не следует читать начальных молитв. Они произносятся только в начале цикла. Помните, что окончание чтения святой книги также должно заканчиваться специальными молитвами, которые находятся в том же сборнике Завета.

Когда принято читать Псалтырь

Псалтырь, как и молитва может быть использован в разных жизненных ситуациях. В текстах описывается самое главное, что может быть в жизни. Вера во Всевышнего. Также такими текстами просят заступничества за себя и своих близких. Многих людей может интересовать какие псалмы читать и в каких случаях. Ведь они совершенно не зря разделены на части, соответственно каждая из них имеет свою суть и смысл. Чаще всего они используются в следующих случаях:

Среди всех текстов особого внимания заслуживает Библия и 90 псалом — молитва православная. Его название в переводе на церковно-славянский означает «В помощи живой». Этот текст цитируется в Евангелие в ситуации, когда сатана пытался всячески искусить Христа. В храме во время Литургий он обязательно произносится в первую неделю Великого Поста. Его слова помогают защитить человека от всяческого искушения и избежать совершения греха.

ПСАЛОМ 90 (91) ТЕКСТ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы сможете услышать церковное чтение Псалтыри в полном объеме:

Псалт’ирь — 19-я книга Ветхого Завета, вторая в разделе учительных книг (см. Библия). Состоит из 150 псалмов, которые называются следующим образом:

псалом (1-6,8-14,18-30,33,34,36-40,46,48-50,60-64,68,69,72,76,78-81,83,84,97,99, 100,102,108,109,137-140,142,143),

плачевная песнь (7),

песнь (15,45,65),

молитва (16,17,85,89,101),

псалом, учение (31),

учение (41,43,44,51-54,73,77,88,141),

песнь, псалом (47,66,67,74,75,82,86,87,91,107),

писание (55-59),

аллилуия (105,110-112,134),

песнь восхождения (119-133),

хвала (144),

никак не названы (32,35,42,70,71,90,92-96,98,103,104,106,113-118,135,136,145-150).

Книга Псалтирь в оригинале (на еврейском языке) разделена на следующие части (книги):

1. ·Пс.1-40,

2. ·Пс.41-71,

3. ·Пс.72-88,

4. ·Пс.89-105,

5. ·Пс.106-150.

Это деление существовало до перевода Библии на греч., но назначение его не известно. Не известно также, кто собрал эти 150 псалмов, которые мы теперь имеем в книге Псалтирь, и расположил их именно в этом порядке, но по еврейской традиции считается, что это сделал Ездра. Его считают также автором ·Пс.118. Составителями остальных псалмов являются:

сыны Кореевы (Пс.41:43 -48,83,84,86,87) (см. тж Еман,а),

Асаф (49,72-82) (см. тж Асаф,б),

Соломон (126),

Ефам (88),

Моисей (89),

неизвестные авторы (32,42,65,66,70,71,90-99,101,103-106,110-120,122,124,127-129,131,133-136,145-150).

Некоторые псалмы по своей структуре являются алфавитными (см. алфавитные произведения).

Псалтирь во многих отношениях особенная книга во всем Священном Писании. М.Лютер о ней отзывался так: «Это Библия в Библии». Она вся устремлена к Богу. Она является удивительным и замечательным пособием каждому верующему в его молитвах, хвале и общении с Богом!

В Псалтири особенно выделяются хвалебные псалмы (112-117), которые пелись на Пасху и на праздник кущей, и один из них, очевидно, пел и Сам Господь со Своими учениками (Мат.26:30), а также псалмы (песни) восхождения (119-133), которые пелись на ступенях храма или пилигримами на подходах к Иерусалиму.

Среди псалмов Псалтири можно найти псалмы на следующие темы:

благодарение и хвала (29,30,74,104,106,110-117,135,137),

молитва (5,6,16,61,68-70,78,79,82-85,89,101,137,141,142),

радость и поклонение (88,102,113,134,144-150),

покаяние (6,31,37,50,101,129,142),

мольба о помощи (3,4,7,11,12,16,24,30,34,53,87,131),

призыв (66,99,116),

жизнь и бессмертие (15,48,72),

слава Божия в мире (8,18,28,92,103),

мудрость (36,48,110),

защита Божия (14,22,23,26,60,83,90,120),

история израильского народа (77,104,105,113).

Некоторые псалмы очень похожи между собой:

·Пс.13 и ·Пс.52,

·Пс.14 и Пс.23:1 -6,

Пс.39:14 -18 и ·Пс.69,

Пс.56:8 -12 и Пс.107:2 -6,

Пс.59:7 -14 и Пс.107:7 -14.

Нумерация псалмов в русской Библии несколько отличается от принятой в других странах. (см. Библия)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *