Что такое самоуничижение?

  • Самоуничижение Сокровищница духовной мудрости
  • Самоуничижение Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви
  • Самоуничижение свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Самоуничижение игумен Марк (Лозинский)
  • Внутреннее и внешнее самоуничижение прот. Вячеслав Тулупов
  • Самоуничижение преп. Исаак Сирин Ниневийский
  • Самоуничижение преп. Исаак Сирин Ниневийский
  • Самоуничижение иером. Митрофан (Волкодав)
  • Самоуничижение Сына Божия прот. Николай Депутатов
  • Уничижение Христа М. Тареев
  • О том, что святые искренне считали себя хуже всех иг. Авраам (Рейдман)
  • Почитай себя хуже всех Скитский патерик
  • Считать себя хуже всех преп. оптинские старцы

Самоуничиже́ние — форма аскетического делания, адекватное отношение человека к себе, как к грешнику (состояние), поведение человека, обусловленное его внутренним отношением к себе, как к грешнику (действие).

«Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:12).

См.: СМИРЕНИЕ, САМОУКОРЕНИЕ, СМИРЕННОСЛОВИЕ, ЛЖЕСМИРЕНИЕ

Обязательно ли православному христианину считать себя хуже всех?

Частый ответ на вопрос «как обрести смирение?» – «считай себя хуже всех». Совет верный, но это уже благодатное (дарованное Богом подвижникам) состояние, не подходящее как совет для новоначальных христиан. Более того, опасное для таковых. Ведь считать себя величайшим грешником можно и по тщеславию, мол, я не обычный грешник, а великий! Поэтому для новоначальных можно предложить следующие ступени для обретения смирения:

  1. Считать себя обычным грешником, ничуть не лучше других.
  2. Не сравнивать себя с другими и не осуждать других.
  3. Стараться исполнять Заповеди Божии. При этом осознание собственной беспомощности и молитва к Богу — путь к тому, что Бог дарует благодать видеть своё истинное духовное состояние и смириться.

При этом следует помнить, что человек видит себя хорошим по отношению к другим людям, лишь находясь в состоянии прелести духовной, когда его душа душа пропитана эгоизмом, самомнением, тщеславием, гордостью.

Господь обычно постепенно открывает христианину бездну его греховности, чтобы не сломить волю подвижника, чтобы задача очищения души не показалась человеку неподъёмной.

Важно понимать, что человек может быть хуже других в сравнении не с настоящим временем, а с теми способностями и обстоятельствами жизни, которые он получил. И каждый из нас будет судим с учётом того, как он смог взрастить или растерять дарованные лично ему таланты.

***

«Грешная, я самая великая грешница…» Если она грешница, то должна быть самой великой. «Да, действительно, ты поросенок», — говоришь ей на исповеди. Удивляется: «Кто, я?..» Только что была «самая великая грешница», а когда конкретно об этом сказали — уже нестерпимая обида, удар по самолюбию. Поэтому укорять себя надо не на словах, а искренне. Многие из нас укоряют себя, но искренность и глубина осознания своей греховности есть только у единиц.
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

***

Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:
«Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!”
– «А что ты делаешь против него?»
– «Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает».
– «А в чем же заключается твое тщеславие?»
– «Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!»
Я улыбнулся и сказал: «А знаешь что, это правда!»
Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула:
«Что же тогда мне делать? Я погибла!»
– «Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность – это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту».
– «А как же это сделать?» – говорит она.
«Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице».
митрополит Сурожский Антоний

Не быть хуже всех, а считать себя хуже если не всех, то многих мы должны учиться. Считаем мы себя лучше других, потому что не видим своих слабостей, недостатков, не хотим даже думать о каких-то наших свойствах, кому-то неприятных. Мы видим чужие грехи, и на их фоне наши нам видятся совершенно незначительными. А если знаем за собой какую-то слабость, то объявляем ее невинной, легко простительной. Потому и получается из нас вполне законченный фарисей, гордящийся собой: «не как прочие…».
св. праведн. Алексий Мечёв

Судя о добре и зле не по количеству совершенных дел, а по духовному качеству посещающих его мыслей и расположений своей души к этим «посетителям», подвижник действительно знает себя худшим всех людей.
архимандрит Софроний (Сахаров)

***

См. также:
Чем отличается благочестивое унижение и самоунижение от не богоугодного?
Не противоречит ли, априори, благочестивое самоуничижение сильной воле и сильному характеру?

Самоуничижение – 1. самоумаление, болезненно сниженная самооценка, при которой пациент принимает во внимание преимущественно негативные аспекты своей личности, к тому же нередко сильно преувеличенные или даже надуманные, воображаемые. В психопатологии – это один из важнейших психологических признаков депрессии, а также ; 2. излишняя скромность, подобострастное смирение, рабская покорность или сервилизм, то есть подчинение себя чужой воле. Признак зависимой личности; 3. в теории К.Хорни – невротическая модель поведения, при которой индивид идентифицирует себя с теми чертами своей личности, которые ранее не представляли для него никакой ценности или им самим до этого осуждались.

* * *
1) скромность, смирение, сознательное унижение самого себя.

В минуты отчаяния мне казалось, что ты оттолкнешь меня, отвергнешь с презрением, за то, что я слишком ничтожна, некрасива, назойлива (С. Цвейг, Письмо незнакомки).

Это делается в соответствии с христианской нравственностью: унижающий себя возвысится, а возвышающий себя унижен будет. Ср. недовольство самим собой.

2) идеализация тех черт своей личности, которые раньше меньше ценились индивидом. Ср. сожаление человека по поводу утраты наивности и т. п.

3) чрезмерная критическая самооценка.

Ср.:

Я пустой, ничтожный, падший человек! Воздух, которым я дышу, это вино, любовь, одним словом, жизнь я до сих пор покупал ценою лжи, праздности и малодушия. До сих пор я обманывал людей и себя, я страдал от этого, и страдания мои были дешевы и пошлы. Перед ненавистью фон Корена я робко гну спину, потому что временами сам ненавижу и презираю себя (А. Чехов, Дуэль).

Истерички любят говорить, как они дурны, сколько грехов совершили, что они погибшие существа и прочее подобное (О. Вейнингер, Пол и характер).

Ср. образ Раневской в «Вишневом саде» А. Чехова.

* * *
В психиатрии – преуменьшение своих интеллектуальных, физических и моральных качеств, признание себя ничтожным человеком.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Как дракон самоуничижения оказывает влияние на вашу жизнь

Воздействие дракона самоуничижения на ваше здоровье.

Самоуничижение сокращает глубину дыхания, нарушает жизненно важный механизм, поддерживающий ваш организм в здоровом состоянии. Испытывая недостаток кислорода, клетки тела в буквальном смысле слова голодают и погибают, ослабляя иммунную систему и позволяя проникновение в организм инфекции и болезни. Пониженное самоуважение служит причиной заболеваемости и длительной госпитализации в гораздо большем числе случаев, чем любой другой источник. Не считая отравления токсическими веществами и скорби от потери близкого человека, угнетенное чувство самоуважения является, наверно, наиболее частой причиной раковых заболеваний.

Большинство медиков согласятся с тем, что чувство уверенности в собственных силах является жизненно важным для скорейшего выздоровления и поддержания здоровья. Самоуничижение сокращает вашу волю к жизни, истощает вашу жизненную энергию и в буквальном смысле уводит вас из жизни, делая вас более уязвимым для проникновения болезни и неспособным сопротивляться возможному летальному исходу.

Вероятно, в наиболее значительной степени самоуничижение заставляет вас с пренебрежением относиться к заботе и гигиене собственного тела. Ваша политика по отношению к нему может быть выражена такими словами: «И чего ради заботиться об этой рухляди?» Вы можете как попало питаться и употреблять слишком много спиртного, махнуть рукой на заботу о своих зубах и дотянуть до последнего обращение к врачу, чтобы избежать развития серьезной болезни. Чувство ненависти и отвращения к себе в конечном итоге выражается в запущенных, ломких волосах, увядшей, покрытой прыщами коже, коллекции поломанных зубов, сутулой фигуре и полном уныния отсутствующем взгляде. Дракон самоуничижения имеет над телом человека не меньшую власть, чем дракон жадности или саморазрушения.

Воздействие дракона самоуничижения на ваши творческие способности.

Громадные запасы вашей творческой энергии тратятся понапрасну в периоды глубокой депрессии и обострения чувства отвращения к самому себе. Все что ни делается в жизни, даже приготовление обычного завтрака, требует от человека проявления творческой энергии. Даже выражение пренебрежения к самому себе также является актом проявления творческой энергии, пусть и разрушительным, но все же не в такой степени, как, скажем, раковое заболевание.

С другой стороны, творчество составляет основу, каркас, на котором строится здание вашей уверенности в своих силах. Неважно, насколько развитыми творческими способностями вы обладаете; главное — удовлетворение, получаемое вами от их применения, когда дракон самоуничижения вытеснен из вашей жизни. Чудовище пожирает вашу творческую энергию и использует ее в своих подлых целях. Весь вопрос в том, кому на пользу идут ваши творческие способности — вам самим или дракону. Если вы пребываете во власти чудовища, вы становитесь жертвой его манипуляций.

Представьте себе актера или актрису, собирающегося сыграть на сцене роль неудачника — человека, ощущающего свою неполноценность. Актер снова и снова возвращается к сценарию, регулярно прокручивает в памяти события, участника которых он должен отобразить на сцене, вживается в образ, чтобы с достаточной достоверностью передать характер своего героя. Сыграть роль неудачника столь же сложно, как передать черты любого другого характера в пьесе, возможно, даже еще сложнее. Когда вы испытываете воздействие дракона самоуничижения, вы ничем не отличаетесь от готовящегося подняться на сцену актера. Перед вами стоит одна и та же задача, и творческая энергия задействована в одном направлении. Явить собой образ человека, не верящего в свои силы, неудачника, и сделать это так, чтобы зрители вам поверили, чрезвычайно сложно. А поддержание этого образа в течение длительного времени вообще достойно премии и звания заслуженного артиста.

Воздействие дракона самоуничижения на вашу связь с текущим моментом.

Как и в случае с драконом высокомерия, дракон самоуничижения уводит ваше внимание от проблем настоящего момента и направляет вашу творческую энергию на прошлое или будущее. Когда вы ощущаете неудовлетворенность собой, вы большую часть времени тратите на воспоминания о прошлых неудачах и преследовавших вас опасениях. Это приводит вас к самоустранению от проблем переживаемого момента. Сталкиваясь с возникающими обстоятельствами или необходимостью спонтанного выбора, вы непроизвольно обращаете свое внимание в прошлое, и у вас не хватает сил адекватным образом ответить на стоящую перед вами проблему.

То же самое происходит, когда перед вами снова замаячил образ дракона самоуничижения: вы заранее испытываете боль от предстоящей неудачи и незамедлительно пасуете перед требующим вашего присутствия событием в настоящем.

Когда вы заняты принесением извинений и утопаете в обуревающих вас сомнениях в собственных силах, у вас в буквальном смысле слова не остается ни единой частички сознания, готовой воспринять переживаемое событие. Принимая комплименты, вы можете отвечать на них механически, даже не слыша, о чем идет речь. Ваш взгляд направлен в самого себя, и вы пропускаете комплимент мимо ушей. Вы, как улитка, с таким мастерством запираетесь в раковину, защищающую вас от всего происходящего, что человек, говорящий вам слова любезности, вынужден считать себя не услышанным и отстраненным.

Мне пришлось методом групповой терапии работать со многими людьми, подверженными этому интересному феномену. Людей, принимающих комплименты, просят повторить то, что они услышали. По крайней мере, девять человек из десяти не способны были в точности повторить сказанные им слова любезности. Комплименты преподносились снова, и снова людей просили их повторить. К удивлению остальных членов группы, ясно слышавших слова любезности, человек, принимающий комплимент, все еще неспособен был дословно повторить сказанное. Иногда комплименты приходилось повторять по несколько раз, прежде чем люди оказывались в состоянии их воспринять. Когда же они наконец воспринимали сказанное, они почти всегда в большей степени испытывали страх, нежели удовольствие: это происходило так, словно уже самим слушанием слов любезности они делали нечто, ставящее их в неловкое положение. Поправляя, например, спустившийся чулок.

С другой стороны, люди, преподносящие комплименты, признаются в том, какую неловкость они испытывают, ощущая, что их слова прошли мимо внимания собеседника. Они чувствуют себя незамеченными, не услышанными до тех пор, пока кто-нибудь из окружающих должным образом не отреагирует на их слова.

Подобный опыт является хорошей практикой, развивающей в человеке ощущение необходимости удерживать внимание на переживаемом моменте и дающем ему поддержку в попытке избежать самоустранения.

Воздействие дракона самоуничижения на ваши отношения с окружающими.

Дракон самоуничижения разрушает ваши связи с окружающими. Самоуважение служит тем связующим материалом, который скрепляет ваши отношения и без которого их трудно установить и еще труднее поддерживать на должном уровне. Поскольку дракон разрушает вашу веру в себя, вы, испытывая воздействие чудовища, зачастую проявляете пассивность и опасаетесь принятия решения или предприятия действий, могущих оказаться успешными. Ваши поступки лишь наполовину согреты сердцем, если вы вообще на них решаетесь. Знайте: если вы переживаете пассивность в ваших отношениях, вы почти наверняка испытываете воздействие дракона самоуничижения. Поскольку чудовище стремится удушить ваше вдохновение, то именно его вам и недостает для реализации ваших потенциальных возможностей в оживлении ваших отношений. Дракон самоуничижения препятствует их развитию с первых же моментов их зарождения.

Джон чувствовала что совершенно неспособен позвонить Сузи. Он знал, что может никогда ей не позвонить и между ними не будет никаких отношений. Когда же он все-таки собрался с мужеством, он продолжал испытывать такой страх перед собственной неполноценностью и ожиданием предрекаемой себе неудачи, что готов был совсем отказаться от своей затеи.

Джон и Сузи и все же оказались вместе, и в первое время девушка находила самоуничижение Джона милым и обезоруживающим. Она даже почувствовала к нему определенную привязанность, поскольку он совершенно не был похож на остальных знакомых ей мужчин — высокомерных и живущих исключительно собственными интересами. Однако постепенно ее очарованность самоуничижением Джона стала уменьшаться. Она начала предпринимать попытки укрепить в Джоне уверенность в своих силах и попробовать себя в каких-то новых областях, воспользоваться представляющимися для этого благоприятными возможностями. Она оказывала ему всяческую поддержку в их собственных отношениях, беря на себя инициативу по их развитию. Несколько лет их отношения развивались с переменным успехом и, конечно, потребовали от Сузи большого напряжения сил. Она начала уставать от постоянного поддержания в Джоне его уверенности в себе и чувствовала, что, несмотря на все свои усилия, она неспособна укрепить в Джоне чувство собственного достоинства. Она начала терять к нему уважение и уставать от взятой на себя ответственности за их отношения. Она захотела менее сложных отношений, имея рядом с собой равного ей партнера, а не ребенка. Сузи решила оставить Джона, воспринявшего ее уход как лишнее свидетельство своей полной несостоятельности.

Далее я приведу еще несколько примеров, иллюстрирующих влияние дракона самоуничижения на отношения между людьми: молодой человек чувствует себя не в состоянии противостоять своему деспотичному отцу; он уступает его требованиям и уходит в бизнес, вместо того чтобы стать — как он хотел — священнослужителем. Женщина не находит для себя возможным сообщить об изнасиловавшем ее мужчине; она чувствует, что, должно быть, каким-то образом сама его спровоцировала, хотя знает, что никаких поводов для подобных действий не давала. Ученик не находит в себе смелости сказать кому-то о том, что хулиганы изорвали его тетради с домашним заданием и пригрозили увидеться с ним после занятий. Молодая женщина выходит замуж за кажущегося ей уверенным в себе мужчину; ее толкает на этот брак только стремление к безопасности, которое она ощущает за спиной мужчины, и ради этого она оставляет карьеру врача и работу, к которой имеет несомненные способности.

Воздействие дракона самоуничижения на ваше духовное развитие.

Какой бы религии или духовной практики вы ни придерживались, дракон самоуничижения непременно воспользуется ею, чтобы одержать над вами победу. Это может показаться излишне драматичным, но это именно так. Поскольку духовная ориентация по своей природе является характеристикой глубоко личной и эмоциональной, она представляет собой отличное поле деятельности для коварных замыслов дракона. Рассматриваете ли вы Бога как Святого Отца, Иисуса Христа, Аллаха, Иегову, Святого Духа, дао, целую серию божеств. Единое Начало или природу в целом — прислушиваясь к дракону самоуничижения, вы неизменно будете ощущать неполноценность в отношении вашей духовной сущности. Дракон умеет дать вам почувствовать себя недостойными внимания или спасения, неприемлемыми для окружающих, несостоятельными, обреченными на провал. Вы готовы будете воспринимать себя как безнадежного грешника или неудачника, потерпевшего крах в своих духовных исканиях. Если вы верите в реинкарнацию, вас будет преследовать чувство, что вам никогда не удастся выбраться из круга жизней и что вы, вероятно, начинаете деградировать. Вы можете даже увериться в том, что в следующей жизни вам предстоит появиться на свет каким-нибудь насекомым, поскольку именно до этого уровня вы пали в настоящей жизни.

Последствия подобных настроений и умозаключений чрезвычайно опасны, так как они вызывают в вас желание махнуть на себя рукой и смириться с попаданием в ад, с вечным забвением, реинкарнацией в насекомое или прийти к подобным же плачевным результатам, трактуемым вашей верой. Подобные настроения называются «отчаянием» и приводят к мучительным страданиям. К счастью, мистические секты большинства развитых религий совершенно правильно рассматривают отчаяние как трудный, но преодолимый барьер на пути духовного развития. Иными словами, они признают возможность уничтожения терзающего вас дракона. Почти все религии мира предполагают, что вы, обратившись за помощью в духовном плане, в той или иной форме ее получите. Однако, если вы ощущаете себя совершенно никчемным, вы зачастую оказываетесь неспособными даже обратиться за помощью. В этом случае дракон полностью берет под контроль вашу личность и создает в вас иллюзию, будто именно он здесь хозяин.

Чтобы еще больше запутать положение вещей, дракон часто принимает формы самих религиозных верований и маскируется под их основные понятия. В христианской религии, к примеру, он маскируется под смирение и покорность. Он велеречиво будет предупреждать вас об опасности суетных желаний мирской жизни и себялюбия. В буддизме и аскетизме он может предупреждать вас от опасности эгоцентризма и настраивать вас на отречение от врожденных талантов и способностей. Под видом работы на благо духовного развития дракон исподволь вносит сумятицу и опустошение в души верующих. Только мудрый, пытливый искатель собственной веры способен разобраться в том, какой шаг на пути его духовного развития является действительно ценным, а какой лишь служит закамуфлированным препятствием. Вот почему передовые, прогрессивные духовные наставники зачастую так трудны для понимания: они говорят парадоксами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *