Чудо архистратига Михаила 19 сентября

19 сентября ВОСПОМИНАНИЕ ЧУДА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА, БЫВШЕГО В ХОНЕХ (КОЛОССАХ) (IV)

АРХАНГЕЛ БОЖИЙ МИХАИЛ

Ар­хан­гел Ми­ха­ил – один из выс­ших Ан­ге­лов, при­ни­ма­ю­щий са­мое близ­кое уча­стие в судь­бах Церк­ви. Свя­щен­ное Пи­са­ние нас учит, что, кро­ме физи­че­ско­го, су­ще­ству­ет ве­ли­кий ду­хов­ный мир, на­се­лен­ный ра­зум­ны­ми, доб­ры­ми су­ще­ства­ми, име­ну­е­мы­ми Ан­ге­ла­ми. Сло­во «ан­гел» на гре­че­ском язы­ке зна­чит «вест­ник». Свя­щен­ное Пи­са­ние их име­ну­ет так по­то­му, что Бог неред­ко через них со­об­ща­ет лю­дям Свою во­лю. В чем же соб­ствен­но со­сто­ит их жизнь в ду­хов­ном ми­ре, ко­то­рый они на­се­ля­ют, и в чем за­клю­ча­ет­ся их де­я­тель­ность – мы по­чти ни­че­го не зна­ем, да, в сущ­но­сти, и по­нять не в со­сто­я­нии. Они пре­бы­ва­ют в усло­ви­ях, со­вер­шен­но от­лич­ных от на­ших ма­те­ри­аль­ных: там вре­мя, про­стран­ство и все жиз­нен­ные усло­вия име­ют со­всем иное со­дер­жа­ние. При­став­ка «ар­хи» к неко­то­рым Ан­ге­лам ука­зы­ва­ет на их бо­лее воз­вы­шен­ное слу­же­ние срав­ни­тель­но с дру­ги­ми Ан­ге­ла­ми.

Имя Ми­ха­ил – на ев­рей­ском зна­чит «Кто, как Бог». Свя­щен­ное Пи­са­ние, по­вест­вуя о яв­ле­нии Ан­ге­лов раз­лич­ным лю­дям, соб­ствен­ным име­нем на­зы­ва­ет толь­ко неко­то­рых из них, – по-ви­ди­мо­му, тех, ко­то­рые несут осо­бую мис­сию в утвер­жде­нии Цар­ства Бо­жия на зем­ле. Сре­ди них – Ар­хан­ге­лы Ми­ха­ил и Гав­ри­ил, упо­ми­на­е­мые в ка­но­ни­че­ских кни­гах Пи­са­ния, а так­же Ар­хан­ге­лы Ра­фа­ил, Ури­ил, Са­ла­фи­ил, Иегу­ди­ил и Вара­хи­ил, упо­ми­на­е­мые в нека­но­ни­че­ских кни­гах Пи­са­ния. Ар­хан­гел Гав­ри­ил обыч­но яв­лял­ся неко­то­рым пра­вед­ни­кам в ка­че­стве вест­ни­ка ве­ли­ких и ра­дост­ных со­бы­тий, ка­са­ю­щих­ся на­ро­да Бо­жия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В кни­ге То­ви­та Ар­хан­гел Ра­фа­ил го­во­рит о се­бе: «Я – Ра­фа­ил, один из се­ми свя­тых Ан­ге­лов, ко­то­рые воз­но­сят мо­лит­вы свя­тых и вос­хо­дят пред сла­ву Свя­та­го» (Тов.12:15). От­сю­да воз­ник­ло убеж­де­ние, что на Небе су­ще­ству­ет семь Ар­хан­ге­лов, од­ним из ко­то­рых яв­ля­ет­ся Ар­хан­гел Ми­ха­ил.

Ар­хан­гел Ми­ха­ил в Пи­са­нии име­ну­ет­ся «кня­зем», «во­ждем во­ин­ства Гос­под­ня» и изо­бра­жа­ет­ся, как глав­ный бо­рец про­тив диа­во­ла и вся­ко­го без­за­ко­ния сре­ди лю­дей. От­сю­да его цер­ков­ное име­но­ва­ние «Ар­хи­стра­тиг», т. е. стар­ший во­ин, вождь. Так, Ар­хан­гел Ми­ха­ил явил­ся Иису­су На­ви­ну в ка­че­стве по­мощ­ни­ка, при за­во­е­ва­нии из­ра­иль­тя­на­ми Обе­то­ван­ной зем­ли. Он явил­ся про­ро­ку Да­ни­и­лу в дни па­де­ния Ва­ви­лон­ско­го цар­ства и на­ча­ла со­зи­да­ния Мес­си­ан­ско­го цар­ства. Да­ни­и­лу бы­ло пред­ска­за­но о по­мо­щи на­ро­ду Бо­жию со сто­ро­ны Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в пе­ри­од пред­сто­я­щих пре­сле­до­ва­ний при Ан­ти­хри­сте. В кни­ге От­кро­ве­ния Ар­хан­гел Ми­ха­ил вы­сту­па­ет как глав­ный вождь в войне про­тив дра­ко­на-диа­во­ла и про­чих взбун­то­вав­ших­ся ан­ге­лов. «И про­изо­шла вой­на на Небе: Ми­ха­ил и Ан­ге­лы его во­е­ва­ли про­тив дра­ко­на, и дра­кон и ан­ге­лы его во­е­ва­ли про­тив них, но не усто­я­ли, и не на­шлось им ме­ста на Небе. И низ­вер­жен был ве­ли­кий дра­кон, древ­ний змий, на­зы­ва­е­мый диа­во­лом и са­та­ною». Апо­стол Иуда крат­ко упо­ми­на­ет об Ар­хан­ге­ле Ми­ха­и­ле как о про­тив­ни­ке диа­во­ла. (Нав.5:13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).

В ду­хе Свя­щен­но­го Пи­са­ния неко­то­рые от­цы Церк­ви ви­дят Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла участ­ни­ком дру­гих важ­ных со­бы­тий в жиз­ни на­ро­да Бо­жия, где, впро­чем, он не на­зы­ва­ет­ся по име­ни. Так, на­при­мер, его отож­деств­ля­ют с та­ин­ствен­ным ог­нен­ным стол­пом, шед­шим пе­ред из­ра­иль­тя­на­ми во вре­мя их бег­ства из Егип­та и по­гу­бив­шим в мо­ре пол­чи­ща фа­ра­о­на. Ему же при­пи­сы­ва­ют по­ра­же­ние огром­но­го ас­си­рий­ско­го вой­ска, оса­ждав­ше­го Иеру­са­лим при про­ро­ке Ис­а­ии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).

Цер­ковь по­чи­та­ет Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла как за­щит­ни­ка ве­ры и бор­ца про­тив ере­сей и вся­ко­го зла. На ико­нах его изо­бра­жа­ют с ог­нен­ным ме­чом в ру­ке или ко­пьем, низ­вер­га­ю­щим диа­во­ла. В на­ча­ле IV ве­ка Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник «Со­бо­ра» (т. е. со­во­куп­но­сти) свя­тых Ан­ге­лов во гла­ве с Ар­хан­ге­лом Ми­ха­и­лом 8 но­яб­ря.

ВОСПОМИНАНИЕ ЧУДА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА, БЫВШЕГО В ХОНЕХ (КОЛОССАХ) (IV)
Во Фри­гии, неда­ле­ко от го­ро­да Иера­по­ля, в мест­но­сти, на­зы­ва­е­мой Хе­ро­то­па, на­хо­дил­ся храм во имя Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла; око­ло хра­ма ис­те­кал це­леб­ный ис­точ­ник. Храм этот был со­ору­жен усер­ди­ем од­но­го из жи­те­лей го­ро­да Ла­оди­кии в бла­го­дар­ность Бо­гу и свя­то­му Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу за ис­це­ле­ние его немой до­че­ри во­дой ис­точ­ни­ка. Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил, явив­шись в сон­ном ви­де­нии от­цу немой де­ви­цы, еще не про­све­щен­но­му Свя­тым Кре­ще­ни­ем, от­крыл ему, что его дочь по­лу­чит дар ре­чи, ис­пив во­ды из ис­точ­ни­ка. Де­ви­ца дей­стви­тель­но по­лу­чи­ла при ис­точ­ни­ке ис­це­ле­ние и на­ча­ла го­во­рить. По­сле это­го чу­да отец с до­че­рью и все его се­мей­ство кре­сти­лись, и усер­ди­ем бла­го­дар­но­го от­ца был воз­двиг­нут храм в честь свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. К ис­точ­ни­ку ста­ли при­хо­дить за ис­це­ле­ни­ем не толь­ко хри­сти­ане, но и языч­ни­ки; мно­гие из языч­ни­ков от­ре­ка­лись от идо­лов и об­ра­ща­лись к ве­ре во Хри­ста. В хра­ме свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла в про­дол­же­ние 60 лет ис­пол­нял по­но­мар­ское слу­же­ние бла­го­че­сти­вый че­ло­век по име­ни Ар­хипп. Про­по­ве­дью о Хри­сте и при­ме­ром сво­ей бо­го­угод­ной жиз­ни он мно­гих языч­ни­ков при­во­дил к ве­ре во Хри­ста. В сво­ем озлоб­ле­нии на хри­сти­ан во­об­ще, и в первую оче­редь на Ар­хип­па, ко­то­рый ни­ко­гда не от­лу­чал­ся от хра­ма и был при­мер­ным слу­жи­те­лем Хри­сто­вым, языч­ни­ки за­ду­ма­ли уни­что­жить храм и од­новре­мен­но по­гу­бить Ар­хип­па. Для это­го они со­еди­ни­ли в од­но рус­ло две гор­ные ре­ки и на­пра­ви­ли их те­че­ние на храм. Свя­той Ар­хипп усерд­но мо­лил­ся Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу о предот­вра­ще­нии бед­ствия. По его мо­лит­ве око­ло хра­ма явил­ся Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил, ко­то­рый уда­ром сво­е­го жез­ла от­крыл в го­ре ши­ро­кую рас­се­ли­ну и по­ве­лел устре­мить­ся в нее во­дам бур­ля­ще­го по­то­ка. Та­ким об­ра­зом храм остал­ся невре­дим. Уви­дев та­кое див­ное чу­до, языч­ни­ки в стра­хе бе­жа­ли, а свя­той Ар­хипп и со­брав­ши­е­ся к хра­му хри­сти­ане про­сла­ви­ли Бо­га и бла­го­да­ри­ли Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла за по­мощь. Ме­сто же, где со­вер­ши­лось чу­до, по­лу­чи­ло на­зва­ние Хо­ны, что зна­чит «от­вер­стие», «рас­се­ли­на».

МОЛИТВЫ

Кондак Небесным Чинам Бесплотным
глас 2

Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.

Перевод: Архистратиги Божии, служители Божественной славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.

Величание Небесным Чинам Бесплотным
Велича́ем вас,/ Арха́нгели и А́нгели/ и вся во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящия Го́спода.

Молитва святому Архангелу Михаилу
О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, светлообра́зный и гро́зный Небе́снаго Царя́ воево́до! Пре́жде Стра́шнаго Суда́ осла́би ми пока́ятися от грехо́в мои́х, от се́ти ловя́щих изба́ви ду́шу мою́ и приведи́ ю́ к сотво́ршему ю́ Бо́гу, седя́щему на Херуви́мех, и моли́ся о ней приле́жно, да твои́м хода́тайством по́слет ю́ в ме́сто поко́йное. О гро́зный Воево́до Небе́сных Сил, предста́телю всех у Престо́ла Влады́ки Христа́, храни́телю тве́рдый всем челове́ком и му́дрый ору́жниче, кре́пкий Воево́до Небе́снаго Царя́! Поми́луй мя, гре́шнаго, тре́бующаго твоего́ заступле́ния, сохрани́ мя от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би мя непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри мене́, гре́шнаго, моля́щагося тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би мя та́мо ку́пно с тобо́ю сла́витии Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Архангел Божий Михаил

Свя­щен­ное Пи­са­ние нас учит, что, кро­ме физи­че­ско­го, су­ще­ству­ет ве­ли­кий ду­хов­ный мир, на­се­лен­ный ра­зум­ны­ми, доб­ры­ми су­ще­ства­ми, име­ну­е­мы­ми Ан­ге­ла­ми. Сло­во «ан­гел» на гре­че­ском язы­ке зна­чит «вест­ник». Свя­щен­ное Пи­са­ние их име­ну­ет так по­то­му, что Бог неред­ко через них со­об­ща­ет лю­дям Свою во­лю. В чем же соб­ствен­но со­сто­ит их жизнь в ду­хов­ном ми­ре, ко­то­рый они на­се­ля­ют, и в чем за­клю­ча­ет­ся их де­я­тель­ность – мы по­чти ни­че­го не зна­ем, да, в сущ­но­сти, и по­нять не в со­сто­я­нии. Они пре­бы­ва­ют в усло­ви­ях, со­вер­шен­но от­лич­ных от на­ших ма­те­ри­аль­ных: там вре­мя, про­стран­ство и все жиз­нен­ные усло­вия име­ют со­всем иное со­дер­жа­ние. При­став­ка «ар­хи» к неко­то­рым Ан­ге­лам ука­зы­ва­ет на их бо­лее воз­вы­шен­ное слу­же­ние срав­ни­тель­но с дру­ги­ми Ан­ге­ла­ми.

Имя Ми­ха­ил – на ев­рей­ском зна­чит «Кто, как Бог». Свя­щен­ное Пи­са­ние, по­вест­вуя о яв­ле­нии Ан­ге­лов раз­лич­ным лю­дям, соб­ствен­ным име­нем на­зы­ва­ет толь­ко неко­то­рых из них, – по-ви­ди­мо­му, тех, ко­то­рые несут осо­бую мис­сию в утвер­жде­нии Цар­ства Бо­жия на зем­ле. Сре­ди них – Ар­хан­ге­лы Ми­ха­ил и Гав­ри­ил, упо­ми­на­е­мые в ка­но­ни­че­ских кни­гах Пи­са­ния, а так­же Ар­хан­ге­лы Ра­фа­ил, Ури­ил, Са­ла­фи­ил, Иегу­ди­ил и Вара­хи­ил, упо­ми­на­е­мые в нека­но­ни­че­ских кни­гах Пи­са­ния. Ар­хан­гел Гав­ри­ил обыч­но яв­лял­ся неко­то­рым пра­вед­ни­кам в ка­че­стве вест­ни­ка ве­ли­ких и ра­дост­ных со­бы­тий, ка­са­ю­щих­ся на­ро­да Бо­жия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В кни­ге То­ви­та Ар­хан­гел Ра­фа­ил го­во­рит о се­бе: «Я – Ра­фа­ил, один из се­ми свя­тых Ан­ге­лов, ко­то­рые воз­но­сят мо­лит­вы свя­тых и вос­хо­дят пред сла­ву Свя­та­го» (Тов.12:15). От­сю­да воз­ник­ло убеж­де­ние, что на Небе су­ще­ству­ет семь Ар­хан­ге­лов, од­ним из ко­то­рых яв­ля­ет­ся Ар­хан­гел Ми­ха­ил.

Ар­хан­гел Ми­ха­ил в Пи­са­нии име­ну­ет­ся «кня­зем», «во­ждем во­ин­ства Гос­под­ня» и изо­бра­жа­ет­ся, как глав­ный бо­рец про­тив диа­во­ла и вся­ко­го без­за­ко­ния сре­ди лю­дей. От­сю­да его цер­ков­ное име­но­ва­ние «Ар­хи­стра­тиг», т. е. стар­ший во­ин, вождь. Так, Ар­хан­гел Ми­ха­ил явил­ся Иису­су На­ви­ну в ка­че­стве по­мощ­ни­ка, при за­во­е­ва­нии из­ра­иль­тя­на­ми Обе­то­ван­ной зем­ли. Он явил­ся про­ро­ку Да­ни­и­лу в дни па­де­ния Ва­ви­лон­ско­го цар­ства и на­ча­ла со­зи­да­ния Мес­си­ан­ско­го цар­ства. Да­ни­и­лу бы­ло пред­ска­за­но о по­мо­щи на­ро­ду Бо­жию со сто­ро­ны Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в пе­ри­од пред­сто­я­щих пре­сле­до­ва­ний при Ан­ти­хри­сте. В кни­ге От­кро­ве­ния Ар­хан­гел Ми­ха­ил вы­сту­па­ет как глав­ный вождь в войне про­тив дра­ко­на-диа­во­ла и про­чих взбун­то­вав­ших­ся ан­ге­лов. «И про­изо­шла вой­на на Небе: Ми­ха­ил и Ан­ге­лы его во­е­ва­ли про­тив дра­ко­на, и дра­кон и ан­ге­лы его во­е­ва­ли про­тив них, но не усто­я­ли, и не на­шлось им ме­ста на Небе. И низ­вер­жен был ве­ли­кий дра­кон, древ­ний змий, на­зы­ва­е­мый диа­во­лом и са­та­ною». Апо­стол Иуда крат­ко упо­ми­на­ет об Ар­хан­ге­ле Ми­ха­и­ле как о про­тив­ни­ке диа­во­ла. (Нав.5:13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).

В ду­хе Свя­щен­но­го Пи­са­ния неко­то­рые от­цы Церк­ви ви­дят Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла участ­ни­ком дру­гих важ­ных со­бы­тий в жиз­ни на­ро­да Бо­жия, где, впро­чем, он не на­зы­ва­ет­ся по име­ни. Так, на­при­мер, его отож­деств­ля­ют с та­ин­ствен­ным ог­нен­ным стол­пом, шед­шим пе­ред из­ра­иль­тя­на­ми во вре­мя их бег­ства из Егип­та и по­гу­бив­шим в мо­ре пол­чи­ща фа­ра­о­на. Ему же при­пи­сы­ва­ют по­ра­же­ние огром­но­го ас­си­рий­ско­го вой­ска, оса­ждав­ше­го Иеру­са­лим при про­ро­ке Ис­а­ии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).

Цер­ковь по­чи­та­ет Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла как за­щит­ни­ка ве­ры и бор­ца про­тив ере­сей и вся­ко­го зла. На ико­нах его изо­бра­жа­ют с ог­нен­ным ме­чом в ру­ке или ко­пьем, низ­вер­га­ю­щим диа­во­ла. В на­ча­ле IV ве­ка Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник «Со­бо­ра» (т. е. со­во­куп­но­сти) свя­тых Ан­ге­лов во гла­ве с Ар­хан­ге­лом Ми­ха­и­лом 8 но­яб­ря.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах) (IV)

Во Фри­гии, неда­ле­ко от го­ро­да Иера­по­ля, в мест­но­сти, на­зы­ва­е­мой Хе­ро­то­па, на­хо­дил­ся храм во имя Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла; око­ло хра­ма ис­те­кал це­леб­ный ис­точ­ник. Храм этот был со­ору­жен усер­ди­ем од­но­го из жи­те­лей го­ро­да Ла­оди­кии в бла­го­дар­ность Бо­гу и свя­то­му Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу за ис­це­ле­ние его немой до­че­ри во­дой ис­точ­ни­ка. Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил, явив­шись в сон­ном ви­де­нии от­цу немой де­ви­цы, еще не про­све­щен­но­му Свя­тым Кре­ще­ни­ем, от­крыл ему, что его дочь по­лу­чит дар ре­чи, ис­пив во­ды из ис­точ­ни­ка. Де­ви­ца дей­стви­тель­но по­лу­чи­ла при ис­точ­ни­ке ис­це­ле­ние и на­ча­ла го­во­рить. По­сле это­го чу­да отец с до­че­рью и все его се­мей­ство кре­сти­лись, и усер­ди­ем бла­го­дар­но­го от­ца был воз­двиг­нут храм в честь свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. К ис­точ­ни­ку ста­ли при­хо­дить за ис­це­ле­ни­ем не толь­ко хри­сти­ане, но и языч­ни­ки; мно­гие из языч­ни­ков от­ре­ка­лись от идо­лов и об­ра­ща­лись к ве­ре во Хри­ста.

В хра­ме свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла в про­дол­же­ние 60 лет ис­пол­нял по­но­мар­ское слу­же­ние бла­го­че­сти­вый че­ло­век по име­ни Ар­хипп. Про­по­ве­дью о Хри­сте и при­ме­ром сво­ей бо­го­угод­ной жиз­ни он мно­гих языч­ни­ков при­во­дил к ве­ре во Хри­ста. В сво­ем озлоб­ле­нии на хри­сти­ан во­об­ще, и в первую оче­редь на Ар­хип­па, ко­то­рый ни­ко­гда не от­лу­чал­ся от хра­ма и был при­мер­ным слу­жи­те­лем Хри­сто­вым, языч­ни­ки за­ду­ма­ли уни­что­жить храм и од­новре­мен­но по­гу­бить Ар­хип­па. Для это­го они со­еди­ни­ли в од­но рус­ло две гор­ные ре­ки и на­пра­ви­ли их те­че­ние на храм. Свя­той Ар­хипп усерд­но мо­лил­ся Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу о предот­вра­ще­нии бед­ствия. По его мо­лит­ве око­ло хра­ма явил­ся Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил, ко­то­рый уда­ром сво­е­го жез­ла от­крыл в го­ре ши­ро­кую рас­се­ли­ну и по­ве­лел устре­мить­ся в нее во­дам бур­ля­ще­го по­то­ка. Та­ким об­ра­зом храм остал­ся невре­дим. Уви­дев та­кое див­ное чу­до, языч­ни­ки в стра­хе бе­жа­ли, а свя­той Ар­хипп и со­брав­ши­е­ся к хра­му хри­сти­ане про­сла­ви­ли Бо­га и бла­го­да­ри­ли Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла за по­мощь. Ме­сто же, где со­вер­ши­лось чу­до, по­лу­чи­ло на­зва­ние Хо­ны, что зна­чит «от­вер­стие», «рас­се­ли­на».

Молитвы

Тропарь Архангелу Михаилу, глас 4

Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши нас/ кро́вом крил невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я нас, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бед изба́ви нас,// я́ко чинонача́льник вы́шних Сил.

Кондак Архангелу Михаилу, глас 2

Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льниче и челове́ков наста́вниче,/ поле́зное нам проси́ и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́г.

Молитва святому Архангелу Михаилу

О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, светлообра́зный и гро́зный Небе́снаго Царя́ воево́до! Пре́жде Стра́шнаго Суда́ осла́би ми пока́ятися от грехо́в мои́х, от се́ти ловя́щих изба́ви ду́шу мою́ и приведи́ ю́ к сотво́ршему ю́ Бо́гу, седя́щему на Херуви́мех, и моли́ся о ней приле́жно, да твои́м хода́тайством по́слет ю́ в ме́сто поко́йное. О гро́зный Воево́до Небе́сных Сил, предста́телю всех у Престо́ла Влады́ки Христа́, храни́телю тве́рдый всем челове́ком и му́дрый ору́жниче, кре́пкий Воево́до Небе́снаго Царя́! Поми́луй мя, гре́шнаго, тре́бующаго твоего́ заступле́ния, сохрани́ мя от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго и сподо́би мя непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О всесвяты́й вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри мене́, гре́шнаго, моля́щагося тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м, в ве́це сем и в бу́дущем, но сподо́би мя та́мо ку́пно с тобо́ю сла́витии Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

27 фото / 1 аудио

«Силу необоримыя ревности по славе Божией в себе являя,

стал еси во главе ликов ангельских, Михаиле…»

(из акафиста святому Архангелу Михаилу)

Дата 19 сентября отмечена празднованием Архистратига Божия Михаила и связанного с ним священного события. В этот день воспоминается чудо, совершённое Архангелом Михаилом в Хонех (или Колоссах, так при апостоле Павле назывался этот город во Фригии, расположенный близ Иераполя). В IV-м веке по Рождестве Христовом в этом городе находился храм-часовня, посвящённый Архистратигу Божию Михаилу. В храме неотлучно в течение 60 лет нёс пономарское служение благочестивый христианин Архипп, своей проповедью и благочестивой жизнью отвративший от язычества множество людей.

Язычники тех мест воскипели ненавистью на верного воина Христова, блаженного Архиппа, понимая, как сильна его проповедь, стольких язычников побудившая оставить поклонение идолам и принять христианство. И вот однажды в своём озлоблении на верных последователей Христа вообще, и в первую очередь, на Архиппа, они задумали погубить храм с его верным смотрителем и хранителем этого святого места, никогда от него не отлучавшимся.

Вот здесь и вмешался в события жизни человеческой силой Господней первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией Архангел Михаил. Когда язычники воплощали в жизнь свой коварный план, в одну соединивши две горные реки и направив их течение на храм, cвятой Архипп горячо взмолился Архистратигу Михаилу о предотвращении надвигающейся беды. В ответ на его молитву явился Архистратиг Михаил. Святой Архангел ударом своего жезла открыл в горе широкую расщелину, и бурные воды рек ушли в землю. Храм был спасен, язычники в страхе разбежались, а святой Архипп и видевший это чудо народ Божий прославили Бога и Его Архангела, Архистратига Михаила — святого Небесного покровителя спасённого храма и заступника всех христиан.

В этот день Святая Православная Церковь также прославляет чудеса, совершённые святым Михаилом, Архангелом Небесных Сил для блага народа Божия в разные времена в разных странах.

Престольный праздник скита Святогорской Лавры в селе Адамовка

В день воспоминания чуда Архистратига Михаила в одном из скитов Святогорской Лавры в честь святителя Иоанна Шанхайского, расположенного в селе Адамовка недалеко от Лаврской обители, отмечают второй престольный праздник. Связано это с тем, что престол нижнего храма скита посвящён Архистратигу Михаилу, небесному покровителю святителя Иоанна Сан-Францисского, в святом Крещении нареченного Михаилом.

Праздничные богослужения начались с водосвятного молебна с акафистом святому Архистратигу Михаилу. В молитвах верующие просили великого заступника и дивного во бранех с противными помощника роду христианскому испросить Всемилостивого Бога «разум чист и свободен от страстей» и «благодать от Бога с Небесе» даровати и «бури искушений и бед» избавити. Завершился молебен освящением воды и окроплением этой водой всех молящихся.

По окончании молебна в храме начали читать часы и была отслужена Божественная литургия.

В Евангелии этого дня говорилось о необходимости бодрствования, в евангельском зачале были такие слова: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Ев.Мф. 24:42). Этим Господь призывает Своих учеников, а вместе с ними и всех христиан к духовному трезвению, неустанному духовному бодрствованию на пути своего спасения. По мнению блаженного Феофилакта Болгарского «Если бы мы знали, когда наступит наша кончина, то мы бы только в тот день постарались угождать Богу. А теперь, так как не знаем, то всегда бодрствуем для дел добродетели». «Стяжи постоянное Трезвение, постоянное бодрствование над собой. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели» — так в своих трудах говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов).

По окончании Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг храма, который закончился возглашением многолетий. После этого все причастники выслушали молитвы по Святом Причащении, и все верующие, подходя ко кресту, получили в подарок небольшую икону с изображением Архистратига Михаила.

Также по случаю престольного праздника всем посетившим в этот день скит Святогорской Лавры была предложена праздничная трапеза.

«Сегодня — день молитвы»: фрагменты проповеди митрополита Святогорского Арсения, произнесённой 19 сентября 2010 года, в день воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех

«…Всякое чудо Божие даёт пользу не только для земного жития, оно также исцеляет и душу человека.

Сегодня Господь даёт нам пример молитвенности преподобного Архиппа, и мы должны этому примеру молитвенному подражать. Нам необходимо понять, что в молитве, прежде всего, необходимы терпение, надежда, любовь к Богу и смирение перед Богом. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». И «на кого воззрю, — говорит Господь, — только на смиренного и кроткого, трепещущего словес Моих». Вот с таким чувством и старайтесь молиться. Не будьте подобны язычникам, надеющимся от Бога откупиться.

Как часто, бывает, слышишь: «Я пошёл и сто свечей в храме поставил, а мне Бог не помог». А что эти свечи по сравнению с тем, что Бог тебе даёт? Если внимательно посмотреть на нашу жизнь, сколько Господь дал нам добра! А мы думаем, что мы 10 свечей поставили или 100 свечей и этим всё уже сделали… Да мы должны благодарить Бога жизнью своей! А свеча поставленная — пускай она и одна, и самая маленькая, самая дешёвая свечечка, но с любовью к Богу, с преданностью души Богу, Его воле и Его заповедям, то эта свеча великой будет перед Богом. И пламя этой свечи до Небесного Престола будет светить, а от Небесного Престола низводить на нас милость и благодать Божию. Ведь свеча — это наш символ любви к Богу, символ нашего горения, нашей чистоты, как чистота воска.

Поэтому и вы, братья и сестры, не забывайте, что Господь призвал нас к праведной жизни. Призвал не забывать Его словами Заповеди «Шесть дней делай, да сотвориши в них вся дела твоя, седьмый же день Господу Богу Твоему». Даёт на суету нам Господь шесть дней в неделю, а седьмой просит посвятить Ему. Посвятить не только тем, что мы постоим на службе два-три часа в храме Божием, а освятить этот день делами благочестия по Заповедям Божиим.

В этот день проведайте больных, подайте милостыню нищим, накормите сирот, примиритесь с ближними, простите тем, кто вас оскорбляет, сами никого не оскорбите в этот день. Постарайтесь почитать что-нибудь боговдохновенное в этот день и сделать что-либо доброе. Ради Бога, ради любви к Нему и ради Его любви к нам. Ради того, чтобы быть с Богом в вечности нескончаемой, чтобы наследовать Царство Небесное, чтобы пребывать в вечной радости и утешении с Богом не только самим, но чтобы с нами вместе пребывали вымоленные нами и наши почившие предки, и наши сродники, которые живы и за которые мы переживаем и молимся. Ради этого, братья и сестры, постарайтесь жить по-Божьему, как наши деды и прадеды жили. Они свято чтили этот праздник — чудо Михаила Архангела, и народ наш всегда очень строго подходил к нему и сугубо молился в этот день, потому, что сегодня — день молитвы, день примера молитвы.

«Где Бог — там радость, там утешение»

Потому и народ наш этот день всегда посвящал молитве, отлагая все земные дела ради того, чтобы вспомнить о Боге и о Его любви к нам. И Господь отвечал Своею любовью нашим дедам и прадедам. Семьи были иногда и по 20 человек, но в семьях этих было послушание старшим, трудолюбие, уважение к старшим. Мирность была в этих семьях. Ведь жили в саманных хатках на две-три комнатки, а какой мир, какая любовь была! Какое послушание и уважение к родителям было! Какое трудолюбие у всех было! А какая радость у всех была — в колхозах до восхода солнца ехали на поле работать и с заходом солнца возвращались — туда ехали с песнями, казалось бы, на каторжную работу, за трудодни, за палочки, и оттуда ехали с песнями. Потому, что с Богом жили. А где Бог — там радость, там утешение.

И у нас сейчас непонимание в семьях, уныние на обществе лежит не потому, что Бог от нас отказался, а потому, что мы от Бога отказались. И поэтому мы всё это и несём, братья и сестры, всё это и терпим. А надо всего лишь повернуться лицом к Богу. И когда Господь рядом, тогда и радость.

Приведу такой пример — вспомните, когда служится водосвятный молебен и батюшка берёт кропило и кропит вас святой водой, не простой водой — освящённой. Вода наполнена силой, благодатью Божией. И у нас сразу как бы забываются все мирские заботы и дела, забывается вся наша болезнь и усталость стояния на службе, и только тянутся все к этим капелькам святой воды и говорят: «Батюшка, брызните ещё!» и у всех на лицах улыбки. Ведь так это? А почему? Да потому, что в этот момент Бог возле человека. И человек всё земное забыл и Бог рядом с Ним. Своею рукой касается его и благодать даёт ему утешительную, которая заставляет его улыбаться и радоваться: будь то лицо начальника, будь то лицо старушки, будь то лицо ребёнка или зрелого человека, мужчины или женщины — у всех одно настроение. У всех радость и как бы забвение всех мирских забот и скорбей, одна только радость и утешение.

Вот так бывает, когда с Богом человек живёт. Так и наши деды и прадеды, жили в саманных хатках, и одевались бедно, и кушали не так сытно, как мы кушаем, и трудились не так, как мы трудимся, побольше нашего трудились. Но они при этом при всём были радостны и утешаемы, утешаемы Богом, Который был с ними.

«Жить, любя Бога, молясь Богу, не забывая Бога, исполняя Его заповеди»

И вот пример нам, братья и сестры, не только на житиях святых, но на недавнем нашем прошлом — вот как надо жить! Жить, любя Бога, молясь Богу, не забывая Бога, исполняя Его заповеди. Храня, братья и сестры, то благочестие, которое завещано и передано нам нашими дедами, прадедами, матерями, бабушками. Мы — хранители этого благочестия, и должны хранить его не как фарисеи, которых обличал Христос Спаситель, а хранить его как праведные угодники Божии и как наши благочестивые предки хранили это благочестие, называясь Святой Русью. И Святая Русь, я говорил и скажу ещё раз — она не когда-то была, в XII или в XIV веке или когда-то будет, Святая Русь — она есть, просто в ней надо жить. И тот, кто живёт с Богом и, проводя нравственный образ жизни, исполняет заповеди Божии и любит ближнего своего, тот и живёт на Святой Руси. И мы можем позволить себе это счастье — жить на Святой Руси, жить с Богом и соединиться потом с Богом в вечности. Но всё это зависит, братья и сестры, от нас с вами. Аминь».

О пречудный Архангелов и Ангелов начальниче,

за предивное служение твое спасению рода человеческаго

приими от нас возносимый к тебе ныне глас хвалы и благодарения

и, яко исполнь силы Божией, покрый нас невещественныма крилома твоима

от всех враг видимых и невидимых,

да прославляемому тобою и прославившему тя Господу выну зовем:

Аллилуиа

(последний кондак акафиста)

Фрагмент проповеди епископа Арсения в день воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех. 19 сентября 2010 г.

Фотоальбом на

Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех

19 сентября Православная Церковь вспоминает чудо, совершенное архистратигом Михаилом в Хонех в IV веке. Это чудо открывает перед нами духовную природу постоянной борьбы добра со злом в этом мире, и имеет для нас глубокий нравственный и назидательный смысл, потому что оно учит нас никогда не отчаиваться, в любых жизненных обстоятельствах, и возлагать надежду и упование на помощь Божию.
Архистратиг Михаил — вождь Небесных Сил. Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов — Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца.
Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей.
В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», — обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.
Чудо Архистратига Михаила произошло во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа.
Архистратиг Михаил явился в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, и сказал: «Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, напои ее водой из моего источника, и тогда увидишь славу Божию».
Этот человек поверил видению, исполнил повеление Архангела – от чудесной воды дочь его обрела дар речи, и первыми словами ее были: «Боже христианский, помилуй меня! Святый Михаиле, помоги мне!»
Потрясенный и осчастливленный, отец ее вместе с нею и всей семьей тотчас принял Святое Крещение. В знак благодарности за исцеление дочери и просвещение своей души он выстроил над чудотворным источником храм Господень во имя Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа.
Почти век спустя в этот храм пришел юный ревнитель благочестия десятилетний мальчик по имени Архипп. Родители воспитали его в святой Христовой вере, и с раннего детства Архипп возгорелся стремлением служить только Богу Всевышнему. Житие преподобного Архиппа — редчайший даже среди житий святых пример того, как прям может быть путь человека в Небесное Царство: сохранивший детскую чистоту Боголюбец уподобляется стреле, летящей в Горняя.
Молитвой преподобного Архиппа было: «Не попусти мне, Господи, порадоваться на земле суетною радостью, да не увидят глаза мои никаких благ мира сего, и пусть не будет для меня никакой отрады в сей временной жизни. Исполни, Господи, очи мои слез духовных, дай сокрушение в сердце моем и благоустрой пути мои, дабы мне до конца дней моих умерщвлять плоть мою и поработить ее духу. Какую пользу принесет мне сия бренная плоть моя, созданная из земли? Она, как цветок, утром расцветает, вечером же засыхает! Но дай мне, Господи, усердно трудиться над тем, что полезно для души и для Жизни Вечной».
Святой Архипп ничего не хотел в этом мире. Он жаждал оторваться от земли, от смертного праха, уйти в Небеса и потому предался строжайшей и жесточайшей аскезе. Подвижник не ел ни мяса, ни рыбы, даже хлеба не ел – он питался лишь травой, пустынной зеленью. Он спал на острых камнях, а подушкой ему служил мешочек с колючим терновником, так что отдых его был более мучением, чем покоем. Конечно, аскеза не самоцель: смысл аскетического умерщвления плоти в том, что изможденное тело не испытывает греховных похотей, а душа освобождается для чистой молитвы. По слову жития так молясь и так поучаясь, блаженный Архипп стал уподобляться Ангелу Божию, проводящему Небесное житие на земле.
Для большинства людей столь суровая аскеза невозможна, и самонадеянные мечты о таком жестоком житии могут обернуться демонской прелестью. Избранников, подобных святому Архиппу, – в мире единицы, но они – свет миру! Это живые явления ангельской чистоты в немощном человеческом теле.
В храме святого Архистратига Михаила благочестивый Архипп в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение. Ничто не вызывает такой злобы нечестивых, как праведность. Окрестные язычники люто ненавидели святого Архиппа, много раз избивали его и всячески истязали, требуя, чтобы он ушел из этих мест. Однако с твердостью адаманта угодник Божий продолжал свое служение при храме и чудотворном источнике. Не одни чудеса исцелений – еще и сияние высочайшей добродетели преподобного Архиппа влекло сердца людей, обращая их от грехов и заблуждений к Истине Божией. Вокруг пустели языческие капища, лишаясь приверженцев, – и умножались ряды христианских общин.
В своем озлоблении на христиан вообще, и, в первую очередь, на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа.
Фанатичные идолопоклонники хотели засыпать чудесный источник, убить служителя храма, но, когда злодеи приблизились к преподобному Архиппу, у них омертвели руки, а из чудотворных вод изшел огонь, опаливший и отогнавший прочь нечестивцев.
Этот урок не вразумил языческих “активистов”. Они измыслили широкомасштабный план, чтобы уничтожить и целебный источник, и храм, и святого Божия. Христианская святыня находилась у подножия горы, с которой стекали два мощных потока: воды этих рек злоумышленники хотели направить так, чтобы они погребли под собою храм Архистратига Михаила. Для осуществления такого “гидромелиоративного проекта” язычникам пришлось копать глубокий и широкий канал: Десять дней трудились нечестивые в этом суетном деле.
Преподобный Архипп видел их смертоносные приготовления и решил: «Не сойду с этого места, не уйду из церкви, но даже и умру здесь, если Господь попустит потопить сие святое место».
Наконец злой труд был завершен. Ночной порой богопротивники разрушили перемычки между речными руслами и вырытым ими каналом: вода, устремившись вниз, зашумела, как гром. Услышав этот шум, преподобный Архипп не дрогнул – он стоял в храме и воспевал псалмы.
И над шумом потоков зазвучал таинственный голос, повелевший святому Архиппу выйти из храма. Он повиновался – у входа в храм предстал ему светоносный Архистратиг Михаил, в образе, описанном древними пророками: «тело его – как топаз, лицо его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей (Дан.10,6). Небесные явления страшны для земных глаз, и преподобный Архипп от страха упал на землю.
Но Архангел сказал ему:
— Не бойся, — встань, подойди ко мне сюда и увидишь силу Божию на этих водах.
Блаженный Архипп встал и, подойдя со страхом к Воеводе сил небесных, остановился по повелению его на левой стороне; при этом он увидал огненный столп, поднимавшийся от земли до неба. Когда же вода подошла близко, архистратиг поднял правую руку и, изобразив крестное знамение на поверхности воды, сказал:
— Остановитесь там!
И тотчас же воды обратились назад. Так исполнились слова пророческие: «видели тебя воды, и убоялись» (Пс.76,17). Воды стали, как каменная стена, и поднялись в вышину, подобно высокой горе. Вслед за этим архистратиг, повернувшись к храму, ударил жезлом в огромный камень, находившийся около алтаря, и начертал на нем крестное знамение. Тотчас послышался великий гром, земля затряслась и камень разделился на двое, образовав в себе громадное ущелье.
При этом архангел Михаил произнес следующие слова:
— Да уничтожится здесь всякая сопротивная сила и да получат здесь избавление от всяких зол все приходящие сюда с верой!
Сказав это, он велел Архиппу перейти на правую сторону. Когда преподобный перешел туда, то святой Михаил громогласно возгласил водам:
— Войдите в это ущелье!
И тотчас воды с шумом потекли в каменную расселину и с тех пор постоянно текли этим путем сквозь камень. Враги, стоявшие на левой стороне и ожидавшие увидеть потопление святого храма, от страха окаменели.
Сохранивши от потопления свой храм и преподобного Архиппа, святой архистратиг Михаил восшел на небо, а блаженный Архипп возблагодарил Бога за то преславное чудо и прославлял великого хранителя, архистратига Михаила, за его великое заступление.
Тогда все противники устыдились, у верующих же была великая радость, и они, приходя к ангельскому храму и чудесному источнику, вместе с преподобным Архиппом воздавали хвалу Богу.
Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
Преподобный Архипп, усердно работая Богу, скончался в мире, будучи 70-ти лет от рождения своего. Верующие погребли его на том же самом месте, где произошло чудо.
Свидетельством чуда, зримым, явным, осталось ущелье в скале, по которому мчался стекающий с горы поток.
Всевышний Творец создал материальный мир и установил для него законы, которые наука называет естественными. Но и естество природы, и ее законы могут быть преображены волею Творца по молитвам верных Его служителей – именно это называется чудом.
Верность Богу есть непобедимое оружие и Небесных Ангелов, и праведных людей. Верный Господень может не бояться ни козней злых людей, ни буйства стихий, ни демонских полчищ, ни князя тьмы диавола, ибо на его защиту встанет Небесное Воинство, осененное благодатью Всемогущего Господа. Так, чтобы защитить преподобного Архиппа, явился с Небес Архистратиг Михаил, мановением останавливающий воды и рассекающий скалы.
До сих пор Святая Церковь ежегодно вспоминает чудо в Хонех, и прославляет Архистратига Божия Михаила, и прославляет Господа, а нас всех призывает поступать подобно тому, как поступил праведный Архипп: не отчаиваться даже в самых сложных жизненных обстоятельствах, когда, кажется, ничто уже не может спасти. Вот тут нам и надо усиливать наши молитвы и надежду нашу надо возлагать на Господа, вверяя себя в Его святой промысл и зная, что в руках Господних все – мир весь в руках Божиих.
«Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами».
Тропарь Архангелу Михаилу, глас 4
Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних Сил.
Кондак Архангелу Михаилу, глас 2
Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко Безплотных Архистратиг.
Величание
Величаем тя, святый архангеле Христов Михаиле, и вас святии ангели, архангели, начала, власти, силы, господствия, престоли, херувими, серафими, прославляющих Господа.
Молитва Архангелу Михаилу
О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо!
Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.
О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его.
О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва
Господи Боже Великий Царю, Безначальный!
Пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых. О, Господень Михаиле Архангеле! демонов сокрушителю: запрети всем врагам борющимся со мною, сотвори их, яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестокрылатых первый княже и воеводо небесных сил — Херувим и Серафим. О, угодный Михаиле Архангеле, буди ми помощник во всех обидах, в скорбях, печалях; в пустынях, на распутьях, на реках и на морях — тихое пристанище.
Избави мя, Великий Михаиле Архангеле, от всяких прелестей диавольских, егда услыша мя грешнаго раба своего (имя) молящагося тебе и призывающаго тебя и призывающаго имя твое святое: ускори на помощь мне и услыши молитву мою.
О, великий Архангеле Михаиле! Победи вся противящееся мне силою Честнаго и Животворящаго Небеснаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых апостолов, святаго пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца, святаго Андреа юродиваго, святых великомучеников Никиты и Евстафия, преподобных отец и святых святителей, мучеников и всех святых Небесных сил. Аминь.
СВЯТЫЙ АРХИСТРАТИЖЕ МИХАИЛЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *