Деисты

Не следует путать с теизмом.

Религия

Общие концепции

Авраамические религии

Индийские религии

Традиционные религии Дальнего Востока

Основные понятия

  • Список религий
  • Численность последователей
  • Портал:Религия

Деи́зм (от лат. deus — Бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в полагание событий; другие деисты считают, что Бог всё же влияет на события, но не управляет ими полностью. Внутри деизма существует много течений. Рамки деизма невозможно точно определить, поскольку сама концепция деизма не предполагает жёстких канонов. В то же время деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и религию.

Энциклопедичный YouTube

Стр 1 из 6

Общая характеристика эпохи

Понятие «Просвещение» стало широко использоваться уже в XVIII веке, когда появилось идейное, литературное, а также философское и научное направление, этим словом обозначаемое. Именно тогда была поставлена задача «просветить» народные массы и таким образом очистить сознание людей от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков. Дошло Просвещение и до России, сделав императрицу Екатерину II на время «вольтерьянкой». Но если у императрицы, как и у многих дворян в России, это было временным увлечением, то убежденным последователем просветителей в России стал A.Н. Радищев, отправленный за свои убеждения в Сибирь той же Екатериной. Французских просветителей называли также энциклопедистами, потому что почти все они группировались вокруг «Энциклопедии», полное название которой «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Идея энциклопедии созвучна идее просвещения, ведь просветители стремились, прежде всего, к тому, чтобы распространять научные и полезные практические знания среди широких масс, а для этого жанр энциклопедии, или толкового словаря, был самым подходящим. Идея создать энциклопедию возникла у одного парижского книгоиздателя. Возглавили «Энциклопедию» Дидро и Д’Аламбер. Кроме них, ее известными сотрудниками были Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Кондильяк, Руссо, Гримм, Монтескье, естествоиспытатель Бюффон, экономисты Кенэ, Тюрго и др.

Главное место в учении просветителей занимала вера в мощь и силу человеческого разума, который только один и способен изменить жизнь человечества к лучшему. В деятельности просветителей важное место занимала критика религии и церкви, стимулировавшая развитие религиозного скептицизма и вольнодумства. В первую половину эпохи в философии господствовал деизм (Вольтер, Монтескье, Руссо), с середины XVIII века начал активно развиваться и постепенно занял господствующую позицию материализм и атеизм (Дидро, Ламетри, Гольбах). Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, давая объяснение всем природным явлениям прежде всего на базе законов механики.

Деистическое направление.

Одним из представителей деизма (религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм) был Вольтер. В истории, согласно Вольтеру, действуют вовсе не мистические «духи». В ней нет также никакого божественного промысла. Бог создал природу, считает Вольтер, а историю люди делают сами. И все же делают они историю не так, как захочется. Вернее, они могут делать все так, как захочется, но если они делают то, что не соответствует «духу времени», то это вызывает некое противодействие. Так мифические Эринии — служительницы Правды — мстили за все, что содеяно вопреки закону. Рим ограбил варваров — варвары ограбили Рим. История, согласно Вольтеру, есть последний страшный суд, и она, рано или поздно, все расставляет на свои места. Вольтер в своей философии истории близок к тому, что в дальнейшем получит название исторической закономерности, хотя отчетливого объяснения этой закономерности у него еще нет. Она скрывается у него за несколько туманным понятием «дух времени». Тем не менее, именно Вольтер положил начало историческому методу в науке, в отличие от естественно-научного метода, начало которому положили Бэкон и Декарт. Тут его предшественником можно считать, пожалуй, только итальянца Джамбаттиста Вико с его «Новой наукой». Но первое сочинение с названием «Философия истории» принадлежит Вольтеру, хотя его философско-исторические идеи главным образом содержатся в «Опыте о нравах».

Современником и почти ровесником Вольтера был Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред и де Монтескье (1689—1755). Трудно сказать, кто из них на кого повлиял, употребляя слово «дух» по отношению к исторической закономерности. Сочинение Монтескье «О духе законов», по всей видимости, было известно Вольтеру. Другим важным сочинением Монтескье, в котором он критикует существующие французские порядки и нравы, царящие в светском обществе, были «Персидские письма». Это философский роман, написанный в форме переписки двух персов, которые обсуждают странные для них обычаи и поступки европейцев.

Монтескье считается основоположником так называемого «географического направления» в социальных науках: на темперамент людей и общественно-государственный строй у него влияет, в частности, климат. Например, жаркий климат, считал Монтескье, порождает лень и страсти, убивает гражданские доблести и является причиной деспотического правления. Государственно-правовые взгляды формировались у Монтескье в основном под влиянием английской конституционной практики. В 1728—1731 годах Монтескье жил в Англии и изучал работы английских правоведов и философов. Как и многие его современники, он отталкивался также от античных политических теорий и античной политической практики. Исходя из этого, Монтескье различал три правильные формы правления: демократия, аристократия и монархия, и одну неправильную — деспотия. Наилучшей формой государственного правления он считал монархию. Большое значение придавал Монтескье принципу разделения властей: законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть отделены друг от друга. В области территориально-административного устройства он считал наиболее подходящим федеративное устройство, когда государственно-территориальные образования обладают определенной автономией в рамках единого государства. Монтескье был также сторонником принципов равенства граждан перед законом, широкого избирательного права, свободы слова, печати, совести, отделения церкви от государства, отказа от пыток и суровых наказаний, необходимости международных соглашений о гуманизации методов ведения войны и т.д.

Жан Жак Руссо (1712—1778) был выдающимся просветителем, который принимал деятельное участие в «Энциклопедии» Дидро и его единомышленников. Будучи сыном часовщика из Женевы и рано потеряв отца, Руссо самостоятельно пробивал себе дорогу в жизни, и это наложило отпечаток на его характер и его мировоззрение. Последнее нашло свое выражение уже в первой работе Руссо, которая была написана им в связи с конкурсом, объявленным Дижонской академией в 1750 году. В этой работе, которая называлась «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», Руссо впервые в истории общественной мысли заговорил о расхождении между тем, что сегодня называют научно-техническим прогрессом, и состоянием человеческой нравственности. Уже в этой первой работе Руссо фиксирует ряд противоречий исторического процесса, а также то, что культура противостоит природе. Впоследствии эти идеи окажутся в центре споров о противоречиях общественного прогресса.

Другая важная мысль Руссо, которую он будет развивать в работе «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), написанной в связи с другим конкурсом Дижонской академии, и в своем главном произведении «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1752), связана с понятием отчуждения. Основой отчуждения человека от человека, заявляет Руссо, является частная собственность. Таким образом, Руссо оказывается первым некоммунистическим критиком частной собственности. Руссо не мыслит себе справедливости без равенства всех людей. Но столь же важна для справедливости, по его убеждению, свобода. А она в глазах буржуазного индивида всегда ассоциировалась с владением собственностью. Собственность развращает общество, утверждает Руссо, она рождает неравенство, насилие и ведет к порабощению человека человеком.

И тот же самый Руссо, который способен на такой революционный гнев, как это ни парадоксально, утверждает, что именно собственность может гарантировать человеку независимость и свободу, только она может внести в его жизнь покой и уверенность в своих силах. Выход из этого противоречия Руссо видит в уравнивании собственности. В обществе равных между собой собственников он видит идеал справедливого устройства общественной жизни. В своем «Общественном договоре» Руссо развивает идею, согласно которой люди договорились между собой учредить государство для обеспечения общественной безопасности и охраны свободы граждан. Но государство, согласно Руссо, из института, обеспечивающего свободу и безопасность граждан, со временем превратилось в орган подавления и угнетения людей. Наиболее откровенно этот переход «в свое иное» происходит в монархическом абсолютистском государстве, давящее воздействие которого Руссо ощутил на самом себе. Его работа «Эмиль, или О воспитании» была приговорена к сожжению, а ее автор в течение пяти лет вынужден был скрываться в Англии. До государственного и, соответственно, гражданского состояния люди жили, согласно Руссо, в «естественном состоянии». Заметим, что уже английский просветитель Джон Локк говорил о «естественных правах» человека. С помощью идеи «естественного права» им обосновывалась неотъемлемость таких прав человека, как право на жизнь, свободу и собственность. Разговор о «естественном состоянии» становится общим местом всего Просвещения. Что касается Руссо, то, в отличие от других просветителей, он, во-первых, не считает право собственности «естественным» правом человека, а видит в нем продукт исторического развития, а во-вторых, Руссо не связывает общественный идеал с частной собственностью и гражданским состоянием человека. Наоборот, Руссо идеализирует «дикаря» как существо, которое еще не знает частной собственности и других достижений культуры. Более того, если у Т. Гоббса, как и у других мыслителей Нового времени, естественное состояние людей — это война всех против всех, а человек по своей естественной природе существо злобное, коварное и агрессивное, то у Руссо все опять же наоборот. «Дикарь», по мнению Руссо, — это существо добродушное, доверчивое и дружелюбное, а вся порча идет от культуры и исторического развития.

Тем не менее, идеализируя «естественное» состояние, Руссо не видит другой возможности вернуться к истокам, кроме как опереться на силу государства. Только государство, согласно Руссо, может осуществить идеалы «естественного» состояния, какими он считает идеалы Свободы, Равенства и Братства. Но государством, способным осуществить эти идеалы, у Руссо может быть только республика, которая появилась в Древнем Риме. Республика, если переводить буквально с латыни, означает «общее дело». Государство, считает Руссо, действительно является общим делом граждан, а не добычей бюрократии или царствующей династии, как это было во Франции во времена Людовика XIV, который заявил: «Государство — это Я».

Руссо — республиканец и демократ. Демократ он был и в своей теории воспитания, которая представлена в уже упоминавшейся работе «Эмиль, или О воспитании» (1762) и в романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1761). Именно естественное человеческое чувство и является тем главным основанием, на котором должна строиться, согласно Руссо, человеческая личность. Для сохранения и приумножения этой основы наиболее подходящей системой воспитания является та система, которая опирается на человеческие чувства. А местом, наиболее подходящим для воспитания ребенка и молодого человека, Руссо считал природу. При всей своей неприязни к официальной церкви Руссо считал, что нравственное чувство, которое у него лежит в основании человеческой личности, есть, по существу, религиозное чувство. И без культа Верховного Существа оно недействительно. Руссо был деистом. Но его деизм не столько космологического, как у Вольтера, сколько нравственного свойства. И поскольку органическая нравственность является у Руссо отличительной чертой народной демократии, в противоположность безнравственному аристократизму, то он воспринимает атеизм как чисто аристократическое явление. Расхождение Руссо с либерализмом проявилось прежде всего и глубже всего в трактовке проблемы равенства. Руссо различает равенство юридическое, или формальное, и равенство фактическое. И равенство юридическое, равенство перед законом, за которое в основном ратовали просветители, еще не влечет за собой равенства фактического, под которым Руссо имеет в виду прежде всего равенство имущественное, экономическое. В этом и состоит разница между демократизмом и либерализмом. Либерализм признает только юридическое равенство. А демократическое равенство людей — это равенство условий их хозяйствования. Но Руссо здесь идет еще дальше. Обычный либеральный софизм состоит в том, что не может быть фактического равенства между людьми, потому что люди фактически не равны: один низкий — другой высокий, один сильный — другой слабый, один рыжий — другой черный, один умный — другой дурак и т.д. И несправедливо было бы, говорят идеологи либерализма, если бы дурак и умный были равны.

Демократ Руссо, при всем его «натурализме», рассуждает иначе. От природы, говорит Руссо, все люди равны. Это не значит, что сильный и слабый равны по силе. По физической силе они не равны. Но они равны относительно права на жизнь. И если такое равенство признается, то сильный помогает слабому выжить. И тогда слабый чувствует себя равным сильному. Но сильный может обидеть слабого. И может воспользоваться слабостью другого для того, чтобы подчинить его себе, заставить работать на себя, обогащаться за счет него. Точно так же и с глупым человеком можно поступить по-разному: можно посочувствовать его глупости, а можно, воспользовавшись этой глупостью, обмануть его в своих корыстных целях. Как показывает Руссо, естественное неравенство усугубляется неравенством в общественных условиях жизни. И действительное неравенство людей проявляется прежде всего в неравенстве этих общественных условий. А потому гуманизм современного общества должен состоять в том, чтобы создать равные условия для здоровых людей и самых безнадежных инвалидов. Хотя можно было бы, ссылаясь на их «неполноценность», просто отбраковывать физически ущербных людей или заключать их в специальные резервации.

Неравенство в общественных условиях жизни Руссо видит прежде всего в собственности. Мы уже говорили, что право собственности он, в отличие от других теоретиков естественного права, рассматривает не как естественное, а как общественное и как историческое. Нельзя представить себе собственности, говорит Руссо, вне круга тех отношений, которые создаются производством. Собственность — это не только не «естественное» отношение, оно даже и не просто юридическое отношение, а оно производственное отношение. Руссо не был и не мог быть материалистом, потому что материализм связан с отрицанием Бога и религии. А для Руссо это означало отрицание основ человеческой нравственности. В этом корень его расхождения с просветителями материалистического толка, прежде всего с такими, как Дидро и Гольбах.

Основні риси української філософії

Подальший розвиток філософії в Україні визначається радянською суспільно-політичною ідеологією. Після Жовтневого перевороту 1917 року державна політична та ідеологічна доктрина «марксизм-ленінізм” на державному рівні офіційно вважалася «філософією”. Філософія замінена марксисько-ленінською філософією, названою «історичний матеріалізм”, що виходить із наступної засади: підставою людської свідомості й історії є економічні процеси, а філософія має соціально спрямований характер, тому що вона обґрунтовує прагнення людей та обороняє інтереси певних класів («Філософія — це класова боротьба в теорії”). Для марксизму-ленінізму властивий поділ філософів на матеріалістів та ідеалістів, а основним питанням філософії назване питання про необхідність визначити первинність або матеріїї (матеріалізм), або духу (ідеалізм). Ця позиція силоміць насаджувалася впродовж всього радянського періоду розвитку української філософії, однак сьогодні вітчизняний філософський світогляд поступово змінюється, відбувається повернення до тих рис ураїнського філософування, які здавна характерні для нього.

У світосприйнятті українців, а тим самим в українській філософії переважають емотивні елементи над раціональними. Так, Д Чижевський – відомий російський філософ і вчений ХХ ст., який мав українське походження, вважав що філософському світогляду українців властиві такі риси:

· емоціоналізм – звертання до почуттів, емоцій як шляху пізнання. Ця риса одержала своє відображення у «філософії серця” П. Юркевича

· схильність до духовного пошуку

· ідеал зовнішньої і внутрішньої гармонії (цей ідеал є найвищим для більшості українських мислителів)

· релігійна спрямованість української філософії

За А.К.Бичко, відомою київською дослідницею, українська філософія відображає головні риси української ментальності:

· Антеїзм (зрідненість з рідною землею, термін походить від бога Антея). Антеїзм є основою екофільності української натури.

· Індивідуалізм

· Кордоцентризм (філософія серця Юркевича)

· Екзистенціальність (близькість до філософії екзистенціалізму)

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Другим направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

Атеистыотвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направлениев философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

1.10 Немецкая классическая философия

Вопросы для изучения

1 Общая характеристика немецкой классической философии

2 Философия И. Канта

3 Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля

1 Общая характеристика немецкой классической философии

Важная роль в истории философии принадлежит немецкой классической философии (XVIII –XIX вв.). Она представлена именами таких выдающихся мыслителей, как И.Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. К особенностям немецкой классической философии относят:

— стремление к полноте и системной стройности мысли;

— рассмотрение философии как высшей науки, как «науки наук»;

— опора на разум как высший способ познания мира

В немецкой классической философии в рамках решения основной гносеологической проблемы представлены следующие направления философской мысли:

— субъективный идеализм (И. Кант, И.Фихте),

— объективный идеализм (Ф. Шеллинг, Г. Гегель),

— материализм (Л. Фейербах).

В рамках немецкой классической философии была переосмыслена проблема соотношения субъекта и объекта, разработан диалектический метод познания.

2 Философия И. Канта

Иммануил Кант (1724 –1804 гг.) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Прожил всю жизнь в Кёнигсберге, где окончил университет и был в 1755 – 1770 гг. доцентом, а в 1770 – 1796 гг. профессором университета.

В философском развитии Канта различают два периода — «докритический» и «критический». В «докритический» период («Всеобщая естественная история и теория неба») Кант разработал «небулярную» космогоническую гипотезу об образовании планетарной системы из первоначальной «туманности», т. е. из облака диффузного вещества. Философия Канта сформировалась в критический период, когда им были опубликованы работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование законов разума и его границ. Кант разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений». «Вещь в себе», — это философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» — в нашем познании. Различие это рассматривалось еще в древности, но особое значение приобрело в XVII – XVIII вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать «вещи в себе». В философии И. Канта «вещь в себе» — это то, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано. Пространство и время И. Кант рассматривал как врожденные, доопытные формы чувственности.

Познание начинается, по Канту, с того, что «вещь в себе» воздействует на органы внешних чувств и вызывает в нас ощущения. Для того чтобы знание было достоверно, оно должно быть согласованным с опытом. В этой предпосылке своего учения Кант — материалист. Но в учении о формах и границах познания Кант — агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания «о вещах в себе». Вещи эти непознаваемы. Когда рассудок пытается делать заключения о мире «вещей самих по себе», он впадает в антиномии. Представления о вещах возникают тогда, когда чувственный опыт соединяется с категориями рассудка. Кант утверждал: рассудок без чувств пуст, а чувства без рассудка слепы.

Кант различал мир человека на сферу явлений, где человек ведет себя как природное существо и подчиняется объективным законам, и сферу умопостигаемых процессов, где человек поступает в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера есть сфера морали, культуры и свободы. По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет нравственный долг. Кант сформулировал категорический императив (основное правило нравственности), который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства». Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как поступает добродетельный человек. Добродетельный человек – тот, кто к любому другому человеку всегда относится только как к цели и никогда как к средству.

3 Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля

Георг Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.) — создатель грандиозной системы Абсолютного идеализма. Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории», «Философии права». Основной тезис Гегеля: все действительное разумно, все разумное действительно. Отсюда обычно делается вывод, что философии Гегеля присущ панлогизм, поскольку Понятие в его учении занимает главное место и объясняет все действительное. Философская система Гегеля состоит из трех частей:

— логики;

— философии природы;

— философии духа.

Логика понимается Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования этой науки (т. е. начиная с Аристотеля). По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога).

Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. Тем самым философ-идеалист разделяет религиозный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога. Как «среднее звено» системы природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой.

Философия духа — это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа:

— субъективный дух — индивидуальное сознание;

— объективный дух — воплощение («объективизацию») духа в мировой истории и гражданском обществе;

— абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия).

Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является Мировой Дух. Мировое развитие есть самопознание Абсолютной идеи — от абстрактного бытия до сотворенных ею высших субъективных форм (самая совершенная из них — философия). У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт — осознание Идеей самой себя. Гегелевская философия, в глазах мыслителя, и выполняет такую сверхприродную, сверхфизическую роль.

Выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, законы диалектики:

— единство и борьба противоположностей,

— переход количественных изменений в новое качество,

— отрицание отрицания.

1.11 Европейская философия XIX-XX веков

Вопросы для изучения

1 Основные черты современной европейской философии

2 Иррационалистические направления: философия жизни и экзистенциализм

3 Феноменология и герменевтика

4 Эволюция позитивизма

5 Марксизм и психоанализ

6 Постмодернизм

1 Основные черты современной европейской философии

Существует два мнения относительно начала современной западной философии:

— современная западная философия начинается с 60 годов XIX века (позитивизм и марксизм);

— начало современной философии – 23 марта 1820 год – спор между Гегелем и Шопенгауэром.

Есть мнение о наступлении постсовременной философии (постмодернизм).

Общие черты современной западной философии:

— иной способ мышления, отказ от метафизики;

— критическое отношение к современному миру, в первую очередь, к капитализму;

— основной функцией философии объявляется критическая, иначе она становится идеологией;

— основной проблемой становится человек, не человек – микрокосм, а мир – макроантропос;

— приоритет проблемам ценностей;

— обращение к проблеме деятельности человека (деятельность человека почти всегда носит языковой характер);

— проблема языка (как с помощью языка познавать реальность);

— интерес к гносеологической проблематике (по преимуществу иррациональной).

2 Иррационалистические направления: философия жизни и экзистенциализм

Иррационали́зм — философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию.

Филосо́фия жи́зни — философское направление конца XIX — начала XX веков, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания. Одной из предпосылок к её возникновению был отказ некоторых философов от гегельянства и даже, как следствие, возврат к философии Канта.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ иррационалист. Основные работы: «Мир как воля и представление», «Афоризмы житейской мудрости». 23 марта 1820 года – спор между Гегелем и Шопенгауэром. А. Шопенгауэр рассматривал волю к жизни как главный принцип жизни и познания, как субстанцию и первооснову мира. Мировая воля есть абсолютное начало, стихия бессмысленного желания. Любое желание приводит к страданию. Выход из страдания – погасить в себе волю к жизни.

Фридрих Ницше (1844-1900) развивал концепцию «воли к власти», выдвинул идею «сверхчеловека». Основные произведения: «Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра», «Веселая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое».

Ницше выделял аполлоническое – светлое, упорядоченное, и дионисийское – темное, хаотичное начало. У древних греков оба начала находились в гармонии. Христианство уничтожило в человеке дионисийское начало, поэтому современный человек не способен на «высокий» поступок. Жизнь – слепая иррациональность. Только искусство может противостоять страданию. Ницше возвестил смерть бога. Христианство отравило человечество. Вера и религия – две разные вещи. Мораль – способ господства над себе подобными.

Сверхчеловек и стадии его становления. Сверхчеловек – это идеал человека, совершенный в физическом и умственном отношении человек. Чтобы стать сверхчеловеком дух должен совершить три превращения: стать верблюдом, львом и ребенком. Сверхчеловеку противопоставлен последний человек – представитель толпы, который все делает маленьким и смешным.

Анри Бергсон. Центральным понятием его философии является «жизненный порыв», познание которого возможно с помощью интуиции.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Человек есть самодетерминирующееся, самосозидающее существо. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу (ответственность) за результат своего выбора.

Экзистенция по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека. Экзистенциализм обосновывает положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека. Большое значение экзистенциализм придает абсурдности человеческого существования.

Практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Идейные истоки философии экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистические размышления Кьеркегора. Сторонники версии экзистенциализма как философского учения различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр).

Несколько в стороне стоит Камю, который критиковал оба направления.

3 Феноменология и герменевтика

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт. Основателем феноменологии является Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Изучает в Берлине математику и философию. В 1888 защищает работу «О понятии числа». 14 лет работает приват-доцентом в Галле. Здесь возникает первый текст, который сделал Гуссерля классиком – «Логические исследования» (1900-1901). Другие работы Гуссерля: «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936).

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки.

Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования от др.-греч. Ἑρμηνεύω — толкую) — направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.

4 Эволюция позитивизма

С момента своего возникновения позитивизм выражал интересы научно-технической интеллигенции. Само возникновение позитивизма связано с научно-техническим прогрессом. Развитие промышленности потребовало массового производства специалистов – инженерно-технических работников. Создается основание для развития и роста технических знаний. Позитивизм опирался на экспериментальную базу. Первые позитивисты основной упор делали на эмпирическую науку. Позитивизм противопоставлял себя классической философии. Задача философии – обобщить и упорядочить данные частных наук.

Родоначальник позитивизма – Огюст Конт (1798—1857) свою позитивную философию построил на определенных закономерностях. Он выдвинул три закона:

— закон трех стадий;

— закон постоянного подчинения воображения наблюдению;

— энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук.

Закон трех стадий определяет этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии:

— теологический (привлечение сверхъестественных сил);

— метафизический (объяснение с помощью выдуманных первосущностей);

— позитивный (дает простор для развития научного знания).

Философия не может вскрыть сущность, ее предметом могут быть только явления. Конт считает главными научными методами наблюдение, эксперимент и сравнение. При построении классификации наук Конт использовал ряд принципов:

— переход от простого к сложному;

— переход от абстрактного к конкретному;

— исторический принцип – переход от древнего к новому.

Последователями О. Конта были Герберт Спенсер и Джон Стюарт Миль.

Логический позитивизм сложился в 20 годах XX века в результате образования Венского кружка в Венском университете. Логические позитивисты восприняли основополагающие идеи Б. Рассела, Л. Витгенштейна. Логический позитивизм выделяет из опыта «атомарные факты» — ощущения, восприятия, которые можно зафиксировать. Связать их можно с помощью математической логики. Из атомарных фактов можно строить протокольные предложения. Принцип верификации должен объяснить соотношение протокольных предложений и объективной реальности. Но закон не выводится из отдельных фактов, поскольку индукция не полна. Проблема языка: нужно больше уделять внимания естественному языку. Очень важно знать подтекст или контекст. Карл Поппер выдвинул принцип фальсификации: не нужно стремиться что-либо подтвердить, нужно стремиться к опровержению теорий, т.к. это ведет к росту развития знаний.

5 Марксизм и психоанализ

Марксизм — учение созданное Карлом Марксом, одно из направлений современной философии, строго придерживающееся материализма..

Карл Маркс (1818-1883) немецкий философ, переработавший систему Гегеля и создавший диалектический и исторический материализм. Основное произведение «Капитал», «Тезисы о Фейербахе». Высказывание: «До сих пор философы лишь различным образом объясняли мир, наша задача – его изменить». Соединение практики и теории. Маркс считал, что материальное бытие человека определяет его сознание. Труд – родовая сущность человека. Последователи Маркса: Энгельс, Ленин, Сталин. Неомарксизм: Ж.П. Сартр, Г. Маркузе.

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Представители: З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм. Основатель психоанализа – З.Фрейд. Культовая работа психоанализа – «Толкование сновидений» — 1900. Психоанализ совершил третью революцию в естествознании (1 – Коперник, 2 – Дарвин, 3 – Фрейд).

Схема человеческого сознания: «Сверх Я» — нормы, традиции, культура; «Я» представления о самом себе; «Оно» — бессознательное, инстинкты, страхи, комплексы.

Лучше всего бессознательное проявляется в сновидениях. Толкование сновидений – королевский путь в бессознательное. Сны – нереализованные желания.

Структура бессознательного. Руководящий принцип – принцип удовольствия. 2 базовых инстинкта: «эрос» и «танатос». Помимо инстинктов существуют фобии – преувеличенные и необоснованные страхи. Агорафобия – боязнь открытых пространств, акрофобия – боязнь высоты, клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств, андрофобия, аутофобия – боязнь одиночества, крематофобия. Бессознательное – прибежище комплексов. Комплекс – негативное переживание ситуации, вытесненное в бессознательное. Комплекс Эдипа и комплекс Электры.

Сознание как представление о мире есть, по Фрейду, проекция внутренней психической связи на внешний мир. Проекция – перенос собственных негативных качеств на внешние объекты. Интроекция – приписывание себе положительных качеств внешнего объекта.

Взаимодействие сознания и бессознательного. Три пути: подавить бессознательное, дать волю бессознательному, сублимировать бессознательные инстинкты и желания. Сублимация – перенос бессознательной энергии в общественно полезное дело.

Теория коллективного бессознательного К. Г. Юнга.

Если З. Фрейд исследовал механизмы индивидуального бессознательного, то К. Г. Юнг впервые стал изучать коллективное бессознательное.Коллективное бессознательное – это сохранившаяся на генетическом уровне память человечества о древнейших событиях, происходивших с целыми народами в виде бедствий и катаклизм.

Чтобы объяснить грандиозные социальные и природные события, люди придумывают некую историю и представляют ее в виде мифа. Миф – это барьер между бессознательным переживанием и сознанием человека. Создание мифа приводит к заколдованию мира с целью успокоить себя. Культура есть способ защиты от первичных жизненных переживаний.

Универсальные бессознательные структуры, характерные для всего человечества, называются архетипами. Базовые архетипы: самость (центральный архетип), персона, тень, анима – анимус, старец или мудрец, квартарность, плохая мать.

Контролировать коллективное бессознательное очень трудно и почти невозможно. В обществе может нарастать энергия коллективного бессознательного, что приводит к хаосу. Излишняя организованность может привести к упадку культуры.

Эрих Фромм (1900-1980) — психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г. Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе «Бегство от свободы» (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную). Обратной стороной «свободы от» является одиночество и отчуждение. Такая свобода — бремя для человека. Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды.

Другие произведения Эриха Фромма: «Иметь или быть», «Анатомия человеческой деструктивности», «Революция надежды. Избавление от иллюзий».

6 Постмодернизм

Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века. В философии постмодернизма отмечается сближение ее не с наукой, а с искусством. Таким образом философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как «справедливость» или «правота» утрачивают свое значение…». Поэтому важное место в постмодернизме отводится понятию «игра». В общем картина может быть охарактеризована как хаотичная. Представители: М. Фуко, Ж. Делез, Ж.Деррида.

1.12 Русская философия. Особенности исторического развития русской философии

Вопросы для изучения

1 Особенности и этапы развития древнерусской философии

Уважаемый Николай,
вот такие самые малые мои размышления-ответ.
«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я ЧЕЛОВЕКА от ГОСПОДА.
………………….если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.»
(после этого стиха о Каине ничего не написано)
На этом жизнь Каина и его семейства обрывается.
Далее будет потоп и они все погибают.
Человек данный Господом погибнет в потопе.
О Каине и его потомстве больше ничего нет.
(если это всё понимать в прямом смысле написанного)
И далее опять всё меняется,как бы начинается всё сначала,
«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя : ЧЕЛОВЕК, в день сотворения их.»
начало берёт
с рождением Сифа -Другого семени,
с будущими ПОТОП,войнами .,захватами земель,и т.д.
«И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, БОГ положил мне ДРУГОЕ семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
И вот уже не Господь,а Бог даёт Другое семя.
Рождается уже второй после Каина,особенный Человек,но от Бога,
пра ..прародитель всех живущих на земле.
Если брать во внимание то о чем ВЫ пишите
«.. слово «Бог» появилось при переводе.»,
тогда напрашивается вопрос» Кем или кто был этот Бог,который положил СВОЁ семя ?»
Господь, потом Бог,ведь два слова имеют разное значение(иерархия что ли?)
Сиф -это ДРУГОЕ семя ветки, от которой рождается Ной и все христианские беды.
Получается что Ной и есть Бог после потопленных народов и основатель народностей,
тогда находит место то о чём вы пишите:
«..Ветхий завет это история одного народа и основателя этого рода — они называли его Богом, а на древнем еврейском языке «элохимы» , а по арабски «Аллах» и это ещё не вселенский Бог-Абсюлют, а прародители (сотворцы) одного племени людей.»
Тогда,Вселенский Бог — Абсолютом не может быть,если брать во внимание слово Бог.
Абсолют,Вселенский-Абсолют, или Творец-Абсолют и т.д.
Говорили ранее ,что Бог-имеет другое этимологическое значение.и тогда прародители не могут быть СО — творцами,они эти прародители ничего НЕ творили, а только ВЫТВОРЯЛИ.
Они пользователи уже сотворённого , и сегодня мы все являемся пользователями.
Последним и первым был Ной,кто говорил с Господом .
Поэтому только Ной мог передать из уст в уста или написать всё продиктованное Свыше
для потомков.
Вы правы в ВЗ 6 гл.были Исполины и сыны божьи,Но они все погибли.
В потопе гибнут все и Исполины и сыны Божьи
«Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
«
Вот зачем надо было уничтожать ИСПОЛИНОВ ,если о них написано,что «это сильные, ИЗДРЕВЛЕ славные люди.»?
Но после потопа Исполины опять упоминаются в числахЧис 13:33- 34
Второзаконие, 1: 28 , 2:10:,9:2,, книга Иисуса Навина, 11 : 21,
И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ;
и начался план ОБЛАДАНИЯ землёй.
Ваш Вопрос. Зачем Богу уничтожать, что что он сотворил, а потом Ной спас от потопа?
Зачем спасать, у потом уничтожать?
Ответ: Наверное,потому что он Бог,а не АБСОЛЮТ спас для размножения уже созданного АБСОЛЮТОМ,сам ведь не мог Творить. Душа Живая создавалась Абсолютом только Един раз,только Его дыханием оживлена Душа.
Которую впоследствии и пришёл спасти Христос.
Земля ведь проклята ,и Адам с Евой изгнаны.
Как можно создать НЕ осквернённую Душу на проклятой земле?
Ведь Вселенскому Абсолюту никакого больше дела нет к Земле.
Наверное поэтому :»»Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход)»
Да к тому же и память иногда сбивается:
«И ВСПОМНИЛ Бог о Ное,»!
Как можно забыть о своём создании,да ещё и погубив всё живое?
Или как может Бог НЕНАВИДЕТЬ, Николаитов например?
Ваш Вопрос»И из чего потом появились птицы и скот, если Ной взял каждой твари по паре мужского рода и женского, а потом умертвил их?»
Ответ: В ковчеге были и чистые и нечистые животные»
«И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле»
ВСЁ НЕЧИСТОЕ РАССЕЯЛОСЬ ПО ЗЕМЛЕ.
Когда Ной приносил жертвоприношение то брал только Чистых
«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота ЧИСТОГО и из всех птиц ЧИСТЫХ
и принес во всесожжение на жертвеннике.»
И Бог смаковал «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:»
ВОТ МОЙ ВОПРОС :»ЗАЧЕМ БОГУ ЖЕРТВУ ИМЕННО ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ ЕСЛИ И ТАК ВСЁ ЕГО «?
И далее на протяжение всей библии только и приносятся жертвы.
Ведь в 49 псалме Он говорит ,что Ему ничего не надо,только молитва.
Вообще-то если читать и разбирать , библию в таких тонкостях то , теряется самое важное.
Моменты перехода времени развития человека до потопа и после потопа.
Живёт себе семья и вдруг один ребёнок становиться убийцей.
Психологический уровень воспитания ,культура ,только зарождается.
1.Каин- убийство и более ничего нет.
2,Исполины ,сыны Божии- красота женщин, пошёл человеческий разврат,
3 Сиф- борьба за земли и власть,рождение новой религии,развитие национализма,догматизм…
4Сим — пожелавшие сделать себе Имя,(обладать землёй)-борьба за власть, началось строительство башни,
а до строительства :
«На всей земле был один язык и одно наречие.»
4 Чем дальше в лес ,тем больше дров:).
5 С приходом Христа — не послушание со стороны апостолов.
5 Сказать ,что человеческое зло хуже зверского, то таким сравнением обижаем зверей.
6 .Творец создал небо,небесные тела ,об этОм надо больше знать.
Небо престол Его,земля подножие ног Его.Ни для того Он создавал небеса,чтобы смотрели только под ноги.
7 Слова Бог ,Господь. «Со словом бог в ·разг. речи сохранилось много ходячих выражений, в которых это слово уже потеряло свой смысл и которые употр. в качестве вводных слов, наречий, присловий, частиц и т.п.). Бог знает (иногда ·произн. бознать, в том же ·знач. употр. чорт знает, см. «(Д.Н.Ушаков)
8 О потопе и после потопа ,написано в легендах и других народов, например у Китайского народа «носу»,у ацтеков,древних греков.
Произошла большая катастрофа ?
Всё возможно,данные о следующей катастрофе можно найти в ВЗ и НЗ(это самые доступные книги для всех)
Мудрецы не зря писали эти книги.»Здесь ум и мудрость»(откр.Иоанна Богослова)
Современная медицина работает полным ходом по созданию нового человека.
Астронавты в поисках планеты ,куда можно сбежать.
Земным техническим мусором можно затопить не одну планету(по подсчёту учёных)
Библию продолжают переводить на современные языки.Зачем это делать?
Если так дОрого слово Божие,то оно должно быть не тронутым ибо свято.
Буду благодарна любому диалогу.
С ув.София.
София 10 28.02.2017 12:04 Заявить о нарушении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *