День небесных сил бесплотных

21 ноября — собор Архистратига Михаила

Лаодикийский Собор произошёл за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Он 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым,” ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый,” и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” (Мф. 25:31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы(Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы (Быт. 3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3:22; Кол. 1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Архангел Михаил

Архангел Михаил (кто как Бог), вождь небесного воинства.

Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого.

Празднование 8 ноября с.с, 21 ноября н.с.

Упоминается в канонических книгах:

Дан. 10:13; 12:1.

Иуд. ст. 9.

Откр. 12:7-8.

В книге “Руководство к написанию икон святых угодников” говорится о том, что святой Архангел Михаил “изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом.” (Академик В. Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр.226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: “Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

… Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением” (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5-6).

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил (с еврейского – муж Божий) .

Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете – о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан – от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля (старый стиль).

Упоминается в канонических книгах:

Дан. 8:16 и 9: 21;

Лк. 1:9 и 26.

Святой Архангел Гавриил, как поясняется в “Руководстве к написанию икон”, “изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало”. (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия .

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие) .

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил – Благословение Божие .

В книге “Руководство к писанию икон” говорится о нем следующее: “Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном.” (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

“Поелику благословения Божии различны, – пишет Святитель Иннокентий Херсонский, – то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие.” (Цит. соч., стр. 14).

Архангел Салафиил

Архангел Салафиил (молитва к Богу) .

Упоминается в неканонической книге:

3 Ездр. 5:16.

“И вот господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил.” (Цит.соч.,стр.11-12).

В книге “Руководство к писанию икон” говорится: “Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся.” (Фарусов, стр. 226-227).

Архангел Иегудиил

Архангел Иегудиил (хвала Божия) .

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, “имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние”.

Как поясняется в “Руководстве к писанию икон”, Архангел Божий Иегудиил “изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.” (Фартусов, стр. 227).

“Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, – пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию.” (Цит. соч., стр. 13).

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил (помощь Божия) .

Упоминается в неканонической книге:

Тов. 3:16; 12:12-15.

Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим – наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр.9).

Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие .

В “Руководстве к написанию икон” вкратце поясняется, что: “Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец , то есть остриженное птичье перо для помазывания ран.” (Фартусов, стр.226).

Архангел Уриил

Архангел Уриил (огнь Божий) .

Упоминается в неканонической книге:

3 Ездр. 4:1; 5:20.

Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий .

По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий “изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень.” (Фартусов, стр. 226).

“Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные,” поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский. (Цит. соч., стр.10).

Архангел Иеремиил

Архангел Иеремиил (высота Божия) .

Упоминается в неканонической книге:

3 Ездр. 4:36.

“В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)”, – пишет архимандрит Никифор в “Библейской энциклопедии ” (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной. (см. Ин. 12:24). Изображается он, держащим в правой руке весы.

Перепечатано с сайта https://www.pravmir.ru

Просмотры (50)

Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила

С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.

Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Чудо Архангела Михаила в Хонех

Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила. Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм. К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.

В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина». Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех».

Молитвы Архистратигу Божиему Михаилу

Молитва первая Архистратигу Божиему Михаилу

Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы, первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческого приставниче и хранителю, сокрушивый со воинствы своими главу прегордаго денницы на небеси и всегда посрамляяй злобу и коварства его на земли!

К тебе с верою прибегаем и тебе с любовию молимся: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и православному отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг видимых и невидимых. Буди наставник премудр и споспешник всем православным христианом, износя им от Престола Царя царствующих просвещение и силу, радость, мир и утешение. Буди вождь и соратай непобедим Христолюбивому воинству нашему, венчая его славою и победами над супостаты, да познают вси противляющиися нам, яко с нами Бог и святии Ангели Его!

Не остави о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое; се бо, аще многогрешнии есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Божиим, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да утвердившеся в законе Господни, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотьми плоти и ради тленнаго и земнаго вечная и небесная безумне забывати. Над всеми же сими испроси нам свыше истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дней временнаго жития нашего во изглаждении зол, содеянных нами, совершим. Егда же приближится час скончания нашего и свобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас, Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных; обыкших преграждати души человечестей восход в горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и сподобимся узрети Пресветлое лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего и Тому воздати славу, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Архистратигу Божиему Михаилу

О святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небеснаго Царя воеводо! Прежде Страшнаго суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.

О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 4

Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.

Кондак Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

глас 2

Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила.

«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые.Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне… Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.

Архангельский собор в Кремле

Собор святого Архистратига Михаила в Кремле издревле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».

История Архангельского собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор. Строительством руководил приглашенный великим князем венецианский архитектор Алевиз Новый.

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых — у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги — раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Стенописью собор был впервые украшен в царствование Ивана Грозного. От этой древней росписи сохранились лишь небольшие фрагменты на столпах храма и несколько композиций в алтаре и царской усыпальнице. В 1652-1666 годах собор расписали заново — работала большая артель русских мастеров. Работами руководил знаменитый царский живописец Симон Ушаков.

Среди святых, изображенных на столпах храма, мы видим княгиню Ольгу, великого князя Владимира, крестителя Руси, его принявших мученическую смерть сыновей Бориса и Глеба, князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского. Уникальной особенностью росписи Архангельского собора является цикл надгробных портретов: в нижнем ярусе над захоронениями князей-Рюриковичей написаны их «воображаемые» портреты. Эта «портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного.

Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 годах. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора — «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 года. По преданию, эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле.

Русская Православная Церковь

21 ноября 2010 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице и день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию по погибшим в дорожно-транспортных происшествиях, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, всечестные отцы, братья и сестры, высокие представители государственной власти, Вооруженных сил России, отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем и с праздником святого Архистратига Божиего Михаила.

В сегодняшний день мы молитвенно обращаемся к бесплотным Небесным Силам. Мы не знаем, что это за силы, — Господь нам ничего не открыл, кроме того, что они существуют. У некоторых людей, особенно современных, само упоминание об ангелах вызывает улыбку, потому что вспоминаются святочные рассказы, колыбельные песни, фольклор. Все это так далеко от научного сознания современного образованного человека; и некоторые люди, якобы исходя из своего образования, воспитания, культуры, не могут совместить понятие об ангелах с тем, что они знают о мире.

Совершенно очевидно: Богу было угодно, чтобы эта неведомая сила являлась людям в облике человека. Но никто из нас не знает, что это за сила, какова ее природа. Богу было угодно, чтобы на каждого человека оказывалось влияние этой силы. Мы с доверием относимся к слову Божию, и знаем, что так и есть. Знаем также, что эта сила неоднородна, что в ней присутствует и доброе, и злое начала; и вне зависимости от воли человека доброе и злое начала на него влияют. Когда мы говорим об ангеле-хранителе, мы говорим о той силе, которая призвана нам помогать, защищать нас. Но есть и другая сила, которая пытается нас перетянуть на свою сторону, затуманить нам сознание, сбить с толку, лишить жизненных ориентиров. Эта неведомая брань между добром и злом происходит не только в человеческой истории, не только в нашей повседневной жизни, — это происходит и там, куда сегодня мы не можем проникнуть ни своим сознанием, ни своей волей, ни своими чувствами, ни своими самыми мощными знаниями. От нас это пока сокрыто.

Сегодня за Литургией читалось послание апостола Павла к Ефесянам, где мы находим очень сильные слова: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в делах тьмы» (Ефес. 5, 10-11). Каждому человеку надлежит испытывать все то, что приходит к нему извне. Говоря современным языком, каждый призван к тому, чтобы критически оценивать всю поступающую информацию. Мы должны испытывать информационный поток, который обрушивается на сознание современного человека. Мы должны иметь способность отличать добро от зла, а когда отличаем, то не участвовать в делах тьмы.

А ведь мы участвуем. Кто по глупости, по неразумию, потому что «другие так делают». Чаще всего мы так и объясняем свой грех, ссылаясь на то, что сосед, знакомый, коллега или человек, занимающий более высокое положение, так поступает — «а почему я не могу этого делать?» Мы чаще всего оправдываем свои грехи грехами других людей, ведь не хочется признаваться, что ты злодей, что ты делаешь гадкие вещи, что ты совершаешь грех, вот мы и прикрываемся другими, кто якобы грешит еще больше.

А иногда мы участвуем в делах тьмы сознательно: в душе осознаем, что это дело тьмы, но обстоятельства, ложно понятая солидарность заставляют — как же выбиваться из этой группы людей, которая себя так ведет? «Нельзя же быть белой вороной, вот я и живу как они живут». А иногда и совсем сознательно, когда наступает противление Богу, — это сознательное противление Богу именуется хулой на Духа Святаго. Все грехи прощаются, а грех хулы на Духа Святаго не прощается, — но ведь и это совершают люди.

Как же нам не участвовать в делах тьмы? Как нам научиться испытывать, что благоугодно Богу? Конечно, Господь дал нам разум. Он дал нам нравственное чувство, которое отображается в душе голосом совести. Господь дал нам слово Свое — Священное Писание. Разве вспоминаем мы о Священном Писании там, за пределами храма? Выйдем, пойдем по улице — и вот первый же конфликт в транспорте, или с пешеходом, с которым столкнулся неудачно, или с водителем на дороге. Где же наши знания Священного Писания? Они тут же улетучиваются. Кто же наставит нас в момент кризиса, в момент конфликта, в момент противодействия, когда и нужно проявить христианскую способность распознавать духов?

Мы чаще всего бессильны. Людей, которые способны управлять собой, вспоминая о Слове Божием, обращаясь к своей совести, — единицы. Мы называем их святыми людьми. А как же спасаться нам, людям грешным? Вот Бог и дал нам неведомую силу, которая присутствует рядом с нами. Мы называем мир рядом с нами ангельским миром, потому что Сам Бог назвал его так в Слове Своем. А потому в самые трудные моменты жизни нужно обращаться к Богу, к ангелу своему, к этой силе, что присутствует реально в нашем физическом мире, хотя сама эта сила физическому миру не принадлежит, — чтобы Господь через ангела-хранителя помог нам отделить добро от зла, свет от тьмы, испытать то, что благоугодно Богу, и не участвовать в делах тьмы. Это и есть ангельский покров над нами, ангельская защита, ангельское вразумление. И тогда слабости наши и греховность наша и неспособность видеть черное и белое вдруг обращаются в великую способность. Мы обретаем силу духовного зрения, силу разума, силу воли, силу чувств, и грешный и слабый человек становится героем духа. И ведь как много таких примеров: беззаветное служение Отечеству своему, готовность жизнь свою положить за ближних своих, жертвенное служение родным и близким, подвиг на работе, — да разве мало всех этих великих подвигов нашей жизни?

Пусть Господь помогает нам неведомым для нас путем корректировать наше поведение, наши мысли и наши дела. Именно в этом мы и видим величайшее и спасительное значение присутствия ангельского мира в человеческой жизни. А потому и возносим молитвы к святому Архангелу Михаилу и ко всему неведомому для нас, но реальному небесному воинству. И предки наши молились крепко Архангелу Михаилу, особенно тогда, когда вступали в бой, когда защищали Отечество свое, землю свои, святыни свои, родных и близких. И неслучайно, что именно в честь Архангела Михаила был назван этот Кремлевский собор, который до построения Храма Христа Спасителя был кафедральным собором города Москвы. Столица Северной Руси, Российского государства обращала в этом храме свои молитвы к Богу, чтобы Он даровал и победу, и заступление, и помощь через небесное Свое ангельское воинство.

Сегодня, в день памяти святого Архистратига Божиего Михаила, мы вспоминаем всех, кто погиб в дорожно-транспортных происшествиях. Сегодня на наших дорогах и улицах погибает такое количество людей, которое соизмеримо с потерями в войнах. Погибают люди в расцвете сил, наиболее активная часть нашего населения; погибают пешеходы, престарелые люди, дети…

Это обратная сторона греховности нашей цивилизации. Мы создаем машины, мы становимся мощными и сильными, но у нас не хватает ни разума, ни нравственного чувства с ответственностью относиться к той силе, которую человек получает в свои руки. Когда пьяный водитель сбивает на пешеходном перекрестке детей — что это, как не бездна человеческой безответственности? Конечно, дорожно-транспортные происшествия нередко имеют объективные, технические причины: плохие дороги, не всегда исправные транспортные средства. Но в основном — тот самый человеческий фактор, который чаще всего и толкает человека на преступление за рулем, потому что нет сильного нравственного чувства и ответственности.

Мы сегодня молились о том, чтобы Господь принял души убиенных на дорогах людей; но одновременно и о том, чтобы народ наш понял: нельзя друг друга убивать в мирное время, не щадить ни малых детей, ни стариков. Нужно жалеть друг друга, нас не так много осталось на этих огромных евразийских просторах. А ведь сегодня от дорожно-транспортных происшествий погибает людей больше, чем от всех болезней.

Поэтому я обращаюсь и к вам, мои дорогие, кто собрался в этот день, и обращаюсь через телевидение ко всем, кто меня слышит: сегодня проблема безопасности на дорогах — это не только вопросы законодательства, дисциплины, порядка и технического обеспечения. Это нравственная проблема, о которой мы должны громко говорить. И я призываю каждого, кто садится за руль, проникаться этим чувством ответственности. Молитесь перед тем, как садиться за руль. Просите, чтобы Господь помог вам, чтобы Ангел-хранитель был вместе с вами. Никогда не садитесь за руль пьяными, потому что вы принимаете на себя великую ответственность. Используйте все средства защиты, которые обеспечивает сегодня современное техническое оборудование автомобилей; помните, что за рулем не должно быть никакого ухарства. Мы должны проникаться ответственностью и понимать, что нужно беречь и себя, и семью свою, и детей своих, и, самое главное, народ свой нужно беречь.

Я хотел бы приветствовать сегодня в храме Виктора Николаевича Кирьянова, который возглавляет Государственную дорожную инспекцию Российской Федерации, и пожелать Вам и всем Вашим сотрудникам помощи Божией, чтобы вместе с народом, опираясь на институты гражданского общества, на Церковь, вы могли бы изменить ситуацию к лучшему. Пусть Господь помогает Вам, всем Вашим подчиненным и всем нам осознать опасность, которая существует сегодня на улицах.

Я хотел бы также сердечно приветствовать и поздравить руководителей и высоких представителей Российского космического агентства во главе с его директором, а также представителей Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого и многих других представителей власти, общественности, монашествующих и всех вас, мои дорогие прихожане, с этим замечательным днем. Пусть святой великий Архистратиг Михаил и все небесное воинство покрывают нас своими невидимыми крылами, помогая отличать добро от зла и помогая устроять жизнь свою по Божиему закону.

Хотел бы сердечно приветствовать наших дорогих владык, приехавших в гости из Грузинской Православной Церкви, — владыку Николая и владыку Андрея. Несмотря на то, что отношения между нашими странами сегодня переживают не самый лучший период, Церкви всегда вместе. Мы молимся вместе как одна семья, и надеемся, что Господь приклонит милость, и единство Православной Церкви послужит причиной и силой, приводящей в действие различные политические механизмы, дабы улучшились отношения между нашими единоверными православными народами.

Еще раз всех вас поздравляю с праздником. Храни вас Господь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

«ЗОНА РИСКА» (авторская рубрика епископа Григория): О служении ангелов. Слово на праздник архангела Михаила (8/21.11.2013)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем главное празднование в честь архангела Михаила, которое совершается по юлианскому календарю 8 ноября. Это один из древнейших христианских праздников. Судя по всему, это еще дохристианский праздник, унаследованный, как многие другие праздники, начиная с Пасхи и Пятидесятницы, еще из литургического календаря ветхозаветной Церкви. Точно мы не знаем, в чем состоял этот праздник, и как он был переосмыслен так, что стал праздником архангела Михаила. Но это был праздник в честь Бога, и в некоторых ранних христианских традициях с ним даже было связано Рождество Христово (примерно в III веке). Рождество Христово праздновалось (или не праздновалось, а считалось просто как дата) христианами в самые разные времена, и в том числе было и такое.

Само имя «Михаил» означает «кто как Бог». И поэтому часто в раннехристианской литературе Михаил – это имя не архангела, а имя Бога, и особенно Сына Божия, который воплотился. И не всегда можно понять, о ком речь — об ангеле или о Боге. Возможно, именно сегодняшняя дата памяти Михаила первоначально относилась, скорее всего, именно к такому пониманию Михаила как Сына Божия.

Но если считать, что это все-таки фигура не божественная, не Сына Божия, а именно какого-то ангела, то тогда надо считать, что это один из главных ангелов, потому что в предании именно этот ангел борется с сатаной, который, может быть, до своего грехопадения был самым главным ангелом, то есть еще главнее. Но после грехопадения именно Михаил, по церковному преданию, возглавил ополчение ангельское против сатаны и аггелов его. (По-славянски мы говорим «ангелы» про настоящих ангелов и «аггелы» про падших. Хотя по-гречески все пишется одинаково, но славянский язык благодаря возможности читать одно и то же слово по правилам греческой орфографии и славянской стал это различать.)

Так примерно обстоит дело исторически. А по сути мы почитаем архангела Михаила, обращаясь в его лице, как в лице предводителя, ко всем небесным силам бесплотным. Современные люди не очень понимают, кто такие ангелы и зачем их почитать. Кто такие бесы, лучше понимают. Еще Достоевский говорил, что бывают люди, которые в Бога не верят, но в черта верят.

Кто такие ангелы, зачем они нужны, если все равно есть Бог и есть святые? Отчасти этот вопрос по-человечески понятен, потому что святые действительно становятся подобны ангелам и особо ничем не отличаются. И будет правильно ответить, в том числе, и так: зачем нужны святые, затем же нужны и ангелы. Можно еще ответить по-другому: люди состоят из бессмертной души и смертного тела, которое, вопреки своей смертности, однако, все равно воскреснет и будет бессмертным. Животные состоят в этом смысле только из тела. Так называемая животная душа, которая у них есть, не является разумной душой и не имеет индивидуального бессмертия. А должны быть тогда и другие существа, которые не имеют тела, а состоят из одной бессмертной души, но при этом такой, которая по природе своей с телом не соединяется. Это и есть ангелы, как, впрочем, и бесы, потому что природа у них одна и та же, но из-за разного направления воли они оказались в разном состоянии.

Непадшие ангелы нас постоянно сопровождают во всех наших делах, кроме дел дурных и злых, когда мы их от себя отгоняем. Но они смотрят со стороны, поодаль, не имея возможности к нам приблизиться, и все равно как-то стараются нам помочь. Особенно это проявляется в служении литургии. Есть самые разные чины литургии. Их даже сейчас в нашем употреблении несколько, а в истории Церкви их было очень много. И все они имеют в себе одну и ту же мысль: «ныне силы небесные с нами невидимо служат». Это говорится в разных чинах разными словами. Дело не в словах, а в сути: обязательно подразумевается, что если собралась Церковь для своего богослужения, то Она собралась вся. Здесь присутствуют и святые, и обязательно присутствуют ангелы. И ангелы служат всегда в Небесном храме у Престола Божия, а мы здесь, на земле, служим в подражание им, но не просто в подражание, а вместе с ними и участвуя в их службе. То есть наша служба здесь – это некоторое видимое земное проявление той Единственной службы там. Это касается богослужения.

Но если мы христиане, то вся наша жизнь является либо богослужением, либо, если мы отворачиваемся, то служением бесам. И поэтому если у нас богослужение продолжается за пределами храма, то там мы тоже либо поем вместе с ангелами, даже необязательно когда стоим на своем молитвенном правиле и молимся в келье, так сказать, а даже тогда, когда занимаемся повседневными делами, если мы занимаемся с молитвой, особенно с непрестанной молитвой. Либо мы вообще отпадаем от Церкви.

Поэтому ангелы, которые постоянно находятся в служении у Престола Божия, являются нашим естественным образцом для подражания. Естественным – потому что по естеству они стоят выше нас. Но так устроил Господь, что Он все перевернул, потому что Господь воплотился в низшее по отношению к ангелам человеческое естество. Так что теперь все, в том числе и ангелы, получили совершенство обожения только через Христа, через участие в этой нашей единственной Евхаристии, хотя телесно они в ней не участвуют, но участвуют духовно. Они освящаются через то, что по природе ниже их, через человечество, которое принято Христом. Потому что оно, оставаясь по природе тем, чем оно было, то есть ниже ангельского, становится освящением даже и ангелов. Произошло такое выворачивание пространства, если можно так себе это представить.

Мы должны быть с ангелами. И поэтому жизнь христианская, как, собственно, еще и ветхозаветная праведность, состояла в подражании ангелам и жизни ангельской. И недаром монашеское житие, которое является совершенным выражением христианской жизни, по-другому называется житием ангельским, и его предтеча Иоанн Креститель, которого можно назвать также предтечей монашества, называется «ангелом пустыни», потому что он имел ангельское житие.

Ангельское житие – это то, к чему призван абсолютно каждый из нас, только разными способами. И каждый должен узнать, каким способом он может достигнуть ангельского жития, и особенно, если он сам, как сегодняшние именинники, назван в честь ангела, в честь Михаила.

Аминь.

епископ Григорий

Опубликовано: 21.01.2014 в 12:05

Рубрики: Зона риска, Лента новостей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *