Дети в детском саду

Почему нужно отдавать ребенка в детский садик

Несмотря на то, что сейчас много частных групп кратковременного пребывания ребенка в саду, школ раннего развития и тому подобных организаций, любой педагог скажет, что все-таки полезнее посещать дошкольное образовательное учреждение (детский сад). Почему?

Во-первых, именно находясь в условиях общей группы, дети раньше приучаются к самостоятельности. Дети гораздо легче осваивают навыки самообслуживания: учатся самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену (См. » Когда и как приучать ребенка к горшку «), прибирать за собой .

Во-вторых, дети гораздо больше играют в саду, у них больше игрового пространства и больше партнеров для игр. Помимо просто ролевых игр, дети осваивают такие занятия, которые способствуют их физическому развитию, а также логическому мышлению, речи, развитию художественных и музыкальных способностей.

Наконец, посещение группы детского сада формирует у ребенка умение общаться в коллективе, учит взаимодействию друг с другом, умению договариваться, учитывать не только свои, но и чужие интересы. Особенно это важно для тех детей, кто является единственным ребенком в семье.

Детский сад: за и против

Как ни крути, именно детский сад – первая в жизни ребенка школа коллективного общения. Если бы в каждой семье было по 4-6 детей, как в прежние времена в крестьянских семьях, то в домашних условиях вполне можно было бы поработать над коллективизмом. А если у родителей единственное чадо, то как его воспитывать вне коллектива? Ведь человек – существо общественное, а значит, без общения ему в жизни будет очень тяжело.

Кроме того, ребенок, оторванный от семьи на весь день, становится более самостоятельным. Родители далеко, они не могут ему помочь ни одеться, ни поесть, ни поиграть с другими детьми. Вольно или невольно, но ребенку самому приходится решать все эти свои проблемы.

Противники детского сада приводят две главные проблемы: дети начинают часто болеть и учатся плохому. Действительно, на первый взгляд, все так и есть. Иногда уже на второй неделе после начала посещения детского учреждения отдельные дети начинают болеть. Это объясняется адаптацией, которую испытывают многие.

Однако некоторые медики склонны считать, что это даже способствует формированию иммунитета. Чем раньше, дескать, ребенок перенесет всевозможные инфекции, тем лучше ему будет дальше – в старшей и подготовительной группе, и уж тем более в школе. Что же касается дурного влияния… Порой наблюдаешь, как во многих очень благополучных семьях вырастают грубые и бессердечные дети. И дело здесь не в примере других. Может сработать и сила своего примера, когда отец кричит на мать, называет бранными словами.

Чаще же причина в другом – в так называемых СМИ. Обилие бессмысленных мультфильмов заполонило экраны телевизора. Многим мамашам вообще удобнее включить диск с мультиками часа на два и заниматься своими делами. Все замечательно: в доме тишина, никто не беспокоит. Но что получает для себя такой несчастный ребенок? Пару десятков дурацких шуток или бессмысленных выражений?

Что уж говорить об интернете! Когда пятилетний ребенок без ведома родителей посещает запретные сайты или общается в социальных сетях с незнакомыми людьми, что от этого можно ждать? Уж лучше в детском саду! По крайней мере, хороший воспитатель всегда одернет грубияна или сделает замечание тому, кто не слишком-то вежлив и воспитан.

Правила для родителей

Родителям, которые все-таки сделали свой выбор в пользу дошкольного образовательного учреждения, можно дать несколько правил, чтобы и для них адаптация проходила легче.

Правило 1. Ребенок должен ходить в детский сад с желанием. Он должен чувствовать, что это не тюрьма, не место лишения свободы на весь день, а радость общения, радость творчества и познания, знакомство с окружающим миром.

Правило 2. К посещению садика нужно готовиться заранее. Расскажите о своих воспоминаниях, связанных с этим временем. Возможно, у вас остались друзья, с которыми вы поддерживаете отношения с того периода. Постарайтесь заранее побывать недалеко от того места, куда скоро предстоит ходить ребенку. Понаблюдайте за тем, как весело ребятам на улице, как интересно проходят у них игры, соревнования. Тогда ребенок с нетерпением будет ждать начало новой жизни.

Правило 3. Приучайте ребенка к самостоятельности. Никто его не будет уговаривать есть с ложки, ему придется самому одеваться и раздеваться, и ваша подготовленная заранее почва для самостоятельности сослужит для него добрую службу и снимет лишние неврозы.

Правило 4. Любя своего ребенка, не воспитывайте из него эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не заронить в его сознание мысль о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что и родители, и все близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая в чем-то ребенку, иногда просите и его пойти вам на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится довольно нелегко. Не стоит забывать об этом.

Правило 5. Предоставьте ребенку возможность любой эмоциональной разрядки. В первые несколько дней ребенок ведет себя скованно, сдержанно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или очень быстро бегает – это ему необходимо.

В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, нужно обязательно посоветоваться с психологом.

Когда отдавать ребенка в садик

Самым благоприятным периодом для начала посещения детского сада принято считать возраст с трех до четырех лет. Каждый родитель знает психологические особенности своего ребенка. Наблюдая за его поведением в первые дни, выслушивая его впечатления, каждый родитель в итоге должен сам сделать окончательный вывод: нужно ли его сыну или дочери посещать детский сад или лучше посидеть дома до того времени, когда у самого ребенка возникнет потребность проводить больше времени со сверстниками, нежели с родителями?

Реклама Отдавать ребенка в школу всегда проще. Все же школа — уважаемое дело. И ребенок уже не такой маленький. А вот отдавать в садик … то оно не просто.
Сначала мы очень заняты различными орг вопросами — в какой садик? как забить там место? как сделать, чтобы ребенка взяли и тд., плюс всей этой бюрократией — справками, выписками, прописка … И вот, когда приходит время принять маленького человечка за ручку (или на ручки) и отвести к чужой тете, которая изо всех сил старается быть приветливой, вдруг оказывается, что мы внутренне не готовы.

Ребенок идет в детский сад

Ну, хорошо, мы не готовы. Хотя, возможно, вам лично повезло, и вы по-философски относитесь к этому болезненному вопросу. Но все равно есть куча мамочек, которые тайком сжимают мокрые платки, блуждая под окнами садика. Кто старается держаться бодрячком, а сам молча держит сердце в кулаке, кто убегает подальше от сада и старается не думать. Да-да, именно так все и происходит в первые дни или недели пребывания ребенка в яслях. Даже если ваш ребенок всегда был уверен в себе и не боялся идти на ручки к другим людям, не удивляйтесь, если он не сразу полюбит сад и очень с первой минуты очень доходчиво даст вам об этом знать.
Всего поражают отчаянные крики малышей, реки слез и крошечные ручки, которые изо всех сил тянутся к маме: Уаааааа! Хочу домой !!!!
Похоже на кино? Честно сказать? Оно действительно выглядит именно так драматично, особенно в первые дни. И для этого есть свои вполне объективные причины:
Во-первых, это важное изменение в жизни всей семьи. Сад меняет нашу рутину, некоторые привычки, наши определенные роли.
Во-вторых, трудно всем:

  • Родителям трудно отпустить ребенка, которого привыкли иметь все время у себя.
  • Для ребенка это вообще нечто совершенно новое — незнакомое место, чужие люди и куча других детей.
  • Для воспитательницы это группа визжащих детей, к которым надо найти подход.

Не секрет, что больше всего страдают в этой ситуации именно дети. Родители, дом, привычную среду дают им почву под ногами, это их территория, здесь они чувствуют себя уверенно и комфортно. А вот сад сначала кажется им очень подозрительным.
Конечно, рано или поздно дети адаптируются к новым обстоятельствам, взрослые тоже. Но важно знать, что в том числе и от нас, родителей, зависит, насколько быстро и безболезненно пройдет эта адаптация.

Как подготовить ребёнка к детскому саду

Давайте попробуем представить, что чувствует ребенок, когда его оставляют в саду в первые дни?

Если бы наши дети умели хорошо говорить, они бы нам сказали примерно следующее:

  • Зачем ты меня сюда привела, я что-то плохое сделал?
  • Мама меня здесь оставила, а что будет, если она не вернется?
  • Здесь все плачут, пожалуй, это очень плохое место.
  • Надо громче плакать, тогда мама вернется и заберет меня домой.

  • Мама меня не любит, мою сестру (брата) дома держит, а меня здесь оставила.

И хотя они прямо так не говорят, но своими слезами, криками и выкрутасами очень четко показывают нам свой протест.
Как бы трудно ни было признавать этот факт, ребенок действительно страдает в первые дни в саду. Не удивляйтесь, если ваш ребенок будет час плакать под дверью. Но каким бы болезненным ни был этот период, ребенок понемногу привыкает к новой обстановке, начинает их понимать и воспринимать нормально. Некоторое время она еще будет пытаться выжать из себя свои привычные 2 слезки, но они резко высыхают, только вы исчезнете с горизонта. И уже через некоторое время ребенок спокойно идет в садик, который фактически превращается в часть его жизни.
Когда малыш уже адаптирован к садику, перед ним открываются много новых возможностей — появляются новые друзья, новые обстоятельства, игры, среда, новые требования. Ребенок развивается в новом направлении —учиться жить среди людей. И не говорите мне, что это не важно.
А сейчас, если ваша кроха каждое утро устраивает вам концерт с оркестром, воспринимайте это как вполне нормальную вещь. Даже если ваш малыш начинает плохо спать, теряет аппетит, весь день не в настроении, нервный, уставший, снова ищет соску или писает в штаны— это нормально. Так же нормально, если дети начинают вести себя агрессивно, или наоборот впадают в апатию, весь день держатся за вашу юбку или неожиданно проявляют ревность к брату или сестре.
Все эти реакции могут проявляться во время периода адаптации. И они целиком и полностью нормальные.
Теперь вопрос на миллион.
Сколько придется терпеть эти муки?
Воспитатели всегда говорят, что у каждого ребенка свой ритм адаптации. Что я могу добавить к этому? Мой опыт подсказывает, что первую неделю будут арии ежедневно. Это самый трудный этап. После выходных, как правило, плач снова возвращается с новой силой. Вторую неделю проходит лучше, дети понемногу осваиваются, и плачут гораздо меньше. На протяжении третьей недели большинство детей в группе плачут только в первые минуты и уже довольно быстро успокаиваются.
Конечно. встречаются дети, которым нужно больше времени, чтобы перестать воспринимать сад. как угрозу. Но только большинство начнет спокойно играть, это становится стимулом для всех остальных, кто сомневается, плакать или нет, закрутить свой краник и пойти повоевать за какую куклу.

Чем можем помочь нашим детьми мы, родители?

Первое и самое главное — быть морально готовым к тому, что вам всем будет непросто. Чем спокойнее и увереннее вы, тем проще будет ребенку принять этот новый этап его жизни. Наша задача также— максимально помогать малышу осознать, что происходит, поддержать и понять ребенка.
Поэтому запасайтесь терпением и старайтесь смотреть на этот этап в определенной перспективе, помня, что все делается к лучшему.
А как помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к садику, как следует себя вести, что конкретно делать, а чего нет, читайте ниже.

Как помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к садику

Выше мы уже говорили о том, что первые дни ребенка в садике могут превратиться из долгожданного события в настоящую драму со многими персонажами.
Если вам только довелось попасть в эпицентр этой смеси с ревом, протестами, криками, и вас уже хватают за юбку, цепляются за шею, и заливают потоками слез, то вам предстоит сейчас так же тяжело, как и большинству мамочек в подобной ситуации.
К счастью, это будет продолжаться не всегда, и ваш ребенок понемногу адаптируется к новым условиям.
И вы своими действиями и словами можете очень помочь малышу преодолеть страх и выстроить мостик доверия между семьей и садом.
Маленькие дети очень чувствительны к состоянию и реакции родителей. Они еще не понимают все слова, но прекрасно ориентируются по нашей мимике, жестах, интонации, а также внимательно наблюдают за тем, как мы действуем. Поэтому следите за тем, как вы ведете себя круг ребенка.

Адаптация ребенка к детскому саду советы родителям

Постарайтесь:
Быть спокойной, уверенной и позитивной. Ваше поведение и реакции считываются ребенком, как на рентгене. Не нужно играть роль, лучше убедить себя, тогда вам легче будет убедить ребенка.
Сделайте прощания с ребенком спокойным и недолгим. Каждая лишняя секунда будет использована вашим ребенком, чтобы нажать на вашу жалость. Это естественная психологическая защита у ребенка. Но вы знаете, что ребенок в безопасности и не должен быть включен тревожить малыша лишний раз.
Если вам знаком Садиковый распорядок, то можете дать ребенку конкретный ориентир: «Я приду за тобой после обеда», «после дневного сна» и тд. Ну, и конечно, будьте готовы соблюсти вашего слова.
Спросите у воспитательницы, можно в первые дни брать с собой в сад небольшую игрушку или другую вещь, которая будет напоминать ребенку о доме. Когда малыш будет скучать, эта вещь поможет ему преодолеть невеселые чувства.
Говорите о садике с оптимизмом, но без фантазий: хвалите то, что там реально может понравиться вашему сыну или дочке: «ты видел, какая там качели во дворе?» Или «у тебя там будут новые друзья, с которыми можно играть», или «в саду детки могут кататься на трехколесных велосипедах» …
В присутствии ребенка рассказывайте вашим знакомым, что малыш уже ходит в садик. Говорите об этом положительно, чтобы ребенок знал, что сад — это хорошо. Если спросят, малыш плачет, не отрицайте, но делайте больший акцент на положительном: «Да, вчера Саша сначала волновался, зато потом он играл машинками в песочнице».
Избегайте:
Угроз «Если будешь плакать, я не куплю тебе …» или «не пойдешь в гости к …»
Эмоционального шантажа вроде: «Не плачь, потому что мама скучать» или «если ты будешь кричать, папа рассердится». Такие реакции дают понять ребенку, что его эмоции неправильные, но они как раз очень правильные и малыш имеет полное право протестовать.
Лжи. Не надо говорить: «Я сейчас вернусь», «Побудь немного здесь, а когда ты захочешь, мама тебя заберет». Ребенок, хоть и маленький, но понимает больше, чем мы думаем. Она будет ждать вас и переживать, если вы не придете, когда пообещали.
Ненужной жалости: «Бедный, мама не хотела тебя здесь оставлять» или «Тебя здесь не оскорбляли?» — Эти фразы несут скрытый месседж «это место ужасное !, ты жертва сада»
В это время лучше избегать других важных изменений в жизни ребенка, например, переселять ребенка в другую комнату, отлучать от груди, от соски, снимать памперс и т. Др.
Не пытайтесь заглядывать в окна или во двор сада. Если ваш малыш вас увидит, к нему вернуться слезы. Вам это надо?
Не возвращайтесь только после того, как вы попрощались с ребенком. Этим вы только продлите драму, а в следующий раз ребенок будет плакать более настойчиво.
Ради бога, будьте пунктуальными, когда приходить забирать ваша малышка. Если вы опоздали на 1 минуту, будьте уверены, что все это время ваш ребенок будет плакать от отчаяния или тревожно заглядывать за спины другим родителям, несмотря, что за другими детьми пришли, а вас нет.
Конечно, может быть и так, что не все вам удастся сразу. Это на страшно, потому становиться опытными родителями — это тоже процесс, на который требуется время и практика. Но сейчас главное начать. Каждое ваша конструктивное действие будет еще одним шагом к пониманию и добрым отношениям между вами и вашим ребенком. Действуйте, наблюдайте, совершенствуйтесь. Надеюсь, что уже вскоре ваш ребенок с радостью бежать в садик.

Возврат к списку

В детский сад я впервые попала во взрослом состоянии когда мне было 17-как студентка пед колледжа. Меня очень порадовали такие интеллигентные и приветливые воспитатели. Они всегда проводили занятия, не повышали голоса на детей. Я даже не думала, что может быть иначе. В конце колледжа надо было проходить практику в течение месяца, можно было выбрать любой сад. Я пошла, который ближе к дому, тк. до того, куда мне дали направление нужно было ехать полтора часа. И тут я увидела как может быть по-другому.
Та наставница моя, весила килограмм 100, хотя ей было 20 с небольшим. Она орала на детей, говоря, что «Иначе с ними нельзя». Она однажды взяла мальчика, который на занятии отвлекался и повела его за ухо, надорвав ухо. Родители молодцы, сразу разбираться пошли. Ребенку было 5 лет. На площадке, они все лузгали семечки и говорили о сексе, где и с кем в каких позах, а когда дети подходили и долго стояли около них, то в не грубых интонациях говорили: «Что уши греешь, иди играй». Была там еще одна воспитатель единственная в саду с образованием, ну и что, что со средним специальным. Когда она появлялась все воспитатели начинали играть с детьми в игры «Бояре», «Ловишки». Благодаря всем этим воспитателям я поняла, что сад для ребенка буду тщательно выбирать и мне пох какой он крутой или нет, главное, чтоб воспитатели были психически нормальными.
Когда училась в институте, то пошла в сад работать психологом, т.к. на других работах меня бы не отпускали на трехдневки, супервизии, и сессии сдавать (я на опыте узнала, проработав месяца два в кадровом агентстве). В этом саду половина работников работали с пед образованием. Может, образование и отношение к детям здесь и не при чем, но именно они были терпимее и ответственнее. Наверное в детском саду образование играет роль. Ведь, если человек пошел учиться на педагога, то как минимум ему этот процесс интересен, а не работает он там потому что ребенка не брали в д/с.
В этом детском саду было 15 воспитателе и 10 групп. Среди 15 одна, что орала на детей. Она там проработала до хренища лет и по-другому не умела общаться. Это про нее говорят хобалистая, это про нее говорят, хочешь узнать человека, дай ему власть. А у воспитателя ого-го сколько власти, вот некоторые окруженные ею и деспотируют на рабочем месте.
Я честно скажу, что из группы хобалистой воспиталки у меня было больше всего деток. Они страдали неврозами: страхами, тиками, энурезом. Я родителям под строгой секретностью советовала перевести в другую группу. Но секреты в женских коллективах раскрываются быстро. И я натерпелась от Хабалки многого. Хорошо, что помимо работы у меня было много всего: институт, Мигип, частная практика, курсы, тренинги, семья, муж… И как-то легче переносила я ее сплетни о себе. Я ей прямо говорила, что своего ребенка никогда бы к ней не отправила. Я не знаю почему ее держала заведующая, хотя в дет садах, где мало платят, каждый кадр ценен. А она работала за троих, получала не 5, а 15 тыщ, наверное поэтому ее держали в саду.
А еще в садах есть такие тихие деспоты, на моем пути их встречалось больше чем открыто агрессивных. Они «воспитывают детей» предъявляя им взрослые требования.
-когда все дети (25 человек) успокоятся, мы пойдем гулять.- И все дети сидят за столами. она за своим столом ждет, что бы все 25 деток разом успокоились. это может длиться минут десять. Они сравнивают детей «посмотри какого замечательного зайку слепила Маша, а у тебя что получилось. ерунда какая-то и не надо плакать, иди и лепи» Эти воспитатели не позволяют детям шуметь, плакать и всячески себя проявлять и пугают их переводом в ясельки, могут во время прочтения сказать, что: «заклею скотчем рот, если будешь болтать.» Интонации при этом самые нормальные, не злые, но пугают послания.Для таких воспитателей, главное, что бы был выполнен план, прочитана эта книга, дети были послушны и здоровы, чтоб родители не жаловались.
Другая воспитатель, между прочим, ее дети обожали, позволяла себе выпивать водочку на рабочем месте. Заведующая ее ругала, лишала премий, но она там работала 15 лет.
Это я описала ужасы. А на самом деле есть фанатики своего труда. У них глаза горят, когда заговаривают о работе. Они любят детей. К ним приходят первоклассники похвалиться успехами и у воспитателей наворачиваются слезы. Они занимаются с детьми и к каждому знают как подойти. Они уважают себя и свой труд. Они исследуют новые методы работы, изучают новые занятия. Они развиваются. Часто такие воспитатели подрабатывают нянечками в семьях своих же воспитанников. Если мама приходит в восемь, а сад до семи, то ей доплачивают час. Иногда просят посидеть в выходные. Она не просто наблюдает за ребенком, она развивает его. Мой маленький брат попал именно к такой воспитательнице. Она заметила начало заикания (интересовалась логопедией), мой брат был отправлен в спец сад и заикание было исправлено.
А знаете почему в садах работают по многу лет? Как говорят те, кто «фанат труда» только в саду возможно проработать первую или только вторую половину дня и пойти домой, плюс поесть хорошую и здоровую пищу, на проезд не надо тратить деньги и можно если желаешь, всегда подработать, и дети под присмотром твоим. При чем если хороший разряд за работу с 8 утра до часу дня получают до 18 тысяч в Москве.
Метки: детский садик, рабочее

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, «домашние» детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно «садиковые» дети. Зачастую дети переходили целыми группами из «дворового» детского сада в такую же «дворовую» (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие «детский сад» в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов «трудоустройства» дошколенка. Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным «багажом»: кто-то ходил в обычный садик, кто-то — в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: «домашние» дети ничуть не хуже «садиковых». Конечно, везде есть свои исключения, но, в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в «учреждении», вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто «хранить» драгоценное чадо дома, а работать над развитием в нем всех этих качеств.

Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего — возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех — совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.

Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.

С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь «садикового» образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если «домашний» ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура — этот минимальный «джентльменский набор» обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет, и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.

Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития.

Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя «в обществе», соблюдать правила. И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

«Домашний» ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника — а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте — общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в категорию «посторонних» нередко попадают вообще все другие люди — в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками).

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, — вам нужно срочно менять эту точку зрения! Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы — пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик — отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Договоритесь с кем-нибудь из своих подруг, что время от времени ваш ребенок будет проводить денек у нее. Самое лучшее — если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить «график посещений», по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный «детский сад» «работает» всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю: это уже принесет малышам большую пользу. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Обращайте больше внимания на то, как ваш ребенок общается с другими детьми на площадке, в гостях. Легко ли он знакомится. Умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры. Может ли поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Это очень важные критерии его социального развития, и если годам к пяти ребенок так и не приобретает соответствующих коммуникативных навыков, стоит посоветоваться с детским психологом и подыскать какую-то замену детскому саду — группу развития, игровую группу, детский клуб и т. п.

Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода «в свет» — четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что «чем раньше, тем лучше — быстрей привыкнет»! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз, конечно, может «привыкнуть» к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть — это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление — далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это — чрезвычайно рано! Полтора года — возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются «неблагополучные» детки, то есть те, кому не слишком хорошо живется дома. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов. Они с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один-два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходят, зовут с порога группы, а ребенок… поворачивается спиной, прячется за полкой с игрушками. И дело тут совсем не в том, что малыш «заигрался», слишком увлекся какими — то своими важными малышовыми делами.

Для полуторагодовалого карапуза встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать — самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми постепенно сглаживается, но до конца не исчезает еще довольно долго (хотя разные детишки в этом сильно отличаются друг от друга). Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.

Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью. Прежде чем решаться отдавать ребенка в ясли, нужно перебрать все возможные варианты, позволяющие оставить малыша дома. Поищите надомную работу, попробуйте договориться со знакомыми мамами о том, что будете по очереди «пасти» ваших детишек. Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает и при желании всегда можно найти какую-то альтернативу яслям.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же — рано! Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным, и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья. Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, — ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к «учреждению» прямо сейчас. Поговорка «стерпится — слюбится» в данном случае не срабатывает! Негативный опыт посещения яслей скажется в дальнейшем: через год-другой, когда в группу придут «домашние» детки и адаптируются к садику без особых проблем, ваш малыш по-прежнему будет воспринимать детский сад как место заточения, будет часто болеть, плакать по утрам и вечерам.

В нашем случае применима такая народная мудрость: «Скупой платит дважды». Отправив в ясли двухлетнего малыша, который к этому не готов, вы ничего не выиграете. Выход на работу обернется регулярными больничными. Гораздо разумнее потратить время с толком: постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовьте малыша к детскому саду. Такое «вложение» вашего времени, вашей заботы окупится в полной мере. Пусть это прозвучит банально, но все-таки: что может быть дороже здоровья любимого ребенка — как физического, так и психологического?

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из «педагогических» соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его «домашние» сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности, осваивает все эти необходимые бытовые навыки — а как же иначе? Это, конечно, требует вашего внимания, вашей работы и вашего терпения.

Давайте говорить честно. Приводя малыша в ясли, мы не можем даже мечтать о каком-то индивидуальном подходе, уважении личности ребенка и т. д. С детскими садами дела обстоят получше, а вот ясли никак не могут считаться местом, полезным для ребенка.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.

Маме на заметку

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей — частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие «прелести», как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться «нормальными». Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно — постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.

Эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребенка, а значит, и свое собственное.

В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым — три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант — постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три — три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает — нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по «щадящему» режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.

Вот очень важное, хотя и чисто «техническое» предупреждение. Все советы, которые дают психологи, авторы различных книг и пособий (в том числе и автор этой статьи) относительно детского сада несколько теоретичны. Плавная, мягкая и неспешная адаптация к детскому саду — идеал, к которому можно стремиться. Но на деле, если только вы не обладаете достаточными финансовыми возможностями, чтобы определить свое чадо в частный «семейный » детский сад (а у большинства из нас таких возможностей как раз и нет), будьте готовы к тому, что жизнь внесет свои коррективы в вашу идеальную схему.

И первое, с чем вы столкнетесь, — это очередь. Да-да, старая «добрая» очередь в детский сад времен вашего собственного детства. Еще лет семь-восемь назад мамы действительно могли неспешно переходить от одного садика к другому, сравнивать и выбирать тот, что получше.

Рождаемость в стране была низкой, детские сады пустовали и закрывались, а те, что оставались на плаву, готовы были принимать в свои стены едва ли не всех желающих, независимо от прописки в нужном микрорайоне. (Ясли, кстати, всегда оставались переполненными, но их и гораздо меньше, чем детских садов.) Сегодня детей стало больше, а количество детских садиков сократилось — как раз в те «бездетные» годы. И в самый простой, «дворовый» садик нужно записываться по крайней мере за год до того, как ребенок туда пойдет. С теми же садами, которые в вашем районе пользуются особой популярностью, можно смело начинать «дружить» еще во время беременности.

В последние годы все более распространенной становится такая практика. Ребенка в два года отдают в ясли, он к ним привыкает с трудом, и родители решают еще на год оставить его дома. Но при этом ни в коем случае не забирают документы! Уговаривают администрацию «придержать местечко», исправно оплачивают ежемесячные квитанции, чтобы сохранить возможность без проблем отправить ребенка в садик через год или даже два.

Так что делайте выводы. Детский сад нужно подыскивать заранее, по крайней мере за год, в идеале — еще раньше. Проявляйте активность, не ждите подарков от судьбы. Гуляя по улицам с колясочкой, в которой лежит ваш новорожденный, знакомьтесь с мамами детишек постарше, выясняйте, в какие сады они ходят, довольны ли они ими.

Кроме того, большую помощь в поисках хорошего детского сада может оказать Интернет. На многочисленных «родительских» сайтах существуют рейтинги школ и детских садов. Там вы можете найти отзывы о разных садиках, группах, центрах развития. К тому же у вас появится возможность задать какие-то конкретные вопросы, получить необходимый совет.

Ребенок совсем не хочет идти в садик…

Любого ли ребенка можно приучить к детскому саду?

Некоторых детей врачи, психологи и родители так и называют — «несадиковые». Что стоит за этим определением? Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться к детскому саду?

Честно говоря, таких детей, наверное, нет. Вопрос лишь в том, сколько усилий нужно приложить самому ребенку и его родителям, чтобы адаптация к детскому саду состоялась, и оправданы ли эти усилия, то есть нужно ли их совершать.

По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы.

Первая группа — дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания.

Вторая группа — дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, «всего лишь» начинающие часто болеть.

Третья группа — это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей.

Так вот, каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе. Значит ли это, что только половина детей, которые ходят в садик, имеет шанс «прижиться» там, а все остальные должны сидеть дома до школьного возраста? Конечно нет.

В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется слишком много времени. Детский сад — стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится «плавать». Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в третьей, благополучной группе.

Несмотря на все мои старания, ребенок так и не может привыкнуть к садику. Чем это объясняется и что можно сделать?

Действительно, в некоторых случаях не помогает даже тщательная предварительная работа. Вопреки всем вашим усилиям и благим намерениям, ребенок продолжает в той или иной форме выражать протест против посещения детского сада. В чем же дело?

Прежде всего, малыш, возможно, еще не достиг подходящего возраста (этот вопрос мы подробно обсудили выше). Кроме того, как уже упоминалось, отношение ребенка к детскому саду может быть сильно испорчено неудачным опытом посещения яслей. Тут может срабатывать условный рефлекс: даже маленький ребенок помнит (по крайней мере, на подсознательном, эмоциональном уровне), что в этих стенах он уже был и чувствовал себя плохо. Если причина именно такова, то лучше всего отложить выход «в свет» еще на какое-то время (хотя бы на полгода), продолжая в этот период поддерживать связь с садиком — ходить на прогулки, подружиться на «нейтральной территории» с кем-то из детишек, которые ходят в ту же группу.

Трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка. Темперамент — врожденная характеристика, его нельзя изменить, но «зато», к сожалению, можно подавлять, насильственным образом искажать. Малыши-сангвиники обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики — они просто не успевают за остальными. А в садике это важно — шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то задание…

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, расспросите воспитателя о том, как именно ребенок проводит день в группе. И если вы решите, что сложности в адаптации связаны именно с «неудобным» для садика темпераментом, обязательно обсудите это с воспитателями. Объясните им, что малыш ведет себя «неподобающим» образом не потому, что в чем-то виноват, а потому, что не может по-другому.

Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, сообщая воспитателям, что вашего карапуза-флегматика ни в коем случае нельзя постоянно теребить, подгонять, а уж тем более ругать за медлительность. Расскажите им (и, конечно, имейте в виду сами), что под давлением со стороны взрослых ребенок-флегматик лишь становится еще более медлительным и пассивным.

Его нервная система функционирует таким образом, что при избыточной стимуляции вообще включается «аварийное торможение», и ребенок впадает в настоящую прострацию. Зато, если такого ребенка не тревожить, он умеет доводить начатое до конца, спокоен и уравновешен, аккуратен и надежен. Что же касается медлительности, то по мере роста и развития ребенка она будет постепенно сглаживаться. Темп деятельности флегматика все равно будет несколько снижен по сравнению с сангвиниками и особенно холериками — темп, но не результативность! В то время как торопливый холерик дважды натянет на себя все одежки наизнанку и вверх ногами, а воспитательница наконец переоденет его правильно, ребенок-флегматик как раз успеет один раз, но верно и аккуратно застегнуть все пуговицы и даже, может быть, завязать шнурки. Все это непременно нужно объяснить воспитателям, чтобы они запомнили: чем меньше они будут дергать и торопить вашего «тихохода», тем быстрее он «выровняется», привыкнет к обстановке детского сада и начнет успевать делать все, что нужно.

А что же делать с теми самыми торопливыми холериками, которые ни секунды не сидят на месте и вообще часто напоминают маленький смерч? Понятно, что такой темперамент не вызывает особых восторгов у воспитателей в садике. Но опять же необходимо поговорить с персоналом и объяснить, что малыш «буйствует» не из-за недостатка воспитания, а в силу врожденных особенностей личности. Подскажите воспитателям, что вашего «ураганного» ребенка хорошо бы по возможности занимать какой-то активной деятельностью. Если он разбрасывал игрушки, то наверняка с тем же удовольствием и быстротой соберет их — если его попросить, а не заставлять. Как правило, в детских садах детям все-таки разрешают довольно свободно двигаться — бегать и прыгать (разрешают хотя бы потому, что невозможно заставить двадцать трехлеток долго и тихо сидеть на стульчиках!).

Если же вам попадутся очень строгие воспитатели, которые требуют от детей, чтобы те и на прогулке стояли на одном месте или ходили взад-вперед парами, — что ж, в этом случае лучше всего поискать других воспитателей. (Это, кстати, относится не только к проблемам детей-холериков! Муштра, подавление, жесткое ограничение естественной активности вредны для любого ребенка, независимо от темперамента.)

Наконец, в поисках причин плохой приспособляемости ребенка к садику подумайте еще вот о чем: а легко ли вы сами адаптируетесь к новым условиям? Любите ли вы находиться в шумных компаниях? Если ребенок растет в обществе замкнутых, мало общительных родителей, то, скорее всего, и сам он будет предпочитать тихие игры в одиночестве. Такому малышу обычный многолюдный садик действительно может быть противопоказан, но в то же время его ни в коем случае нельзя оставлять в изоляции! Его непременно нужно «выводить в свет», хотя и делать это ненавязчиво и аккуратно, малыми «дозами». Очень неплохо определить такого «затворника» в игровую группу, в которой мало детей и где не нужно проводить целый день.

Кому лучше остаться дома

В обычный, стандартный садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до всякого садика!) детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей вообще никуда нельзя отправлять. Просто нужно учитывать, что если ваш малыш не слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность, уязвимость. К нему нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более тщательно, чем в случае с «обычным» (если только такие бывают на свете!) ребенком. Существуют специальные оздоровительные детские сады, но на одно лишь название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один воспитатель на две смены — большого оздоровительного эффекта посещение такого сада вашему крохе не принесет.

Если вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком, отложите до поры мечты о садике и начинайте самостоятельно «оздоравливать» малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят врачи — начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь «школу развития», игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере выбирайтесь с ним в гости, чтобы он понемножку «отрывался » от вас, узнавал, что мир вокруг широк и не опасен.

Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *