Что такое страх господень

Где обитает страх Господень

Цель: Показать церкви, что наличие страха Божьего в каждом из нас – зависит в основном от нас самих.

Благословения через страх Господень

Прежде чем я назову вам то, о чём мы сегодня будем рассуждать, я хотел бы, чтобы вы, так же как и я оценили важность предмета сегодняшней проповеди.
Это – одно из качеств, которым должен обладать верующий в Бога человек. Тому, кто имеет это – обещано Господом такое, что стоит разобраться, – что же это такое, как это приобрести и как этим распорядиться. Но прежде… список обещаний. (показать таблицу №1):

Пожалуйста, не ищите сейчас места Писания, а просто послушайте и оцените грандиозность того, что здесь обещано имеющему это качество в себе: (перечислить по таблице).

А сейчас я назову то качество, о котором мы будем сегодня говорить: Это – страх Божий!

Как итог всего этого изобилия благословений – последние слова книги Екклисиаста:

13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека;(Еккл.12:13)

И судя по списку, здесь действительно всё!

Но неужели в таком, казалось бы, не очень весёлом и хорошем чувстве, как страх, скрывается такая бездна достоинств? И что такое – страх Божий, и чем он отличается от обычного страха?

(Наш любимый словарь Владимира Ивановича Даля) «Страх это – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия!»

Греческий философ Зенон Элейский так определил страх: «Страх есть ожидание зла».

Очень весело! И совершенно не похоже, чтобы за таким чувством стояло хотя бы какое-то, пусть минимальное, добро! Правда, не всё так плохо у господина Даля. Читаем далее – «Страх Божий – благочестие, как боязнь греха.» Ага! Вот это уже получше!

Сравним с Писанием:

«Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев , народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.

И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили». (Исх.20:18-20)

Мне очень нравятся слова Аввы Евгария Понтийского (дьякона и проповедника Константинопольской церкви в 4-ом веке): «Страх Божий есть начало и корень благочестия; но это не тот страх, который гонит из сердца любовь к предмету страха, но страх, как опасение не оскорбить любвеобилие Бога нарушением Его заповедей».

На этом, предельно ёмком определении, можно было бы и закончить наше рассуждение о страхе Божьем, если бы не несколько вопросов, которые, естественно, возникают у дотошного верующего, к которым я и себя причисляю, и которых сейчас, я верю, немало передо мной: Какова всё-таки природа страха Божьего?

Это чувство?! Состояние души от испуга, как пишет Даль? Или что-то ещё?!

Откуда и как мы можем получить для себя этот, судя по всему, так необходимый каждому верующему, страх Божий?

Страх человеческий

А теперь поговорим об обыкновенном человеческом страхе, чтобы лучше понять страх Божий.

Боязнь, робость, испуг, страх – всё это одно чувство, чувство неприятное, но необходимое для сохранения человека в этом мире.

Вот я подхожу к краю крыши многоэтажного дома, и подойти слишком близко мне мешает инстинкт самосохранения, который, собственно, и производит в моём сердце чувство беспокойства, которое, как сигнал тревоги, напоминает мне: «Внимание! Опасность для жизни! Ни шагу вперёд!»

А если, допустим, я прохожу мимо сидящей на цепи злой собаки, то же чувство страха быстренько определит безопасное расстояние, на которое стоит к этой собаке подходить. Если же собака срывается с цепи, будьте покойны, чувство страха придаст мне необходимые направление и скорость, чтобы избегнуть её зубов.

Подведём итог: Чувство страха заставляет нас держаться подальше или убегать от предмета, который мы боимся.

Учёные утверждают, что чувство страха является одной из самых сильных эмоций человека, вызывающих такой выброс адреналина в кровь, который не даёт ни любовь, ни ненависть, ни доброта, ни радость, ни горе – с ним сравнима разве что предельно сильная физическая боль.
От страха седеют! От страха теряют сознание! От страха умирают!

Никаких специальных действий, чтобы приобрести человеческий страх предпринимать не надо, достаточно приблизится к источнику опасности.
Страху человеческому не учат, как не учат любому другому чувству – любви, ненависти, радости, печали… – они или есть или их нет!

Можно ли научиться чувству?

То есть можно научится внешнему выражению чувства, допустим, любви. Вздыхать, закатывать глаза, бросаться на колени… Но научиться самому чувству любви нельзя – оно или есть, или его нет.

Внешними проявлениями чувства можно на какое-то время обмануть других, но не себя самого.

Можно имитировать радость или горе, любовь или гнев, можно имитировать страх – но научиться самому чувству невозможно – оно рождается в душе и умирает в душе самостоятельно, не зависимо от воли владельца души.

Страх страху «разница»!

А теперь обратимся к страху Божьему. Что в нём общего с обыкновенным страхом? И вот после того, как мы зададим себе этот вопрос, начинаются удивительные вещи:

  • Оказывается, что между страхом человеческим и страхом Божьим практически нет ничего общего.
  • Мало того страх Божий по своим свойствам и месту обитания противоположен страху человеческому.
  • Общее у них только одно – страх Божий, также как страх человеческий предназначен для сохранения человеческой жизни.

Но,… это я забегаю немного вперёд!

Итак, цель страха человеческого – увести человека от источника страха (от края крыши, от злой собаки и т.д.)

Куда же ведёт человека страх Божий?

Иеремия 32/40 «И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня».

Каково?! Боятся Бога, чтобы не отходить от Бога! Прямая противоположность страху человеческому!!!

В связи с этим, мне пришло в голову сравнение с поведением человека в горах: если с горы сыплются камни, то самое безопасное – это максимально прижаться к скале – и тогда камнепад не принесёт тебе вреда.

Охранная суть страха Божьего – максимально приблизься к Богу, и это защитит тебя!

Ещё раз, для закрепления этого принципиального различия между страхом человеческим и Божьим.

Страх человеческий заставляет убегать от источника страха, страх Божий – призывает бежать к источнику страха.

Разберёмся, почему?!

И вот тут происходит удивительная метаморфоза! Всё сразу становиться на свои места! Смотрите! И в том и в другом случае мы бежим от зла!
Страх человеческий заставляет убегать от зла – и мы убегаем от источника страха!
Но при страхе Божьем мы тоже бежим от зла – но только к Богу как к защите от зла и как к источнику добра!

А теперь нечто ещё более удивительное:

Псалом 33/12 «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас».
Притчи 2/ 1-5 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге».

Вы помните – эмоциям научить нельзя, страху человеческому научить нельзя! А тут – «научу», «уразумеешь»!

При помощи чего мы размышляем, куда попадают те знания, которым мы учимся? В разум! Значит, страх Божий обитает в разуме, и ему можно научиться?! В то время, как страху человеческому научиться нельзя!!!

Но, может быть я ошибаюсь, может быть Бог может дать страх Свой, как дар Духа Святого или взрастить его в нашем сердце как плод духа.

Проверим:

К Галатам 5/22 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

Здесь нет места страху Божьему.

А как быть с дарами Духа Святого?

1-е Коринфянам 12/7-10 Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков».

И среди даров отсутствует страх Божий!

Сразу хочу отметить – слово мудрости, как дар духа – в этом сходятся абсолютное большинство богословов, — это разъяснение Богом человеку конкретной ситуации. Нет не одного места Писания говорящего, что через дар слова мудрости человек обрёл такое качество как страх Господень.

Страх через разум

Значит, всё-таки, через разум может получить человек страх Божий?! Давайте посмотрим на страх Божий с этой стороны:
Знаменитое место Писания, вы, наверное, его давно ждёте?

Псалтырь 110/10 «Начало мудрости — страх Господень…»

Ну, это мы все знаем! Мы начинаем получать мудрость Божью через понимание страха Божьего. Что же это такое – страх Божий?! И этот стих всем известен.

Притчи 8/13 «Страх Господень — ненавидеть зло…»

Прекрасно! Конечно, это очень кратко, но зато совершенно понятно – начинай ненавидеть зло и это первый маленький шажок к мудрости и первый шаг к появлению в нашем разуме страха Божьего.

А вот это место Писания упоминается не так уж часто:

Притчи 15/33 «Страх Господень научает мудрости…»

Значит не только начало мудрости в страхе Божьем, но и дальнейшее освоение мудрости тоже связано со страхом Божьим. Читаем:

Притчи 2/1-11 «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.

Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя…»

Заметим параллель – охранной функции страха человеческого и страха Божьего.

И наконец, ещё одно редкое цитируемое место Писания:

Иов 28/12, 23, 27, 28 «Но где премудрость обретается? и где место разума? Бог знает путь ее, и Он ведает место ее.

Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум».

Значение слов «истинная премудрость» попробуем для себя уяснить:

Слово «премудрость» в Библии относится, как правило, исключительно к Богу. Соответственно, «истинная премудрость» – это предел мудрости, к которой может только стремиться человек – премудрости самого Бога!!!

Итак! Страхом Божьим – начинается мудрость человека, увеличивается мудрость человека и, при помощи страха Божьего достигает своих вершин мудрость человека!!!

Я не могу удержаться, чтобы не привести вот это место из книги Притч:

Притчи 1/20-33 «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: `доколе, невежды, будете любить невежество? буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

За то, что они возненавидели знание и не избрали страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои;1 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла’.»
В этом отрывке ставится совершенно определённый знак равенства между знаниями и страхом Божьим и между отсутствием страха Божьего и глупостью.

Отсюда весьма неутешительный вывод для неверующих: Только дурак не боится Бога и не верит в Бога! Это не я сказал – так говорит Библия!!!

Таким образом, познание Бога, изучение Писания и размышление над ним воспитывают в нашем разуме такой удивительный и необычный страх – страх Божий.

Это не чувство, не эмоция – это свойство разума – бояться Бога!

Как ещё приобрести страх Божий?

Библия указывает на ещё несколько дополнительных путей приобретения страха Божьего. Но в конечном счёте, все они результат воспитания нашего разума при помощи Священного Писания:

Второзаконие 6/1,2 «Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои».
Изучай и выполняй заповеди, чтобы иметь страх Божий.
Второзаконие 14/22, 23 «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни».

Приноси десятины, как учит Писание, чтобы иметь страх Божий. Выполняй заповеди, чтобы научиться бояться Бога.

Притчи 22/4 «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь».

Будь кротким и смиренным, как учит Писание, и будет в тебе страх Божий!

На ком лежит ответственность в приобретении страха Божьего?

Почему же такой важный предмет как страх Божий, Бог не дарит как спасение или духовные дары, не взращивает в нашем сердце как плод духа – как любовь, радость, мир… почему именно через разум?!

Что нужно делать, чтобы разум познал знания и мудрость? Правильно! Учиться! Как назывались первые последователи Иисуса Христа?! Ученики!
Что заповедал Иисус своим ученикам перед своим вознесением? «идите и научите все народы…»

Каковы основные принципы ученичества? Теоретическая подготовка, а затем практическое применение!

От Матфея 7/24 «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне…»

Что это как не ученичество?! Кто выполняет основную, совсем не простую и не лёгкую, работу при ученичестве? – Сам человек!

Не в этом ли суть слов Иисуса Христа:

От Матфея 11/12 «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»…

Мне могут возразить, ведь не все способны к ученичеству, есть люди, которые очень тяжело переносят учёбу. Да! Это так! Но ведь абсолютное большинство людей, и способные, и не способные к учёбе, понимают, что такое – добро, и что такое – зло?!

Ещё раз обратимся к 33 псалму:

Псалтырь 33/11-17 «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

Очи Господни на праведников, и уши Его – к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них».

Слова абсолютно понятные для любого человека! Это не мысли для докторов теологии!

Отметим первые слова этого отрывка: «Придите, дети!» Не коллеги! Не уважаемые академики! Не господа аспиранты! Дети!!! Всё предельно упрощено Богом – для каждого человека: «Уклоняйся от зла и делай добро»!!!

Можно представить себе процесс приобретения страха Божьего как подъём по верёвочной лестнице: Ногами мы отталкиваемся от нижних ступенек (отталкиваемся от зла), а руками подтягиваемся к верхним ступенькам (подтягиваемся к добру)!
И так – всё выше и выше, приближаясь к Богу! (Куда собственно и ведёт верующего страх Господень).

Почему ещё, я думаю, страх Господень даётся нам через разум:

Я могу сказать – вот! Бог не дал мне пока дара пророческого или дара чудотворения; и долготерпение и кротость пока ещё не вырастил в моём сердце Дух Святой; и даров служений – учительства, благотворительности или попечительства я не нахожу в себе – не дал Господь! Извините!

Но ответственность за наличие у меня страха Божьего в разуме всецело на мне лично!!!

  • Это я – не люблю обращаться к премудрости!
  • Это я – пренебрегаю наставлениями и обличениями!
  • Это я – не склонен размышлять над словом Божьим!

Значит, за отсутствие у меня страха Божьего ответственен только я сам!!!

Притчи 2/1-5 «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге».

В заключении я хочу обратиться к ещё одному месту Писания:

1-е Иоанна 4/18, 19 «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение.

Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».

Несколько лет назад в одной из церквей я слышал такое вот учение:

Не надо бояться Бога, надо любить Бога, потому что если ты боишься Бога, ты несовершенен в своей любви к Нему. Зачем нам мучиться, боясь Бога?
А дальше из этого выводилась теория, построенная на принципах: «Бог человеку – друг, товарищ и брат! Аллилуйя!» Подойди! Похлопай Его по плечу! Иисус – дружок твой закадычный! Прости меня Господь!

Возможно, это место Писания смущало и вас? Меня так смущало!
Собственно говоря, – это классический пример вырывания стиха Писания из контекста. Сейчас мы прочитаем, что было до этого стиха и что после:

1-е Иоанна 4/14-21 «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: `я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

Как видим, речь идёт о том, что мы можем не боятся в день суда Божьего, а иметь дерзновение (то есть не страх, а смелость) потому, что Бог возлюбил нас.

А о том страхе Божьем, что даёт мудрость, здесь нет ни слова!

Напротив само Священное Писание ставит рядом страх Божий и любовь к Богу, как качества сосуществующие в единстве:

Второзаконие 10/12, 13 «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой?

Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо».
Тема страха Господня – необъятна:

  • Можно говорить о страхе Господнем, в том числе и как о чувстве.
  • Можно говорить о присутствии страха Господня в служениях.
  • В прославлении и в поклонении.
  • Можно говорить о страхе Господнем, порождаемым Его гневом за грех.
  • Можно говорить о возрастании в страхе Господнем…
  • Можно говорить и чистоте страха Господнего…

И ещё множество сторон этого удивительного и необычного предмета, я верю, станет темой наших размышлений над Священным Писанием, что в свою очередь, я надеюсь, добавит каждому из нас в разум страх Божий.
И как пожелание каждому из вас напоследок пусть прозвучат слова пророка Исайи:

Исаия 33/6 «И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; и страх Господень будет сокровищем твоим!!!»

Аминь!

Страх Божий

(47 голосов: 4.7 из 5)

  • О страхе Божием Энциклопедия изречений
  • Слово о страхе Божием и о любви Божией свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • О страхе Божием прп. Авва Дорофей
  • О страхе Божием Сборник
  • О страхе Божием С.И. Фудель
  • Страх Божий. Что это значит? свящ. Георгий Чистяков
  • Страх Божий свящ. Игорь Прекуп
  • Страх Божий и любовь к человечеству К.Н. Леонтьев
  • О Страхе Божием архим. Софроний (Сахаров)
  • О страхе Божием свщм. Сергий Мечёв
  • Страх Господень cоставитель К.В. Гриценко
  • преп. Ефрем Сирин О Страхе Божием и о Последнем Суде

«Начало мудрости – страх Господень»
(Пс. 110:10)

Страх Бо́жий – благогвейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией.

Слово «страх» (греч. φόβος) в древнегреческом языке не имело значения боязни (греч. τρόμος), но означало уважение.

Через страх человек достигает любви, а не иначе

«Познавший себя, – говорит преп. Иоанн Лествичник, – достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви».

«Умножение страха Божия есть начало любви», – говорит он же.

Преп. Исаак Сирин учит:
«Человек, пока в нерадении, боится часа смертного; а когда приблизится к Богу, боится сретения суда; когда же всецело подвинется вперед, тогда любовию поглощается тот и другой страх… Кто достиг любви Божией, тот не желает уже снова пребывать здесь; потому что любовь сия уничтожает страх «.

Авва Херемон, отшельник египетский, сказал:
«Три побуждения заставляют людей уклоняться от пороков, т. е. страх будущего мучения в геенне… надежда и желание получить Царство Небесное, наконец, расположение и любовь к самой добродетели … Посему-то св. апостол все дело спасения заключил в исполнении трех оных добродетелей. Ныне пребывают, говорит он, вера, надежда, любовь, три сия (1Кор. 13:13). Вера страхом будущего суда и мучений отклоняет нас от скверны пороков; надежда ожиданием небесных воздаяний, отторгая ум наш от настоящего, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в душе нашей любовь ко Христу и к преспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенною ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели ведут нас, по-видимому, к одному концу… но степенями своего превосходства много различаются между собою. Две первые свойственны тем людям, которые стараются преуспевать в добродетелях, но не имеют еще постоянного расположения к ним; третья же особенно принадлежит Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божий…

Поэтому, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским… (Лк. 17:10), должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику, ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Уверенный в прощении грехов своих, он уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела, думает получить за них милостивую награду. Но, несмотря на то, он еще не имеет в себе такого расположения, какое прилично сыну, который в полном уповании на отеческое благоволение к себе не сомневается усвоять себе все, что принадлежит отцу…

Великое находится различие между тем, кто страхом геенны или надеждою будущего воздаяния погашает в себе пламень пороков и, между тем, кто ужасается порочности и нечистоты по чувству любви божественной… В таком состоянии человек, хотя бы не имел ни одного свидетеля дел своих, не решится воспользоваться случаем ко греху и не может увлечься самыми сокровенными, обольстительными помыслами, ибо питая искреннейшую любовь к добродетели, он не только не приемлет сердцем ничего противного ей, но и с величайшим ужасом отвращается сего».

Иногда это третье состояние называют совершенным страхом. «…Есть два страха, – читаем у аввы Дорофея, – один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенная любовь изгоняет страх . Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом».

Польза страха Божьего

«…Когда страх Господень приходит в сердце, то показует ему все грехи его».

«Умудрись же в основание шествия своего, – говорит св. Исаак Сирин, – полагать страх Божий; и в несколько дней, не делая кружений на пути, будешь у врат Царствия».

Еще сказал: «Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков».

Св. Иоанн Златоуст так поучает об этом же: «Нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им».

«…Человек добродетельный, имеющий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец говорит: начало премудрости страх Господень(Притч. 1:7). Если же бояться Бога значит иметь мудрость, а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости, а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех».

Как приобрести страх Божий?

Святитель Тихон Задонский приводит следующие причины, от которых рождается страх Господень:
От размышления о страшных наказаниях Божиих, постигавших грешников, как-то: Каина (Быт. 4:11-12), погибших от потопа (Быт. 7:21-23), содомлян (Быт. 19:24-25) и многих других.
От размышления о свойствах Божиих, особенно о Его вездесущии и всеведении.
От рассуждения, что приказывает страшный и великий Бог, а не простой человек, и притом приказывает не просто, а с прещением (Пс. 118,4; Мф. 10,28).
От мысли, что повелевает Господь, как Отец благоутробный и нас любящий.

Так как истинный страх Божий есть дар от Господа, как Сирах говорит (Сир. 1:13), то должно нам у Бога просить его усердною молитвой.

Страх сатанинский

Но когда страх, вместо того чтобы быть направленным на вечное воздаяние за гробом, на последний Суд, на неизвестность будущего конца, который ожидает человека, «бывает о теле, тогда он делается сатанинским, – говорит св. Исаак Сирин, – потому что человек поколебался в вере своей в Промысл Божий и позабыл, как печется и промышляет Бог о подвизающихся ради добродетели… (Пс. 24, 14; 33, 16; 90, 10)».

Человек начинает бояться за свою жизнь, за свое общественное положение; боится, что случится с ним какое-либо несчастье, обкрадут, сделается пожар (поэтому, внушает демон, нельзя зажженную лампадку пред святыми образами оставлять, когда из дому уходишь), что заболеет и прочее и прочее. Начинают бояться и темной комнаты (и это когда даже в бесов, говорят, не верят), и всякой мелочи, каждого стука: мышь, таракан или паук пробежит – все приводит в страх и смятение.

Так, император Петр I , не боявшийся совершать чудовищные грехи и жестокости, от которых кровь стынет в жилах, боялся, однако, очень малой твари – тараканов. Интересно описывает это современник:
«И не можно того думать, чтоб великой и неустрашимой герой боялся так малой гадины – тараканов: и наперед его едущего кули-еры бежали, и где надлежит быть станции, осматривали, нет ли в избе тараканов, и по крайней невозможности таких изб обыскать не можно, то по дорогам ставили избы нарочные для охранения от сей гадины».

Наконец, случается с человеком так называемый безотчетный страх, по-нашему, по-христиански сказать, от бесов, или страхования.

Так как этот страх бесовский задевает иногда и спасающихся – разумеется спасающихся неискренно и не как должно, – то я приведу из Иоанна Лествичника о нем несколько строк, изъясняющих его происхождение, сферу действия и надлежащие противоядия.

«Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед».

«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей и самых теней».

«Не пустыня и мрачность места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает промыслительно к вразумлению нашему».

Когда люди были сильны в подвигах, в вере, а больше всего в смирении, то святые отцы так их учили:

«Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою…».

***

«Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием».
епископ Игнатий (Брянчанинов)

Имеющий страх Божий явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бережется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Которого опасается прогневать.

В доме ли я сижу – Господь Бог со мною; выйду ли из дому – Он не оставляет меня. По пути ли иду – Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей, — не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю – перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою – перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим.
святитель Тихон Задонский

«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч. 2:3-5). Корень богоугодной жизни – страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок – космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен, воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в рабстве и не смел говорить здравые речи; пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство – придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.

Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни (Притч. 8:13). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его – и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно – он выправит все твои неправды.

Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» (2Пет. 2:4). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать – погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного.
епископ Феофан Затворник

Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу.
святитель Филарет, митрополит Московский

«Страх Божий – это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий – это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда – вот чего следует бояться».
прот. Александр Мень

Только страх Господень освобождает от страха перед людьми. Бояться Его – это просто признать со всем смирением, кто Он и кто я. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин. 4:18).
священник Георгий

Бойся Бога из любви, а не из-за того, что Его считают жестоким.
прп. Исаак Сирин

Будем ходить в страхе Господнем, так как нам предписано – со страхом и трепетом соделовать свое спасение (Флп. 2:12). Страх Господень искореняет из души все лукавства и грехи. Кто же не боится Бога, тот впадает во многая злая.
преп. Антоний Великий

Должно всегда иметь Бога пред собою. Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы все делать по совести.
преп. Амвросий Оптинский

Не ради согрешений только должен человек бояться Бога, но потому что Бог любит его, а он не любит Бога, и, будучи недостоин, получает благодеяния.
преп. Петр Дамаскин

Никогда не бойся наказания, но бойся греха, порождающего наказание.
святитель Иоанн Златоуст

Страх Божий рождается от рассуждения Божиих свойств, а именно:
1) Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.
2) Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло.
3) Что Бог – праведный Судия, и всякому воздаст по делам.
4) Что Его даже и ангельские чины трепещут.
5) Что Бог весь свет в руке Своей содержит.
6) Что Бог, в мгновение ока может грешника праведным судом погубить при самом совершении греха…
святитель Тихон Задонский

По мере очищения покаянием, начинаем ощущать присутствие Божие: от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха Божия.
святитель Игнатий Брянчанинов

***

«Не бойся никого, кроме Бога одного» — русская пословица.

Что значит страх Господень? Почему написано: бойся Бога?

Конечно, здесь речь не идет о Боге-чудище и тиране, вспышек гнева которого стоит опасаться людям. Ведь от такой личности стоит держаться подальше. Но Господь, наоборот призывает к Себе:

«Придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша…»(Ис. 55:3)

«Взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его…» (1 Пар. 16:11)

«Ищите добра, а не зла … и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами» (Ам. 5:14)

Писание возвещает, что Бог есть любовь!

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь!» (1 Иоан. 4:8)

Более того, первая из всех заповедей — это любовь к Богу!

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Матф. 28:37,38)

Как же уживаются вместе понятия страха и любви? Ведь сама Библия учит, что любовь и страх не совместимы:

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Иоан. 4:18)

Неужели Бог лжет людям, что Он есть любовь?! Неужели Господь настолько наивен и самоуверен, что надеется, что верующие будут любить Его искренне из страха перед Ним? Как можно с одной стороны Бога бояться, а с другой, Писание призывает, что к Нему нужно стремиться? Кто обманывает: пророки, апостолы, Бог или вся Библия ложь?

Конечно, нет! Просто Библию нужно воспринимать в совокупности, учитывая все ее тексты, а не вырывать из контекста отдельные ее стихи.

Писание возвещает:

«Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Пс. 110:10)

«Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум» (Прит. 9:10)

Посмотрите на вторые части этих стихов. Они поясняют понятие «страх Господень». То есть мудрость у того, кто исполняет Божьи заповеди и ищет, познает Господа в своей жизни.

Но что тогда означают слова про страх!?

1. Речь идет о том, что нужно признать Бога своим Творцом и Создателем всего — неба, земли, Вселенной! Сегодня очень много атеистов, не верящих в Бога. А раньше было очень много идолопоклонников, не признававших Бога Израилева Господом, но чтущих своих идолов — придуманных ими же богов. В этом контексте, убояться Бога значит, поверить и принять, что Бог Израилев реален, Он живой, а других богов не существует.

«Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они» (Пс. 9:21)

«Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32:39)

Нужно всегда осознавать, что в руках Бога находится жизнь человека и его будущее. Говоря о страхе Господнем, верующий должен всегда помнить, что Бог, хоть и является любовью, но также является и справедливостью и защитником обиженных, поэтому за все свои проступки придет суд от Бога, как здесь на земле, так и на Великом Суде.

«Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны» (Пс. 18:10)

«Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие» (Прит. 10:29)

«Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста…»(Прит. 8:13)

«Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14:7).

У некоторых людей возникают сомнения по поводу Божьей любви из-за насилия и смертей, существующих в мире. Об этом можно прочитать материал «Почему Бог допускает зло, ведь в Библии так много жестокости и смерти?»

Интересную аналогию можно найти между Богом и родителями. Ведь не зря Господь называет Себя Отцом людей и в частности верующих.

«Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22)

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах» (Матф. 6:9)

Согласно заповеди Божьей, люди должны бояться своих родителей.

«Бойтесь каждый матери своей и отца своего» Лев.19:3

Неужели здесь говорится о родителях — самодурах, беспричинных и грубых наказаний которых нужно бояться? Естественно, нет! Здесь речь об уважении и почтении к родителям. Поэтому в этой же главе далее в отношении Бога в оригинале используется то же слово «бояться».

«Не обижай ближнего твоего … Не злословь глухого и пред слепым … бойся Бога твоего. Я Господь» (Лев. 19:13,14)

Как видите, здесь четко видна связь страха c уважением к Богу и ответственностью перед Господом за дурные поступки, направленные против других людей.

Таким образом, страх Господень в контексте Священного Писания нужно понимать, как признание Бога Торцом и осознание ответственности перед Ним за свои неблаговидные дела. Если верующий это понимает, то это благо для него, ведь:

«Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (Пр. 10:27).

«Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Пр. 14:27).

Валерий Татаркин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *