Дерево жизни

От каких болезней исцеляют листья из Откр. 22:2?

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. (Отк.22:2)

Формулировка вопроса

Недоумение читателей, как правило, вызывает слово «исцеление» (по-гречески Θεραπεία — терапия). Это недоумение понятно, ведь в Новом Иерусалиме на Новой Земле и под Новым Небом «…отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло…» (Отк.21:4).

Возможные варианты толкования:

1. Дерево, листья, плоды, исцеление надо понимать аллегорически.

Это довольно популярное толкование для древних отцов Церкви.

В основном, его придерживались сторонники аллегорических методов толкования Писания, связанных с наследием александрийской школы.

Так Экумений пишет, что листья — это «патриархи, пророки, апостолы, евангелисты, мученики и исповедники, а также те, кто в надлежащее время совершают евангельские богослужения, и пастыри Церкви, и всякая праведная душа».

А Апрингий полагает: «Здесь древо жизни. В другом месте о Господе нашем Иисусе Христе говорится, Который есть древо жизни: мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:28). Листья — это Его слова, которые идут на исцеление всех народов. Двенадцать месяцев — это апостолы Господа, потому что Сам Господь — это лето благоприятное (Ис 61:2) прощения. Они же двенадцать месяцев, потому что каждый приносит многочисленный плод непрерывной проповеди от избытка знания».

Иероним же утверждает, что тут: «…и благодать Святого Духа содержится в Священном Писании, в этой реке Писания. У реки этой есть два берега, Ветхий и Новый Заветы, и по обеим сторонам от нее растет дерево — Христос. Дерево это приносило в год двенадцать плодов, то есть каждый месяц. Плоды этого дерева мы можем получить только через апостолов. Если же кто приходит к дереву через апостолов, он обязательно получает плод, собирает плоды Священного Писания, вкушает сокрытый в его словах Божий смысл».

Мы не станем всерьёз рассматривать эти толкования, так как аллегорические объяснения образов листьев, дерева и плодов у разных толкователей совершенно различны. И непонятны критерии по которым они избирали свои толкования. Вероятно (как и почти всегда при аллегорическом толковании текстов Писания) источником информации служат творческие способности и неуёмная фантазия комментаторов.

2. Исцеление — это совершенствование прославленных тел.

Лопухин пишет: «Берега этой реки усажены деревом жизни, плодами которого будут питаться обитатели. Даже и листья этого дерева будут годны для употребления в пищу с пользою для организма (исцеление – в смысле дальнейшей ступени совершенства)».

Похоже, что толкователь явно ориентирован на параллельный текст из пророка Иезекииля: «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на их не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47,12)

Тем не менее, похоже, что толкователь сделал тут чересчур много допущений. Ни исходный текст, ни Иезекииль вообще не говорят о том, что листья будут употребляться в пищу. Кроме того текст Иезекииля описывает храм Тысячелетнего Царства, а Иоанн Богослов — Новое Небо и Новую Землю. Поэтому идентичность мест, описываемых у Иезекииля и в Апокалипсисе надо еще доказать, чего толкователь не делает.

Ну и, кроме того, Писание нигде не говорит, что прославленные тела имеют склонность к совершенствованию. Если они будут подобны воскресшему телу Христа (1 Иоанна 3:2 ), то, кажется, совершенствоваться будет уже некуда. Ведь Бог не совершенствуется…

3. Исцеление — это единократное действие, благодаря которому в Новом Иерусалиме с тех пор не будет болезней, ссор и войн, а также поддержание такого порядка.

Баркли пишет: «Древо жизни более не является запретным; оно стоит посреди града Божия, чтобы каждый мог брать с него плоды. Плоды его не предназначены для иудеев, и листья его служат для исцеления народов. Раны и ссоры народов могут быть исцелены лишь в Духе Божием».

С ним согласен и Мэтью Генри: «Его плоды не только приятны, но и целебны. Божие присутствие на небе — это источник здоровья и счастья святых; они обретут в Нем исцеление от всех своих прежних болезней и будут Им сохраняемы вечно здоровыми и сильными». Эту точку зрения поддерживает и Джон Ф. Уолвурд.

Нам представляется эта позиция довольно слабой, так как отсутствие смерти и болезней тут — не результат преображающей Божьей благодати, обеспеченной смертью и воскресением Христа, но результат некоего прозаического употребления листьев с дерева жизни (непонятно, в виде отвара, или салата, или какого-то небесного подорожника). Понимать же это дерево метафорически, как завуалированное изображение Бога и/или Христа, мешает нам явная отсылка этого образа к первым главам Бытия, где дерево жизни — это явно не Бог.

4. Слово «исцеление» — это неточный перевод. Верный перевод — служение.

Клеон Л. Роджерс-младший ссылается на подобное толкование: «…это может относиться к подготовке народов к последующему служению в новом творении… (Thomas)»

К минусам подобного толкования можно отнести тот факт, что оно не поддерживается большинством переводов, что можно объяснить традицией понимания этого текста.

Выбранное решение вопроса

Признавая до известной степени логичность и возможность толкований за номерами 2 и 3, мы всё же полагаем, что вариант за номером 4 ближе к истине. Мы берёмся об этом рассуждать на основании следующих герменевтических принципов:

Принцип ясности Писания. А также принцип грамматики и лексического анализа

Первое словарное значение слова Θεραπεία в словаре Дворецкого — религиозное служение, почитание, культ. Оно получает такое значение в контексте описания языческих богослужений.

Первые читатели книги Откровение — члены церквей Малой Асии, выросшие в атмосфере языческих культов, где служение богам называлось Θεραπεία. Поэтому вполне вероятно, что когда они читали в Апокалипсисе о служении Богу в Новом Иерусалиме, то из всего семантического ареала слова Θεραπεία они должны были безошибочно выбрать значение «служение».

Потому что в значении «исцеление» это слово использовалось в контексте описания врачебных забот, бытовых болезней и земных человеческих немощей. Но контекст 22 главы книги Откровение — это именно служение Богу в Новом Иерусалиме перед престолом Бога и Агнца.

Существительное Θεραπεία используется в Библии 9 раз. Из них 6 раз совершенно точно оно используется в значении «служение», «прислуга».

  • Так в Септуагинте Быт. 45:16 звучит так: «…и приятно было фараону и рабам (Θεραπεία — прислуге) его».
  • Там же в Есф. 5:1 в тексте, содержащемся не во всех рукописях, сказано, что Есфирь сняла одежды служения — Θεραπεία (в синодальном переводе «одежды сетования», подразумевается одежда, в которую Есфирь была одета во время трёхдневного поста и молитвы).
  • В Есф. 5:3 (также в спорном фрагменте) говорится о прислуге (Θεραπεία) царя.
  • В Иоил.1:14 (также в Септуагинте) сказано «Назначьте пост, объявите торжественное собрание (Θεραπεία)». Та же самая фраза содержится и в Иоил. 2:15
  • В Лук. 12:42 сказано: «…кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами (Θεραπεία) своими раздавать им в своё время меру хлеба?»

Кроме того отглагольное существительное Θεραπεία в значении «исцеление» плохо сочетается с дополнением των εθνων (народы, нации, языки). Действительно, народы вряд ли могут исцеляться. Исцеляются не этносы, а люди. Поэтому если бы слово Θεραπεία означало «исцеление», то здесь было бы более уместно дополнение των ανθρώπων (людей). А образ народов, единодушно участвующих в поклонении, более типичен для текста книги Откровение.

Принцип литературного контекста и авторского замысла

Ближайший контекст совершенно точно говорит нам о поклонении Богу. Об этом свидетельствует образ престола Бога и Агнца из первого стиха 22 главы, а третьем стихе уже прямо говорится о служении рабов Господних перед престолом.

И уж конечно, значение «исцеление» противоречит ясной истине о том, что «…отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло…» (Отк.21:4). Если прежнее прошло, а в Новом Иерусалиме сотворено всё новое, то в состав «прежнего» входят и болезни. Следовательно, болезни не сущестуют в Новом Иерусалиме. А ведь исцеление — это процесс изживания болезни, избавления от него. Но нельзя избавляться от того, чего просто не существует в Новом Иерусалиме. Следовательно слово Θεραπεία не может означать «исцеление».

А вот образ поклоняющихся народов (или народов, которые призваны к поклонению), как мы уже отметили, довольно типичен для видений Иоанна Богослова, записанных в книге Откровения. Это и 7:9, и 14:6, и 15:4, и 21:24, и 21:26

Принцип аналогии веры и аналогии Писания.

Разумеется, образ «исцеляющих» листьев частично взят у Иезекииля (47:12).

Мы уже отмечали, что, по-видимому, Иоанн и Иезекииль описывают разные ситуации и разные деревья. У Иоанна дерево одно (хотя, возможно и состоит из нескольких, так как оно стоит на обоих берегах реки), у Иезекииля — несколько и это явно отдельные деревья. У Иоанна оно названо деревом жизни, у Иезекииля такого названия нет. Ну и, наконец, у Иезекииля события развиваются на земле в храме Тысячелетнего Царства, а у Иоанна — в вечности, в Новом Иерусалиме. Поэтому в Тысячелетнем Царстве, возможно, жизнь и здоровье будут поддерживаться при помощи каких-то чудесных плодов и листьев.

Однако даже у пророка Иезекииля не всё так однозначно. Масоретский еврейский текст подразумевает, что листья предназначены для врачевания. Однако слово תְרוּפָה (лекарство, врачевание, исцеление) в современном иврите в первую очередь означает наркотик, обезболивающее лекарство. Поэтому вполне можно предположить (хотя это лишь предположение), что это метафора некоей эйфории, восторженного возбуждения, «опьянения» в радостном служении.

А вот в Септуагинте фраза Иезекииля так и вовсе интересна и загадочна: «…και αναβασις αυτων εις υγιειαν…» буквально «И восхождение их для здоровья». Не вполне понятно, почему еврейское слово עָלֶה (лист) перевели греческим αναβασις (восхождение), возможно имелись в виду всходы, молодые побеги, ветви со свежими листьями. Но греческая фраза εις υγιειαν (буквально «на здоровье») — это радостный возглас, аналогичный современному «Ура!» Таким образом текст Септуагинты может иметь смысл: «Всходы их предназначены для прославления (Бога)!» — или: «Ветви их во славу (Божью)!»

Принцип исторической преемственности.

Хотя отцы Церкви предпочитали толковать эти стихи аллегорически, подразумевая под деревом Христа, а под листьями Его Слово, всё же среди них находились некоторые толкователи, которые отталкивались от области значений слова Θεραπεία и объединяли в своих толкованиях исцеление и поклонение.

Так Примасий писал: «…лист правильно истолковать как песнь нескончаемой хвалы, потому что, когда они поют, он опадает скорее от здоровья в счастливой участи. Ибо там истинное исцеление народов, полное искупление и вечное счастье».

Поэтому наше толкование вовсе не лишено исторической преемственности.

Вывод.

Образ листьев впервые встречается в третьей главе книги Бытия. Адам и Ева сделали себе опоясания из листьев смоковницы, как символ некоей самоправедности, служения себе. Бесплодная смоковница из Евангелий, обладающая лишь листвой — тоже образ бесполезной жизни для себя (наличие листьев свидетельствует о том, что дерево живёт, но наличие плода свидетельствует, что дерево живёт не только для себя). И по контрасту с этими известнейшими библейскими образами, Бог показывает Иоанну, что отныне вместо листьев самоправедности и служения себе, народам даны листья дерева жизни. И то поклонение Богу, которым был отмечен торжественный въезд Иисуса в Иерусалим, когда народ служил Христу при помощи пальмовых листьев, продолжится в Новом Иерусалиме, когда ветви и листья древа жизни символически вознесутся в хвале Агнцу Божьему, искупившему нас из всякого народа, племени и языка!

Древо Жизни – талисман, который пришел из древности. Его носили славяне. Они верили, что Дерево – символ жизни и продолжения рода.

История появления талисмана

Согласно мифологии Древо означает мироздание. Именно на ветках живут Боги, и там же находится Рай. В корнях же живут Злые Боги, например, Чернобог. Ствол означает жизнь людей, животных и растений.

Древо Жизни — центр Вселенной у славян.

Ранее храмы строились возле сильных и больших деревьев. Ветки склонялись над крышей здания, создавая небесную твердь. Для славян Дерево было как центр Вселенной, который соединяет все на земле в единое целое.

Значения славянского символа Древо Жизни:

  • Рост и развитие.
  • Размножение и перерождение.
  • Связь между светом и тьмой.
  • Связь Богов и людей.

В истории Древо связано с амулетом Алатырь. Дерево жизни росло с этого талисмана (однажды он упал с небес). И это было местом отдыха для Богов. А рядом находился ручей с живой водой и вечное пламя.

Камень Алатырь и Мировое Древо.

Как выглядит символ

Можно встретить различные изображения древнего символа. Он выглядит как обычное дерево с хорошо развитой кроной и системой корней. Но можно встретить и изображения, которые на первый взгляд не ассоциируются с деревом, например, вертикальная линия и 3 ветки, которые устремлены вверх.

Иногда Древо Жизни выглядит как женщина, которая направила свои руки вверх. Это означает, что она просит помощи у Богов, верит в их силу. Славяне часто делали талисман в виде вышивки и росписей. Цветущее дерево означает жизнь. Порой они делали его в виде узла, что означало продолжение жизни.

На самом деле любое хорошо развитое дерево можно считать символикой Древа Жизни. Главное, чтобы оно выглядело величество, как будто этому растению уже несколько сотен лет, и оно продолжает развиваться. Это, как и люди, количество которых увеличивается каждый день и они продолжают развиваться.

Разновидности талисмана.

Значение талисмана, его функции

Согласно мифологии Древо Жизни означает развитие, постоянный рост и прогресс. Дерево означает замену чего-то старого на новое и современное. Люди ставили Древо выше всех Богов. Оно связано с космосом, Вселенной и предками. Древний символ Древо Жизни также имеет защитную функцию, оно помогало защитить новорожденного ребенка. Носили амулет в виде украшений – кольцо, браслет и амулет. Кроме того амулеты вырезали их дерева, лепили из глины и делали изображение символа.

У Древа Жизни следующие магические свойства:

  • Помощь человеку в получении желания жить, добиваться поставленных целей.
  • Умение быть ответственным, обдумывать свои решения.
  • Защита от негативных помыслов.
  • Создание хорошего настроя внутри семьи.
  • Создание гармонии внутри человека.
  • Привлечение удачи.
  • Облегчение протекания беременности.
  • Помогает стать здоровым.
  • Помогает установить связь с Предками и Богом. Научиться у них мудрости, милосердия и понять, что такое правосудие.

Талисман означает развитие и прогресс.

Значение у кельтов

У кельтов Дерево было центром мира. В легендах сказано, что на каждой стороне света было магическое дерево. То есть их было 4 и пятое в качестве центра мира. У кельтов дерево выглядит как корни и ветки, которые смыкаются в общий круг. Они считали это символом непрерывной жизни, связи небес и земли, а также объединение всех форм жизни, уважение к животным и растениям.

Изображение Древа у кельтов.

Значение в Каббале

В Каббале Древо означает мироздание. Оно указывает на связь сущностей, которые называются сефироты. Последние появились сразу после создания Вселенной. И люди пытаются сохранить их. У Древа 3 столба, которые указывают на милосердие, строгость и равновесие. В каждом столбе есть целый ряд сефирот:

  • Центральный указывает на вечность Бога, у него нет начала и конца. Самое важное – то, что Бог милосердный.
  • Другая сефира – Мудрость, она указывает на вдохновение. И чтобы у человека было достаточно мудрости, но ее количество не зашкаливало, ее нужно сдерживать строгостью.
  • Еще одна сущность – Осознание. Она имеет значение правильного мышления. Человек получает информацию, перерабатывает ее и сохраняет только полезную часть. Это указывает на то, что нужно следовать традициями и не терять разум.
  • Милосердие имеет связь с равновесием. Вместе они указывают на внутреннюю борьбу людей, ведь часто случается, что человеку приходится выбирать между тем, что он хочет и тем, как должно быть. И здесь нужно быть строгим к себе, не позволить желаниям взять верх. Ведь справедливый поступок поможет другим людям увидеть истину, научиться поступать так же справедливо.
  • Еще одна сущность – Гармония и Красота. Если человек смог справиться с противоречиями внутри себя, он достиг гармонии. Он становится красивым не только в плане внешности, но и поступков и мыслей.
  • Теперь идет парная сефира. Это Вечный бой и Отражение. Человек должен бороться за существование и свою мечту. А отражение – то, что он получит в результате.
  • Основание позволяет видеть свои положительные и отрицательные черты и принять все свои плохие качества.
  • Последняя сущность называется Царство. Ее значение — Бог, Вселенная – его царство. Он находится не только в небе, но и на земле и смотрит на людей.

Обратите внимание, что названия могут отличаться, в зависимости от перевода

Значение у славян

У славян дерево означало центр мира. Это соединение трех миров (мир Бога, земля и подземный мир). По их мнению, крона Древа находится за облаками, и она является Раем. Там живут наши Предки, Боги и создатели всего живого.

По мнению славян Древо находится на острове Буян, на камне Алатырь. И именно это место является центром Земли.

Образ Древа живет на протяжении тысячи лет, и передается через сказки и песни. Так оно дошло и до наших дней. Археологи находили символику на различных предметах – украшения, мебель, инструменты. Также узор часто наносили на одежду. Символика также отразилась на праздниках. У нас сохранилась одна традиция – ставить елку на Новый Год и Рождество. И эта елка указывает на Древо Жизни – центр нашего мира. Это что-то вроде прообраза. Сохранилась и традиция вести хороводы вокруг дерева, как делали славяне. Но они ходили вокруг березы и дуба.

Ранее существовали рощи и леса, где было запрещено рубить деревья и вредить им. Именно в этих местах славяне проводили ритуалы, праздновали и связывались с Богом и предками. Из всего сказанного можно сделать вывод, что для славян Древо было что-то вроде связи с Богом и Предками, а также нового поколения и традициями.

Изображение на предметах и оберегах

Как уже было сказано, славяне часто наносили символику Древа на бытовые предметы и одежду. Оно помогало установить связь с высшими силами, получить энергию и защитить себя от отрицательного воздействия. Традиция сохранилась до наших времен, но сейчас символика дерева используется реже. Дело в том, что нынешнее поколение меньше верит в магическую силу, чем наши предки. А зря, ведь мощные обереги действительно помогают.

Читайте также: Черное Солнце — значение славянского символа.

Сделать символику можно и своими руками. Некоторые вырезают изображение на различных предметах при помощи ножа или выпаливают огнем. Но больше всего люди предпочитают вышивать магический знак на одежде. Обычно это делается красной нитью.

Вышивка талисмана на подушке.

Амулет Дерево Жизни своими руками

Амулет Дерево Жизни, сделанный своими руками, намного сильнее того, что купленный в магазине. Он позволяет установить сильную связь с человеком, придать огромную силу. Если человек разбирается в рукоделии, сделать такой оберег своими руками не составит труда. Купить все необходимые вещи для создания амулета можно в магазине фурнитуры. Чтобы сделать крону дерева можно использовать проволоку. Листья дерева же будут сделаны из бисера или камушков. Корни можно изготовить на основе металла.

Важнее всего подобрать правильное время для создания амулета, чтобы он получился сильным. Советуем делать следующее:

  • Сосредоточиться на поставленной цели.
  • Четко сформулировать цель, с которой создается оберег.
  • Выбрать солнечный ясный день.
  • Не отвлекаться на другие дела.
  • Выбрать день, когда человек чувствует себя хорошо.

Для изготовления древа жизни своими руками понадобятся следующее:

  • Проволока. Важно, чтобы металл был тонким или гибким.
  • Бисер. Из него будем делать листья.
  • Кольцо для корней. Оно должно быть железным.

Теперь приступаем к изготовлению:

  1. Берем проволоку и разрезаем ее на 24 части. Важно, чтобы они были ровными, поэтому если вы не уверены в расчетах, воспользуйтесь линейкой. Длина проволоки в 2 раза больше, чем у кольца + 10 см.
  2. У каждой части проволоки нужно определить середину. Закручиваем среднюю часть к основанию круга.
  3. После, каждую часть проволоки нужно заплести в форме косички. Это позволит создать видимость корней. Заплетать нужно приблизительно на одну десятую диаметра круга.
  4. Собираем все созданные косички в общий жгутик. Закручиваем последний на четвертину диаметра. У нас получится точка, у которой делаем ответвление (берем 6 проволок и отводим к левой стороне). Кладем на кольцо.
  5. Скручиваем еще одно ответвление. Его нужно направить вправо.
  6. Таим образом, мы формируем ветки дерева. Закручиваем каждое из ответвлений, чтобы создать видимость дерева.
  7. Не закручиваем жгутики до конца. У нас должны остаться части проволоки. Надеваем на них бисер. После закручиваем оставшиеся концы.

Схема плетения.

Татуировка Древо Жизни

У татуировки символа есть свои особенности. Обычно ветки и корни густо сплетенные. Это позволяет замкнуть дерево, создавая своеобразный круг. Поэтому Древо Жизни не перепутаешь с картинками других деревьев.

Тату Древо Жизни

Татуировка подойдет как мужчинам, так и женщинам. Значение подразумевает глубокий смысл с заложенной в него философией. Древо может быть символом красоты, не только физической, но и духовной. Мужчинам тату Древо Жизни помогает стать крепкими, подобно корням. Женщинам же татуировка помогает выбрать правильный жизненный путь, родить здоровых детей и стать мудрее. Существует множество эскизов татуировки, каждый выполнен в своем стиле. Их объединяет одно – развитая крона и корневая система.

В. Кузьменко

ДРЕВО ЖИЗНИ

Книга 1

«И сказал Господь Бог: вот,

Адам стал один из Нас, зная

добро и зло; и теперь как бы не

простер он руки своей, и не взял

также от древа жизни, и не

вкусил, и не стал жить вечно»

(Первая книга Моисея «БЫТИЕ», стих 22)

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Все живое смертно! Это истина, с которой не может примириться разум. Именно разум! Ибо разум познал бесконечность времени и, познав его, содрогается от ужаса перед бесконечным Ничто, которое снедает его в его кратковременном пути, с которого, он не может отвернуть, зная при этом, что каждый шаг приближает его к этому всепоглощающему Ничто и ничто не может отвратить его встречу с ним. Как бы нас не отвлекали повседневные заботы, волнения, радости, — мысль о смерти, она неизбежно снова и снова приходит к нам. К каждому из нас по-разному: к одним — неся неудовлетворение от несделанного, несовершенного, к другим — с острым чувством утраченного, к третьим — с щемящим животным страхом, от которого хочется куда-то спрятаться, подобно тому, как ребенок прячется на груди матери. Но всех, даже самоубийц, решивших покончить счеты, с жизнью, чтобы уйти от Реальности; героев, сознательно жертвующих ею во имя идеалов, — всех без исключения посещает великий страх перед небытием. Только одни побеждают его отчаянием, другие душевным порывом самопожертвования.

Как только человек стал достаточно разумным, чтобы познать странность нашего мира и ожидающего его Ничто, он, чтобы сохранить свою психику от вечного страха перед ним, изобрел религию и мир потусторонней вечной жизни. Не буду утверждать, что только один страх перед неизбежным породил религию, но все-таки он играл, да и играет по сей день основную роль в создании человеком Всемогущего Защитника и Спасителя. Чем в данном случае человек отличается от малолетнего ребенка, для которого этим защитником является мать?

Бессмертие. Если оно и возможно, то оно не даруется, а создается. Человек должен сказать себе: я человек, я одинок в этом мире, и моя судьба зависит только от меня! Я хочу жить, хочу бессмертия не только роду человеческому, но и себе лично. Но я смогу, может быть, добиться бессмертия, если мое бессмертие будет целесообразно. В том случае оно будет целесообразно, если мое бессмертие будет так же необходимо всему тому, что меня окружает, как и мне самому. Следовательно, надо искать такого бессмертия, которое не только даст мне все блага вечной жизни, блага неущемленные, но полноценные, с удовлетворением всех моих человеческих потребностей, как духовных, так и чисто биологических, но не только не принесет неудобства и вреда окружающему меня миру, а станет ему столь же необходимым, как и мне самому. Возможно ли это? Что я могу взамен предложить природе и Космосу? Только свой разум. Но если эта сделка еще не совершается, значит, товар мой еще не настолько качественный! Вот в чем суть вопроса. Не лежит ли ответ на него в самом разуме, в его развитии? Но каком? Развивается ли разум поступательно, или же он должен проходить стадии, каждая из которых отличается от всех предыдущих? Стоп! Стадии… Нет ли здесь коварства судьбы? Ведь я, человек, даже в обмен на бессмертие не хочу терять ничего человеческого: ни своих эмоций, ни радости, ни доброты, ни жестокости, ни гнева, ни любви, ни страдания, ни наслаждения. Пусть все мое останется со мною! Я хочу жить вечно и не уставать от жизни, не терять желаний. Только в этом случае я останусь человеком. Как это все соединить? Как достичь бессмертия, отдавая, но ничего не теряя?

Человечество в своем развитии идет по запутанному лабиринту. Впереди его ждет неизвестное. Тупик или выход? Можно ли сейчас понять, куда мы идем? Ведь выход один, а тупиков великое множество! Какой же путь предпочесть? Вновь всплывает слово целесообразность. Если человечество живет только для себя, целесообразно ли оно? Мы существуем в Великой Самоорганизующийся Системе, именуемой Космосом. Космос в переводе обозначает порядок. Но порядок не создается сразу. Он возникает из Хаоса, и, раз он существует, следовательно, он развивается. Кто мы, носители разума, в этой огромной системе? Никому ненужные паразиты, живущие только для себя, или же этап и часть развития этой системы? Если мы сможем когда-нибудь ответить на этот вопрос, то мы ответим и на вопрос — целесообразно ли будет наше бессмертие в этой большой системе.

Часть 1

«ОСТРОВИТЯНИН»

200 ЛЕТ СПУСТЯ

Его разбудил шум прибоя. Он лежал на песке у самой воды, совершенно голый. Волны разбивались о прибрежные скалы, и остатки их, пенясь и шурша о гальку, плескались у самых его ног, не доставая их каких-нибудь полтора-два метра. Сергей поднял голову, присел и осмотрелся. По обе стороны белел песчаный пляж, образуя справа равномерную дугу, заканчивающуюся мысом. Слева, вдали, громоздились скалы, закрывая дальнейшее продолжение берега. Метрах в ста от него берег поднимался, переходя в холмы, поросшие буйной растительностью. Его глаза стали различать породы деревьев. Километрах в десяти возвышалась гора, конус которой блестел на солнце, казалось, покрытый снегом. Он перевел взгляд на свои голые ноги и вдруг заметил (он готов был поклясться, что минутой назад здесь ничего не было) свою одежду. Это была та же самая одежда, которую он надевал за год до вылета, когда они с Ольгой ездили отдыхать в Крым: белые парусиновые брюки, сандалии и голубая тенниска. Он быстро оделся. Сзади послышались шаги. Обернулся. К нему приближалась Ольга. Сергей бросился к ней, и уже через секунду они сжимали друг друга в объятиях.

— Вернулся, — шептали губы жены. — Милый мой…

Она, прильнув к нему всем телом, страстно целовала его в губы, затем, уткнув лицо в его плечо, заплакала счастливыми слезами.

Она молчала, только счастливо всхлипывала.

— Понял! — закричал он. — Ты тоже летала в космос! Но когда?

— Сергей вспомнил, что последняя радиограмма, полученная с Земли звездолетом, сообщала о готовящейся экспедиции в созвездие Стрельца, но он и не представлял, что в ее состав может войти его жена. Потом, такая невероятная случайность — вернуться назад в одно и то же время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *