Детям про закаливание

Каждый ребенок наверняка знает, что закаливание полезно для здоровья. И это действительно так, если закаливаться правильно и с умом! Человек, который делает это систематически, получает крепкий иммунитет и редко болеет.

Самое главное правило, для тех, кто решил закаливаться – всё нужно делать постепенно. Некоторые дети ошибочно думают, что начинать надо сразу с обливания холодной водой. Такой способ принесет не пользу, а только вред организму. Из-за таких экспериментов вполне можно заболеть.

Закаливание – это приучение организма к воздействию разных природных факторов (воздуха, воды, солнца). Первое, что должен соблюдать желающий быть здоровым человек, это систематически проветривать свою комнату, даже зимой. Нормальная температура воздуха в помещении – 20-22 градуса. Вот ее и надо поддерживать. Также надо приучить себя обязательно гулять в любую погоду.

Следующий шаг – это обтирание прохладной водой. Для этого берется полотенце, которое нужно намочить в прохладной воде, и им растирается тело. В первый день температура воды доводится до 32 градусов, через два дня ее можно снизить на 1 градус. Снижать температуру можно до 20 градусов.

Еще один метод закаливания – обливание. Его суть – ежедневно обливаться в течение 1-2 минут прохладной водой. Как и при обтирании, нужно приучить организм к понижению температуры воды, снижая ее через два дня на 1 градус. Начинается процедура с 34 градусов и доводится до 20.

Как ни странно, но закаливаться можно не только при помощи холода, но и при помощи тепла. Один из таких способов – хождение босиком по теплому песку или гальке.

Все процедуры закаливания дети обязательно должны выполнять под контролем родителей! Они подскажут ребенку, нет ли у него противопоказаний для закаливания и как сделать все правильно. Если есть необходимость, родители даже могут отвести детей к врачу, чтобы он подобрал подходящую схему закаливания. Этим правилом пренебрегать нельзя!

Именно в такой ситуации родители вспоминают о закаливании и начинают обливать малыша холодной водой. Но метод не приносит ожидаемого эффекта и разочаровывает отчаявшихся мам и пап. Врачи же утверждают, что закаливание детского организма – неотъемлемая часть здоровья ребенка, но проводить его нужно правильно.

Много мифов ходит о методах и способах закаливания детей. Родителям стоит разобраться в особенностях детского организма и подобрать подходящие малышу процедуры. Не нужно забывать о правилах закаливания, без соблюдения которых все усилия будут напрасны, а состояние здоровья крохи может даже ухудшиться.

Что такое закаливание

Закаливание – повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды путем целенаправленного дозированного воздействия этих условий.

При упоминании слова «закаливание» в памяти сразу всплывает обливание холодной водой, но водные процедуры – не единственный метод укрепления иммунитета ребенка.

С чего начать закаливание ребенка

Начинать закаливание нужно с изменения образа жизни всей семьи. Ведь усиление защитных функций иммунной системы не произойдет при обливании холодной водой. Чтобы эффективно укрепить здоровье ребенка, закаливающие процедуры должны включать в себя и другие простые мероприятия.

Для этого достаточно приблизить образ жизни малыша к природному, естественному.

  • Регулярные прогулки

Ребенок должен ежедневно бывать на улице, активно играть на свежем воздухе. Это значительно укрепляет иммунитет малыша. Выбирая между прогулкой и просмотром телепередач, родители должны отдать предпочтение совместному времяпровождению на улице.

  • Не кутать!

Обратите внимание, сколько слоев одежды на вашем ребенке. Доктор Комаровский утверждает, что при температуре более 23 градусов достаточно одного тонкого слоя одежды, платья или футболки без рукавов.

Ребенок постоянно пребывает в движении и замерзает он намного реже, чем родители. Одетые тепло, в несколько слоев, малыши быстро потеют, что и вызывает развитие заболеваний.

Врачи рекомендуют постепенно приучать малыша к легкой одежде и разрешать бегать по дому босиком. Это стимулирует рефлекторные зоны, которые находятся на стопе и прекрасно укрепляет иммунитет ребенка.

  • Погода в доме

Одной из причин частых простудных заболеваний считается слишком сухой воздух в помещении. Пересушенные слизистые оболочки теряют свои защитные свойства и перестают противостоять вирусам и бактериям. Особенно это касается помещений с дополнительными обогревателями и теплым полом.

В домах, где постоянно работает теплый пол, влажность воздуха снижается до 20 %, при нормальных показателях в 40-60%.

Если воздух в квартире слишком сухой, стоит подумать о методах дополнительного увлажнения.

Температуру в комнате должна составлять 20-22 градуса. Соблюдение достаточной влажности и температурных условий в доме оградит малыша от многих проблем.

  • Режим дня

Правильное соотношение нагрузок, прогулок на свежем воздухе и отдыха формирует основу здоровья крохи. Важно предупредить перегрузку малыша избытком секций и повышенную психоэмоциональную нагрузку.

  • Правильное питание

Здоровое питание заключается в достаточном поступлении с пищей питательных веществ, которые участвуют в формировании защиты организма от инфекций. Нежелательно употребление тяжелой пищи, переедание и кормление ребенка через силу. Нужно соблюдать режим кормлений, питаться простой и здоровой пищей.

  • Закаливающие процедуры

Рациональное применение закаливающих процедур положительно воздействует на организм малыша, улучшается кровообращение, обмен веществ, работа нервной системы. Ребенок постепенно адаптируется к воздействию факторов закаливания, повышается способность сопротивляться инфекциям.

Закаливающие процедуры разделяют в зависимости от фактора окружающей среды, который воздействует на организм. Самыми распространенными и эффективными системами закаливания детей являются водные и воздушные процедуры, закаливание солнцем.

Правила закаливания

  • Закаливаться весело

Ни при каких обстоятельствах закаливание не должны приносить малышу неприятные ощущения. Ребенок не должен плакать, кричать, воспринимать закаливание как испытание. Если малышу не нравится выбранный вами метод, подберите другой вариант, который принесет ребенку пользу и положительные эмоции.

  • Закаливаемся постепенно

Не нужно торопиться закаливать малыша, дайте организму крохи адаптироваться постепенно. Понемногу увеличивайте время процедуры, постепенно снижайте температуру.

  • Проводим процедуры систематически

Закаливающие процедуры будут иметь отличный результат, если проводить их регулярно. Лучше всего подобрать подходящий момент, когда малыш сыт и находится в хорошем расположении духа. Проводить процедуры следует в одно и то же время ежедневно.

  • Комбинируем факторы закаливания

Необходимо периодически менять и комбинировать закаливающие факторы. Самые полезные и доступные из них – солнце, воздух и вода. Очень действенно сочетание закаливающих процедур и гимнастики.

  • Предупреждаем переохлаждение и перегрев ребенка

Следите за состоянием и настроением малыша во время закаливания. Слишком интенсивные мероприятия могут негативно отразиться на состоянии здоровья ребенка.

  • Не закаливаться во время болезни

Перед началом закаливания стоит проконсультироваться с врачом. Если у закалявшегося ребенка нарушено самочувствие, повышена температура или проведена вакцинация, закаливание стоит пропустить.

  • Закаливаться вместе

Если традиций здорового образа жизни и закаливания придерживается вся семья, ребенок быстро адаптируется и поддерживает родителей.

  • Начинать в любом возрасте

Хотя эффективность закаливание выше при правильной организации быта малыша еще с пеленок, начинать закаливаться можно в любом возрасте.

Виды закаливающих процедур

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом – один из самых легких и безопасных методов укрепления здоровья крохи. Именно с него стоит начинать закаливание новорожденных и малышей до года.

Проветривание

С первых дней жизни малыша нужно создавать правильные условия окружающей среды. Для новорожденных комфортной температурой воздуха в помещении считается 22 градуса. Проветривать комнату в зимнее время нужно не менее 4-5 раз в день, причем температура воздуха после проветривания должна снизиться на 1 градус.

Новорожденного малыша при проведении процедуры стоит вынести в другую комнату. Ребят постарше можно постепенно приучать к открытому на короткое время окну. В теплое время года доступ кислорода должен быть постоянным, можно оставлять открытым окно даже в присутствии малыша. Но если проветривание квартиры сквозное, ребенка стоит отвести в другую комнату.

Прогулки

Первые прогулки с ребенком можно совершать уже через несколько дней после выписки из роддома при условии удовлетворительного состояния малыша. Продолжительность прогулки зависит от времени года и температурных условий региона. В среднем первый выход на улицу должен длиться около 20 минут, а продолжительность прогулки постепенно увеличиваться до 1-2 часов.

Стоит отказаться от прогулки с грудничком, если температура за окном опустилась ниже 15 градусов или поднялась выше 30 градусов. Это предупредит возможное переохлаждение и перегрев ребенка.

Для определения минимальной температуры для прогулок грудничка доктор Комаровский предлагает правило: на каждый месяц ребенка прибавляем -5 градусов, но в итоге температура на улице не должна быть ниже 15 градусов.

Самый простой способ закаливания малышей первого месяца жизни – воздушные ванны во время пеленания. Это не займет много времени, ребенка оставляют раздетым на пеленальном столике на несколько минут.

Когда малышу исполнится полгода, продолжительность процедуры увеличивается до 15 минут, а к достижению годовалого возраста – до 30 минут. Хорошие результаты приносят воздушные ванны в летнее время на улице. Для этого нужно поместить коляску с малышом в тени деревьев.

Если ребенок раньше не закаливался, начинать проведение воздушных ванн следует постепенно. Для начала достаточно оголить ручки и ножки, потом по пояс, а затем оставить ребенка полностью раздетым. Длительность первых воздушных ванн не должна превышать 5 минут. Так ребенок учится адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Закаливание детей водой

Способы закаливания детей водой разнообразны, можно подобрать подходящие процедуры для любого возраста.

Закаливание в ванной

Даже новорожденных здоровых детей после консультации педиатра можно начинать закаливать водичкой. Для этого привычную ванну температурой 37 градусов стоит закончить прохладным обливанием заранее подготовленной водой из кувшина. Важно, чтобы вода из кувшина была на 1-2 градуса прохладнее, чем в ванной.

Затем температуру воды в кувшине нужно постепенно понижать на 1 градус каждые 3-5 дней. Но не следует обливать кроху холодной водой ниже 20-26 градусов.

Поливать кроху нужно держа на ладони спиной вверх, начиная со стоп и пяток и заканчивая спинкой вдоль позвоночника и затылком. После процедуры обсушите свое чадо полотенцем и согрейте.

Можно закаливать кроху, не доставая из ванночки. Для этого пересадите малыша в сторону и откройте кран с холодной водой. Когда температура воды в одной части ванны станет на градус ниже, чем во второй, перемещайте младенца из стороны в сторону. Таким образом, купание в прохладной воде чередуется с окунанием в теплую воду. После процедуры обсушите и согрейте малыша.

Обтирание

После достижения ребенком двухмесячного возраста можно вводить следующий метод закаливания – влажное обтирание. Проводят обтирание после пробуждения малыша, учитывая, что после еды должно пройти 60-90 минут. Температура в помещении должна держаться в пределах 20-22 градусов. В летнее время обтирание хорошо проводить на улице.

Проводится закаливающая процедура с помощью махровой рукавицы или полотенца, смоченного прохладной водой 33-35 градусов. Если ребенок с удовольствием принимает процедуру, можно сделать воду холоднее на 1 градус.

Сама процедура заключается в обтирании массажными движениями кожи ребенка. Лучше соблюдать такую последовательность: сначала обтирают ручки и ножки крохи, затем принимаются за живот, грудь и спинку малыша. Заканчивать процедуру лучше обтиранием кожи ребенка сухим полотенцем.

Для полутора годовалых детей идеальной температурой для обтирания считается 28-30 градусов. В возрасте старше 2 лет допустимо охладить воду до 24-26 градусов. Для подросшего малыша возрастом старше 4 лет при регулярном закаливании подойдет вода, охлажденная до 22-23 градусов. Закаливание старших детей, подростков проводят водой ниже 20 градусов.

Обливание

После адаптации ребенка к влажному обтиранию можно начинать закаливание обливанием прохладной водой. Процедуру проводят как во время купания в ванной и приема гигиенических процедур, так и отдельно.

Обливание ручек и ножек малыша

Если ребенок раньше не получал закаливающие процедуры, обливать нужно через 2-3 недели после адаптации малыша к обтиранию. Сперва начните обливать руки и ноги малыша водой 30-32 градусов. После процедуры разотрите кожу крохи до легкой красноты. Температура воды снижается на градус каждую неделю до достижения 20 градусов.

Важно. При проведении обливания водой ребенок должен быть согрет. Если руки и ноги малыша охлаждены, закаливание прохладной водой не имеет смысла, организм не воспринимает изменение фактора окружающей среды.

Контрастное обливание

Можно применять контрастное обливание голеней и ступней крохи. Для этого ножки ребенка поочередно поливают теплой и холодной водой. Обратите внимание, температура теплой воды должна составлять 30-32 градуса, а температура холодной воды должна колебаться в пределах 24-25 градусов и постепенно снижаться.

Одна из разновидностей контрастных процедур – использование тазиков для ног с теплой и холодной водой. Погружение ног в воду осуществляют 3-6 раз.

Ослабленные дети должны заканчивать процедуру окунанием ног в таз с теплой водой, а закаленные – в холодную воду.

Обливание ребенка целиком

После адаптации малыша к частичному обливанию можно приступать к обливанию крохи целиком. Для этого используется емкость с водой или душ. Если ребенок хорошо и давно закаливается, то возможно применение контрастного душа.

Не забывайте, что закаливание должно проходить в игровой форме и не вызывать отрицательные эмоции у малыша. В летнюю знойную погоду хорошо проводить любые методы обливания на улице.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи сильно влияют на активность иммунной системы крохи. В небольших дозировках ультрафиолет стимулирует защитные свойства организма ребенка. Но повышенная инсоляция, особенно у детей до 3 лет, может быть опасна.

Недопустимо пребывание на открытом солнце и тем более загорание детей младше 1 года. Кожа крохи не способна вырабатывать достаточное количество защитного пигмента – меланина.

Закаливать солнцем грудничков можно только в тени деревьев. В таком случае солнечные лучи рассеваются и не оказывают вредного воздействия на кожу ребенка. Позаботьтесь, чтобы во время закаливания ребенок мог двигаться, играть с игрушками, и не забывайте одевать на голову малыша панамку.

При температуре воздуха 25-26 градусов и отсутствии ветра можно оставить кроху в трусиках и футболке из тонкой ткани. Через полчаса пребывания на улице при хорошем самочувствии ребенка оголяют на несколько минут. С каждым днем время пребывания крохи без одежды увеличивают на минуту до достижения 10 минут.

Начиная с 3 лет, можно постепенно выводить малыша на солнце. Для закаливания солнечными ваннами лучше подойдет время до полудня и после 16 часов вечера. Важно, чтобы в это время ребенок играл в спокойные игры и не перетруждался. Длительность первой процедуры закаливания солнцем не должна превышать 5 минут. Максимальная продолжительность солнечной ванны в детском возрасте не должна превышать 50 минут.

Недопустимо закаливание солнцем, если температура воздуха поднялась выше 30 градусов.

Купание в водоемах

Очень действенный способ закаливания – купание в водоемах под открытым небом. В этом случае совмещаются все факторы закаливания – солнце, воздух и вода. Этот способ закаливания подойдет детям старше 3 лет.

Для начала процедур предпочтение стоит отдавать утреннему и вечернему периоду. Температура воздуха должна быть не менее 25 градусов, а воды – не менее 23. Обязательно позаботьтесь о наличии пляжного зонтика, тени, где малыш может передохнуть. Начинать закаливание нужно с 15 минут пребывания в воде.

Закаливание и возраст ребенка

Каждую маму интересует вопрос, что нужно делать, чтобы кроха рос здоровым и активным, не навредит ли метод раннего закаливания малышу. На самом деле многие опасения родителей беспочвенны, грамотное закаливание укрепит иммунитет и поможет избежать частых заболеваний.

Для детей до года идеально подходит закаливание воздухом, которое можно проводить при переодевании ребенка. Затем включайте в ежедневное принятие ванн обливание прохладной водой или применяйте влажные обтирания. Не нужно забывать про прогулки, следует правильно подбирать одежду крохе.

Для детей старше 3 лет, кроме вышеупомянутого, можно использовать контрастные процедуры и начинать применять закаливание солнцем. Хорошие результаты в этом возрасте дает комбинация и смена методов закаливания. Закаливание детей и подростков может включать полный набор укрепляющих иммунитет мероприятий.

  • Закаливание детского организма – простой и эффективный способ тренировать защитные силы ребенка.
  • Лучше всего начинать приучать ребенка к закаливанию с первого года жизни. Но если вы упустили этот период, не отчаивайтесь – начинать закаливание никогда не поздно. Руководствуясь простыми правилами, можно легко и безопасно повысить устойчивость организма.
  • Для каждого периода жизни ребенка подойдет воздействие определенного фактора окружающей среды.
  • Укрепление иммунитета малыша должно включать в себя не только воздействие физических факторов, но и коррекцию образа жизни всей семьи. Это принесет хороший и длительный результат.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание как мощное оздоровительное средство

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово»! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, ведь какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% — от состояния окружающей среды, 8-12% — от уровня здравоохранения и 50-70% — от образа жизни. Здоровый образ жизни — это рациональное питание, занятие спортом, закаливание. Человек сам творец своего здоровья!

Закаливание — мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Принципы закаливания

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливаниелучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах — раньше, чем с ними не проведены обливания.

3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д., и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время — с купанием.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

В начале процедур на каждого ребенка заводят специальную карту, в которую воспитатель ежедневно заносит дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка.

Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.

Учет индивидуальных особенностей ребенка

При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы.

Первая группа — практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

Вторая группа — дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

Третья группа — дети, которым в условиях массового проведения закаливающиемероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические воспалительные процессы — отиты, пиелиты и пиелонефриты и т. д., с пороком сердца; страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

Закаливание воздухом

Воздух является наиболее доступным средством закаливания для всех детей в любое время года.

В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении. Кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвнгательвых механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). В результате систематического пребывания на воздухе в организме ребенка вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливаться к новым температурным условиям.

Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Эффект закаливания воздухом тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается его влиянию, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы дети приучались ходить в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне его, в облегченной одежде.

Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18—20°, вся жизнь детей (исключая ночной сон) должна переноситься на участок. Только в очень жаркие дни, при температуре воздуха 30° и выше, маленьких детей лучше держать в помещениях с открытыми окнами, так как в это время температура в помещении несколько ниже, чем на открытом воздухе.

В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе зависит от погоды, но в среднем, включая сон для детей 2—3 месяцев, должна продолжаться не менее 2—3 ч, для детей 4—5 месяцев — 4 ч и для детей от 6 месяцев до 7 лет — 5—6 ч (с 2—3 перерывами).

Зимой, при температуре воздуха ниже —10°, детей первых 2—3 месяцев жизни на свежий воздух выносить не рекомендуется. С детьми от 3 до 6 месяцев можно совершать прогулки при температуре воздуха не ниже —12°, а с детьми от года до полутора лет не ниже —16°.

Детей 3—7 лет не стоит лишать прогулки (до 30 мин) даже при температуре воздуха —20—25°. В холодную погоду всем детям перед прогулкой следует смазывать лицо гусиным жиром или детским кремом.

Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям. На свежем воздухе дети всех возрастных групп спят во все сезоны года: в теплое время года — весь день, в холодное время малыши спят в безветренную погоду (дети 2—3 месяцев при температуре не ниже — 5°, 4—12 месяцев — 10°, от года до 7 лет —15°).

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют температура, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период — еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи.

Минимальная и максимальная продолжительность воздушных ванн, а также минимально допустимая температура воздуха зависят от возраста, индивидуальных особенностей и степени закаленности ребенка.

Продолжительность воздушных ванн каждые 3—4 дня увеличивают на 2—3 мин и постепенно доводят до максимально допустимой.

Закаливание солнцем

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 ммк, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны больше 760 ммк) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 ммк). Эти последние лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм.

Под воздействием солнечных лучей химические и биологические процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в подкожном жировом слое из провитамина D (дегидрохолестерина) вырабатывается активный витамин D.

Изменяется и общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и общая сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.

Однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, базедова болезнь, желудочно-кишечные расстройства).

Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог первой степени, при более длительном его действии могут образоваться пузыри (ожог второй степени) и даже омертвение кожи (ожог третьей степени). Солнечные ожоги кожи даже первой степени, особенно если они обширны, сопровождаются общей болезненной реакцией: может повыситься температура тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота.

Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, увеличивая каждый день на 1 мин время пребывания их на солнце: с 4 до 20—30 мин детям 2—3 лет до 30—40 мин ребенку 3—7 лет.

Солнечные ванны детям старше 2 лет проводят в утренние часы (с 9—11 ч в средних широтах, с 8—10 ч на юге) при температуре воздуха в тени не ниже 20 и не выше 32° на специальных площадках.

На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головки, обнажают, а на глаза надевают очки с темными стеклами, защищающими от солнца. При приеме солнечных ванн дети ложатся на индивидуальные подстилки или топчаны ногами к солнцу. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени четыре оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой, а тем, кому можно (первая группа,— обливание пли купание в открытом водоеме. Все дети во время приема солнечных ванн должны находиться под постоянным наблюдением воспитателя и медицинского персонала.

При малейшем ухудшении самочувствия (вялость, беспокойство, сильное покраснение лица и тела и т. д.) ребенка переводят в тень, в случаях появления сыпи на коже, бессонницы, головной боли солнечные ванны отменяются.

Курс солнечных ванн не должен превышать 25—30 за лето, для детей второй группы рекомендуется 20 ванн, с предельной продолжительностью 15—20 мин каждая.

Детям до двух лет, а также тем, которые страдают острыми заболеваниями желудочно-кишечного тракта, воспалением почек, пороками сердца, базедовой болезнью, малокровием, рекомендуются не солнечные, а световоздушные ванны.

Детей до 1,5 года укладывают на раскладушках или лежаках. Обнажают их постепенно. Дети старше 1,5 года принимают ванны в трусах и легкой обуви или босиком. Во время процедуры они могут бегать, играть, заниматься гимнастикой или работать на участке.

Водные процедуры

Водные процедуры могут быть местными (yмывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах).

Их начинают с таких температур воды, которые не вызывают большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28—36°, и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках — еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим, полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Так как водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их следует проводить после утреннего или дневного сна.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2—3 дня) снижают на 1° и доводят ее для детей от года до 2 лет с 28 до 20°, для детей от 2 до 3 лет — до 16°, для детей 3 лет и старше — до 14°.

Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2—3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микробов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия.

Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3—4 дня, снижается на 1° и доводится с 36 до 20° для детей от 1,5 до 3 лет и до 18—16 для детей 4—7 лет.

Можно проводить и контрастные ножные ванны. При этом ребенку поочередно поливают ноги из двух леек, в одной температура воды все время остается постоянной (36°, в другой температура воды через каждые 2—4 дня понижается на 1—2° и доводится с 35 до 18°. Обливают стопы и голени ребенка. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста 1—3 мин, для детей дошкольного возраста —3—5 мин. Во время ножных ванн ребенок все время производит движения ногами; топтание на месте, сгибание и разгибание пальцев. Ножные ванны оказывают наилучший эффект в тех случаях, когда ноги детей в начале процедуры не холодные, а теплые (например, после утреннего или дневного сна).

Обтирание можно начинать с трехмесячного возраста. Детям первого года жизни, а также ослабленным детям старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1—2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения.

Для проведения обтирания следует все приготовить заранее, чтобы дети в обнаженном виде не ждали процедуры. Мальчиков и девочек после 3 лет обтирают отдельно.

Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз, наливают воду нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем.

С 5—7 лет детей приучают обтираться самостоятельно, помогая им смочить рукавичку и обтереть спину. Рукавички после употребления кипятят и сушат.

Обливание из лейки и душа считается более сильным средством закаливания, чем обтирание, так как при обливании вода попадает сразу на все тело. Обливание проводят только со здоровыми детьми старше года (1,5—2, С детьми второй группы (по здоровью) обливание из лейки и душа в условиях дошкольного учреждения проводить не следует. В помещении для детей 1,5—2 лет температура воздуха доводится до 20— 22°, для детей 3—7 лет — до 20—18°. Чтобы избежать сильного давления воды на кожу ребенка, наконечник душа или лейки надо располагать не выше, чем на 40—50 см над головой ребенка.

Во время процедуры дети становятся в таз с теплой водой (37—38°) или на деревянную подставку, помещенную в ванну, голову покрывают резиновым колпаком или шапочкой. Процедура, продолжительность которой для каждого ребенка должна быть не более 40 с, заканчивается растиранием тела мохнатым полотенцем до покраснения кожи.

Летом обливание и душ рекомендуется проводить на воздухе.

Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) является одним из любимых детьми закаливающим мероприятием. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, движение, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, сердечнососудистой, эндокринной и других систем.

Купание в открытых водоемах вызывает значительное напряжение теплорегуляционных механизмов ребенка и поэтому должно строго контролироваться. В условиях дошкольных учреждений к купанию в открытых водоемах допускают только здоровых детей (первая группа по здоровью, которым исполнилось два года.

Детям можно начинать купаться в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25° и воды 23°. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 ч после приема пищи.

Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 мин в дальнейшем ее постепенно можно увеличить: для детей 2—5 лет — до 5 мин, 6—7 лет — до 8—10 мин. Купать детей надо по утрам, после солнечных ванн.

Нетрадиционные методы закаливания

К ним относятся, прежде всего, контрастные методики в пульсирующем режиме. Именно контрастные воздушные и водные ванны обеспечивают тот уровень повышения защитных сил организма, какой вообще способно дать закаливание (Г. Н. Сперанский, Е. Д. Заблудовская, 1964, Ю. Ф. Змановский, 1988б, Е. В. Хрущев, 1984, и др.). Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло, то есть те два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевание ребенка. Создавая модель воздействия — тепло-холод, — можно рассчитывать на выработку быстрых целесообразных терморегулирующих реакций.

С помощью контрастного закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к ослабляющим здоровье колебаниям метеорологических и других факторов путем тренировки механизмов терморегуляции создаются условия для повышения резистентности организма. Поскольку в процессе закаливания средовые факторы оказывают влияние на ряд физиологических систем и на обмен веществ, то закаливание можно определить как формирование комплекса функциональных систем, обеспечивающих действенную адаптацию организма к изменяющимся климато-гелиогеофизическим воздействиям. Так как при пониженной температуре внешней среды создаются условия для повышения потерь тепла, то возникает комплекс механизмов, способствующий сохранению стабильного температурного гомеостаза. Это необходимо для предупреждения нарушений физиологических функций, которые могут иметь место при изменениях температуры крови и внутренних органов на 2-2,5 градуса от исходного уровня. Поддержание температурного гомеостаза является одной из кардинальных функций вегетативной нервной системы (Ю. Ф. Змановский, 1995).

Методика контрастного воздушного закаливания предусматривает выполнение основных методических принципов проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Она проводится следующим образом: к концу дневного сна в одной из комнат группового помещения (спальни, игровой или раздевалке) температура воздуха снижается до +16-18 градусов. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон и, лежа в постели по верх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц типа: «подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками” и последующим выпрямлением, «перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно”, «покачивание согнутых колен в правую и в левую стороны с противоположным движением рук”, а также различные упражнения в положении «лежа на боку”, «сидя”, «лежа на животе”. Затем по команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах или майках и трусах, выполняют в течение 1-1,5 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения) попеременно в «холодном” и «теплом” помещениях, то есть принимают общую воздушно-контрастную ванну.

Разница температуры в двух помещениях, составляя вначале в «теплом”- +23-+26 градусов, а в «холодном”- на 3-5 градусов ниже. Она увеличивается в течение 1,5-2 месяцев до 12-15 градусов за счет снижения температуры в «холодной” комнате. Температура воздуха в «теплом” помещении поддерживается с помощью подогревателей, в «холодном” понижается за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков.

Во время пребывания в теплом помещении имеется несколько видов занятий, которые могут чередоваться. Они имеют большое значение в поддержании интереса детей к закаливающей процедуре, создавая у них положительный эмоциональный настрой.

На этом этапе предлагаются следующие занятия: разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми; подвижные игры с включением заданий на развитие воображения и творческих элементов; разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, направленных на развитие, прежде всего координационных возможностей; более спокойный темп выполнения тех же физических упражнений, что и в «холодной” комнате; различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве.

Возможно использование специально оборудованной комнаты со спортивными снарядами и инвентарем, применяемым для развития и укрепления свода стоп. Этот инвентарь располагается так, чтобы вся группа детей могла заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. Характер пребывания в «теплом” помещении отличается от пребывания в «холодном” более спокойным темпом, так чтобы дети не перегревались во время выполнения физических упражнений. Использование подвижных игр дает детям возможность активно участвовать в проведении процедуры, развивает их воображение, находчивость.

Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятий (12-15 минут) с пребыванием в каждой из них по 1-1,5 минуты составляет не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной” комнаты в «теплую” В ходе игр типа: «самолетики”, «перелетные птицы”, «спутники планет”.

При проведении контрастного воздушного закаливания соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодового воздействия – с минимального контраста температур в 3-4 градуса в начале проведения процедур до разницы – 13-15 градусов для детей 3-4 лет и до 15-20 градусов для детей 5-6 лет спустя два-три месяца. Такой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания.

Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияют на эмоциональное состояние детей. Как правило, используются мелодии и песни из детского репертуара, хорошо знакомые детям, так что они охотно подпевают. Положительную эмоциональную реакцию поддерживают и интересные физические упражнения, их сменяемость по мере овладения ими большинством детей.

Важным составным элементом комплексной процедуры закаливания является умеренная по интенсивности физическая деятельность. Она играет роль своеобразного фона активации физиологических систем, благоприятствующей повышению терморегуляторной функции. Поэтому качество выполнения упражнений играет здесь второстепенную роль, первостепенное же значение имеет количественная сторона, степень энергичности и продолжительность их выполнения.

В период реконвалесценции после перенесенного острого респираторного заболевания одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания была индивидуально щадящей (гольфы или чешки, майка, а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращалась вдвое.

Хождение босиком

Также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок.

Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп могут проводить босиком утреннюю зарядку (в помещениях, физкультурные занятия, подвижные игры.

Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в этом виде закаливания, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.

В своей работе мы сочетали данный вид закаливания с играми и упражнениями для профилактики плоскостопия, используя модифицированный вариант Программы развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми В. Т. Кудрявцева. Так, в старшей группе применяются: ходьба на носках с различным положением рук, по ребристой доске, палке или толстому шнуру, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки не носок, на месте не отрывая носка от пола; перекаты с носка на пятку стоя на полу или на палке; катание палки и мяча ступней и пальцами ноги вперед-назад; «рисование” простых геометрических фигур путем катания резинового мячика; захват и подъем пальцами ног мелких предметов (палочек, камушков, шишек); игровое упражнение «Если бы ноги стали руками” (условное выполнение ногами функций рук); перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.

Выполнение ряда этих упражнений основано на осмысленной моторике, что позволяет внести ее элемент и в закаливающие процедуры.

Контрастный душ

Более интенсивными нетрадиционными закаливающими средствами выступают контрастные водные воздействия, т. к. теплопроводность воды в двадцать восемь раз выше, чем воздуха. Наиболее эффективный метод закаливания детей в домашних условиях.

Кстати, и методика контрастного душа сходна с методикой закаливающих процедур в условиях бассейна. После непродолжительной утренней зарядки ребенок встает под душ, обливается водой +36-38 градусов в течении 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Так процедура повторяется два раза. Через одну-полторы недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов и так постепенно доводится до 19-20 градусов в течение двух-трех месяцев для детей 5-6 лет. Каждая процедура заканчивается холодным обливанием, если проводится перед сном.

Водные ножные ванны.

Ноги (нижняя треть голени) опускаются в емкость с водой температурой +32 градусов — летом и +33 градуса – зимой. Продолжительность ванн от 2-3 до 4-5 минут. Каждую неделю температура воды снижается и доводится до +18 градусов и ниже.

Контрастные ножные ванны могут проводится путем попеременного местного обливания водой ног из двух емкостей, имеющих контрастную температуру. От начального контраста +37-38 градусов до +30-31 градуса и трех-четырехкратной сменой воды разной температуры через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-16 кратной сменой воды разной температуры через месяц ежедневного закаливания можно достичь контраста в 15-18 градусов при шести-восьмикратной смене температур. Вначале ноги погружают в теплую воду на 1-2 минуты, затем сразу в холодную на 10 секунд. Постепенно время нахождения в холодной воде увеличивается до 15-16 секунд. По окончании процедуры ноги вытираются полотенцем и растираются до покраснения.

Полоскание горла прохладной водой

со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37 градусов. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной температуры.

Процедура такого закаливания может включать себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и произвольный характер. Для этой цели нами используется полифункциональная развивающая игра с элементами звуковой гимнастики «Волшебный напиток” (В. Т. Кудрявцев, Т. В. Нестрюк, 1999).

Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в бокалах t36-38 гр. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращаемся в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а открыв глаза, произносят «волшебные” слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми. Милыми и счастливыми. А. у. м. «

Дети делают пассы над бокалом с водой, движения спонтанные — такие, какие подсказывает собственное воображение ребенка. «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я — здоров”. Дети полоскают рот, промывая водой всю полость рта. После этого со звуком «а. а. а”, подняв голову, полощут горло и также проглатывают воду. Предлагается определить на вкус, какой стала «заряженная” вода? Чувствуется ли аромат, с чем его можно сравнить? Постепенно температура воды снижается до 8-10 гр. с целью достижения закаливающегося эффекта.

Наряду с этим, как уже отмечалось выше, в процедуры закаливания могут быть органично включены и другие элементы развивающей ОВР.

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям.

Укрепить иммунитет, нервную систему повысить выносливость организма и его сопротивляемость неблагоприятным внешним воздействиям можно с помощью закаливания. Существует несколько методик его выполнения, предполагающих использование различных факторов – тепла, холода, перепадов температуры, солнечной энергии. Но правила закаливания одинаковы для всех типов мероприятий, и прежде чем начинать занятия важно их запомнить и четко усвоить.

Основные правила закаливания

Главные принципы проведения рассматриваемого комплекса процедур:

  1. Начинать закаливание только при отсутствии острых и рецидивов хронических заболеваний. В идеале человек должен быть полностью здоров.
  2. Учитывать индивидуальные особенности организма, например, вес, образ жизни, возраст, питание.
  3. Одновременно использовать несколько видов закаливания.
  4. Увеличивать интенсивность и продолжительность мероприятий постепенно.
  5. Заниматься регулярно, в случае больших пропусков придется начинать процедуры с самого первого уровня.
  6. Постоянно контролировать и отмечать малейшие изменения самочувствия – измерять давление, температуру тела, пульс.
  7. Сочетать закаливание с физическими нагрузками.
  8. В период проведения процедур не садиться на диеты, руководствоваться принципами здорового питания.
  9. Нормализовать соотношение времени труда и отдыха.
  10. При появлении проблем со здоровьем или ухудшения самочувствия прекратить мероприятия.

Правила закаливания холодом и теплом

Описываемый тип укрепления иммунитета основывается на воздействии холодной воды (обливания, купание, «моржевание») и пара (сауна, баня).

Данные методики, как по отдельности, так и в тандеме помогают повысить сопротивляемость организма температурным перепадам, улучшить кровообращение и обмен веществ.

Правила:

  1. Закаливание холодом начинать с обтираний, хождения босиком по росе, постепенно увеличивая нагрузку. Перед «моржеванием» обязательно посоветоваться с врачом.
  2. Пребывание в парной для начала ограничивать 1-3 минутами, температура должна быть умеренной. Подвергаться воздействию горячего воздуха можно не ранее, чем спустя 3-6 месяцев после первой процедуры.
  3. Сочетать закаливание теплом и холодом разрешается, когда организм полностью адаптируется к обеим разновидностям мероприятия.

Общие правила закаливания воздухом

В данном случае главным принципом является постепенность. Комплекс процедур рекомендуется начинать с комфортной температуры воздуха (20-22 градуса), медленно и систематически ее понижая.

Важно не только целенаправленно закаляться, но и регулярно прогуливаться на свежем воздухе в облегченной одежде, заниматься спортом, уделять время активному отдыху, привыкать спать ночью с открытой форточкой.

Правила закаливания солнцем

Помимо теплового воздействия, представленный тип мероприятий способствует интенсификации химических процессов в коже и выделению витамина D.

Правила приема солнечных ванн:

  1. Начинать закаливание при температуре не ниже 19 градусов.
  2. Всегда прикрывать глаза очками, надевать головной убор.
  3. Загорать только утром (с 8 до 11 часов) и вечером (с 17 до 19 часов).
  4. Продолжительность солнечных ванн увеличивать постепенно, начиная с 3-5 минут.
  5. Сочетать процедуры с закаливанием воздухом и холодом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *