Дети святые

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа поселка Изоплит

_________________________________________________________

«Житие Сергия Радонежского»

урок литературного чтения, 4 класс, УМК «Школа России»

Алексеева Надежда Васильевна,

учитель начальных классов

2019

Тема урока: Житие Сергия Радонежского

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формировать нравственные ценности на основе изучения жизни православных святых.

Задачи:

  • познакомить учащихся с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»;

  • создать условия для развития интереса к изучению истории России и истории православной культуры;

  • создать условия для воспитания чувства гордости за свою Родину, её историю, народ.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

  • формируют чувство гордости за свою родину, её историю, народ;

  • обладают знаниями о взгляде на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  1. Предметные:

  • имеют представление о житийной литературе, житии;

  • читают житие, находят на основе выборочного чтения материал для рассказа о детстве Сергия Радонежского.

  1. Метапредметные:

Регулятивные

  • формулируют учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимают её;

  • оценивают свою работу на уроке.

Познавательные

  • используют различные способы поиска учебной информации;

  • овладевают логическими действиями построения рассуждений.

Коммуникативные

  • отвечают на вопросы учебника на основе художественного произведения.

Формы и виды деятельности:

  1. Работа с текстом: поисковое, фрагментарное и выборочное чтение,

  2. Работа с иллюстративным материалом: рассматривание, обсуждение, устный рассказ с опорой на иллюстрацию и вопросы.

  3. Словарная работа перед чтением текста: работа с Толковым словарём.

  4. Словарная работа с использованием учебника стр. 218: черноризец, литургия, панихида.

  5. Самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах, участие в учебном диалоге.

Опорные понятия: житие, праведный, благочестивый, благодать, смирение, угодник, добродетель, обет, отрок.

Рабочие материалы к уроку (ресурсное обеспечение занятия):

  • Эпиграф к уроку: «Отечество моё! Россия! В тебе дух старины живёт и ни одна ещё стихия не победила твой народ. Из тьмы веков ты восставала и становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, и преподобный Сергий в ней». (С. Никулина)

  • Подборка книг о преподобном Сергии Радонежском для оформления выставки.

  • Иконы с изображением Сергия Радонежского.

  • Презентация к уроку.

  • Видеофильм «Образ добродетели» из цикла о Сергии Радонежском для детей. (МР 4).

  • Л. Ф. Климанова. Литературное чтение 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1 — М.: «Просвещение», 2017. — 224с.:ил. Стр. 22-29.

  • С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. К УМК Л. Ф. Климановой («Школа России»). — М.: «ВАКО», 2015.

  • Уроки просвещения. Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: «Просвещение», 2014.

  • Карточки с заданиями для парной работы.

План урока:

  1. Вводная часть (6 минут):

    1. Мотивация учебной деятельности – 1 минута.

    2. Речевая разминка – 1 минута.

    3. Актуализация знаний (рассматривание портрета Сергия Радонежского) – 2 минуты.

    4. Постановка проблемы. Самоопределение деятельности – 2 минуты.

  1. Основная часть (29 минут):

      1. Информационный блок(24 минуты)

а) работа с опорными понятиями (перед чтением текста) – 3 минуты.

б) Динамическая пауза. – 1 минута.

в) работа с материалом учебника – 10 минут.

г) выборочное и поисковое чтение – 10 минут.

2. Аналитический блок (5 минут).

а) работа в парах по объяснению смысла пословиц – 2 минуты.

б) просмотр видеофильма «Образ добродетели» из цикла о Сергии Радонежском для детей – 3 минуты.

III. Заключительная часть (6 минут):

1.Подведение итогов (обобщение) – 2 минуты.

2.Работа с тестом. Самопроверка – 2 минуты.

3.Рефлексия учебной деятельности – 2 минуты.

4.Домашнее задание – 1 минута.

Вопросы (или проблема) занятия:

— Чем Варфоломей отличался от других детей?

— Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

— Почему это произошло именно с ним?

— Исполнил ли Варфоломей волю родителей?

— О каких чертах характера говорит его поступок

Разработка урока

I. Вводная часть

1. Мотивация учебной деятельности

— Здравствуйте, ребята! Я рада всех приветствовать на уроке.

— Ребята, возьмёмся за руки и образуем круг. Передадим рукопожатие по кругу. Вы почувствовали тепло? Мы передали друг другу импульс своей души. Этот импульс помог нам настроиться на хорошую работу на уроке. Займите, пожалуйста, свои места.

2. Речевая разминка. Работа с эпиграфом к уроку

(слайд 2)

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.

(С. Никулина)

1. Прочитайте самостоятельно про себя эпиграф к уроку.

2. Прочитайте хором вслух сначала медленно, затем с ускорением.

3.Прочитайте выразительно индивидуально.

— Ребята, о каком преподобном Сергии идёт речь в стихотворении С. Никулиной?

— Что вы знаете об этом человеке?

— Сегодня мы перенесёмся в далёкое прошлое и продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах.

3.Актуализация знаний (рассматривание портрета Сергия Радонежского) (слайд 3)

— Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.

— Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани.

— Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом.

— Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

— Что вы видите необычного?

— Одежда, которую сейчас уже не носят. Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

— Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.

— И так, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский

— На Руси писали иконы, на которых изображали святых людей. С тех далёких времён, сохранились иконы с изображением пр. Сергия Радонежского.

(Учитель показывает детям иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского)

4.Постановка проблемы. Самоопределение деятельности (слайд 4)

— Сформулируйте тему урока.

— Тема урока «Житие Сергия Радонежского».

— Поставьте цель деятельности на уроке.

— Предположите, что нового вы сегодня узнаете.

— Сегодня мы узнаем, что такое житие, познакомимся с жизнью Сергия Радонежского в детские годы, ответим на вопрос: чем отличался Варфоломей от других детей.

II. Основная часть

1.Информационный блок. Знакомство с новым материалом

1. Работа с опорными понятиями (словарная работа перед чтением текста). (слайды 5-6)

Учитель: Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.

— Житие – повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых.

— Жития имеют, прежде всего, религиозно-поучительный смысл. В древнерусских житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.

2. Работа с материалом учебника. Чтение текста (стр.22-28)

Учитель: О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги. Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый.

— Почему Премудрый?

— В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.

— Родился Сергий Радонежский 3 мая 1314 году в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова).

1. Чтение текста на стр. 22 – 23(до слов …У раба Божьего…) (слайд 7)

2. Чтение текста на стр. 22 – 25(до слов …Отрок же поклонился…) (слайд 8)

3.Чтение текста на стр. 25 – 26(до слов …Этот раннее названный…) (слайд 9)

4. Чтение текста на стр. 26 (до слов …Сыновья Кирилла…) (слайд 10)

5.Чтение текста на стр. 27 – 28(до конца текста) (слайды 11-12)

3. Выборочное и поисковое чтение. Работа с текстом

1. Какой обет дали родители до рождения ребёнка?

2. Как назвали мальчика в святом крещении?

3. Чем отличался Варфоломей от других детей?

4. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

5. Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?

6. О чём многократно просил Варфоломей отца?

7. О чём просили родители Варфоломея?

8. Исполнил ли он их волю?

9.О каких чертах характера говорит его поступок?

2. Аналитический блок.

1. Работа в парах по объяснению смысла пословиц. (Задание выполняется на карточках)

Правила работы: Дети получают карточки с пословицами и карточки с объяснением их смысла. Необходимо соединить пословицу с объяснением.

Карточки с пословицами

Карточки с объяснениями

Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.

2.Просмотр видеофильма «Образ добродетели» из цикла о Сергии Радонежском для детей.

— Какая информация была для вас новой?

III. Заключительная часть

1.Подведение итогов (обобщение).

— Назовите тему урока.

— Какую цель ставили в начале урока?

— Объясни, как ты понял, что такое житие?

— Как вы считаете, трудно ли жить в смирении?

2.Работа с тестом. Самопроверка.

Тест «Житие Сергия Радонежского» (на отдельных листах) (слайд 13)

Выбери правильный ответ.

1.Как звали родителей Сергия?

а) Иван и Ольга

б) Пётр и Марфа

в) Кирилл и Мария

2.Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий

б) Константин

в) Варфоломей

3.Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) прилежно, но с трудом

в) медленно и не прилежно

4.Кого встретил мальчик?

а) святого старца

б) ангела

в) монахиню

5.Что он спросил у мальчика?

а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»

б) «Куда ты идёшь, чадо?»

в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

6.Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать монахом

б) что его послали искать лошадь

в) что он хочет знать грамоту

7.Куда переехал отец мальчика?

а) В Радонеж

б) В Москву

в) Во Владимир

8.О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

9.О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

2.Рефлексия. Закончи предложение. (слайд 14)

  • Сегодня на уроке я познакомился (лась)….

  • Мне было интересно …

  • Мне особенно удалось …

  • Я могу применить полученные знания …

  • 3.Оценивание. Самооценка учебной деятельности с помощью сигнальных карт. (слайд 15)

— Оцените свою работу на занятии, связав её со своим настроением.

— Если вам спокойно, радостно, вам было все понятно – выберете сердечко красного цвета.

— Если вы испытываете неудобство, неловкость и вам не все было понятно, и вы хотите поговорить со мной после занятия – выберете сердечко зелёного цвета.

— А если вам тревожно, вы не поняли, о чем мы говорили на занятии и вам не с кем поделиться – выберете сердечко синего цвета.

(Дети выбирают сердечко и показывают учителю)

— Ребята! Бог дал вам свободу выбора. Все в ваших руках! Вам решать какими вам быть. Если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта, спокойствие, радость, счастье. Ведь как прекрасно жить с такими чувствами! (слайд 15)

— Преподобный Сергий Радонежский учил христиан смирению и стойкости, братской любви, прекращал раздоры людские. Слово его было значимо, а молитвенная помощь велика.

— А нам всем — учащим и учащимся — преподобный Сергий особенно близок своей великой скромностью и простотой, усердием в молитве и трудолюбием, заботой о людях и миролюбием. Он помогает в учении всем, кто просит его о помощи: Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас!

4.Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение отрывка из «Жития Сергия Радонежского», прочитанного на уроке. (с. 22–28).

2. Найти дополнительные сведения о Сергии Радонежском.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

    1. Словарик:

  1. Житие – описание жизни святого. Обычно пишется уже после его смерти близко знавшим его человеком, свидетелем чудес.

  2. Угодник – лицо, возведённое в ранг «святых” за совершённые при жизни «особо угодных богу” дел.

  3. Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.

  4. Обет – торжественное обещание, обязательство.

Отрок – мальчик-подросток.

Праведный – у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

Благочестивый – у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.

Благодать – в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.

Карточки с пословицами

Карточки с объяснениями

Преподобный Сергий жил очень скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца, которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и Преподобный его утешил.

Тест «Житие Сергия Радонежского»

Выбери правильный ответ.

1.Как звали родителей Сергия?

а) Иван и Ольга

б) Пётр и Марфа

в) Кирилл и Мария

2.Какое имя получил мальчик при крещении?

а) Сергий

б) Константин

в) Варфоломей

3.Как учился мальчик?

а) быстро и легко

б) прилежно, но с трудом

в) медленно и не прилежно

4.Кого встретил мальчик?

а) святого старца

б) ангела

в) монахиню

5.Что он спросил у мальчика?

а) «Кем ты хочешь стать, чадо?»

б) «Куда ты идёшь, чадо?»

в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»

6.Что ответил мальчик на вопрос старца?

а) что он хочет стать монахом

б) что его послали искать лошадь

в) что он хочет знать грамоту

7.Куда переехал отец мальчика?

а) В Радонеж

б) В Москву

в) Во Владимир

8.О чём просил юноша своих родителей?

а) позволить ему стать священником

б) позволить ему идти учиться

в) позволить ему стать монахом

9.О чём попросили родители юношу?

а) подождать, пока они состарятся

б) подождать, пока они умрут

в) подождать, пока женятся старшие братья

Приложение 1 – Иллюстративный ряд

С. Н. Ерошкин. Преподобный Сергий. По Руси.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские

М. В. Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

С. Иванов. Баскаки.

Приложение 2 — Видеофильм «Образ добродетели» из цикла о Сергии Радонежском для детей.

Литература:

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Помощь Божия, молитвами, по молитвам святых Его угодников, случается со многими и многими верующими людьми, и читая их рассказы, мы укрепляем свою собственную веру!

Автор нашего сайта Марина М. прислала нам список рассказов, который мы ниже и прилагаем:

Давно, лет 30 назад, я мучалась сильными болями в спине, – пишет Каролина З. – На тот момент мне было лет 25 и все думала, как же я дальше жить буду такой развалюхой? Очень сильно переживала.

И приснился мне сон, пришел во сне Николай Угодник, спросил на что жалуюсь.

Я назвала три свои болячки, но он ответил: «Я пришел тебя излечить, но только от одной болезни». Я подумала, что с плохим зрением в очках похожу, почки как нибудь уж, а болезнь позвоночника серьезная и невыносимо больно .

Пожаловалась на поясницу.

Он тогда говорит:»Ляг на живот, вытянись, представь ,что у тебя вместо позвонков металлический стержень».

Я так и сделала. И с тех пор не болит ничего. Очень сильный Святой Николай Чудотворец, он видел как мне необходимо быть здоровой, много дел на тот момент меня ожидало.
Святой Николай Чудотворец, моли Бога о нас.

Светлана Ш. пишет:

Здравствуйте, вот моя история. Несколько лет назад я работала в сельской пригородной школе.

Добиралась на автобусе до остановки этой деревни, дальше пешком около 2 километров до школы.

И случай мой произошел где-то в феврале-начале марта. Было еще много снега, но начиналась оттепель.

Дорога до школы не широкая, проселочная. Утро. Пустынно. Люди разъехались по работам в город, кто-то еще не проснулся.

Иду. И вижу: навстречу движется стая диких собак. Я и одной встречной очень боюсь, а тут целая стая, и их, наверное, 10 было.

Сворачивать некуда, уходить уже поздно.

Воздела в прямом смысле глаза к небу и стала читать молитвы, просить Бога о помощи. И так прошла через всю стаю. Собаки даже не гавкнули, а прошли мимо.

Наверное, это не очень чудесная история, но для меня очень знаменательная. Вот так. Спасибо вам за внимание!
Слава Господу за всё!

Олеся И. пишет нам:

Узнала о батюшке Спиридоне примерно год назад. Такое ощущение было, что Николай Чудотворец меня с ним познакомил, проявила интерес к этому святому, узнала о башмачке, а также и сам батюшка мне приснился, его лик, и с этого дня я доверилась ему всецело, под его заступление.

За этот год Спиридон помог мне во многих вопросах больших и маленьких.
Бывают такие моменты, что за секунду до события приходит подсказка.

А недавно неожиданно возникла мысль или даже мне подсказал батюшка Спиридон (в этот момент я думала о другом, а тут мысль просто врезалась в мои думы) — «купи рюкзак».

Надо ехать по делам и думала, что обойдусь сумкой, и не придавала значения рюкзаку. Но я решила, что действительно будет проще именно с рюкзаком ходить.

Начала рассматривать варианты в интернете варианты, форму, цвет рюкзака.

Хотелось найти недорогой и чтобы цвет был темно-серый или синий, так как светлый маркий, а черный будет сливаться с пуховиком.

Ничего подходящего не находилось и я оставила эту затею.

Но вскоре все же нашелся вариант быстро и попалось то, что я именно искала (классическая форма рюкзака и цвет интересный — мокрый асфальт), а самое главное со скидкой и бесплатной доставкой.

А ещё я использовала баллы на своем профиле и стоимость стала еще ниже. Рюкзак уже получила и очень довольна, что вопрос решился быстро, легко и недорого, никак не нарадуюсь.

Спасибо большое батюшка Спиридон! Вот такой дивный Покровитель.
Святитель Спиридон Тримифутский, моли Бога о нас.

Oльга пишет:

Здравствуйте.

Наверное, многие из нас, посещая Соборный Храм и молясь Богу, не догадываются о великой силе Святых Таинств Церкви, а именно, Соборования (елеоосвящения).

Я случайно попала в такой день в Церковь и прошла это Таинство.

Будете смеяться, но у меня совершенно пропал храп, хотя я просто со всеми молилась и просила у Господа прощения и исцеления.

Может еще, что произошло в организме, но без такого явного проявления.

Священники говорят, что Благодать Господня в любом случае действует через освященный елей, которым помазуют тело и руки болящего, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни.

Прощение грехов, забытых или неосознанных, даруется соборующемуся.
Слава Богу за всё!

Галина рассказывает:

У меня были трудности.

В храме висела икона Серафима Саровского и я начала перед Святым его образом молиться.

А ночью такая радость меня охватила и я услышала голос — радость моя, почувствовала утешение сильное что я не одна.
А ещё я подумала, как же мученики выдерживали пытки и когда дома молилась, то совсем неожиданно Господь показал что такое любовь- внутри тебя загорается пламя любви и всех любишь до единого, я так три дня ходила и тогда я поняла, что от такой любви можно и на крест, и все мучения претерпеть, таешь от любви и ничего мирского не надо больше.
Поехала в монастырь, зашла в храм и меня охватила такая благодать, не передать словами, слезы очищения, покаяния полились из глаз и я увидела, как голубь белый вылетел из алтаря.
Вот так я пришла к вере истинной Православной.

Будем молиться, ходить в Святую Церковь Православную. Слава Богу за всё.

Вот что пишет Ксения.
У неё умер муж от рака, молодой, в расвете сил, любящий семью, 4 детей. Как же Ксения боролась за жизнь своего супруга, но все тщетно, болезнь съела его быстро, как же Ксения плакала и молилась — Господи, верни мне мужа.
Она знала, что такого мужа больше ей не встретить, такого каким был её любимый.
Но не прошло и года и Господь сподобил её встретить такого человека, который как две капли её покойный муж, не только внешне, но и характером и внутренне душой. Такое неизреченное утешение она получила, что до сих пор не может поверить. Сам Господь вернул ей мужа. Она считает, что это самая настоящая милость Божья. У Ксении два младших ребеночка совсем маленькие 3 и 2 года. Вот так Господь даровал и детям любящего отца. Не чудо ли это?
Слава Богу за всё!

Молитвы святой Матроны сохранили беременность!

Георгий Победоносец – один из самых почитаемых на Руси святых. Обычно его изображают с копьем, попирающим ужасного змия – символ сатанинских сил… Однако это далеко не единственное чудо, которое совершил этот знаменитый приверженец христианской веры.
На службе у кесаря
Святой Великомученик Георгий родился в III веке нашей эры в Малоазийской области Каппадокии, в царствование императора Диоклетиана. Родители его были христианами. Когда император начал гонения на христианскую веру, отца Георгия замучили до смерти, а мать его перебралась на свою родину в Палестину.
Юноша отличался красотой и физической крепостью, и его отдали на военную службу. Так как он служил императору честно и усердно, 20 лет от роду его назначили военачальником. Георгий не раз получал награды и стал одним из приближенных к царю людей. Однако, видя, каким истязаниям подвергают других христиан по приказу кесаря, молодой человек понял, что и ему не миновать испытаний. Он отпустил на свободу своих рабов и раздал бедным все имущество.
Георгий не мог смотреть, как истребляют его братьев по вере, и однажды обратился к императору с гневной обличительной речью. За это Диоклетиан приказал заключить его в темницу и всячески пытать, заставляя отречься от христианской веры.
Заключение и казнь
Сначала на ноги Георгию надели колодки, а на грудь навалили тяжелый камень, затем раздели донага и привязали к колесу, под которым находились доски с воткнутыми в них острыми ножами и гвоздями. Колесо принялись вращать так, чтобы острия впивались в тело несчастного. Но тот молча терпел боль и мучения, молясь Богу. Наконец по приказу кесаря его закопали в ров с негашеной известью. Через три дня яму разрыли, надеясь найти кости Георгия. Но он, благодаря молитве, остался целым и невредимым.

Тогда на ноги юноши надели раскаленные железные сапоги, в подошвы которых изнутри были вбиты гвозди, и так повели в темницу. Царь велел бить его воловьими жилами, пока кровь не смешается с землею. Однако и эти муки святой вытерпел. Наконец дали ему яд, желая умертвить, но тот не подействовал на него.
Прослышав о чудесном спасении Георгия от уготованных ему мук, многие люди, уверовав во Христа, стали приходить к его темнице. Среди них была сама императрица Александра.
Находясь в заключении, Георгий не только наставлял посетителей в вере, но и творил чудеса: например, исцелял больных.
Как-то к нему со слезами и жалобами явился крестьянин по имени Гликерий, у которого единственный вол-кормилец свалился в овраг и разбился насмерть. Святой сказал ему:
— Иди, брат, радуйся, мой Христос оживил твоего вола.
Гликерий отправился домой и нашел вола живым и здоровым.
Во время суда в храме Аполлона Георгий начал молиться, и вдруг все языческие идолы попадали… Его приговорили к отсечению головы. Накануне казни святому было видение во сне: будто Господь возложил на голову его венец со словами: «Не бойся, будь мужественен и сподобишься царствовать со Мною; не изнемогай, вскоре Я призову тебя к Себе, и ты получишь уготованное тебе».
Вместе с Георгием повели на казнь и царицу Александру. Но по дороге она присела отдохнуть – и испустила дух. Так Господь спас ее от физических мучений. А святой, помолившись Богу, преклонил голову под меч.
Мощи святого, согласно завещанию, захоронили в палестинском городе Лидде. Позднее его причислили к разряду великомучеников, пострадавших за христианскую веру.
Посмертные чудеса
После кончины святой Георгий тоже сотворил немало чудес.
В азиатском городе Амастриде находился храм, посвященный святому Георгию. Случилось так, что он сильно обветшал, а у горожан не было денег на его починку. Вокруг храма часто бегали дети. Как-то один маленький мальчик, который никак не мог взять верх ни в одной игре, взмолился:
— Святой Георгий, помоги мне победить, я тебе принесу вкусный пирог!
В тот день он выходил победителем во всех играх, а, вернувшись домой, поведал матери о своем обещании. Та испекла пирог, и малыш, отправившись в церковь, положил его перед алтарем. В это время в храм зашли купцы. Они увидели пирог и рассудили так:
— Зачем он святому? Съедим-ка мы его, а в храме оставим ладан!
Так они и сделали. Но когда пирог был съеден, то купцы не смогли покинуть церковь, так как все двери куда-то исчезли. Тогда торговцы положили перед алтарем серебряные и золотые монеты, и усердно помолились святому. После этого они, наконец, смогли отыскать двери и вышли наружу. Весть об этом чуде быстро разлетелась по всей стране, и верующие стали присылать деньги на строительство нового храма. Позже на них построили большую каменную церковь.
Легенда о змие
Но самое известное чудо святого Георгия связано с его победой над змием.
По легенде, неподалеку от города Бейрута на Средиземном море находилось озеро, в котором жил огромный змей-людоед. Жители города были язычниками и каждый день приносили в жертву чудищу своих детей.
Дошла очередь и до единственной царской дочери. Ее отвели на берег озера и оставили там. Она стала ждать, когда из воды выползет змей и сожрет ее. Но тут перед ней явился святой Георгий на коне, с копьем наперевес. Осенив себя крестным знамением, герой вонзил копье в змея. Затем он велел девушке накинуть свой пояс на шею чудовища и вести его за собой. Когда они пришли в город, прохожие стали в ужасе шарахаться от монстра. Но святой воскликнул:
— Не бойтесь, надейтесь на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него. Это Он послал меня к вам, чтобы избавить от змея.
После этого святой Георгий прикончил змия на городской площади при большом скоплении народа, и все жители города с того дня уверовали во Христа и приняли крещение. На месте убийства чудища построили храм во имя Пресвятой Богородицы и в честь святого великомученика Георгия, которого отныне стали звать Победоносцем. Говорят, в этом храме тоже совершалось много чудес.

Святой Николай родился в Малой Азии, в провинции Ликия, в городе Патара. Его родители Феофан и Нонна были очень благочестивыми и добрыми людьми. Они долго молили Бога, чтобы Он послал им сына. И Господь даровал им необыкновенного ребенка: едва появившись на свет, он начал творить чудеса. Во время крещения младенец три часа простоял в купели; по средам и пятницам он сосал молоко только вечером, по окончании молитвенного правила «на сон грядущим».
Когда мальчик подрос, он быстро научился читать, изучил Божественное Писание и прочел много духовных книг. Он избегал пустых разговоров и легкомысленных друзей, зато часто ходил в церковь.
Дядя Николая, епископ Патары, заметил, что племянник особенно благочестив и сторонится мирских людей и удовольствий, и посоветовал родителям отдать его на службу Богу. Они с радостью согласились, и скоро епископ возвел юношу сперва в диаконский, а затем в священнический сан. Когда он рукополагал Николая, то по наитию Святого Духа пророчествовал, что этот пастырь будет утешителем печальных и помощником попавших в беду.
Иерей Николай и в самом деле был очень отзывчив и милостив. Когда умерли его родители, он раздал все свое наследство бедным.
В Патаре жил один человек, который прежде был очень богат, а потом обнищал. Он дошел до такой крайности, что ради денег решился своих красавиц-дочерей толкнуть на путь греха.
Услыхав о том, как он бедствует, и по Божию откровению узнав о его замысле, святой Николай завязал в узел золотые монеты и ночью, чтобы никто не видал, бросил деньги ему в окошко. Утром бедняк нашел их — и никак не мог поверить своему счастью; он тер пальцами монеты и, убедившись, что это настоящее золото, недоумевал, откуда оно взялось. Поблагодарив Господа, он выдал замуж старшую дочь и дал за ней богатое приданое.
Святой обрадовался и так же ночью подкинул в окошко узелок с деньгами для средней дочери. Найдя золото, бедняк со слезами молил Бога открыть, кто же их благодетель. Сыграв вторую свадьбу и твердо веря, что Господь устроит судьбу и младшей дочери, он ночью не ложился спать, а караулил возле окна.
Когда иерей Николай, тихо ступая, подошел к дому и кинул в открытое окно узелок, бедняк кинулся за ним, догнал и стал целовать его ноги, а святой заклинал его сохранить все в тайне.
Вскоре Николай отправился в Палестину поклониться святым местам. Когда корабль плыл вдоль берегов Египта, стояла тихая, безветренная погода.
— Будет буря,- сказал святой морякам, и в самом деле скоро разразился шторм.
Он крепчал и наконец так разбушевался, что никто уже не надеялся спастись своими силами и все просили Николая помолиться, чтобы Господь избавил их от смерти. Священник стал усердно молиться, и шторм утих.
Но тут случилась новая беда: один матрос полез на мачту, сорвался и разбился насмерть. И Николай-чудотворец воскресил его своей молитвой.
На обратном пути из Палестины святой решил не возвращаться домой, где его все знали и почитали, а жить в каком-нибудь чужом городе при храме как нищий, которому негде главу приклонить. И он поселился в Мирах, главном городе Ликии.
В то время архиепископ Мир и всей Ликии Иоанн скончался. Епископы собрались, чтобы избрать его преемника, но никак не могли договориться между собой.
Наконец, когда они присоединили к усердной молитве пост, старейшему из них было видение — ему явился светлый Муж и велел ночью встать у церковных дверей и ждать того, кто первым придет в церковь: «Его зовут Николай, это и есть Мой избранник».
Святой Николай всегда просыпался в полночь и молился до тех пор, пока не наступало время идти к утрене. Он очень рано приходил в храм, и в то утро первым вошел в притвор. Епископ подошел к нему, взял за руку и спросил:
— Как тебя зовут, чадо?
Святой тихим и кротким голосом промолвил:
— Николай, владыка, раб твоей светлости.
Епископ очень обрадовался, не сомневаясь, что перед ним Божий избранник,- ведь Господь призирает только на кротких и смиренных.
Став архиепископом, святой Николай был так же милостив ко всем, так же по своему обыкновению постился до вечера и не носил дорогой одежды.
Во времена гонений на христиан он проповедовал Христа и был за это посажен в тюрьму, где немало пострадал от голода и жажды. Когда на византийский престол вступил благоверный царь Константин, гонения прекратились, и святой Николай вернулся к своей пастве.
Святой участвовал во Вселенском Никейском соборе, на котором были утверждены догматы Православной веры и предан анафеме еретик Арий.
Тихий и кроткий святитель Мирликийский так разгорелся божественной ревностью, что посрамил богохульника Ария не только словом, но и рукой — ударил его по щеке.
Присутствовавшие на соборе были поражены и разгневаны таким поступком и сняли со святого архиерейский омофор. Но ревность и дерзновение смиренного Николая были угодны Господу: самые достойные из священнослужителей увидели справа от святителя Господа Иисуса Христа, благословляющего и подающего ему Евангелие, а слева Пресвятую Богородицу, протягивающую омофор.
Однажды архиепископа Николая позвали в город Плакомату — утихомирить воинов, которые грабили местных жителей. Когда, уладив дело, святитель обедал с царскими воеводами, приехали гонцы из Мир и со слезами рассказали, что правитель города Евстафий осудил на смерть трех невинных людей.
— При тебе он бы не осмелился на такое! Владыка, все плачут и ждут, когда ты вернешься.
Святой Николай, взяв с собой воевод, тут же отправился домой. Подъехав к Мирам, он узнал, что осужденных уже вывели из темницы.
На месте казни стояла большая толпа; пройдя сквозь нее, святитель увидал троих несчастных со связанными руками и закрытыми лицами. Им уже пригнули головы к земле, и палач достал меч из ножен. Святой Николай выхватил меч у него из рук и развязал узников.
Народ радовался, и никто из городских властей не посмел сказать святителю ни слова. Правитель Евстафий бросился к его ногам, оправдывался и просил прощения, но Николай даже не смотрел в его сторону. Наконец, когда Евстафий сознался, что за взятку осудил на смерть невинных людей, и искренно покаялся, святитель простил его.

Царские воеводы удивлялись святости и ревности чудного архиерея; получив его благословение, они отправились обратно в Плакомату.
Эти воеводы вскоре удостоились почестей и были сделаны царскими советниками. Но нашлись люди, которые позавидовали им и оклеветали перед царем. Константин поверил наговору, велел посадить вельмож в тюрьму, а затем казнить.
Несчастные узники горько плакали и прощались с жизнью. Один из них вспомнил, как святитель Николай спас от казни троих осужденных, и они стали молиться:
— Боже Николая, спаси и нас, как тех людей в Мирах! Никто не может помочь нам — помоги Ты Сам!
Ночью святитель Николай явился во сне царю Константину и грозно сказал:

— Встань и выпусти из тюрьмы невинных людей, их оклеветали. А если не послушаешься, пойду на тебя войной, и ты погибнешь!

— Кто ты такой, что угрожаешь мне? — спросил царь.
— Николай, архиепископ Мирликийский,- был ответ.
В ту же ночь святитель явился во сне и царскому сановнику, который оклеветал воевод.
Наутро царь велел привести к нему узников и спросил:
— Что это за сон вы нам наворожили?
Они не знали, что сказать, и только уверяли царя, что всегда верой и правдой ему служили.
Константин смилостивился и заговорил с ними другим тоном, ласково и дружелюбно. А воеводы, глядя на царя, вдруг увидали рядом с ним святителя Николая, который подбадривал их.
— Боже Николая! — закричали они.- Спаси нас, как спас невинных в Мирах!
— Кто это Николай и кого он спас? — спросил царь.
Воеводы рассказали ему о святителе Николае Мирликийском, и Константин тотчас освободил их со словами:
— Не я дарю вам жизнь, а великий угодник Божий Николай, которого вы звали на помощь. Поезжайте к нему и благодарите, а от меня передайте, что я сделал, как он сказал, и прошу на меня не гневаться.- И вручил им Евангелие в золотом окладе, золотую кадильницу и два светильника для церкви в Мирах.
Святитель Николай всегда сразу приходил на помощь тем, кто его звал.
Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, попал в шторм. Казалось, он вот-вот развалится под напором огромных волн. Моряки вспомнили, что слышали об архиепископе Николае-чудотворце, и стали молиться, призывая его на помощь.
Святой тут же явился.
— Вы звали меня — я пришел вам помочь. Не бойтесь,- сказал он, взял руль и повел корабль.
Буря улеглась, море успокоилось, а потом подул попутный ветер, и судно скоро вошло в Мирскую гавань.
Моряки поспешили на берег — им не терпелось увидеть своего спасителя и поблагодарить его. В это время святитель Николай как раз шел в церковь, и они узнали его и бросились к его ногам.
Святитель прожил долгую жизнь и спас от смерти и разных злоключений многих людей. И после своей блаженной кончины угодник Божий Николай-чудотворец так же скоро приходит на помощь тем, кто его зовет.
Честные мощи святителя Николая, перенесенные из Мир Ликийских в итальянский город Бари, и сейчас источают миро, принося исцеление больным и изгоняя бесов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *