Что значит злопамятная?

Злой плачет от зависти, а добрый — от радости.

Тому тяжело, кто помнит зло.

У кого желчь во рту, тому всё горько.

Пословицы о незлопамятности

В одном месте жил очень злопамятный мальчик.

И как-то раз его за это сильно ударили палкой по голове.

После этого мальчик стал незлопамятным,

стал помнить только добро, да и то плохо.

Анекдот

И совсем мы, женщины, не злопамятные…- говорила она, растирая

стекловату по его трусам и обильно посыпая их острым молотым перцем…

Анекдот

Незлопамятность как качество личности – способность не проявлять стойкое, навязчивое воспоминание об обиде, оскорблении, причиненном зле и вреде, утрачивать испытанное в связи с этим чувство злости, быть быстро отходчивым, иметь искреннее желание и умение без промедления простить, а не отомстить.

— Я девушка незлопамятная, но ему я должна отомстить! Я должна люто отомстить!.. Да! Я напою его в хлам, отвезу его домой, раздену догола, уложу на кровать, засуну в одно место презерватив, накрою одеялом — и уйду, оставив на столе записку: «Ты был прэвасходэн. Цэлуем, твои друзья Гиви и Сандро!»

Незлопамятность – это игнорирование злобы, обидчивости и мстительности. Незлопамятный человек не отягощает себя злобными, мстительными идеями, он легко мыслит, дословно – не помнит зла, быстро отходит и умеет скоренько прощать и начисто забывать нанесённые ему обиды, ибо видит людей через призму их достоинств, а не пороков. Мысленно он всегда даёт человеку напротив шанс на исправление и раскрытие своих лучших сторон. То есть, он не тащит за собой ржавые якоря прошлого в виде обид, гнева и злобы.

Незлопамятный человек осознаёт собственное несовершенство, понимает, что сам далёк от идеала и поэтому легче прощает ошибки окружающих людей, тем самым воспитывая в себе ещё большую незлопамятность. Он чуток к окружающим людям.

— Говорят, что ты незлопамятностью не страдаешь, что ты записываешь имена всех тех, кто тебе насолил, чтобы не забыть им отомстить. — Глупости, какие. А кто, говоришь, тебе это сказал?

Каковы преимущества незлопамятности?

— Незлопамятные люди зачастую самые искренние, поэтому они могут генерировать энергию для искреннего прощения.

— У таких людей особое восприятие мира. В нем нет места постоянной злобе и отрицательным чертам характера любого человека.

— Незлопамятность – это нацеленность на позитив, постоянное присутствие на волне позитивного отношения к миру.

— Незлопамятность дарит человеку спокойствие, умиротворение, великодушие, хорошее настроение. Человек может открыто общаться с другими людьми. Прожив, хотя бы недельку, жизнью незлопамятного человека, никто уже не захочет возвращаться в «прошлую жизнь», полную гнева, злости, ненависти и постоянных раздумий, которые всё это время просто съедали изнутри человека злопамятного и мстительного.

— Незлопамятные люди стараются видеть и восхвалять в человеке только добро и дружбу.

— Незлопамятность не требует гнусных мыслей и разработку дурных планов в голове, чтобы отомстить обидчику и нанести «удар» с более мощной силой.

— Незлопамятным людям намного легче жить в современном мире. И проще находить контакт с людьми. Ведь каждый человек в обществе старается найти собеседников и друзей подобных ему. Поэтому заведомо у незлопамятного человека много хороших надежных друзей и товарищей.

— Злопамятный человек вредит в первую очередь только себе. Злоба сразу видна по выражению лица. Тем более внутренняя злоба, как ни странно, плохо сказывается на здоровье.

— Незлопамятный человек – то есть не мстительный. От такого человека не нужно ждать мести и какой-либо подставы. Поэтому этот человек надежный.

Анекдот в тему.

Мужчина с женщиной в поезде оказались вдвоем в купе. Мужчина смотрит, женщина сидит грустная, слезы утирает. Через некоторое время они подружились, женщина рассказала, что она переживает из-за измены мужа. Мужчина подумал и говорит: – Представляете, я тоже узнал, что моя жена мне изменила. А вот давайте им отомстим. Легли они, отомстили разок, женщина предлагает: – А давайте отомстим ещё раз. Отомстили. Женщина: – Ну, какая же я мстительная! Так бы мстила и мстила, мстила и мстила! – А вот я, как выясняется, оказывается вовсе незлопамятный.

Человек с проявленной незлопамятностью умеет прощать нанесенные обиды в момент их нанесения, дурные поступки в свой адрес он объясняет не нравственными качествами, а стечением внешних обстоятельств, он доброжелательно настроен по отношению к людям и миру, и это проявляется даже в обычных бытовых ситуациях. То есть с миром незлопамятность взаимодействует на оптимистичной волне, поэтому ей вовсе не сущее осуждение, порицание, недовольство миром и людьми. По большому счёту, незлопамятность – качество личности благородного человека.

Беседует мужчина с дамой. Дама: — Неужели вы меня не помните? — Нет. Я незлопамятный.

Как незлопамятность проявляется в повседневной жизни?

В Библии сказано: «Бог есть Любовь» — это и есть призыв к незлопамятности и, в то же время есть ни что иное, как отрицание зла в любых проявлениях, в том числе и в виде злопамятности. В семейных отношениях разумные родители не позволяют себе тысячи раз напоминать детям об их проступках и, может сами того не осознавая, приучают детей ценить незлопамятность и быть незлопамятными. В судебной системе институт снятия судимости по некоторым статьям по прошествии определенного времени – есть проявление незлопамятности общества. В межличностных отношениях человек, искренне не акцентирующий внимания на мелких недоразумениях и ссорах, не склонный копить обиды – проявляет незлопамятность.

Незлопамятный человек понимает, что делать ошибки – это естественно. Любой из нас будет делать ошибки всю свою жизнь. Не извлекать из ошибок выводы, конечно, глупо, но делать ошибки – это нормально. Вся наша жизнь – есть постоянная учёба. Главное, что незлопамятный человек сначала учится прощать себя, а потом других. Если будешь злопамятен по отношению к себе, то откуда же возьмётся незлопамятность к другим?

Вселенские Силы, сталкивая нас с людьми, которые нас как-то обижают, хотят нас только многому научить. Человек должен сам для себя решить: проявлять незлопамятность или наполняться обидами и злобой. Обида – есть проявление гордыни, есть неправильная наша реакция на обстоятельства. Научившись быть незлопамятным, человек, тем самым, обретает удивительные достоинства и добродетели. Человек должен осознавать, что все окружающие его люди являются для него Вселенскими Учителями. Они служат инструментами для Вселенских Сил. Зачастую они сами не понимают, что творят, но через них учат незлопамятности, обучают на собственной шкуре, как поступать с другими людьми.

Философ Сергей Тимченко пишет: «Зачастую Вселенские Силы специально помещают нас в определённые обстоятельства, чтоб мы научились отношениям с другими, пострадав сами. Только тогда, когда человек пострадал, когда испытал, что значит, когда кто-то его ранит, он может сделать вывод: «Ой, я знаю как это больно. Я даю зарок себе, что я сам никогда не буду так себя вести, как вот вели эти люди себя ко мне». А до этого он шёл по головам других, считая, что это в порядке вещей. Но когда он сам испытал боль, только тогда, когда он сам понял, насколько его поведение раньше было ошибочным, так насколько он причинял другим страдания, только после этого он изменился. И нас учат. И, в конце концов, если мы научимся учиться, не нужно будет помещать нас в такие обстоятельства, чтоб мы страдали. Какие-то небольшие симптомы страданий – этого будет достаточно для того, чтоб мы сразу начали менять своё отношение к миру и к окружающим. И мы будем становиться счастливыми. И вся жизнь – это наука».

Серега мне в садике дал щелбана
А Васька пинка в с средней школе
Олег в комсомоле меня доканал
В парткоме доканывал Коля

На пенсию выйду, колеса проткну
Нагажу под дверь этим тварям
И с доброй улыбкой взгляну на Луну
Ведь я незлопамятный парень

Очень легко ответить на обиду и зло взаимностью, проявляя злопамятность, куда тяжелее не гневаться на этого человека, проявить терпение, смиренность, великодушие и снисходительность, пожелать ему счастья и моментально всё простить.

К незлопамятным людям Законы Вселенной тоже относятся незлопамятно. Злопамятным людям они всё припоминают. Поэтому будьте незлопамятными. От этого выиграете и вы сами и ваши близкие.

Примеры употребления слова злопамятный в литературе.

Вот уже одиннадцать лет Волкодав тщетно силился понять, какое отношение имели Боги старика к тем злопамятным и недобрым созданиям, которыми пугали людей другие носители двухцветных одежд.

Она была злопамятной завистницей и не хотела, чтобы Оба узнал о своем величии.

И узнает Киаксар, что хочет злопамятный Трехрукий живьем содрать кожу с верных телохранителей своих за то, что плохо берегли его на том памятном пиру.

Он крутенько обходится с тем, кто не исполняет его повелений, да и злопамятен к тому же.

Смотрите, господа, — заметил один из зрителей, — лопари народ злопамятный, они вам припомнят это, если вы когда-нибудь встретитесь с ними.

Маржан Мухаммади на секунду задержалась: — Надеюсь, мршанцы не злопамятный народ, Карл, — с оттенком сочувствия сказала она.

Им оказался один злопамятный мафиозо по имени Оганесян, который не смог простить мне, что я выиграла у него почти миллион земных марок.

Ведом разве борзым ужасающий грех предательства, — затаила ли хоть одна когда-нибудь что бы то ни было против хозяина, точно кошка злопамятная?

Мягкий, неизменно доброжелательный, Гордеев был фантастически злопамятен и недоверчив.

Людовик, который справедливо считается одним из самых выдающихся королей Франции, был человеком очень даровитым, но злобным, злопамятным и коварным.

Далеко не впервые за время его долгой карьеры местные жители получили повод для жалоб на определенную мстительность своего святого — на кое-какие его отличающиеся злопамятным ехидством поступки, в которых одни священники и только они способны были усмотреть доброжелательность.

Но Кристоф оказался более злопамятным: он не отвечал на заигрывания Маннгейма.

Но вскоре пришел Наизлейший Злыдень, Главный правитель над всеми злодействами, который действовал злей всех других—он был злоумышленный, злокозненный и злопамятный, злоехидный, зловредный, злонравный и злоязычный, он злословил в лесах, церквах и на улицах, жил в злополучном доме со злосчастной семьей — короче, все, что он делал, было злотворным, и, когда он пожал мне руку после венчания, меня прожгло, как злокачественным током, или злопыхательской, будто пламя, молнией.

Он тоже засмеялся и с ироничным укором в голосе произнес: — Валентина, вы злопамятны!

Источник: библиотека Максима Мошкова

Сегодня мы поговорим о том, как Авва Дорофей, монах и автор духовных наставлений, которые очень ценились и почитались христианами его времени и последующих веков, советует бороться со страстями и преодолевать конфликты. Его советы удивительно просты и при этом очень действенны. Мне осталось рассказать о том, как он учит бороться со злопамятностью, самой последней стадией конфликта и одной из самых опасных и трудноискоренимых страстей.

В предыдущей записи я остановилась на том, как преодолеть гнев, причем гнев внутренний, который чаще всего даже не замечается нами. Но при этом он не дает нам простить, примириться, вернуть мир и покой в свою душу… Когда мы с пастором Сергеем в прямом эфире передачи «Надежда для души» размышляли над советами аввы Дорофея, мы делились радостным открытием, которое сделали с его помощью. Что справиться даже с такого рода гневом вполне возможно. И это не требует каких-то титанических усилий. Впрочем, вы можете прочитать об этом в предыдущем материале.

Итак, человек справился с гневом, простил своего обидчика, сам попросил у него прощения — «поклонился ему искренним поклоном прощения», этим проявив и любовь, и уважение, и показав искреннее желание примириться. Тогда, как говорит Авва Дорофей, «кровоточащая рана страсти (в данном случае гнева), образовавшаяся в его собственной душе, будет уврачевана».

Но далее он пишет, что и здесь остается опасность. «Иной <…> сделав поклон, исцелил этим гнев, — продолжает авва Дорофей, — …была у него рана, и он приложил пластырь <…> Но она еще не совершенно зажила”. Она пока только затянулась, но от малейшего прикосновения рана возобновляется. И тогда «огонь” раздражения и гнева может перегореть в «золу” злопамятности.
Злопамятность, много ли мы думаем об этом? Авва Дорофей объясняет, что злопамятность опасна тем, что в ней нет столь остро переживаемого смятения или раздражения, которое нельзя не заметить. Наоборот, в ней всегда сохраняется «ровный” фон болезненной ненависти. К ней человек легко может привыкнуть, совершенно не замечать ее, даже совсем не помнить, вроде бы забыть неприятное прошлое. Но как только «на горизонте» появится тот, кто явился предметом этой «злой памяти”, она сразу же даст о себе знать…
Такую страсть, ставшую уже привычной частью тебя самого, труднее всего изгнать из своей души. И здесь авва Дорофей прямо предупреждает, что это обычная трудная борьба с привычкой, когда необходимо постоянное неусыпное внимание к себе (к своим мыслям и чувствам), чтобы противостоять ей. Усилия против злопамятности заключаются в старании «не питать ни одного помысла в сердце своем…”. О том как это сделать он рассказывал раньше, когда объяснял как преодолеть конфликт на самых ранних этапах. Он тогда говорил — молчать, молиться, замолчать даже внутренне…

Если продолжить предложенный им образ раны на теле человека, то злопамятность это слегка зажившая рана, зажившая лишь на поверхности. И вроде бы внешне все хорошо, и человек может даже не чувствовать боли, но где-то там под тоненькой кожицей затянувшейся на поверхности раны идет воспаление, гнойный процесс. Поэтому «…так должно подвизаться, — учит Авва Дорофей, — чтобы очистить совершенно и внутренний гной <…> Молясь от всего сердца об оскорбившем…”.

Вот точное средство борьбы со «злой памятью», злопамятностью. Как остановить поток этих злых воспоминаний и мыслей? Молитвой! Но ведь об этом он уже говорил? И опять о том же самом? Да, о том же. Но есть и кое-что новое.

Авва Дорофей повторяет свои мысли о необходимости осознать безмерность Божьей любви к себе и к тому, из-за кого «в силу мелочных и ничтожных причин сердце наполнилось тьмой огорчения… лишилось света и радости любви Божией…». Осознать величие Господа Иисуса Христа и Его жертвы ради нашего спасения. Нашего спасения и спасения тех, кто так сильно ранил нас. Осознать величие каждого человека, носителя образа Божия. Даже если этот образ очень трудно разглядеть… Это сразу меняет перспективу, наши обиды (казавшиеся столь огромными) сильно уменьшаются в размерах и становятся ничтожными и мелочными. Я уже делилась тем как кардинально это меняет все. Есть ли сейчас, в его совете, посвященном борьбе с злопамятностью, что-то подобное? Да, есть.

Авва Дорофей пишет, что человек — «ставит себя перед судом Божиим…». И опять — это действительно кардинально меняет все. Ведь что стоит за злопамятностью? Мы оцениваем, осуждаем, выносим приговор (свой, внутренний, мы можем об этом никому не говорить, но мы его уже вынесли), помним об этом… Мы позволяем себе быть судьями и вершить свой суд. Авва Дорофей говорит — поставьте себя перед судом Божиим! Попробуйте, вы сразу почувствуете, как в одно мгновение все изменится.

Сразу вспоминается несколько мест из Библии. И притча о фарисее и мытаре. И книга Иова. И появляется мысль — еще неизвестно, кто (мы или наш соперники) будет более оправдан Богом. А еще вспомнились слова одного из моих любимых псалмов — Псалом 138: 23-24. Там несколькими стихами ранее Давид просит Бога покарать его врагов. А потом что-то происходит, видимо Господь что-то отвечает ему и происходит мгновенная перемена мыслей. Давид уже не о врагах говорит, а о себе самом : «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный».

Подумайте об этом. Попробуйте в сложных ситуациях, ситуациях ссоры, обиды, давнего конфликта, трудностей с прощением… поставить себя перед судом Божиим. Это работает и помогает в самых разных ситуациях.

Итак, нам надо поставить себя перед судом Божиим, и посмотреть на ситуацию, на свои мысли и чувства, на свою «злую память», на величие Божьей любви и на то, что все мы являемся носителями образа Божия. Нам также надо вспомнить, что мы призваны молиться за тех, кто нас обижает и благословлять даже своих врагов. И … молиться!

«Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви, — поучает авва Дорофей, — и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?”

Помыслы, помыслы, помыслы… Еще одна иллюстрация происходящего в нашей душе от Аввы Дорофея

Авва Дорофей — опытный духовный наставник. Его цель — вооружить учеников знаниями, как проще победить искушение: «Вот, вы слышали, что такое начальное смущение и что раздражительность, что такое гнев и что злопамятность <…> Посему и говорю вам: всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды…”.

Он знает, что объяснить что-либо на словах, особенно если мы говорим о внутреннем опыте сопротивления искушениям, очень трудно. А если у человека нет хотя бы сколько-нибудь похожего собственного опыта, то может быть даже совсем невозможно объяснить ему это. Он просто не поймет, о чем идет речь! Поэтому, рассказывая о процессе развития злопамятности в человеческой душе, авва Дорофей приводит разные иллюстрации, и берет для этого хорошо знакомые всем образы.
Так, первый этап конфликта — смущение — авва Дорофей сравнивает с раскаленным угольком, какой можно выгрести из догорающего костра. Даже самый крошечный тлеющий уголек может послужить причиной большого пожара: «Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление”. Погасить эту искру пока еще совсем нетрудно, да она и сама быстро погаснет, если не попадет в горючее вещество: «Если бы ты перенес малое слово брата твоего, то погасил бы, как я уже сказал, этот малый уголек”. Совет аввы Дорофея молчать и молиться как раз способствует этому. Но как часто вместо того, чтобы дать искре погаснуть самой, мы бросаем ее в легко воспламеняемый материал. Происходит очевидное и хорошо известное каждому из нас — от нее разгорится огонек (на первых порах еще слабый): «Если же будешь думать: «зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его», — вот ты и подложил лучинки, или что-либо другое, подобно разводящему огонь, и произвел дым, который есть смущение”.

Итак, когда солома или дерево начали тлеть и дымиться от упавшей искры, но еще не воспламенились, это в образной системе аввы Дорофея — смущение: «оно начинает, как мы сказали, дымиться и бросать искры…”. 

И дальше он соединяет свой образ с тем, что происходит в душе человека «…от сего самого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности…”. «Вот как происходит раздражительность… — продолжает он. — Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его…”. Мы можем смущаться словами или поведением человека. Но можем и сами смущать себя своими помыслами и мечтами об отмщении. И смущаться уже от этих своих же «смутительных и отомстительных» помыслов.

Итак, раздражение — это когда искру смущения раздувают и разгорающийся огонь снабжают «топливом”. Чтобы остановить эти «смутительные и отомстительные» помыслы, т.е. то самое топливо, что воспламеняет раздражительность, авва Дорофей говорит — замолчи!

На третьей стадии последует гнев: что же приводит к нему? «Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется (много) горящего уголья, и это есть гнев”. Все те же «дрова”, тот же горючий материал, подбрасываемый в тлеющее раздражение, приводит к тому, что «полыхнет” пламя гнева!

Что служит топливом для возгорания гнева? Из слов аввы Дорофея явствует, что «когда возгорится раздражительность, если он <брат> и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока не образуется много горящего уголья”. Горючее гнева — все те же «смутительные помыслы, распаляющие в душе эту страсть».

Именно поэтому он и советует остановить эти «смутительные помыслы», а для этого — молчать и молиться, внутренне замолчать. Другие его советы также направлены на изменение наших мыслей, наших оценок. Очень помогает его совет поставить себя перед судом Господа, видеть и в другом человеке образ Божий и дать реальную оценку своим обидам, увидеть их мелочность пред величием Божьей любви…

К сожалению мы часто бываем очень невнимательны к себе, к своим мыслям и чувствам. Авва Дорофей показывает как эти наши мысли могут завести нас далеко. Так далеко, что выбираться оттуда нам будет очень сложно. Я решила рассказать и об этом, надеясь, что может быть это привлечет наше внимание к тому, что происходит в нашем сердце, поможет услышать свои мысли.

Надеюсь, вам (как и нам с пастором Сергеем) было интересно и полезно познакомиться с взглядами аввы Дорофея на конфликты и их развитие, на то как овладевают нашей душой страсти и как их побеждать, как преодолевать конфликты.

Если кто знает как это делать, помогите мне с текстом, точнее с вопросами к нему?
Прочитайте текст. Определите его стиль и жанр. Найдите в тексте иностилевые вкрапления и объясните их стилистическую роль.
МОЙ ДРУГ
Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.
Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.
Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.
Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.
Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.
«А что вы удивляетесь? — сказал мой друг. — Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».
Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках — а одалживал он направо и налево. Особенно много рассказывал он о своем профсоюзном боссе.
Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.
Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.
Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример разорванности сознания», — хохоча заключил он свой рассказ.
Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве XX века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.
Как же я любил его в эти часы! «Нет, — думал я, — не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»
(По Ф. Искандеру)
1. Объясните смысл и стилистическую окраску выражений.
Профсоюзный босс, музыкальная злопамятность,
разорванность сознания, золотой сон Новгорода.
2. Найдите в тексте иронически употреблённые слова и выражения.
3. Объясните правописание слов.
Обаяние, влияние, отвращение, компания, мутагенный; искусство, босс, коллеги, процесс; (не) стремящейся, (не)наживающей, никак, не мог, (не) было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *