Дерево здоровья своими руками

Мастер-класс для педагогов

дошкольных образовательных учреждений

Музыкальный руководитель Ткаченко С. М.

МБДОУ «Ромашка» Ст. Гиагинская

Дерево здоровья

Лексическая тема «Осень»

Цель. Демонстрация методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством организации интегрированных форм детской музыкальной деятельности. Представление системы музыкально-оздоровительной работы и используемых технологий.

Материал и оборудование: синтезатор, электронный барабан, детские шумовые инструменты; мультимедийное оборудование. Большое панно с изображением дерева с корнями без листвы. Таблички с надписями: «Здоровье», «Коммуникативно-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Сухие осенние листья, ламинированные пчелки с отверстиями для пальцев; желтые листья, красные плоды в виде четвертных нот для каждого участника, сделанные из картона (с изнаночной стороны проклеены двусторонним скотчем).

Ход

(Слайд 1)

Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Музыкально-оздоровительная работа в детском саду».

(Слайд 2) Ведь оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. А так как музыка, по словам В. М. Бехтерева, целитель здоровья, то я, как музыкальный руководитель, использую ее великую силу для оздоровления подрастающего поколения.

(Слайд 3) Уважаемые участники, сегодня мы с вами создадим образ, символизирующий единство музыки и здоровья при помощи интеграции трех областей: коммуникативно-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие.

(Слайд 4) Здоровье для человека – это основа его жизни, так же как и для дерева корни являются его основой. (Табличка с надписью «Здоровье» крепится на корни дерева).

Как вы считаете, достаточно ли иметь крепкое здоровье, чтобы быть счастливым человеком? (Ответы участников.)

У человека много потребностей. Какие вы можете назвать. (Ответы участников.)

(Слайд 5) Несомненно все потребности важны. Но для человека, как для существа биосоциального, одной из главнейших потребностей является потребность в ОБЩЕНИИ. И если здоровье – это КОРНИ дерева, то общение можно представить в виде ствола, который в свою очередь является основой для множества веток – многообразных ситуаций в различных сферах нашей жизни, где умение общаться играет решающую роль. В содержании Программы этот аспект отражен в области: коммуникативно-личностное развитие. (На ствол крепится табличка с надписью «Коммуникативно-личностное развитие».) (Слайд 6)

Что является средством общения людей? (Язык, речь)

Для того, чтобы наша речь была красивой, плавной, мелодичной, необходимо развивать дыхание, дикцию, артикуляцию, чистоту интонирования.

Предлагаю вам музыкальное приветствие: (Слайд 7)

Эта валеологическая песенка-распевка поднимет настроение, подготовит голос к пению.

Валеологическая песенка-распевка «Доброе утро»

Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.

Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.

И сегодня весь день будет веселее. Хлопают в ладоши.

Мы погладим лобик, носик и щечки. Выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки! выполняя «фонарики».

Разотрем ладошки сильнее, сильнее! Движения по тексту.

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем Разводят руки в стороны.

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

Музыкальный руководитель. (Слайд 8) Специальные упражнения дыхательной гимнастики тренируют правильные вдох и выдох. Например, дыхательное упражнение «Звукоподражатель». Шумит лес: ш-ш-ш… Жужжит пчела: ж-ж-ж… Разделимся на две команды: одна с помощью осенних листьев озвучит шум леса, другая, надев пчелок на палец, изобразит жужжание этих насекомых. (Слайд 9)

Воспроизведем звуки природы после вдоха, на выдохе. Шумит лес: ш-ш-ш.…Жужжит пчела: ж-ж-ж… (Выполнение упражнения.)

А теперь похвалим себя. (Слайд 10)

Упражнение «Обними плечи»

(вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»)

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю.

Носиком вдыхаю.

(Выполнение упражнения.)

Музыкальный руководитель. (Слайд 11) Артикуляционная гимнастика подготовит к правильному произнесению звуков. Так как хорошее настроение – путь к здоровью, выполним упражнение «Улыбочка-трубочка»: губы в улыбке, затем вытягиваются вперед трубочкой. (Выполнение упражнения.)

Музыкальный руководитель. (Слайд 12) Таким образом, продемонстрированные упражнения показали взаимосвязь музыки, здоровья и коммуникативно-личностного развития.

Следующая область, раскрываемая содержанием Программы – познавательно-речевое развитие. (Слайд 13)

Сейчас с помощью оздоровительного кругового массажа, который благотворно влияет на работу внутренних органов, будем знакомиться с музыкальной грамотой.

Круговой массаж «Филармония веселых ноток» (Слайд 14)

(Участники становятся по кругу друг за другом и выполняют упражнения на теле друг друга по показу)

Я мечтаю стать артистом Круговые движения двумя руками по спине по Знаменитым пианистом. часовой и против часовой стрелке
Чтобы музыку играть, Имитация игры на фортепиано
Буду ноты изучать.
Нарисую нотный стан, Проводят линии по спине

Непохожий на орган.

На спине танцует луч — Рисуют скрипичный ключ на спине
Это мой скрипичный ключ.
С ним изучим без забот
Семь веселых звонких нот! (Слайд 15)
Чтобы их запоминать, Мнут верхний плечевой пояс
надо спинку нам помять.
Села утка на гнездо. Пощипывание спины
Это будет нота ДО.
Спит собачка во дворе. Поглаживание спины
Это будет нота РЕ.
Кошку с дерева сними. Массаж головы
Это будет нота МИ.
По спине бежит дрофа. Перебирание пальцами по спине
Это будет нота ФА.
А в шкафу летает моль. Похлопывание по спине
Это будет нота СОЛЬ.
В небе вижу журавля. Разводы двумя руками снизу вверх по спине
Это будет нота ЛЯ.
В море блещут караси. Волнообразные движения руками по спине
Это будет нота СИ.
Мама, мама как я рад! Хлопки вверху над головой
Знаю полный звукоряд
Я отвечу, ты спроси: Повороты туловища из стороны в сторону
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ По очереди называют ноты

Музыкальный руководитель. Программа нашего детского сада учитывает лексические темы, разработанные совместно с учителем-логопедом. (Слайд 16)

Так, например, при изучении темы «Осень» использую речевую игру с музыкальными инструментами «Осенняя сказка»

Раздаю музыкальные инструменты, участники вступают в игру в соответствии с текстом по указанию. (Слайд 17)

Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану

Осень в золотой одежке.

Где листочком зашуршит, Маракасы

Где дождинкой зазвенит. Колокольчик

Раздается громкий стук: Деревянные палочки

Это дятел – тук да тук!

Дятел делает дупло – Ксилофон

Белке будет там тепло.

Ветерок вдруг налетел, «Шуршалки»

По деревьям пошумел,

Громче завывает, Тремоло бубна

Тучки собирает.

Дождик – динь, дождик – дон! Колокольчики

Капель бойкий перезвон.

Все звенит, стучит, поет – Все инструменты

Осень яркая идет!

Хвалю выступление.

Музыкальный руководитель. (Слайд 18) Осень вам посылает эти яркие листочки, которые будут символизировать на нашем дереве познавательно-речевое развитие.

(Участникам раздаются желтые листья, они крепят их на дерево, а музыкальный руководитель крепит лист с надписью «Познавательно-речевое развитие».)

Музыкальный руководитель. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и когда ты сам творишь Музыку, — что может быть увлекательнее и прекраснее! (Слайд 19)

Благодатной почвой для развития музыкальных и творческих способностей детей является художественно-эстетическая деятельность.

Предлагаю вам выразить себя в творческом музицировании.

(Слайд 20) Посмотрите сколько музыкальных инструментов – целая страна. А правит в этой стране Король-барабан.
А кто может сказать, почему королем страны выбрали барабан? (Подвести коллег к ответу, что на барабане можно играть очень громко, а на других инструментах этого делать нельзя.) (Слайд 21)

Да, барабан звучит резко потому, что прием извлечения звука на нем – удар.
Посмотрите, какие бывают барабаны. (Слайд 22, 23) (Показ электронного барабана, способов игры на нем. Вызываются желающие участники.)
А знаете ли вы, что барабан прекрасно звучит в сочетании с другими инструментами и его используют в оркестрах? (Слайд 24)

Сейчас предлагаю творческое задание:

Каждый из вас возьмет шумовой инструмент, и мы соединим все инструменты в оркестр. (Раздаю шумовые инструменты, объясняю способы игры на них.) (Слайд 25)

Шумовой оркестр

Музыкальный руководитель. Давайте похлопаем себе! Замечательный оркестр у нас получился! Какие вы молодцы! (Слайд 26)

От вашей игры созрели такие необычные музыкальные плоды! Эти плоды символизируют наше творчество, как результат художественно-эстетического развития. (Участники крепят на дерево плоды, а музыкальный руководитель плод с надписью «Художественно-эстетическое развитие») (Слайд 27)

Музыкальный руководитель. Таким образом, мы с вами создали образ, символизирующий единство музыки и здоровья (показ на «ЗДОРОВЬЕ») при помощи интеграции трех областей:

  • коммуникативно-личностное развитие (показ на СТВОЛ);
  • познавательно-речевое развитие (показ на ЛИСТЬЯ);
  • художественно-эстетическое развитие (показ на ПЛОДЫ). (Слайд 28)

А теперь мы проведем пресс-конференцию. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от нашей встречи, передавая микрофон друг другу.

Участники передают игрушечный микрофон друг другу, делясь впечатлениями.

Музыкальный руководитель. Надеюсь, что после сегодняшней встречи в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы по развитию способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий. (Слайд 29)

На память о нашей встрече примите, пожалуйста, карты-схемы использования лечебных свойств музыкотерапии, принимайте музыку по часам. (Участникам раздаются карты-схемы по музыкотерапии «Принимайте музыку по часам».)

Пусть вас всегда сопровождает добро и радость общения.
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас! (Слайд 30)
Благодарю всех за участие!

Дерево с сильным иммунитетом чутко реагирует на любые повреждения и сопротивляется вторжению вредоносных организмов. На повреждение клеток древесный организм реагирует процессом компартментализации, или образованием защитных перегородок (барьеров) вокруг поражения. В них откладываются различные вещества, препятствующие дальнейшему распространению спор грибов, приводящих к развитию гнили.

Самые стойкие

Ученые относят к породам с хорошей способностью образовывать защитные барьеры клен, бук, дуб, граб, липу. Плохо сопротивляются развитию гнили береза, яблоня, ясень, вишня, тополь, ива, конский каштан. Именно по этой причине, а также в связи с набором за относительно короткий период времени большой массы, тополь во взрослом состоянии представляет угрозу безопасности окружающего пространства, здоровью и жизни человека. Понимая это, во многих европейских странах его не рекомендуют к высадке в городе.

Практика показывает, что даже если дерево обладает хорошей способностью к формированию защитных барьеров, то успех этого процесса во многом зависит от жизнестойкости (иммунитета) древесного организма. И в этой связи после тщательной оценки состояния дерева древесный доктор обязан выбрать правильную стратегию лечения своего пациента.

  • К хирургическим методам относят обрезку, обработку механических повреждений и дупел.
  • К терапевтическим – все мероприятия, направленные на усиление иммунитета дерева, среди них: аэрация, внесение микроэлементов и удобрений, обработка стимуляторами и т. д.

К хирургическим методам относят обрезку

Выбор пути

В первую очередь (за редким исключением обеспечения безопасности) специалист по уходу за деревьями должен направлять усилия на повышение иммунитета растения.

Выбор стратегии зависит прежде всего от времени года.

  • В фазе покоя (вне периода вегетации) проводится тщательный осмотр кроны и ствола дерева на предмет безопасности. Выполняется обрезка и обработка ран (при температуре до -5 С), устанавливается система стабилизации кроны.

Период без наличия листвы (с октября по апрель) идеальное время для осмотра, так сказать, скелета дерева. Ничего не скрыто от глаз и имеется уникальная возможность выявить аномалии в зоне кроны – многоствольность, конкурирующие и пересекающиеся побеги, трещины и омертвевшие участки древесины и т.п.

  • Вегетационный период начинается с хирургии только в тех случаях, когда откладывать больше нельзя – наличие свежей раны, зависших сломанных ветвей, опасных трещин в развилках. В подавляющем же большинстве случаев следует начать с терапии.

Такие внешние диагностические признаки, как потеря листвы (дефолиация), усыхание ветвей, наличие плодовых тел грибов, свидетельствуют о серьезных внутренних проблемах у дерева. Грамотный специалист прежде всего станет искать первопричину болезни и будет срочно работать над восстановлением защитных способностей дерева.

Для справки Дендрохронология – изучение изменчивости ширины годичных колец деревьев. Широко применяется в контроле состояния и уходе за деревьями.

Инструменты профессионала

Чтобы правильно поставить диагноз дереву, в арсенале эксперта должен быть широкий спектр разнообразного оборудования: начиная от приборов для исследования внутренних частей дерева (Резистограф, Арботом, Линтаб и т.д.) и заканчивая инструментами для работы с почвой. С их помощью проводятся измерения уровня содержания кислорода и углекислого газа в почве, её температуры и влажности, а также степени уплотнения.

Резистограф позволяет выявлять пороки в древесине живых деревьев Томография помогает эксперту определить пространственное расположение гнили

Уникальные и незаменимые данные предоставляет дендрохронологическая информация. Исследование отобранного керна (аналог – пункция из органа человека) дает ответы на ряд очень важных вопросов:

  • как развивается дерево в течение данного вегетационного периода;
  • какой был прирост в любом (интересующем нас) году, начиная практически с рождения;
  • когда дерево заболело и что явилось причиной;
  • получен ли эффект от проведенных оздоровительных мероприятий.

Исследуя керн, дендохронолог расскажет все о состоянии дерева Изучение годичных колец дает информацию об иммунитете дерева

Последнее ноу-хау для России – изучение и оценка давления и скорости перемещения клеточного сока в сосудах древесного растения.

Данные лабораторных исследований помогают выявить первоисточник проблемы и разработать комплексное лечение, которое принесет пользу дереву и укрепит его иммунитет.

Правильно и вовремя

Сравнительно короткий вегетационный период, характерный для климатических условий средней полосы России, приводит к тому, что у специалиста мало времени для принятия решения и начала лечения. Связано это с тем, что большинство процедур, направленных на повышение иммунитета, проводятся в почве. Специалист должен обеспечить влагой и воздухом корнеобитаемую почвенную зону и восполнить имеющийся дефицит микроэлементов и минеральных веществ.

Некоторые «специалисты” пытаются и таким образом установить размеры гнили Аэрация относится к терапевтическим методам лечения

При этом важно помнить:

  • внесение во второй половине лета элементов (азотных удобрений), стимулирующих рост новых побегов, приведет к пробуждению спящих почек. Молодые побеги отнимут энергию у дерева, но все равно погибнут из-за осенних заморозков, так как за короткий период не успеют одревеснеть. Естественно, сбой ритма развития негативно скажется на жизненных силах и без того ослабленного дерева.
  • после 15 июля в зону расположения корней можно вносить только те препараты, которые будут способствовать лучшему накоплению питательных веществ в корнях дерева – с высоким содержанием фосфора и калия.
  • все аэрационные мероприятия в почве лучше провести до 30 августа. Выполнять их в более поздний срок не имеет особого смысла, так как никакой пользы это дереву не принесет.

После успешно выполненных терапевтических работ, можно перейти к хирургическим – обрезке, обработке старых ран. При подобном вмешательстве нужно помнить о важности проведения работ в определенные сроки. Они зависят от породы, возраста и состояния дерева. Например, сильная обрезка живых ветвей дерева (например, для снижения парусности кроны) зачастую нежелательна во второй половине лета, так как может стимулировать развитие из спящих почек молодых побегов, которые, как уже было отмечено выше, погибнут из-за морозов.

Изреженность кроны и усыхание скелетных ветвей свидетельствуют о больших проблемах Причина данной сухобочины – термический ожог коры (солнечный некроз) в молодом возрасте Термический ожог коры привел к гибели проводящих систем дерева Плодовые тела грибов свидетельствуют о наличии стволовой гнили

Главная цель специалиста по уходу за деревьями – выработать у растения сильный иммунитет: крепкое и здоровое дерево успешно противостоит негативным внешним воздействиям.

Только при наличии специализированных знаний и профессионального исследовательского оборудования специалист по уходу за деревьями может назначить верное лечение. Неграмотные действия дилетанта в лучшем случае бесполезны для дерева, а в худшем – ускоряют его гибель и в обоих вариантах заказчик теряет значительные финансовые средства.

___________________________________________________

Старые раны от сломанных ветвей. Что с ними делать?

Случаются ситуации, когда раны на дереве, полученные, например, в результате слома крупных ветвей сильным ветром, не удалось обработать сразу после их возникновения. Прошло несколько месяцев. Что же делать?

Целители издревле практикуют дендротерапию для лечения различных болезней. Деревья вытягивают из человека хворь, наполняют его позитивной энергетикой и придают силы. Рассказываем, как правильно общаться с лесными лекарями.

Наши предки всегда относились к деревьям, как к живым. Да и вообще природа для них имела сакральный смысл. В современном мире мы забыли, что именно природа имеет все необходимые для гармоничного существования ресурсы.

Какие деревья бывают

Деревья делятся на два типа – те, что дают энергию, и те, что забирают. Важно понять, как правильно общаться с ними, чтобы не навредить своему организму и стать здоровее и счастливее.

Деревья-доноры

  • Дуб
  • Береза
  • Ель
  • Липа
  • Сосна
  • Облепиха
  • Каштан

Деревья-вампиры

  • Тополь
  • Осина
  • Ива

В энергетическом поле человека могут скапливаться деструктивные сгустки. В этом случае будут полезны деревья-вампиры. Они вытягивают все плохое из тела. Однако важно помнить, что после общения с такими растениями нужно обязательно подойти к деревьям-донорам, которые, наоборот, наполняют организм чистой энергией.

Что лечат деревья

  • Сердечно-сосудистая система – дуб, ель.
  • Психические расстройства, агрессия, хроническая усталость – клен, липа, сосна, облепиха.
  • Головная боль – осина.
  • Гинекологические заболевания – береза.
  • Простудные заболевания – ива.
  • Полиартрит – каштан.
  • Артрит и артроз – ива, тополь.
  • Почки – ива.
  • Желудочно-кишечный тракт – тополь.
  • Воспалительные процессы, синяки, гематомы – осина.

Как правильно использовать энергию деревьев

Деревья, растущие в городе, не подойдут. За дендротерапией лучше отправиться в лес. Важно четко определить, какое заболевание вы хотите излечить и какой энергией наполниться.

Желательно, чтобы рядом не было людей. Выберете дерево, закройте глаза. Если погода теплая, можно даже снять обувь, чтобы стопами ощутить энергию земли. Подойдите к дереву и прикоснитесь к нему ладонью или обнимите его. Представьте, что ваш позвоночник соприкасается с сердцевиной дерева. Сосредоточьте свое внимание на ощущениях. Вы должны почувствовать тепло, проходящее по всему телу – от пят до макушки. Попросите мысленно растение помочь вам, исцелить ваш недуг. Стойте в таком положении столько, сколько считаете нужным. Прислушивайтесь к ощущениям. После сеанса поблагодарите дерево.

Меры предосторожности

Если вы начали выполнять ритуал дендротерапии и вам стало плохо – закружилась голова, появилась тревога или вы испытываете другие физические и психические проявления дискомфорта, немедленно прекратите общение с деревом. Значит, оно вам не подходит. Если такое случилось от взаимодействия с деревом-вампиром, сразу же восстановите силы благодаря растениям-донорам (береза или дуб).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *