Далматовский монастырь

Поездка выходного дня в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь обещала быть любопытной. Фотографии в сети так и манили увидеть все живьем. Но мы даже не ожидали, что предстанет перед нами.

Несколько столетий назад церковь и вера в Бога имели особое значение в жизни русского человека.
ХХ век перечеркнул тысячелетнюю историю, начав с чистого листа. Разрушили храмы и монастыри, уничтожили церковные реликвии, духовенство было истреблено, как класс.

Поколение наших родителей росло в другой России — с другой религией, с другими божками. Мы же стали свидетелями зарождения новой культуры, и, как и положено дерзкому подростку, наше время топтало и рвало в клочья все то, чем жили старшие поколения.

Я родилась еще в СССР и всегда была атеисткой, верящей в науку, но моя юность пришлась на эпоху перестройки, когда повсеместно стали восстанавливать церкви, отмечать Рождество, служить всенощные.
Нарочно в университете выбрала специализацию религиоведение — было интересно все это препарировать и изучить.

Помню практику, когда мы попали в строящийся мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Фотографировать нам не разрешили, сказали, что это грех. А вот за деньги было можно.

С тех пор церковь не люблю, чувствую там себя всегда неуютно и неловко. Больше нравятся заброшенные деревенские церквушки, которые просто любопытно разглядывать.

Когда на прошлой неделе мы поехали в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь была уверена, что в церковь заходить не буду, лучше рассмотрю поподробнее останки Успенского собора, Юго-западную башню, братский корпус, т. е. все то, что еще не отреставрировано.

Но что-то пошло не так, и в итоге мы, получив благословение, даже мощи Святого Далмата лицезрели.

Но, прежде чем я начну рассказать историю монастыря, должна зафиксировать одну странную вещь, которая произошла здесь. Впервые, за почти 20 лет моего посещения всевозможных культовых сооружений, я чувствовала себя спокойно, умиротворенно и свободно. Когда-то я слышала, что нужно найти свою церковь, в которой тебе будет хорошо. Это не значит, что после поездки в Далматово я решила верить в Бога или ходить в храм, но на территории Далматовского монастыря действительно было хорошо.

Датой основания Далматовского монастыря считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исети.

Преподобный Далмат (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) был сыном казачьего атамана, был женат, имел детей, жил безбедно. Но после кончины супруги принял постриг. Со временем инок поселился в безлюдном месте, именуемом «Белое Городище». Здесь он вырыл себе землянку или облюбовал пещеру и стал жить.

Земли эти принадлежали тюменскому татарину Илигею, который не очень-то дружелюбно принял инока. По легенде Илигей дважды пытался убить Далмата. Но после того, как Илигею во сне явилась Царица Небесная и приказала оставить старца в покое и подарить ему эти земли, тюменский татарин стал первым благодетелем обители.

В 1646 году татарин Илигей подарил в знак примирения преподобному Далмату свой «шишак» и кольчугу. Кстати, шлем Илигея вы можете увидеть собственными глазами, он до сих пор хранится в Свердловском областном краеведческом музее.

К старцу Далмату (в то время ему было чуть больше 50 лет) люди относились с почтением и ждали от него духовного руководства.

Сподвижников становилось все больше, в жилище Далмата становилось тесно, так была отстроена часовня с деревянными сенями, которая позже сгорела.

Со временем Исетская обитель обустраивалась, Далмат жил в трудах и молитвах и умер в возрасте 103 лет.
Через десятилетие после смерти Далмата, монастырские деревянные строения стали заменяться каменными. В 1707 -1719 гг была построен Успенский собор, затем в 1720—1763 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, которые мы можем видеть до сих пор.

В середине XVIII века комплекс Далматовского монастыря стал представлять из себя мощную крепость с четырьмя башнями по углам.

Со временем Далматовская обитель стала и одной из крупнейших по некоторым экономическим показателям среди обителей восточной части Российской империи.

Также Далматовский монастырь был центром духовного просвящения и образования в Сибири.
Среди учеников Далматовского училища был изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности А.Ф. Мерзляков, известный зауральский краевед, археолог, писатель А. Н Зырянов, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов.

После революции монастырь еще какое-то время продолжает действовать. До 1928 года его удается сохранить в качестве музея-монастыря. Но в 1930 году единсвенный на Урале Далматовский музей-монастырь был окончательно закрыт. В этом же году с церквей снесли купола.

Невероятно, но монастырский комплекс все-таки дошел до наших дней. Еще в 1951 году благодаря генералу Терюхову, который был родом из Далматово, удалось поставить монастырь под защиту государства, а архитектурный ансамбль был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.

В 1992 году решением Святого Синода Русской Православной Церкви был вновь открыт Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь.

Два года спустя при археологических раскопках были найдены мощи Далмата Исетского, которые сейчас хранятся в Скорбященской церкви.

Меня, как человека неверующего, несколько смутило такое распоряжение останками. Но для верующих они священны. Говорят, что приложившись к мощам можно исцелить любой недуг.

На данный момент монастырь открыт для посещения. С 1997 года наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В настоящее время в братии 20 человек:15 монахов и 5 послушников.
В монастыре, как и в прежние времена, существуют различные мастерские: кузница, столярная, пекарня, швейная, тепличное хозяйство, пасека. Только вместо монастырских крестьян работают здесь так называемые трудни — из отсидевших или тех, кому негде жить.

Мы разговорились с одним из служащих при монастыре, говорит, что среди трудней разные люди встречаются. И хорошие есть и плохие. Могут украсть, могут напиться, но по-настоящему верующие монахи прощают их, ведь деваться им некуда. А здесь и кров, и корм.

Ансамбль Далматовского монастыря является памятником истории и культуры федерального значения. К настоящему времени восстановлены: Скорбященская церковь, часовня-усыпальница преподобного Далмата, надвратная Ионно-Богословская церковь, часовня перед входом в монастырь, северные келии (сейчас здесь находится музей).

Общая информация:

Адрес: 641730, Курганская область, город Далматово, улица Советская, дом 194
Телефон: +7 (35252) 3−17−06 — иконная лавка; +7 (35252) 3−15−92 — автоответчик Наместника монастыря (просьба указывать телефон для ответного сообщения)
Сайт: dalmat.su/

ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00

Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону +7 922 678 69 13 или +7 (35252) 3−17−06

Как добраться:

От Екатеринбурга до Далматово 180 км. Ежедневно ходит автобус до Кургана, но выходить нужно перед свороткой на Далматово возле которой всегда стоят таксти. От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч.

На автомобиле мы доехали за 3 часа, после Каменск-Уральского нет населенных пунктов, поэтому ехали быстрее.

Видео: Анна Рыбакова, Дмитрий Сурин

Наталья Елизарова 5292 просмотра

Далматово – один из интереснейших городов Зауралья. Здесь сосредоточены одни из главных достопримечательностей Курганской области. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастыре

Этот монастырь был основан еще в 1644 году, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Связь с Ермаком у этих мест куда больше, чем может показаться. Ведь Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти горячо любимой жены в веру, он присвоил себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им в глине пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение – Служняя слобода. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви Николая Чудотворца слободу переименовали в село Николаевское.

Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель.

С 1707 по 1720 годы здесь строили первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор. В те же годы монахи возвели неприступные каменные стены с двумя высокими башнями. Строительством руководил сын Далмата — архимандрит Исаак. Строили добротно, на века. Стены Далматовского монастыря стали самым надежным укреплением этих мест. Много чего им пришлось испытать. В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали Далматовский монастырь, отрезали его от внешнего мира. Это восстание прозвали «Дубинщина». В середине февраля 1774 года – еще более серьезная напасть. Практически весь Урал охватила «пугачевщина».

К стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около 400. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь продолжалась с 11 февраля по 2 марта 1774 года. Пугачевцы обстреливали монастырь из пушек, пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но получали ожесточенный отпор. Далматовцы поджигали возы сена, а бунтовщиков обстреливали из ружей и закидывали камнями.

Этой осаде выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил одну из своих интереснейших повестей – «Охонины брови». Прототип описываемого там Прокопьевского монастыря – это и есть Далматовский мужской монастырь!

Как же смогли монахи Далматовского монастыря не раз продержаться так долго, будучи полностью отрезанными от внешнего мира? Исследователи объясняют это наличием целой сети тайных подземных ходов, которые соединяли как внутренние постройки монастыря, так и вели за его пределы. Монахи в любой момент могли незаметно покинуть монастырь и пополнить запасы еды и воды.

В памяти далматовцев сохранились как легенды о подземных ходах, так и реальные рассказы очевидцев. Немало их приведено в книге В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий». В частности вот рассказ, касающийся юго-западной башни монастыря:

«В 1926 году в бывших апартаментах архимандрита состоялась учительская конференция. Молодые участники этого форума загорелись желанием проверить рассказ одного местного жителя о подземной связи подвалов настоятельского дома с юго-западной башней. И они отыскали эту связь, пройдя коридором путь до самой башни. Вход в башню запирала большая железная дверь, открыв ее, искатели попали в подвальную часть крепостного сооружения — помещение размером примерно 4 на 3 метра. Тяжелый воздух, на ржавых цепях висят какие-то коромысла, в стены вделаны кованые кольца. Кому-то показалось, что обрывки цепей на полу похожи на кандалы узников. Другим чудились в ржавых потеках на стенах пятна крови. Помещение окрестили «пыточной».

Позже, в 1952 году, когда готовили площадку под фундамент литейного цеха, экскаватор вдруг провалился в подземную пустоту. Когда его подняли, оказалось, что внизу – подземный ход с деревянной крепью. По направлению можно было предположить, что он шел от Успенского собора к старой часовне за пределами монастырских стен…

Но вернемся к истории этих мест. За заслуги в подавлении пугачевского бунта Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, названного по имени основателя монастыря Далматовым. Однако продлилось это недолго. Вскоре Далматовский уезд объединили с Шадринским и город превратился в обычный, заштатный. В начале XX веке его и вовсе преобразовали в село.

Тем не менее, жизнь в Далматово кипела. Проходившая здесь ежегодно 6 декабря богатая Никольская ярмарка была широко известна. В Далматово жило немало купцов. В центре города и сейчас сохранилось много старых купеческих домов, украшающих город.

В действовавшем при монастыре Далматовском духовном училище получили образование такие известные люди, как изобретатель радио А.С. Попов, писатель и путешественник К.Д. Носилов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, глава русской миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний.

Далматово отличилось еще и тем, что здесь возникла первая в Зауралье женская школа. Ее открыла в 1861 году у себя дома жена священника П.И. Черемухина. В октябре 2010 года благодарные потомки установили в Далматово памятник первой учительнице. Деньги на памятник собирали буквально «всем миром».

До революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. В революционные годы, когда дорвавшиеся до власти крестьяне уничтожали малейшие напоминания о прошлом, известному краеведу В.П. Бирюкову немалыми усилиями удалось спасти уникальный монастырский архив и часть старых книг.

Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь пал под гнетом большевиков. В 1928 году по решению Шадринского окрисполкома монастырь ликвидировали. В разные годы в монастырских стенах размещались детский дома, музей, драмтеатр, средняя школа. Во время войны здесь разместили госпиталь, а после – завод «Молмашстрой», изготовлявший оборудование для переработки и хранения молока. Вскоре этот завод стал градообразующим и в 1947 году Далматово вновь обрел статус города.

Самое удивительное, что населенный пункт, названный в честь основателя монастыря, в советское время не разделил судьбу многих подобных и не был переименован в какой-нибудь Октябрьск, Комсомольск или Ленинск. Монастырские стены, башни, постройки во времена «похода к светлому будущему» пришли в упадок, потрескались, обветшали. Сейчас Далматовский Успенский монастырь действующий, его неспешно пытаются отреставрировать, но процесс этот, похоже, затянется надолго.

На территории монастыря находятся три храма (Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», церковь Иоанна Богослова) и часовня. Сейчас в монастыре, как и в прежние времена, живут монахи, идут церковные службы, здесь есть кузница, столярная и швейная мастерские.

С 1994 года в церкви «Всех Скорбящих Радость» хранится рака с мощами основателя монастыря – старца Далмата. Далмат был причислен к лику святых, правда, по церковной иерархии лишь местного значения.

Есть в Далматово и святой источник. Несколько веков назад из этого водного источника на берегу Исети пил сам Далмат. По легенде, именно благодаря этой воде старец Далмат прожил более 100 лет. Над источником возвели часовню. В настоящее время комплекс Далматовского Успенского монастыря и Николаевская церковь в Далматово имеет статус памятников архитектуры республиканского значения

Каменная Николаевская церковь была построена в 1763 году. В советское время ее колокольню снесли, а в стенах церкви до сих пор размещается краеведческий музей. В музее вы сможете узнать об истории города Далматов, о монастыре, жителях города.

Интересна здесь и геология. В частности в 1979 году близ города открыли Далматовское месторождение урана. Уран добывают с глубин 360-510 метров методом подземного выщелачивания.

В наши дни в Далматово действует необычное предприятие по производству гриба вешенки. Этот удивительный гриб содержит все необходимые человеческому организму вещества: белки, жиры, углеводы, минералы, витамины. Итак, побывав в Далматово, вы увидите такие любопытные достопримечательности, как широко известный старинный Далматовский монастырь, святой источник, краеведческий музей, старые купеческие дома, памятник первой учительнице этих мест. Поездка в Далматово – прекрасный познавательный маршрут выходного дня.

Если этого вам покажется мало, то можно посмотреть достопримечательности городов Шадрински Каменск-Уральский. Также по пути находятся порог Ревун и Смолинская пещера. В Курганской области можно посмотреть Чимеевский монастырь, озера Горькое и Медвежье.

Как доехать до Далматово?

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга, Кургана, Тюмени и Челябинска, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит никакого труда. Также до Далматово можно доехать на автобусе, следующем до Кургана или Шадринска. Если же вы поедете на поезде (следующем до Кургана или через Курган), то ехать нужно до станции Далматово.

Автор фотографии: artista343 Внутри Скорбященской церкви. Слева — рака с мощами святых, справа — Далмата Исетского. Автор фотографии: artista343 Место обретения мощей Далмата Исетского. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Успенский храм. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Памятник просветителю А. Н. Зырянову. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Памятник Черёмухиной П. И., организатору и учителю первой женской школы Зауралья. Автор фотографии: artista343 Николаевская церковь. Автор фотографии: artista343 Памятник бойцам 4-го Уральского полка, павшим в бою с белогвардейцами Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Артель в аллее Славы. Автор фотографии: artista343 Памятник пограничникам. Автор фотографии: artista343 Памятник погибшим в локальных войнах. Автор фотографии: artista343 Памятник павшим в Великой Отечественной войне. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Далматовский элеватор. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Александро-Невская часовня. Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: artista343 Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский Автор фотографии: С.М. Прокудин-Горский

Далматово и Далматовский монастырь на карте:

Интересно? Расскажи друзьям! Нам нужна ваша помощь! Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал», поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

Наверняка, у каждого есть места, которые не отпускают: увидев раз, хочется еще сюда вернуться через какое-то время, убедиться, что всё на месте, всё так, как надо, как оставил несколько лет назад. Или наоборот: что-то изменилось, постарело, обветшало или, напротив, расцвело, обновилось, начало жить новой жизнью. Таковы для меня нерукотворные природные объекты – горы, реки, степи… Таковы для меня рукотворные – малая родина, волжские города, древние северные храмы.

Далматовский монастырь: история и люди

Таковым оказался Далматовский мужской монастырь. Впервые мы приехали сюда в 2011 году из чистого любопытства: в Зауралье настоящий монастырь с мощными крепостными стенами!

Вход в монастырь с надвратной церковью Иоанна Богослова

Почитала историю. История монастыря началась с середины XVII века, когда бывший тобольский городничий, а позднее инок Невьянского монастыря «ископал себе пещеру в раге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи». Место это называлось «Белое городище» и принадлежало тюменскому татарину Илигею. Татарин, знамо дело, хотел выдворить непрошеного старца (а «старцу» было к тому времени уже 50 лет, и жить ему оставалось, как фиксируют документы, еще столько же и три года сверху), да вмешалась в это дело Божья Матерь (во сне Илигею приснилась) и внезапно всплывшее родство по материнской линии Илигея и Далмата. И татарин Илигей стал первым благотворителем монастыря, добровольно пожаловав ему собственные угодья длиной около 90 верст и шириной 25–30 верст.

История традиционно поработала над монастырем: набеги калмыков, башкир, несколько пожаров практически стирали монастырь с лица земли, пока к середине XVIII века монастырь не отгородился от внешнего мира крепостной стеной, такой, что даже Емельяну Пугачеву она оказалась не по зубам (Белогорская крепость из «Капитанской дочки» — это в другом месте – южнее).Все каменные постройки внутри монастыря относятся к XVIII–XIX векам: Успенский собор, церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова. Это внутри, за крепостной стеной. А снаружи – монастырские угодья, простирающиеся на несколько сот верст: «Вплоть до Атяша все наше», — говорили монахи о своей вотчине. Именно на землях Далматовского монастыря основан славный город Каменск-Уральский.

А еще именно Далматовский монастырь стал центром духовного просвещения и образования в Сибири. Здесь было открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, потом славяно-греко-российская школа, в XIX веке уездное духовное училище и училище для служительских и поселянских детей и т.д. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.

А какие имена связаны с монастырем! Конечно, далеко не всем известно имя первого архиепископа Архангельского и Холмогорского Афанасия (Любимова) и даже имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и известного церковного ученого архимандрита Антонина (Капустина). Но перечисляю дальше: Далматовское училище закончили изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель Лермонтова А.Ф.Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, полярный исследователь К.Д.Носилов. В монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н. Зырянов. Да… Великая история, великие люди.

Могила писателя-краеведа А.Н. Зырянова

Далматовский монастырь: последствия 1917 года

И вот – великий переворот 1917 года. Монастырь передают в ведение краеведческого музея. Достойно. Единственный на Урале и в Зауралье музей-монастырь. И пусть бы так было. Потомки должны помнить славную историю своего края. Но нет! Не такова Советская власть: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» И полетели купола вниз. Дальше – больше: «…а потом мы наш, мы новый мир построим».

Главный храм обители переоборудовали в производственные цеха «Молмашстроя» (завод «Старт»). На территории построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Вместо куполов трубы стали торчать из-за крепостных стен. Да и стены стали разбирать за ненадобностью. Большего надругательства над святым местом я не встречала нигде. Да, многие монастыри приспосабливали под тюрьмы, детдома, какие-то другие городские учреждения, но чтобы так радикально разрушать! Какое слово подобрать? Святотатство? Варварство? Кощунство?

Панорама монастыря 2011 г. Останки братского корпуса внутри крепостной стены

Когда я переступила порог обители в 2011 году, сердце сжалось от боли. Это как изувеченную собаку увидеть: лапы переломаны, глаз затек кровью, ухо оторвано, а она все равно остатком хвоста машет при виде человека и улыбается. На следующий день на занятии я показывала своим первокурсникам слайд-фильм о восстанавливающейся обители: какие там лексико-грамматические разряды прилагательных, когда душа кричит: как это можно сделать человеку!

Что ж, оставалось только надеяться: после калмыков и башкир монастырь отстроился, под натиском Пугачева устоял, значит, и после советского безбожия восстанет. И вот в чем парадокс: в 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения и при этом продолжал обрастать промышленными трубами.

Церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». 1688 г. Успенский собор. 1707 — 1720. Первая каменная постройка в Зауралье. Фрагменты Успенского собора

Далматовский монастырь сегодня

Вернулись сюда через семь лет. Очень хотелось посмотреть на богоугодное дело восстановления обители. Сегодня монастырь не узнать. Крепостные стены восстанавливаются, построена гостиница для паломниц (мужчины ночуют в братском корпусе), работает библиотека и воскресная школа, 17 монахов ведут хозяйство: теплицы, скотный двор, мастерские. Украшение монастыря – Скорбященская церковь с золотыми крестами. Вокруг Успенского храма место уже расчищено, потихоньку ведутся восстановительные работы, на которые уйдет не два, не три года, а может, даже не один десяток лет. Но главное – монастырь идет на поправку. И впереди у него, я уверена, такое же славное будущее, каким было его великое прошлое.

Вид на надвратную церковь во имя апостола Иоанна Богослова со стороны Скорбященской церкви. 2018 год Церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». 2018 год

В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651, 1662 гг.) и снова восстанавливался. Еще при жизни старца Далмата настоятелем монастыря стал его сын архимандрит Исаак (+1724 г.). Его трудами в 1705-1719 гг. возведен каменный Успенский собор с придельной Димитриевской церковью и колокольней. В 1713-1763 гг. вместо прежней деревянной построена каменная монастырская стена с башнями. Это настолько укрепило монастырь, что он был в состоянии выдержать осаду восставших крестьян («Дубинщина» 1762-1763 гг.) и штурм отрядов Е.Пугачева (1774 г.). Обладая значительными земельными владениями с жившими на них монастырскими крестьянами, многочисленными хозяйственными заимками, в том числе железноделательным заводом (впоследствии на его месте основан г. Каменск-Уральский), к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской Империи.<br>
<br>
Далматовский монастырь был также центром духовного просвещения и образования в Сибири. В 1714 г. в монастыре открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. учреждается славяно-греко-российская школа, в 1761 г. – семинария, в 1816 г. – уездное духовное училище, в 1846 г. – училище для служительских и поселянских детей, в 1884 г. – церковно-приходская школа с тремя отделениями, в 1899 г. – «второклассная» церковно-приходская школа с образцовой одноклассной с учреждением общежития для учеников в монастырских зданиях. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.<br>
<br>
В первой половине ХIХ в. над северными святыми вратами строится каменная надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова вместо сгоревшей деревянной, срубленной в 1673-1674 гг. над восточными святыми вратами. В 1871-1881 гг. в монастыре строится церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя святителя Стефана, епископа Великопермского и прпп. Исаакия, Далмата и Фавста, к которой в 1896 г. пристроена каменная часовня-усыпальница над могилой преподобного Далмата (здесь хранились его портрет, монашеское облачение, шишак и кольчуга). В 1904 г. в обители принят общежительный устав, а в 1912 г. монастырь стал второклассным.<br>
<br>
Почитание основателя Успенской обители старца Далмата среди жителей окрестных губерний Урала и Сибири было довольно велико. В 1864 г. Пермская духовная консистория своим указом установила в селе Далматово 24 июня, в день его преставления ежегодный крестный ход. В 1871 г. была попытка обрести мощи подвижника, в это время записываются свидетельства о его чудесах, исцелениях и явлениях. <br>
<br>
Среди знаменитых насельников монастыря – сподвижник Далмата и постриженник обители будущий первый архиепископ Архангельский и Холмогорский Афанасий (Любимов); учились в Далматовском училище будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме и известный церковный ученый архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С.Попов, домашний учитель М.Ю.Лермонтова А.Ф.Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М.Флоринский, полярный исследователь К.Д.Носилов; в монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак, дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин), зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н.Зырянов.<br>
<br>
После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. Сведений о репрессиях братии не имеется. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт; в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня – чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла (в настоящее время ее местонахождение неизвестно). Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения (в т.ч. театр); главные разрушения приходятся на послевоенные годы (с 1945 г.), когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» (завод «Старт»). Главный храм обители – Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня – «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.<br>
<br>
В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи преподобного Далмата Исетского (местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 – в лике Собора Сибирских святых; к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист). В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 17 человек (в т.ч. 15 монашествующих), наместник – игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником преподобного Далмата близ монастыря. Имеются тепличное хозяйство, скотный двор, пекарня, мастерские. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *