Что значит обрамленный?

Определение 1

Обрамление — это вид композиции литературного произведения, при котором фабульные единицы объединяются путем включения их в рамку – самостоятельную нефабульную или фабульную единицу.

Понятие, функции рамочного текста

Литературное произведение – это речевое высказывание, которое зафиксировано как последовательность знаков, то есть текст. Текст имеет рамку, которая в зависимости от рода литературы, жанра, национальной традиции и т.д. оформляется по-разному. Слова текст и произведение не являются синонимами. Текст – это материальный носитель возникающих в сознании читателя образов.

Рамочный текст (рамка) выполняет следующие функции:

  • Подчеркивает особый статус произведения как эстетической реальности, противопоставленной первичной реальности. Рамочный текст в литературе является одним из главных условий формирования художественной иллюзии.
  • Установка на эстетическое восприятие текста.

Компоненты рамки отделены от текста графически. Функцию установки на эстетическое восприятие текста выполняют следующие компоненты:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Композиция произведения: рамка 490 руб.
  • Реферат Композиция произведения: рамка 230 руб.
  • Контрольная работа Композиция произведения: рамка 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Заголовочный комплекс – имя автор, заглавие, подзаголовок, предисловие, эпиграф, посвящение. Заголовочный комплекс создает «горизонт ожидания»;
  2. Авторское послесловие, авторские примечания, оглавление, обозначение места и времени создания произведения. в драматических произведениях к этим компонентам еще добавляются сценические указания, список действующих лиц.

Замечание 1

Рамочный текст делится на внутренний – оформление начала и конца глав, частей, песен, и внешний – он относится ко всему произведении. Состав компонентов рамки определяется жанром.

Компоненты рамочного текста

Компонентами рамочного текста являются:

  • Заглавие
  • Подзаголовок
  • Эпиграф
  • Посвящение
  • Предисловие
  • Оглавление
  • Послесловие
  • Примечания

Заглавие – это первая строка текста, выделенная графически, которая содержит название произведения. Заглавие, идентифицируя и называя, не только обособляет свой текст от остального, но и представляет его читателю. Заглавие сообщает об идее, главной теме или нравственном конфликте произведения (например, «Сто лет одиночества» (Г. Гарсия Маркес), «Отцы и дети» И. С. Тургенев) и т.д.), о действующих лицах, («Будденброки (Т. Манн), «Госпожа Бовари» (Г. Флобер) и т.д.), сюжете («Двойная ошибка» П. Мериме), месте и времени действия («Петербург» (А. Белый) и др.

Заглавие может содержать эмоциональную оценку героев произведения или описываемых событий, которая опровергается в ходе повествования или подтверждается. Заглавие является одной из так называемых «сильных позиций» текста. Даже в заглавиях, которые выглядят внешне нейтральными, всегда ощутимо присутствие автора. Поэтому для внимательного читателя заглавие является первой ступенью в интерпретации произведения. От того, насколько удачно выбрано заглавие, будет зависеть судьба книги.

Определение 2

Подзаголовком называют дополнительные сведения о произведении, которые помещают непосредственно после заглавия.

Подзаголовок является основным носителем предметно-логической информации о тексте. Он, как правило, сообщает читателю о жанровых и стилистических особенностях произведения (например, «Евгений Онегин. Роман в стихах» А. С. Пушкина). Часто традиционный жанровый подзаголовок применяется писателем для того, что подчеркнуть новаторство произведения, показать его творческий спор со сложившимися литературными канонами. Такие подзаголовки, внешне нейтральные, в новом контексте неминуемо приобретают своеобразный элемент оценочности (например, «Пастух и пастушка. Современная пастораль В. П. Астафьева). Кроме указания на жанр, в авторском подзаголовке могут содержаться сведения о тематической составляющей произведения (например, пьеса А. Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь. Женитьба Бальзаминова»); авторской трактовке описываемых в произведении событий и героев (У. Теккерей «Ярмарка тщеславия. Роман без героя); источнике сюжета либо рассказчике (Ф. М. Достоевский «Белые ночи. Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя»).

Определение 3

Эпиграфом называется точная либо измененная цитат из другого произведения, которая предпослана всему произведению либо его части.

Эпиграфами могут быть самые разнообразные тексты – произведения художественной или сакральной литературы, афористика, официальные документы, автоцитаты, мемуары, произведении фольклора. Строки, взятые на эпиграф, как правило, выполняют функцию прогнозирования. Они сообщают читателю о главной теме или идее произведения, характеристике персонажей, ожидаемых сюжетных поворотах, эмоциональной составляющей. Эпиграф — это текст в тексте, который обладает собственной семантикой и своей образной структурой. В ряде случаев эпиграф является вполне самодостаточным (эпиграф – афоризм, пословица или поговорка), однако чаще всего он выступает в роли заместителя цитируемого текста. Эпиграф связывает созданное произведение с источником цитаты.

Посвящение – это указание лица, в честь которого создано данное произведение или которому это произведение предназначается. Посвящение возникло в эпоху античности и на протяжении многих веков являлось почти обязательным. Восхваления важного лица были своеобразной данью писателя своим покровителям и меценатам. Со временем посвящения стали выражением сердечной привязанности и искренней дружбы, в некоторых случаях посвящения являются особым знаком литературной преемственности.

Предисловием называется вступительное слово автора, которое предпослано основной части произведения. предисловие по своему назначению отличается от пролога.

Пролог – краткое описание событий, который предшествовали разворачивающимся в произведении.

Предисловия были и остаются популярной формой изложения писателем тех творческих принципов, которые были реализованы в произведении.

Система внутренних заглавий произведения называется оглавлением. Так же, как внешнее заглавие, функции и форма оглавления, а также его роль в процессе организации читательского восприятия в ходе развития литературы менялись. Современное оглавление позволяет читателю заранее узнать о тех темах, которые раскрываются в данном произведении, а также переводит повествование из сюжетного плана в образно-символический.

Послесловием называется заключительное слово писателя, которое располагается после основного текста произведения. послесловие отличается от эпилога.

Эпилог – это повествование о том, как сложилась судьба героев произведения после событий, описанных в основной части произведения.

Как правило, послесловия не связаны с сюжетной стороной произведения. авторы используют послесловия для объяснения своих этических либо эстетических взглядов, полемики с критикой.

Примечания – это пояснения, которые, по мнению автора, необходимы для лучшего понимания произведения. Примечания, в отличие от других компонентов рамки, не имеют строго определенного положения в текстовой структуре. Примечания могут быть расположены в конце всего текста или в его части.

ОБРАМЛЕНИЕ — вид композиции литературного произведения, при к-ром одна или несколько фабульных единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путем включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку.

В сущности в понятии О. по формальному признаку объединено несколько весьма различных по своей художественной значимости явлений. В так наз. цикловом О. налицо более или менее механическое соединение ряда самостоятельных повествовательных единиц, введение к-рых обычно мотивируется беседой или спором действующих лиц обрамляющей повести или ссылками автора рамки на те или иные случаи. Здесь так. образ. перед нами довольно примитивная форма повествовательной техники. Действительно, техника циклового О. представлена уже в литературах древнего и феодального Востока (Индии, Персии, Аравии) и античного Запада. Она достигает в них высокого совершенства и посредством переводов и подражаний переходит в литературы новой Европы. В последних соединяются две традиции циклового О.: идущая с Востока техника обрамляющей повести с более или менее сильной насыщенностью дидактизмом и идущая от античности техника включения повествовательных иллюстраций в форму ораторской речи и беседы. В обрамленных беседами действующих лиц сборниках новелл Возрождения («Декамерон» Бокаччо, «Гептамерон» Маргариты Наварской, «Кентерберийские рассказы» Чосера) обе техники органически сливаются, преодолевая в значительной мере механический характер связи О. с новеллистическими вставками. Еще более органический характер носит О. в сборниках романтиков («Фантазус» Тика, «Серапионовы братья» Гофмана, «Русские ночи» Одоевского), поскольку рамки беседы становятся формой выражения тех же философских и эстетических идей, что и повествовательные вставки, и мотивируют самый характер последних. Художественный метод реализма предпочитает однако технику О. отдельной повести, принципиально отличную от техники циклового О., ибо здесь с самого начала не прием механического объединения независимых друг от друга единиц, но вытекающее из особенностей самого жанра объединение частей той же фабулы. Обрамление реалистической повести органически слито с обрамляемой фабулой: оно или обосновывает те или иные особенности ее развертывания, противоречащие обычным формам реалистического повествования (введение фантастики, предвосхищение действия во времени, мотивировка особенностей сказа — архаизмов, диалектизмов и т. п.), или подкрепляет теми или иными указаниями фикцию действительности сообщаемого (указание места и времени, рассказ свидетеля и т. п.). Поэтому обрамление отдельной повести обычно лишено элементов дидактизма и легко может быть сжато до одной вступительной фразы и даже до подзаголовка (ср. например подзаголовки повестей Чехова «Рассказ проходимца», «Рассказ старого матроса» и т. п.).

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. обрамление — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. обрамить—обрамлять. 2. То, что обрамляет что-л. Архитектурное обрамление окна. □ Живописно стоит Вышний Волочок, весь пересеченный каналами с красивым гранитным обрамлением. Шулейкин, Дни прожитые. Малый академический словарь
  2. обрамление — Обрамление, обрамления, обрамления, обрамлений, обрамлению, обрамлениям, обрамление, обрамления, обрамлением, обрамлениями, обрамлении, обрамлениях Грамматический словарь Зализняка
  3. обрамление — ОБРАМЛ’ЕНИЕ, обрамления, ср. 1. только ед. Действие по гл. обрамить. 2. Рамка, окантовка, окружение (·книж. ). Портрет висел в красивом обрамлении из цветов и лент. Толковый словарь Ушакова
  4. обрамление — ОБРАМЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. обрамить и обрамлять. 2. То, что обрамляет что-н., рамка, окружение. Красивое о. портрета. Лицо в обрамлении чёрных кудрей. Толковый словарь Ожегова
  5. обрамление — орф. обрамление, -я Орфографический словарь Лопатина
  6. обрамление — обрамление ср. 1. Процесс действия по гл. обрамливать 1., 3., обрамлять 1., 3., обрамить 2. Результат такого действия; то, что окружает как рамка, кайма. Толковый словарь Ефремовой
  7. обрамление — Об/рамл/е́ни/е . Морфемно-орфографический словарь
  8. обрамление — ОБРАМЛЕНИЕ -я; ср. 1. к Обрамить — обрамлять. 2. То, что обрамляет что-л. Архитектурное о. окна. Передо мной озеро в обрамлении зелёных холмов. Глаза в обрамлении длинных ресниц. Лицо в обрамлении белокурых локонов. Толковый словарь Кузнецова
  9. обрамление — сущ., кол-во синонимов: 13 бордюр 13 наличник 7 обведение 12 обвод 10 обводка 7 обрамливание 1 окаемка 9 окаймление 16 окружение 39 оправа 5 паспарту 6 рамка 17 эдикула 3 Словарь синонимов русского языка


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *