Детей воспитывают родители а родителей

Очень часто родители допускают ошибки в воспитании детей, даже не осознавая этого и не придавая особого значения. Неправильное воспитание детей может отрицательно повлиять на дальнейшее формирование личности ребенка, на психологическое развитие, а также на взаимоотношения в семье.

Все любящие родители желают счастья и успехов своему крохе, заботятся о его воспитании и развитии. Воспитание ребенка -это тяжелый труд, где родителям необходимо не только заниматься малышом, но и учиться работать над собой и своими ошибками и слабостями: учиться контролировать свои эмоции, сохранять спокойствие и самообладание, принимать ребёнка таким, какой он есть, доверять, уважительно относится к его мнению, давать больше свободы его действиям и т.д.

Из этой статьи вы узнаете 20 типичных ошибок большинства современных родителей в воспитании детей и их последствия. Возможно, в каких-то пунктах вы узнаете себя и по-новому посмотрите на процесс воспитания.

Содержание

Как нельзя воспитывать детей

Стыдить, запугивать, угрожать

Использование таких мер в воспитании дошкольника — это ужасная ошибка родителей. Многие помнят фразу из детства «как тебе не стыдно». Пристыжая малыша, у него пропадает всякое желание проявлять инициативу, блокируется любая активность. Неужели, малейший промах этого стоит? Большинство детских ошибок на самом деле очень незначительны и не способны привести к большим и серьезным проблемам.

Также среди многих родителей очень популярно использовать чувство вины, думая, что таким образом у ребёнка появляется мотивация для достижения цели. На самом деле это может привести к тому, что малыш может замкнуться в себе. Если часто обвинять кроху в чем-либо, он начинает думать, что не на что не способен, угасает интерес к жизни.

Сюда же можно отнести и различные запугивания и угрозы, которые, по мнению родителей, также помогают подтолкнуть малыша к правильным поступкам. Но эффект от таких методов совершенно противоположный: у ребенка появляется страх, он не может сделать что-либо самостоятельно. Малыш может вырасти моральным инвалидом. Обратите внимание на такую фразу: «я больше не буду тебя любить». Ее категорически запрещено говорить ребенку. У малышей она вызывает стресс и истерику, у более старших ребят — душевный дискомфорт, появляется острое желание сделать назло. Данное обещание все равно вы не выполните, и ребенок скоро это поймет. Малыш перестанет вам доверять и все ваши слова будет воспринимать, как враньё.

Непоследовательность в воспитании

С раннего возраста малыша следует установить определенные правила и придерживаться их всей семьей. У ребёнка должно быть четкое понимание того, что можно, а что нельзя. Не нужно сначала малышу что-то запрещать, а на следующий день разрешать. В противном же случае кроха запутается и ему сложно будет понять запреты родителей.

Ребенка нужно правильно хвалить за достижения и успехи, а за плохое поведение и проступки — наказывать. Но и наказание должно быть правильным и адекватным. Физическое наказание неприемлемо — бить детей нельзя (почему нельзя наказывать детей физически). А вот лишить малыша какого-либо удовольствия, например, сладкого или просмотра мультфильмов, будет уместно. Постарайтесь объяснить ребёнку, в чем конкретно он провинился, скажите ему, что вы его очень сильно любите, но его поведение вас сильно огорчает.

Установленные правила должны соблюдать все члены семьи, бабушки и дедушки в том числе. Так, если перед едой запрещено есть сладости, то этого правила должны придерживаться все. Не должно быть такого, что у бабушки малышу дозволено больше, чем дома. Дети могут подстраиваться под различные ситуации, и в итоге мнение родителей для малыша становится менее авторитетным.

Хвалить ребёнка за каждую мелочь и преувеличивать его способности и достижения

Есть такие мамы и папы, которые настолько зациклены на своем малыше, что даже самое пустяковое действие или достижение вызывает у них невероятный восторг, чувство гордости. Они постоянно говорят ребёнку, что он лучше всех, что у него получается что-то лучше других, что он особенный и т.д. Такая бесконечная и преувеличенная похвала также опасна для крохи, как и её отсутствие (как правильно хвалить ребенка).

Если постоянно хвалить ребёнка за каждую ерунду, то истинный смысл похвалы исчезает, у малыша пропадает всякое желание что-то делать. После любого малейшего усилия он будет ждать слова восхищения и одобрения. В будущем ему будет сложнее адаптироваться к жизни, ведь не каждый человек будет восхищаться им и его успехам. Он столкнется с различными проблемами и не будет готов к ним. Критику такие люди обычно тоже не воспринимают, потому что всю жизнь у мамы с папой он был самым лучшим ребенком.

Старайтесь хвалить малыша за реальные достижения, успехи, усилия и инициативу. Не нужно слишком переоценивать его способности, иначе в дальнейшем ребенок может сильно разочароваться в том, что это на самом деле оказалось не так.

Ребёнок — главный член семьи

Часто происходит так, что малыш становится центром семьи, и все домочадцы выполняют только его потребности, жизнь начинает крутиться только вокруг него. Таким образом, взаимоотношения между родителями могут испортиться, ведь все силы и все внимание переключаются на маленького человечка.

Безусловно, малышам необходима помощь родителей, их любовь, забота и внимание. Однако, если каждый член семьи постоянно будет действовать только в интересах карапуза, то он может вырасти избалованным, эгоистичным человеком. Правильней будет создать такие условия в семье, где каждый сможет получать свою долю внимания. Это поможет малышу стать более снисходительным и более самостоятельным в жизни.

Навязывать детям свои желания и мечты

Существуют такие родители, которые по каким-то причинам не смогли реализовать свои мечты. Кто-то мечтал стать художником, дизайнером, врачом, руководителем и т.д. Ребёнок для них становится инструментом для осуществления желаемого. Но это в корне неверно.

Ребёнок является продолжением мамы и папы. Но у каждого человека свой жизненный путь и не нужно принуждать его идти той дорогой, которую выбрали вы, не обращая внимания на мнение, желание и способности крохи. Иначе ребенок вырастет несчастным человеком, неуверенным в своих силах, и виноваты в этом будете именно вы. В малыше важно раскрывать его индивидуальные таланты и двигаться в этом направлении.

Не учить ребенка справляться со своими эмоциями

На жизненном пути человека встречаются множество различных неприятных ситуаций. В случае, когда родители не учат кроху контролировать своё эмоциональное состояние, а также справляться с трудностями, то они, в свою очередь, нарастают как снежный ком, и маленькому человечку в силу своей неопытности становится очень сложно.

Таким образом, малыша с раннего возраста необходимо учить справляться с негативными эмоциями и чувствами:

  • Показывайте ребенку на своем примере, как контролировать эмоции;
  • Покажите малышу различие эмоций, их названия;
  • Делайте упор на его душевные ощущения;
  • Скажите ребёнку, что своими переживаниями можно делиться с родными;
  • Не нужно ребёнка осуждать за негативное проявление эмоций;
  • Сопереживайте вместе с ним.

Ругать и критиковать за неудачи и ошибки

Если часто критиковать ребенка за любую ошибку, он начинает остро нуждаться в том, чтобы быть самым лучшим во всем. Если малыш допустил оплошность, он начинает думать, что ни на что не годится, у него ничего не получится. Это отрицательно может сказаться на психологическом развитии: дети вырастают злыми, с нестабильной психикой.

Не учитывать возраст ребёнка

Иногда мамы и папы настолько сильно стремятся воспитать ребенка самостоятельным (читайте статью воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста), что поручают ему такие обязанности, которые малышу не под силу выполнить, либо слишком сложно: регулярно ухаживать за младшим братиком или сестренкой, самостоятельно приготовить себе обед или ужин и т.д. Лишая ребенка его детства, есть вероятность, что в дальнейшем у него сложится отрицательное понимание о семье.

Также не стоит требовать от ребенка определенных навыков и умений, если они не соответствуют возрасту карапуза. Известно, что малышам младшего возраста очень сложно сосредоточиться на одном занятии. Обычно его хватает на 5-10 минут, затем внимание карапуза переключается на что-либо другое. Не нужно за это ругать ребёнка и требовать усидчивости. Важно понимать, что всему своё время.

Гиперопека

Чрезмерная опека заключается в том, что родители лишают своего малыша всякой инициативы и самостоятельности. Таким образом, они ограждают малыша от всевозможных разочарований и ошибок. Такие мамы и папы практически все делают за ребенка и ему начинает казаться, что он действительно сам ничего не может сделать или решить.

Гиперопека-это действенный путь вырастить из ребенка неудачника. В каждом возрасте есть приблизительные границы того, что ребёнок должен уметь делать. Например, дошкольник вполне способен самостоятельно обуться, одеться. Даже если это пока не совсем хорошо получается, позвольте малышу делать это самому. Не убивайте в ребенке самостоятельность!

Если малыш в 3 года ещё сам не может выйти на улицу, то хотя бы в песочнице не стойте над душой. Отойдите чуть дальше, чтобы ребёнок был в поле зрения и позвольте ему играть так, как хочет он. Чрезмерная опека приводит к тому, что в дальнейшем человек не в состоянии принимать правильные решения, ему сложней будет находить общий язык с окружающими, отстаивать своё мнение.

Воспитывайте самостоятельного ребенка. Хвалите за любую инициативу, поручайте домашние обязанности согласно возрасту и индивидуальным особенностям и обязательно доверяйте ребенку, учитесь принимать его выбор, начиная от самостоятельного выбора одежды для прогулки и заканчивая спутником жизни.

Не обращать внимание на мнение ребенка

Иногда родители придерживаются такой позиции, что если они взрослые, значит — главнее, и только их мнение является правильным, не принимая во внимание мнение и желание малыша. Такой метод воспитания очень схож с гиперопекой, только здесь родители не столько чрезмерно переживают за малыша, что готовы делать все за него, сколько превозносят себя только потому, что они взрослые и уже набрались определенного жизненного опыта.

Если не учитывать мнение ребёнка, то он вырастает безынициативным, не умеющий принимать решения, чаще других поддающийся давлению со стороны людей. Запомните, что инфантильность — это вина родителей. Предоставляйте малышу право выбора, прислушивайтесь к его мнению и учитесь вместе их обсуждать.

Эгоизм

Это одна из самых распространенных ошибок молодых родителей. Нередко происходят такие ситуации, когда мама или папа устали и хотят отдохнуть, но громко играющий рядом малыш становится неким раздражителем и с ним не хочется проводить время. В итоге кроха чувствует себя отвергнутым и не нужным. Однако ребёнку очень важно общение с родителями.

В данном случае родителям стоит контролировать свои эмоции и попытаться объяснить малышу, что именно в данный момент вы очень устали или плохо себя чувствуете, и вам необходим отдых. Но позже вы обязательно с ним поиграете. Научите ребенка относиться с пониманием к таким ситуациям. Таким образом, вы поможете развить чувство сострадания.

Сравнивать ребёнка с другими

Ни в коем случае нельзя сравнивать малыша с другими детьми, указывая на то, что кто-то сделал лучше. «Вот какую красивую собачку нарисовал Петя», «а вот Катя одевается быстрей тебя», «смотри, как хорошо ведёт себя Вася», слыша такие фразы от родителей, у малыша может развиться комплекс неполноценности, упасть самооценка, думая, что он ни на что не способен и хуже других.

Отсутствие похвалы и поощрения

Как уже говорилось выше, перехваливать, либо вовсе не хвалить малыша — грубая ошибка молодых родителей. Ребёнка хвалить нужно, он, как и любой человек, нуждается в одобрении, добрых словах.

Если ребёнка совсем не хвалить, то у него пропадает любой интерес, ему ничего не хочется делать, зная, что это все равно никто не оценит. У него нет ни стимула, ни мотивации, ни желания для свершения новых дел. В итоге малыш вырастает неуверенным в собственных силах, не верит в успех, у него низкая самооценка.

Хвалите малыша за любые достижения, за стремление что-то сделать, за старания. Если вы заметили, что ребенок все больше внимания уделяет определённому роду деятельности, поощряйте его.

Постоянные необоснованные запреты

Конечно же, определенные запреты должны присутствовать в жизни малыша, и каждый из них родители должны обосновать ребёнку. Он должен осознавать, по какой причине именно это ему запрещено.

Перед тем, как запретить малышу что-то, хорошенько подумайте, а действительно ли это так необходимо малышу? Безусловно, любые запреты, касающиеся здоровья и жизни малыша — понятны. Но есть и такие, в которых совершенно нет необходимости. Например, ребёнок хочет полить цветы, но родители понимают, что у него не получится, половина воды окажется на полу, да и вообще по своей неосторожности малыш может упасть со стула, либо разбить горшок. Как вы считаете, такой запрет обоснован? Скорей всего нет. Если ребенок так хочет проявить активность в домашних делах — помогите ему. Покажите, как нужно сделать правильно, контролируйте его действия. Так вы поможете крохе стать ответственным за свои действия, малыш будет учиться и набираться опыта на собственных ошибках.

Недостаток тепла и родительской ласки

Детям всех возрастов необходима забота и ласка самых близких и дорогих людей. Благодаря такому проявлению чувств, ребенок чувствует себя любимым и нужным. Дарите малышу такую радость как можно чаще. Но и не принуждайте малыша насильно целовать или обнимать вас. Иначе такие действия превращаются в обязанность. Любое проявление теплых чувств должно быть от сердца.

Мало времени уделять ребёнку

Это ещё одна очень распространенная и типичная ошибка многих современных родителей. Очень часто мамы и папы слишком заняты работой, домашними обязанностями, что на своего малыша остается слишком мало времени. Но это не говорит о том, что потребности и желания крохи можно отодвинуть на второй план. Малышу просто необходимо внимание родителей, совместные игры и занятия.
Не стоит думать, что купив очередную игрушку, вы смогли компенсировать недостаток общения. Старайтесь планировать свои дни так, чтобы и на малыша у вас оставалось время. Выделите час для просмотра мультфильма или прогулки в парке. В противном случае, малыш может почувствовать себя не нужным и будет искать успокоения в других людях. Не дайте им заменить вас.

Денежный вопрос

К сожалению, очень часто родители думают, что можно «откупиться деньгами», купив новую игрушку или сладости. Таким образом, они пытаются компенсировать недостаток внимания для своего карапуза. Конечно, вы стремитесь заработать деньги, чтобы обеспечить малыша, чтобы он ни в чем не нуждался. Однако, даже самые большие деньги никогда не заменят ребёнку любовь и внимание мамы и папы. Даже самая дорогая игрушка не вызовет радости, если малыш страдает от одиночества, от нехватки родительской ласки.
Малыш будет счастливым и удовлетворенным, если чувствует, что он очень важен для своих родителей.

Показывать свое безразличие

Некоторые родители считают, что если проявлять безразличие (можешь делать, что угодно, мне все равно), то ребёнок быстрее станет самостоятельным. Споры ни к чему не приведут, зачем искать какие-то доказательства, напрягаться. Пусть ребёнок сам решает проблемы.
Не следует малышу показывать свое безразличие. Поняв это, ребёнку захочется проверить, «настоящее» ли оно. Вероятно, что кроха будет прибегать к не совсем хорошим действиям, поступкам, ожидая, станут ли родители его критиковать за это.
Лучший вариант — сформировать дружеские взаимоотношения, даже если его поведение вас в корне не удовлетворяет. Можно показать ребенку свое несогласие, но обязательно добавив, что в любом случае вы всегда готовы помочь крохе, если он будет в этом нуждаться.

Чрезмерная строгость в воспитании

Для многих родителей беспрекословное послушание — это главное правило в семье. И не имеет значение, сколько лет ребенку. И ни в коем случае не нужно проявлять мягкость, иначе малыш сядет на шею.
Детям важно знать и понимать, что и зачем они выполняют. Чрезмерная строгость часто непонятна малышам. Воспитание превращается в дрессировку. И если дома ребенок вас слушает, то вне родных стен и без вашего взора, он может нарушать все запреты. Поэтому важно понять, что убеждать намного лучше, чем постоянно держать малыша в «ежовых рукавицах». Обсуждайте с ребенком, почему конкретно так делать нельзя. Такой метод воспитания пойдет только на пользу.

Не делать то, чему учите ребёнка

Родители для малыша — самый главный пример в его жизни. Ребенок копирует их поведение, подражает им, перенимает взгляды на жизнь. Именно поэтому мама и папа должны следить за собой, своими поступками и поведением. Если же родители учат кроху правилам поведения, что можно делать, а что нельзя, но сами не соблюдают их, то и ребенок в будущем будет вести себя также.
Учите малыша правилам поведения в социуме на своём собственном примере. Покажите, что нужно заботиться о более слабых, соблюдать чистоту на природе, не врать и нести ответственность за свои слова и поступки.

Конечно, идеальных людей не бывает. И быть идеальным родителем — это тоже практически никому не под силу. Все мы живые люди, со своими эмоциями, переживаниями и взглядами на жизнь. Но использование неправильных методов воспитания детей приводит к печальным последствиям: дети неуверенные в себе, закомплексованные, не могут нести за себя ответственность, не самостоятельные, недолюбленные, а от того и злые и этот список можно продолжать практически бесконечно. Задумайтесь об этом и примите решение, что для вас важнее: будущее ребенка или же свое удобство на данный момент? Правильное воспитание ребенка — это фундамент успешного становления личности. И каждый родитель для этого должен приложить максимум усилий.

В этой статье мы поговорим об очень важной и насущной для многих теме, теме о том какие основные задачи стоят перед родителями в вопросе воспитания ребенка. Условно говоря – это про, то как правильно воспитывать своего ребенка и что для Вашего ребенка будет наиболее важно получить от вас, как от родителей.

Первое и наиболее важное, что хотелось бы сказать — это то, что ребенку от вас нужно не столько воспитание, сколько ваш положительный пример. Потому что на самом деле, как бы ребенка не воспитывали, он все равно будет поступать так, как поступаете Вы. То, какой Вы, в большей мере характеризует и то, каким будет ваш ребенок. Как вы себя ведете, так же будут вести себя и ваши дети. Не требуйте от ребенка изменить свое поведение, не меняя свое. Помните об этом, это очень важно. Потому что в противном случае ребенок фрустрируется и совершенно не понимает как ему жить, почему мне нельзя себя так вести, а тебе мама или папа можно? Ваш собственный пример, это наиболее действенный метод воспитания.

Если вы хотите что-то изменить в ребенке, начните изменения с себя. Потому что ваш ребенок — это ваше отражение. Иногда случается, что в ребенке начинает проявляться что-то что нас очень сильно раздражает. В такие моменты, стоит сразу же заметить, это не ребенок плохой, это скорее всего что-то во мне. Задайте себе вопрос: «А почему меня раздражает его поведение? А почему я так реагирую на это?». И как следствие могут появиться два варианта вашего раздражения: первый — это когда вы поступаете также, но никогда не замечали за собой этого. По типу того, как левая рука не знала, что делает правая. Момент когда мы неосознанно так поступаем и даже не замечаем, что делаем именно так. И второй — это, когда вам хочется, чтобы вы имели возможность так поступать, а ваш ребенок нет. Возможно, когда-то в детстве вам не позволялось такое поведение, либо вы сейчас хотели бы больше расслабиться, лениться и ничего не делать, а ребенку поступать так не разрешаете. Точнее сначала раздражаетесь, а потом не позволяете ему это делать.

Помните о том, что у ребенка должно быть детство и оно должно быть таким, какое он сам хочет прожить. Очень важно принимать тот момент, что малыш родился уже личностью, у него уже имеется какой-то набор своих качеств, темперамент. Если Ваш маленький человечек холерик, он активный, ему нужно выплескивать свою энергию, не делайте из него меланхолика, потому что вам так в чем-то будет удобнее. Вы его этим загубите, или наоборот Ваш малыш меланхолик или флегматик, сидит себе в уголочке, сам играется в игрушечки и ему все нормально. Не пытайтесь сделать из него холерика, не старайтесь его внедрить слишком сильно в сообщество, пусть сообщество просто будет рядом, например, в садик ведете, он играется сам себе в уголке — хорошо, он в сообществе, он учится как-то по-своему. Позвольте своему ребенку быть личностью, принимайте и уважайте, эту разницу между собой и малышом, это самое важное.

Рассматривая вопрос правильного воспитания, необходимо знать Этапы Развития ребенка. Давайте вместе рассмотрим их и то, как можно помочь своему малышу в моменты кризиса, и как благополучно выйти из него.

Итак, первый этап – это от 0 до 1 года, младенчество. Когда малыш больше всего нуждается в безопасности, безопасной привязанности. На данном этапе для него наиболее необходимо: чтобы была рядом мама, чтобы вовремя покормили, чтобы защитили от боли, если что-то заболело или ударился, от обид, от чужих рук. На данном этапе, это очень важно для ребенка.

Если ребенок выходит из этого кризиса неудачно, у него формируется недоверие к миру, удачным же выходом из этого кризиса – станет в последствии, энергичность, любовь к жизни, умение доверять другим. В целом сформируется убеждение, что мир прекрасен и все будет хорошо. Если кризис пройден неверно, с какими-то ошибками, то у повзрослевшего человека, проявляется глубокое убеждение, иногда неосознанное о том, что мир плох, люди вокруг плохие и обязательно произойдет какая-то катастрофа.

Следующий этап – это от года до 3. В этот период играет большое значение стыд, у ребеночка появляются уже социальные контакты и он начинает испытывать стыд, может его впервые испытать. Ваша задача по возможности сделать так, чтобы этого не произошло. Почему именно в этот период проявляется, это чувство? Это этап, когда малыш начинает осваивать мир: ходить, ползать, хватать все подряд, что-то ронять, что-то бить, что-то разливать. В этот период очень много нельзя, и от того как родители будут реагировать на действия малыша, зависит то, каким будет его эго.

В этом возрастном периоде у ребенка еще не сформировалось эго, эго ребенка формируется с момента рождения, на основе эго родителя, то есть, как родитель к нему относится, такое эго у него и будет. Так как до года, иногда до двух, малыш еще не разделяет себя и маму. У него еще не произошло психологического рождения. Эго ребенка, как будто слито – я и моя мама, для него одно целое неразделимое понятие. И в моменты, когда появляются первые нельзя, маленький человечек воспринимает их не как плохое действие, а как ты плохой, потому что делаешь подобное. Поэтому очень важно стараться делать баланс между можно и нельзя, причем можно должно быть больше. Если вокруг ребенка много «нельзя», значит вы не создали ребенку безопасное окружение и это уже ваша проблема, и задача — изменить ситуацию.

Очень важно чтобы ваш ребенок чувствовал безусловное принятие, любовь, защиту и безопасность. Это то, что важно как в год, та и в пять, десять или двадцать лет, ваше безусловное принятие его, как личности.

Если кризис от 1 до 3 лет, проходит у ребенка недостаточно правильно, у него формируется повышенный стыд. Наверное вы встречали в жизни людей, которые очень застенчивые, им часто неловко, они смущаются. Это признак того, что как правило этот кризис не был пройден, или что-то было неправильно. Если же ребенок выходит из кризиса хорошо, то у него формируется независимость и самостоятельность. Соответственно, если Вашему ребенку от года до трех, постарайтесь помнить про три важных слова, характеризующих этот период – это стыд, независимость и самостоятельность.

Почему именно в этом возрасте формируется самостоятельность? Это момент, когда ребенок начинает делать первые шаги, он начинает понемногу отходить от мамы, по чуть-чуть отдаляться. Если вы тревожная мать, то скорее всего вы будете все время ребенка держать при себе, под юбочкой, в следствии чего, потом детки так и вырастают держась за юбку. Причем не обязательно делать каких-то явных движений, чтобы держать ребенка возле себя, можно просто испытывать эту тревогу, ребенок это очень чувствует и за маму сильно переживает. Так как в этом возрасте ребенок находится в тесном эмоциональном слиянии с мамой, поэтому ребенок очень сильно чувствует тревогу мамы, сильно переживает за маму. И подсознательно считает своей задачей защищать маму, беречь маму от этой тревоги, боясь ее потерять. Поэтому, если Вы чувствуете эту тревогу и пусть даже ничего и не делаете, помните о том, что Ваша задача справиться с этой тревогой. Вы можете обратиться за психологической консультацией, на терапию, либо обратиться к аутотренингам, внушайте себе, что мир безопасен, и ваша тревога – это ваш не пройденный кризис, нерешенная задача своего развития 0-1 года.

Конечно, все мы беспокоимся о том, чтобы ребенок не упал куда-нибудь, не ударился, чтобы его не ударило током, но при нормальном уровне тревоги вы просто наблюдаете, позволяя ребенку свободно гулять. Вы спокойно смотрите за ним, без тревоги, если замечаете, что малыш подходит к какой-то опасности, тогда говорите, к примеру: «Катенька, Сашенька, иди сюда», или сами идете за ним. Часто на детских площадках или когда мама, папа гуляют с ребенком, можно наблюдать подобную ситуацию: ребенок побежал по тропинке, бежит себе, тропинка пустая и сразу слышишь: «Вася, куда ты побежал, а ну вернись сюда!». Однажды я сидела с подругой, наблюдая подобную картину, говорю: «А чего она его зовет? Почему? Бежит себе, нет никакой опасности». Моя подруга говорит: «А ты думаешь, она сама знает, чего она зовет? Зовет, да и зовет, так привыкла». Не надо, дайте ребенку возможность развиваться в безопасном пространстве, уходить от вас, и возвращаться. Ведь ребенок тоже проверяет эту возможность вернуться, он смотрит – если вернулся и мама все еще любит меня, все еще добра ко мне, все еще хорошо ко мне относится, то ОК, я могу в следующий раз больше побежать, еще дальше, исследовать мир еще круче. В такие моменты у ребенка, появляется вот эта самостоятельность и независимость. Если не появляется, то ребенок будет постоянно зависим. Если ребенок возвращается и видит, что мама на него зла, ругается, он решает для себя, значит, не буду уходить далеко, это плохо, а самому-то хочется, и такая ситуация вызывает у малыша внутренний конфликт.

Очень важно спрашивать ребенка, что он хочет и что ему нравится, так формируется связь со своим Идом, со своей жизненной энергией. Вы вполне можете спросить ребенка, хочет он огурчик или он хочет помидорку, или он хочет яичко, а может хочет супчик? Поверьте, ребенок не дурак, он знает лучше, чем мы взрослые люди, чего хочет его организм. Потому что он еще не потерял связь со своим Идом, со своим телом, со своим настоящим «хочу». Дайте ему все возможности не потерять это и дальше. К примеру, в ситуации, когда малыш не хочет кушать, а Вы понимаете, что его надо накормить, задавайте ему вопросы по кругу.

Я восхищаюсь когда, вижу, как этим методом пользуется моя сестра. Она у племянницы, наверное миллион раз может спросить: ты хочешь огурчик, ты хочешь помидорку, ты хочешь яичко, ты хочешь супчик, ты хочешь хлебушек, на это нет, нет, нет. Хорошо, ты хочешь огурчик, ты хочешь помидорку, ты хочешь хлебушек, ты хочешь супчик, нет, нет, нет на все. Она еще раз и вот так три, четыре круга может пройти пока ребенок не скажет: ну хорошо, давай огурчик, а потом и яичко пошло в ход, ну и поела сколько, поела. И что важно в таких ситуациях, это никогда не насиловать ребенка в плане: «доешь до самого конца», не хочет ребенок — не надо, покормите его через часик, через два, когда он захочет. Так как само кормление по времени — это формирование зависимого характера, что может впоследствии вылиться в анорексию, булимию или другие зависимости.

Возраст от 3-х лет до 6-ти лет – это период, когда может сформироваться патологическая вина, если до этого мы говорили про патологический стыд, в этом возрасте вина. Чем отличается стыд и вина? Стыд – это про то, что я плох сам по себе, я «не-до…» , недостоин, недостаточно хорош, недостаточно весел, умен, интересен, недостаточной забавный и все тому подобное. Это стыд. Вина – это про то, что я неправильно что-то делаю, я недостаточно хорошо что-то делаю, здесь идет речь именно о действиях. Я сделал что-то такое, что маму ранило, я сделал что-то такое, что маму обидело, я делаю что-то такое, что мама с папой ругаются. Ребенок считает, что он является источником всего, что происходит вокруг него, хорошее или плохое. Поэтому, когда в семье раздоры и недовольства между мужем и женой, или просто невысказанная тревога висит в воздухе, ребенок это чувствует. Не думайте, что ваш ребенок ничего не понимает, он все видит и понимает. Он может не осознавать, но он чувствует и проявляет это тем, что часто болеет или писается в кроватку, в садике ругается, может начать драться, варианты могут быть самые разные.

Опять-таки, уважать его решение, уважать его желание, выбор, действия. К примеру распространенная иллюстрация про шнурки: ребенок учиться завязывать шнурки. Вы понимаете, что он неправильно это делает, и вы бы сделали это в разы быстрее, к тому же вы спешите и хотите быстро собраться, и пойти, но это неправильно. Дайте ребенку возможность завязывать шнурки столько времени, сколько ему на это требуется. Выйдете раньше или начните собираться раньше, если вы постоянно спешите, то это ваша задача на полчаса раньше начать одевать ребенка. Чтобы он мог долго завязывать свои шнурки, в то время как вы будете спокойно собираться. Уважайте темп ребенка, сколько ему нужно для того, чтобы научиться это делать, столько времени пусть и тратит на это.

Еще в этом периоде, я думаю даже с 2-3 лет у малыша могут появиться ритуальные действия — компульсивные, когда ребенок одно и тоже делает по несколько раз. Играет в одну и ту же игру, занимается одним и тем же занятием, к примеру перекладывают одни и те же кубики в одно, и то же место. Это нормально, так ребенок учиться, осваивает навык.

В возрасте от 3 до 6 лет у ребенка формируется инициатива, если этого не случается, то человек будет не целеустремленным и с постоянным чувством вины, будет боятся что-то делать, за что-то браться и т.п.

Далее, возраст от 6 до 12 лет — это период, когда ребенок идет в школу и у него формируется такое понимание о себе: компетентный ли он или не компетентный. Что это такое? К примеру: в школе принято подчеркивать в тетрадке ошибки, указывать ребенку на ошибки. Но это формирует некомпетентность, ощущение себя некомпетентным, почему? Потому что никто не хвалит за то, что у ребенка получается, но много указывают на то, что не получается. И задача родителей в данном случае, хвалить ребенка за то, что у него получается и не убивать его за то, что не получается. Получается у него математика на 5 и литература на 3 – окей, хорошо, это не страшно. В конце концов, когда ваш ребенок вырастет и если вдруг каким-то чудом он захочет стать литератором, он пойдет и выучит эту литературу так, как ему надо. Или наоборот русский у него получается, а математику он не знает, если ваш ребенок, почувствует, что ему это надо, он пойдет и сделает, он пойдет и научится. И не надо его мучить и насиловать.

Соответственно, задача родителей к периоду 6-12 лет, выработать в себе толерантное отношение к его успехам, неудачам, к тому, что ребенку больше нравиться, к тому, как он учится, к его темпу учебы, здесь пример со шнурками, также будет актуален. Только здесь уже не про шнурки, а про писать, читать и т.д.: плохо пишет, медленно учится писать — дайте ему возможность делать это столько, сколько ему надо и не требуйте от ребенка научиться все делать с 3 раза.

Иногда родители говорят о том, что садики и школы портят детей. Не заблуждайтесь, настолько сильно никто, никого не может испортить. Если замечена травма, то ребенок пришел уже с травмой. Исключением могут стать, катастрофические случаи. Очень важно понимать, что в основном в школу человечек идет уже со сформированной психикой, у него уже есть все убеждения можно — нельзя, правильно — неправильно, хороший — нехороший, недостаточно хороший — достаточно хороший, инициатива, независимость, все это уже сформировано. В садике чуть-чуть посложнее, но запомните одну вещь: ребенок в возрасте 2-7 лет куда-бы не шел, подсознательно несет своих родителей. И очень важно задать себе вопрос, каких родителей он с собой несет и несет ли он вообще с собой родителей? Есть ли у него ощущение, что о нем заботятся, что его поддерживают, что с ним будут и будут за него, даже если он сделает что-то очень, очень плохое. Очень важно, чтобы он знает, какой-бы поступок он не совершил, родители его поймут, поймут почему он так сделал? Потому что его обидели, его ж родители спрашивают: тебя кто-то обидел, тебя ударили, у тебя отобрали игрушку, как тебя обидели? Если ребенок знает, что его родители поймут, да, может быть скажут, что это плохо, но поймут, то любые траблы, переживания в школе он переживет. Самое главное чтобы у ребенка был ресурс пережить сложности, а этот ресурс задача родителей.

И последний этап, который сегодня рассмотрим, это с 12 до 20 лет. Этот период делится на ранний пубертат, средний и поздний подростковый период. В этом периоде для ребенка важно чтобы родители его признавали, признавали его увлечения, его хобби, его интересы. Спрашивали о его интересах, не только про школу, про то с кем он общается, как он общается? Но, чтобы ребенок мог рассказать о своих эмоциях и увидеть в ответ ваши эмоции, что вам это небезразлично, что вы не злитесь на то, что он выбирает и вы толерантно относитесь к его выбору. Здесь очень важны эмоциональная доступность родителей и искренний интерес к увлечениям и жизни ребенка. Хочет быть он эмо, готом, или к примеру, вегетарианцем — позвольте ему это.

Поверьте, если вы не будете позволять ему таких мелочей, он наперекор вам пойдет на вещи посильнее, на наркотики, алкоголь и так далее. Кстати алкоголь, он начинается у кого-то в 14, у кого-то в 16, у кого-то в 20. К этому тоже отнеситесь толерантно, самое главное обеспечьте ребенку безопасность, чтобы у него была возможность вернуться домой. Интересуйтесь с кем он, где он, может быть заберете его после вечеринки, сделайте так чтобы если ребенок и напился, то это было, как под присмотром, вы были рядом. Не наблюдающее такое злое эго, а вы рядом, просто рядом, ведь это нормальные вещи, дети хотят пробовать все в таком возрасте, это нормально. Ведь готы, эмо – это же просто повод, причина, инструмент, попробовать себя, узнать себя, какой я. Они примеряют на себя разные роли, разные статусы, позвольте, ничего страшного в этом нет.

Далее идет выбор профессии, вы всю жизнь хотели чтобы ребенок был стоматологом, врачом или юристом, а ребенок вдруг захотел стать художником… Поверьте, вы сильно испортите судьбу ребенка, если заставите его быть врачом, врачом он в лучшем случае будет никаким, а то и не будет вообще, но и карьеру художника он не попробует. Да, может быть такое, что ребенок попробует карьеру художника, поймет, что там нет денег или это не его, или таланта нет, он скажет: «ой, мама или папа, вы были правы, наверное надо было мне учиться на врача». Ничего страшного, главное, что он попробовал, он живет эту жизнь первый и последний раз, дайте ему прожить эту жизнь в полную меру, тотально, попробовать все на своем опыте.

Вы скорее всего, по себе знаете, что на увещеваниях других мы не учимся, мы хотим совершать свои ошибки, такова наша жизнь и именно в ошибках, в том, когда мы оступаемся и падаем мы — учимся, мы растем, мы развиваемся, чтобы встать с колен и снова идти, снова пробовать. Вот в этом и есть развитие, а не в том, чтобы выбрать ровный прямой путь и идти по нему, у кого когда такое было? Такого не бывает. Дайте возможность своему ребенку выбирать, при этом чувствовать себя хорошим, чувствовать, что у него есть поддержка, что у него есть вы. Что он вам не безразличен, что вам не безразлично, что он переживает, для чего ему это надо и почему он этого хочет. Дайте своему ребенку понять, что вы его уважаете, это самая важная вещь. И в конце концов ваш ребенок будет вам благодарен за это.

Исследования показывают, что большинство людей считают строгость и наказания лучшими способами воспитания детей. На самом же деле строгий, авторитарный стиль воспитания развивает у детей низкую самооценку и провоцирует плохое поведение. Попробуем разобраться в том, почему это происходит и какой стиль воспитания наиболее эффективен.

Строгое воспитание мешает детям научиться самодисциплине и ответственности. Жесткие рамки и ограничения дают лишь временный эффект и не позволяют ребенку взять ответственность за свое поведение. Нет ничего более ценного для ребенка, чем самодисциплина. Но она развивается только тогда, когда ребенку устанавливают рамки с любовью. Никому не нравится сильный контроль, поэтому нет ничего удивительного в том, что дети протестуют против ограничений. У таких детей нет стремления к хорошему поведению – они видят лишь контроль со стороны родителей.

Авторитарное воспитание и ограничения основаны на страхе. А это приводит к плохому поведению ребенка. Дети учатся на собственном жизненном опыте и примере родителей. Поэтому, если они делают то, что вы им скажете только по причине сильного страха – ваше воспитание ничем не отличается от запугивания. Когда вы кричите на детей, они учатся кричать на других. Когда вы применяете силу – они аналогичным образом учатся применять силу.

Дети, к которым применяют наказание, склонны к злости и депрессии. Это происходит потому, что авторитарное воспитание подразумевает неприятие родителями определенных аспектов психики ребенка и отсутствие помощи ему при возникновении сложных эмоций и чувств. Дети остаются один на один со своими эмоциональными импульсами и чувствуют себя одинокими.

Дети, которых воспитывают в строгости, уважают правоту сильного. Они учатся подчиняться, но не умеют формировать собственное мнение. В старшем возрасте они не ставят под сомнение авторитет лидеров, хотя это зачастую очень необходимо, они не берут ответственность за свои поступки, оправдываясь тем, что «делали как все» или их «заставили».

Дети, которых воспитывают в строгости, более склонны к неповиновению. Исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в сильной строгости, в подростковом возрасте проявляют жестокость и неповиновение. Чтобы понять причины этого феномена, посмотрите, как он работает у взрослых. Каждого из нас воспитывали более или менее строго, и нам это не нравилось. В результате это приводит к проблемам с саморегуляцией. Мы злимся или возмущаемся, когда кто-то пытается нам указывать на то, что нужно делать. Иногда мы бунтуем против ограничений, которые сами же себе и устанавливаем. Также по результатам исследований, такие дети имеют склонность к ожирению.

Строгое воспитание заставляет детей больше врать. Если детей воспитывали по принципу «делай, как тебе сказано», они склонны попадать в неприятные ситуации. Также они вырастают искусными лжецами.

Авторитарное воспитание отдаляет родителей от детей. Родителям, которые наказывают своих детей, приходится подавлять своё природное сочувствие. Это делает взаимоотношения между ними более напряженными. Родителям в таких случаях намного сложнее воспитывать детей, потому что дети теряют интерес к тому, чтобы делать приятное своим родителем, да и справиться с ними становится сложнее. Строгое воспитание приводит к тому, что родители становятся несчастными. А дети, которых воспитывали строго, чувствуют обиду на родителей и испытывают недостаток любви во взрослой жизни.

Строгое воспитание не срабатывает, если дети ведут себя хорошо. По сути, оно убивает всё хорошее, что родители могут дать детям, и не дает им научиться управлять своими эмоциями.

Позволять ребенку всё, что он захочет – не выход. Психологи утверждают, что оптимальной стратегией является так называемое «авторитетное воспитание» или «ограничения с сочувствием». Мы должны устанавливать для ребенка определенные границы, но делать это с сочувствием. Дети соблюдают границы только тогда, когда вы устанавливаете их с любовью.

Это вовсе не означает, что такой стиль воспитания – нечто среднее между строгостью и вседозволенностью. Иногда родители действительно разрешают ребенку многое («Хорошо, ты можешь сегодня лечь спать попозже»), и, в то же время, наказывают его за проступки. Например, ставят в угол. Это не очень хороший способ воспитания, потому что родители вынуждены идти на компромисс, а дети, поскольку их наказывают, всё равно ведут себя плохо.

Все, что необходимо сделать родителям – установить разумные границы и озвучить свои ожидания. Это нужно делать с любовью и поддержкой. Сочетание ограничений и сочувствия – золотая середина, которая поможет правильно воспитать ребенка и поможет ему достичь максимальных результатов во всех сферах жизни.

Оцените публикацию

Каждый заботливый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Однако само по себе счастье в дом обычно не приходит. Оно формируется под воздействием атмосферы, которую в семье выстраивают мама и папа. Так, любым детям для счастья нужны любовь, забота, внимание и… воспитание.

Что такое воспитание ребенка

Воспитание детей – это деятельность, способствующая формированию ребенка с целью его разностороннего развития и привития ему определенных нравственных норм. Это долгий 18-летний проект, в котором главная роль отводится родителям. И роль это, конечно, деятельная, а не просто стороннего наблюдателя, смотрящего на детей по принципу «пусть вырастет то, что вырастет»

Воспитание детей — процесс серьезный и ответственный. В одной мудрой книге говорится — «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем». Поэтому от воспитания детишек в семье будет напрямую зависеть будущее их самих, а также их семей и всего поколения в целом.

Правильный подход к воспитанию позволяет из мальчиков и девочек вырастить самостоятельных сильных личностей. А неправильный подход создает детишкам, а потом и взрослым людям, которые из них получаются, множество трудностей и проблем.

Воспитание детей – это системный комплексный подход к формированию личности ребенка. В ходе воспитания мальчикам и девочкам прививаются полезные умения и навыки, даются знания, объясняются нравственные нормы поведения. Развитие ребенка должно быть гармоничным. Нужно развивать малыша физически, нравственно и творчески.

Воспитание детей не приравнивается только к наказанию ребенка. Оно включает в себя:

  • наставление,
  • обучение,
  • исправление.

Хотя в воспитании детей применяются различные методы, но их основу составляют три главных понятия. Именно они позволяют воспитать детей зрелыми, ответственными и уравновешенными людьми. При этом сами детишки будут расти в наиболее благоприятных для них условиях, будут счастливыми и жизнерадостными.

Итак, основной успешного воспитания детей являются:

  1. Любовь. Именно любовь позволяет заботиться о ребенке не только физически, но еще эмоционально и нравственно. Любящий ребенок понимает, что когда родители ставят перед ним какие-то ограничения или даже наказывают его, то это делается для его же блага. Также любовь побудит хвалить малыша, и не быть с ним слишком суровым.
  2. Благоразумие. При воспитании мальчиков и девочек нужно учитывать все их обстоятельства, особенности, способности и пределы возможностей. Важно не требовать от ребенка лишнего, но и не быть к нему чрезмерно попустительным. Также не нужно сравнивать детей между собой: каждый ребенок неподражаемая личность и подход здесь должен быть индивидуальный.
  3. Последовательность. У родителей слова не должны расходиться с их делами. Если ребенок услышал, что за плохое поведение его накажут, то нужно обязательно сдержать свое слово. Также в семье не должно быть двойных норм. Нельзя учить ребенка, к примеру, переходить дорогу только на зеленый свет, а самим перебегать и на красный.

Воспитание детей – это годы самоотверженного труда, который требует много времени и сил. Однако процесс это приятный, и чаще всего вознаграждающийся. В противном случае: «Ребенок, которому родители позволяют делать все, что угодно, опозорит мать». Так что прилагать усилия по воспитанию детей нужно обязательно, хотя это и не всегда легко.

Популярные школы воспитания детей

Современная психология знает различные виды концепций воспитания детей. Однако в рамках данной статьи мы не можем подробно рассказать обо всех направлениях воспитательной детской психологии. Остановимся только на самых популярных.

Популярные школы воспитания детей:

  1. Система Макаренко. Наш соотечественник неслучайно включен ЮНЕСКО в ТОП-4 величайших педагогов прошлого века. Эффективно работающая методика воспитания Антона Макаренко заключается в объединении детей в коллектив и причастности каждого из них к общему делу. Также ребенок должен сам принимать решение и нести за него ответственность. Кроме того, дети обязательно должны трудиться и подчиняться разумной дисциплине.
  2. Система Монтессори. Получила название от популярного итальянского педагога Марии Монтессори. Основой ее системы является всестороннее содействие ребенку в самостоятельном познании мира. При этом обучение предполагается в максимально свободной форме с учетом индивидуальных способностей и предпочтений мальчика или девочки.
  3. Система Дьюи. Американский педагог Джон Дьюи наряду с Макаренко и Монтессори тоже входит в четверку выдающихся педагогов ХХ века. Его система заключается в воспитании личности, умеющей приспосабливаться к любым ситуациям в жизни. Акцент в ней делается на обучение ребенка с самого малого возраста навыкам, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни и будут ему реально полезны, а не относятся к так называемым знаниям «для общего развития».
  4. Система Кершенштейнера. Немецкий педагог Георг Михаэль Кершенштейнер тоже входит в ТОП-4 великих педагогов по версии ЮНЕСКО. Его система воспитания основана на обучении детей, имеющей высокий уровень наглядности — с многочисленными картинками, образцами, экскурсиями и практическими работами. Кершенштейнер выступал за ручной труд для детей, проведение широкой опытной и лабораторной деятельности.
  5. Система Икудзи. Это воспитательная методика Японии. Основана на вседозволенности для ребенка от рождения и до 5 лет. Затем в период от 5 до 15 лет японского мальчика или девочку уже ждали строгость и ограничения, а с 15-летнего возраста с подростком начинали говорить как со взрослым человеком и спрашивать с него соответствующим образом.

– обзорная статья о методике на Эвио-Клаб.

6. Немецкая система. Главным в ней является четкость и организованность каждого аспекта жизни ребенка. Здесь все выстроено в строгую систему по времени и качеству – прием еды, игры, сон, учеба. Также четко подразделяется, где малыш может иметь свое мнение и желания, а где ему приходится безукоризненно выполнять требования взрослых.

Также есть еще другие подходы к воспитанию детей. Например, по гендерному признаку: как правильно воспитывать мальчиков, а как – девочек. Кроме того, существуют гуманистическая и дифференциальная психология по воспитанию детей, и так далее.

Основные виды воспитания детей

Теперь мы остановимся на наиболее типичных видах воспитания детей. Они были разработаны не психологами, а подсказаны самой жизнью. Ученые только их классифицировали. Возможно, вы сможете увидеть в них свой вид воспитания (о чем, вероятнее всего, ранее вы даже не догадывались) и определить свои проблемы общения с сыном или дочкой.

Концепции воспитания детей имеют следующие виды:

  1. Авторитарное воспитание. Основано на том, что дети во всем беспрекословно должны слушаться маму и папу. Здесь у ребенка не может быть своего мнения. Формы воспитания сводятся к нравоучением и нотациям. Мальчика или девочку подавляют родительским авторитетом, что обычно приводит к психологическим травмам. Особенно в подростковые годы, когда ребенок постепенно должен выходить из опеки родителей. У него будет куча обид, которые будут формировать огромное количество проблем в будущем.
  2. Потакающее воспитание. В данном случае ребенок не знает, что такое слово «нет»: ему все позволяется, и в семье он является центром вселенной. Ему создаются условия тепличного растения: когда все делается за него, а он отдает родителям только приказания. Мамы и папы изо всех сил стараются, чтобы их чадо было всегда довольно. Однако, когда ребенок выходит в социум, он быстро понимает, где он и где центр вселенной. И нередко на этом мальчик или девочка психологически ломаются. К тому же, по отношению к родителям и окружающим он проявляет избалованность и эгоизм, что тоже ни к чему хорошему не приводит.
  3. Развивающее воспитание. Родители ставят задачи дать своему ребенку максимальное развитие. Они стремятся заинтересовать его музыкой, рисованием, спортом, хореографией, вокалом и так далее. Конечно, развитие творческих способностей ребенка и его физическая активность – дело нужно. Но всего должно быть в меру. Ребенок не может быть постоянно занят. Он должен также играть и отдыхать: так он познает мир в естественной для него форме. Обсуждаемый тип воспитания грозит ребенку перенапряжением, срывом из-за того, что он него слишком много всего ожидают, заниженной самооценкой. Также родители при активном развитии малыша забывают прививать его моральные и этические нормы.
  4. Программирующее воспитание. Родители пытаются вырастить из ребенка того, кем они не стали сами. Они не учитывают желания и способности мальчика или девочки, а закладывают в него программу развития, которая, как им кажется, будет для него самой лучшей. Такое воспитание подавляет психику маленького человечка, а в случае неуспеха в обозначенной родителями теме у него будет и заниженная самооценка. В будущем он также будет не лидером, а только послушным исполнителем, независимо от своих собственных желаний.
  5. Эпизодическое воспитание. Бывает, что мамы и папы настолько заняты на работе, что на собственного ребенка у них не остается времени. С сыном или дочкой они видятся редко и разговаривают мало. В основном, общаясь с ним, они сразу же дарят ему подарки, а воспитанием детей занимаются няни, родственники, друзья, учителя, знакомые. Дети привыкают получать от родителей только материальное, у них нет близких, доверительных отношений, они воспринимают их по принципу — «давай и уходи».
  6. Личностно-ориентированное воспитание. Является наиболее благоприятным видом воспитания для ребенка. Родители развивают мальчика или девочку гармонично. Учитывают его мнения и желания, но не во всем ему потакают. Детей учат самостоятельности, уважать других, отстаивать свое мнение, общечеловеческим ценностям. При этом его развивают, к примеру, используя такой вид детского творчества как рисование, но в меру.


– статья о изобразительной деятельности на Эвио-Клаб.

Воспитание детей по возрастам

При воспитании детей обязательно нужно учитывать психофизические особенности, которые у мальчиков и девочек на разных возрастных этапах совершенно различные.

Основные периоды развития ребенка по возрастным группам выглядят следующим образом:

  1. Дошкольный период. Возраст детей здесь — с рождения и до 7 лет. Ребенок всему активно учится и быстро познает мир. Именно в это время его мозг работает наиболее активно, и как губка все в себя впитывает. Происходит становление малыша как личности.

Для большинства детей это наиболее счастливый период в жизни, хотя и детских страхов в указанное время формируется немало. Ну, а чтобы у малыша не формировались страхи, не нужно ему читать страшные сказки или пугать бабайками, цыганами и полицией. Обычно дети боятся того, чего боятся их заставляют взрослые.


– причины и как с ними бороться в статье на Эвио-Клаб

В начальный период своей жизни малыш особенно нуждается в любви, заботе, внимании, развитии и формировании нравственных качеств. Причем отдельно принято выделять время до года (младенческий период) и время, проведенное им в детском саду (дошкольный период). Везде есть свои особенности воспитания.

В целом же с малышом нужно много играть, читать ему добрые сказки и небольшие рассказы. Еще все дети в указанный период очень любят рисовать. Поддержите такое увлечение ребенка. Пусть он раскроется в рисовании. Это вид детского творчества, который разовьет его моторику, фантазию, восприятие цвета, форм, научит быть более наблюдательным и усидчивым.

  1. Младший школьный период. Речь идет о возрастной группе с 7 до 12 лет. При воспитании нужно учитывать характерные особенности ребенка, его темперамент, сглаживать и переводить в благоприятное русло нежелательное развитие мальчика или девочки.

К примеру, нужно учить его управлять своими эмоциями, когда кто-то обидел. Известно мудрое выражение — «обида гнездится в сердце глупых». И, на самом деле, если с обидой вовремя не справиться, то она принесет обидевшемуся человеку больше вреда, чем пользы.

Школьников нужно развивать физически, умственно и нравственно. Здесь должно быть много игр и наглядных примеров. Нужно поддерживать те творческие или спортивные интересы, которые ребенок сам выбирает. Познавательный процесс на этом этапе связан больше с социумом. Поэтому для детишек в этом возрасте важны групповые виды деятельности: младшие школьники от них в восторге.

  1. Старший школьный возраст. Возраст подростков – это с 12 до 17 лет. Они не случайно называются у детских психологов кризисные годы. Человек активно формируется как самостоятельная личность и стремится выйти из-под влияния родителей и учителей.

По мере взросления такую свободу ребенку обязательно нужно давать. При этом поведение подростка может быть неуравновешенным и противоречивым. Здесь нужно чаще заниматься с юношей и девушкой общими делами, разговаривать с ним, выслушивать и стремиться понять. Причем важно не критиковать и не раздражаться, а стать для своего ребенка в этот непростой для него переходный период другом и советчиком.

Но, конечно, на бумаге рассказывать о том, как воспитывать детей, просто. На самом деле, воспитание сына или дочки это, долгий, тяжелый и кропотливый труд. Однако именно в нем заключается счастье как детей, так и родителей. И пренебрегать им ни в коем случае не нужно.

В помощь родителям мы выпускаем уникальные статьи о детях, их готовят психологи с профильным образованием, у нас вы можете найти:

Статьи о детях, воспитании и развитии ребенка

Как помочь ребенку по учебе

Доброго времени суток, дорогие читатели и гости блога!

Большинство родителей хотят быть идеальными для своего ребёнка, дать ему максимум знаний, открыть множество возможностей и вырастить его успешнее самих себя.

Не все из нас могут похвастаться педагогическими знаниями или неограниченными финансовыми возможностями для развития с помощью кружков и секций.

А так ли это нужно самому малышу? Неужели только идеальные родители могут воспитать хорошего человека? Существуют основные принципы воспитания детей, которые по силам абсолютно всем, было бы желание их придерживаться.

В чём секрет воспитания детей?

Для реализации перечисленных ниже пунктов не потребуется материальных расходов или специального образования, нужно просто сделать их частью своей жизни.

А может быть, они уже гармонично вписываются в ваш быт, как привычная манера поведения. Следуя несложным правилам, воспитание не будет казаться тяжёлой ношей.

1.Любить и принимать ребенка таким, какой есть. Каждый человек на Земле индивидуален и ваша кроха не исключение. Он может схватывать всё налету, а может долго — долго корпеть над четверостишием, так и не выучив его.

Он может быть абсолютно здоров, а может иметь особенности в своём развитии. Это не делает его лучше или хуже, он просто есть и имеет право жить полноценно.

2. Не сравнивайте. У соседа всегда трава зеленее, ну и пусть. Если ваша крошка, в отличие от соседского спокойного карапуза, голосит на всю улицу, значит, что у неё есть уникальная возможность стать оперной певицей, как минимум.

Дети открыты миру и могут проявлять себя в разных сферах. Просто приглядывайтесь к своему малышу с раннего возраста и помогайте развивать способности, направляйте энергию, интересы в правильное русло. Но не стремитесь подражать или делать как кто-то. У каждого человека свой путь.

3. Перед вами отдельная личность. Мамам и папам стоит с самого момента планирования беременности культивировать в голове этот принцип. Ребёнок не игрушка и не собственность. Уважайте чувства ребенка.

Существует отличная индийская поговорка, передающая мысль — «Ребенок — гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти». Конечно, очень трудно свыкнуться с мыслью, что вложив огромное количество любви, тепла, усилий в развитие и воспитание, в итоге придётся наблюдать со стороны.

Взрослым кажется, что они всегда правы и делают всё во благо. Даже если и так, но учиться на чужих ошибках редко кому удаётся, поэтому стоит давать возможность самостоятельного выбора по мере взросления.

Вы не исчезаете из жизни сына или дочери, наоборот становитесь хорошим другом, а ваш дом местом, куда дети будут возвращаться с радостью.

4. Не ждите благодарности за свои действия. Нет большего эгоизма, чем считать, что за своё появление дети обязаны родным и теперь будут реализовывать планы или несбывшиеся надежды всех членов семьи.

Чем можно отплатить за данную жизнь? Есть ли такая единица измерения? Наверное, только подаренная им жизнь другому человеку.

5. Будьте примером. Ничто и никогда не научит лучше, чем пример родителей. На подсознательном уровне ребёнок впитывает всё, что происходит вокруг. Уважение, забота, любовь, ответственность и многие другие качества воспитываются в семье.

6. Слушайте, разговаривайте, общайтесь с ребёнком, с его друзьями, даже если они вам не нравятся. Узнавайте об увлечениях, интересуйтесь жизнью своего чада. Не отмахивайтесь от него и не думайте, что детские проблемы это что-то незначительное. Общение и взаимность — ключи к дружбе и пониманию между взрослыми и детьми.

7. Позитивное воспитание. Родители являются проводниками во взрослый мир, поэтому так важно быть для него авторитетом, но не сломить собственный стержень.

Договаривайтесь, предлагайте альтернативы. Хвалите за дело, не поддаваясь на манипуляции, всё же у вас больше опыта и мудрости к которой стоит прислушиваться. Наказывайте правильно.

Перестать поучать многим родителям трудно, но стоит попробовать перестать контролировать каждый шаг и доверять ребёнку, в ответ он будет прислушиваться к вам. И родительское слово обретёт значимость.

Уважая чувства, мнение и стремления крохи с пелёнок, вы закладываете фундамент дальнейшего общения.

8. Не вините себя. Всегда тяжело осознавать, что не всё под силу. Зачастую мечты и возможности не совпадают. Невозможность дать своими детям всё необходимое не должна «съедать» родителей изнутри. Не ругайте себя и не считайте неудачливыми за это.

Старайтесь быть последовательными и верными своим решениям. Придерживайтесь одной тактики поведения во всей семье. Тем самым вы обеспечиваете малышу спокойствие и чёткое понимание, что можно, а что нельзя.

9. Наслаждайтесь детством и присутствием ребёнка. Не только дети учатся у родителей, но и взрослым есть чему поучиться у малышей. Детки обращают внимание на давно забытые вещи и чувства, они открыты миру, стремятся к познанию, радуются мелочам и любят, несмотря ни на что.

Существует множество разных методик, принципов, но задачи в них схожи – вырастить гармонично развитую личность, здоровую, как физически, так и психологически.

Не нужно быть идеальными, просто стоит подходить ко всем моментам в воспитании ответственно и разумно. Любите, наслаждайтесь родительством, даже в самые сложные моменты нужно помнить, что вы главная поддержка и опора для ребёнка.

Более подробно о том, как воспитывать ребенка, как понимать его, можно почитать в книге «17 простых правил, чтобы ваш ребенок стал счастливым».

Будьте счастливы и любите друг друга!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *