Да любите друг друга

Толкования Священного Писания

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга

Заповедь новую даю вам: оставляя вас для деятельности в распространении и утверждении в мире сем Царства Моего, доколе не возьму вас к Себе (Ин. 14:3), Я для руководства вам в вашей деятельности даю вам новую заповедь, исполнением которой вы будете отличаться от всех, как именно Мои ученики, и по исполнению которой вас будут все узнавать именно как Моих учеников. Эта заповедь новая: да любите друг друга. Заповедь о любви к ближнему дана была и в законе Моисеевом: люби ближнего как себя (Лев. 19:18); любовь к ближнему предписывается и законом совести, почему мы видим любовь к ближним и у язычников. Но тем не менее Господь называет эту заповедь Свою новой, означая тем ее особенный, действительно новый, характер у учеников и последователей Христовых, выражающийся и в побуждениях к любви, и в степени и в объеме ее. Христианская любовь к ближним не есть естественное только, присущее душе человеческой, человеколюбие (филантропия), возможное и у язычников, как основывающееся на законе совести, и не есть предписание, имеющее целью только ограничение любомстительности, как в законодательстве Моисеевом (Лев. 19:18), но есть свободная, добровольная любовь христиан между собою во имя Христово, во имя Христа как Искупителя всех людей, связанных неразрывно между собою этим искуплением. От сего древняя заповедь о любви к ближним получает новый характер, отличающий ее от всякой другой, и именно как христианская в этом смысле она заповедь действительно новая, потому что любовь к ближним, как любовь во имя Христа Спасителя, явилась только в христианском мире, и в христианском мире только та любовь к ближним истинно христианская, которая проявляется во имя Христово. Соответственно сему христианская любовь отличается особенной чистотой, бескорыстием, так сказать одухотворенностью: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга чисто, свято, бескорыстно. Только такая любовь может достигать необыкновенно высокой степени и силы, ибо основывается на бесконечно высокой идее всеобщего искупления Христом и духовного единства всех во Христе, как братьев в одном семействе Христа, или как членов одного духовного тела Христова. Оттого только здесь возможна любовь ко врагам, не возможная ни в иудействе (ср. Мф. 5:43), ни в язычестве, ибо там для нее нет основания, и только жившие верой в будущего Мессию некоторые великие еврейские мужи иногда достигали до понятия любви ко врагам. По всему сему заповедь о любви, данная Господом, есть новая заповедь. — Как Я возлюбил и пр.: не степень и сила любви означаются сим собственно (хотя и не исключаются), а самый характер любви, любви ко всем во имя искупления всех Христом, а не во имя чего-либо другого.

Толковое Евангелие.

Заповедь новую даю вам. Эти слова сказал Иисус Христос Своим ученикам накануне Его распятия.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Иоан.13:34-35)

Узнают ли нас по тому, что мы имеем любовь между собою? Вопрос. Скорее всего не узнают, чем узнают.

Некоторые христиане молятся, чтобы Бог дал им любви. Они скорее всего не читали это место из Писания: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». (Рим.5:5)

Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Проблема просящих любви в том, что они думают, что любовь это чувства. Чувства относятся к душе и они переменчивы.

Давайте прочтем о любви из Писания: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (1Кор.13:4-8)

Любовь — это действия: долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.

Любовь состоит из глаголов. Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Итак, мы видим, что любовь это не чувства, не влюбчивость и не привязанность. Любовь — это действия. Действия можно видеть.

«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною». (1Иоан.3:16-18)

«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». (Гал.5:6)

Уловите смысл «вера, действует любовью». Ключевое слово «действует».

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом». (Гал.5:13-18)

Поступать по духу — поступать по любви.

Духовный и душевный различаются тем, что духовный знает, что такое любовь Божья. Душевный определяет любовь как чувство, привязанность, секс. Этого всего желает его душа.

Бог есть любовь. Не у Бога есть любовь, но Он Сам есть Любовь.

Любовь — это не только действие, но и решение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Иоан.3:16-17)

Из-за любви к Своему творению, Бог посылает Своего Сына Иисуса Христа на крест Голгофы. Умереть Самому не проблема. Отдать самое дорогое Сына Своего, для Отца, величайший поступок любви и ее доказательство.

Всем рожденным от Бога, свыше, не нужно просить у Бога любви, проявляя неверие, уж коль она излита в сердца наши Духом Святым. Любовь нужно «включить» и действовать, включая свою веру, вера действует любовью. И никак иначе. Аминь!

Николай Николаевич

Да любите друг друга

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13:4–8). Тема сегодняшней беседы: высшая христианская добродетель – любовь.

Религия любви к врагам

– С любовью приступим. Господь сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35).

У основателя общежительных монастырей Пахомия Великого родители были язычниками. Юношу взяли в армию, где он терпел обычные лишения: было холодно, голодно. И вот к ним в палатку как-то пришли люди, которые принесли теплую одежду, одеяла, ласково с ними поговорили, дали поесть. И он был потрясен, потому что испытал такую любовь, которую не чувствовал к своей родной матери. Он подошел к офицеру и спросил: «Кто это такие?» – «Да это христиане, они всех так любят». И у молодого Пахомия защемило сердце, он ночь не спал, а наутро ему объявили, что война закончилась и все свободны. Но он уже не мог идти домой, у него сердце было ранено. Он нашел священника, тот дал ему возможность прочитать Евангелие, и после этого Пахомий принял Крещение. Он очень много подвизался в разных подвигах, в отшельничестве, жил в дупле и пришел к неожиданному выводу, что самый лучший, быстрый и надежный способ приблизиться к Богу – это жить в общении. Сама община может быть несовершенной, но в ней находится множество людей, которые тебя поправляют, и ты видишь свои недостатки как в зеркале.

Афонский старец Порфирий Кавсокаливит

Пахомий написал первый устав общежительного монастыря. В его обители любой человек довольно быстро, уже через несколько месяцев, все земное отвергал и жил святой жизнью. Как вы думаете, сколько было монахов у Пахомия? Тысяча. Потом он создал второй монастырь, тоже на тысячу человек. Затем третий, четвертый, всего девять мужских и два женских. Любовь была способом существования в этих монастырях. И только по одной причине Пахомий выгонял иноков из обители – правда, после предупреждения. Из-за непослушания. А как вы думаете, почему?

– У старца Фаддея Витовницкого есть высказывание, что непослушание – это принцип сатаны. Непослушание – это своего рода царство внутри царства, это сатанизм.

– Монахи должны стать земными ангелами, а небесные Ангелы – слушаются Бога…

– Совершенно верно. Монахи дают три обета – целомудрия, нестяжания, послушания. Но основным из них является послушание. Потому что если нарушил целомудрие – можно покаяться и исправиться. Страсть может пройти. Обет нестяжания – ну, «душила жаба», к чему-то был человек привязан, но и это тоже потихонечку проходит. А вот если он непослушный, то вообще ни на какое дело не годится. Его даже плотничать нельзя обучить. Как его научишь, если он говорит: «А я по-своему буду строгать, «против шерсти». Что ты мне здесь рассказываешь?» Если человек не хочет слушать учителя, который знает, как делать, то, конечно, он не может быть его учеником.

Естественная потребность

– Поднимите руки, кто из вас когда-нибудь в жизни любил? А вас кто-нибудь любил? А как вы определите, что такое любовь?

– Жертва собой ради любимого человека.

– Один знакомый бизнесмен, весьма богатый, сказал жене: «Я тебя люблю». – «А как ты это понял?» – спрашивает она. – «Мне на тебя денег не жалко», – отвечает.

– Сильный критерий. Другой бы еще смету расходов составил.

– Современные девушки считают, что могут любить, как Джульетта, но она же была верующая, а они нет.

– Что из этого следует?

– Значит, не могут.

– А, кстати, любовь Джульетты – это хорошо или плохо?

– Она Ромео больше, чем Бога, любила. Нарушила волю отца.

– У Джульетты какая любовь-то была? Разве по Богу? Хотя они молились, восклицали, призывали Бога, все это больше похоже на страсть.

Как мы еще можем определить, что такое любовь: денег не жалко, хочется чем-то пожертвовать, можно простить, да? Если есть выбор, кому благо – мне или ему, а вместе мы не умещаемся в лодке, то пусть будет ему. С радостью, да?
Вообще, любовь духовная возможна только по благодати, когда Господь дает благодать.

Спас Икона Андрея Рублева

…Мы уже говорили, в основе любой добродетели лежит естественная потребность. Каждый хочет любить и быть любимым. Кстати, это может быть основой любой беседы с детьми, подростками, молодежью. Старец Паисий так и рассказывает, что он легко договаривался с панками, с «оторванными» молодыми людьми. Он их спрашивал: а ты хочешь быть любимым?

Иоанн Златоуст говорит: «Любовь есть основание всякой добродетели». И высшая добродетель. «Любовь есть Бог, а кто хочет определить словом, что есть Бог? Тот слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской», – пишет Иоанн Лествичник. Действительно, дать определение любви очень сложно. Как же определить, что такое Бог? Есть апофатическое (отрицательное) и катафатическое (утвердительное) богословие; через отрицания или аналогии с чем-то мы можем с вами приблизиться к тому, что такое любовь. Сегодня мы с вами этим и займемся.

Первое: любовь к Богу проявляется в исполнении заповедей.

«…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).

А вот что святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Свойственно любви часто воспоминать и помышлять о любимом; свойственно любви часто направляться и устремляться сердцем и душою к любимому. Непрестанно помнить любимого и помышлять о нем, непрестанно ощущать себя привлеченным к любимому свойственно любви совершенной. Богу угодно, чтоб такою совершенною любовью мы любили Его».
Совершенная любовь – это Бог Троица.

Лекарство от инфаркта

Любовь выше любых даров и благодеяний. Апостол Павел пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1–3).

У апостола Павла дается очень красивое, поэтичное определение, которое я студентам рекомендую выучить на всю жизнь, запомнить. Когда им становится грустно, они это вспоминают, у них как бы Евангелие в груди, в сердце: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:4–13).

Апостол Павел

«Любовь не раздражается». Сегодня я был у кардиолога на обследовании. И он мне сообщил интересную вещь: сердце, по его словам, болит оттого, что человек живет не мирно. Оттого, что он гневлив. Оттого, что от множества страстей он то и дело попадает в стрессовую ситуацию. У этого профессора – аппаратура мощнейшая. «Я, – говорит, – могу свидетельствовать: хорошее сердце по всем медицинским показателям у человека, который живет мирно, тихо». Который «не раздражается, не завидует, не ищет своего».

– Плакат надо повесить в клинике: «Любовь – лучшее средство от инфаркта».

– Да-да. Они там, конечно, проповедуют ходьбу дозированную, физические упражнения, но меня поразило, что, действительно, профессор из своего личного опыта пришел к тому, что существует прямая связь между миром в нашем сердце и его здоровьем. Как только из сердца уходит мир, мы становимся кандидатами к тому, чтобы у нас развилась сердечная болезнь.

Без любви

– Есть такие, уже ставшие известными, изречения:

• Справедливость без любви делает человека жестоким.
• Правда без любви делает человека критиканом.
• Воспитание без любви делает человека двуликим.
• Ум без любви делает человека хитрым.
• Приветливость без любви делает человека лицемерным.
• Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
• Власть без любви делает человека насильником.
• Честь без любви делает человека высокомерным.
• Богатство без любви делает человека жадным.
• Вера без любви делает человека фанатиком.
• Обязанность без любви делает человека раздражительным.
• Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Любовь к созданиям Божиим

– Батюшка, а почему воспитание без любви делает человека двуликим?

– Очень просто. Вот ребеночек поступает в воскресную школу, ему там что-то говорят, воспитывают, а после этого он приходит в светское учебное заведение и там его учат совсем по-другому. Без любви. Если нет любви в семье, это вообще корень всех проблем. Ребенок живет и воспитывается в определенной среде, надо ли удивляться, если он «вдруг» становится преступником или совершает безнравственные поступки.

Среди детей воскресной школы он был нормальным ребенком, а вышел оттуда – и попал в другую среду, которой не смог противостоять. Если бы у него был стержень любви, то устоял бы против греховных желаний. А без любви он здесь такой, а там иной. И дома перед бабушкой он представляется одним, перед мамой – другим, а перед папой – третьим. У одного выпросит новую игрушку, у другого добьется разрешения посидеть лишний час за компьютером. Он сталкивает их между собой, зная слабости каждого. Воспитанный с детства в лукавстве, он точно так же станет приспосабливаться к начальникам на работе, делать карьеру или просто праздно существовать. Это калека, духовный инвалид на всю жизнь. А почему? Потому что у него не было воспитания с любовью.

… Давайте продолжим список того, что получается без любви.

– Строгость без любви делает человека жестоким.

– Любовь без любви делает человека развратным.

– Честность без любви делает человека упрямым.

– Совершенно верно: сама добродетель без любви превращается в грех. Воздержанный человек без любви может возгордиться, а может и умереть от недоедания. Он постится и ходит злой. Святые отцы говорят: лучше съесть верблюда, чем человека. Почему так? Потому что человек своей злостью фактически поедает этих людей.

– Молитва без любви делает человека фарисеем.

– Совершенно верно. Можно лоб расшибить, говорят: подвижник, по тысяче Иисусовых молитв читает. Но Богу это может быть не угодно. Святые отцы говорят: не от количества прочитанного зависит молитва. Где сердечко при этом? Оно с любовью это делает?

Целомудрие без любви делает человека…

– Тоже фарисеем.

– Есть люди, которым Господь дал целомудрие с детства. Смотришь на некоторых целомудренных девиц, думаешь: слава Богу. А копнешь, и становится понятно, что это целомудрие само по себе не спасительно. Человек находится в гордыне, на всех смотрит сверху вниз: «да кто вы такие, вы вообще все развратники, а я человек целомудренный, чистый». Нестяжание без любви делает человека…

– Расточительным.

– Кротость без любви делает человека…

– Трусливым. Или безбожным, малодушным.

– Радость без любви делает человека…

– Смешливым, беспечным.

– Беспечным, да. Он может стремиться к тому, чтобы только ухватить радость, он все время ищет новых впечатлений, наслаждений. У него вся жизнь только в том и состоит, чтобы достигнуть радости. А она пустая, после этой радости плакать хочется. И радость эта на три секунды.

Мужество без любви делает человека…

– Безрассудным.

– Безрассудным, может быть, да. Фанатичным.

Смирение без любви делает человека…

– А разве возможно смирение без любви?

– Смирение, пожалуй, это разновидность любви. Наверное, смирение без любви – это ложное смирение. Напоказ. Человек прикидывается таким смиренным, смиренным, а потом вдруг – раз, как выдаст…

Игумен Киприан (Ященко)

Педагогика сердца

– В чем любовь проявляется? «Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность к Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовью к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице». Так описывает аскетические опыты святитель Игнатий (Брянчанинов). Во время молитвы страх Божий модифицируется в любовь. Греховный помысел отлепляется. Человека так влечет, что он бегом бежит в храм.

Добродетель любви ведет к зрению в ближних образа Божия. Мы любим других людей, не потому что они наши родственники (хотя – все родственники, через Адама и Еву). А за то, что в каждом человеке существует образ Божий. А во всяком ли человеке есть добродетели – подобие Божие? Ну, какие-то есть, да?

Любить в человеке то, что от Бога, – вот на чем основана духовная любовь. Мы не просто придумываем, что он наша кровиночка. Сегодня близкий, а завтра – далекий. Это быстро проходит. Мы видим в нем, прежде всего, божественное.
Идеал – ко всем равная любовь. А можно ли всех равно любить?

– Посредством благодати. Потому что иначе тяжело очень.

– Равно любить, но по-разному. Действительно, ведь Христос тоже любил равно, но по-разному. Он же нам дал такой пример любви. «Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела, несказанное наслаждение тела радостью духовной, упоение духовное», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Это в чем проявляется любовь. И далее: «Расслабление телесных членов при духовном утешении. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума». По свидетельству святителя Игнатия (Брянчанинова), который сам синтезировал опыт множества святых отцов, в любви умолкают телесные чувства. Даже расслабляются все телесные члены.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Как у нас человек сейчас расслабляется? Выпить, закусить, в баню сходить, физиологическим способом уйти от стресса, от противоречий, которые множатся в этом мире. А по любви это возможно совсем по-иному. Это относится и к телу, и к душе, и к духу. Смотрите, какое красивое выражение: разрешение от немоты сердечного языка. А что это за язык такой?

– Общение с Богом.

– Когда от сердца к сердцу говорят. Одно дело мы передаем информацию – из одной головы в другую или общаемся душевно, передаем чувства. А есть общение от сердца к сердцу, когда действительно затрагивается наш духовный пласт. Вообще, сердце-то у нас молчит, оказывается. И действительно, немота сердца только при любви и разрешается. Мир Христов наступает в человеке, он успокаивается, сердечко перестает болеть и колоть. Все наши земные заботы поглощаются разумом Христовым.

Жить святой жизнью

– У нас недавно было соборование, и на него приходил один профессор. Четыре года назад у него обнаружили рак, быстротекущую саркому. Человек он богатый, метался-метался, но никто ему здесь ничем помочь не смог, все отказались его лечить. И вот он в Швейцарии нашел одного профессора, который взялся его оперировать, но предупредил: никакой гарантии. «У вас быстротекущая болезнь, – говорит, – неделю я вам даю на то, чтобы завершить все свои дела здесь, на земле, попрощаться».

И он на неделю приехал в Москву. Мы начали с ним беседовать и выяснили, что, оказывается, он некрещеный. Ну, мы поговорили, он почитал Евангелие. Пришел на следующий день, мы его крестили, а заодно и его жену.

И вот он подготовил исповедь за всю свою жизнь. Эта была редкая исповедь, он исповедовался более двух часов с великими слезами, с великим откровением, со множеством подробностей. Он действительно описывал, в чем его вина, подробно рассказывал, не просто – грешен, любви не имею, а он действительно показывал – где он этой любви не проявил. Он серьезно отнесся к исповеди, перед лицом смертельной угрозы решил чистосердечно покаяться. На следующий день причастился и улетел в Швейцарию. Через два дня – звонок, говорит: «Батюшка, меня перед операцией положили на обследование и никакой опухоли не обнаружили».

Собрали консилиум врачей, думали, аппарат сломался. Такого быть не может, он же из России привез кипу рентгеновских снимков, а за неделю такие болезни не проходят. Они его на другом аппарате обследовали – от опухоли и следа не осталось. Начали его расспрашивать: «Рассказывайте, как вы лечились? Чистосердечно». Когда он им рассказал, что покаялся, крестился, причастился, врачи говорят: «Видимо, Сам Бог принял участие в вашей жизни, у вас не было шансов на выздоровление». И он еще больше напугался от этого. Приехал на соборование в Москву, говорит мне: «Батюшка, если я не должен был жить, а Бог мне дал жизнь, это ведь не случайно. Значит, Он мне для чего-то ее дал? Поставьте мне духовную задачу, что я должен сделать в оставшееся время».

Я был очень рад этому, люди редко обращаются с такой просьбой. Я тоже помолился и поставил ему духовную задачу: «Бог благословил тебя жить святой жизнью. Когда достигнешь святости, тогда мы этот случай и опишем. Сейчас его описывать бессмысленно, потому что это только половина – Бог дал, а как ты распорядишься этим временем – опять же в твоих руках». Он спрашивает: «Может, планку пониже? А есть прецеденты?» – «Сколько угодно. Князь Владимир был предан чувственным удовольствиям: любил воевать, любил и гулять, тешиться, есть и пить. А потом задумался и принял Крещение. И после этого стал другим человеком».

Душевный духовного не разумеет

– «Любовь – это познание существ бестелесных», – пишут святые отцы. Что это значит? Общение с ангельским миром, с Ангелом Хранителем. Это возможно прежде всего по любви. Я вспоминаю одну девочку, которую встретил на квартире святого праведного Иоанна Кронштадтского. Она ее постоянно посещала и молилась батюшке Иоанну. Так искренне, по-простому, по-детски, что Иоанн Кронштадтский начал ей являться. Причем по несколько раз в день и в присутствии мамы. Возникла такая любовь между Иоанном Кронштадтским и девочкой.

«Немощь греховных помыслов». Это как? То есть помысел возникает, но уже ничего с нами сделать не может. Никакой силы в нем нет, он вял, он не обладает такой энергетикой, чтобы привести нас к греху.

«Сладость и обильное утешение при скорбях». Кто-то нас обидел или мы заболели и при этом испытываем сладость. Почему?

– Приходит понимание, что душа очищается, появляется надежда на Бога.

– Слава Богу, что заболел, да? Утешение, что пострадал за свои грехи в этой скорби.

«Зрение устроений человеческих». То есть видишь человека и понимаешь, как он устроен. Этот – телесный человек, с ним по-телесному только и можно общаться, как бы к его немощи снисходить. А этот – душевный, с ним бы хорошо по-душевному говорить, а духовного он не разумеет. А этот – духовный, с ним о духовном и говорить. Духовные проблемы обсуждать, духовно с ним побыть вместе, это важно.

Я знаю одного епископа, у него удивительное свойство строить добрые, хорошие отношения со всеми людьми, даже с малоконтактными. Он может, допустим, разговаривать полчаса о погоде, способен говорить об изменениях климата, о технике, машинах, о деталях каких-то, об урожае, нитратах. Почему он это делает? Я присмотрелся, а люди, с которыми он разговаривает, не могут вместить большего. И его миссионерство заключается не в проповеди Христа, а в том, что он с ними по-доброму общается, на их языке, говорит о том, что им интересно, приятно. А когда у них возникают доброжелательные отношения, эти люди уже задают духовные вопросы, и тогда идут духовные ответы.

Еще один очень важный секрет духовной жизни: ничего не задерживать на себе. Господь дал благодать, а ты ее верни.

Господь дал любовь, и ты ее отдай. Тебе от людей пришла какая-то страсть, неприятность, гнев, а ты отдай это Богу.

Бог же не раздражается. Ты осуждаешь, отдай это Богу, Он не осуждает. Ты чревоугодничаешь, отдай Ему, Бог не чревоугодничает. Ты в нетерпении, а Бог терпелив, он все терпит, отдай это – в молитве, в собеседовании, в простом обращении к Богу. Благодать дана нам для того, чтобы мы воплотили ее в молитву, и через эту молитву отдали бы ее Богу. А через эту молитву Господь опять нам пошлет благодать. И так будет круговорот благодати между Богом и нами.

Живое воплощение любви

– Архимандрит Кирилл (Павлов) – живое воплощение любви. Только побыв с ним, возле него, даже не задав ни одного вопроса, и даже, бывает, не услышав от него ни одного слова, ты приходишь в мирное состояние. Многие не могут понять, почему так все его любят. А он просто своей жизнью исполняет Евангелие, у него ум плавает в Евангелии, сердце его – в Евангелии. Евангельская любовь, которая из него истекает, убедительней множества всяких слов, умных, красивых примеров.

Я помню, как-то после праздничной службы, трапезы, мы шли в келью с архимандритом Кириллом, а один из братьев поднимался по лестнице, и старец к нему обратился: «Симоне, любишь ли меня?» – «Конечно, отец Кирилл». Он ему опять: «Симоне, любишь ли меня?» – «Ну отец Кирилл, знаете, как я люблю вас». Батюшка опять: «Симоне, любишь ли меня?» Тот даже спустился, обнялся, расцеловал батюшку. Видимо, как я себе представлял, у него была какая-то обида, какое-то неудовольствие. И батюшка таким образом, любовью эту обиду снял.

Это, кстати, очень хороший способ. Человек на тебя обижается, а ты его спрашиваешь: «Ты на меня не обижаешься?» Что он тебе скажет, что обижается? Скажет: «Да ладно…» Уже легче. «Ну, ты прости меня».

Лучший подарок на именины

– Любящий человек охотно сносит неприятности и бесчестие за любимого. Мы как-то были в Иерусалиме с митрополитом Воронежским Сергием – на Преподобного Сергия, его именины. И когда митрополит выходил из Старого города, маленький мальчик, видимо, подстрекаемый иудеями, забежал перед ним и плюнул ему в лицо. А он шел в митрополичьем облачении, панагии. Как вы думаете, что сделал митрополит? Он утерся и сказал: «Это лучший подарок на мои именины. В Христа плевали вот на этом месте. И в меня, – говорит, – плюнули тоже». Это никакая не игра, он настолько был спокоен, даже не размышлял.

«Истинная любовь охотно терпит лишения, беспокойства и труды, сносит обиды, унижения, недостатки, погрешности и неисправности, если нет от них вреда другим; терпеливо и с кротостью переносит низости и злобу других, предоставляя суд всевидящему Богу, праведному Судии, и молясь о том, чтобы Бог вразумил омраченных неразумными страстями», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

А вот как старец Порфирий Кавсокаливит говорит о постигших нас неприятностях: «Виновником я вижу тебя самого, даже если ты скажешь мне, что виновен тот или та. В конечном итоге и сам ты в чем-нибудь виновен, и обнаружишь это, когда я скажу тебе. Такое рассуждение приобретайте в своей жизни. Это откроет вам невидимую дверь. Тайна в том, чтобы научиться не видеть зла».

Бог вас благословит – завтра духовное упражнение выполните: за весь день ни разу не увидеть зла. С утра до вечера – смотреть и не видеть. А видеть – не прилепляться. А прилепляясь, не раздражаться. А раздражаясь, сразу же каяться. А покаявшись, приходить в мир. И не видеть зла опять.

Молитва об умножении любви

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных! Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но яко дерзновение имущи ко иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати в Троице Единаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

АФОНСКИЙ СТАРЕЦ ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ:

«Те родители, у которых трудные и невоспитанные дети, пусть сердятся не на них, но на того, кто стоит за спиной их детей, на диавола. А диавола мы можем одолеть только тогда, когда сами начнем становиться святыми».

«…Прежде всего ребенку нужен человек молитвы. Горячей, сильной молитвы. Молитва творит чудеса. Мать любит гладить и ласкать своего ребенка. Но она должна упражняться и в «духовной ласке» молитвы».

«…Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия».

«Диавол взнуздал твою дочь и делает с ней все, что хочет. Начните вместе с женой молиться за свою дочь. Молитесь все время. Но ничего не говорите девушке. Не упрекайте ее за ее поведение. Когда она, как обычно, поздно вечером будет возвращаться домой, вы говорите ей: «Дочка, твой ужин в холодильнике, достань и поешь».

«Никогда ваши дети не должны слышать, как вы ссоритесь между собой… даже что вы повышаете голос друг на друга!»
«…Когда родители не ладят между собой, у них вырастают трудные дети».

«Когда вы хотите что-либо сказать своим детям, скажите это Пресвятой Богородице, и она Сама все управит».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *