Детские игры с песком

Песок — уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок — лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.

Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Игры с песком в детском саду проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей.

Подбор упражнений на песке:

— «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;

— «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

— создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);

— сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

— «просеять» песочек между пальцами;

— сделать отпечатки различных предметов формочками;

— сгрести песок ладонями в большую кучу — «муравейник» и разгрести его,

— «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;

— сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;

— «погрузить» руки в песок;

— создать рисунки на увлажненном песке;

— спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.

Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.

Цветная песочная терапия

Для разнообразия занятий используем цветной песок. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и рассыпается по бутылкам.

Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить.

Развивающие математические игры в песочнице

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). Психолог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Игры по обучению грамоте с песком

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» — простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

class=»eliadunit»>

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках …»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Рифмовки для упражнений с песком по развитию мелкой моторики

Примеры.

Почтенный слон по джунглям идет

И слонят своих ведет.

Он хобот выше поднимает –

Семью на обед созывает.

По пустыне идет караван.

Там за барханом вновь бархан.

Верблюды день и ночь бредут

Поклажу на горбах везут.

Песчаный пляж позволяет детям играть в разнообразные спортивные и творческие игры. Можно это делать на песке, в воде или комбинировать эти две поверхности в развлекательных и интересных занятиях.

Игры на пляже в воде

Волейбол

Пляжный волейбол

Игра всем известная и все прекрасно знают как в неё играть на суше. Но вот на воде играть в него весьма затруднительно, зато увлекательно. Установите границы и глубину площадки, на которой будете играть. Имейте в виду, что детям будет очень неудобно и некомфортно на большой глубине, поэтому игра для них может превратится в мучение.

Лучше всего, если в игре будут участвовать и взрослые. Это не только разнообразит игру, но также позволит следить за малышами и за их безопасностью.

Бутылочка

Развлечение больше похоже на игру в водное поло. Вместо мяча — обычная бутылка. А цель может быть любая. Суть в том, что все игроки делятся на 2 команды и начинают борьбу за бутылку. Разрешается делать все, кроме запрещенных приемов (укусов, щипаний, сильных толчков и ударов). Как можно дольше сохранять бутылку у своей команды или доставить бутылку до определенных ворот — цель можно выбрать любую.

Помните о безопасности, так как игры на воде требуют особого внимания.

Брызгание и плескания

Детство, море, восторг

Не только дети любят побрызгаться водой и плюхаться в воду, создавая как можно больше волн и фонтанов. Оказывается из этого тоже можно устроить соревнования.

Каждый участник может делать все что захочет: шлепать ладонями, прыгать, барахтаться, но его главная задача — создать столько брызг и фонтанов, сколько он сможет.

У кого из участников получаться самые объемные фонтаны и наибольшее количество брызг, тот и победил.

Миска с песком

Игра относится уже к смешанной, так как в ней придется выбегать на сушу. Каждый участник ставит на берегу моря миску или тарелку. По команде ему необходимо бежать в море, нырять и загрести руками песок с морского дна. После этого выбежать на сушу и погрузить песок в миску. Задача — наполнить писку речным песком до верха и кто справится с этой задачей быстрее — тот и победил.

Игры на берегу моря

По следам

Здесь были люди

Все прекрасно знаю, что на мокром песке остаются красивые четкие следы после нашего прохождения по нему. Из этого может выйти небольшое, но весьма интересное развлечение.

Пускай кто-то из участников будет первопроходцем и наследит на небольшом отрезке, но пройдет не обычным шагом, а выворачивая ступни по разному, чтобы создать запутанные следы. Другим участникам по очереди необходимо пройти за первым, ступая точь-в-точь по его следам.

Играть можно не только на коротком отрезке, но по всему пляжу, так вы сможете прогуляться вдоль побережья. Игра хороша во время вечерней прогулки, чтобы выплеснуть оставшуюся энергию и подышать свежим морским воздухом перед сном.

Замки и башни

Замки на песке

Строить любят все. И соревнования на самую высокую песчаную башню зададут отличный игровой азарт не только у детишек, но и у взрослых. Можно объединиться в команды, в которых будут и взрослые и дети. Для ребенка это развлечение принесет массу эмоций и впечатлений.

Гольф

Почему бы не попробовать себя в одной из самой популярной игре? Для этого вам понадобится пара палок, небольшой мяч и ямка в песке, которую вы можете вырыть. Дополнительно на пути к лунке вы можете возвести преграды: небольшие холмы, горки и ямы. Это разнообразит игру.

Пионербол

Занятная игра, требующая от вас лишь наличие одного атрибута — мяча. Играть можно разделившись на команды или просто встав в круг и играя за себя. Такой вариант проведения времени на пляже будет не только интересен для детей, но и поучительным элементарным основам волейбола и тренировки координации.

Сокровища

Сокровища Черного моря)

Квесты давно стали самостоятельной категорией развлечения, а самое главное — их можно придумать самим. Пускай взрослые выберут небольшую площадку и закопают в случайном месте небольшую коробочку с конфетами или другими вкусностями или сувенирами, и разложат ориентиры.

После этого стоит дать ребенку или группе детишек легенду, по которой они последовательно будут бродить и в итоге придут к заветному кладу.

Упражнение «Добрый день, Песчинка»

ЦЕЛЬ: снять напряжение.

Ход упражнения:

Психолог от имени Песчинки просит детей «познакомиться с песком», то есть различными способами прикоснуться к песку. Каждый ребенок:

— касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно;

— сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу;

— касается песка всей ладонью — внутренней, затем внешней стороной;

— перетирает песок между пальцами, ладонями.

Детям старшего дошкольного возраста педагог предлагает рассказать о своих ощущениях: «тепло — холодно», «приятно — неприятно».

Упражнение «Песочный дождь»

ЦЕЛЬ:

— учить регулировать мышечное напряжение и расслабление;

— знакомить со свойствами сухого песка.

Ход упражнения:

Педагог рассказывает от имени Песчинки: «В моей стране может идти необычный песочный дождь и дуть песчаный ветер. Это очень приятно. Посмотрите, как это происходит. (Показывает.) Вы сами можете устроить такой дождь и ветер». Дети медленно, а затем быстро сыплют песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свои ладошки.

Песчинка предлагает каждому ребенку закрыть глаза и положить ладошку на песок, расставляя пальцы. Взрослый сыплет песок на какой-либо пальчик, а ребенок называет этот пальчик. Затем они меняются ролями.

Упражнение на дыхание «Песчаный ветер»

ЦЕЛЬ: учить ребенка регулировать вдыхание и выдыхание воздуха.

Ход упражнения:

Педагог предлагает детям сказать приятные пожелания своим друзьям-песчинкам, подарить искренние пожелания песчаной стране, «задувая» их в песок. Дети учатся дуть через трубочку для коктейля, а не втягивая в нее песок.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить выдувать канавы на поверхности песка. Это упражнение можно комбинировать с ароматерапией, когда ребенок, набирая воздух в легкие, вдыхает распыленные в помещении эфирные масла, а выдыхая — легко дует на свои ладони с песком, сдувает песчинки в песочницу.

Упражнение «Необычные следы»

ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, воображение.

Ход упражнения:

Педагог предлагает детям упражнения имитационного характера, которые оставляют следы на песке, скажем:

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой нажимает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змеи» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук оставляет на поверхности песка волнистый след в разных направлениях;

«Бегут жучки, паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погрузить руки в песок, руки встречаются — «жучки здороваются»);

«Кракозябра» — дети делают на песке разные отпечатки, придумывая названия для фантастичных животных, которые оставили эти следы. После занятия вымышленное фантастическое существо можно нарисовать и сделать его обитателем песчаной страны.

Дидактические игровые упражнения

Упражнение «Узоры на песке»

ЦЕЛЬ: закрепить знания о сенсорных эталонах и закономерностях.

Ход упражнения:

Психолог пальцем, ребром ладони, щеточкой в верхней части песочницы рисует разные знакомые детям геометрические фигуры, простые или сложные узоры — прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступени и т.д. — и предлагает ребенку нарисовать такой же узор внизу песочницы, или продолжить узор взрослого. Как вариант педагог могут рисовать на доске определенный узор и предложить нарисовать его на песке.

Узоры на песке дети могут создавать, выкладывать в заданной или задуманной последовательности, как и определенные предметы, скажем, камни, желуди, крупные пуговицы и тому подобное.

Педагог обращается к каждому ребенку от имени Песчинки: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри на узоры на песке которые можно нарисовать. Нарисуй так же, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части узор должен состоять из колец, а внизу — из треугольников».

Игровое упражнение «Создаем лес и его обитателей»

ЦЕЛЬ:

— развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность

— расширять и уточнять знания детей о лесе и его обитателях.

class=»eliadunit»>

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня ты превратишься в маленького волшебника, который может создать что-либо, скажем, лес с его жителями. Но чтобы осуществить волшебство, следует сказать волшебные слова: «Елки, березки, боровички». Ты должен закрыть глаза. (Ребенок закрывает глаза. В это время педагог «засаживает» песок деревьями, цветами, грибами.) Открой глаза и посмотри — как хорошо и интересно все получилось!».

Педагог обращает внимание ребенка на то, что у Песчинки есть замечательные помощники — пальчики «Попроси свои пальчики помочь тебе в волшебстве. (Педагог сжимает и разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, вырывает ямки, ребенок делает то же сам.) А теперь скажи те же волшебные слова, что и Песчинка, и с помощью волшебства создай другой лес. Вспомни, какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».

Если ребенок неверно сказал «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет. Ребенок снова повторяет волшебные слова. После «высадки леса» педагог вводит для запоминания еще несколько слов, связанных с сюжетом. Например: названия деревьев, цветов, грибов и т.д.

Примечание: в других упражнениях, задача та же, что и в первом упражнении. Меняются только персонажи, способы создания ландшафта и «волшебные слова». Количество и сложность слов, которые имеют возможность запомнить дети, следует подбирать в соответствии с возрастом детей. Тему построения целесообразно подбирать так, чтобы она соответствовала теме занятия, которое проводит педагог в группе.

Ориентировочные темы для проведения упражнений:

— Создаем море, реки, озера и их обитателей;

— Создаем город и его жителей;

— Создаем село и его жителей;

— Космические путешествия, встреча с инопланетянами.

Одной из задач упражнения «Космические путешествия, встреча с инопланетянами» является развитие воображения и фантазии. Поэтому педагог поощряет любые проявления фантазии, которые раскрывают внутренний мир ребенка. Это упражнение носит диагностический характер в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

Игровое упражнение «Мы идем в гости»

ЦЕЛЬ:

— учить ориентироваться на песчаной поверхности;

— развивать пространственные представления;

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет зайчик? (Зайчик живет в лесу.) Почему? (Потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом верхнем.) А кто еще живет в лесу? (Другие животные). А сколько их? (Считают картинки с изображением диких животных.) С кем дружит зайчик? (С белочкой и ежиком.) Кого боится зайчик? (Волка и лисички.) Кто живет рядом с зайчиком? (Его друзья.) Чем нас зайчик угостил? (Морковкой и капустой.) Что мы пожелаем зайчику? (Дети высказывают свои пожелания)».

Педагог через игру во время нахождения в гостях у разных зверушек формирует у детей пространственные представления (или закрепляет понятие) «вверх — вниз», «вправо — влево», «над — под», «середина», «угол». Ребенок по указанию взрослого пальцами «ходит», «прыгает», «ползет» по песку, изображая разных персонажей.

Игры и упражнения по погружению рук в песок

Некоторые дети боятся полного погружения рук в песок. Такие дети не участвуют в играх и упражнениях по погружению рук в песок. Для других детей игры на поверхности песка и игры по погружению чередуются в зависимости от их желания.

Игровое упражнение «Тайные задачи крота»

ЦЕЛЬ:

— развивать тактильные ощущения, умение расслабляться;

— активизировать заинтересованность играми с песком;

— расширять знания детей о тех, кто живет под землей.

Ход упражнения:

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня наши ручки будут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый машет руками и составляет их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на запястьях глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Для этого нужно помочь моему кроту выполнить секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый рисует крота у него на запястьях.) Ну что? Погружаемся? Смотри и делай, как мой крот».

Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ей, обращает внимание ребенка на изменения на поверхности песка. Затем осторожно раскапывает каждый пальчик.

Далее то же делает ребенок. После этого дети «раскапывают» руки друг друга. Можно дуть на песок, использовать перо, палочку, щеточку и тому подобное.

Как вариант все действия можно выполнять с закрытыми глазами искать в песке руки товарищей, пожать их — «кроты здороваются».

Игровое упражнение «Песчаные жмурки»

ЦЕЛЬ:

— развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, образное мышление;

— расширять и уточнять знания детей о сказках и сказочных героях;

— формировать произвольное поведение.

Ход упражнения:

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки с иллюстрациями из разных сказок и изображениями сказочных персонажей, их можно изготовить самостоятельно, оклеив скотчем яркие картинки. Для песочной терапии-игр с детьми мы используем цветные картинки с четким изображением. На начальном этапе — с изображением одного предмета или сказочного персонажа с постепенным усложнением изображаемого. Для игр со старшими дошкольниками можно использовать картинки с черно-белым или даже силуэтным изображением.

Перед упражнением психологу следует вспомнить с ребенком его любимые сказки и сказочных персонажей, поговорить о причинах положительного и отрицательного отношения к различным персонажам.

Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «В песке любят прятаться сказки и сказочные персонажи. Давай поиграем с ними в песчаные жмурки. Закрой глаза и скажи волшебные слова: «На песок посмотри — из песка сказка покажись». (Взрослый закапывает в песок картинку с иллюстрацией из знакомой ребенку сказки, оставляя видимым уголок изображения.) Открой глаза, бери щеточку и начинай искать в песке сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты уже почистил от песка часть картинки. Как ты думаешь, какая это сказка?».

Ребенок постепенно раскапывает картинку, пока не сможет назвать сказку или сказочных персонажей. Если ребенок не может догадаться и назвать сказку с элементами картинки, педагог меняется с ребенком ролями. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а потом взрослый откапывает ее и вслух размышляет, анализирует увиденное, обучая ребенка способам действия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *