Давидово вознесенская пустынь

Nils Eckhardt

Ich wünsche allen Chormitglieder Gottes Segen, alles erdenklich Gute und natürlich auf «mnogoje leta»!

Nils Eckhardt

Когда мы узнали в нашей церковной общине города Шверина (на Севере Германии), что к нам приезжает Хор Держава, моя семья, друзья и я с радостью и нетерпением пошли в наш городской собор. Выступления хора превзошло все oжидания!
Голоса монахов, которые только что прилетели из Москвы, без отдыха, прямо с дороги – наполнили своими чудусными голосами готический зал собора в Честь и Славу Бога! Это ошеломляющее, от чуственно-сдержанного до мощно- великолепного-церковное песнопениe, просто заворожили нас…
Учитывая сегодняшнии тендеции – High Tech for Audiophilie – было просто восхитительно наслаждаться этим особенным настроением концерта. Еще больше «live” было просто невозможно…
На следующий день состоялся второй концерт в вечернем народном университете. Мы, немецкие слушатели наслаждались красотой русского языка при исполнении русских народных песен.
Я хочу хор поблагодарить за этот подарок!
Я надеюсь, бог даст, при следующей возможности посетить ваш концерт вместе с моим отцом.
Я желаю всем членам хора Божьего Благословления и всего самого хорошего и конечно на «многие лета”

Нильс Экхарт

Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись:
«…В лета 7023 при державе царства Российского Государя Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея России при священном архиепископе Иоасафе митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустыню старец преподобный отец наш игумен Давид со двема старцама и с двема простыма мужи маия в 31день. А Хатунь была со всеми волостями и со уездами за князем Василием Семеновичем Стародубским. И якоже пришед и вселився на святое место се и постави церковь во имя благолепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мариям честного и славного ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и сoзда обитель и постави келии и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лето тоя же осмыя тысяща в тридесят седмое сентямбрия в 19 день на память святого великомученика Еоустафия и иже с ним… » Согласно иной версии, Хатунская волость в это время являлась частью Великого княжества Московского.

Известна она была и русским царям, и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. Особенное внимание оказывал ей царь Иоанн Васильевич (Грозный). На его средства в обители была начата постройка каменного храма, им была выдана жалованная тарханная грамота на владения «вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями».

В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предавали его пожару и разорению. В это время означенная грамота затерялась, но 1 апреля 1625 года была возобновлена царем Михаилом Федоровичем. До конца 18 века пустынь не отличалась своею материальною обеспеченностью – она имела небольшое количество вотчин, приносивших ей незначительный доход, и всегда нуждалась в средствах для содержания братии и поддержания в порядке своих храмов и прочих зданий. По этой причине она имела мало братии и даже приписывалась к другим монастырям.
Вотчины и различные владения пустыни находились в разных местах – в Серпухове, Малинской волости Коломенского уезда, Хатунской и Замыжской волостях Московского уезда, близ самой пустыни и в Москве.
В 1657 году по указу Святейшего патриарха Никона Давидова пустынь была приписана к новопостроенному Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, из ведения которого была исключена в 1667 году по указу царя Алексия Михайловича.
В 1712 году она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 году, по определению Св.Синода от 28 апреля – к Московскому Златоустому. Все это принесло пустыни лишь «напрасное разорение», на что и было обращено внимание Св. Синода. В 1727 году Св.Синод рассуждал о положении Давидовой пустыни и усмотрел, что ей «в виду ее строений и немалого числа крестьянских дворов можно особно быть, а не в приписке», почему 13 января постановил: «Давидову пустынь от Златоустого монастыря отрешить и быть ей особно по прежнему и монахов перевести паки в тое пустяню, также взятую из оной церковную утварь, хлеб, скот и прочее, что ныне тамошнего есть на лицо, в тое пустыню возвратить и определить в ней игумена из духовных персон, человека доброжительного и искусного, кого пристойно, и братию по силе Духовного Регламента, чтоб было не меньше 30 человек, собрать и держать, как св.правила повелевают неотменно».
Недостаточное материальное обеспечение пустыни заставляло настоятелей ее изыскивать средства к содержании. В 1760 году игумен Гедеон, указывая митрополиту Московскому на различные монастырские ветхости, писал, что «возобновить и построить их нечем, понеже в оную Давидову пустынь денежных доходов ниоткуда никаких не происходит, а от доброхотных подаятелей, и то, что пожелает подать, в той пустыни сборной книги не имеется». По резолюции от 23 декабря 1760 года было велено дать книгу «на испрошение милостыни» на шесть лет.
По штатам 1764 года Давидова пустынь лишилась своих деревень и пустошей и была оставлена на своем содержании. Однако на следующий год ее положение значительно улучшилось. По указу Консистории от 17 марта 1765 года к Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, принадлежавшая упраздненной Морчуговской пустыни. Тогда же была приписана и часовня, находившаяся у Калужской заставы и принадлежавшая упраздненному Андреевскому монастырю. Так было положено начало самостоятельной деятельности Давидовой пустыни и обеспечению ее в средствах содержания на будущее время.
Из документов 17-18 веков видно, что в Давидовой пустыни всегда было мало братии. В 1657 году в ней жили казначей – старец Иосиф, два черных попа – Харлампий и Ефрем, пять рядовых старцев – Рафаил, Феодосий, Гурий, Нафанаил и Авраамий, четверо слуг, конюх, хлебник, и церковный дьячок Офонка Харитонов.
В ведомости, составленной в августе 1731 года, значатся: два иеромонаха, из них один казначей, три иеродиакона, пять клиросных (из них один ризничий), семь простых монахов, из них один часовенный. Из всех только четверо постриженики Давидовой пустыни. В 1730 году были приведены к присяге: 1 игумен, 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, 14 монахов и 13 служителей.
К концу 18 века Давидова пустынь стала приходить к упадку. Некоторые из ее настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря, или же исполняли различные поручения Епархиального начальства, не жили во вверенной их попечению обители, почему и не могли, конечно, заботиться должным образом о ее благосостоянии. В среде братии бывали нестроения. В 1792 году вследствие жалоб на строителя, иеромонаха Иоакинфа, митрополит Платон заметил в пустыни «расстройство, а в строителе малое старание или способность, так что служить некому». Все это заставило Епархиальное начальство обратить особенное внимание на Давидову пустынь.
Для поднятия ее благосостояния было решено ввести в ней общежитие (прп. Давид, вышедший из Пафнутиева общежитильного монастыря, несомненно, и своей обители дал такое же устройство. Но уже в документе 1627-28гг она называется «монастярь-особняк», что указывает на то, что в это время, т.е. через 100 лет после кончины Преподобного, обитель его была монастырем необщежительным). Дело это было поручено настоятелю Николо-Пешношского монастыря иеромонаху Макарию, известному своею строго-подвижническою жизнью. Для заведения такого же общежития, «как в Оптином монастыре», по рекомендации иеромонаха Макария, владыка определил в строители Давидовой пустыни иеромонаха Иосифа из братии Николо-Пешношского монастыря, а также направил с ним в помощь иеромонаха Герасима, и еще четыре человека братии для помещения в число братства Давидовой пустыни.
Новые насельники с весны следующего 1799 года приступили к возобновлению пустыни: во всем монастыре кровли покрыли вновь. Ветхости в церкви частью исправили, ризницу всю перечинили и новую прибавили, завели новый порядок богослужения и общего жития и таким образом, пустынь прп. Давида стала принимать другой вид.
С введением общежития число братии увеличилось. В конце 1812 года в обители состояли: строитель-иеромонах, два иеромонаха, два монаха, 11 послушников. В 1915 году – настоятель Архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов и около 50 послушников. Среди братии всегда были люди, украшенные высокими христианскими добродетелями. Память о них и доселе жива в обители. Например, монах Алексий, служивший на кухне, отличался смирением и обладал даром прозорливости, он предсказал конец Севастопольской войны. Такое же смирение имел и монах Алитий, также служивший на кухне. Достоин упоминания и юродивый Сергий, келейник архимандрита Иоанникия.
В 19 веке Давидова пустынь постепенно благоукрашалась, воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Была построена ныне существующая колокольня.
После отобрания в 18 веке монастырских вотчин за обителью остались: часовня близ Москворецкого моста в Москве, подворье с часовней у Арбатских ворот, подворье с часовней и землей у Калужских ворот, Егорьевская пустошь, пашня, лес и мельница под монастырем.
В 1860 пустынь была наделена лесом близ ст. Сходня, из казенных лесных дач.
Подворье у Калужских ворот было передано с разрешения Московской духовной Консистории от 20 сентября 1891 года Серпуховскому Владычному монастырю во всегдашнее владение, Арбатское подворье было дано во временное пользование бедному Дмитровскому Борисоглебскому монастырю в 1881 году, а в 1914 году возвращено обратно Давидовой пустыни.
Давидова пустынь в 19 веке делала щедрые пожертвования на нужды епархии и, кроме того, служила делу религиозно-нравственного просвещения окрестного населения, для которого были открыты две церковно-приходских школы: в 1894 году мужская двуклассная, а в 1905 году смешанная одноклассная. Попечителем обеих школ состоял настоятель пустыни, архимандрит Валентин.
В начале пятого столетия своего существования пустынь прп. Давида находилась в состоянии полного благоустройства во всех частях. Святые храмы ее отличались благолепием и чистотою, во внутренней жизни братии наблюдались полный порядок и благочиние.
Монастырь занимал обширное пространство, обнесенное каменною стеною с башнями по углам. На западной стороне ее колокольня со св. воротами под нею, рядом проезжие ворота. Внутри монастыря, считая по левой стороне от колокольни, расположены: просфорня и рухлядная, настоятельский корпус. Успенский храм, новый собор во имя Всемилостивого Спаса, трапеза с храмом Всех Святых и примыкающим к нему братским корпусом и хлебным амбаром, по правой стороне от колокольни, четыре братских корпуса, их них один старый трехэтажный, другой двухэтажный, богадельная, водопровод и артезианский колодезь на южной стороне. В центре три храма Вознесения Господня, Николая Чудотворца и Знамения Пресвятой Богородицы с кладбищем, садом и цветниками около них. За монастырем три гостиницы, конный и скотный дворы, пчельник, баня, мельница и два пруда, липовая роща с южной стороны и двухклассная церковно-приходская школа.
После переворота 1917 года судьбы монастыря стала схожей с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание святынь, изгнание монахов, скидывание крестов, костры из икон… В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятель и братия репрессированы. Так, в одночасье были загублены четыреста лет славной истории монастыря, преданы забвению подвиги его подвижников.
Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян, было в середине 50-х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью была разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском храмах и храме Всех Святых. Монастырскому комплексу всеми силами придавался «некультовый вид». Стиралось воспоминание о славном прошлом. Новые власти пытались наладить новую «культуру», новую «духовность», заставить людей забыть веру отцов, свои корни. Даже поселок, выросший рядом с монастырем, был переименован в «Новый быт». Но выстояли стены монастыря, выстояли сердца и души людей, из которых не удалось вытравить веру во Всемилостивого Господа нашего Иисуса Христа.
В 1992 году жителями посёлка была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди стали проводить там совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря.

В 1995 году настоятелем был назначен иеромонах Герман, который до этого назначения с 1989 г. был настоятелем Покровского храма, а затем старшим священником Покровского женского Ставропигиального монастыря в г. Хотьково.

Вместе с двумя юными послушниками настоятель начал работы по подготовке одного из храмов к совершению службы. Не всё было гладко на пути возвращения нормальной литургической жизни, много препон чинилось со стороны некоторых лиц.

Но в первую субботу Великого поста была совершена первая Божественная Литургия, а 1 июня 1995 года на престольный праздник обители за Божественной Литургией, которую совершил правящий Архиерей Московской Епархии Высокопреосвященнейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский, было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни, иеромонах Герман был возведен во игумена обители с вручением игуменского жезла.

Монастырская жизнь идёт своим чередом: ежедневная служба, утреннее и вечернее правило, труд по восстановлению храмов и другие послушания. Усердием братии монастыря составлены служба с Акафистом основателю обители преподобному Давиду.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, страждущие плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих.

В 1996 г. монастырю супругами Владимиром и Ириной Истомиными была подарена звонница из 7 колоколов, которую освятил Владыка Ювеналий, посетив обитель в Светлую среду 17 апреля 1996 года.

В 1997 году 23 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви.

Сейчас мощи находятся в Знаменском храме, изначальной его усыпальнице. По обретении мощей преподобного Давида стало особенно чувствоваться его небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель. Молитвами отца нашего Давида зимой 1997 года начались работы по восстановлению Знаменского храма.

И первая группа реставраторов прибыла в монастырь в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря 1997 г., в чем виден особый промысел Божий и покровительство Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В икону Божией Матери Знамение вставлены два ковчежца с частицами от Хитона Господня и Ризы Пресвятой Богородицы.

Обитель неоднократно посещали и Владыка Митрополит, и Преосвященный Архиепископ Григорий, совершая в древних стенах обители Божественную Литургию. В апреле 1998 г. обители был пожертвован колокол весом в 1 тонну. 5-го июня в день отдания праздника Вознесения Господня колокол был установлен на колокольне.

В 1999 году в обители почти полностью восстановлены монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.

19 сентября 1999 года Знаменская церковь обители освящена полным чином Преосвященными Григорием, архиепископом Можайским, в сослужении Иосифа, епископа Угличского. Богослужение теперь совершается во вновь освященном храме.

2000 год ознаменовался празднованием Великого Юбилея Боговоплощения. В юбилейном году в обители произошли некоторые изменения. Колокольня, доминирующая над всем комплексом пустыни, полностью отреставрирована. Золоченые купол и крест видны издалека. На колокольне установлены часы. Некогда бой механических часов возвещал окрестностям о течении времени. Сейчас вновь малиновый звон четвертей, отбиваемых часами, и мелодии церковных песнопений напоминают о скоротечности нашей жизни.В соборе воссоздан иконостас. Древние иконы вновь украшают стены Вознесенского собора.5 июня 2003 года было совершено Великое освящение древнего Вознесенского собора пустыни. Освящение совершил по благословению Владыки митрополита Ювеналия Преосвященный Григорий, архиепископ Можайский. Трапезный храм во имя Всех святых обрел соответствующее завершение.

Воссозданы купол и крест. Внутри храма восстановлен интерьер: сияющий золотом иконостас, киоты на стенах, настенная живопись. На иконах нижнего ряда иконостаса изображены святые, подвизавшиеся в Подмосковье и имеющие малую известность.
Это – преподобные Савва Стромынский, Владимир Белопесоцкий. Среди святых изображенных в местном ряде иконостаса есть и новопрославленные: священномученик Константин Богородский, праведный Василий Павлово-Посадский, блаженная Матрона Московская. Иконостас трехъярусный. Второй ярус традиционно украшают иконы двунадесятых праздников и событий из жизни Христа. Третий же ярус украшен венцом, в который вставлены образа святых новомучеников и исповедников Российских. Святители Тихон, Патриарх Московский, Владимир, митрополит Киевский, Петр, митрополит Крутицкий, и многие другие исповедники веры Христовой, в годы лихолетий положившие жизни свои на Алтарь служения Богу.

В храме на стенах старинные реставрированные иконы. Киоты выполнены в одном стиле с иконостасом. 26 октября трапезный во имя Всех Святых храм обители освящен Высокопреосвященным Григорием, архиепископом Можайским.

По окончании Божественной Литургии были перезахоронены останки погребенного на монастырском кладбище генерала Дохтурова Д.С., героя Отечественной войны 1812.

Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. И вновь отражаются храмы обители в зеркальной глади пруда.

Женская община «Отрада и Утешение», Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховской Высоцкий мужской монастырь, Серпуховский Введенский Владычний монастырь, Серпуховский Распятский монастырь, Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.

ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА «ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ»

Женская Община Отрада и Утешение

Расположена в поселке Добрыниха, в двух километрах от села Щеглятьево, близ города Чехова. Основана графиней М.В. Орловой-Давыдовой и ее матерью О.И. Орловой-Давыдовой на территории их имения. В 1898 г. община получила официальный статус. На устроение и содержание общины графинями было пожертвовано 103 десятины земли с постройками и лесом и капитал в 200 тыс. руб., из них 600 руб. назначалось на содержание священника.

Еще в 1893 г. здесь был освящен храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Второй храм — во имя Успения Божией Матери, с приделом во имя Всех Святых, возведенный по проекту арх. С.У. Соловьева, был освящен московским митр. Владимиром 22 авг. 1904 г.

Общину возглавила сама Мария Владимировна Орлова-Давыдова, в 1902 г. принявшая постриг с именем Магдалина. К этому времени относится описание общины: «на месте ранее глухого леса сейчас красуется прекрасный общинский обширный дом с храмом во имя иконы Богоматери, именуемой «Отрада и Утешение». Близ этого дома, как бы детеныши, ютятся: церковно- приходская школа для девочек, приют для сироток малолетних, приют для пристарелых женщин, рукодельная, больница; далее- строения для причта, гостиница, водокачка и службы. Венцом же человеческого творчества в этой местности вот уже второй год является величественный пятиглавый собор… сейчас он отделан только еще вчерне и ждет внутренней своей отделки. Глубокая мысль вложена строителями в означенное здание. Низ собора во внутренней своей части темен; свет дневной падает в него сверху. Такая особенность архитектуры наводит на мысль, что наша греховность, наша загрязненная душа, лежащая долу, присутствуя в сем храме, невольно должна будет искать себе просветления горе…».

Предположительно, около 1917 г. в общине был освящен третий больничный храм во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного в Капернауме.

В начале 30-х гг. монастырь был закрыт. С 1938 г. здесь разместилась Московская городская психиатрическая больница.

В 1991 г. здесь была создана православная община, а на Рождество 1992 г. состоялось первое богослужение. Ныне службы совершаются в домовом храме «Отрада и Утешение» (приход на территории больницы), Успенский храм реставрируется.

Настоятель храма – иеромонах Антоний (Семкин).

Храмы:

  1. в честь ик. Божией Матери «Отрада и Утешение»(1893 г.)
  2. Успенский с приделом во имя Всех Святых (1904 г.)
  3. больничный во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного в Капернауме

Проезд:

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

Вознесенская Давидова Пустынь

Расположена на высоком правом берегу р. Лопасни (приток р. Оки), на территории древней Хатунской волости. Она основана 31 мая 1515 г. прп. Давидом, происходившим, согласно преданию, из рода князей Вяземских и носившим в миру имя Даниил.

Даниил родился в начале 50-х гг. XV в., а в начале 70-х гг. поступил в Боровский Пафнутьев монастырь, где принял постриг с именем Давид у основателя обители прп. Пафнутия, после кончины которого прп. Давид вручил себя руководству прп. Иосифа (Санина), будущего основателя Волоцкого монастыря, также постриженника прп. Пафнутия Боровского. Среди сподвижников Давида известны прп. Даниил Переяславский, великий иконописец Дионисий, иеромонах Макарий (Леонтьев), будущий митрополит Московский и всея Руси.

Земли, на которых прп. Давид основал пустынь, принадлежали кн. Василию Стародубскому, куму Василия III. Основание обители призвано было укрепить духовный авторитет Москвы и самодержавной власти. Согласно монастырскому преданию 15 августа 1515 г. обитель посетил прп. Иосиф Волоцкий. Он благословил основание монастыря и, разделив трапезу с прп. Давидом и братией, наставлял и поучал их слову Божию. Знаменательная встреча произошла за три недели до смерти прп. Иосифа. Точная дата преставления прп. Давида неизвестна. В документах упоминаются 19 сентября 1528 г. и 18 октября 1520 г. Многочисленные чудотворения у гроба святого подвижника издревле были известны местным жителям. Уже в монастырском синодике 1608 г. Давид именуется Преподобным.

Вознесенская Давидова Пустынь. Рака с мощами прп. Давида.

Совершенно разоренная в годы Смуты, пустынь в 1657 г. была приписана патр. Никоном к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. В 1712 г. ее приписали к Чудову монастырю, а в 1764 г. она стала заштатной. Лишь с конца XVIII в. благосостояние обители стало расти и каменное строительство возобновилось. Складывавшийся в течение столетий архитектурный ансамбль монастыря окончательно сформировался к началу XX века с постройкой величественного собора Всемилостивого Спаса. На монастырской территории были похоронены: выдающийся полководец Д.С.Дохтуров († 1816 г.), представители дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

Давидову пустынь посещали великие церковные иерархи: митр. Платон (Левшин), святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири. Здесь подолгу жил митр. Владимир (Богоявленский), будущий новомученик Российский. В 1915 г. в Москве и Серпухове широко отмечалось 400-летие монастыря. В это время здесь проживало более 100 монахов.

В 1937 г. пустынь была закрыта, а монахи изгнаны. Последний настоятель архим. Валентин, управлявший обителью 44 года, остался жить в поселке у одной благочестивой женщины, но через некоторое время был убит неизвестными, забравшими тело с собой с целью сокрытия преступления. Вскоре рядом с монастырем забил источник. Его появление связали с мученической кончиной настоятеля и в народе за ним прочно закрепилось название «Валентиновский». Последние десятилетия на территории пустыни обосновался Чеховский механико-технологический техникум, занимающий часть зданий до сих пор.

Вознесенская Давидова Пустынь. Ковчег.

В 1992 г. жителями поселка Новый Быт была образована православная община и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 г., в первую субботу Великого поста, была совершена первая Божественная Литургия, 1 июня оглашено решение Св. Синода о возобновлении монашеской жизни, а ранее назначенный настоятель иером. Герман (Хапугин) был возведен в игумена обители. 24 мая 1997 г. были обретены св. мощи прп. Давида (местночтимый святой Московской епархии). Сегодня службы совершаются в Знаменском храме (остальные реставрируются).

Храмы:

  1. соборный — во имя Вознесения Господня (1584 г., 1682 г.)
  2. во имя Успения Божией Матери (1740 г.) — надвратный
  3. во имя Свят. Николая Чудотворца (1804 г.)
  4. во имя Иконы Божией Матери «Знамение» (1865-1870 гг.) — на месте первоначального захоронения Прп. Давида.
  5. соборный — во имя Всемилостивого Спаса (1900 г.)
  6. во имя Всех Святых (1913 г.) — в трапезной

Святыни:

  1. св. мощи прп. Давида (почивают открыто)
  2. часть св. мощей прп. Моисея Угрина
  3. глава Вифлеемского младенца (из 14 000 избиенных от Ирода)
  4. часть св. мощей мч. Евстафия Плакиды, ковчег-мощевик (154 частицы)
  5. частица Гвоздя Господня.

Вознесенская Давидова Пустынь. Источник.

Подворья:

  1. в Серпухове (не сохранилось)
  2. в Москве — с серед. XVII в. на Ордынке, в приходе ц. св. Георгия Победоносца на Всполье (не сохранилось)
  3. в Москве — с 1691 г. у Смоленских (Арбатских) ворот Белого города за ц. свв. Бориса и Глеба (не сохранилось)
  4. в с. Талеж рядом с источником, здесь же храм-часовня во имя прп. Давида (в настоящее время).

Часовни:

  1. на территории монастыря
  2. во имя Всемилостивого Спаса близ Москворецкого моста. Передана пустыни в 1765 г. Закрыта в 1920-е гг. Снесена в 1966 г. при завершении строительства гостиницы «Россия».

Настоятель игумен Герман (Хапугин).

Принимаются паломники (необходимо наличие паспорта).

Адрес: Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт, монастырь «Давидова пустынь».

Проезд:

СЕРПУХОВСКОЙ ВЫСОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь

Основан в 1374 г. серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению прп. Сергия Радонежского. Название монастыря связано с местом, на котором он был устроен — это холм близ слияния рек Оки и Нары, в древности прозванный «Высоким».

Монастырь скоро устроился, число братии стало быстро возрастать и в 1381 г. обитель украсилась большим каменным собором во имя Богоматери, в честь Ее зачатия (первоначально храм был деревянным). Построен же он был в память победы над татарами на Куликовском поле и освящен митр. Киприном. Павшие воины Серпуховского ополчения, составлявшие засадный полк под командованием своего князя Владимира Андреевича, двоюродного брата блг. кн. Димитрия Донского, были погребены в братской могиле в стенах Высоцкого монастыря.

Серпухов являлся южной оборонительной границей Московского княжества и часто подвергался нападениям врагов земли русской. В 1571 г. обитель сильно разрушили татары, а в Смутное время пострадала от шаек поляков и разбойников. Во время правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича монастырь процветает, но с сер. XVIII в. благосостояние начинает падать. После введения Екатериной II штатов для монастырей, от него по указу отошли все вотчины и осталось существовать только на государственное содержание, положенное по штату, и на пожертвования верующих. С XIX в. обитель становится очень известной, и к началу XX века — одной из самых благоустроенных во всей России.

С приходом к власти большевиков братии было предложено покинуть монастырь и там расположился полк латышских стрелков. В Покровском храме совершались богослужения, за которыми пели престарелые монахини, переведенные из соседнего Владычнего монастыря, но после ареста в 1931 г. остававшегося настоятеля, архимандрита Пантелеймона, всех разогнали, монастырь же превратили в тюрьму, где производились массовые расстрелы. После ВОВ помещения обители использовались под жилье и склады. В это время многое было разрушено, лишь начатые реставрационные работы спасли его от полного разрушения.

25 мая 1991 г. принято решение об открытии и возрождении древней обители. Разоренная и оскверненная, она была открыта в среду Светлой Седмицы и вновь началась молитвенная и трудовая жизнь.

Храмы:

  1. Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь. 1990-е годы.

    соборный — во имя Зачатия Праведной Анны (сер. XVI в., с северной стороны придел Рождества Пресвятой Богородицы, XVI в., реставрируется, с южной стороны во имя свт. Николая — на первом этаже, на втором — соборная ризница, на третьем — храм в честь прп. Сергия Радонежского, XVI в., освящен 06.09.1996 г.)

  2. во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной (XVI в.) с приделом во имя Похвалы Пресвятой Богородицы (1872 г., вновь освящен 9.07.93),
  3. храм в честь свв. Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (1697г., перестраивался в 1878г.) — «как неимеющий исторической и художественной ценности» уничтожен во время реставрации в 1967 г. (находился на месте погребения прп. Афанасия Младшего, где ранее была часовня, ныне здесь крыльцо в русском стиле с маковкой и крестом),
  4. храм свт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в колокольне, второй ярус (1840 г., освящен вновь в 1991 г.),
  5. с восточной стороны, за стенами монастыря храм во имя Всех Святых (1896 г., арх. Р.И. Клейн, иконостас был мраморный, Царские Врата бронзовыми, ныне почти в разрушенном виде, все могилы в усыпальнице были вскрыты и осквернены),
  6. в настоящее время в гостинице строится храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Часовни:

  1. при реке Нара1771 г.(ныне нет),
  2. на Тульском тракте во имя «Иверской» иконы Божией Матери (ныне)

Подворья:

  1. в Москве на Пятницкой ул. (было)
  2. в настоящее время при Спасской церкви на кладбище в Серпухове (Занарское клад.).

у р. Нара, близ монастыря, ископанный прп. Сергием Радонежским (ныне городской отстойник).

Список чудотворной иконы Неупиваемая Чаша. Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь.

Святыни:

  1. мощи прп. Афанасия Младшего в Покровском храме
  2. ковчеги с частицами мощей более 200 святых.
  3. чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» (список с иконы, чудесно явленной в соседнем Владычном монастыре)
  4. иконы-мощевики, старинные иконы.

Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта).

Настоятель игумен Кирилл

Адрес: 142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь.

Проезд:

СЕРПУХОВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

Серпуховский Введенский Владычний Монастырь.

Расположен на правом берегу р. Нара, напротив Высоцкого монастыря. Основан в 1360 г. митр. Алексием по повелению Божией Матери, Которая явилась московскому святителю. Первым настоятелем и строителем мужского монастыря был ученик митрополита, его келейник прп. Варлаам. Он также удостоился чудесного видения. «Видех Ангелы держим монастырь, и Захарию во дверех церковных стояща, и Богородицу с рождшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим и посадив Ю на третией ступени».

Монастырь никогда не выделялся ни количеством братии (не более 30 насельников), ни богатством. В XVI-XVII вв. обитель превратили в крепость, снабдив боевыми орудиями и припасами. В XVIII в. монастырь пережил период упадка; его приписывали то к Высоцкому, то к Заиконоспасскому монастырям. К началу XIX в. древней обители грозило закрытие. Но в 1806 г. по благословению московского митр. Платона Владычний монастырь был обращен в женский, в результате чего к концу века он пришел в цветущее состояние, а количество насельниц возросло до 400.

Особенную память в монастыре оставила блаженная Евфросиния, юродивая Христа ради. Бывшая фрейлина Имп. Екатерины II тайно скрылась из двора и по благословению митр. Платона поселилась во Владычней обители. Неоднократно приезжая в монастырь, свт. Филарет (Дроздов) первым долгом посещал блаженную старицу и беседовал с ней. 3 июня 1855 г. Евфросиния преставилась, имея 120 лет от роду и погребена в приделе церкви село Колюпаново (близ города Алексина).

Серпуховский Введенский Владычний Монастырь. 2000 г.

В 1869 г. игуменья Владычнего монастыря Митрофания основала в Москве Владычне-Покровскую епархиальную общину сестер милосердия. Община была учреждена при храме Покрова Пресвятой Богородицы с приделами прп. Сергия и св. царевича Димитрия (храм построен в 1619 г.).

В 1867-72 гг. в обители подвизалась прп. Рахиль (1833-1928 гг.). Именно здесь она была пострижена в рясофор свт. Филаретом.

В 1878 г. в монастыре явилась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая имеет особую благодать исцеления от недуга пьянства и других вредных привычек.

Вскоре после революции монастырь был закрыт. В 1919 г. здесь разместилась школа «красных военлетов», а сестрам пришлось покинуть обитель. Богослужение во Введенском соборе совершалось до 1928 г. Военное училище находилось здесь до 1978 г. Последующие семнадцать лет монастырь оставался бесхозным, местные жители разбирали его по кирпичикам на свои нужды.

В мае 1995 г. превратившуюся в руины обитель передали Церкви. Здесь возрожден женский монастырь. 18 мая 2000 г. восстановлено почитание в лике местночтимых святых прп. Варлаам (место его захоронения около Введенского собора).

Храмы:

  1. Серпуховский Введенский Владычний Монастырь. рисунок.

    соборный — во имя Введения Пресвятой Богородицы (нач. XVI в реставрируется) с приделом во имя св. Филарета Милостивого (1867 г., не сохранился).

  2. во имя вмч. Георгия Победоносца с приделами блгв. царевича Димитрия ((XVII в.), Вознесения Господня (1819, действующий), свт. Николая Чудотворца (1840 г., реставрируется)
  3. во имя мч. Феодота Анкирского (1599 г., в 1834 г. переосвящен в честь Спаса Нерукотворного) — над Св. вратами
  4. во имя свт. Алексия (XVII в., отреставрирован и освящен в 1995 г.)

Святыни:

  1. список с чуд. иконы Введения Богородицы во Святая Святых (подлинник в музее, откуда выдается в монастырь на престольный праздник 4 декабря);
  2. икона мч. Иоанна Воина (список с утраченной чуд. иконы XIV в.);
  3. икона вмч. Георгия Победоносца (список с чуд. иконы XIV в., местонахождение которой неизвестно. При угрозе нападения на обитель перед иконой сама собой возжигалась свеча);
  4. икона свят. Николая Чудотворца (список с иконы, чудесно явленной в хлебопекарне);
  5. чуд. икона блгв. царевича Димитрия (подарена царем Василием Шуйским в 1607 г., находится в музее; на день принесения, 5 июля, и на престольные праздники выдается в монастырь. (Зафиксированы случаи исцеления от зубной боли перед фотографией с подлинной иконы);
  6. чудотворный список с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (ик.-подлинник чудесно явлена в 1878 г., местонахождение неизвестно) — помогает в исцелении от пьянства, наркомании, курения, а также в жилищных трудностях;
  7. Крест-Голгофа, с июня 1999 г. регулярно мироточит, зафиксировано мироточение ик. Божией Матери «Всецарица» и еще восьми икон (осень 2000 г.)
  1. на территории монастыря (закопан, место неизвестно);
  2. в с.Дракино при ц. свв. Бориса и Глеба (иссякший в советские годы, он вновь забил после возобновления храма)
  3. 14 ключей близ монастыря

Часовни:

Подворья:

  1. в Москве на Татарской ул., при ц. вмц. Параскевы Пятницы в Проще (не сохранилось; ныне здесь вестибюль ст. м. Новокузнецкая)
  2. в Москве на углу Зацепского вала и Строченовского пер. (не сохранилось)
  3. в дер. Дракино (бывшее с. Тишково) при ц. свв. Бориса и Глеба (1684 г., в 1882 г. храм был перестроен: возведены симметричные приделы и трапезная). Дер. Дракино стоит на месте бывшего г. Лобынска (1146 г.), разоренного в годы монголо-татарских нашествий.

Настоятельница игумения Алексия (Петрова).

Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта).

Проезд:

СЕРПУХОВСКИЙ РАСПЯТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

Серпуховский Распятский Монастырь.

Первоначально здесь, на пересечении Тульской дороги с р. Нарой стояла деревянная церковь во имя Рождества Христова. В 1695 г. по жалованной грамоте патриарха Адриана был открыт Новорождественский девичий монастырь, позже переименованный в Распятский. В 1701 г. в обители подвизалось 25 стариц, стояла деревянная церковь с «шатровыми главами» и двумя престолами: Рождества Христова и св. Иоанна Предтечи.

Серпуховский Распятский Монастырь. Колокольня.

По устному преданию, существующий ныне собор во имя Распятия Господня возведен в 1719 г. тщанием княжны Назареты Матвеевны Гагариной. Она была дочерью сибирского губернатора М.П. Гагарина, казненного в Петербурге в 1721 г. «за многие провинности».

Посвящение престола Распятию Господню очень редко, но не уникально (к примеру, храм в первом ярусе колокольни Успенского девичьего монастыря в г. Александрове Владимирской обл.).

Монастырь был упразднен в 1764 г. Храмы закрыты в 30-е гг. ХХ в. Ныне на территории бывшего монастыря расположено Серпуховское медицинское училище.

Адрес: 142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь.

Проезд:

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ БЕЛОПЕСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
(ранее мужской, ныне возобновлён как женский монастырь)

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь.

Основан около 1498 г. игум. Владимиром на месте, называемом Белые Пески (близ г. Кашира, на другом берегу р. Оки). Согласно монастырскому преданию еще прп. Сергий Радонежский, направляясь из Серпухова в Коломну, проходил через Белые Пески. Водрузив здесь крест, он благословил это место и сказал: «Быть тут монастырю». В 1380 г. на этом месте останавливались русские полки, идущие в Коломну — пункт сбора войск перед Куликовской битвой.

Прп. Владимир был иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. Основав обитель на важнейшем южном рубеже государства, он получил самую широкую поддержку Ивана Ш и Василия Ш. Московские государи были заинтересованы в укреплении южных границ, поэтому небольшая пустынь превращается в монастырь-крепость.

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь.

В 1520 г. в обители подвизался известный в то время старец Феодосий (Ковеля). В 1564 г. был заложен Троицкий собор, а к 1578 г. почти все монастырские строения были уже каменными.

В XVI в. обитель не раз подвергалась нападению крымских татар. В Смутное время монастырь был разорен и запустел. Границы государства в XVII в. отодвигаются все дальше к югу и монастырь теряет свое оборонное значение. В 1681 г. по указу Феодора Алексеевича монастырь перешел в ведение Коломенского архиерейского дома. Указом Петра I обитель была приписана к Троице-Сергиеву монастырю, а с 1764 по 1800 гг. она вновь во владении Коломенских архиереев. С XIX в. монастырь обрел самостоятельность, но числился заштатным. В XIX в. окончательно формируется архитектурный ансамбль монастыря, в обители ремонтируются старые и возводятся новые храмы.

Перед революцией в монастыре проживало 50 насельников. По рассказам очевидцев, в 1918 г. монахов вывели из Св. ворот и расстреляли у восточной стены. В 20-е гг. здания обители были переданы музею, но богослужение еще совершалось иером. Киприаном, чудом оставшимся в живых.

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь.

В середине 30-х гг. в келейных корпусах устроили общежитие для рабочих (затем заключенных), строивших мост через Оку.

Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе, и в нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса ген. П.А. Белова, а поблизости разместился дивизион первых «катюш». 16/29 н. ст. ноября, в день, который, согласно летописи, считается днем рождения обители, было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых здесь и отброшенных от Москвы на многие километры.

В послевоенные годы некоторые здания использовались под склады, остальные пустовали и постепенно разрушались. В конце 80-х гг. монастырь начали реставрировать, в 1993 г. в неделю жен-мироносиц он возобновлен, как женский.

Настоятельница игумения Мария (Баранова).

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь. Троицкий собор.

Храмы:

Подворье:

Древнее село Голочелово упоминается как «Маковец» еще в грамотах князей Ивана Калиты и Димитрия Донского. В XVIII в. здесь усердием помещиков Бутурлина и Татищева были выстроены два храма: Троицкий и Никольский. Однако, в 1872 г. обветшавшую Троицкую церковь разобрали, употребив кирпич на колокольню Никольской церкви. При этом Никольский храм переосвятили как Троицкий, пристроив к нему придел свт. Николая Чудотворца.

После ВОВ в храм пришел служить о. Сергий Минервин, бывший военный. Много лет отдал он этому отдаленному приходу, а скончался 28 января 1979 г. во время службы, в последнем поклоне перед Всевышним. Похоронен о. Сергий возле храма.

Из-за удаления от больших дорог, храм нередко становился объектом ограбления. Вместо похищенного Иерусалимского образа, ныне в храме поставлен образ Богоматери Троеручицы.

Церковная жизнь в селе никогда не замирала, но приход был очень мал. К 1993 г. в селе остался один коренной житель. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия приход определили в качестве подворья Белопесоцкого монастыря. Подворье считается монастырским скитом и устав здесь строже, чем в самой обители. На посещение больших праздников, даже на ночные службы, местная администрация выделяет автобусы для окрестных жителей и паломников.

Проезд до подворья:

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь. Источник.

Сергиевский, около ж.д. ст. Акри (был изведен ударом посоха о землю самим прп. Сергием на сухом месте).

Святыни:

  1. икона Утоли моя печали — чудотворная (находится в Тихвинском храме г. Ступино)
  2. ковчег с частицами св. мощей
  3. икона-мощевик и другие иконы.

Адрес: 142800 Россия, Московская обл., г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь.

Проезд: Ст. Акри Павелецкой ж.д., далее автобус до Крутышки (ост. «Монастырь»).

Давидова пустынь – мужской монастырь Московской области.

Его официальный сайт содержит много информации для паломников, здесь можно подробно ознакомиться с расписанием, узнать в какое время проходит конкретная служба.

Давидово Вознесенская обитель принадлежит Русской Православной церкви.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир

Месторасположение

Почему обитель называется пустынью, ведь в поговорке говорится, что свято место пусто не бывает? Раньше так называли уединенный православный монастырь, или скит, или келью, расположенные в безлюдной местности. Пусто было вокруг, не было людских поселений — потому и пустынь. Но время вносит свои коррективы — ныне Вознесенская Давидова пустынь – это не отдельное здание, а целый комплекс, в состав которого входят несколько храмов и церквей, корпуса настоятелей и братства, часовня и колокольня, также тут имеется липовая роща, которую посадил сам основатель.

Важно знать: рядом с комплексом расположены больница, памятник бойцам спецназа и мемориал ВОВ, через остановку – продуктовый магазин.

Адрес Давидовой пустыни: Московская область, Чеховский район, неподалеку от села Новый Быт. Она относится к Сельскому поселению Баранцево. Рядом расположены села Голыгино, Колычево, Семеновское, Пронино, Старый Спас и другие.

Ближайшие крупные города – Чехов и Серпухов. Вблизи протекает река Лопасня. Рядом с комплексом проходит улица Молодежная: она соединяет Симферопольское шоссе (М-2) и шоссе А-108.

Редакторы сайта советуют прочитать интересную статью о Животворящем Кресте в Годеново.

История мужского монастыря от начала основания

Начало истории положено в XVI веке, когда в июне 1515 года началось основание обители. Руководил строительство преподобный Давид, благословил проект преподобный Иосиф Волоцкий.

Основатель монастыря — выходец из княжеского рода Вяземских, его прошлое имя — Даниил.

Будучи молодым человеком, он покинул дом отца и ушёл в Пафнутьево-Боровский монастырь, а через 20 лет основал Давидову пустынь. Земли, на которых она была построена, принадлежали куму Василия III, князю Стародубскому.

Обратите внимание: первые записи о пустыни появились только в начале XVII века в монастырской памятной книге, но некоторые историки сомневаются в ее достоверности из-за ошибок.

Дальнейшая судьба комплекса насыщена событиями: монастырь подвергся атаке литовцев и был разорен. Он восстановился только через 6 лет, после выдачи царем Михаилом Романовым льгот на его перестройку.

Через 30 лет Патриарх Никон приписал ее к Новоиерусалимскому монастырю Воскресения, но через несколько лет указом царя Алексея Михайловича она была исключена. К тому времени монастырь владел подворьем (представительством) в Серпухове и Москве, а также в Московском и Коломенском уездах.

С приходом к власти Петра Первого положение изменилось в худшую сторону: из-за реформ доход храмов и церквей стал поступать в казну, братия получала только малую часть. Все владения были отданы в казну. Давидова пустынь была приписана сперва к Чудову монастырю, затем – к Златоусовскому монастырю.

Во второй половине XVIII века монастырь стал отдельным и содержался на собственные средства. К нему была приписана московская часовня Христа Спасителя, в которой находился чудотворный образ Всемилостивого Спаса. Часовня приносила значительный доход из-за постоянного притока паломников.

Давидова пустынь успешно просуществовала несколько столетий вплоть до появления Советского Союза.

Судьба во время революции и в советский период

Монастырь был закрыт в 1929 году, когда в нем проживало около 100 монахов. Часть братии репрессировали, остальные разошлись сами. Помещения использовались властью совсем не по назначению: сюда перенесли сельскохозяйственный техникум, устроили склады и гаражи, основали клуб.

На колокольню повесили советское красное знамя, в Успенском соборе расположился спортивный зал. Кладбище, на котором были упокоены представители дворянских родов (Оболенские, Головкины и другие), колокола и купола храмов — всё уничтожили.

Возьмите на заметку: в обители монахов разместили самих студентов техникума, фундамент для полов сделали из могильных плит.

Давидова пустынь стала местом проведения дискотек и антирелигиозных диспутов, тут же собирались атеистические общества.

Современное состояние монастыря

Восстановление началось в 90-х годах ХХ века: жители Нового Быта собрали православную общину, которой государство передало права на Спасский собор. Тогда же начался сбор средств на восстановление. Через 3 года в монастырь пришел настоятель Герман, успевший «поработать» настоятелем Покровского храма.

В 1995 году прошла первая литургия, и по велению Священного Синода была возобновлена монашеская жизнь.

Прихожане подарили монастырю семиколокольную звонницу, и через 2 года началось восстановление всего комплекса.

Это важно: прихожане также пожертвовали новый колокол.

Восстановление длилось несколько лет. На сегодня практически все здания успешно восстановлены и функционируют, но в некоторых храмах все еще длится ремонт.

К сожалению, монастырь не может похвастать абсолютно безупречной репутацией: в свое время ходили слухи, что настоятель принимал значительные пожертвования от людей с сомнительной репутацией, могилы которых сегодня находятся на его кладбище. Также в начале XXI века настоятель Герман был убит в своей келье, монастырский сейф был разграблен. Преступник так и не был найден.

Описание и архитектурные особенности

Первая постройка появилась в Давидовой пустыни в начале XVI века: преподобный Давид поселился тут с 4 иноками и возвел первые деревянные постройки. Ими стали 2 церкви, трапезная и кельи для самих монахов.

После появились и другие сооружения: все они составляют прекрасный ансамбль, выполненные в едином стиле.

Паломники и посетители отмечают, что вся территория монастыря чистая и ухоженная, есть свой пруд, в котором плавает рыба.

Основные цвета комплекса теплые – белый, желтый, розовый. Храмы купольные, украшены лепниной и мозаикой. На территории монастыря есть памятник герою Отечественной войны с Наполеоном — генералу Дохтурову.

Собор Вознесения Господня

Его также называют Вознесенским собором. Это первое каменное сооружение, которое начали возводить при Иване Грозном. Однако собор так и не достроили: через некоторое время его разобрали и перестроили заново.

Открытие произошло в 1682 году, а с приходом власти СССР сюда перенесли сельскохозяйственный техникум. Отреставрировали здание только в конце ХХ века, повторно освятили в 2003 году.

Интересный факт: в алтаре Вознесенского храма находится частица мощей преподобноисповедника Максима Грека.

Собор выполнен из белоснежного камня и увенчан 5 куполами, барабан центрального является световым. Его внешний вид довольно строг и более сдержан, особенно по сравнению с «соседями».

Из-за изменения первоначального замысла и перестройки, здание имеет непривычную для русского храма внутреннюю планировку: северный и южный нефы перекрыты лотковыми сводами. На начало ХХ века собор имел пятиярусный алтарь – его удалось восстановить.

Никольская церковь

Ее история началась в первой половине XVIII века, когда было решено освятить новую церковь, вплотную примыкающую к Вознесенскому собору.

Однако уже в начале XIX века ее пришлось разобрать и перестроить вновь: было решено слегка «отодвинуться» от «соседа» и заодно построить кухню и братскую трапезную. После там же была сооружена духовная печь.

В конце XIX века начался пожар: в нем сгорели панихидный столик и икона Владимирской Богоматери, обгорел пол, а иконостас сильно закоптился. Все разрушения устранили, и в 10-х годах ХХ века церковь освятили вновь.

В Советском Союзе ее отдали под местный клуб: в нем устраивали дискотеки и антирелигиозные собрания. Купола были уничтожены – их восстановили только в конце ХХ века. Повторное освящение произошло в 2004 году.

Это интересно: в церкви можно поклониться мощам святого Николая Чудотворца, в честь которого она и названа, мощам евангелистов Матфея, Марка и Луки и других святых.

Никольская церковь, выполненная в стиле классицизма, окрашена в светлый персиковый цвет и украшена белоснежной лепниной, гирляндами, масками и мозаикой с изображениями серафимов. Само здание прямоугольное, сверху – полукруглая «крыша» (фронтон), барабан и один золоченый купол. На востоке к церкви прилегает полукруглая апсида, равная ширине основного здания.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Это вторая по времени постройки церковь, сохранившаяся до наших дней. Она была сооружена в 1740 году над северными воротами на месте старой церкви, которая буквально разваливалась на части.

Тут же устроили трапезную. На начало ХХ века в церкви был установлен четырехъярусный иконостас, который обновили всего век назад. При Советском Союзе тут был устроен спортивный зал.

Исторический факт: в первой половине XIX века при сооружении нового иконостаса митрополит приказал все сохранившиеся старые иконы раздать в бедные церкви.

«Низ» церкви представляет собой четырехугольное основание, на котором установлен восьмигранник. Строение венчает «крыша» и барабан с одним куполом. Это белоснежное здание, украшенное колоннами и пилястрами.

Знаменская церковь

Является своеобразным центром главного церковного ансамбля, хоть и выглядит меньше, чем остальные. Ее освятили в честь иконы Богоматери «Знамение».

Первое время на ее месте была деревянная часовня, в которой был похоронен отец Давид, в 30-х годах XVIII века вместо нее поставили каменную колокольню. В 1740 году, благодаря усердию жены советника Бобрищева-Пушкина, было получено разрешение на постройку собора.

В середине XIX века собор разобрали и построили на его месте нынешнюю церковь. При СССР тут были устроены склады и гаражи. После восстановления церковь была освящена в 1999 году.

Интересный факт: самые известные святыни храма – частица Гвоздя Распятия Господня, голова Вифлеемского младенца и мощи преподобного Сергея Радонежского.

Строительство началось и закончилось в 60-х годах XIX века. Церковь небольшая, четырехугольная, увенчанная одним куполом. Она выкрашена в яркий желтый цвет и украшена белыми кокошниками и пилястрами.

Собор Всемилостивого Спаса

Его также называют Спасским собором. Он появился только в 1900 году на месте трапезной церкви.

Как и прочие здания, он был передан советской властью под техникум. Восстановление началось в 90-х годах, освящение произошло в 2004 году, но восстановительные работы ведутся до сих пор.

Информация для туристов: тут расположены мощи Риз Христа и Богородицы, мощи князя Александра Невского и других святых.

Внешне собор выглядит очень нарядным: он покрашен в персиковый цвет и обильно украшен белыми декоративными элементами, а также вытянутыми окнами. В его основании лежит четырехугольник, сверху расположен массивный световой барабан и один темный купол. С севера и юга пространство украшено 4 маленькими куполами, с востока к нему примыкает апсида, с запада — трапезная.

Храм Всех Святых

Он расположен за группой основных храмов (если смотреть от ворот), возле братских корпусов. Он был возведен в начале ХХ века, в годы Советской власти в нем расположили столовую местного техникума.

Восстановление храма началось в конце ХХ века, сегодня он полностью восстановлен и действует. Его освятили в 2003 году.

Важно знать: на иконостасе изображены мало известные святые: Савва Стромынский, Константин Богородский и другие.

С первого взгляда может показаться, что здание мало похоже на храм: оно вытянутое, с небольшим темным барабаном, украшенным красивой золотой росписью, и небольшим куполом. Стены ярко-желтого цвета с белоснежными украшениями.

Колокольня

Она возвышается над главными воротами, пройдя через которые, можно сразу увидеть группу из 4 главных соборов – Вознесенского, Спасского, Знаменской и Никольской церквей. Она расположена в середине западной стены. Колокольня была построена в середине XIX века, ее высота составляет 70 метров.

Постройка выполнена в русско-византийском стиле: на ворота «поставлен» восьмигранный цилиндр, на него – круглый цилиндр, сверху все венчает золотой купол. Между последним цилиндром и куполом расположены часы с боем: они «смотрят» в 4 стороны и каждый час играют одну мелодию из церковных песнопений.

На ней размещены 7 колоколов, которые были подарены в конце ХХ века прихожанами. Историки отмечают, что восьмигранный ярус построен так, будто в нем должны были быть колокола, но были ли они там на самом деле – неизвестно.

Святыни Вознесенской Давидовой Пустыни

В монастыре можно найти более 200 святых предметов: мощей святых и частей их одежды. К наиболее ценным и известными относятся:

  1. Мощи святого Давида, покровителя пустыни;
  2. Частицы ризы Христа и Богородицы;
  3. Головка Вифлеемского младенца;
  4. Частица Гвоздя с Креста Христа;
  5. Частицы мощей Николая Чудотворца, князя Александра Невского, святой Матроны Московской, Сергея Радонежского, евангелистов Луки, Марка и Матфея.

Но это далеко не полный список: увидеть полный перечень можно на сайте монастыря в разделе «Святые». Там же будет указано, где их найти. В Знаменском храме расположены несколько «одиночных» ковчегов, малый (с мощами 15 святых) и большой (с мощами 150 святых).

Святой источник

В 20 км от пустыни, в селе Талеж (Чеховский район, 16 км от Чехова), находится святой источник преподобного Давида. На самом деле, на этом месте протекает несколько родников, с одним из которых связана красивая легенда: якобы однажды граф Орлов обидел девушку и, чтобы загладить свою вину, подарил ей бриллиантовый перстень.

Но девушка бросила подарок на землю и убежала, а на месте падения забил источник. В 90-х годах источником преподобного Давида начали называть местный ручей Веница. Тут же возвели часовню, звонницу и купальню.

Важно: обычно экскурсии, следующей в монастырь или музею Чехова, обязательно заезжают на источник.

Вода в ручье очень мягкая, в любое время года она сохраняет температуру в +4 градуса. Считается, что вода обладает целебными свойствами и помогает излечиваться от тяжелых недугов.

Информация для паломников и туристов

Давидова пустынь открыта в будни с 7:30, в выходные – с 6:00, закрывается после окончания вечернего богослужения. Церковная лавка открыта с 9:00 до 18:00 каждый день: тут можно приобрести свечи, иконы, литературу, аудио- и видеоматериалы о монастыре, а также заказать поминовения.

Телефон лавки: 8 (495) 996-0745, 8 (49672) 41652.

Как добраться

Добраться до Давидовой пустыни можно по-разному. Из Чехова можно добраться своим ходом: для этого потребуется сесть на автобус на автовокзале и доехать до остановки «Новый Быт». Потребуются следующие маршруты:

  1. №36: ходит каждый час до остановки «НАТИ» в селе Новый Быт;
  2. №36К: ходит каждые 4 часа до остановки «Красные Орлы» одноименной деревни;

Важно: на остановке «Красные Орлы» находится Георгиевская часовня.

От Ступино с автовокзала следует автобус №46. Он ходит каждые 5 часов.

От Москвы можно доехать 3 способами:

  1. На электричке от Курского вокзала до Чехова (одноименная станция) и далее на указанных выше автобусах;
  2. От автовокзала на метро «Южная» на автобусе №428 – он следует до Чехова каждые 5 часов;
  3. На автомобиле необходимо будет проехать по Симферопольскому шоссе (М-2) или трассе «Москва-Дон» (М-4) до трассы А-108. С нее повернуть на Молодежную улицу – на ней есть указатель на Давидову пустынь.

Где остановиться

Остановиться можно в Чехове: возле автовокзала располагается несколько гостиниц:

  1. «First»: в этой гостинице всего одно место, но она находится в нескольких минутах ходьбы от станции и автовокзала. Есть прачечная, неподалеку расположились несколько магазинов и кафе, рядом расположен музей Чехову. Стоимость ночи – около 2,5 тысяч рублей.

Адрес: улица Чехова, дом 4А, кв.34.;

  1. Хостел «Чехов»: в нем есть все, что нужно постояльцу – интернет, парковка, бассейн, баня, платный трансфер от и до аэропорта Домодедово. К услугам гостей несколько отдельных номеров и общих, регистрация круглосуточная. Стоимость начинается от 550 рублей за сутки.

Адрес: Весенняя улица, дом 26А;

  1. Гостиница «Олимпийская»: бизнес-отель имеет 3 звезды и подходит для проживания людей с ограниченными возможностями (на креслах-каталках). К услугам постояльцев интернет, химчистка, прачечная, тренажерный зал, парковка. Стоимость номера начинается от 3 тысяч рублей.

Адрес: Советская площадь, строение 2; телефон: +7 (4967) 26-90-48, -50.

Также в Чехове можно остановиться в гостиницах «Чехов Престиж», «Родник», «Русское поле», но, как показывают отзывы, они находятся намного дальше от вокзала. «Усадьба Пешкова» в одноименной деревне представляет собой дом отдыха, в котором можно остановиться надолго.

Экскурсии

Все экскурсионные программы проводятся по предварительному согласованию и заказу. Сделать это можно по телефонам 8-909-685-81-44 и 8-926-886-36-35, заказами занимается Елена Геннадьевна. Прогулки проводятся с 11 до 15 часов, фото и видеосъемка возможны только при согласовании с настоятелем.

Минимальная стоимость экскурсии – 500 рублей, минимальная группа – 6 человек. Если группа более 10 человек, стоимость билета на взрослого составляет 50 рублей, на ребенка или пенсионера — 30 рублей. Если у группы есть свой экскурсовод, не являющийся представителем Давидовой пустыни, стоимость билета будет составлять 30 рублей.

Это интересно: указанные цены являются не точными – это пожертвования, которые могут быть изменены по желанию паломников, однако уменьшать их нежелательно.

Возможна организация трапезы, ее стоимость будет составлять 250 рублей на человека (200 рублей на ребенка младше 10 лет). Необходимо будет подтвердить трапезу за день до приезда, иначе заказ аннулируется

Расписание богослужений

Во все дни, кроме воскресенья, расписание выглядит следующим образом:

  1. 8:00 – Божественная литургия;
  2. 17:00 – Вечернее богослужение.

В воскресенье расписание меняется:

  1. 6:30 – ранняя Божественная литургия;
  2. 9:00 – поздняя Божественная литургия;
  3. 17:00 – Вечернее богослужение.

Главные праздники Давидовой пустыни связаны с обретением мощей святых. Главным праздником считаются памятные даты, связанные с преподобным Давидом, основателем монастыря – 2 и 31 октября, 23 мая (обретение мощей). Другие памятные даты связаны со святыми праздниками (Рождеством, Вознесением, Пасхой и т.д.), днями святых и возложением мощей.

Возьмите на заметку: у одного святого может быть несколько памятных дат: например, «отмечают» даты обретения Креста и Гвоздей, Воздвижения и изнесения Креста.

Давидова Пустынь расположена в 23 км от Серпухова и в 60 км от Москвы. Это величественный комплекс православных храмов и монастырей, в которых содержатся мощи более 200 святынь.

Подробнее о монастыре смотрите следующее видео:

Фотогалерея

Недалеко от города Чехов в поселке с поэтичным названием Новый Быт находится один из самых древних и красивых монастырей Подмосковья – Вознесенская Давидова пустынь.

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским на высоком берегу реки Лопасни. Уже в почтенном возрасте старец поселился в этом живописном месте с четырьмя иноками. Первые строения обители были деревянными и не сохранились, каменные постройки появились здесь во времена Ивана Грозного.

Давидова пустынь за свою долгую историю пережила периоды расцвета и упадка: ее грабили поляки и литовцы в Смутное время, а в 1764 году Екатерина Вторая своим указом лишила монастырь деревень и земель. Обитель, ставшая заштатной, была на грани разорения. Дела начали поправляться лишь в конце 18-го века при помощи московского митрополита Платона, были построены новые соборы.

В наши дни обитель отреставрирована, в ней находится большое количество святынь.

Главный вход в монастырь.

Над входом возвышается надвратная колокольня.

Высота колокольни — около 70 метров.

Изумительный вид на монастырский архитектурный ансамбль открывается с берега пруда.

У пруда оборудована мини-смотровая площадка с лавочками. В водоеме монахи разводят рыб – я видела довольно большую с красными плавниками.

Все соборы выкрашены в жизнерадостные цвета. Белый Вознесенский собор – самый древний из сохранившихся, был построен в конце 16-го века. Переходом с ним соединена бежево-розовая Никольская церковь.

Она украшена лепниной и мозаичными панно.

Шестикрылый Серафим на стене Никольской церкви.

Яркая Знаменская церковь также, как и Никольская, вплотную примыкает к Вознесенскому собору.

Еще два храма – скромная белая Успенская церковь и нарядный персиковый Спасский собор.

Мы были в Пустыни в субботу, народу было совсем немного. Идем мимо Спасского собора к следующему храму и некрополю.

Храм Всех Святых.

Вход в некрополь. Зеленое здание позади – братские кельи.

Памятник на могиле героя Отечественной войны 1812 года генерала Д.С.Дохтурова.

Еще один вид на центральную часть Вознесенской Давидовой пустыни.

Церковная лавка и угловая башня.

Еще одна башня с красивым шпилем.

История восстановления монастыря неоднозначна. Ходят слухи про какие-то сомнительные деньги, на которые его реставрировали и про то, что на территории захоронены люди с не самой прозрачной репутацией, жертвовавшие эти большие суммы.

Действительно, в некрополе есть роскошные могилы погибших не случайной смертью Геннадия Недосеки (Гены Большого), бывшего главы Чеховского района, и Антона Малевского (Антона Измайловского), которого считают лидером измайловской преступной группировки и алюминиевым королем России.

Как бы то ни было, в наши дни обитель радует глаз своими яркими красками и ухоженностью.

У монастыря есть подворье в селе Талеж. Там бьет целебный Святой источник, построены две купели, небольшая церковь и звонница. На пути к Талежскому источнику вам встретится усадьба А.П. Чехова Мелихово – удобно посетить эти красивейшие места в рамках одного путешествия.

За соблюдением формы одежды в обители следят охранники: мужчин не пустят внутрь храмов в шортах, а женщинам желательно быть в юбке и платке.

Фотосъемка на территории разрешается только на «мыльницу».

Как доехать до Давидовой пустыни

На общественном транспорте: с Курского вокзала на электричке до станции «Чехов», далее с автовокзала, который находится рядом с ж/д станцией, автобусом № 36 до поселка Новый Быт.

На автомобиле: можно ехать по Симферопольскому шоссе (трасса М-2), можно – по трассе Москва-Дон (М-4). В обоих случаях нужно будет выехать на А-108 и с нее заехать в поселок Новый Быт. С А-108 есть указатель на поселок и Давидову пустынь.

Обновлено 27.01.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *