Что такое тропари?

Новообращенные христиане, да и многие невоцерковленные православные, постоянно слыша слова «акафист», «кондак», «тропарь», принимают их просто на слух, не задумываясь о значении и порядке чтения каждого из них.

В этой статье мы познакомимся с жанром церковного песнопения – тропарем. Тропарь в православии – песнопение, совершаемое в начале и конце богослужения, раскрывающее смысл и цель служения этого дня.

Церковные тропари, история появления и посвящения

В ранней Церкви тропари, а это были музыкальные комментарии к происходящему богослужению, писались не стихами, а прозой в определенном ритме. Стихотворная форма этого вида песнопения появилась в конце четвертого века.

Тропарь – это песня, которая говорит о сути праздника

Со временем церковная гимнография наполнилась несколькими видами тропарей, посвященных определенному дню, празднику, святому. Руководит церковными песнопениями глас. В словах тропаря раскрывается сущность богослужения или славословится имя какого-то святого.

Кондак – это расширенный тропарь, в котором основная тема раскрыта более полно. Тропарь звучит в песнях, а кондак исполняется в стихотворной форме. Слыша церковные песнопения, по их смыслу можно определить, какому событию или святому посвящено богослужение.

Читайте о богослужениях:

  • Божественная Литургия
  • Чин обедницы
  • Особенности богослужения на праздник Рождества

Роман Сладкопевец приобрел право считаться первым автором церковных песнопений, пройдя через унизительные испытания. Будучи диаконом церкви в Греции, лишенный слуха и голоса, благочестивый юноша находился под постоянными насмешками собратьев, они не раз выталкивали его вести песнопения, и это был позор и новые издевательства.

Свои обиды Роман высказывал в ночных молитвах Матери Божьей, и однажды Богородица явилась к нему в келью со свитком. Она велела диакону съесть свиток, после этой ночи юноша стал не только лучшим церковным певцом, обладающим уникальным голосом, но и получил дар сочинительства гимнов.

Совет! Хотите научиться петь – молитесь Роману Сладкопевцу. Он является автором первого, Рождественского тропаря, который исполняется и поныне.

Устав Константинопольской церкви содержит первые тропари, написанные Романом Сладкопевцем.

Преподобный Роман Сладкопевец

Тропарь и кондак исполняется по одному разу на каждом престольном празднике, только на Пасху трижды повторяется «Христос Воскрес».

Виды тропарей

Отпустительные песнопения – заключительные песни, посвященные празднику дня.

Праздничные тропари и кондаки исполняются по великим двенадцати праздникам, среди которых Рождество и Богоявление, Сретение и Вербное воскресенье, заканчивает год праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Все песнопения, кроме Литургии, можно исполнять дома, их еще называют словесной школой.

Они поются по дням недели:

  • Понедельник посвящен прославлению первых ангелов, архистратигов, которые являются небесными чинами.
  • Вторник поминает пророков из Библии.
  • Среда, пятница посвящены Страстям Христовым, Его распятию и смерти на кресте.
  • Четверг — воздается слава апостолам и Николаю Угоднику.
  • Суббота — чтение заупокойных молитв.

    Тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан

Ноты и слова всех церковных песнопения собраны в Тропарионе. Святой Церковью четко расписано песнопение и порядок каждого богослужения.

Тропарь различают по разным тематикам, это может быть:

  • стихира – повторение текста;
  • кафизма — вставка между песнопениями в храме;
  • ирмос – общее пение, его поют все присутствующие в храме.

Важно! Церковью установлен порядок песнопений, первыми исполняются тропари, затем кондаки.

В будние дни исполняют храмовые песнопения, которые поются и во время воскресных богослужений, если этот день не является днем памяти кого-либо святого.

Заупокойные субботние песнопения исполняются тогда, когда нет восславления памяти святого.

Тропари Воскресные. Хор подворья Александро-Свирского монастыря

В последнее время распространяются группы, в которых совершается молитва по соглашению. Чаще всего читают акафисты. Что это такое, когда их читают? Подробные пояснения в данной статье.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 196

Какие бывают разновидности

Существует определённая классификация этих церковных славословий, которые употребляются в сочетании с разными эпитетами.

С развитием Божественной литургии стали создаваться песнопения к разным случаям жизни:

  1. Отпустительный – это короткое заключительное молитвенное песнопение в церкви, которое прославляет текущий праздник, святого или определённую икону. Строго говоря, именно эта разновидность и является тропарём в истинном значении этого слова.
  2. Тропарь канона. В этом случае песнопение являет собой отдельные строфы, входящие в состав канона.
  3. Отдельная разновидность – тропари на «Господи воззвах».
  4. Существует также градация по их внутреннему содержанию – Богородичен, Крестобогородичен, Троичен, Покаянен, Воскресен и пр.
  5. По своей тематике они также подразделяются на постные и праздничные.
  6. стихира служит повторением текста того или иного псалма.
  7. Кафизма – это особое песнопение, которое является как бы вставкой между основными песнопениями в церкви.
  8. Кондак – это тропарь третьей и шестой песен канона.
  9. Ирмос – это песнопение, которое поётся в самом конце всеми, кто присутствует в храме.

Ежедневные тропари и кондаки принято ещё называть словесными иконами, а силу из неразрывной связи с этими святынями. Изначально их писали прозе, и предназначались они для поминовения святых мучеников, кто прославляется в тот или иной день. В наши дни они стали парными песнопениями, которые молящиеся исполняют хором во время богослужения.

Это интересно: Что такое теология и что она изучает

Структура

В начале тропаря содержится напоминание о заслугах святого («Пленников освободитель…» или «Во плоти Ангел…») или описание праздника («В сей день…» или «Настал день светлого торжества…»), а в конце — просьба к святому о молитве («моли Христа Бога о спасении/ милости/ просвещении/ благословении/ исцелении/ прощении душ наших») или славословие («слава Совершающему через тебя всем исцеления»).

Краткий тропарь может представлять собой нерифмованное четверостишье:

Происхождение и значение термина

В отношении этимологии термина нет полной ясности. Большинство склоняются ко мнению, что он образован от греческого τρέπω — обращать.

В узком значении богослужебного обихода Русской православной церкви термин в основном используется в значении тропаря отпустительного, то есть краткого молитвенного песнопения, прославляющего данный праздник, святого или явление иконы, поемого перед отпустом в конце вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов, Литургии.

В греческих церквах тропарь отпустительный именуется ἀπολυτίκιον.

Когда нужно читать Акафист

Молитва бывает разных форм, прежде всего — церковная, она самая важная, поскольку в храме совершаются все церковные Таинства, дающие спасение души. Но есть и домашняя, или келейная. Дома многие верующие любят читать различные акафисты. Что это такое? Это вид церковной поэзии. Если перевести название с греческого, то в нем указывается, что во время произнесения данных молитв нельзя сидеть (например, во время чтения кафизмы — можно).

Никаких церковных указаний на то, когда необходимо обращаться к акафистам — нет. Каждый верующий волен читать их по желанию собственной души. Обычно читают по одному в неделю, можно и ежедневно — если хватает духовных сил. Как правило, прибегают к такой форме молитвы, когда хотят вымолить что-то серьезное:

  • во время болезней;
  • при желании найти жениха или зачать ребенка;
  • когда жена хочет, чтобы муж бросил пить;
  • о прекращении войн;
  • просят и о бытовых нуждах.

Что такое чтение акафистов по соглашению? Это очень просто — люди договариваются читать одинаковый текст в одно и то же время. Так получается, что находясь в разных местах, они одновременно возносят свои прошения к Господу. Эффект от такого чтения будет намного сильней, чем от одиночного.

Кому или чему посвящены тропари?

Тропари пишутся о церковном празднике, важном для Цекрви событии или о святом.

В переводе с греческого языка тропарь – это «памятник”. Песня – своеобразный литургический памятник духовным подвигам святого или важной странице христианской истории. Первые тропари посвящались, кстати, только святым. Традиция писать тропарь и на праздники появилась гораздо позже. Есть и другая версия, в которой тропарь происходит от слова «обращение”, эта церковная песня обращается к святым за помощью и заступничеством.

Существует версия, по которой тропарь – это «мелодия”. Тропарь действительно одним из первых стал сопровождаться «гласом”. В каждом гласе у тропаря существует свой напев. Этимология термина до сих пор остается загадкой.

Так Рождественский тропарь посвящен празднику Рождества, он звучит все Святки. Это время с дня Рождества Христова до Крещения Господня. Тропарь – одна из основных песней праздника.

В дни престольных праздников обычно исполняют по одному тропарю и кондаку. В Пасху, величайший Праздник для все христиан, день Воскресения Христова, трижды поют «Христос Воскресе”.

«Настоящими”, истинными тропарями считаются именно отпутсительные тропари – заключительное пение, посвященное празднику или святому. Тем не менее, сам жанр этой церковной песни очень разнообразен. Например в Типиконе «тропарь” означает стихиры на «Господи воззвах”.

Церковное богослужение и его состав очень продуманы и выверены Церковью. Например, во время Великого поста некоторые тропари не поются. Так тропарь святого дня пропадает из богослужения. Почему это происходит? В финале второго Троична мы молим о заступничесвте всех святых и пение отдельного тропаря просто не требуется.

– Тропарь и кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы

Когда читаются акафисты в храме

Многие люди, будучи впервые в храме, читая церковное расписание, не все понимают. Например, что такое молебен с акафистом? Они служатся по особым дням. Например, перед новым годом, началом учебы в школах. Верующие самостоятельно могут заказывать молебны — перед началом важного дела, перед отъездом, в день именин. При желании, этот чин может соединяться с акафистом и освящением воды.

Только по каноническим правилам подобное служение не допускается сразу после Литургии, потому что является сокращенным вариантом вечерней службы. Поэтому не следует настаивать на своем, если священник назначает другое время. Молебны могут служиться не только в храме — можно пригласить батюшку в дом, на мероприятие, на поле (чтобы освятить будущий урожай). Служить его разрешается только духовному лицу, а вот акафисты читаются мирянами свободно.

Тропари на каждый день недели

Тропари основных христианских праздников многие верующие учат наизусть. Специально учить тропари и кондаки необязательно. Христианские песни сами собой запоминаются, если постоянно посещать храм.

В 2018 году даты праздников выпадают так:

года — Рождество Христово
года — Святое Богоявление. Крещение Господне
года — Сретение Господне
года — Вербное воскресенье
года — Благовещение Пресвятой Богородицы
года — Пасха. Светлое Воскресение Христово
года — Вознесение Господне
года — Пятидесятница
года — Рождество Иоанна Предтечи
года — Преображение Господне
года — Успение Пресвятой Богородицы
года — Усекновение главы Иоанна Предтечи
года — Рождество Пресвятой Богородицы
года — Воздвижение Креста Господня
года — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Существуют еще тропари на каждый день. Их еще принято называть «словесная икона”. Каждый день недели имеет свой тропарь.

Понедельник – В этот день читается тропарь архистратигам, первым среди ангелов, бесплотных небесных чинов.

Вторник – Во вторник читается тропарь Библейским пророкам.

Среда, Пятница – В среду и пятницу вспоминают Распятие и смерть Христову за наши грехи.

Четверг – четверг – это время чтения тропаря святым Апостолам и Николаю Чудотворцу.

Исполнять тропарь можно дома.

О тропаре на Правмире:

Тропарь и кондак Рождеству Христову, детский хор «Радовесть”

Тропари Воскресные. Хор подворья Александра Свирского монастыря Санкт Петербурга

Тропарь святителю Николаю, глас 4

Знаменитые тропари

Древнейший и известнейший тропарь — «Свете тихий» (греч. Φῶς ἱλαρόν), который поётся на вечерне. Древнейшая его запись находится в Апостольских Постановлениях, относимых к концу III века по Р. Х. Уже Василий Великий называет пение этого тропаря древней и излюбленной традицией Церкви.

Оригинальный греческий текст:

Новогреческий:

Церковнославянский перевод:

Свѣ́те ти́хїй, ст҃ы́ѧ сла́вы, безсме́ртнагѡ ѻ҆ц҃а̀ нбⷭ҇нагѡ, ст҃а́гѡ бл҃же́ннагѡ, і҆и҃се хрⷭ҇тѐ. Прише́дше на за́падъ со́лнца, ви́дѣвше свѣ́тъ вече́рнїй, пое́мъ ѻ҆ц҃а̀, сн҃а и҆ ст҃а́гѡ дх҃а, бг҃а, досто́инъ є҆сѝ во всѧ̑ времена̀ пѣ́тъ бы́ти гла́сы прпⷣбными, сн҃е бж҃їй, живо́тъ даѧ́й: тѣ́мже мі́ръ тѧ̀ сла́витъ.

Существуют переводы этого тропаря (в том числе поэтические) на латинский (Jucunda lux tu gloriae), английский и другие языки.

Другой весьма древний и знаменитый тропарь — в честь Воскресения Христова:

Χριστὸς ἀνέστη ἐκ νεκρῶν θανάτῳ θάνατον πατήσας, καὶ τοῖς ἐν τοῖς μνήμασι ζωὴν χαρισάμενος.

Русская транскрипция:

Христо́с ане́сти эк некро́н, фана́то фа́натон пати́сас, кэ тис эн тис мни́маси зои́н хариса́мэнос.

Церковнославянский перевод:

Хрⷭ҇то́съ воскре́се и҆з̾ ме́ртвыхъ, сме́ртїю сме́рть попра́въ, и҆ сꙋ́щымъ во гробѣ́хъ живо́тъ дарова́въ.

Тропарь на праздник Сретения Господня

Тропарь – что это такое?

Церковные службы проходят по одному сценарию и состоят из отдельных частей. Важными составляющими богослужения являются тропари и кондаки. Они могут быть посвящены Иисусу Христу, Богородице и святым угодникам. Важно понимать, что такое тропарь и кондак, поскольку эти жанры церковного песнопения имеют совершенно разное значение. Изначально тропари писались прозой, и их главным предназначением было почтение памяти мучеников и сподвижников. Только через какое-то время их стали писать рифмованными, еще спустя некоторое время начали прилагать мелодию.

Что такое тропарь и когда его читают?

Тропарь с греческого языка переводится как мелодия или трофей. Под этим понятием понимают краткое песнопение, которое раскрывает главную сущность праздника, а еще в нем может прославляться какой-то святой. Именно с тропаря начало развиваться гимнография христианской веры. Если песня предназначена для праздника, то в ней будет раскрыта сущность торжества, а если тропари посвящены конкретному святому, то в тексте будет рассказываться о его особенностях, подвигах, а также прославляться его жизнь и святость.

Разбираясь в том, что это такое тропарь, стоит упомянуть некоторую классификацию на определенные виды. Все дело в том, что с развитием литургии появилось несколько разновидностей этого вида песнопения. К примеру, есть деление по тематике: постные и праздничные тропари. Есть также «отступительное песнопение», которое в своих строчках указывает на конкретного святого, праздник или икону.

Православные термины: что это такое тропарь

Она составлена специально для акафиста или взята из последования молебна в честь того или иного святого.

Таким образом, памяти святого, изображенного на иконе посвящены: церковное богослужение, из которого и берется тропарь, иногда молитва, а так же особый церковный гимн — акафист, который, как правило, не входит в состав праздничного богослужения. То же касается праздников и икон Божией Матери. Из этих разных источников в православные сборники и молитвословы попадают акафисты, тропари и молитвы. Православные молитвословы составлены специально для мирян, их-то и должны читать они перед домашним иконостасом. Утренние, вечерние молитвы каждый день, Правило перед причастием, если готовятся причаститься — это обязательно для всех, остальные молитвословия, в том числе акафисты, тропари, молитвы избранным святым — по личному желанию и любви к угодникам Божиим и Пресвятой Богородице.

Помоги Бог.

В Евангелии от Луки 18:1-7 написано: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: «защити меня от соперника моего». Но он долгое время не хотел. А после сказал сам себе: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?»

А в Луки 11:5-13 говорится: «И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»; а тот изнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».

Оба эти тексты призывают нас молиться – и продолжать молиться! Нет ничего плохого в многократных просьбах об одном и том же.

Если это согласуется с Божьей волей (1 Иоанна 5:14-15), продолжайте до тех пор, пока Он не исполнит вашей просьбы или не удалит желание из вашего сердца. Иногда Бог заставляет нас ждать ответа на наши молитвы, чтобы научить нас терпению и настойчивости. Иногда мы просим о том, что не отвечает Божественному временному распределению для нашей жизни. Иногда мы просим о том, что не отвечает Его воле для нас, и Он говорит «нет». Молитва – это не только средство представления Богу наших просьб, это Он помещает Свою волю в наши сердца. Продолжайте просить, продолжайте стучать, продолжайте искать – пока Бог не ответит на ваши молитвы или не убедит вас, что ваша просьба не отвечает Его воле для вас.

Среди многочисленных жанров церковной литургической гимнографии встречаются и такие песнопения, как тропари. Что это такое, и чем они отличаются, скажем, от псалмов? Откуда пришла в православие эта форма благочестивого песнопения? Является ли она всегда рифмованной, или существуют тропари, написанные ритмической прозой? Кому или чему они посвящены? Являются ли они самостоятельным музыкально-поэтическим произведением или это всего лишь сопровождение к чтению Священных Текстов? Вы узнаете ответы на эти вопросы, если почитаете данную статью.

Происхождение

Как и многое другое в православной литургике, тропари пришли к нам из Византии. Название этого церковного песнопения восходит к греческому слову «tropeon», что означает «памятник». Нетрудно догадаться и о значении термина «тропари». Что это литургическое воспоминание о подвижнических подвигах того или иного святого, говорит этимология. Но так было только вначале. Сейчас тропари могут быть посвящены и празднику (в них раскрывается его суть), и даже данному богослужению. В эпоху раннего христианства тропари слагались исключительно для того, чтобы почтить память святых мучеников и сподвижников. Прозой в них повествовалось об их жизни, призвании, совершенных чудесах. С IV — V столетия тропари святым стали писаться рифмой. Еще позже к тексту начала прилагаться и мелодия, подчиняющаяся гласам.

Художественное творчество

В отличие от псалмов, которые в православии также исполняются певчими, тропари не имеют раз и навсегда установленного текста. Вот почему этот жанр более гибкий, хорошо ложится на музыку. Взятый из Псалтыря текст не мог быть изменен, в то время как у тропарей имелись свои авторы и даже композиторы (их называли «распевщиками»). Самым известным из них был Феодор Крестьянин, который создал целый цикл служения для соборов Московского Кремля. Повсеместно на Руси были очень популярны тропари. Что это результат художественного творчества народа, свидетельствует его выразительный, богатый сравнениями язык, множество аллегорических выражений, метафор, ритмичных повторов. В отличие от псалма у тропаря должно быть явное повествовательное начало. Также определенную эволюцию претерпела и мелодика этого песнопения. Она отошла от античной просодии и стала строиться на единообразных по числу слогов строфах.

Еще одно значение термина

Есть исследователи, которые склоняются к другой версии этимологии слова «тропари». Что это слово происходит от греческого «трепо» — «обращаться». То есть призвание этого литургического песнопения — напомнить верующим об истинном значении проповеди священника и службы вообще. Таким образом, эта поэтическая форма кратко формулирует основную «тему дня». Но если чествуется сразу несколько событий, к примеру, воскресенье и день святого, во время одной и той ж литургической службы, читается несколько тропарей. Тогда они перемежаются строфами псалма, который составляет третий антифон. В зависимости от того, к чему или к кому «обращаются» тропари, они могут так и называться (Богородичен, Крестовоздвижен). Если они составлены по подобию ирмоса (по его мелодийной и ритмичной модели), они могут быть краткими песнопениями, составляющими канон.

Типы тропарей

С развитием литургики и гимнографии возникло несколько разновидностей этого песнопения. Во-первых, есть деление по тематике. Есть постные и праздничные тропари. Чаще всего читаются «отпустительные» песнопения, указующие на святого, праздник или явление народу, на прославление иконы. Можно сказать, что это — музыкальная иллюстрация проповеди и всей службы. Тропарь воскресный мог слагаться из нескольких песнопений, перемежаемых чтением Библии и исполнением псалмов. Также есть разделение и по функциям. Так, существует тропарь-стихира, вторящий тексту псалма. Кафизма является вставкой между основными песнями. Ипакои «откликается» на стихиру после малого входа. Кондак — это тропарь третьей и шестой песен канона. И, наконец, ставшая нарицательной катавасия. Это ирмос, который звучит в конце песнопения и исполняется вместе сходящимися хорами.

Существуют произведения литургической гимнографии, которые прославились настолько широко, что были переведены на другие языки. К этому числу относится тропарь «Свете тихий», созданный для вечерни. Его появление датируется III столетием, поскольку уже Василий Великий упоминает его как древнюю традицию Церкви. Тропарь настолько красив, что был взят на вооружение латинской литургикой (lux tu gloriae). Также известно песнопение на честь Христова воскресения. На Пасху читается сначала этот тропарь, а следом за ним кондак «Аще и в гроб снизошел еси…» Как видим, это произведение может звучать как законченная фраза, а может быть дополнением к другим блокам церковных песнопений. Например, тропарь Богородице — это девятая песнь канона, но также прославление Пречистой Девы вообще.

Русский

В Викиданных есть лексема тропарь (L171600).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. тропа́рь тропари́
Р. тропаря́ тропаре́й
Д. тропарю́ тропаря́м
В. тропа́рь тропари́
Тв. тропарём тропаря́ми
Пр. тропаре́ тропаря́х

тро-па́рь

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 2b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -тропарь- .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. церк. в православном богослужении молитвенные стихи и песнопения в честь какого-либо праздника или святого ◆ Два совершенно разных по происхождению праздника слились настолько, что уже в наше время православная церковь проводит в это время благословение хлебов, при котором трижды поётся тропарь рождеству Богородицы. С. А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И сходное восклицание в другом тропаре на тот же день, более подробном, и где речь с большею несомненностью идёт о Магдалине. Б. Л. Пастернак, «Доктор Живаго», 1945—1955 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. кондак

Антонимы

Гиперонимы

  1. песнопение

Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

    Этимология

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: troparion
    • Украинскийuk: тропар

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *