Деяние апостолов читать

Четвероевангелие →

Предисловие

О книге «Апостол»

Значение наименования «Апостол»

Состав книги «Апостол»

О книге Деяний Святых Апостолов Предварительные сведения Писатель книги и цель её написания Время и место написания книги Деяний Святых Апостолов Содержание книги Деяний Святых Апостолов Значение книги Деяний Святых Апостолов Часть I. Церковь Христова из иудеев (главы 1–12) Глава первая Предисловие к книге Деяний Наставления и обетования Господа перед вознесением Господа и вознесение Его Речь св. Апостола Петра об избрании нового Апостола и избрание Матфия Глава вторая Сошествие Святаго Духа на Апостолов в день Пятидесятницы и недоумение народа Речь Апостола Петра и её действие на слушателей Религиозно-нравственное состояние первой христианской общины в Иерусалиме Глава третья Чудесное исцеление св. Апостолом Петром хромого от рождения Речь св. Апостола Петра по этому поводу с призывом к покаянию Глава четвёртая Заключение свв. Апостолов Петра и Иоанна в темницу и следствие речи петровой; обращение 5.000 ко Христу Допрос Апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусове и отпуск их на свободу Молитва Апостолов и ниспослание верующим Святого Духа Взаимная любовь членов первой христианской общины Глава пятая История Анании и Сапфиры Чудеса, совершавшиеся Апостолами, и новое гонение синедриона на Апостолов: заключение их в темницу, освобождение их ангелом, проповедь во храме, ответ перед синедрионом, совет Гамалиила и отпуск Апостолов на свободу после нанесённого им бесчестия Глава шестая Избрание семи диаконов Проповедь архидиакона Стефана, суд над ним по обвинению в хуле Глава седьмая Защитительная речь архидиакона Стефана и его мученическая кончина Глава восьмая Великое гонение на церковь после убиения Стефана Насаждение церкви в Самарии диаконом Филиппом и крещение Симона волхва Апостолы Пётр и Иоанн в Самарии и Симон волхв Благовестие Филиппа евнуху эфиопской царицы Глава девятая Обращение Савла ко Христу на пути в Дамаск, крещение его и проповедь в Дамаске Бегство его и пребывание в Иерусалиме Св. Апостол Пётр в Лидде и исцеление им Энея Пребывание св. Апостола Петра в Иоппии и воскрешение им Тавифы Глава десятая Глава одиннадцатая Упрёки Петру со стороны обрезанных за общение его с необрезанными и объяснения его Проповедь христианства вне Палестины, особенно в Антиохии Варнава и Савл в Антиохии Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее Глава двенадцатая Часть II. Церковь Христова среди язычников (главы 13–28) Глава тринадцатая Путешествие Варнавы и Савла в Кипр и обращение проконсула Сергия Павла Путешествие в Пергию и Антиохию писидийскую и речь св. Апостола Павла в синагоге Действие проповеди св. Апостола Павла на иудеев и язычников и гонение на апостолов со стороны иудеев Глава четырнадцатая Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, Листре и Дервии Исцеление хромого в Листре и попытка язычников принести апостолам жертву Гонение на апостолов и их возвращение в Антиохию через города с новооснованными христианскими общинами Глава пятнадцатая Смущение в церкви антиохийской и апостольский собор в Иерусалиме Отправление апостола Павла во второе миссионерское путешествие Глава шестнадцатая Глава семнадцатая Павел и Сила в Фессалонике Св. апостол Павел в Афинах и речь его в ареопаге Глава восемнадцатая Св. апостол Павел в Коринфе Глава девятнадцатая Глава двадцатая Глава двадцать первая Путешествие Павла от Милита до Кесарии Павел в Кесарии и пророчество о предстоящих ему узах Прибытие Павла в Иерусалим, возмущение против него иудеев и его узы Глава двадцать вторая Речь св. апостола Павла к народу о своём обращении и призвании к апостольскому служению Крик народа, распоряжение о бичевании Павла и отмена его; Павел перед синедрионом Глава двадцать третья Апостол Павел перед синедрионом и распря между его обвинителями Явление Павлу Господа Иисуса Умысел иудеев убить Павла Отправление Павла в Кесарию к прокуратору Феликсу Глава двадцать четвёртая Апостол Павел перед судом прокуратора Феликса Защитительная речь апостола Павла Отсрочка решения Беседа Павла с Феликсом и Друзиллою и прибытие нового прокуратора Глава двадцать пятая Прокуратор Фест в Иерусалиме и жалобы ему на апостола Павла со стороны иудеев Апостол Павел на суде перед Фестом Царь Агриппа II и Вереника в Кесарии и желание их слушать апостола Глава двадцать шестая Глава двадцать седьмая Путешествие св. апостола Павла из Кесарии в Рим; от Кесарии до Мир Ликийских От Мир до Крита и предостережение Павла, которое не было принято во внимание Сильная буря от Крита до Мальты, корабль на мели, спасение вплавь на берег Глава двадцать восьмая Гостеприимство иноплеменников на острове Мелит. Прибытие в Рим Двукратная беседа св. Павла с римскими иудеями и заключение книги Деяний Апостольских Соборные послания Значение наименования некоторых посланий «Соборными» Соборное послание святого апостола Иакова Сведения о писателе Назначение послания, время и место написания его Повод к написанию послания Подлинность послания Иаковлева Общий характер послания и его содержание Экзегетический разбор послания св. апостола Иакова Первое соборное послание святого апостола Петра Сведения о писателе Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель Место и время написания послания Экзегетический разбор первого послания св. апостола Петра Второе соборное послание святого апостола Петра Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания Время и место написания послания Подлинность сего послания Экзегетический разбор второго послания Петрова Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Сведения о писателе Подлинность первого послания Иоаннова Время и место написания послания Иоаннова Первоначальное назначение послания, побуждения к написанию его Экзегетический разбор первого послания Иоаннова Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Экзегетический разбор второго послания Иоаннова Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Экзегетический разбор третьего послания Иоаннова Соборное послание святого апостола Иуды Сведения о писателе Подлинность послания святого апостола Иуды Повод к написанию послания Время и место написания послания св. апостола Иуды Содержание соборного послания св. апостола Иуды Экзегетический разбор соборного послания св. апостола Иуды Послания святого апостола Павла Важное значение посланий св. апостола Павла и трудность их изучения Связь учения св. апостола Павла с его жизнью Жизнь и личность св. апостола Павла Число посланий св. апостола Павла Значение посланий св. апостола Павла и предмет их Послание святого апостола Павла к Римлянам Основание римской церкви и состав её членов Повод к написанию послания и цель его Место и время написания послания Подлинность послания Содержание и состав послания Экзегетический разбор послания к Римлянам Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам Основание коринфской церкви Повод к написанию первого послания к Коринфянам Время и место написания послания Содержание и состав послания Экзегетический разбор первого послания к Коринфянам Второе послание святого апостола Павла к Коринфянам Повод к написанию послания Время и место написания послания Содержание и состав послания Экзегетический разбор второго послания к Коринфянам Послание святого апостола Павла к Галатам Сведения о стране, называемой Галатией Основание христианских церквей в Галатии Повод к написанию послания к Галатам Время и место написания послания к Галатам Содержание послания к Галатам Экзегетический разбор послания к Галатам Послание святого апостола Павла к Ефесянам Основание ефесской церкви Повод к написанию послания к Ефесянам Место и время написания послания к Ефесянам Подлинность послания Содержание и разделение послания к Ефесянам Экзегетический разбор послания к Ефесянам Послание святого апостола Павла к Филиппийцам Основание Филиппийской церкви Повод к написанию послания к Филиппийцам и цель его Время и место написания послания Содержание и разделение послания к Филиппийцам Экзегетический разбор послания к Филиппийцам Послание святого апостола Павла к Колоссянам Основание церкви Христовой в Колоссах Повод к написанию послания к Колоссянам и цель его Время и место написания послания к Колоссянам Содержание и разделение послания к Колоссянам Экзегетический разбор послания к Колоссянам Первое послание святого апостола Павла к Солунянам Основание церкви Христовой в Солуни Повод к написанию первого послания к Солунянам и цель его Время и место написания первого послания к солунянам Содержание первого послания к Солунянам и его разделение Экзегетический разбор первого послания к Солунянам Второе послание святого апостола Павла к Солунянам Повод к написанию второго послания к Солунянам Время, место и цель написания второго послания к Солунянам Содержание и разделение второго послания к Солунянам Экзегетический разбор второго послания к Солунянам Пастырские послания святого апостола Павла Первое послание святого апостола Павла к Тимофею Сведения о святом Тимофее Повод к написанию первого послания к Тимофею, время и место Цель написания первого послания к Тимофею Содержание и разделение первого послания к Тимофею Экзегетический разбор первого послания к Тимофею Второе послание святого апостола Павла к Тимофею Побуждения к написанию второго послания к Тимофею Время и место написания второго послания к Тимофею Цель написания второго послания к Тимофею Содержание и разделение второго послания к Тимофею Экзегетический разбор второго послания к Тимофею Послание святого апостола Павла к Титу Сведения о святом Тите О критских христианах, основание церкви Критской Время и место написания послания к Титу Повод к написанию послания к Титу и цель его Содержание и разделение послания к Титу Экзегетический разбор послания к Титу Послание святого апостола Павла к Филимону Сведения о святом Филимоне Повод к написанию послания к Филимону Время и место написания послания к Филимону Экзегетический разбор послания к Филимону Послание святого апостола Павла к Евреям О писателе послания к Евреям Лица, к которым написано послание к Евреям Повод к написанию послания к Евреям, цель и язык его Время и место написания послания к Евреям Содержание и разделение послания к Евреям Экзегетический разбор послания к Евреям Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова Значение Апокалипсиса и интерес к нему О писателе Апокалипсиса Время и место написания Апокалипсиса Главный предмет и цель написания Апокалипсиса Взгляд церкви на содержание Апокалипсиса Правила для толкования Апокалипсиса Содержание и разделение Апокалипсиса Экзегетический разбор Апокалипсиса Глава первая. Назначение Апокалипсиса и способ дарования его Иоанну Глава вторая. Наставления малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской и Фиатирской Глава третья. Наставления малоазийским церквам: Сардийской, Филадельфийской и Лаодикийской Глава четвёртая. Второе видение: видение Бога, сидящего на престоле, и Агнца Глава пятая. Продолжение второго видения: запечатанная книга и Агнец, как бы закланный Глава шестая. Вскрытие Агнцем печатей таинственной книги: первая – шестая печати Глава седьмая. Явление после вскрытия шестой печати: 144.000 запечатлённых на земле и облечённые в белые одежды на небе Глава восьмая. Снятие седьмой печати и гласы труб ангельских: первой – четвёртой Глава девятая. Гласы пятой и шестой труб ангельских: саранча и конное войско Глава десятая. Об облечённом в облако и радугу Ангеле, предвозвещающем о кончине Глава одиннадцатая. Пророчества о храме, о енохе и илии, трубный глас седьмого Ангела Глава двенадцатая. Третье видение: борьба царства божия с враждебными ему силами антихриста. Церковь Христова под образом жены в болезнях рождения Глава тринадцатая. Зверь-антихрист и его пособник лжепророк Глава четырнадцатая. Приуготовительные события перед всеобщим воскресением и страшным судом: хвалебная песнь 144.000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира Глава пятнадцатая. Четвёртое видение: семь Ангелов, имеющих семь последних язв Глава шестнадцатая. Семь Ангелов, изливающих семь чаш гнева божия на землю Глава семнадцатая. Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Глава восемнадцатая. Падение Вавилона великой блудницы Глава девятнадцатая. Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних Глава двадцатая. Всеобщее воскресение и страшный суд Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый Иерусалим Глава двадцать вторая. Заключительные черты образа нового Иерусалима.

Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4:20).

Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию (Деян. 20:27).

Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговорённым к смерти (1Кор. 4:9).

Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2Сол. 2:15).

Настоящая книга представляет собою вторую часть ранее вышедшего в свет труда под названием: «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Часть первая: Четвероевангелие». Этой второй части мы даём наименование «Апостола», применяясь к обычной, принятой у нас в Православной Церкви терминологии, поскольку она содержит в себе данные к правильному пониманию и истолкованию второй половины книг Священного Писания Нового Завета, в состав входит книга Деяний святых апостолов, семь соборных посланий, четырнадцать посланий св. апостола Павла и Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова.

Предлагаемый здесь материал заключает в себе конспективно изложенный курс лекций по предмету Священного Писания Нового Завета, читанный нами в течение четырёх лет (1952 –1955 гг.) в. Св.-Троицкой Духовной Семинарии при монастыре того же имени близ селения Джорданвилль в Нью-Йоркском штате Северной Америки.

Этот материал заимствован нами главным образом из «Толкового Апостола» епископа Михаила, «Толкований святого апостола Павла» епископа Феофана, сборника статей М. Барсова и нескольких семинарских пособий, как-то: прот. Хераскова, А.И. Иванова, прот. Н. Александрова и др.

И эта часть, как и первая, имеет своею целью помочь всем любителям Слова Божия в его правильном, согласном с учением св. Православной Церкви понимании, что особенно важно здесь, за границей, при столь широко и напряжённо развивающейся среди православных русских людей, «в изгнании и рассеянии сущих», сектантской пропаганде, многих сбивающей с толку и совращающей с правого пути.

Автор просит простить его за все, несомненно, имеющиеся и в этой части его труда опущения и недостатки и покрыть их своею любовью и молитвою о нём.

Епископ Аверкий

Второй отдел Священного Писания Нового Завета составляют священные книги, которые обыкновенно объединяются у нас, в особенности в богослужебном их употреблении, под общим наименованием «Апостола». Самое слово «апостол» обозначает «посланник». Это наименование было усвоено ученикам Господа Иисуса Христа, посланным Им на проповедь евангельского учения людям. Как словом «Евангелие» обозначаются теперь письменные (первоначально же – только устная проповедь) повествования о жизни и учении Господа Иисуса Христа, так словом «апостол» обозначаются дошедшие до нас писания апостолов Христовых, содержащие повествования о жизни некоторых из них и изложение их учения. Такое разделение Нового Завета на два отдела – Евангелие и Апостол – очень древнего происхождения. Наименование «Апостол» в смысле совокупности всех апостольских писаний, кроме Евангелий и в отличие от них, мы находим ещё у св. Иринея Лионского , у Климента Александрийского и Тертуллиана.

Хотя в первые века христианства под названием апостольских «Деяний», «Посланий» и «Апокалипсиса» появилось очень много книг, подлинными и достоверными признаны Св. Церковью только двадцать три книги, которые и внесены в канон священных новозаветных книг. Это следующие книги:

1) Деяния святых апостолов

2) Соборное послание Иакова

3) Соборное послание первое св. апостола Петра

4) Соборное послание второе св. апостола Петра

5) Соборное послание первое св. апостола Иоанна Богослова

6) Соборное послание второе св. апостола Иоанна Богослова

7) Соборное послание третье св. апостола Иоанна Богослова

8) Соборное послание Иуды

9) Послание к Римлянам св. апостола Павла

10) Первое послание к Коринфянам св. апостола Павла

11) Второе послание к Коринфянам св. апостола Павла

12) Послание к Галатам св. апостола Павла

13) Послание к Ефесянам св. апостола Павла

14) Послание к Филиппийцам св. апостола Павла

15) Послание к Колоссянам св. апостола Павла

16) Послание первое к Солунянам св. апостола Павла

17) Послание второе к Солунянам св. апостола Павла

18) Послание первое к Тимофею св. апостола Павла

19) Послание второе к Тимофею св. апостола Павла

20) Послание к Титу св. апостола Павла

21) Послание к Филимону св. апостола Павла

22) Послание к Евреям св. апостола Павла

23) Апокалипсис св. апостола Иоанна Феолога (Богослова).

Из этих книг: Деяния святых апостолов – исторического содержания, семь соборных посланий и четырнадцать посланий св. апостола Павла – учительного содержания и Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова – пророческого содержания.

Все другие книги, кроме выше поименованных, отвергнуты Св. Церковью как подложные или апокрифические, содержащие недостоверное апостольское учение, а потому чтение их верующим, как могущее наносить духовный вред, запрещается.

Деяния апостолов — пятая книга Нового Завета, повествующая о событиях, которые произошли после воскрешения Христа. Считается, что автором Книги Деяний является Лука – автор третьего канонического Евангелия.

Книга «Деяния апостолов» носит характер исторической хроники. В ней огромное количество действующих лиц.

Читать Деяния Апостолов

Книга Деяний святых Апостолов состоит из 28 глав.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28

Толкование на Деяния Апостолов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28

Автор книги Деяний. Из первых строк мы понимаем, что Деяния являются логическим продолжением Евангелия от Луки. Тот факт, что Деяния апостолов написаны автором Евангелия от Луки подтверждает также общий стиль и характерные литературные особенности обеих книг. Некоторые исследователи подвергают сомнению авторство Луки, однако не факт того, что вышеупомянутые тексты принадлежат одному автору.

Деяния апостолов написаны евангелистом Лукой. Эта книга значительно отличается как от четырех Евангелий, так и от Посланий, особенно же от Откровения Иоанна Богослова.

В Деяниях говорится о подвижничестве первых христиан, но не столько о пастырской деятельности, сколько о становлении их общин в I в. н. э. Этой идее соответствует и название книги — «Деяния апостолов».

Особого внимания заслуживают два факта: во-первых, судя по предисловию к своему первому сочинению (Лк. 1:1—4), автор склонен считать себя историком. Конечно, можно спорить об этом притязании, но несомненно одно — он написал исторический труд, по своему значению вставший в один ряд с произведениями известных историков древности — Фукидида и Ливия. В этом смысле сочинение Луки не является религиозно-нравоучительным, а направлено главным образом на укрепление веры (Лк. 1:4). Вера во Христа имеет глубокие исторические корни — вот тезис, который неоднократно отражен в Деяниях апостолов.
Во-вторых, Евангелие от Луки и Деяния апостолов — единый писательский труд, принадлежащий одному автору. Неизвестно, планировалось ли создание третьей книги и была ли она написана. В любом случае, Лука прослеживает непрерывную линию божественной истории от Иоанна Крестителя через Иисуса Христа к устроению Церкви. Тем не менее этот текст сообщает нам нечто важное помимо сведений о раннем периоде церковной истории. Здесь встает вопрос о назначении книги.

Цель написания Деяний апостолов.

Какова была цель написания Деяний апостолов? Кому адресовано это произведение?
Обе части сочинения обращены к некоему Феофилу, который уже был христианином или по крайней мере имел представление об основах христианской веры, что могло побудить его распространять данное вероучение. Вероятно, Феофил обладал необходимыми средствами для этой цели, будучи человеком обеспеченным и влиятельным. Некоторые детали, содержащиеся в тексте, позволяют сделать вывод, что описываемое христианское сообщество, и в первую очередь апостол Павел, вынуждено было противостоять нападкам со стороны противников. Это означает, что Деяния написаны в период жестоких преследований христианства, т. е. события, изложенные в гл. 28 (Павел ожидает в Риме суда), соответствуют реальности того времени. Если это предположение верно, то появление данного труда было продиктовано жизненной необходимостью, а не потребностью в литературном самовыражении.

Историческая достоверность написанного является еще одним доводом в пользу изучения книги Деяний. Кроме того, мотивация создания этого произведения станет яснее, если предположить, что Феофилу предстояло, используя свои связи, передать это сочинение тем людям при императорском дворе, которые занимались «делом Павла из Тарса».

Время написания Деяний апостолов.
Таким образом, мы подошли к вопросу о времени написания Деяний апостолов. Новейшие исследования допускают, что первая часть труда, Евангелие от Луки, была закончена не позднее 60 г. н. э. Книга Деяний могла появиться во время первого римского заключения Павла (описанием которою она и заканчивается), т. е. примерно в 1—62 гг. К тому времени Павла могли уже освободить из тюрьмы. Напомним, что он мученически погиб в Риме несколько лет спустя, не позднее 68 г. н. э.

Время создания. Время написания Деяний вызывает множество споров. Традиционно написание текста относят к 60-м годам. В пользу данной версии говорят следующие факты:

  • Внезапный обрыв повествования (видимо, автор довел изложение до современного ему момента). Нам известно, что заключение Павла в Риме было в 61—63 годах;
  • Отсутствуют упоминания о разрушении Иерусалима в 70 году;
  • Поднимаются вопросы, актуальные для Церкви 50—60-х годов.
  • Отношения римских властей в Книге Деяний описывается как справедливое и беспристрастное – это свидетельствует о написании текста до правления Нерона, когда начались массовые жестокие гонения на христиан.

Источники написания Деяний святых апостолов.
В своем труде Лука мог использовать доступные ему источники информации. Весь накопленный опыт изучения Нового Завета учит необходимости осторожности при определении этих источников. Но все же мы не ошибемся, если будем придерживаться следующею подхода:
а) Деяния в основном описывают события, непосредственным свидетелем которых автор не был. В отдельных фрагментах книги отчетливо проступают источники, используемые Лукой. Общее же впечатление таково, что он включил в свое повествование устные свидетельства об отдельных личностях и поместных церквах. Так, Лука излагает целый ряд фактов из жизни Петра и повествует о событиях в иерусалимской и антиохийской церквах. Попытки более точно установить происхождение свидетельств, использованных в Деяниях, не добавляют ничего существенною к комментариям. Подробнее об этом см. ниже, экскурс «К вопросу об источниках Деяний апостолов», раздел 4.1.
б) Начиная с Деян. 16:10 (в некоторых рукописных текстах уже с Деян. 11:28), повествование ведется от первого лица множественного числа. С этого момента Лука обращается к собственным воспоминаниям, а может быть, и к путевому дневнику, написанному им самим или кем-то из свидетелей соответствующих событий. Эти фрагменты он частично включает в свое сочинение. Степень обработки источников неоднородна, и в отдельных местах это может затруднить правильное понимание книги. К тому же Лука не всегда четко указывает хронологию событий. Но обращение к устным или письменным источникам не следует считать недостатком Деяний, скорее, это признак их исторической достоверности. Точка зрения отдельных исследователей, которые видели в Луке только рассказчика и не рассматривали его труд как исторический документ, ныне считается устаревшей.

Мнение Х. Нойдорфера об источниках Деяний апостолов

Если верно, что Лука, врач и спутник Павла, является автором Деяний в том виде, в котором они дошли до нас, то, по вполне понятным причинам, он не мог быть свидетелем событий, изложенных в первых главах книги. Один из отцов и историков Церкви, Евсевий Кесарийский, пишет о нем в начале IV в.: «Лука, уроженец Антиохии и врач по образованию, большей частью находился вместе с Павлом и деятельно общался также с остальными апостолами». У нас нет причины сомневаться в достоверности этих данных. Следует отметить, что, только начиная с 16 главы Деяний святых апостолов к повествованию в третьем лице добавляются сообщения от первого лица множественного числа («мы»). Поэтому можно предположить, что Лука с момента второго путешествия рассказывает о событиях, очевидцем которых он являлся. На основании этого наблюдения строились различные предположения, например, что Лука использует в своем повествовании некий источник, допускавший употребление местоимения «мы» (возможно, путевой дневник спутника Павла). Но, по нашему мнению, это не объясняет, почему Лука должен был соблюдать такие формальности в следовании источнику, в то время как в других случаях ему свойственна большая свобода изложения. Поэтому нам кажется более вероятным, что здесь он рассказывает о действительно пережитых им событиях. Тем не менее это не исключает вероятности того, что Лука пользовался некоторыми заметками (к примеру, тем же путевым дневником).

Таким образом, свидетельство самого Луки составляет меньшую часть книги Деяний. Откуда же почерпнул он остальные сведения? Если довод Евсевия Кесарийского справедлив, то это произошло во время общения с апостолами. Так, свидетельства о раннем периоде деяний христианских подвижников (расправе над Стефаном, участии Павла в гонениях, его путешествии в Дамаск, Иерусалим и труде в Антиохии и др.) Лука получил от Павла. С помощью Петра евангелист мог записать сведения о раннем периоде Церкви в Иерусалиме и о событиях, которые произошли с Петром вне этого города. Дополнить эту информацию могли как апостолы, так и другие члены ранней Церкви. Об истории антиохийской церкви он, как житель Антиохии, мог собрать материал самостоятельно. Скорее всего, эти данные он получил все же в письменном, а не в устном виде. Лука мог, не изменяя содержания, по-новому изложить этот материал в присущей ему свободной форме, что он, вероятно, и сделал. Образно говоря, это был процесс «переплавки» и «нового литья», причем форма (стиль, например) была изменена, а содержание (собранные сведения), естественно, сохранилось. Если попытаться таким образом объяснить возникновение Деяний, то становится ясно, почему возникают трудности с выделением «источников» (они были переработаны), а также объясняется некоторая необычность языка и стиля повествования, придающая очевидное своеобразие всему произведению.

Этому же способствуют и различные документы, которые Лука цитирует дословно. Здесь прежде всего подразумевается так называемый «Апостольский декрет», а также церковная молитва верующих о даровании смелости и послание тысяченачальника. Вполне в духе исторических трудов своего времени Лука показывает читателю, что в самых разных событиях, происходивших в процессе становления христианской Церкви, можно распознать нить истории отношений Бога с Его людьми, начинающуюся от распятия и ведущую к тому, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины».

Подведем итог: в книге Деяний Лука обращается к источникам трех видов:

  • к сообщениям очевидцев (особенно о начальном периоде Церкви),
  • к пережитому им самим
  • и к неким преданиям.

Его писательское мастерство не позволяет нам отчетливо выявить эти отдельные составляющие, что, однако, не только не мешает изучать Деяния, а, напротив, позволяет воспринимать и понимать их именно как цельное произведение.

Деяния апостолов: вопрос авторства.
Таким образом, вопрос об авторстве возник уже давно. Но ни в Евангелии, ни в Деяниях сочинитель нашей книги себя не называет. Древнее церковное предание упоминает в этой связи только одно имя: врача Луки, о котором говорится в Кол. 4:14, 2 Тим. 4:10 и Фил. 24. В более поздних церковных источниках (Ириней Лионский и Канон Муратори ) сообщается, что это был уроженец Антиохии, спутник и друг Павла, что позволяет считать его реальным историческим лицом. Некоторые детали указывают на то, что автор обоих произведений был широко образованным человеком, по профессии врач, о чем свидетельствует употребление им медицинских терминов. Этот вопрос подробнее освещен в толковании Евангелия от Луки. Итак, исходя из всего вышесказанного, мы присоединяемся к общепринятой точке зрения, состоящей в том, что автором Деяний апостолов был Лука, обращенный из язычников христианин, уроженец Антиохии, временами сопровождавший Павла в его путешествиях.
Композиция деяний апостолов.

Композиция Деяний подчинена четкой схеме, основанной на географическом и хронологическом принципах. «…Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Лука следует этому плану всемирного благовестил, описывая возникновение и развитие Церкви сначала в Иерусалиме (Деян. 1:12—8:3), затем у «полу язычников» Самарии и, наконец, V язычников. Далее автор описывает проповедническое служение Павла в Средиземноморском регионе (Кипр, Малая Азия, Греция—Деян. 13:1—21:16). Повествование заканчивается описанием ареста апостола, его путешествия в Рим и пребывания в Риме (Деян. 21:17—28:31). На протяжении всего произведения проявляется стремление Луки, с одной стороны, обосновать необходимость проповеди Благой вести среди язычников и, с другой, поведать о путешествиях благовести.

Деяния святых апостолов толкование.

Центральная тема Деяний – становление и развитие христианской церкви после воскресения Христа.

Большинство богословов считает, что главная мысль Деяний Апостолов – универсальный характер христианства. Автор рассказывает читателям о том, как Благая Весть достигает разных людей — бедных и богатых, образованных и необразованных, женщин и мужчин в разных географически отдаленных друг от друга местах. В Деяниях подчеркивается идея Божьего всемогущества: несмотря на сопротивление, Слово Его распространяется по земле.

Сомнений в каноничности Деяний апостолов в ранней Церкви практически не было. Книга Деяний широко использовалась в христианском богослужении.

Язык книги Деяний отличается своеобразием. В качестве базового эпитета Христа используется слово «Господь», которое призвано подтвердить божественность Мессии. В Деяниях также велика роль Святого Духа. Святой Дух упоминается в книге 56 раз. Он представляет собой силу, объединяющую и ведущую Церковь.

Книга Деяния Святых Апостолов важна также и с точки зрения дальнейшей трактовки посланий апостола Павла. В ней представлено пространное и весьма последовательное описание деятельности Павла в качестве апостола.

Деяния – главный источник сведений о становлении ранней христианской Церкви. Эта книга вдохновляет христиан и сегодня, описывая чистую веру и послушание первых христиан.

Деяния святых апостолов: краткое содержание.

Условно повествование можно разделить на две части:

  • Главы 1 – 12. Создание христианской Церкви. Проповеди апостолов в Палестине.
  • Главы 13 – 28. Миссионерская деятельность Павла в Малой Азии и восточном Средиземноморье.

Часть первая. Церковь Христова из иудеев. (главы 1–12) Глава первая Предисловие к Книге Деяний Предисловие к книге Деяний (Деян. 1:1–3) Наставления Господа и Вознесение Его (Деян. 1:4–12) Избрание Матфея (Деян. 1:13–26) Глава вторая Сошествие Святого Духа (Деян. 2:1–13) Речь Апостола Петра (Деян. 2:14–42) Первая христианская община (Деян. 2:42–47) Глава третья Исцеление хромого от рождения (Деян. 3:1–11) Речь Апостола Петра по поводу исцеления хромого (Деян. 3:12–26) Глава четвертая Заключение Апостолов Петра и Иоанна в темницу (Деян. 4:1–4) Допрос Апостолов в синедрионе (Деян. 4:5–22) Молитва Апостолов и ниспослание Святого Духа (Деян. 4:23–31) Взаимная любовь среди христиан (Деян. 4:32–37) Глава пятая История Анании и Сапфиры (Деян. 5:1–11) Новое гонение на Апостолов (Деян. 5:12–42) Глава шестая Избрание семи диаконов (Деян. 6:1–7) Проповедь архидиакона Стефана (Деян. 6:8–15) Глава седьмая Суд над архидиаконом Стефаном и его мученическая смерть Глава восьмая Гонение на Церковь (Деян. 8:1–4) Насаждение Церкви в Самарии, Симон Волхв (Деян. 8:5–13) Апостолы Петр и Иоанн в Самарии (Деян. 8:14–25) Крещение евнуха (Деян. 8:26–40) Глава девятая Обращение гонителя Савла (Деян. 9:1–25) Савл в Иерусалиме (Деян. 9:26–30) Апостол Петр в Лидде, исцеление Энея (Деян. 9:31–35) Воскрешение Тавифы (Деян. 9:36–43) Глава десятая Обращение ко Христу Корнилия сотника (Деян. 10:1–48) Глава одиннадцатая Петр объясняет, почему он крестил язычника (Деян. 11:1–18) Распространение христианства вне Палестины (Деян. 11:19–21) Посольство Варнавы и Савла в Антиохию (Деян. 11:22–26) Помощь христианам в Иудее (Деян. 11:27–30) Глава двенадцатая Гонение на Церковь со стороны Ирода Агриппы Часть вторая. Церковь Христова среди язычников. (главы 13–28) Глава тринадцатая Путешествие Варнавы и Савла на Кипр (Деян. 13:1–12) Путешествие в Пергию и Антиохию Писидийскую (Деян. 13:13–41) Успех проповеди Апостола Павла и гонение со стороны иудеев (Деян. 13:42–52) Глава четырнадцатая Проповедь в Иконии, Листре и Дервии (Деян. 14:1–7) Исцеление хромого в Листре (Деян. 14:8–18) Гонение на Апостолов (Деян. 14:19–28) Глава пятнадцатая Апостольский Собор в Иерусалиме (Деян. 15:1–35) Второе миссионерское путешествие Апостола Павла (Деян. 15:36–41) Глава шестнадцатая Путешествие в Троаду (Деян. 16:1–8) Видение мужа-македонянина и путешествие в Македонию (Деян.16:9–11) Павел в Филиппах: обращение Лидии, изгнание прорицательного духа (Деян.16:13–18) Заключение Павла и Силы в темницу (Деян. 16:19–40) Глава семнадцатая Павел и Сила в Фессалонике (Деян. 17:1–9) и Верии (Деян. 17:10–14) Апостол Павел в Афинах и речь его в Ареопаге (Деян. 17:15–34) Глава восемнадцатая Апостол Павел в Коринфе (Деян. 18:1–17) Отплытие через Эфес и начало 3-го путешествия (Деян. 18:18–23) Проповедь Аполлоса (Деян. 18:24–28) Глава девятнадцатая Апостол Павел в Ефесе (Деян. 19:1–20) Мятеж в Ефесе против христиан (Деян. 19:23–40) Глава двадцатая Путешествие в Грецию и обратно до Троады (Деян. 20:1–12) Дальнейшее путешествие до Милита (Деян. 20:13–17) Прощальная речь Павла к пресвитерам Ефесским (Деян. 20:18–38) Глава двадцать первая Путешествие Павла от Милита до Кесарии (Деян. 21:1–9) Апостолу Павлу предсказывают темницу (Деян. 21:8–14) Прибытие Павла в Иерусалим и возмущение иудеев (Деян. 21:15–40) Глава двадцать вторая Речь Апостола Павла к народу (Деян. 22:1–21) Неистовство толпы и суд перед синедрионом (Деян. 22:21–30) Глава двадцать третья Распря между обвинителями Павла (Деян. 23:1–11) Умысел иудеев убить Павла (Деян. 23:12–22) Отправка Павла в Кесарию (Деян. 23:23–35) Глава двадцать четвертая Апостол Павел пред судом прокуратора Феликса (Деян. 24:1–9) Защитительная речь Апостола Павла (Деян. 24:10–23) Беседа Павла с Феликсом и Друзиллой (Деян. 24:24–27) Глава двадцать пятая Прокуратор Фест во Иерусалиме и жалоба ему на Апостола Павла со стороны иудеев (Деян. 25:1–6) Апостол Павел на суде перед Фестом (Деян. 25:7–12) Царь Агриппа II-й и Вереника слушают Апостола Павла (Деян. 25:13–27) Глава двадцать шестая Апостол Павел рассказывает о своем обращении ко Христу (Деян. 26:1–29) Признание Павла невинным (Деян. 26:30–32) Глава двадцать седьмая Путешествие от Кесарии до Мир Ликийских (Деян. 27:1–5) От Мир до Крита и предостережение Апостола Павла (Деян. 27:6–13) Сильная буря на пути к Мальте и гибель корабля (Деян. 27:14–44) Глава двадцать восьмая События на острове Мелит (Деян. 28:1–14) Прибытие в Рим (Деян. 28:15–16) Беседы Павла с римскими иудеями и заключение книги Деяний (Деян. 28:17–31)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *