Делание добра

Евгения Кондратюк, руководитель организации «Святое Белогорье против детского рака»:

Фото Вадима Заблоцкого

«Большая часть наших благотворителей старается себя не афишировать. Скорее всего, из убеждения, что благодеяние и тщеславие несовместимы. Но я с этим всё‑таки не согласна. Существуют исследования, доказывающие, что, если человек занимается благотворительностью и рассказывает об этом своему окружению, 40 % его друзей начинают делать то же самое.

Что я ещё вижу? Больше всего помогают детям и животным, гораздо меньше – взрослым.

Для себя я условно делю благотворителей на две части: осознанных и неосознанных. Первые подходят к помощи продуманно: выбирают фонд, проверяют его деятельность, отчётность, затем постоянно перечисляют средства. Для благотворительных фондов такие дарители – надежные, стабильные партнёры, которые позволяют строить долгосрочные проекты.

Неосознанные помощники действуют спонтанно, на эмоциях: увидел фотографию больного ребёнка, сам деньги перечислил, а хуже всего – друзей подбил. Да, вы не ослышались, ничего хорошего в этом нет: доверяя мнению знакомого человека, не проверяя информацию, люди переводят средства неизвестному источнику. И узнав, что их платёж не был столь необходим или стал добычей мошенников, разочаровываются, с подозрением относятся к любой благотворительности. Поэтому думаю, что добрые дела должны идти от сердца, но опираться на здравый смысл».

Что всегда в неограниченном количестве требуется подопечным фонда «Святое Белогорье против детского рака»? Это средства для мытья пола (без хлора), чистящие для сантехники, жидкое мыло, освежители воздуха, влажные салфетки».

Более подробно о помощи фонду можно узнать по адресу: Белгород, ул. Архиерейская, 8, тел. (4722) 36–56–08, а также на сайте и в группах в соцсетях.

Наталья Смолянина, руководитель благотворительного фонда помощи инвалидам «Луч света»:

Наталья Смолянина с волонтёрами и воспитанниками.
Фото Юрия Коренько

«За время работы нашего фонда, а это более пяти лет, перед глазами прошли десятки разных помощников. Почему люди сострадают, делятся? Разные есть причины. Кто‑то пережил похожую ситуацию в жизни, воспитывает ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Или люди духовно созревают для того, чтобы отдавать часть своего достатка, времени (а это тоже ценность) на пользу другим.

Представители бизнеса чаще всего предлагают помощь-сотрудничество. Она заключается в том, что мы рассказываем общественности о вкладе предпринимателя в наш фонд и таким образом его рекламируем. Я считаю, что это нормально, правильно. Мы действительно искренне благодарны за любую поддержку. Ну как не быть благодарным бизнесмену, который в прошлом году перевёл 350 тыс. рублей, фактически оплатив работу летнего интеграционно-коррекционного лагеря «Парус мечты» для детей с неврологическими заболеваниями?

Иногда даритель желает остаться анонимным. Например, несколько лет назад через общую знакомую на меня вышел волгоградский бизнесмен. Рассказал, что располагает некоторой суммой, которую хочет направить на доброе дело. Но у него было одно пожелание: чтобы переданные им средства действительно работали во благо. Убедиться, что это так, в нашем случае несложно: мы публикуем в соцсетях отчёты о жизни фонда и его подопечных. Видимо, наша работа внушила доверие, и с тех пор предприниматель, которого мы в глаза не видели, раз в год перечисляет существенную сумму.

Хочу отметить, что сейчас в продвижении благотворительности огромную роль играют соцсети. Например, полтора года назад в «Одноклассниках» я спросила мастеров-кондитеров, не могли бы они делать раз месяц тортик для особого ребёнка: хотелось, чтобы у наших деток на день рождения была на столе сладость, которую семья не всегда может себе позволить. Тогда откликнулись три женщины. Сегодня их уже семь, и за это время кондитеры безвозмездно испекли ребятам 80 тортов, а это – около 300 тысяч рублей.

Это вам и ответ на вопрос: просить или не просить о помощи? Конечно, нужно просить. Отзывчивых людей очень много, просто они не всегда знают, куда направить свои усилия».

Ознакомиться с проектами или получить подробную информацию о нуждах фонда «Луч света» можно на его сайте и по телефону 8 919 439–79–08.

Надежда Клубаева, руководитель центра абилитации детей-инвалидов и помощи молодым семьям «Свет надежды»:

Фото Виталия Гаркуши

«Как абилитационный центр, который бесплатно занимается с инвалидами, мы существуем шесть лет. Признаюсь, что были в нашей судьбе очень непростые моменты, когда мы могли прекратить свою деятельность и выжили только благодаря помощи благотворителей: нас тогда поддержал фонд «Поколение» и сегодня продолжает это делать.

Вообще, как мне кажется, любая благотворительная организация должна пройти какой‑то путь становления, наработать имя, результаты, прежде чем ей станут доверять. Потом включается так называемая живая реклама: люди передают друг другу впечатления о вашей деятельности. И хотя большую часть наших расходов покрывают президентский и губернаторский гранты, мы очень ценим помощь наших помощников: курских, губкинских предпринимателей, крупных торговых компаний. Они и ремонты помогают делать, и оргтехнику покупают. Большинство из них не хотят себя рекламировать, и я их понимаю.

В целом же мне видится, что в последние годы отношение к благотворительности очень изменилось. Это уже не удел отдельных обеспеченных личностей, а большое, общее дело, к которому много людей приобщается именно по зову своей души».

Центр абилитации открывает филиал в Старом Осколе и будет благодарен за любую помощь в ремонте помещения. С вопросами и предложениями обращаться по адресу: Старый Оскол, микрорайон Космос, 3 (бывшее помещение редакции газеты «Оскольский край»), телефон 8 904 095–44–35.

Анастасия Маслакова, руководитель пресс-службы Марфо-Мариинского сестричества милосердия, помощник старшей сестры:

Фото Андрея Божко

«Наша организация миссионерская и существует исключительно за счёт пожертвований самых разных людей, которым мы и наши подопечные бесконечно благодарны. Конечно, посыл творить добро у всех разный. И он, на мой взгляд, существенно различается у верующих и неверующих.

Неверующие или околоцерковные люди чаще помогают из гуманистических побуждений: из жалости, сострадания, сочувствия. Верующие, случается, жертвуют какие‑то блага и просят у Господа здоровья себе или близким. Или передают вещи, чтобы люди поминали усопших родственников.

Но самый, если так можно сказать, правильный посыл – когда даритель уподобляется Христу и протягивает руку помощи из любви к ближнему, как образу и подобию Божьему. При этом поддерживает абсолютно всех людей, в том числе потерянных, оступившихся: преступников, алкоголиков, наркоманов.

От чего зависит сила милосердия? Не от достатка, конечно. Только от глубины веры человека. Я знаю обеспеченных верующих людей, которые постоянно помогают нуждающимся. Ни слава, ни реклама им не нужны.

Но меня до слёз поражает, когда дают не богатые, а самые бедные. Например, у нас в сестричестве под опекой есть женщина, воспитывающая больного ребёнка. Как только мы объявляем какую‑то акцию, собираем детей в школу или посылки в тюрьмы, она первой несёт тетрадки, карандаши, салфетки – мелочи, которые с трудом может себе позволить. Понимаете? Не имея ничего, она участвует во всём. Другая наша подопечная, инвалид с детства, с трудом передвигается, но до последнего ухаживала за больным отцом. Теперь слегла её мама. И эти люди жертвуют: от папы остались памперсы – передали другим, была какая‑то бытовая техника, посуда – отдали, потому что это, возможно, кому‑то нужнее. Когда я это вижу, то молюсь, чтобы мне научиться такому же милосердию».

Помочь подопечным Марфо-Мариинского сестричества милосердия можно любыми продуктами, поскольку в трапезной ежедневно кормят около 70 бедствующих человек. Особенно здесь будут рады крупам. Можно принести взрослую и детскую одежду, но только в хорошем состоянии, а не откровенный утиль: его сёстры вынуждены вывозить за счёт пожертвований.

Уточнить подробности о помощи можно по адресу: Белгород, ул. Пушкина, 19, телефон (4722) 32–52–73 или на сайте сестричества.

Андрей, добровольный помощник Марфо-Мариинского сестричества милосердия:

Фото Ольги Бондаревой

«Почему я помогаю? Иисус Христос говорил: всё, что сделали вы людям, сделали мне. Другого ответа у меня нет».

Сильвестр, добровольный помощник Марфо-Мариинского сестричества милосердия:

Джотто. Аллегории добродетелей. Милосердие Любой человек предпочитает, чтобы его окружали хорошие вещи. Если есть возможность, он всегда выберет хорошую обувь, хорошую одежду, хорошую квартиру. И если такое отношение к неодушевленным вещам, то тем более оно проявляется в отношениях с людьми. Действительно, каждый хочет, чтобы его окружали хорошие люди – порядочные, честные, верные, добрые. Но ведь если так мы относимся к тому, что нас окружает, то тем более это должно касаться и нас самих: мы должны хотеть и сами быть лучше.

И, наверное, каждый этого хочет. Каждый предпочтет, чтобы его назвали «хорошим человеком», и возмутится, если его назовут «плохим человеком». Никто в детстве не мечтает стать злодеем. Все люди тянутся к добру. Но проходят годы, и, как правило, все больше позади ошибок, и все больше несовершенств накапливается в человеке. А тот идеал, который был в юные годы, так и остается недостижим.

Почему так происходит?

Есть две главные причины. Первая – неправильные отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова.

Вторая причина – неправильное понимание добра, его смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно отличается от ложного добра, которое только кажется добром, но не является им на самом деле.

Известна такая поговорка: «горбатого могила исправит». Она выражает мнение грешных людей, убежденных, что тот, кто укоренился в какой-либо дурной привычке, уже не имеет шанса стать лучше. Эту поговорку придумали те, кто не имел веры и кто хотел оправдать нежелание меняться.

Господь может исправить любого горбатого – и в физическом и в нравственном отношении. Чтобы это случилось, человек должен приблизиться к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам», – говорит апостол Иаков (Иак. 4: 8).

А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря укоренению в добродетели, сопровождаемому отказом от греха.

Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещенного Христом.

Самая большая сложность в делании добра – определение четких ориентиров и понятий. Для очень многих людей серьезным препятствием на этом пути стало непонимание, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит. Любой по собственному опыту знает, что, хотя в некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок здесь будет правильным и хорошим, но такая ясность имеется далеко не всегда.

Святитель Тихон Задонский дает такое определение: «Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим».

В этом изречении святой отец сразу дает понять, что истинное добро всегда связано с Богом. Бог абсолютно добр, и Он – подлинный источник добра. Поэтому добром в настоящем смысле является сознательное исполнение Его святой воли, которая для людей выражена в заповедях Божиих.

Каждый человек, как создание Божие, чувствует в себе голос совести, который помогает ему в общих чертах отличать добро от зла, даже если это человек неверующий. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и добрые поступки.

Но ценность каждого поступка определяется тем, с каким намерением он совершается. Известна такая история. Трое рабочих работали на строительстве храма, перенося кирпичи. Каждому задали вопрос: что он делает? Первый ответил: «Таскаю кирпичи»; второй: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»; а третий сказал: «Строю храм». Таким образом, хотя внешне они исполняли одну работу, но внутренне это было не так, и вес поступка каждого из них изменялся в зависимости от того смысла, с которым он совершался. В глазах сторонних людей их дело было одинаковым, но неодинаковым оно было в глазах Бога, и неодинаковое значение имело для душевных качеств каждого из них.

Итак, нравственное значение дела зависит от того, с каким намерением его совершает человек и ради чего или ради кого.

Вот помогать больным – дело хорошее. Но представим человека, который помогает больным, однако использует это как средство для личной наживы – просит у других людей денег для больных, самим больным передает крохи, а большую часть забирает себе. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто деньги зарабатывает.

Или представим другого человека, также помогающего больным. Он не получает за это никаких денег, однако заботится о том, чтобы его благотворительность была известна как можно большему количеству людей через газеты и телевидение. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто использует это как средство для получения себе хорошей репутации, людской славы, уважения.

Всякое дело, совершаемое с корыстными целями, не есть доброе дело по существу. Сюда же можно отнести и тот случай, когда кто-нибудь восклицает: «Вот, я ему столько добра сделал, а он мне такую гадость причинил!» – да еще добавляет: – «Вот и делай после этого добро людям». Но что эти слова значат? Что человек и не делал настоящего добра, а искал выгоды для себя, желал привязать к себе облагодетельствованного человека, рассчитывал на взаимность по принципу «ты – мне, я – тебе». Здесь те же самые корыстные цели, пусть корысть состоит не в деньгах или славе, а в расположении конкретного человека.

Вернемся к примеру с помощью больным. Представим человека, который делает это, не получая ни денег, ни славы и не рассчитывая завоевать расположение каких-либо людей. Но он делает это ради себя, чтобы почувствовать себя удовлетворенным, чтобы хвалить себя и гордиться собой, превозносясь над теми, кто не столь щедр, как он. Разве нельзя сказать, что и он таким образом получает свою выгоду, корысть, которая губит значение его доброго дела?

«Как сгнивший плод бесполезен земледельцу, так добродетель гордого не нужна Богу».

Итак, никакое доброе дело, совершаемое из эгоистичных побуждений, будь то получение денег, славы или хотя бы самодовольства, в действительности не является настоящим добром. Не являются также подлинным добром те поступки, которые совершаются под явным или неявным нажимом других людей: сделает ли это доброе дело человек, потому что его кто-то заставляет или донимает просьбами, или для того «чтобы не выделяться из всех», как, например, в храме многие прихожане во время обхода с блюдом для пожертвований охотно кладут деньги на виду у всех, но далеко не все из них опускают пожертвование в специальный ящик, когда этого никто не видит.

О подобных вещах святитель Иоанн Златоуст сказал: «Всякое доброе дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду». По свидетельству святителя Григория Богослова, «добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, которая имеет в виду одно добро». И преподобный Иоанн Кассиан говорит, что «тот, кто хочет достичь истинного усыновления Богу, должен творить благое из любви к самому благу».

В полном смысле слова добро является таковым, когда совершается добровольно и свободно от любой эгоистической мотивации. А такую свободу дает добро, совершаемое не ради себя, а ради Бога.

Всякий, кому случалось делать бескорыстное добро, знает, как легко на душе после него. Даже если выбор был таков: поступить плохо, но с выгодой для себя, или поступить хорошо, но с ущербом для себя, и человек выберет второе, у него на душе все равно легко, и совесть чиста. Пусть он не получил никакой выгоды, пусть никто ему не скажет спасибо, но он знает, что поступил правильно, и уже это будет достаточной наградой. В таком случае происходит то, о чем сказал преподобный Ефрем Сирин: «Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах».

Если такую радость чувствует человек, совершающий добро ради самого добра, то неудивительно, что еще большую радость испытывает тот, кто делает добро ради Источника всякого добра – Бога.

В наше время многие жалуются на подавленное настроение, раздражительность, депрессии. Не потому ли все это происходит, что так мало и так нерегулярно люди творят чистое добро? Многие знают, что человек, по настоящему хороший, добродетельный, даже внешне выделяется из окружающих – «прямо светится», как иногда говорят. Почему так? Потому что, по словам святителя Григория Нисского, приобретение добродетели «приносит в душу непрекращающуюся радость», которая распространяется для человека «не только в настоящем, но на все времена… Преуспевающего в добре радует и воспоминание о жизни, проведенной правильно, и сама жизнь в настоящем, и ожидание воздаяния».

«Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то… ничем не лучше мертвых», – говорит святой Григорий Богослов. Сколь многие могли убедиться в истинности этих слов, найдя подтверждение им если не во всей своей жизни, то хотя бы в отдельные ее периоды, наиболее «темные» в эмоциональном плане. Люди не чувствуют в себе радости, потому что не чувствуют в себе жизни, а не чувствуют жизни, потому что не творят истинное добро.

Многие беды современного человека вытекают из того, что он не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю, кое-как. Для него доброделание является скорее исключением, а не правилом. От этого повсеместное оскудение любви, которое мы все видим. Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки – и все из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает.

Святитель Григорий Палама пишет: «Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра – елею, любовь – фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати… гаснет».

Все люди смертны. Каждый знает это, но многие стараются забыть, отодвинув подальше тот момент, когда о смерти придется задуматься всерьез. А любые честные размышления о смерти неизбежно приводят к двум главным вопросам: «Что останется после меня?» и «Что возьму я с собой?». Смерть – тот рубеж, который обесценивает многие земные ценности. Умный человек понимает, что ни деньги, ни имение, ни слава, ни власть, ни родные, ни друзья не сопроводят человека, отправляющегося в путь. Все останется здесь, когда душа его уйдет на суд Божий. Имущество достанется другим, людская память исчезнет, тело истлеет.

Но искреннее добро, сделанное человеком, не исчезнет и не истлеет, оно – то единственное, что он может взять с собой, что сохранится в вечности и что определит его участь в вечности. Наши добрые дела останутся с нами и на суде Божием будут свидетельствовать в нашу пользу. Так об этом говорит преподобный Ефрем Сирин: «Все преходит, братия мои, только дела наши будут сопровождать нас. Потому приготовьте себе напутствие для странствия, которого никто не избежит».

Иногда люди боятся браться за добродетели, полагая, что не смогут со своего сегодняшнего уровня подняться так высоко, чтобы сплести такой венец добродетелей, какой сплетали себе святые. Однако нужно понимать, что совершенствование в добродетелях происходит не столько силами самого человека, сколько силой Бога, которая подается, если человек принял и показал твердую решимость встать на путь добра. Кроме того, добродетели приобретаются не последовательно, как кирпичи, слагающие дом. Нет, «все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят», – говорит святой Макарий Египетский. Поэтому «одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели».

Однако в духовной жизни важно помнить, что те добрые дела, которые мы совершаем, мы совершаем благодаря Богу, благодаря тому, что Он дал нам возможность, разумение и силу их совершить. Это понимание уберегает от эгоистичного тщеславия, которое губит душевную пользу от сделанных добрых дел так же, как ржавчина губит металл. Ошибочно приписывать лишь себе самому свои добродетели, ибо «как источник дневного света – солнце, так начало всякой добродетели – Бог». Как говорит святитель Тихон Задонский, «истинно добрые дела происходят от Бога. Или проще сказать, христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел, силу и крепость получают от Бога, содействием Его благодати трудятся. Так свидетельствует Божие слово: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению” (Флп. 2: 13) и «без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15: 5)».

Ошибаются те, кто говорит: вот, я крещен, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь – и этого довольно для моего спасения. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах… ни вкушение тела Христова, ни приобщение крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха».

Мы получаем отпущение грехов в таинстве исповеди, но всякий может убедиться, что нередко после исповеди человек впадает в тот же грех. Почему так? Потому что грех стал уже привычкой, дурным навыком. И полное очищение жизни от этого навыка происходит, когда мы с помощью Божией выкорчевываем дурной навык противоположной ему добродетелью.

«Истинная добродетель состоит в победе себя самого, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим – злое, побеждать смирением – гордость, кротостью и терпением – гнев, любовью – ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами. Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12: 21)».

Каждая добродетель постигается на практике. Пока человек не начнет трудиться делом в приобретении добродетелей, он будет иметь о них лишь поверхностное и самое неполное представление. Здесь разница примерно такая же, как между тем, чтобы почитать туристический буклет о далекой стране, и тем, чтобы самому съездить в эту страну.

Не нужно откладывать добрые дела «на завтра», то есть искать какого-то «более удобного» для них времени. Как известно, дорога под названием «сделаю завтра» выводит на дорогу под названием «никогда». Нет, всякое время нужно считать удобным к исполнению добра, угодного Богу.

Святитель Василий Великий говорит: «Что пользы человеку от вчерашней сытости, если он голоден сегодня? Так и душе не в пользу вчерашнее доброе дело, если сегодня оставлено исполнение правды». Поэтому нужно иметь в виду, что «добродетели эти требуют не только неоднократного проявления, они должны всегда пребывать в нас, быть присущими нам, укорененными в нас. И они не должны оставаться на одном уровне, но все более и более умножаться и возрастать в силе и плодотворности».

Уместно вспомнить, как Господь Иисус Христос предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21), тем самым ясно дав понять, что одно лишь называние себя христианином и даже молитвы к Господу, если это не сопряжено с творением добра, заповеданного Богом, не принесут пользы и спасения. Об этом свидетельствует и апостол Иаков: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2: 14, 17).

Но при этом нужно опасаться, чтобы не впасть в другую крайность, считая, что не важно, как верить, главное, что человек делал хорошие дела. Поскольку добро непосредственно связано с Богом, то невозможно действительно совершенствоваться в добродетели, имея искаженные или ложные представления об источнике добра – Боге.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что для успеха истинная вера должна сочетаться с доброделанием: «Богопочитание заключается в познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы быть воздержанным и нечестиво богохульствовать?». И святой Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «только тогда принимает Бог добродетели наши, когда они – свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога».

Хочется привести замечательные слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах.

Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие. «Все равно, – думает, – ничего не могу сделать для Бога и для души своей, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется”.

У самого входа в религиозную область существует некий «гипноз больших дел”: «надо делать какое-то большое дело – или никакого”. И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царству Божию.

Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение.

Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. И хотелось бы остановить пристальное внимание всякого человека на совсем малых, очень легких для него и, однако, чрезвычайно нужных вещах…

Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Чтобы всквасить бочку с тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: «Большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре”.

Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках – малого добра.

Итак, малое, самое легкое добро оставил на земле Творец творить человеку, взяв на Себя все великое. И тут через того, кто творит малое, Сам Господь творит великое.

Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним свою душу. Это единственная неэгоистическая радость – радость добра, радость Царства Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.

Для человека, не испытавшего действенного добра, оно представляется иногда как напрасное мучение, никому не нужное… Но через малое, легкое, с наибольшей легкостью совершаемое дело человек более всего привыкает к добру и начинает ему служить и через это более и более входит в атмосферу добра, пускает корни своей жизни в новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут без нее жить… Так спасается человек: от малого происходит великое. «Верный в малом” оказывается верным в великом».

Мохова Татьяна Викторовна
Нравственно-познавательная беседа «Добро и зло. Добрые и злые дела человека»

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.Возрастная направленность: старший дошкольный возраст (6 – 7) лет.

Цель: объяснение смысла, который люди вкладывают в понятия «добро» и «зло» на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию.

Задачи:

— направить детей на совершение добрых поступков бескорыстно;

— развивать чувство удовлетворения от совершения добрых дел;

— воспитывать желание приходить на помощь друг к другу.

Оборудование: весы с гирьками; ватман; клей; фигурки домов, людей, животных, растений из цветной бумаги для коллажа.

Предварительная работа:

Чтение произведений художественной литературы о добре и зле; беседы о добрых делах и поступках; заучивание стихов, пословиц, поговорок о добре и зле; игры.

— Что такое зло? Это что- то противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, то люди могут делать добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космос. Мы приземлились с вами на планету добра. Что мы здесь с вами увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей).

А теперь вернемся на свою планету, чтобы делать добрые дела.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных.

Кто может любить и козла, и осла

Тот людям вовеки не сделает зла.

Какого же человека можно назвать добрым? Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу, бережет ее, любит зверей и птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с друзьями и взрослыми.

Вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова? Их еще называют волшебными словами (Ответы детей).

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА

Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» (Привет)

А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, «…» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка уронила червяка,

И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо)

Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…» (Браво)

Толстая корова Лула ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)

Но не только слова, но и дела должны быть добрыми,ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще надо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, в природе, на улице?

Как вы думаете, трудно быть добрым? Что для этого нужно иметь? (доброе сердце, добрую душу). Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».

Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета

Доброта-не пряник, не конфета.

Все вы любите сказки, в них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или нет. Если добрый, то вы хлопаете в ладоши, если злой, то закрываете лицо ладошками.

Иван-царевич

Кощей Бессмертный

Золотая рыбка

Дюймовочка

Карабас Барабас

Красная Шапочка

Гуси-лебеди

Водяной

Баба-Яга

Золушка

Морозко

Мальвина

А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

Представьте себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнце-доброта. Она необходима вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце, как вы думаете, чего на свете больше добра или зла? Может это помогут нам узнать старинные весы? На одну чашу мы будем класть зло (зависть, жадность, грубость, предательство, войну, ложь).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с добром. (дети подходят по одному, говорят о своем добром деле и кладут на весы свою капельку, приготовленную заранее мягкую игрушку). Вскоре чаша весов с добром перевешивает чашу зла.

Вот видите, ребята, как можно победить зло.Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в речку, река в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.Один мудрец сказал: человек прожил не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами тоже сделаем одно доброе дело.На чистый лист каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги аппликации: дом, дерево, фигуры детей, облака, солнце и т. д.

Как мы назовем нашу картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро побеждает зло»).

Какое чувство вы испытали, когда делали добрые дела? (Делать добро очень приятно, радостно).

Наша встреча подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро-это здорово!

Использованная литература:

2. Семанака С. И. «Уроки добра», Москва,2004г.

3. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки «Этикет для малышей», Книголюб, Москва,2004г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *