Что такое свиток в древнем Египте?

папирус

древняя рукопись египтян

Альтернативные описания

• бумага египтян

• водное травянистое растение, из которого древние додумались делать писчий материал

• древний документ, написанный на свитке из склеенных полосок из стеблей многолетней травы

• древний заменитель бумаги для письма

• древняя рукопись

• материал для письма, изготовленный из тропического растения

• многолетняя трава, из стеблей которой в Древнем Египте делали циновки, одежду, плоты

• писчий материал, предшественник бумаги

• письменное растение

• тропическое травянистое растение семейства осоковых

• сорт бумаги

• материал, на котором Клеопатра писала любовные записки Марку Антонию

• какое растение древние египтяне называли «растением фараона»?

• предок бумаги

• свиток для письма в Древнем Египте

• древний писчий материал из стеблей водного растения

• водное растение

• что в древности заменяло египтянам бумагу?

• рос еще в эпоху динозавров

• писчая «бумага» в Древнем Египте

• тропический тростник

• тростниковое растение

• тропический камыш

• камыш для лодки Тура Хейердала

• «бумага» из тростника

• «прадедушка» бумаги

• на чем писали в древнем Египте

• писчая бумага древних египтян

• африканская осока

• осока для древних книг

• древний Египет

• тропический сородич осоки

• Древняя рукопись

• Тропическое водное растение сем. осоковых, материал для письма в Древнем Египте

• Многолетнее водное растение семейства осоковых

• Материал для письма в Древнем Египте

• Тропическое травянистое растение семейства осоковых

5. Общество глаз

Тайное братство, одержимое лечением глаз, было обнаружено, когда исследователи изучали его единственную сохранившуюся реликвию — «Кодекс Копиале», книгу XVIII века, которая одновременно прекрасная и странная. Отделанная золотом и зеленой парчовой бумагой 105-страничная книга полностью написана от руки. Книга в основном состоит из абстрактных, никогда ранее не встречаемых символов, хотя в ней есть также греческие и римские буквы. Единственными читабельными фразами было «Филипп 1866» и «Копиралес 3» (которая и дала рукописи ее название). Международная команда криптографов безуспешно пыталась ее расшифровать, перепробовав 80 языков, прежде чем было определено, что странные символы — просто уловка, предназначенная для того, чтобы обмануть любых потенциальных дешифраторов. На самом деле, они ничего не значили.

Отбросив бесполезные знаки, криптографы попробовали немецкий язык, поскольку книга была найдена в Берлине, а имя «Филипп» написано в немецком стиле. Это помогло взломать код. В расшифрованной книге рассказывалось об немецком тайном обществе под названием «Окулистский орден». Рукопись содержит записи об их политике и ритуалах (включая церемонию выщипывания бровей), а также дискуссии о масонстве. Исследователи считают, что члены группы не обязательно были врачами, несмотря на их одержимость, ведь глаз является символом власти во многих тайных обществах.

6. Крылатый монстр

Пещерная живопись в штате Юта задокументировала то, как древние люди видели птеродактилей. Открытые в 1928 году яркие красные пиктограммы были созданы руками американских индейцев около 2000 лет назад. Спустя некоторое время после этого открытия, человек обвел мелом одно из изображений и заявил, что это похоже на «странную птицу». Хотя сегодня это незаконно, тогда было обычной практикой обрисовывать пещерную живопись мелом, чтобы сделать изображение более четким. Однако это меняет химию горных пород и наносит ущерб искусству. Что же касается данной картины, впоследствии эксперты узнали изображение птеродактиля.

В 1970-х годах специалист по скалолазанию Полли Шаафсма описал «клюв с острыми зубами», а геолог Фрэнсис Барнс сказал, что рисунок похож на летающую рептилию, окаменелости которой действительно находят в этом регионе. Тайна была решена, когда современные технологии доказали, что «крылатый монстр» был не одним изображением, а пятью перекрывающимися изображениями.
Когда ученые сфотографировали рисунок с помощью DStretch, инструмента, который может разделять изображения, дифференцируя их по различным пигментам, они обнаружили, что не было никакого таинственного древнего птеродактиля. Вместо этого на пиктограммах изображен высокий человек с большими глазами, более низкий человек, собака, овца и змееподобное существо.

7. Свитки Геркуланума

Когда гора Везувий классно уничтожила Помпеи в 79 году нашей эры, она также уничтожила соседний город Геркуланум. При раскопках этого города в 1752 году обнаружилась библиотека. Большинство из 1800 свитков были настолько сожжены извержением, что они были не более чем нечитаемыми карбонизированными глыбами. Более двух столетий спустя археологи использовали рентгеновские снимки, чтобы прочесть пергаменты, слишком хрупкие, чтобы их можно было развернуть.
Хотя у папирусов Геркуланума нет секретных символов или скрытых сообщений, они замечательны, поскольку остаются единственной полной библиотекой, которая когда-либо была восстановлена с древних времен. К примеру, в них нашлась настоящая сокровищница утерянной прозы и стихов известного греческого философа Эпикура. Есть даже тексты, которые были совершенно неизвестны философам-ученым. Это не только позволило исследователям получить более глубокое понимание древнегреческих и латинских произведений, но также изменило то, что ученые знают об истории чернил.
Когда были проанализированы фрагменты свитков, обнаружилось, что чернила содержат большое количество свинца. «Металлические» чернила, как считали раньше, появились около 420 г.н.э. в греческих и римских рукописях, но свитки Геркуланума предшествуют этой дате на пару столетий.

8. Судьба Ковчега Завета

Хотя иврит вовсе не является таинственным языком, недавно переведенный текст показал, что случилось со знаменитым Ковчегом Завета после того, как был разграблен храм царя Соломона. В документе, названном «Трактатом о судах», утверждается, что незадолго до того, как вавилонский царь Навуходоносор II разрушил храм, Ковчег был доставлен в безопасное место. С помощью пророков священная реликвия и другие сокровища были спасены левитами.
Что касается сокровищ храма, в Трактате сказано, что они были спрятаны по всему Израилю и в Вавилонии. Еще меньше говорится о точном местонахождении Ковчега. Утверждается, что это место не будет раскрыто «до дня пришествия Мессии, сына Давида». Некоторые считают, что Трактат на самом деле не является документом, а скорее просто «сборником» легенд. Это понятно, учитывая утверждения, что некоторые из сокровищ были сделаны из золота (взяты со стен Эдемского сада) и оказались в руках ангелов. Вполне возможно, что по крайней мере один исторический аспект правдив — Ковчег был спрятан, прежде чем Навуходоносор мог его запополучить.

Официальный календарь (для официальных документов)

В Древнем Египте год по официальному календарю делился на 3 сезона по 4 месяца каждый.

  • Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября
  • Время всходов (перет) — с середины ноября до середины марта
  • Время засухи (шему) — с середины марта до середины июля

Названия сезонов связаны с сельскохозяйственными работами (например, в сезон «Всходы» происходило созревание урожая, а в сезон «Засуха» производился сбор урожая), а также ежегодным разливом р. Нил, оказывающим непосредственное влияние на земледелие (отсюда название сезона «Половодье»). Месяцы обозначались номерами (первый месяц Половодья, второй месяц Половодья и т. д.). Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны). Египтяне знали, что год включает в себя не 360 дней (12 месяцев по 30 дней), а 365 дней, поэтому остальные 5 дней, не вошедшие в календарь, добавлялись в конце последнего месяца. Эти дни назывались Hrj.w-rnp.t (хериу-ренпет), что дословно означало «находящиеся над годом». Каждый такой день отмечался как день рождения соответствующего божества: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. Иногда для обозначения первого месяца использовали специальное слово — tpj (тэпи), что означает «первый», а для последнего месяца — arky (арки), что переводится как «последний». Египтяне, начиная с конца Древнего Царства, вели летосчисление с момента воцарения нового правителя. В официальных документах дата записывалась по следующей схеме: 1) «год правления» (rnpt-Hsb) и номер года; 2) знак месяца и номер месяца в сезоне; 3) название сезона; 4) знак дня и номер дня по порядку; 5) «времена правления царя двух земель» (xr Hm n nswt-bjt); 6) тронное имя царя в картуше.

Например:

rnpt-Hsb 2 (jbd) 3 Axt (sw) 1 xr Hm n nswt-bjt n(j)-mAat-ra

Второй год правления царя двух земель Аменемхета III, день первый третьего месяца сезона Половодья

Древнеегипетский календарь в гробнице Сененмута

Считается, что начало года на момент ввода календаря было синхронизировано с гелиакическим восходом Сириуса (первое в году появление перед восходом Солнца). Египетское название Сириуса — spd.t (Сопдет). Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года египетский Новый год опережал на 1 день, и только через 1460 лет (цикл «Сотис») он снова приходился на день «восхода» звезды Сириус. Время ввода официального календаря можно рассчитать: например, точно известно, что «восход» Сириуса совпадал с первым днем Нового года в период с 136 по 139 гг. н. э. Можно предположить, что такое же явление наблюдалось в 1317—1314 гг. до н. э. и в 2770—2767 гг. до н. э. Поскольку известно, что такой календарь использовался ещё в Древнем Царстве, то последний период представляется наиболее вероятным. За исключением указанных периодов, «восход» Сириуса не совпадал с первым днём сезона «Половодье». Так, например, арифметически можно вычислить, что в 2293 г. до н. э. «восход» Сириуса и последующий разлив Нила произошёл уже в начале сезона «Всходы». Таким образом, связь названия сезонов с этапами сельскохозяйственных работ в долине Нила, а также с разливом самого Нила была лишь условной, то есть действительной только для указанных периодов по циклу «Сотис». Вопрос о совпадении времени начала разлива Нила и времени «восхода» звезды Сириус также является предметом обсуждения, однако с достаточной долей уверенности можно утверждать, что на момент ввода такого календаря (начало — середина третьего тысячелетия до нашей эры) эти явления совпадали.

При Птолемеях была проведена реформа — введение каждые четыре года високосного года. В 238 году до н. э., на девятый год царствования Птолемея III Эвергета, в Дельте был обнародован жреческий декрет. В прошлом веке он был найден в Танисе и получил известность как Канопский декрет, по названию того места, где заседал конклав, готовивший реформу календаря. Подобно камню из Розетты, он был трехъязычным, включая греческий текст, иероглифы и египетское демотическое письмо. Египетский год (365 дней) служил единицей измерения времени для астрономов средневековья и раннего нового времени.

Лунный календарь

Лунный календарь использовался в религиозных и бытовых целях (например, для определения даты религиозных праздников или в личных письмах), а также для определения начала различных этапов сельскохозяйственных работ. Месяцы по лунному календарю не соответствовали месяцам официального календаря, так как по официальному календарю начало разлива Нила могло приходиться на любой месяц в соответствии с циклом «Сотис», однако по лунному календарю началу разлива Нила всегда соответствовал месяц Тот. Каждый месяц в лунном календаре назывался по религиозному празднику, отмечаемому в следующем месяце. Во времена Нового царства названия некоторых месяцев изменились в соответствии с названиями местных праздников, которые отмечались в столице Верхнего Египта — Фивах. Изредка названия лунных месяцев все же использовались при обозначении даты по официальному календарю в административных документах. Лунный календарь включал в себя 12 месяцев по 29 — 30 дней каждый. Особое название было для первого дня каждого месяца — psDntjw (песджентиу), что означало «праздник новой луны». Последующие дни именовались в соответствии с их числом (второй, третий, четвёртый и т. д. день такого-то месяца). Соответствие месяцам современного календаря можно установить лишь с той оговоркой, что начало лунного месяца зависело от региона (так как разлив Нила начинался не одновременно на всей территории Древнего Египта): в Мемфисе месяц начинался раньше, чем в Элефантине (в таблице ниже дано примерное соотношение).

Названия месяцев по лунному календарю Древнего Египта

№ п/п Среднее царство Новое царство Греческий Коптский
в лат. транскрипции
Арабский Современный календарь
Рус. транскрипция Греч. транскрипция Лат. транскрипция Араб. транскрипция
1 Техи (Тот) Джехути Тот Θώθ Thout Tout توت июль — август
2 Менхет (одеяние) Панипет Паофи Φαωφί/Φαῶφι Paopi Baba بابه август — сентябрь
3 Хут-Херу (путешествие Хатор) Хут-Херу Хатир Ἀθύρ Hathor Hatour هاتور сентябрь — октябрь
4 Нехеб-Кау Ка-хер-Ка Хойак Χοιάκ/Χοίακ Koiak Kiahk كياك октябрь — ноябрь
5 Шеф-Бедет (набухание пшеницы) Та-Аабет Тиби Τυβί/Τῦβι Tobi Touba طوبه ноябрь — декабрь
6 Рекех-Вер (большой пожар) (Па-Эн-Па) Мехеру Мехир Μεχίρ/Μεχείρ Meshir Amshir أمشير декабрь — январь
7 Рекех-Неджес (малый пожар) (Па-Эн) Имен-Хетеп Фаменот Φαμενώθ Paremhat Baramhat برمهات январь — февраль
8 Ренен-Утет (Ренутет) (Па-Эн) Ренен-Утет Фармути Φαρμουθί/Φαρμοῦθι Paremoude Baramouda برموده февраль — март
9 Хенсу (Хонсу) (Па-Эн) Хенсу Пахон Παχών Pashons Bashans بشنس март — апрель
10 Хенет-Хети-Перти (Па-Эн) Инт Паини Παϋνί/Παῦνι Paoni Ba’ouna بئونه апрель — май
11 Ипет-Хемет Ипи-Ипи Эпифи Ἐπιφί/Ἐπείφ Epip Abib أبيب май — июнь
12 Упет-Ренпет (открытие года) Месут-Ра Месоре Μεσορή Mesori Mesra مسرا июнь — июль

В 25 году до н. э. установлен Александрийский календарь, синхронизированный с юлианским календарём, но сохранивший прежние названия месяцев, в котором каждый четвёртый год в конце года добавлялся один день. К древнеегипетскому календарю восходят коптский и эфиопский календари, до сих пор применяемые местными церквями. Структура египетского календаря была заимствована французским революционным календарём.

Варианты написания

В исторических документах могут встречаться «искажённые» написания месяцев.

  • фаменот: фаменоф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *