Дерево познания добра и зла

Galyshenka все записи автора часть 1 «Эдем»
часть 2 «Адам и Ева»
«И произрастил господь бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2, 9).
Дерево жизни и дерево познания добра и зла посреди рая — всем хорошо известен сюжет с запретным плодом и этими деревьями, согласно Библии, повлиявший на судьбы всего человечества.
Но возникает вопрос, не дававший философам покоя многие века: Древо жизни и Древо познания добра и зла — это два дерева или одно.
образ Древа жизни представлен в книге Бытия:
В христианстве Древо жизни — особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада, а также посреди улицы Нового Иерусалима. Приносит плоды 12 раз в год, которые дарят вечную жизнь и имеет листья для исцеления народов. В тексте Пятикнижия Дерево жизни находится в тесной связи с Деревом познания Добра и Зла.
Согласно Книге Зогар, древо познания добра и зла и древо жизни пребывали вместе в совершенной гармонии до тех пор, пока не пришел Адам и не разделил их, положив начало злу, что содержалось внутри древа познания добра и зла
Иоанн Дамаскин трактует это так: «Посреди же рая Бог насадил древо жизни и древо познания. Древо познания должно было служить некоторым испытанием и искушением для человека и упражнением его послушания и непослушания. Поэтому оно и было названо древом познания добра и зла <…> Что же касается древа жизни, то оно было или деревом, имевшим силу подавать жизнь, или деревом, от которого могли питаться только достойные жизни и не подлежащие смерти. <…> Под древом жизни можно разуметь также то величайшее познание, которое мы почерпаем из рассмотрения всего чувственного, и тот путь, которым мы через это познание восходим к Родоначальнику, Творцу и Причине всего существующего. Это Бог и назвал всяким древом»
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря:
от всякого дерева в саду ты будешь есть;
А от дерева познания добра и зла, не ешь от него;
ибо в день, в который ты вкусишь от него
смертию умрешь». (Быт. 2,16-17)
Образ запретного плода является общим для иудаизма, христианства и ислама, хотя последствия нарушения запрета Бога рассматриваются различными.
Сам запрет на вкушение конкретного плода, по мнению Иоанна Златоуста был сделан чтобы Адам знал «что находится под Господом, Которому должен повиноваться и исполнять Его повеления». В христианстве этот образ неотрывно связан с понятием первородного греха. В иудаизме и исламе понятие первородного греха отсутствует.
По поводу запретного плода, что же это все-таки было, ответ не так очевиден. В Библии не упоминается о яблоке, там говорится о плоде Дерева познания добра и зла. Возможно яблоко было выбрано на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «pomum» («яблоко»), предполагается также, что в те времена слово Apple было общим названием для фруктов, самым распространенным из которых было яблоко. Есть и другие версии — от пшеницы, до граната.
Рабби Йегуда, сын рабби Илая, сказал: «Плоды древа познания были виноградом, ибо сказано «Виноградины их — ягоды ядовитые, гроздья горькие у них (Дварим 32:32)» — эти гроздья привели горечь в мир».


Русский рисованный лубок. Адам и Ева у дерева Познания. Первая половина 19 века.
Из собрания Государственного Исторического музея
Внизу текст в 7 строк: «И заповеда Господь Бог Адаму гля, от всякаго древа, еже в рай снедию … на яде и даде мужу своему».


Марк Шагал

Ян-Брейгель-Младший. Бог показывает Адаму и Еве древо познания добра и зла.

Владимир Куш

цифровое искусство Бена Гуссенса (Ben Goossens)

цифровое искусство Бена Гуссенса (Ben Goossens)
Magritte Pretre marie
Рэне Магритт ceci-n’est pas une pomme (это не яблоко)
Рене Магритт, «Бомонд»
Рэне Магритт «Сын человеческий”
Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного потомка библейского Адама и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека в нашем мире.
Рене Магритт
Рене Магритт, «Территория»
Магритт Рене «Медитация»
А это уже совсем другая «История Apple»

Скачать эту статью

Первая заповедь, которую получило человечество, звучала не «почитай только истинного Бога», а «не вкушай плодов с древа познания добра и зла». Она была обращена к двум людям: Адаму и Еве.

Все мы знаем эту историю про то, как первые люди беспечно отнеслись к закону Божьему. Однако всё намного сложнее, чем кажется. Зачем, например, в Эдеме нужно было ещё и дерево жизни, и правда ли речь идёт о реальных деревьях? Эта статья приглашает в интересное путешествие — от ботаники до Вселенских тайн в поисках истины.

В книге Бытия Бог запрещает Адаму вкушать плоды с древа познания добра и зла

Сперва освежим в памяти, что мы вообще знаем про древо познания добра и зла. Его создал Бог в Эдеме. Он сказал, что человек может есть от всякого дерева, кроме этого:

(Быт. 2:16–17)

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»

Затем появился змей, который подтолкнул Еву к нарушению Божьего повеления.

(Быт. 3.1–3)

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть»

Адам и Ева берут плод с древа познания добра и зла (картина Тициана)

Два вопроса придётся оставить в стороне:

  1. Кто такой змей? Профанский, обывательский подход приравнивает змея к сатане. Но эта версия рушится, когда мы вспоминаем, что в конце Господь проклял именно всех змей, а не сатану. Да и вообще тема со змеёй в истории религии — предмет отдельного разговора. Правильно будет вынести её за скобки и сосредоточиться на дереве.
  2. Почему змей говорит так, будто уверен, что Бог запретил есть от всякого дерева? Популярная версия гласит, что так змей хитростью вывел Еву на откровенность. Но текст Священного Писания не демонстрирует, чтобы она проявляла недоверие. Библия намекает на хитрость змея, но польза именно такого построения вопроса, как в Писании, сомнительна. Более того, ясно, что Ева очень наивна и верит змею сразу же. Есть мнение, что вопрос в таком виде перекочевал из некого раннего источника, который составители Пятикнижия не исправляли. Версий много, но пока лучше от них дистанцироваться.

Главное для нас сейчас лишь то, чем история закончилась. Люди попробовали один из плодов древа познания добра и зла и поняли, что наги, в порыве стеснения спрятались от Бога и не смогли утаить, что нарушили Его запрет. Далее читаем:

(Быт. 3:22)

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно»

Бог опасается, что человека заинтересует некое второе дерево — дерево жизни (к нему ещё вернёмся). Оно должно подарить вечную жизнь. Чтобы этого не случилось, Бог выгоняет Адама и Еву из Эдема:

(Быт. 3:24)

«И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни»

Херувим — это ангельский чин. Второй по значимости после серафимов. Херувимов изображают с четырьмя крыльями (бывает, что шестью, но обычно шесть у серафимов) и четырьмя головами, как звериными, так и человечьей.

Принято считать их символами, хотя ряд ветхозаветных писаний будто бы в реальности описывает их внешность. Это предмет для споров.

Здесь ясно, что херувим — это страж, который не позволил первым людям вернуться в Эдем.

Так Библия описывает херувимов — ангелов, один из которых сторожит эдемское древо людей (фреска монастыря Метеоры, XVI век)

3 заблуждения на счёт событий, связанных с древом познания добра и зла: количество плодов, расположение сада, и чья вина

Есть несколько расхожих мифа, которые нужно опровергнуть сразу:

Заблуждение 1. На древе будто бы рос только один единственный плод. Это чушь, но её иногда озвучивают сектанты вроде свидетелей Иеговы. Плодов было много, о чём сказано в тексте Библии на любом языке.

Заблуждение 2. Эдем называют раем. Эдем — это сад. Где он находился — вопрос. Кто-то представляет его на небе, кто-то — ищет географически. Но в любом случае некорректно ставить знак «равно» между раем и Эдемом. В нынешних христианских представлениях рай — это Царство небесное, место, где находится Иисус Христос, обитель праведников. Богословских оснований отождествлять эти два места нет. Хотя в Бытие и говорится «рай в Эдеме».

Заблуждение 3. Ева виновна в первом грехе. Все виновны понемногу. Лишний радикализм тут ни к чему. Некоторые христианские секты действительно взваливают всю вину на женщину, но это наследие патриархата. Как мы можем заметить, Адам тоже — далеко не праведник: он трус, жалобщик или, если выразиться точнее, «стрелочник». У него все виноваты, только не он сам.

Никто не знает, что это за дерево, а рисунок с яблоней — дань античной традиции

В Библии нигде не сказано о том, какого сорта было древо познания добра и зла. Косвенных свидетельств в Священном Писании тоже нет. Это всё, о чём мы можем говорить объективно.

Всё остальное — спекуляции. Есть распространённая тенденция — утверждать, что это было какое-то особое дерево, подобных которому нет на земле. Это домыслы. В книгах Моисея ничего такого не написано, так что это только личное мнение человека. И не более того.

Но есть две наиболее убедительные версии на счёт принадлежности дерева:

Яблоня. Здесь очевидны параллели с античной мифологией. Как мы знаем, христианство многим обязано Риму. Именно Римская империя дала ту базу, которая позволила учению Христа охватить весь мир. Многие греческие и римские мифы наложили отпечаток на христианскую культуру. Например, история о грехопадении ангелов, которая никак не освящена в Священном Писании, явно приобрела популярность под влиянием предания о Прометее и прочих сверженных титанах.

Яблоко — важный символ для античной традиции. Золотые плоды растут на древе в саду Гесперид на краю мира, а охраняет их Ладон — змей. Знакомые обстоятельства, не правда ли?

Плод древа познания добра и зла начали считать яблоком в античности из-за ассоциации с мифом о яблоке раздора («Суд Париса», Питер Пауль Рубенс)

Ещё один сюжет — пресловутое яблоко раздора, из-за которого началась Троянская война. Так что нет ничего удивительного в том, что на базе античной культуры именно яблоко взяло на себя роль запретного плода.

Виноград. Виноград — самый популярный плод в Священном Писании. Народы Востока высоко ценили это растение и имели множество названий для него. Виноград даёт сок даже в засушливых регионах, а потому ценен, как вода. Даже сам Христос сравнивает сок (или вино, переводы разные) винограда со своей кровью — той самой, после которой жажды человек никогда не испытает.

Виноград тесно вплетается в иконографию христианства, но его символическое значение намного шире, поскольку это растение также почитали в Месопотамии — одной из древнейших культур мира.

А потому вполне правдоподобной выглядит версия, что автор книги Бытия подразумевал под плодом именно виноград.

На этой иконе Иисус и Его церковь изображены деревом винограда не случайно: это растение с древности особо почитаемо, а потому именно его плод вполне мог произрастать на эдемском древе познания добра и зла

Есть мнение, что древо познания добра и зла было обычным, но послужило для 1-й заповеди Божией

Ряд комментаторов Библии уверены, что древу познания добра и зла не было нужды быть чем-то мистическим. Напротив, если оно могло навредить людям, то держать это растение в Эдеме было бы непредусмотрительно.

К тому же ни Адам, ни Ева не демонстрируют разительных перемен в поведении после того, как употребили плод. Разве что осознание пары об их наготе — единственная перемена, которую мы наблюдаем.

Во всём же остальном — это те же люди. Ведь и Адам, и Ева согрешили ещё до того, как вкусили плод, а не после.

Отец Владимир (Головин) в видео ниже рассказывает об очень интересном представлении о древе познания добра и зла:

Ссылка на видео:

Протоиерей сообщает, что многие комментаторы Священного Писания сошлись во мнении, что Богу не было нужды делать какое-то реальное дерево с мистическими способностями, опасными для человека. Древо познания добра и зла — самое обычное дерево из Эдема. Бог просто выбрал случайным образом одно из них.

Зачем? Чтобы дать возможность человеку проявить любовь и уважение к Богу. Единственный запрет, который не влечёт никаких последствий с точки зрения внешнего, но навсегда меняет внутреннее в человеке.

Запрет мог быть формальным, чтобы Адам проявил любовь к Богу послушанием.

Это внутреннее — автономная трансформация. Причина — не плод, а то, что человек решил ослушаться запрета Божьего. Это тот порог, за который не следовало бы ступать, а внешне он мог быть представлен чем угодно: запретом трогать камень, предупреждением не выходить за пределы сада, предостережением не прикасаться к какой-либо ветке и т.д.

Это пример первой Заповеди Божией, которую нарушил человек. Но преступно не вкушение плодов, а нарушение запрета.

Бог показывает Адаму и Еве древо, плоды которого запретил есть (картина Яна Брейгеля II)

Чаще всего христиане считают древо познания добра и зла нужным для дара человеку свободы воли

Наиболее популярно среди христиан представление о том, что древо познания добра и зла всё же даровало представление о добре и зле. Тут сразу можно возразить: если даровало, то почему Бог покарал людей за поступок, который они совершили ещё до того, как поняли, что хорошо, а что плохо.

Этим вопросом задаётся Иоанн Златоуст:

«Он давал заповедь тому, кто не знал, что преступление есть зло? Это не так, напротив, он ясно знал это. Поэтому изначала Бог создал это животное (человека) самовластным, иначе не следовало бы его наказывать за преступление заповеди, награждать за ее соблюдение».

Тут два ответа:

  1. Бог мог покарать их не из-за самого поступка, а из-за реакции Адама. Вместо смиренного раскаяния он, уже познавший добро и зло, винит Бога и Еву в произошедшем.
  2. Изгнание из Эдема — не кара, а необходимость. Бог опасался, что люди отведают от ещё одного запретного дерева — дерева жизни.

Но сколько людей, столько и версий. На каждый ответ будет новый вопрос. Так что просто изложим самую популярную точку зрения, как сделал это профессор богословия А.И. Осипов на видео ниже:

Ссылка на видео:

Алексей Ильич рассказывает, что вся история с древом познания добра и зла нужна была для того, чтобы человек понял, что он не сможет быть полноценным без Бога. Нарушение Божьего запрета стало причиной того, что люди стали жить в своём мире, по своим законам, «как Боги», но прийти к счастливому существованию так и не смогли: войны, раздоры, предательства.

Это путь, который Бог заранее предопределил. Человек должен его пройти, чтобы всё осознать и по собственному желанию вернуться к Богу.

Основная проблема, связанная с древом познания добра и зла, — вопрос предопределения

Главная сложность, в которую всегда упирается разговор о древе познания добра и зла, — это решение вопроса предопределения. Строится это на двух предположениях.

  • Если Бог заранее знал, что человек нарушит запрет, то зачем создал древо в зоне доступа?

В самом деле, ведь Он вполне мог расположить его где-то за территорией Эдема, в иной реальности, либо вовсе сделать недоступным человеческой природе. Но Бог поступил иначе, поставил под самым носом, заведомо зная, что человек нарушит запрет. А потом ещё и стал наказывать за нарушение.

  • Если же Бог не знал, что человек Его ослушается, значит Бог не всеведущ

Бог должен знать всё — от прошлого до будущего, иначе Он не Бог. Но налицо парадокс. Зачем ставить человека в заведомо невыполнимые условия. Если бы Бог хотел, предопределил бы Адаму и Еве больше преданности и послушания. А если Ему так была нужна их свобода воли, то уже бы и не ставил перед ними требования, которые те выполнить не способны.

Как же богословы решают эти затруднения? Есть три подхода.

Восточная христианская школа уверена, что будущего не существует ни для человека, ни для Бога. Время творится по факту, а идея того, что ещё только предстоит, несостоятельна в духовном мире. Поэтому Бог не может знать того, чего нет, именно потому, что этого ещё нет. Материальный мир — это физическая реальность, тут есть только факты свершившегося. С другой стороны, это не согласуется с конкретикой библейских пророчеств. Если будущего нет, то не может быть и предсказаний.

Западная христианская школа придерживается мнения, что Бог находится вне времени, а потому весь материальный мир от начала до конца у Него как на ладони. С высоты своего всезнания Бог знает земную судьбу и духовную участь каждой молекулы. Творец был уже в курсе, кто спасётся, а кто нет, ещё до того, как сотворил все души, ещё на стадии идеи. Поэтому будущее предопределено. Единственное, что может решить человек, — это быть с Богом или нет.

Гностическая христианская школа отрицает идею того, что Демиург — это высшее существо. Есть высший Бог, который знает всё на свете. Но Библейский Творец — это Его подчинённая фигура, которая будущего не ведает и может совершать ошибки.

Змей в разных религиях тесно идёт рядом с древом. Чаще всего змей его страж, как на этом осколке, где дракон Ладон сражается с Гераклом в саду гесперид

В Библии упомянуто также дерево жизни

Дерево жизни упомянуто в Библии вскользь несколько раз наряду с древом познания добра и зла:

(Быт. 2:9)

«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла»

О нём также пишет апокрифическая книга Еноха:

(2 Енох, 5)

«Второй Книги Еноха » И Древо Жизни на месте том, где почиет Господь, когда входит Господь в Рай, и Древо то отменно благовонием своим несказуемым»

По всей видимости, древо жизни дарит бессмертие, чего Бог даровать Адаму и Еве не намерен:

(Быт. 3:22)

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно»

Но разве он не создавал весь мир безупречным и бессмертным изначально? Возможно. Есть версия, что Бог не зря сказал Адаму и Еве, что те умрут, если отведают плоды с древа познания добра и зла. Не исключено, что люди стали смертны лишь после того, как вкусили то, что было запрещено.

2 дерева упомянуто в начале Писания: древо жизни и дерево познания добра и зла

Существует мнение, что древо познания добра и зла сделало Адама и Еву смертными материальными существами в «одеждах кожаных», а прежде те обитали в духовном мире. Может быть, именно для духовной жизни и умерло человечество, после чего стало обреченно на плотские страдания, ведь не зря лишь после запрета Бог обещает:

(Быт3: 16–19)

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» .

То есть до тех пор плотские мучения были первым людям неведомы.

О чём это нам говорит? А о том, что дерево жизни могло стать противоядием губительного, смертельного влияния древа добра и зла. Поэтому они и существовали рядом.

И это противоядие человечеством будет обретено, но лишь в будущей жизни, когда люди осознают, что не хотят жить без Бога. В Царстве Небесном человечеству обещано обретение дерева жизни:

(Откр. 22:2)

«среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» .

Каббалисты называют дерево жизни 10 проявлениями Бога, а иудеи — душой древа познания добра и зла

Дерево жизни играет важную роль в каббале и других оккультных учениях. Здесь им называется рисунок, изображающий 10 проявлений Бога в материальном и духовном мире. Тема это очень большая и сложная, не для беглого обзора.

В каббале дерево жизни — это сложная схема из 10 божественных проявлений в материальном и духовно мире

Иудеи тоже не считают, что дерево жизни — реальное физическое растение. Они полагают, что дерево жизни — это душа древа познания добра и зла. Об этом на видео ниже рассказывает раввин Элиягу Эссас.

Ссылка на видео:

Элиягу Эссас говорит, что Эдемский сад — это не сельскохозяйственные угодья, а духовные пространства. Первые люди — это души, а не люди. Деревья же тоже — далеко не такие, к каким мы привыкли, а духовные корни этих материальных проявлений.

Употребление плодов — это процесс, который с нашим уровнем сознания понять невозможно. Но в нём состояла одна из задач Адама и Евы. Хотя плоды древа познания добра и зла тоже надлежало употребить, это следовало сделать в правильный срок, несколько позже. Наши предки очень сильно поторопились.

Адам и Ева оказались не готовы к употреблению этих плодов, а потому оно им навредило. Образно говоря, если бы Адам отведал плоды древа познания добра и зла в положенный срок, он смог бы соприкоснуться с его душой — деревом жизни, то есть постичь нечто намного большее, чем когда-либо было давно человеку — знания вечности.

Образ древа познания добра и зла — это отголосок мифа о Мировом Древе

Наиболее полная и интересная картина складывается, если уделить внимание не только авраамическим религиям, но и посмотреть шире. Дело в том, что древо познания добра и зла, как и многое другое в Библии, впервые появилось не в ней.

Образ священного дерева восходит к Мировому Древу — оси мира, каркасу, на котором держится всё материальное и духовное вокруг нас. Наиболее подробно о таком дереве мы можем прочесть в мифах скандинавов, так как они записаны довольно поздно. Но даже фрагментарные знания о религиозных представлениях культур, которые существовали за двадцать веков до нашей эры, освещают наличие таких деревьев и в них.

Мировое Древо обязательно имеет два атрибута:

  • Птицу на вершине;
  • Змея у корней.

В шумерском эпосе о Гильгамеше пишется:

«В его корнях змея, что не знает заклятья, гнездо устроила, в его недрах птица Имдугуд птенца вывела, в его стволе дева Лилит дом построила».

Причём в ранних религиозных представлениях (Индия, Египет) змей — это отнюдь не злой дракон, который пожирает корни оси мироздания, а добрый защитник, главное творение Божье, защищающее целостность материальной реальности.

Поздние античные мифы отказывают мифу в размахе и в глобальности. Теперь мы уже имеем дракона Ладона, который сторожит яблоню с золотыми плодами. Но он всё ещё страж. Функция сохраняется.

Мировое древо присутствует в различных религиях. Оно — скелет мироздания и всегда тесно связано с образом змея, как на картинке внизу. Обычно он — либо страж, либо разрушитель материальной мира.

К тому же змей — даритель мудрости, и этот мотив перекликается с дарованием змеем познания добра и зла человечеству. Некогда его культ был довольно велик, о чём нам свидетельствует не только археология, но и Священное Писание:

(4Цар. 18:4)

«он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан»

В тексты Пятикнижия история о змее и дереве попадает, очевидно, из египетских религиозных писаний. Это не удивительно, учитывая образование Моисея. Но в то же время она содержит уже совсем иные тона и смешивается с преданием о грехопадении человека.

Представления о грехопадении были и в других религиях, но только в Ветхом Завете этот миф объединён с историей о Мировом Древе. Получился синтетический образ, которого больше нет нигде.

Но как бы то ни было, мы должны понимать, что религиозный язык — это не язык фактов, не историческое свидетельство, а образная передача мысли. Мы можем сказать, что Бог вылепил человека из глины, а можем сказать, что Бог родил человека. Но ни то, ни другое не соответствует реальным событиям. Это лишь образы, ведь у Бога нет рук или материнского лона, чтобы физически реализовать то, о чём мы говорим на уровне своего языка.

Христианину важен урок, которому учит миф, а не его содержание.

То же касается и образа древа — это способ передать на языке слов представление о тех событиях, от которых нас отделила стена материи и греха. В одной традиции это будет история про бунт людей против Бога, в другой — про Мировое Древо, в третьей — про Мировую Гору, поднявшуюся из воды.

Новогодняя ёлка — это проекция древа познания добра и зла, а также Мирового древа на современную культуру. Она играет важную роль в традиции, хотя и утратила всякое символическое знание

Велико искушение воспринять всё буквально и защищать Священное Писание, как исторический источник. Но Библия — не книга по истории. В ней нет динозавров, неандертальцев, древнего Китая и т.д., хоть мы и знаем, что всё это — часть истории мира. А потому мы должны смотреть не на содержание рассказов любого писания, а на их суть:

  • идею;
  • посыл;
  • наставление.

Именно это ядро и заключает духовный урок, которые дают нам авторы Священного Писания. А вот подсчёт деревьев в Эдемском саду — это погоня за формой, но не содержанием.

Кстати, на современной культуре Мировое Древо тоже интересно отразилось: дуб зелёный из сказки Пушкина и новогодняя ёлка — все они имеют корни в древнем мифе.

Дре́во позна́ния добра́ и зла (Быт 2:9-17) — единственное дерево в Эдеме, плоды которого, согласно заповеди Господа, запрещалось вкушать прародителям.

Заповедь не вкушать от Древа познания добра и зла означала испытание человека в искренней любви к своему Творцу и Богу. Рано или поздно это испытание веры должно было увенчаться переходом человека на более высокую ступень совершенства, когда человек уже бы окончательно утвердился в верности Источнику Жизни — Богу.
Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием – «вкусите… и вы будете, как боги” (Быт. 3:5) – путь, который в дальнейшем получил наименование – магия. Главной причиной падения явилась гордость – стремление стать богом помимо Бога.

  • Дерево познания добра и зла Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Что собой представляло древо познания добра и зла? архим. Алипий
  • Падение первозданных свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Древо познания добра и зла прот. Олег Стеняев
  • Кто венец творения? Валерий Духанин
  • Тест: Первородный грех и его последствия

См. также: ГРЕХОПАДЕНИЕ, ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *