Даниловский монастырь Москва

На правом берегу Москва-реки, в пешей доступности от станции метро Тульская, находится удивительный Данилов монастырь.

Основан он в 1282 году князем Московским Данилой Александровичем, набожным сыном Александра Невского. Название церкви происходит от имени его покровителя, святого Столпника Даниила. Через девять лет после основания храм был почти полностью снесен с лица земли во время татарского набега. Прежнее свое величие монастырь обрел во времена царствования Ивана Грозного. Он повелел возвести каменные башни и стены, которые стали значительной преградой для врагов. Но в 1610 году храм опять был сильно поврежден при артиллерийском обстреле Лжедмитрием II.

Не пощадила смиренную обитель и война 1812 года. Тогда Данилов монастырь не был разрушен, но его разграбили, а на опустевшей территории устроили склады и бойню для крупного скота. Во времена тяжелой русско-турецкой войны здесь оборудовали госпиталь. Но, невзирая на все эти беды, святое место каждый раз заново отстраивалось, и под сводами церкви снова начинали звучать молитвы о ниспослании мира и благоденствия на русскую землю.

После революции в Даниловом монастыре в перерывах между ссылками жили священнослужители, не отказавшиеся от своей веры в угоду новым властям. В 1930 году обитель совсем закрыли, а на его территории поместили изолятор НКВД. Позже храм переходил от одних учреждений к другим. В 1982 году, незадолго до своей смерти, Брежнев подписал знаменательный указ о передаче храма священнослужителям. Были проведены грандиозные реставрационные работы, и в 1988 году празднование тысячелетия Крещения Руси проходило именно здесь. Сейчас в обители находится резиденция Патриарха Московского и всей Руси.

В Даниловом монастыре есть старинный некрополь. На этом почитаемом кладбище захоронен или перезахоронен прах представителей русской аристократии и видных деятелей российской истории. Это целые династии Волконских, Вяземских, Голицыных, Гончаровых, Мещерских, а также отдельные личности: писатель Гоголь и поэт Языков, славянофил Самарин и ученый Венелин, художник Перов и краевед Хавский. Много фамилий, оставивших глубокий след в истории нашей страны, можно прочитать на надгробных плитах.

Каждый год в последний воскресный день сентября на старинной колокольне Данилова монастыря начинается фестиваль русских звонов. В нем принимают участие самые умелые звонари России. Волшебные, очищающие душу перезвоны, разносящиеся в этом священном месте, оставляют незабываемые ощущения, на глаза многих слушателей наворачиваются радостные слезы.

Есть в храме одна необычная святыня – башмачок святого Спиридона Тримифунского. Он покоится под иконой этого праведника. Это единственная материальная вещь, которая сохранилась от праведного старца.

Территория монастыря ухоженная, все постройки качественно отреставрированы и содержатся в идеальном порядке. Они представляют собой огромную историческую и архитектурную ценность. Гулять здесь – одно удовольствие, такие прогулки снимают все стрессы и улучшают настроение.

Видео:

История Данилова монастыря

Археологические данные подтверждают существование деревянных церквей на месте Данилова монастыря примерно с XIV века, более конкретной информации пока не найдено. Исторические источники называют основателем монастыря московского князя Даниила Александровича, получившего свое имя в честь выдающегося христианина V века Даниила Столпника. Последний был пламенным последователем Симеона Столпника после того, как стал свидетелем многолетнего подвига святого. На своем столпе в окрестностях Константинополя Даниил простоял около 30 лет, являя миру всевозможные чудеса исцеления страждущих, после чего мирно скончался в глубокой, по тем временам, старости в возрасте 80 лет. Именно с этими церковными деятелями: двумя Даниилами и Симеоном – связаны главные предметы поклонения обители.

Данилов монастырь на гравюре XVIII векаДанилов монастырь на фотографии конца XIX века

История каменного ансамбля

Строительство храма Святых Отцов Семи Соборов было завершено в 1560 году, после чего через год его освятили в присутствии Ивана Грозного. В Смутное время, в годы восстания Болотникова, Данилов комплекс невольно оказался в гуще событий – рядом с ним происходили опустошительные сражения и казни. В XVIII веке 20-30 членов братии чувствовали себя более спокойно, на мирное течение монашеской жизни никто не посягал.

Очередные проблемы начались в 1812 году, когда ризницу и иные ценности эвакуировали в Вологду и Троице-Сергиеву лавру, а обратно так и не вернули. В остальном в XIX веке Даниловский монастырь процветал: хотя количество монахов оставалось скромным, росли земельные наделы и появлялись владения вне его территории.

Храм Святых Отцов Семи СоборовВход в храм

Упадок и возрождение монастыря в ХХ веке

После революции в Даниловом монастыре были собраны опальные епископы, не поддерживавшие патриарха Тихона. В 1929 году его закрыли по решению НКВД. Колокола вывезли в США, некрополь разорили, прах Гоголя, Хомякова, Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, останки художника Перова – в Донской монастырь. Многие рукописи и книги перешли в государственный архив. В бывшем монастыре был открыт спецприемник: сюда свозили детей репрессированных на Бутовском полигоне. Смертность среди никому не нужных воспитанников была огромной, и у монастырских стен возникли новые, уже безымянные захоронения.

В 1983 году при патриархе Пимене на государственном уровне было принято решение о возвращении монастыря верующим. Сначала речь шла о Донском монастыре, потом, после смерти Брежнева, власти остановили свой выбор на Даниловом. В 80-е годы началась реконструкция соборов и хозяйственных помещений одновременно со строительством резиденции патриарха. Несколько лет назад резиденцию реконструировали, после чего монастырь продолжил работу в стандартном режиме: незначительная его часть открыта для прихожан, остальное находится под бдительной охраной казаков.

Остатки утраченного некрополя

Храмы Даниловского монастыря

Старейший храм обители, церковь во имя Святых Отцов, в первозданном виде продержался менее 200 лет. В 1730 году его разобрали, а новый с тем же именем построили на цоколе близлежащей церкви XVII века – Покровской. На этом архитектурные эксперименты не закончились. В 1806 году над собором Святых Отцов надстроили два придела: южный посвящен Борису и Глебу, северный – Даниилу Московскому.

В результате вместо одного престольного праздника в церкви Святых Отцов отмечают несколько – каждый в своем отделении. Главное торжество в честь Вселенских Соборов проходит 31 мая. Из Покровской церкви, с цокольного этажа храма Семи Соборов, 14 октября отправляется крестный ход вокруг здания и расположенного рядом Троицкого собора. Придел Покровской церкви посвящен пророку Даниилу, престольный праздник которого отмечается 30 декабря. Церковь Даниила Столпника устроена в третьем ярусе храма Семи Соборов, здесь празднуют его день 24 декабря.

Строители монастыря не могли забыть и об учителе Даниила Столпника – Симеоне. Этому святому посвящена надвратная церковь XVIII века, увенчанная 45-метровой колокольней. Торжественная служба проходит здесь 14 сентября. Храм Рождества Иоанна Крестителя в подклете Троицкого собора и церковь Серафима Саровского на месте часовни в больничном корпусе обустроены недавно, в 80-е годы ХХ века.

Надвратная церковь с колокольнейТроицкий соборЦерковь Серафима Саровского

Архитектурные особенности ансамбля

Главная отличительная черта архитектуры Даниловского монастыря – ее эклектичность: в комплексе сочетаются постройки различных стилей. Посетители попадают в монастырь через нарядные Святые Врата 1681 года с барочной колокольней Симеона Столпника – самую яркую часть комплекса. Строгая кирпичная стена с семью башнями, окружающая Данилов монастырь, появилась раньше, чем входная группа, – в начале XVII века.

Здание храма Семи Соборов уникально по количеству церквей, объединенных в нем. Нижний этаж, Покровская церковь, отличается скромностью низких сводов без росписей. Верхняя часть, собственно храм Святых Отцов, выдержана в стиле московского барокко. Троицкий собор 1833-1838 гг. – яркий представитель московского ампира с порталом, украшенным шестью колоннами, и 8-оконным барабаном, увенчанным куполом. Предположительно, его архитектором стал Осип Бове, автор Манежа, Александровского сада, Большого театра и еще множества знаковых московских сооружений. По другим сведениям, в разработке проекта принимал участие Евграф Тюрин, также весьма знаменитый архитектор, создавший Крутицкие казармы и Елоховский собор. С XIX века сохранилась только внешняя оболочка, после попадания в руки НКВД здание было полностью перестроено внутри. По возвращении монастыря церкви интерьер восстановили по сохранившимся записям и иллюстрациям.

Эклектичность монастырского ансамбляСтрогие монастырские стены Данилов монастырь

Резиденция патриарха

В западной части монастырского комплекса расположен особо охраняемый объект – Синодальная резиденция патриарха. Двухэтажное здание построено по проекту Юрия Рабаева, одного из авторов Могилы Неизвестного солдата у стен Кремля. В результате его усилий получился классический обком партии с элементами церковной архитектуры – башнями-шатрами и мозаикой с изображением Спасителя. На втором этаже резиденции находится домовая церковь Всех Святых. Здесь проводят наречение в епископы перед тем, как новый православный иерарх пройдет хиротонию в храме Христа Спасителя. В 2011 году Синодальную резиденцию полностью обновили, объяснив эту необходимость несовершенными строительными технологиями 25-летней давности.

Резиденция патриарха

Святыни монастыря

Место захоронения князя-основателя было забыто, но в 1652 году мощи были обретены и погребены в храме Вселенских Соборов. В 1932 году, после закрытия и монастыря, и расположенных рядом с ним церквей, останки Даниила пропали. В 90-е годы частицы мощей, сохраненные усилиями уцелевших иерархов в стране и за ее пределами, были возвращены в Данилов монастырь. Рака вернулась в собор под северную арку, ковчег, приехавший из Америки, сейчас хранится в Троицком соборе. Еще две иконы с мощами – на аналое и между иконостасами. Обретение мощей отмечается в приделе храма Семи Соборов 12 сентября. Ежегодно 17 сентября вспоминают о дне смерти святого.

В Покровской церкви хранится рака с мощами преподобного Георгия, сосланного в Казахстан после революции и умершего в 1932 году в пути из ссылки. В Троицком соборе содержится фрагмент останков Александра Невского, в церкви князя Даниила в соборе Святых Отцов – частица мощей Николая Чудотворца. Здесь же можно увидеть ковчег Спиридона Тримифунтского с его башмачком.

Ковчег с мощами Святого ДаниилаИкона Святого Даниила МосковскогоКовчег Спиридона Тримифунтского с его башмачком

Монастырское производство

Сотрудники художественно-реставрационных мастерских расписывают храмы, создают иконы, ювелирные изделия для православной церкви, киоты и ковчеги из дерева. При Даниловом монастыре открыта собственная мастерская по производству колоколов с мастер-классами и обучением звонарей. В ней изготавливают новые, реконструируют старые колокола, специалисты участвуют в проектировании звонниц с расчетом звучания инструментов, проводят экспертизы.

История подлинных даниловских колоколов драматична: в 30-е годы оригиналы чудом вывезли в США и хранили в Гарвардском университете. В 2007 году их обменяли на точные копии, спонсором доставки стал Вексельберг. Благодаря удачной сделке с 2010 года в монастыре в последнее воскресенье сентября проходит фестиваль русских звонов.

Даниловские колокола

Правила поведения в монастыре

Поскольку Данилов монастырь действующий, к тому же мужской, в нем есть свои ограничения по посещению. Женщины приходят исключительно в юбках и надевают платок при входе на территорию, мужчины снимают головные уборы при входе в храм. На богослужении женщинам рекомендуют становиться справа, мужчинам – слева. Женщинам нельзя входить в храм с накрашенными губами: предполагается, что они будут целовать крест. Первыми причащаются монахи, затем дети, мужчины, в конце – женщины.

По всей территории ходит казачья охрана, следящая за порядком. Фотографировать в обители запрещено, особенно монахов, иначе вмешаются казаки.

ПрихожанеВ храмеПосетители монастыря

Покупки в Даниловом монастыре

На территории монастыря, рядом с ним, на Даниловском валу, и в интернете работают магазины. В палатке с 8 до 20 ч можно приобрести репродукции картин православных художников или даже оригиналы, например парадный портрет патриарха Кирилла. «Монастырский мед» реализует продукты из Греции, мед и хлеб собственного производства, безалкогольный бальзам, косметику для ухода за кожей, постные полуфабрикаты и спирулину. Другие монастырские лавки продают кожаные изделия с православной символикой: пояса, брелоки, портмоне, сумки, ключницы, а также футболки с картинами, иконы и киоты.

Богослужения

В Свято-Даниловом монастыре не крестят, не венчают и не отпевают, принимают только личные заказы молитв во здравие и за упокой. Насущные вопросы можно решить с дежурным священником с 9 до 17 ч в приемной, в воскресенье и праздники – с 12 часов. Торжественные службы по престольным праздникам проходят в храмах обители. Исповедь начинается в 7 утра в храме Святых Отцов. В 6, 7 и 17 часов по будням в храме Святых Отцов проходит повседневная молитва, по субботам и накануне праздников с 17 часов в Троицком соборе начинается Всенощная. В выходные в Троицком служат литургию в 8.45, в 6.45 – в храме Семи Соборов. Еще одна служба проходит по воскресеньям в 17 часов в соборе Святых Отцов.

Патриаршее богослужение в Даниловом монастыреСувенир из Данилова монастыря

Отдых у стен Даниловского монастыря

Хотя на территории монастыря нет условий для проживания паломников, вне его стен, с южной стороны, построена гостиница «Даниловская», принадлежащая патриархии. Заведение носит светский характер, оснащено рестораном с баром, бассейном. Стоимость проживания в двухместном номере с завтраком – от 7 тысяч рублей в сутки, трехкомнатные апартаменты с кроватью под балдахином и гидромассажной ванной стоят от 13000 рублей. Гостиничный ресторан предлагает блюда монастырской кухни, самая дешевая позиция в постном меню, гречка с грибами и луком, стоит 250 рублей за порцию.

Гостиница «Даниловская»

Попасть в Данилов монастырь можно от станции метро «Павелецкая» на трамвае любого маршрута до одноименной остановки. Более типичный маршрут – пройти от метро «Тульская», ориентируясь от последнего вагона от центра, около 300 м к северо-востоку вдоль трамвайных путей. Вход в Даниловский монастырь бесплатный с 6.30 утра до 9 вечера, внутри можно перекусить у киоска с выпечкой.

Главная / Москва / Монастыри Москвы / Даниловский монастырь

Его возрождение началось в преддверии празднования тысячелетия крещения Руси. Этот монастырь — Свято-Данилов.

Возле Даниловского монастыря находится памятник святому благоверному князю Даниилу. Он изображён здесь так, как изображали князей на древних фресках — с мечом и изображением храма.

Если направиться к монастырю от станции метро «Тульская», то по пути в обитель можно увидеть изящную часовню, украшенную замысловатым керамическим декором и мозаичными изображениями русских святых, которые имеют непосредственное отношение к истории князя Даниила и отчасти к истории Свято-Данилова монастыря.

Святой благоверный князь Даниил родился во Владимире на Клязьме — столице северо-восточной Руси в семье Александра Невского и праведной Вассы. Оба его родителя были прославлены. Даниил был младшим из четырёх сыновей. Дата его рождения известна точно — это 1261 год, в следующем году его отец отправился в известную последнюю свою поездку в Золотую Орду. На пути из Орды он скончался в 1263 году, когда маленькому Даниилу не было ещё двух лет.

В 1272 году он как наследник получает в удел скромное Московское княжество — удел младшего сына, с которого началось объединение русских земель и началось строительство российской государственности.

Князь Даниил основал в Москве три иноческие обители — монастырь Свято-Данилов, в 1296 году Богоявленский монастырь, поблизости от детинца на территории нынешнего Китай-города, и, согласно некоторым данным, храм Петра и Павла на Крутицах. Самым первым по времени основания является именно Даниловский монастырь, точная дата его основания неизвестна, общепринята дата 1282 год, хотя также называют и 1272 год.

Монастырь возник как ктиторский (княжий) монастырь, существовал он на средства, которые выделял сам благоверный князь. Монастырь был основан в удивительно удобном месте, по тем временам здесь были очень удобные пути сообщения до Кремля (детинца), находившегося на Боровицком холме, расстояние здесь 5 вёрст по прямой. С другой стороны, это место тихое и уединённое.

Незадолго до смерти князь Даниил принял в этом монастыре иноческий постриг.

При восстановлении храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов, здесь удалось воспроизвести интерьеры, близкие к оригинальным. От прежнего убранства ничего не осталось. Когда восстанавливали Свято-Данилов монастырь, это было огромным событием в церковной жизни — это был первый монастырь, который восстанавливался после десятилетий советской власти. Сюда несли всё, начиная от бытовых предметов, необходимых первым насельникам и строителям, заканчивая пожертвованиями уникальных святынь, которые возвращались сюда, в эту обитель. Помогали приходы, помогали высшие учебные заведения Русской православной церкви. Своды и стены храма расписывал довольно известный иконописец Сергей Фёдоров — ученик иконописца архимандрита Зенона.

Расписание богослужений в Даниловском монастыре

С понедельника по пятницу — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов 6:00 братский молебен, полунощница (совершаются, если служба накануне не является всенощным бдением). 7:00 3-й и 6-й часы, Божественная литургия. 7:00 9-й час, вечерня, утреня, 1-й час. (Великим постом с понедельника по четверг начало вечернего Богослужения в 16:30).

В субботу: 6:45 3-й и 6-й часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 3-й и 6-й часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе. 16:45 Всенощное бдение в Троицком соборе.

В воскресенье: 6:30 3-й и 6-й часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 3-й и 6-й часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе. 17:00 9-й час, вечерня, утреня. 1-й час — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

В дни больших праздников: Накануне праздничного дня в 16:45 в Троицком соборе — Всенощное бдение. В день праздника одна или две литургии — это указано в отдельном расписании праздничных богослужений. Братский молебен и полунощница в день праздника не совершаются.

Официальный сайт Даниловского монастыря

Адрес

Москва, ул. Даниловский Вал, 22
+7 (495) 961-14-80

Среди настоятелей, возглавлявших даниловскую братию в XIX столетии, несомненно выделяется фигура архимандрита Амфилохия Казанского-Сергиевского — это очень образованный человек, который на равных общался с выдающимися представителями гуманитарной российской науки того времени. Охоту к древностям, уважение и любовь к археологии будущему отцу Амфилохию привил его добрый знакомый — граф Уваров, министр народного просвещения при Николае I и один из основоположников отечественной археологии.

События наполеоновского нашествия не обошли стороной Даниловский монастырь, но тем не менее он пострадал не очень сильно — здания остались целыми, ризница и казна были вывезены в Вологду.

В 20-е годы XX века Даниловский монастырь играл огромную роль в церковной жизни Москвы. Настоятелем монастыря был епископ Фёдор Поздеевский — ярчайшая личность, в прошлом — ректор Московской духовной академии, изгнанный из академии либерально настроенной профессурой и студенчеством в мае 1917 года. Вступив в конфликт с профессурой он был вынужден оставить академию и поселился здесь с благословения патриарха Тихона, который назначил его даниловским настоятелем.

Некрополь Свято-Данилова монастыря

Одна из невосполнимых утрат советского периода истории Даниловского монастыря — утрата монастырского некрополя. Кладбище существовало здесь ещё при жизни святого князя Даниила, здесь он и был похоронен среди простых иноческих захоронений, там же были обретены его мощи. Со временем монастырь разросся и стал занимать значительную часть монастырской территории — здесь были уникальные памятники, похоронены здесь были лучшие сыны России, это представители славных дворянский родов — Мещерские, Волконские, Урусовы и многие другие. Ещё монастырское Даниловское кладбище называли некрополем славянофилов — так получилось, что здесь возникли несколько семейных погребений славянофилов, поскольку многие из них были в родстве друг с другом — это захоронения Хомяковых, Самариных. Здесь был погребён Н.В. Гоголь, впоследствии перезахороненный на Новодевичьем кладбище.

После официального закрытия Даниловского монастыря в Москве, после того, как братию выселили из привычных монастырских келий, жизнь монастыря ещё некоторое время теплилась возле храма Воскресения Словущего, построенного архитектором Шестаковым в стиле позднего классицизма или ампира. Этот храм перекликался своими архитектурными формами с Троицким собором монастыря. Сюда была перенесена рака с мощами благоверного князя Даниила, и до 1932 года монастырская община продолжала существовать до так называемого «даниловского дела», когда была арестована вся старшая братия.

Данилов монастырь последним прекратил существование в столице — уже был арестован и отбывал сроки епископ Фёдор Поздеевский, возглавлявший даниловскую братию, периодически арестовывали кого-то из живших здесь епископов, уже священники не ходили по улицам в присущих сану облачениях, потому что это грозило административным преследованием как форма религиозной агитации, уже с внешних стен московских храмов снимали иконы, уже сбросили колокола с московских церквей, а Данилов монастырь всё продолжал своё существование.

В сознании москвичей старшего и среднего поколения строения разорённого Данилова монастыря прочно ассоциировались с приёмником-распределителем для беспризорных детей и для несовершеннолетних правонарушителей. Обосновалось это учреждение здесь ещё в 1928 году.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на территории монастыря напоминает о торжествах тысячелетия крещения Руси, именно с приближением этой даты правительство Советского союза разрешило открыть на территории Данилова монастыря Духовно-административный центр Русской православной церкви. Предполагалось, что прибудут иностранные делегации, где-то будет надо их принять, показать с выгодной стороны прекрасную картину церковно-государственных отношений, свободы религии в Советском союзе, хотя предполагалось, что торжества пройдут исключительно в рамках узкоцерковных мероприятий. На месте этого памятника при советской власти находился памятник Ленину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *