Чудеса моисея

Подозрительные руины, которые вполне могли бы быть останками походного лагеря, возведенного странствующими вместе с Моисеем евреями, обнаружены в пустыне в долине реки Иордан. Как сообщает Daily Mail, их нашли израильские археологи, ведомые доктором Давидом Бен-Шломо (David Ben-Shlomo) из Университета Ариэль (Ariel University) и его американским коллегой Ральфом Хоукинсом (Ralph Hawkins) из Университета Аверетта (Averett University). Ученые считают находку сенсационной. Ведь она, по их мнению, свидетельствует, что исход евреев из Египта надо признать реальным событием.

Руины, которые археологи называют останками походного лагеря убежавших евреев.

Еще руины — в очень унылой местности.

Исход — библейское предание. Но был ли он на самом деле? Неизвестно. Никаких материальных или исторических подтверждений не найдено. Лишь из Библии известно, что Моисей вывел из Египта более миллиона евреев — 600 тысяч мужчин и членов их семей. Освободил их от рабства. По воле Бога долго плутал с избранным народом по синайской пустыне, пока не привел в землю обетованную — Ханаанскую — к берегу Иордана у горы Нево. Там Моисей и умер.

Предположительный маршрут евреев из Египта в землю обетованную.

Развалины сложенных из камней стен археологи обнаружили в 8 километров от Иерихона — как раз на предполагаемом пути евреев. Руинам — более 3 тысяч лет. Примерно в это время, что называется, в среднем, исход и состоялся. Предполагаемый разброс дат превышает тысячу лет — от 2100 до 1050 года до нашей эры.

Скептики, конечно, сомневаются, что развалины — те самые — останки временного лагеря. Мол, стены — эдакие ограждения для скота и от диких зверей — могли возвести какие-нибудь кочевники. Но подобные возражения не останавливают археологов. Они продолжают раскопки и грозятся найти более убедительные доказательства.

Раскопки на месте походного лагеря, обустроенного более 3 тысяч лет назад.

КСТАТИ О МОИСЕЕ

Ученые нашли условия, при которых фантастическое бегство евреев от войска фараона сквозь «расступившиеся воды» стало похожим на правду

И гнал Господь море сильным восточным ветром

Событие, описанное в 14-ой главе библейской книги «Исход», не может не будоражить воображение. Якобы Красное море расступилось перед евреями, которых Моисей уводил из египетского рабства. Они прошли по дну и тем спаслись от неминуемой расправы, которую готовили преследователи — воины фараона и сам фараон, пожалевший, что отпустил евреев.

К исходу приобщился и Айвазовский, изобразивший евреев убегающих по дну моря.

Ответ дали американские специалисты из Национального центра атмосферных исследований (National Center for Atmospheric Research (NCAR) и Университета Колорадо (University of Colorado at Boulder (CU). Они вроде бы нашли вполне правдоподобное объяснение феномену — а именно появлению прохода сквозь море.

— Разгадка таится в словах «Исхода», — объяснял один из авторов исследования Карл Дрюс. Вот они — эти слова:

«…и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушей, и расступились воды. И пошел народ Израиля среди моря по суше: воды же были им стеной по правую и по левую сторону…»

По мнению ученого, сильный восточный ветер и стал причиной удивительного явления — он буквально сдул воду. В результате обнажился некий перешеек, по которому смогли пройти люди.

Проход по дну, образованный сильным и продолжительным восточным ветром.

Не то море, а другое

Наивно полагать, что ветер — даже ураганный — мог сдуть Красное море.

Поэтому авторы исследования «вывели» убегающих евреев на берег Чермного моря — то есть, «Камышового». Возможен и такой перевод библейского текста. Кстати, и по-английски названия созвучны: Red Sea — Красное море, Sea of Reeds — Камышовое море.

Иными словами, ученые перенесли «брод» чуть южнее Средиземного моря — в лиманы, которые имелись в дельте Нила. Один из них находился около древнего города Танис. Назывался озером Танис.

Перенос исхода — из моря в озеро — конечно, слегка умаляет масштаб чуда. Но не настолько, чтобы уж совсем ему не изумиться.

Найдены доказательство того, что Моисей 40 лет водил евреев по пустыне.

Успеть смыться за 4 часа

По снимкам со спутников и по имеющейся археологической информации Дрюс и его соратник Вэйчин Хань прикинули, какой могла быть местность три тысячи лет назад. И определили, что дно озера-лимана в некоторых местах было похоже на валик. А он-то и мог обнажиться от ветра. С помощью компьютера Дрюс и Хань определили, каким образом.

— Мы проводили моделирование очень близко к тексту «Исхода», — уверяли ученые. Их заключение: восточный ветер, дующий примерно 12 часов со скоростью 101 километр в час, способен раздвинуть воды и создать проход от одного берега до другого. Это — примерно 5 километров. Суша могла бы продержаться около 4 часов, затем резко скрыться. Что, собственно, и произошло:

«Погнались Египтяне, и вошли за ними в середину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его…и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря… И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них…»

На самом деле евреи перешли не море, а лиман в дельте Нила.

Что заставило Моисея принять Законы для евреев?
Бог доверит славянам подготовить новые законы для народов Земли.
Дочь фараона, увидев малыша в корзинке на реке, взяла младенца себе и воспитывала его как сына во дворце, дав ему имя Моисей.
Он вырос, получив через воспитание светский образ жизни, видя как действуют права в Египте, законы и трудовая повинность. Евреи сообщили гордому и красивому юноше, что он рождён в еврейской семье и у него есть брат Аарон. Тогда он вышел к сынам израилевым, и увидел их тяжкие работы. Увидел как египтянин бьёт одного еврея, «посмотревши туда и сюда, и видя, что нет никого, он убил египтянина, и скрыл его в песке», Исход 2-11,12.
На другой день увидел как два еврея ссорятся «и сказал он обижающему, зачем ты бьёшь ближнего твоего?», на что еврей
ответил, ты и меня хочешь убить как египтянина?
Слух об убийстве египтянина дошёл до фараона, и хотели судить Моисея, но он убежал из Египта в землю Мадиамскую. Стал пасти скот и жить у священника, взяв его дочь в жёны. От тестя он подробнее ознакомился с духовной жизнью человека. Естественно пасти скот ему при таком воспитании не нравилось, хотелось чего-то большего. Он знал, что в Египте «стенали сыны Израилевы от работы и вопияли» к Богу, Исход 2-23.
Он решил помочь им. «Я (Бог) пошлю тебя к фараону и выведи из Египта народ мой, сынов израилевых», скажи им «Сущий послал меня к вам», 3-13,14. «Я (Бог) выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Амореев, Ферезеев, Евсеев и Иувесеев, в землю, где течёт молоко и мёд», 3-17.
Вы «пойдёте не с пустыми руками. Каждая женщина (еврейка) выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших и оберёте Египтян», 3-22. «И они давали и обобрали египтян», 12-35,36. «И мелкий и крупный скот ваш возьмите», 12-32. Так наставлял Моисей евреев и те сделали это, ложью обокрали египтян.
Моисей в это время просил фараона отпустить евреев, но фараон не давал согласия, и взамен наказал их «не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, пусть они сами ходят и собирают солому. Они праздны», 5-7,8. «Дайте им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами», 5-9. Моисей говорил, что соломы собрать они не могут и за это «рабов бьют». Ответил ему фараон «праздны вы, праздны вы, не убавляйте с них число кирпичей», 5-18.19.
За то что фараон не отпускал евреев, шли наказания египтян одно за другим. В полночь были поражены все первенцы от людей и от скота. Ночью, все спали, двери не закрывались, замков не было, кто-то из евреев совершил акт убийства. Египтяне плакали и были рады, что евреев отпустят.
В Египет в год голода пришла одна еврейская семья 48 человек, а через 430 лет ночью «вышли 600000 мужчин, кроме детей, и стадо весьма большое. Вынесли из Египта тесто», 12-34. Вышло видимо и 600000 женщин и 1200000 детей, примерно 2500000 человек, население равное Челябинской области (Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск, Аша, Кыштым, В-Уфалей, Еманжелинск, Сатка, 14 райцентров).
Исход из Египта евреи отмечают ежегодно уже 5000 лет, установив день, справляют его как праздник Пасху. 2000 лет назад в этот день распяли на кресте Иисуса и к их празднику прибавилась радость «воскресение Христа» в Пасху, которую вместе с иудеями начали праздновать все христиане мира.
Пройдя пустыню, евреи вышли к Чёрмному морю. Началась за ними погоня, фараон узнал, что еврейки обобрали народ египетский, и решил наказать их. Чёрмное море находилось на севере Красного моря, и два моря отделялись высокой песчаной косой, когда наступал отлив, она обнажалась. Евреи успели пройти по ней на другой берег, утром косу при приливе затопило и войско фараона погибло. Евреи шли к обещанной земле по пустыне Сур, без воды, среди них начался ропот, Моисея ругали. Пришли в Елим, где есть вода и расположились в шатрах. Далее путь их лежал по пустыне Син, также без воды, снова ропот, «захотел нас погубить, уж лучше бы мы остались в Египте». «Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? ещё немного и побьют меня камнями», 17-4. При поиске воды, нашли её в горе. Мясо, молоко, творог, сметану, сыр, простоквашу от скота евреи имели, но не было хлеба и роптали. Тогда белые пятна полетели с неба, хлеб, который собирали и пекли. Так пришли в землю Ханаанскую, народ их был в страхе. Евреи провели там первый бой с амаликанами.
Священник — тесть Моисея пришёл в стан к Моисею и провёл обряд всесожжения в честь Бога. В это время Моисей проводил сам суд над еврейским народом, который стоял перед ним весь день. Тесть был против этого «ты измучишь и себя и народ, ты один не можешь исправить его», 18-18,19. «Я дам тебе совет и будет Бог с тобою; будь ты для народа посредником пред Богом. Научай их уставам и законам Божиим, указывай им путь Его, по которому они должны итти, и дела, которые они должны делать, 18-20. «И послушал Моисей слова тестя своего и сделал всё, что он говорил», 18-24. Погостив, тесть ушёл в свою землю.
На 3-ий месяц евреи пришли в пустыню Синайскую, расположились около Синайской горы. И сказал Бог Моисею «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся Земля. Вот слова, которые ты скажешь сынам израилевым», 19-5.6.
И произнёс Моисей эти Слова и слова десяти заповедей 20-3,4,5,6,7,9,10,12,13,14,15,16,17 для соблюдения их евреями и будущими родами их:
«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, на земле внизу, в воде ниже земли. Я Господь, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до 3-го и 4-го рода, ненавидящих меня. И творящий милость до 1000-и родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».
«Шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои, а седьмой день — суббота Господу Богу твоему».
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле».
«Не убивай».
«Не прелюбодействуй».
«Не кради».
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
«Не желай дома ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего».
«И весь народ видел громы и пламя и звук трубный и гору дымящуюся. И сказал Моисей народу: не бойтесь. Бог пришёл чтобы испытать вас, дабы вы не грешили», 20-18,20.
«Вот законы: кто ударит человека так, что он умрёт, да будет предан смерти. Кто ударит беременную женщину и она выкинет, то взять с виновного пеню. А если будет вред, то отдай душу за душу», 21-22,23. «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обож-жение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб», 21-24,25. «Слу-жите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою. И отвращу от вас болезни», 23, 25. И произнёс Моисей для евреев также другие законы. «И сказал народ, всё что сказал Господь, сделаем и будем послушны», 24.7.
Моисей взошёл на гору в облако и пробыл там 40 дней и 40 ночей, 24.18. Повелел Господь ему построить Скинию, ковчег, стол и светильник.
Ковчег — сделать из дерева ситтим, длина его 1 метр, ширина 60 сантиметров (см), высота 60 см, покрыть его внутри и снаружи чистым золотом и наверху вокруг ковчега прикрепить золотой венец. Сделать четыре кольца и шесты, чтобы носить, всё обложить золотом. Крышку из чистого золота, длина её 1 метр, ширина 60 см и два хирувима из золота на крышке.
Стол — из дерева ситтим, длиною 80 см, шириною 40 см, высотою 60 см из чистого золота и сделать вокруг золотой венец и стенки в 15 см, 4-е кольца и шесты для ношения, всё покрыть золотом.
Святильник — из чистого золота, чеканный, стебель его, 6-ть ветвей его, чашечки его, яблоки и цветы должны выходить из него.
Одежда для священников — в наперстнике сделать гнёзда из золота и вставить в них камни: первый ряд — рубин, топаз, изумруд; второй ряд — карбункул (тёмно красный гранат), сапфир, алмаз; третий ряд — яхонт (ярко красный рубин), агат и аметист, 4-ый ряд — хризолит, оникс и яспис (яшма). Числом 12-ти родов израилевых.
В это время, ожидая Моисея с горы, народ подступил к Аарону, где Моисей, не случилось ли с ним что-либо плохое? «Сделай нам бога», 32.1. Аарон велел им принести золото. «И ввёл народ в грех великий», 32.21. «Народ вынул серьги золотые и принёс их священнику Аарону. Он сделал литого тельца «вот Бог твой Израиль», 32.4. И «поклонились литому тельцу, уклонились от пути Бога», «развратился народ жестоковыйный», 32.7,9. «И сошёл Моисей с горы, в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон, 32.15. Когда Моисей увидел тельца и пляски, то разбил скрижали «воспламенился гневом. Взял тельца и сжёг его в огне, и стёр в прах, и рассыпал по воде, и дал её пить сынам израилевым», 32.19-20. Моисей приступил к Аарону, тот ответил: «ты знаешь этот народ буйный», 32.22. «Моисей увидел, что этот народ необузданный», 32.25. «Стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень — иди ко мне». И пришли сыны Левиины, 32.26. «Убивайте каждый ближнего своего, брата, друга. И пало в тот день из народа около 3000 человек», 32.27-28. «Моисей сказал народу, вы сделали великий грех», 32.30. «И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон», 32.35.
И сняли с себя украшения у горы Хорива. «Вытесал Моисей 2-е скрижали каменные и взошёл на гору Синай» во 2-ой раз, 34.4. «Моисей пал на землю и поклонился Богу», 34.8. «И пробыл Моисей у Господа 40 дней и 40 ночей, хлеба не ел и воды не пил и написал на скрижалях слова завета, десятословие», 34.28. Моисей сошёл с горы Синая с 2-мя скрижалями откровения и лицо его сияло. К себе «призвал народ Моисей. Приблизились все сыны израилевы и он заповедовал им всё, что говорил ему Господь на горе Синае», 34.32.
«Придёте в землю Амореев, Хананеев, Евсеев, жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их. Не должны поклоняться богам их. Не ступать в союз с жителями той земли, и не брать из дочерей их жён сынам своим», 34.12-13-15-16.
Моисей начал строить скинию, ковчег завета, евреи приносили ему золото, серебро, дерево ситтим, шерсть, из которых делали работу мастера из колена Иудина и колена Данова. Золото они не добывали, оно было «обобрано» у египтян.
Из текста «Исхода» можно сделать вывод, что Моисей был поборником Бога и жестоко расправлялся с теми, кто нарушал Его Заповеди. Моисей закрепил в законах правила, как нужно поступать с толпой евреев, оказавшихся вне египетского закона и проявившего себя в переходе как народа необузданного, клявшегося Господу о выполнении его заветов и тут же предавших заповеди на золотого тельца; народа жестокого; присвоившего чужие ценности; без конца ропщущего из-за воды, хлеба, тяжёлого похода, чуть-чуть не убившего Моисея камнями. Видя дела евреев, Моисей выступал от имени Бога, чтобы заставить евреев подчиняться ему. Совет пришедшего тестя «научай их уставам и законам Божиим, указывай им путь», подтолкнул Моисея построить Скинию и ковчег во славу Божию. Он всё золото, полученное от евреев, отдал для служения Богу, а не присвоил себе и не вывез его к другим народам. Безусловно, Бог руководил мыслями Моисея, подсказывая ему как нужно поступать в той или иной ситуации.
Моисей изменил миропорядок в еврейском обществе на долгие годы их жизни. Последующие поколения евреев, постоянно нарушая заповеди Бога, меняли данный Им порядок жизни у других народов в ХУШ, Х1Х, ХХ веках.
Прошло 5000 лет после Моисея, народы размножились и заселили Землю, перед ними возникли новые глобальные проблемы, которые в корне нарушают Заповеди и Законы Бога. Это коррупция; терроризм; войны; раздробленность вер с ненавестью к другим верам; беззаконие от власти; вывоз денег в другие страны, разоряя свою страну; нарушение прав человека; нищета трудового народа при наличии богатств у кучки олигархов; блудливые человеческие законы — стали корнем зла. Все страны вернулись к греху золотого тельца и дружно нарушают заповеди Бога: «не убивай, не кради». Отменить зло и грех из-за отсутствия единства, в одной взятой стране, невозможно, и не хотят.
Разберёмся со словом — грех, Моисей сказал евреям: «вы сделали великий грех, и поразил Господь народ за сделанного тельца». Евреи поклонились тельцу (безбожию), отказавшись от законов Бога и были убиты — 3000 человек. К 1914 году Европа увеличила грех, изгоняя Бога, и погибло в 1-ой Мировой войне 10 миллионов человек. К 1939 году к греху Европы присоединился кровавый грех в России, где не только гнали Бога, но разрушали Его Храмы и убивали верующих, за этот грех во П-ой Мировой войне погибло в СССР 30 миллионов человек и с другими странами до 60 миллионов. В ГУЛАГах страны от голода и жестокости умерло до 40 миллионов узников. Власти слепы и глухи, не разобравщись в «грехе», продолжают лицемерно возвышать Золотого тельца для своей утехи. Грех перед Богом ежегодно возростает и укрепляется в законах (Думы и Совета федерации и в подобных им институтах власти в других странах), а это значит быть НАКАЗАНИЮ, и количество жертв увеличится в 12 раз, воюющие страны разрушат самые крупные города, и в них Храмы, Синагоги, Мечети, Костёлы. Патриархи, Имамы, Священники, служа, не учат народ, что «первая наибольшая заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Иисус Христос), за это будут наказаны и они. Грех — это отказ от Бога и от Его Законов, за такие деяния обязательно наступает ответственность. Человечество должно понять, что грешить перед Вседержителем Мироздания Богом нельзя, ибо «вся Земля Его». Нельзя отказываться от Его Установлений, ибо они определяют вечность для человека!!! Самый Главный блудодействующий город на Земле, Бог уничтожит Сам — камнем с Неба.
Высший Законодатель Вселенной, видя неправды, видя попрание из года в год Его Законов и Заповедей, решил Сам вразумить заблудшее человечество. Заменить порядок атеизма, хаоса, капитализма, коммунизма и глобализма на порядок «Слова Божия». И почувствовали это державшие в беззаконии и в узде народы, начали трусливые трепетать и цепляться за власть, воюя со своим народом, отвлекают его от наступления перемен, понимая, что вороватых не оставят у власти, их сметёт грозная рука Господа, как смела за три дня коммунизм в СССР и развалила страну на 17 государств: РФ, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Казакстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Южная Осетия, Абхазия.
Наступает время — Бог поручит избранным установить навеки новый миропорядок по Его Законам, ибо настрадались народы за 100 греховных лет безбожия. Сделают это ни власти, ни Патриарх, а группа образованных людей, или один человек, как установил когда-то законы Моисей без фараона, так и избранные оформят для мира Законы по Слову Божию.
Изменится система управления миром, странами и народами. Господь не позволит более атеистам отливать золотого тельца (безбожия и беззакония), и силой заставлять народы принимать их безбожный образ жизни. Верующие в Него, выстроят новый город и в нём Храм для Господа и Иисуса Христа. Божии люди поведут за собой все народы Земли, утвердив во всех странах мира светские законы по образцу Божиих. Не должны ли те, кто обобрал Российскую Федерацию и Украину вернуть золото и деньги для строительства Духовного города мира, также как в древности евреи отдали «обобранное» золото Моисею? Или нужно устрашить их, как сделал это Моисей, убив 3000 человек, совершивших грех перед Богом?
Новый миропорядок записан по воле Всевышнего в книге «Управление миром по Слову Божию». Страшно будет политикам и политологам менять созданную ими непрочную и лживую систему управления миром, и будут сопротивляться, не понимая, что их слабая теория о справедливости ничтожна против сильных и властных законов Вседержителя Бога. Не желающим жить по Его правилам, лучше было бы признать своё поражение, и уйти с арены власти добровольно на 1000 лет, как сказано у Иоанна Богослова. Хотя, всё это…
Произойдёт через большую кровь, ибо народ пассивен и допускает беззаконникам руководить ими, с применением законов блуда. Скоро начнутся грандиозные перемены в мире. Законы лжи перепишут, и на Земле за 83 года (с 2036) утвердится всемирный порядок.

От Иоанна святое благовествование; глава 5, стих 39-40, 44-47.
39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Велик Господь! Это потрясающе! Оказывается Вторая книга Моисеева – Исход — написана о Христе. Просто нужно толковать ее образно. Доказательства смотрите далее.
40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, — как же поверите Моим словам?
То есть Христос говорит нам о том, что все религии вышедшие из Ветхого Завета должны верить словам Нового Завета, так как в них сказано о Христе, также, как например в книге Исход сказано о Христе. Доказательства нужно смотреть в самой книге Исход. Толкую образно, судите сами:
Исход. Глава 12. Стихи 33, 34, 39.
33 И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем.
Египтяне – это иудеи во времена первого пришествия Христа. Здесь намек на то, что они удалились от Бога и стали как Египтяне верить в иных богов. А народ который они выгнали – это христиане. Иудеи как бы боялись Бога, что Он накажет их смертью (духовной), за как бы неверное поклонение Ему посредством христианского учения. И это было написано за тысячи лет до Христа! Потрясающе!
34 И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их.
То есть Исход – это есть исход христиан из Израиля, от неверно почитавших Бога иудеев! Тогда Моисей – это и есть христианское учение, оно их вывело от иудеев удалившихся от Бога.
Здесь говорится образно о том, что христианское учение еще не сформировалось до конца, а его уже выгнали из иудейской веры (понес тесто свое, нежели оно вскисло). То есть шли Апостолы, проповедовали, и уже в процессе этого (на плечах их) они сформировали закон – Новый Завет.

39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу.
Пресные лепешки – это означает, что христианское учение будет как бы «доходить до кондиции» в процессе своей жизни. Образно это означает, что оно будет созревать до второго пришествия Христа. Как только оно созреет, то есть верующие смогут толковать Новый Завет образно, то люди увидят Святой Дух в Новом Завете, получат Его внутрь себя и на земле воцарится Царствие Небесное.
Исход. Глава 13. Стихи 4, 5, 7, 19.
4 Сегодня выходите вы, в месяце Авиве.
То есть выходите в месяце колосьев. Образно это означает время первой жатвы, первого пришествия Христа. То есть мы имеем еще одно подтверждение, что книга Исход написана о первом пришествии Христа и всем пути Его учения ко второму пришествию.
5 И когда введет тебя Господь в землю Хананеев, и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев и Иевусеев, о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед: то совершай сие служение в сем месяце.
Земля где течет молоко и мед – это образно означает, что в той земле вместо воды течет нечто питательное и сладкое, как молоко и мед. Это Святой Дух, который питает душу верующего. То есть сначала люди пили «воду» из Нового Завета, то есть слово Божие в прямом понимании, а когда придут в землю обетованную, то есть в Царствие Божие, то из того же самого Нового Завета, из того же самого текста, люди будут питаться Святым Духом посредством образного толкования текста. А иудеи и мусульмане смогут также питаться из Ветхого Завета, но все это благодаря Христу, который и есть Святой Дух.

7 Пресный хлеб должно есть семь дней; и не должно находится у тебя квасного хлеба, и не должно находится у тебя квасного во всех пределах твоих.
Это означает примерно тоже самое, что говорил Христос – бойтесь закваски фарисейской. О чем это? О том, что в христианстве не должно быть ничего готового, заквашенного. То есть иудеи неверно понимали закон Моисея. Они понимали его прямо по тексту. Они считали, что закон Моисея уже готов к употреблению, мол бери и пользуйся. Но это ошибка. Сейчас эту ошибку повторили христианские церкви и мусульмане. Христос говорит о том, что не берите этого от иудеев, толкуйте закон образно и за счет Святого Духа узнаете о чем хочет вам сказать Бог. Ведь неоднократно говорится в Новом Завете, что в Царствие Небесное можно попасть упорным трудом. И речь здесь не только о постах, а о том, как трудно распознать и уразуметь слова Святого Духа в Новом Завете. Бог не открывает Его кому попало, но только читающим Новый Завет вдумчиво и внимательно. Только тем, кто хочет уразуметь.

19 И взял Моисей с собою кости Иосифа; ибо Иосиф клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесете кости мои отсюда.
Кости Иосифа – это основа учения Ветхого Завета. То есть христиане вышли из иудейского учения, и унесли его основу, его Святой Дух. А у иудеев ничего не осталось. Фактически это упрек Господа и ветхозаветного Иосифа к иудейским священникам, говорящий о том, что ни отошли от Бога по собственной воле, по неверному разумению закона Моисея.
Можно и больше привести доказательств, но я думаю, что если каждый верующий попробует истолковать книгу Исход, то найдет массу доказательств и фактов. Именно этого хочет Бог от каждого верующего, а не постов. Помните фразу Господа – милости прошу, а не жертвы!

Моисей – величайший ветхозаветный пророк, основоположник иудаизма, который вывел иудеев из Египта, где они пребывали в рабстве, принял на Синайской горе от Бога Десять заповедей и сплотил израильские колена в единый народ.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа – Завет Новый.

https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2013/09/Pravoslavnyiy-kalendar.-17-sentyabrya.-Prorok-Moiseyweb1.mp3

Имя «Моисей» (ивр. ‏משֶׁה‏‎‎‎, Моше́, араб. موسىٰ‎‎ Муса, др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses), предположительно египетского происхождения и означает «дитя». По другим указаниям – «извлеченный или спасенный из воды» (этим именем он был назван египетской принцессой, нашедшей его на берегу реки).

Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян, приблизительно в 1570 году до Р. X. (по другим оценкам около 1250 года до Р.Х.). Родители Моисея принадлежали колену Леви́я (Исх.2:1). Его старшей сестрой была Мириам, а старшим братом – Аарон (первый из еврейских первосвященников, родоначальник священнической касты). Леви́й — третий сын Иакова (Израиля) от его жены Лии (Быт.29:34). Потомками колена Леви́я являются левиты, на которых лежали обязанности священнослужения. Поскольку из всех колен Израиля левиты были единственным коленом, не наделённым землей, они находились в зависимости от своих собратьев.

Как известно, израильтяне переселились в Египете ещё при жизни самого Иакова-Израиля (XVIIв. до Р.Х.), спасаясь от голода. Они жили в восточной египетской области Гошен, граничащей с Синайским полуостровом и орошаемой притоком реки Нила. Здесь они имели обширные пастбища для своих стад и могли свободно кочевать по стране. Иаков, или Яков (Израиль) — третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки. От его сыновей произошло 12 колен народа Израильского. В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа.

Со временем израильтяне все более размножались, и чем более они размножались, тем враждебнее относились к ним египтяне. В конце концов евреев стало так много, что это стало внушать страх новому фараону. Он сказал своему народу: «Вот племя израильское размножается и может стать сильнее нас. Если случится у нас война с другим государством, то израильтяне могут соединиться с нашими врагами”. Чтобы племя израильское не усиливалось, решено было обратить его в рабство. Фараоны и их чиновники стали угнетать израильтян, как пришельцев, а потом начали обращаться с ними, как с покоренным племенем, как господа с рабами. Египтяне стали принуждать израильтян к самым тяжелым работам в пользу государства: их заставляли копать землю, строить города дворцы и памятники для царей, приготовлять глину и кирпич для этих построек. Были назначены особые надзиратели, которые строго следили за исполнением всех этих принудительных работ.

Израиль в Египте

Но как ни притесняли израильтян, они все-таки продолжали размножаться. Тогда фараон отдал приказ, чтобы всех новорожденных израильских мальчиков топили в реке, а в живых оставляли только девочек. Этот приказ исполнялся с беспощадной строгостью. Израильскому народу грозило полное истребление.

В это бедственное время у Амрама и Иохаведы, из колена Левия, родился сын. Он был настолько прекрасен, что от него исходил свет. Отцу святого пророка Амраму было явление, говорившее о великой миссии этого младенца и о Божием благоволении к нему. Матери Моисея Иохаведе удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Однако, не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в осмоленной корзине из тростника в зарослях на берегу Нила.

А.В. Тыранов. Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. 1839-42 гг.

В это время дочь Фараона пошла к реке купаться, в сопровождении своих прислужниц. Увидев в тростниках корзину, она велела её открыть. В корзине лежал крошечный мальчик и плакал. Дочь Фараона сказала: «это, должно быть, из еврейских детей”. Она сжалилась над плачущим младенцем и по совету, подошедшей к ней, сестры Моисея Мириам, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам привела свою мать Иохаведу. Таким образом, Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. Когда мальчик вырос, его привели к дочери Фараона, и она воспитывала его у себя, как своего сына (Исх.2:10). Дочь фараона дала ему имя Моисей, что в переводе означает «вынутый из воды».

Флавицкий Константин Дмитриевич. Нахождение Моисея дочерью фараона

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Хатшепсут, дочь Тотмеса I, впоследствии знаменитая и единственная в истории Египта женщина-фараон.

Детство и юность Моисея. Бегство в пустыню.

Первые 40 лет своей жизни Моисей провел в Египте, воспитываемый во дворце как сын дочери фараона. Здесь он получил блестящее образование и был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он занимал пост командующего египетской армией и помог фараону одержать победу над напавшими на него эфиопами.

Хотя Моисей рос свободно, он все-таки никогда не забывал своих иудейских корней. Однажды он пожелал посмотреть, как живут его соплеменники. Увидев, как надсмотрщик-египтянин избивает одного из рабов-израильтян, Моисей вступился за беззащитного и в порыве ярости нечаянно убил надзирателя. Фараон узнал об этом и хотел наказать Моисея. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей убежал из Египта в Синайскую пустыню, что возле Красного моря, между Египтом и Ханааном. Он поселился в земле Мидиамской (Исх.2:15), расположенной на Синайском полуострове, у священника Иофора (другое имя – Рагуил), где стал пастухом. Вскоре Моисей женился на дочери Иофора, Сепфоре, и сделался членом этой мирной пастушеской семьи. Так прошло еще 40 лет.

Призвание Моисея

Однажды Моисей пас стадо и зашел далеко в пустыню. Он подошел к горе Хорив (Синай), и здесь явилось ему дивное видение. Он увидел густой терновый куст, который был охвачен ярким пламенем и горел, но все-таки не сгорал.

Терновый куст или Неопалимая купина – это прообраз Богочеловечества и Богоматери и символизирует собой соприкосновение Бога с тварным существом

Он направился к кусту, но не успел подойти, как из середины куста раздался голос: «Моисей! Моисей!» Тот ответил: «Вот я». Тогда голос сказал: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». И добавил: «Я Бог Отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова».

Бог сказал, что избрал Моисея для спасения еврейского народа от рабства в Египте. Моисей должен был пойти к фараону и потребовать, чтобы тот отпустил евреев. В знак того, что настало время нового, более полного Откровения, Он возвещает Моисею Свое Имя: «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Он посылает Моисея, чтобы тот от лица Бога Израилева потребовал отпустить народ из «дома рабства». Но Моисей сознает свою слабость: он не готов к подвигу, лишен дара слова, он уверен, что ни фараон, ни народ ему не поверят. Только после настойчивого повторения призыва и знамений он соглашается. Бог сказал, что у Моисея в Египте есть брат Аарон, который при необходимости будет говорить вместо него, а сам Бог будет учить обоих, что им делать. Для убеждения неверующих Бог дает Моисею способность творить чудеса. Тут же, по Его приказу, Моисей бросил свой жезл (пастушью палку) на землю — и вдруг этот жезл превратился в змею. Моисей поймал змею за хвост — и снова в руке его оказалась палка. Другое чудо: когда Моисей клал руку за пазуху и вынимал ее, она становилась белой от проказы как снег, когда он вновь клал руку за пазуху и вынимал ее – она становилась здоровой. «Если не поверят и сему чуду, – сказал Господь, – то возьми воды из реки и вылей на сушу, и вода сделается на суше кровью».

Моисей и Аарон идут к фараону

Повинуясь Богу, Моисей отправился в дорогу. По пути он встретил своего брата Аарона, которому Бог приказал выйти в пустыню навстречу Моисею, и они вместе пришли в Египет. Моисею было уже 80 лет, его никто не помнил. Давно умерла и дочь прежнего фараона, приемная мать Моисея.

Первым делом Моисей и Аарон пришли к народу Израилеву. Аарон заявил соплеменникам, что Бог выведет евреев из рабства и отдаст им страну, текущую молоком и медом. Однако они поверили ему далеко не сразу. Их страшила месть фараона, страшил путь по безводной пустыне. Моисей сотворил несколько чудес, и израильский народ поверил в него и в то, что настал час освобождения от рабства. Тем не менее ропот против пророка, начавшийся еще до исхода, вспыхивал затем неоднократно. Подобно Адаму, который был свободен подчиниться высшей Воле или отвергнуть ее, новосозданный народ Божий познал искушения и падения.

Пророки Аарон и Моисей Пророки Аарон и Моисей обращаются к народу

После этого Моисей и Арон явились к фараону и объявили ему волю Бога Израилева, чтобы он отпустил евреев в пустыню для служения этому Богу: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но фараон гневно отвечал: «Кто такой Господь, чтобы я слушал его? Не знаю я Господа и израильтян не отпущу» (Исх.5:1-2).

Тогда Моисей объявил фараону, что если он не отпустит израильтян, то Бог пошлет на Египет разные «казни” (несчастия, бедствия). Царь не послушался – и угрозы посланника Божия сбылись.

Десять казней и учреждение праздника Пасхи

Однако казни лишь еще больше ожесточают фараона.

Тогда разгневанный Моисей пришел к фараону в последний раз и предупредил: «Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта. И умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона…до первенца рабыни…и все первородное из скота». Это была последняя самая лютая 10-я казнь (Исх.11:1-10 – Исх.12:1-36).

Затем Моисей предупредил евреев, чтобы они в каждой семье зарезали годовалого ягненка и кровью его помазали косяки и перекладину двери: по этой крови Бог отличит жилища евреев и не тронет их. Мясо ягненка следовало испечь на огне и есть с пресным хлебом и горькими травами. Евреи же должны быть готовы немедленно тронуться в путь.

Установление Пасхи. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Ночью Египет постигло страшное бедствие. «И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было мертвеца».

Ночью Египет постигло страшное бедствие

Потрясенный фараон немедленно вызвал к себе Моисея и Аарона и приказал им вместе со всем их народом идти в пустыню и совершить богослужение, чтобы Бог сжалился над египтянами.

С тех пор евреи каждый год в 14-й день месяца Нисана (день, приходящийся на полнолунье весеннего равноденствия) совершают праздник Пасхи. Слово «пасха” значит «проходить мимо,” потому что Ангел, поражавший первенцев, прошел мимо еврейских домов.

Отныне Пасха будет знаменовать освобождение Народа Божия и его единение в священной трапезе – прообразе Евхаристической Трапезы.

Исход. Переход через Чермное море

Той же ночью весь израильский народ навсегда покинул Египет. В Библии указано число ушедших «600 тыс. евреев» (не считая женщин, детей и скот). Ушли евреи не с пустыми руками: перед бегством Моисей велел им просить у соседей-египтян золотые и серебряные вещи, а также богатые одежды. Везли они с собой и мумию Иосифа, которую в течение трех дней разыскивал Моисей, пока его соплеменники собирали имущество у египтян. Бог сам вел их, находясь днем в облачном столпе, а ночью — в столпе огненном, так что беглецы шли днем и ночью, пока не вышли к берегу моря.

Тем временем фараон понял, что евреи его обманули, и бросился за ними в погоню. Шестьсот боевых колесниц и отборная египетская конница быстро настигали беглецов. Спасения, казалось, не было. Евреи — мужчины, женщины, дети, старики — толпились на берегу моря, готовясь к неизбежной смерти. Только Моисей был спокоен. По повелению Бога он протянул руку к морю, ударил по воде своим жезлом, и море расступилось, освободив дорогу. Израильтяне пошли по морскому дну, а воды моря стеной стояли справа и слева от них.

Увидев это, египтяне погнались за евреями по дну моря. Колесницы фараона были уже на середине моря, когда дно неожиданно стало настолько вязким, что они едва двигались. Тем временем израильтяне выбрались на противоположный берег. Египетские воины поняли, что дело худо, и решили повернуть назад, но было поздно: Моисей вновь протянул руку к морю, и оно сомкнулось над войском фараона…

Переход через Чермное (ныне Красное) море, совершившийся перед лицом неминуемой смертельной опасности, становится кульминацией спасительного чуда. Воды отдалили спасенных от «дома рабства». Поэтому переход стал прообразом таинства крещения. Новое прохождение через воду есть также путь к свободе, но к свободе во Христе. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу. «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море…» Эта торжественная песнь израильтян Господу в лежит в основе первой из девяти священных песней, составляющих песенный канон, ежедневно воспеваемый Православной Церковью на богослужении.

По библейскому преданию, израильтяне прожили в Египте 430 лет. А Исход евреев из Египта совершился, по вычислениям египтологов, около 1250 года до Р.Х. Однако, согласно традиционной точке зрения, Исход произошел в XV в. до н. э., за 480 лет (~5 веков) до начала строительства Храма Соломона в Иерусалиме (3Цар.6:1). Существует значительное число альтернативных теорий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.

Чудеса Моисея

Дорога в Обетованную Землю пролегала через суровую и огромную Аравийскую пустыню. Сначала 3 дня они шли пустыней Сур и не находили воды, кроме горькой (Мерры) (Исх.15:22–26), но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в воду кусок какого-то особого дерева.

Вскоре, дойдя до пустыни Син, народ начал роптать от голода, вспоминая Египет, когда они «сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта!» И Бог услышал их, и послал им с неба манну небесную (Исх. 16).

Как-то утром, проснувшись, они увидели, что вся пустыня покрыта чем-то белым, будто инеем. Начали разглядывать: белый налет оказался мелкими крупинками, похожими на град или семена трав. В ответ на удивленные возгласы Моисей сказал: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Взрослые и дети бросились сгребать манну и печь хлеб. С тех пор каждое утро в течение 40 лет находили они манну небесную и питались ею.

Гвидо Рени . Сбор манны небесной. 1614-15 г.

Сбор манны происходил по утрам, так как к полудню она таяла под лучами солнца. «Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах» (Чис.11:7). Согласно талмудической литературе, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики — вкус мёда, дети — вкус масла.

В Рефидиме Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорив, ударив в нее своим жезлом.

Баккьякка (Франческо Убертини) . Моисей высекает воду из скалы. Около 1540-1545

Здесь на евреев напало дикое племя амалекитов, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх.17).

Чудеса Моисея

Синайский Завет и 10 Заповедей

В 3-й месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай и расположились станом против горы. Сначала на гору взошел Моисей, и Бог предупредил его, что появится перед народом на третий день.

И вот пришел этот день. Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас. Это общение продолжалось 40 дней, и Бог передал Моисею две скрижали — каменные таблицы, на которых был записан Закон.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Закон, который был дан древнему Израилю Богом, имел несколько целей. Во-первых, он утверждал общественный порядок и справедливость. Во-вторых, он выделял еврейский народ как особую религиозную общину, исповедующую единобожие. В-третьих, он должен был произвести внутреннее изменение в человеке, нравственно усовершенствовать человека, приблизить человека к Богу через привитие человеку любви к Богу. Наконец, закон Ветхого Завета подготавливал человечество к принятию в будущем христианской веры.

Десятословие (десять заповедей) легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества.

Кроме десяти заповедей, Бог продиктовал Моисею законы, в которых говорилось о том, как должен жить народ Израиля. Так Сыны Израиля стали народом — евреями.

Гнев Моисея. Учреждение скинии завета.

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил. Ожидание показалось им слишком долгим и они потребовали у Аарона сделать им бога, выведшего их из Египта. Испугавшись их необузданности, тот собрал золотые серьги и сделал золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться.

Никола Пуссен. Поклонение золотому тельцу

Спустившись с горы, Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Моисей разбивает скрижали Завета. 1659

Моисей жестоко покарал народ за отступничество, убив около 3 тысяч человек, но просил Бога не наказывать их. Бог смилостивился и явил ему славу Свою, указав ему расселину, в которой он мог видеть Бога сзади, потому что лица Его человеку невозможно видеть.

После этого опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии, законах богослужения и учреждении священства. Считается, что в книге Исход перечислены заповеди, на первых разбитых скрижалях, а во Второзаконии – то, что было начертано во второй раз. Оттуда он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп.

Через полгода была сооружена и освящена Скиния – большой, богато украшенный шатер. Внутри скинии стоял ковчег завета — деревянный, обитый золотом сундук с изображениями херувимов наверху. В ковчеге лежали принесенные Моисеем скрижали завета, золотая стамна с манной и жезл Ааронов процветший.

Для предотвращения споров о том, кому должно принадлежать право священства, Бог повелел взять у каждого из двенадцать начальников колен израильских по жезлу и положить в скинии, обещая, что у избранного Им жезл расцветет. На другой день Моисей нашел, что жезл Ааронов дал цветы и принес миндальные орехи. Тогда Моисей положил жезл Ааронов пред ковчегом завета на сохранение, во свидетельство будущим поколениям о Божественном избрании в священство Аарона и его потомков.

Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященники, а другие члены из колена Левия – в священники и «левиты” (по-нашему – диаконы). С этого времени у евреев начали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных.

Конец странствования. Смерть Моисея.

Еще 40 лет вел Моисей свой народ к земле обетованной – Ханаану. В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть на шесте медное изображение змия, чтобы каждый, кто с верою смотрел на него, оставался невредимым. Вознесенный в пустыне змей, – по выражению св. Григория Нисского, – есть знамение крестного таинства.

Медный змий. Картина Ф.А. Бруни

Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни остался верным служителем Господа Бога. Он вёл, учил и наставлял свой народ. Он устроил их будущее, однако в Землю Обетованную не вошёл за маловерие, проявленное им и братом его Аароном у вод Меривы в Кадесе. Моисей дважды ударил по скале своим жезлом, и из камня потекла вода, хотя достаточно было одного раза — и Бог, разгневавшись объявил, что ни он, ни его брат Аарон не войдут в Землю Обетованную.

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего. В каком-то смысле судьба Моисея подобна судьбе самого Ветхого Завета, который сквозь пустыню язычества довёл народ Израиля до Нового Завета и замер на его пороге. Моисей умер в конце сорокалетних странствий на вершине горы Нево, с которой он мог издали видеть обетованную землю – Палестину. Бог сказал ему: «Вот земля, о которой я клялся Аврааму, Исааку и Иакову… Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».

Было ему 120 лет, но ни зрение его не притупилось, ни сила не иссякла. 40 лет провёл во дворце египетского фараона, другие 40 — со стадами овец в земле мадиамской, и последние 40 — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне. Израильтяне почтили кончину Моисея 30-дневным плачем. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

После Моисея еврейским народом, духовно обновленным в пустыне, руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, и кто усомнился в Боге и поклонился золотому тельцу у Хорива. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Моисей был и первым Боговдохновенным писателем. По преданию он является автором книг Библии – Пятикнижия в составе Ветхого Завета. Моисею приписывается и псалом 89 «Молитва Моисея, человека Божия».

Тропарь пророка Моисея, глас 2:

Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Ин тропарь пророка Боговидца Моисея, глас 2:

На высоту добродетелей возшел еси пророче Моисее:/ и сего ради сподобился еси видети славу Божию,/ скрижали благодатныя закона прият/ и начертаний благодать в себе нося,/ и пророков был еси честная похвала,/ и благочестия великое таинство.

Кондак пророка Моисея, глас 2:

Лик пророческий с Моисеем и Аароном/ веселием днесь веселится,/ яко конец пророчествия их на нас исполнися:/ днесь сияет Крест, имже нас спасл еси;// тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Рекомендуем прочитать:

  • Жизнь пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.)
  • Преподобный Александр Свирский (†1533)
  • Пророк Иеремия (VI в. до Р. Х.)
  • Святая великомученица Ирина Македонская
  • Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (†389)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *