Деяние святых апостолов толкование

Толкования Священного Писания

По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уже хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставления чрез них. И так было не только со святыми в ветхом завете, но, как известно, и в новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа. “Той, – сказал Он им, — воспомянет вам вся” (Иоан. 14, 26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит через пророка: “Завещаю вам завет нов, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах напишу я, и будут вси научени Богом” (Иерем. 31, 31-34; Иоан. 6, 45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) не на скрижалех каменных, а на скрижалех сердца плотяных (2 Кор. 3, 3). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размыслите, какое будет безрассудство, если мы, которые должны были жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг предоставлять сердца Духу, если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, и этим вторым врачевством. Если достойно укоризны уже и то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание, как излишнее и ненужное, и таким образом навлекать на себя еще большее наказание?

Cв. Иоанн Златоуст Творения. На Мф. беседа I. 1> Главная страница

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА И СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ О МУЧЕНИКАХ

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16)

ИСКУПЛЕНИЕ

Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу (καὶ ἐξάξω ὑμᾶς) вас из-под ига Египтян (ἀπό τῆς δυναστείας τῶν Αἰγυπτίων), и избавлю вас (καὶ λυτρώσομαι ὑμᾶς) от рабства их, и спасу вас мышцею простертую и судами великими (Исх. 6, 6)

Свт. Василий Великий: «Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать измену за всех, потому что Его предположи Бог очищение верою в крови Его(Рим. 3, 25). Моисей был брат израильтянам, однако же не мог искупить их…Моисей не освободил народ от греха, но только умолил Бога не карать за грех».1

  1. Свидетельства Священного Писания и соответствующих толкований святых отцов, что мученичество – это жертва

Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоанн. 15, 13)

Свт. Кирилл Александрийский: «Ясно говорит, что это заповедь и это учу делать и помышлять желающих следовать Мне, именно стараться о такой любви друг к другу, какую Я уже показал ранее и исполнил. Итак, какой предел любви Христовой каждый должен представлять себе, это опять Сам показал, сказав, что нет ничего более такой любви, которая повелевает и самую душу отдавать за любимых… Но вот теперь Спаситель из любви к нам положил за нас и самую душу Свою и, показав некое несравненное человеколюбие, явил нас ревнителями и треблаженными, не имеющим недостатка ни в каком вообще благе…В таком смысле, полагаю, приведенные слова будут приличествовать Богодухновенным главам учеников. Если же и на всех простирать это изречение, то есть сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, то исследование даст великую пользу. Ведь если любовь к братьям содержит и совершает исполнение всей заповеди Спасителя нашего, то разве не достоин великого удивления тот, кто преимущественно ее старается совершить безпорочно и безукоризненно, как скоро она есть, так сказать, возглавление всех добродетелей? Ибо второю после любви к Богу является любовь друг к другу, и вся сила благочестия к Богу как бы заключается в одном этом сове «слове, именно: возлюбиши ближнего твоего, как себя самого». (Гал. 5, 14)

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

(2 Тим. 4, 6)

Свт. Иоанн Златоуст: «Не сказал: моего жертвоприношения, но нечто более, потому что от жертвы не все приносится Богу, а от возливаемого (σπονδῆς) – все.2»

Бл. Феофилакт. Болгарский: «Не сказал: я приношу себя в жертву, но сильнее. Ибо в жертве не все приносится Богу, а возлияние все было приносимо»3

Свт. Феофан Затворник: «Жрен бываю, — σπένδομαι. Меня уже закалают в жертву; «или я уже приношу себя в жертву Христу» (Экумений Триккский). «Стою при самом конце подвигов. Умервщление свое назвал Апостол закланием в жертву (т. е. выразил словом — σπένδομαι); потому что за благочестие проливаема была кровь (σπονδη – возлияние жертвенное)» (бл. Феодорит Киррский). «Не назвал готовящейся ему смерти- жертвою, — θυσίαν- но возлиянием, — σπονδη, выражаясь сильнее и священнее. Ибо в жертве обыкновенно только часть некая приносима была на всесожжение Богу; а возлияние все было Ему приносимо. Это же делать заповедует он и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12, 1). Ибо закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит в жертву. Илиσπενδομαι он разумеет, как καταλύω πολεμον, — кончаю мою со всеми войну»4

Но, если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам (Филипп. 2, 17)

Свт. Иоанн Златоуст: «И утешает их относительно своей смерти, и научает охотно переносить смерть за Христа. Я делаюсь, говорит, как бы возлиянием и жертвою. О блаженная душа! Жертвою называет приведение их. Подлинно, принести в жертву душу гораздо лучше, нежели принести волов. Итак, если к этому приношению и сам себя присоединю, как возлияние, то радуюсь, говорит, о смерти моей».5

Бл. Феофилакт Болгарский: » Хотя, говорит, я и принесением в жертву, «но я соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей», то есть соделав прежде вас жертвою Богу, посвятив вас на служение Богу и соделав вас верующими. Но в виду смерти я нисколько не печалюсь, но радуюсь и сорадуюсь всем вам. Радуюсь тому, что приношу вашу веру Христу, как жертву»6

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12, 1)

Бл. Феофилакт Болгарский: «Иначе: мы должны представить члены свои Богу, как царю, неукоризненными и наилучшими; ибо таковые предстоят царю. Потом мы должны их представить в жертву живую; ибо когда умервщляем их, тогда живем по духу».7

  1. Святоотечекие высказывания о мученичестве как жертве

Свщмч. Киприан Карфагенский: «И без того, вы совершаете и приносите жертву Богу сколько драгоценную.ю сколько же и славную, которая много послужит к воздаянию нам наград небесных, так как Божественное писание говорит: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Таковую жертву вы приносите Богу; соделавшись жертвами для Бога, вы беспрестанно совершаете эту жертву и днем и ночью, представляя самих себя святыми и непорочными жертвами…»8

Свт. Григорий Богослов: «…не менее поучительны для нас мученики – сии словесные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, сие проповедание истины, обличение лжи, исполнение духовно-разумеваемого Закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира».9

Свт. Григорий Богослов: «…ибо, как думаю, для очищенных кровию и подражающих жертве Христовой святых мучеников соблюдается то, чего око не видало, ухо не слыхало, и не воображал ум человеческий, свободно созидающий в себе представление о блаженстве».10

Свт. Иоанн Златоуст: «Вы по благодати Божией, не нуждались более ни в каком доказательстве, уже укоренившись в вере; а жители Рима, где великое тогда было нечестие, имели нужду в бόльшей помощи. Посему и Петр, и Павел, и после них этот муж, все там были принесены в жертву, как для того, чтобы этот город, оскверненный кровью идолов, очистить собственной кровью, так и для того, чтобы самым делом представить доказательство воскресения распятого Христа».11

Свт. Иоанн Златоуст: «Ты получил от природы язык, но ты воспитал из него мученика; ты получил уста, хранилище языка, но ты устроил из уст жертвенник для языка; ты получил кольцо, чтобы извлекать звуки, но ты показал его колосом отсекаемым; ты получил язык, служителя слов, но ты принес его в жертву Христу, как непорочную овцу…Ты, доблестный муж, восхитил честь равную жертвоприношению патриарха, принесши единородную отрасль языка вместо единородного сына».12

Богослужебные последования

Из общей службы священномученику (по Великому зборник. Мукачево. 1991, ч.1)

«Жертву Богу принося безкровную, яко священникъ законнейшiй, богоглаголиве всечестне, послѣжде яко всеплодiе и прiятну жертву, тебе самаго кровiю, яко мученикъ истеннейшiй, Христу принеслъ еси, Его же моли о поющихъ тя» (Стихира на Господи воззвахъ, с. 438)

«Священникъ законньйшiй, даже до кончины твоея былъ еси, блаженне священнодьйствуя бо божественная и неизглаголанная таинства, кровь твою излиялъ еси за Христа Бога, и жертву благоприятну себе привелъ еси…» (Слава на Господи воззвахъ, с. 439)

«Всесовершенну жертву живу, себе Христу принеслъ еси мучениемъ…» (Канонъ утрени, Песнь 3, с. 444)

«Всесожженiе божественное ты, и чиста жертва принеслся еси Спасу всехъ, священномучениче премудре». (Песнь 4, с. 445)

«Жертва и жритель бывъ, пожерлъ еси себе Богу веры ради…» (Песнь.6, с. 446)

«Священнодействовалъ благочестно Христову службу тайную, словесное овча самъ принеслся еси Ему жертва приятна и благоугодна, всесовершаемая кровiю, преблаженне» (Песнь 8, с. 448)

  1. Мученичество – это литургическое продолжение искупительного подвига Христа: Священное Писание и толкования святых Отцов Церкви

    • Святая Церковь в лице своих Отцов учит о мученичестве как равноценном Таинству Крещения

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Кто не примет крещение, тот спасение не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во времена гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря:можете ли пить чашу, юже аз Пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Марк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь…».13

… со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Филипп. 2, 12-13)

Свт. Феофан Затворник:: «Побуждением страху Божию поставляет Апостол то, что Сам Бог действует в них, и в желаниях их добрых и в добрых делах. Это еще сильнее того, что говори Златоуст: помни, что Бог везде, следовательно с тобою и при тебе. Здесь говориться, что Он не при нас только, но и в нас; и не яко покоющаяся сила, но яко сила во всем действующая…А таковы все христиане. Они сочетаваются с господом и имеют Его в себе действующим» (стр. 367-368) «Бог действует не потому, что принуждает и приневоливает, но потому что, находя в нас усердие, усиливает оное благодатию» (с. 369)

Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1, 24)

Свт. Иоанн Златоуст: «Мне кажется, он сказал великое4 но это не по дерзости, — нет! – а по сильной любви ко Христу. Он не хочет, чтобы эти скорби присваивались ему, а Христу…Так он не стыдится и эти страдания приписывать Ему, потому что (Христос) не только умер за нас, но и после смерти готов страдать ради нас. (Апостол) желал и постарался доказать, что (Христос) и теперь собственным Своим телом подвергает Себя опасности ради Церкви. К этому направлена его речь, т. е., что вы не нами бываемы приводимы, а Им, хотя делаем это мы, — мы приняли на себя не свое дело, а Его…Посмотри, как много он высказывает, обнаруживая сильную любовь. Как во втором послании к Коринфянам он писал: в нас положи служение примирения (Кор. 5, 18), и еще: во Христе посольствуем, яко Богу молящу нами (ст. 20), — так и здесь, чтобы более привлечь их, говорит то же: его ради стражду, т.е., хотя тот, должен вам, и удалился, но я отдаю Его долг. Вот и о лишении он говорит с целью показать, что, по его мнению, Христос еще не все претерпел. За вас, говорит, он и по смерти страдает, если требует нужда. То же он представляет иначе и в послании к Римлянам, говоря:иже и молится за ны (Рим. 8, 32), показывая, что Он не удовольствовался только смертию, а после того делает за нас безконечно многое».14

Блаж. Феофилакт Болгарский: «И исполняю (καὶ ἀνταπληρῶ) лишение скорбей Христовых во плоти моей. По-видимому тщеславно и безумно это слово, но нет, напротив, оно полно великой любви ко Христу. Ибо он желает убедить их, что Христос и теперь еще за них страждет, и что не через нас, апостолов, вы приходите(к Богу), но через Того (Христа), хотя и через наше посредство. Итак, что же вы делаете, отступая от Того, Который и после своей смерти подвергается за вас опасностям? Смысл его слов таков: если еще дожжен был Христос страдать за вас, но удалился и не отдал сего долга, тоя исполняю Его долг; подобно тому как в отсутствие полководца помощник его, оберегая фалангу и занимая его место, получал бы вместо него раны. Потому ведь и сказал – лишение (ὑστερήμα-недостаток), чтобы показать, что, по его мнению, Он не все еще претерпел. Он настолько любит нас, что и после своей смерти, как будто недостаточны прежние страдания, страдает в моем теле; ибо Он не удовольствовался Своею смертию, но и еще совершает безчисленные благодеяния. Итак, Павел, не превознося себя, говорит это, но из желания показать, что Христос еще и ныне печется о них.

За тело его, еже есть церковь. Сказав, что хотя и я страдаю, но на самом деле это – страдания Христовы, он придает достоверность этим словам, говоря, что и эти (страдания) происходят ради тела Его. Итак, не почитайте хвастовством эти слова, но верьте, что Тот, Который не презрел соединить с Собою церковь, и теперь еще ради ее страждет в моей плоти».15

Свт. Иоанн Златоуст: «Сильнейшим по-истине доказательством воскресения служит то, что Христос умерщвленный явил после смерти такую силу, что живых людей убедил презирать и отечество, и дом, и друзей, и родных, и самую жизнь ради исповедания Его…»16

Святые Отцы Церкви.

Свмч. Киприан Карфагенский: «С каким благоволением в лице таковых рабов Своих и поборал и побеждал сей Хранитель веры, подающим верующим столько, сколько кто по своей вере принять может! Сам Он присутствовал на своей брани – сражающихся и подвизающихся за Его имя Сам ободрял, укреплял, воодушевлял. И Он, однажды победивший за нас смерть, всегда побеждает в нас».17

Свт. Иоанн Златоуст: «Не душа уже только, но и самое тело их стало причастным большей благодати, и не только не потеряло, после частых терзаний и разсечений, той крепости, которую имело, но и приобрело большую и высшую. Что может быть удивительнее этой победы, когда (враги) не смогли победить тех, которых держали и имели в своих руках в своих руках, и связавши терзали по своей воле, а напротив сами жалким и несчастным образом были побеждены ими? Они воевали не против них, а против обитающего в них Бога; а всякому известно, что воюющему с богом вполне необходимо потерпеть крайнее поражение, неся наказание за одно лишь начинание».18

Свт. Иоанн Златоуст: «Если Христос умер и не воскрес, то кто совершил эти сверхъестественные дела?»19

Свт. Иоанн Златоуст: «И кто не пойдет на эти подвиги с великою радостию, имея в виду приобщиться страданий Господних и сделаться сообразным смерти Христовой. Это – достаточное воздаяние, честь большая, награда превышающие труды, еще прежде царствия небесного».20

Свт. Иоанн Златоуст: «Потому, что она, как бы в какой-нибудь дивной красильне, сделавшись царскою багряницею, отправилась к вышнему Царю и с великим дерзновением вошла на своды небесные, меду тем как сам Христос невидимою рукою поддерживал святую голову мученицы и крестил ее огнем, как бы водою».21

Мученичество-это крещение кровью, равноценное таинству Крещения

В тех случаях, когда человек не получил возрождения в таинстве Крещения, то таковое он получает в пролитии мученической крови. Это то крещение, «каким крестился Сам Христос»22(Мф. 20, 22-23), замечает митрополит Макарий (Булгаков).

Свмч. Киприан. Карфагенский: «Какое крещение может иметь большую и высшую силу, как крещение исповедания и страдания, когда исповедующий Христа перед людьми крещается собственной кровию?»23

Свмч. Киприан Карфагенский: «…а во-вторых, они и не лишаются таинства крещения, как люди крещенные славнейшим и величайшим крещением крови, о котором и Господь говорил: что он намерен креститься иным крещением (Лк. 12, 50). А что крестившиеся своею крови. И освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что Он будет с Ним в раю (Лк. 23, 43)».24

Свмч. Киприан Карфагенский: «Да будет известно, что оглашенные (которые подвергаются мученичеству) не лишаются таинства Крещения: ибо крещаются славнейшим и величайшим Крещением крови, о котором и Господь говорил, что Он имеет креститься иным крещением (Мф. 20, 22). А что крестившийся своею кровию и посвятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать божественного обетования, свидетельствует тот же господь во Евангелии».25

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Кто не примет крещение, тот спасение не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во времена гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пить чашу, юже аз Пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Марк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь…».26

Свт. Василий Великий: «Иные, в подвигах за благочестие, действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символе-воде, крестившись собственной кровью».27

Свт. Григорий Богослов: «Знаю и четвертое крещение – крещение мученичеством и кровию, которым крестился и сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поколику не оскверняется новыми нечистотами».28

Блаж. Августин: «Для тех, которые умирают за исповедание Христа не приняв еще купели возрождения, она имеет такую же силу отпущения грехов, как и омовение святым источником крещения. Ибо сказавший: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3, 5), исключает их другим Своим изречением, в котором с такою же всеобщностью говорит: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32)…Ибо что честнее смерти, через которую отпускаются все грехи и умножаются заслуги?»29

Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, вчера господь наш крестился водою, а сегодня раб крещается кровью; вчера отверзлись врата неба, сегодня попраны врата ада. Не удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь дух витает с великим обилием, и бывает изглаждение грехов и дивное некое и чудное очищение души, и как крещаемые – водою, так претерпевающие мученичество омываются собственной кровью, что случилось и с этим (мучеником Лукианом)».30

Свт. Иоанн Златоуст: «И если ты хочешь убедиться, что это событие было несомненным крещением, послушай, как Христос называет смерть Свою крещением. Так, беседуя с сынами Заведеевыми, Он говорит: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися (Мф. 20, 23). А каким крещением крестился Христос, после крещения Иоаннова, кроме смерти и креста? Как Иаков, не распятый, но усеченный в голову мечем, крестился крещением Христовым, так и эти, хотя и не были распяты, но скончавшись от воды, крестились крещением Христовым».31

Мученичество и скорби – это средство избавления от греха

Свт. Григорий Нисский: «Поелику через удовольствие вошел грех, то противоположным будет, без сомнения изгнан. Посему те, которые гонят за исповедание господа, и вымышляют нестерпимые мучения, трудностию оных доставляют душам некоторое исцеление, приражениями скорбей врачуя от болезни сластолюбия, так приемлют Павел – крест, Иаков – меч, Стефан – камни, блаженный Петр – прободение копьем во главу; все бывшие после подвижники веры – разнообразные виды мучений, зверей, пропасти, костры, оцепенение от хлада, обнажение ребер от плоти, пробитие главы гвоздями, избодение очей, отсечение перстов, вырывание с обоих сторон тела по частям, томление голодом – все это и подобное сему, как очищение от греха, с веселием терпели святые, чтобы и следа, произведенного сластолюбием, не оставалось в сердце после того, как это болезненное и мучительное ощущение сгладит в душе все отпечатки сластолюбия».32

Плоды мученического подвига

Свт. Иоанн Златоуст: «Если совершившие великие подвиги при праотцах наших , предлагая в защиту имена святых мужей и при бегая к наименованию Авраама, Исаака и Иакова, получали некоторое утешение, а от воспоминания этих имен получили великую пользу, то много более мы, предлагая в защиту не имена только, но и и сами тела подвизавшихся, в состоянии будем приклонить Бога на милость, снисхождение и благоволение».33

Свт. Иоанн Златоуст: «Смерть мучеников есть поощрение верных, дерзновение церкви, утверждение христианства, разрушение смерти, доказательство воскресения, осмеяние бесов, осуждение Диавола, учение любомудрия, внушение презрения к благам настоящим и путь стремления к будущим, утешение в постигающих нас бедствиях…, корень и источник и мать всех благ…»34

Свт. Иоанн Златоуст: «Лишь только она вошла на костер, как дым, поднявшись на высоту и распространившись в воздухе, задушил всех бесов, летающих в воздухе, прогнал диавола, очистил естество самого воздуха. После того, как воздух был оскверняем дымом идолов, поднялся другой дым, который очистил приставшую к нему от них нечистоту. И сравнение с источником может быть приложено к этому костру».35

Свт. Иоанн Златоуст: «О, чудный костер! Какое сокровище содержал он, — этот прах и пепел, дорогой более всякого золота, благовоннейший паче всяких ароматов, драгоценнейший всяких камней! И в самом деле, чего не может сделать богатство и золото, то могут – останки мучеников. Золото никогда ни болезни не исцеляло, ни смерти ни прогоняло, а кости мучеников совершали и то и другое, одно при наших предках, другое при нас».36

Свт. Григорий Богослов: «…не менее поучительны для нас мученики – сии словесные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, сие проповедание истины, обличение лжи, исполнение духовно-разумеваемого Закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира».37

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1 Беседы на псалмы. М. Изд-во Московского подворья СТСЛ. 2000, стр. 226-227

2 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. Издание СПбДА. 1905, т. 11, кн. 1, с. 823

3 Толкование на Новый Завет блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского. СПб. Изд. П. П. Сойкина, с. 873

4 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Пастырские послания. М. Паломник. Правило веры. 1995, стр. 624 – 625.

5 Свт. Иоанн Златоуст. Указ. Сочин., с. 294

6 Толкование на Новый Завет блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского. СПб. Изд. П. П. Сойкина, с.706

7 Там же, с. 364

8 Свмч. Киприан Карфагенский. Письмо к Немезиану и другим, сосланным на рудокопни. Творения. М. Паломник. 1999, с. 679

9 Свт. Григорий Богослов. Творения. СПб. Изд. П. П. Сойкина, т. 1. Слово 24, в похвалу святого священномученика Киприана…, с. 348

10 Свт. Григорий Богослов. Творения, т. 1. Слово 11, говоренное брату Василия Великого, святому Григорию Нисскому…, с. 198

11 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1894, т. 2, ч. 2. Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу., стр. 639-640.

12 Там же, Слово второе о святом мученике Романе, с. 659

13 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М. Синодальная библиотека. 1991. Огласительное поучение третье, с. 37

14 Свт. Иоанн Златоуст. Указ. Сочин., с. 389

15 Блаж. Феофилакт, архиепископ Болгарский. Указ. Сочин., стр. 737-738

16 Свт. Иоанн Златоуст. Указ. Сочин. Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу., с. 640

17 Свшм. Киприан Карфагенский. Письмо к мученикам и исповедникам. Творения. М. Паломник. 1999, стр. 433-434

18 свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1896, т. 2, ч. 2. Похвала египетским мученикам, с. 743

19 Похвала мученице Дросиде., с. 733

20 Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим, с. 765

21 Похвальное слово мученице Дросиде, с. 736

22 Макарий, архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. СПб.1857, с. 260

23 Свмч. Киприан Карфагенский. Творения. М. Паломник. 1999, Письмо 60 к Юбаяну о крещении еретиков, с. 627

24 Там же, с. 628

25 Письмо LXXVII к Юбаяну

26 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М. Синодальная библиотека. 1991. Огласительное поучение третье, с. 37

27 О св. Духе, гл. 15

28 Слово на святые светы явлений Господних

29 Блаж. Августин. Творения. О граде Божием. СПб.-Киев. 1998, книги 1-13, кн. 13, гл. 7, стр. 561-562

30 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1896, т. 2, кн. 2. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане, стр. 564-565

31 Там же. Похвальная беседа о святых мученицах Вернике и просдоке девах и о матери их Домнине, с. 684

32 Свт. Григорий Нисский. О блаженствах. Репринт. М. 1997, стр. 124-125

33 Похвала Египетским мученикам., с. 742

34 Похвала святой великомученицу Дросиде и о памяти смерти., с. 732

35 Похвала святой великомученице Дросиде и о памяти смерти., с. 736

36 Похвала святой великомученице Дросиде, и о памяти смерти., с. 737

37 Свт. Григорий Богослов. Творения. СПб. Изд. П. П. Сойкина. Слово 24, в похвалу святого священномученика Киприана…, с. 348

И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же обратившись видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет; но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того?

Господь вручил Петру попечение о всех верующих. Ибо, если Иаков и получил престол в Иерусалиме, то Петр — во всей вселенной. После сего Господь говорит ему: «иди за Мною», показывая попечение о нем и Свое великое расположение к нему. Под следованием разумей здесь и исполнительность во всех делах и словах. Ибо те следуют за Ним, которые идут по следам Его жизни и подражают Его исправности во всем. Может быть, повелевает Петру и чувственно следовать за Собою, являя, как я сказал, Свое особенное расположение к нему. Ибо мы делаем последователями своими тех, кои близки к нам. Когда Петр услышал это и удостоился того, что и вселенная ему будет вручена и что он увенчается мученичеством; то, по сильной любви к Иоанну, спрашивает и о нем: «а он что?» не пойдет ли и он тем же путем, которым и мы? не будет ли и он общником в попечении об овцах и заботе о них? Ибо слова: «иди за Мною», почти то же значат, что ступай, принимай овец, выступай во вселенную. Зная, что Петр заботится об Иоанне и не желает разлучиться с ним, Господь, чтобы прекратить неблаговременный их союз и привязанность друг к другу, говорит: тебе поручено дело; совершай его и следуй за Мною, когда Я вывожу тебя на проповедь, вручаю тебе всю вселенную. Если же Я хочу, чтобы он оставался здесь, в окрестностях Галилеи, и не хочу послать его вместе с тобою: что тебе до того? — Слова: «пока прииду», некоторые понимали так: пока Я не приду на распявших Меня иудеев, чтобы наказать их посредством римлян и разрушить город их. Ибо говорят, что апостол сей (Иоанн) почти до правления Веспасиана находился в нагорных местах, проповедовал и пребывал там, а перед взятием Иерусалима удалился оттуда. Итак, поелику им вручалось великое дело — проповедь, им уже не следовало быть вместе друг с другом, но раздельно пойти одному к тем, другому к другим. — Для чего евангелист упоминает о том, что он преклонялся к груди и спрашивал, кто предаст Тебя? Не просто и не случайно, но чтобы показать, что Петр и после отречения своего имел дерзновение пред Господом. Ибо тот, кто прежде Креста не смел спросить о предателе, но поручал вопрос другому, именно Иоанну, тому теперь вручается попечение о всех, и он не только вопроса о самом себе не поручает другому, но и о том самом ученике, который пользовался особенною пред всеми любовью, спрашивает Господа и становится как бы ходатаем пред Ним. Подивись, пожалуй, скромности евангелиста, с какою он исправляет ошибочное понимание многих, которые не уразумели сказанного о нем Господом, но подумали, что он не умрет. Этого не было, Господь сказал не то, что он не умрет, но что он не будет проповедовать в одно время с Петром, а останется после него. «Пока прииду», то есть пока Я не захочу вывесть и его на проповедь. Тебя Я ныне вывожу на попечение о вселенной, и ты следуй за Мною, а он пусть останется здесь, пока Я опять приду и выведу и его, как тебя. — Некоторые же так понимают: Петр, услышав, что он умрет за Христа, сказал: что же Иоанн? не умрет ли и он? Христос не отверг этого, ибо всяк, кто родился, тот и умрет, а сказал: если Я хочу, чтобы он пребыл, то есть жил до кончины мира и тогда соделался мучеником за Меня. Отселе и говорят, что он жив, а будет умерщвлен антихристом, когда вместе с Илиею станет проповедовать Христа. Если указывают гроб его, что до того? он вошел в него живой, а потом преставлен, как Енох и Илия. Итак, евангелист опровергает ложное мнение тех, кои подумали, что ученик сей не умрет, а будет бессмертен: ибо сущая ложь, чтобы человек был бессмертен. Хотя Енох и Илия не умирали, однако же они смертны. Так и он, хотя не умер, но умрет. Посему понимание слова: не «умрет» в том смысле, что будет бессмертен, ложно. Иные утверждают, что он умер, а слова: «если Я хочу, чтобы он пребыл» понимают так, как мы выше изъяснили. Мы высказали все мнения, чтобы для любопытных ни одно не было безызвестно. По нашему мнению, слова: «чтобы он пребыл, пока прииду» лучше понимать не о жизни, а о разлуке с Петром, как понимал это достославный и златоустый Иоанн.

Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Из прочих евангелистов ни один не свидетельствовал сам о себе. Говорят, что он после всех приступил к написанию Евангелия, быв подвигнут и возбужден к тому Христом. Потому-то он постоянно упоминает о любви Его к себе, показывая причину, по которой приступил к написанию, и что Христос поручил это дело тому, которого Он любил более прочих. И я знаю, что он говорит истину, то есть: «что я написал, то написал с полною уверенностью, так как я был при всем, при делах и словах, при страданиях и обстоятельствах по воскресении. Посему смело и о самом себе говорю, что я истинен, и вызываю рассмотреть и исследовать каждое в отдельности событие». У нас, людей, когда мы совершенно уверены в истине, есть обыкновение не отказываться от собственного о том свидетельства. Так и апостолы говорили: мы свидетели Ему в том, что говорим, и Дух, которого Он дал повинующимся Ему (Деян. 5, 32). Откуда же видно, что я говорю истину, а не в угоду Учителю? Из того уже, что я многое оставил, видно, что я не хотел угождать Ему. Ибо я выставил на вид все укоризненное, не скрыв и того, что Его называли беззаконником и обманщиком, и даже бесноватым. Очевидно, я не старался угодить Ему. Ибо кто льстит, тот поступает напротив: позорное опускает, а выставляет на вид достославное. — Не удивляйся сказанному, что если бы писать книги о делах Иисуса, то не вместил бы их мир; но помыслы о неизреченной силе Бога Слова и сказанное прими с верою. Ибо как для нас легко говорить, так для Него легко, и даже гораздо легче, творить что Ему угодно. Некоторые же говорят, что это по обычаю Писания сказано гиперболически; ибо у Писания в обычае употреблять гиперболы. Например: «мы видели города, досягающие до неба», «мы видели мужей, и были пред нами, как саранча» (Чис. 13, 29. 33. 34) и тому подобное. В таком же, де, смысле и здесь сказано, что мир не мог бы вместить написанных книг. — Иначе под «миром» разумеют человека, мудрствующего мирское; дела же божественные и таинственные, совершенные Иисусом в мире невидимом и видимом, и в домостроительстве последнего времени, которое исполнено тайн, человек мирской не может понять, по сказанному: «многое имею сказать вам: но вы теперь не можете вместить» (Ин. 15, 12). — Но будем молиться, чтобы дела и слова Господа никогда не приходили у нас в забвение, но чтобы нам всегда раскрывать сию книгу Возлюбленного и изыскивать сокровище, заключающееся в чудесах и учении Иисуса; чтобы нам, очистившись в слове и жизни, в день откровения удостоиться неизреченнейших дел и тайн, которых ныне, находясь в мире, мы не можем вместить, и соделаться совершенными в Самом Христе, Возлюбившем нас, и чрез возлюбленного Своего ученика просветившем нас богословием и познанием Его — Сына, и Отца, и Святаго Духа, Которому слава вовеки. Аминь.

БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА,

АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКОГО,

ТОЛКОВАНИЕ НА ДЕЯНИЯ

СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ,

сокращенно избранные

из толкований

СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА

и некоторых других отцов

(в русском переводе)

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ ДЕЯНИЙ

Книга эта называется «Деяниями апостолов»; потому что содержит в себе деяния (всех) апостолов вместе. А лицо, повествующее об этих деяниях, есть евангелист Лука, написавший и эту книгу. Будучи родом антиохиянин, а по занятиям врач, он сопутствовал прочим апостолам, особенно Павлу, и пишет о том, что знает вполне основательно. Повествует в этой книге также и о том, как вознесся на небо Господь, при явлении ангелов; повествует далее о сошествии Святого Духа на апостолов и на всех, присутствовавших тогда, равно как об избрании Матфия вместо Иуды предателя, об избрании семи диаконов, об обращении Павла и о том, что он потерпел. Кроме сего повествует о том, какие чудеса сотворили апостолы, помощию молитвы и веры во Христа; и о путешествии Павла в Рим. Итак, Лука излагает деяния апостолов и чудеса, совершенные ими. Описываемые же им чудеса следующие: 1) Петр и Иоанн исцеляют именем Господним хромого от рождения, сидевшего при дверях , называемых красными. 2) Петр изобличает Ананию и жену его Сапфиру, утаивших часть из того, что они обещали Богу, и они тотчас умерли. 3) Петр восстановляет расслабленного Енея. 4) Петр в Иоппии молитвою воскрешает умершую Доркаду. 5) Петр видит сходящий с неба сосуд, наполненный животными всякого рода. 6) Петрова тень, падая на немощных, исцеляет их. 7) Петр, содержимый узником в темнице, освобождается ангелом, так что стражи не видят этого; а Ирод, изъеденный червями, испускает дух. 8) Стефан творит знамения и чудеса. 9) Филипп в Самарии изгоняет многих духов, и исцеляет хромых и расслабленных. 10) Павел, приближаясь к Дамаску, видит явление и тотчас становится проповедником Евангелия. 11) Тот же Филипп встречает на пути читающего евнуха и крестит его. 12) Павел в Листре именем Господним исцеляет хромого от рождения. 13) Павел видением призывается в Македонию. 14) Павел в Филиппах исцеляет жену (отроковицу), одержимую духом пытливым. 15) Павел и Сила заключаются в темницу и ноги их закрепляются в колодки; но среди ночи происходит землетрясение и узы их спадают. 16) На немощных и бесноватых возлагали убрусцы с тела Павла, и они исцелялись. 17) Павел в Троаде воскрешает упавшего с окна и умершего Евтиха, говоря: душа его в нем есть. 18) Павел в Кипре осуждает волхва Елиму, и волхв этот становится слепым. 19) Павла и всех бывших с ним на корабле застигает, на пути в Рим, четырнадцатидневная буря. И когда все ожидали смерти, Господь, явившись Павлу, сказал: ради тебя Я дарую им жизнь; и все спаслись. 20) Когда сошел Павел с корабля , его ужалила ехидна, и все думали, что он умрет. А так как он остался невредим, то сочли его за Бога. 21) Павел возложением рук исцеляет на острове (отца) начальника Поплия, страдавшего от дизентерии; врачует многих и других больных.

Феофилакт Болгарский в православной церкви почитается как отец блаженный. Он был известным богословом и писателем святых текстов. С православной истории он также известен как толкователь Священного Писания.

Житие Феофилакта Болгарского

О точной дате рождения святого к сожалению ничего не известно. В писаниях сказано, что это произошло в период 1055 года. Еще в юном возрасте он получил образование. Хорошо был освещен в политическом, культурном и духовном направлении. Обучение проходил в столице, где и остался после обучения. Сразу после окончания духовной семинарии он получил сан диакона. Его основным заданием было преподавать в школе риторику и толковать святые тексты.

Спустя пару лет Феофилакт сменил свое место деятельности. Он переехал в город Охрид. Когда он только въехал в город, местное население встретило его недоверием и протестами. Так произошло не по той причине, что преподобный был плохим, просто местное население было замучено предыдущим правлением болгарской церкви.

Нельзя сказать, что жизненный пусть святого был легким. Ему пришлось пережить немало трудностей. У него было большое предназначение. С раскольническим и еретическим течением преподобный боролся молитвой и проповедью. Блаженный отец с достоинством пытался противостоять всем трудностям, которые выпадали не его пути.

В сложных ситуациях в его характере проявлялись мудрость и терпение, открывались сильные лидерские способности. Много сил также отнимала у него борьба направлена на защиту церковного имущества. Он прекрасно справлялся со всеми поставленными перед ним задачами.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Да и точной даты смерти святого никто не знает. Но писания книг Блаженного Феофилакта Болгарского дошедшие до нашего времени датируются 12 веком.

Толкование святого писания Феофилактом Болгарским

Известно, что Феофилакт был великим богословом. Он трактовал святое письмо. Нужно отметить, что за всю свою жизнь он провел достаточно большое количество времени в трудах над разной церковной литературой, среди которой огромную популярность имеет толкование Старого и Нового завета, а также толкования на послания святого Павла:

  • к галатам;
  • к Тимофею;
  • к фессалоникийцам;
  • к Титу;
  • к коринфянам;
  • к ефесянм и многое другое.

Толкование на деяния святых апостолов Феофилакта Болгарского описано в книге «Деяние святых апостолов».

Название книги открывает всю ее суть. Блаженный вел только толкование письма, а самим поветствующим был евангелист Лука. Он был родом из антиохиян, и был спутником многим апостолам, а основной его деятельностью было врачевание. В книге описано как вознесся на небо Иисус Христос, появление ангелов. Также евангелист описывал как сошел Святой Дух, как были выбраны семь диаконов.

Книга дает много информации о апостоле Петре и его трудностях в жизни. Не обошел вниманием Лука и все чудодейственные деяния апостолов, ведь каждый из них при жизни помогал простому народу. Они и исцеляли от болезней, и помогали в трудные и безнадежные минуты всем нуждающимся людям.

Так, как книга относится к церковной и духовной литературе, то простому православному верующему ее будет тяжело понять. Поскольку такая литература имеет особый вид изложения. Чтобы каждый верующий мог просветится и изучить святые книги Письма, богослов и проповедник Феофилакт Болгарский и толковал их.

Таким образом духовная культура стала намного понятней и доступней. Купить письмо можно в любой иконной лавке. Она нацелена на широкий круг православного читателя и гарантировано принесет только положительные изменения в жизни каждому кто ее прочтет.

Храни Вас Господь!

УДИВИТЕЛЬНОЕ, ВЕЛИКОЕ ЧУДО — В ГРЕЦИИ В НАШЕ ВРЕМЯ. Святой митрополит Нектарий, умерший ещё в 1920 году — служил в храме больше недели!Нам уже известно, что святителя Нектария почитают в Греции как великого чудотворца. Что в Элладе даже есть народная пословица «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Несколько лет … ЭКЗАМЕН С АНГЕЛОМ ХРАНИТЕЛЕМ. Мне хотелось бы рассказать одну историю. Случилась она с одним, хорошо мне знакомым студентом. Учился он неплохо, но ему особо не давалась высшая математика. И вот в конце второго курса ему никак не удавалось сдать «вышку». Он заваливал экзамен за экзаменом. Когда ему был прÐ… Чудо на Кавказе В 1960 годы при Н. Хрущёве органы КГБ, при содействии армии, планомерно прочесывали Кавказские горы – вылавливали всех, кто там укрывался, в основном монахов и отправляли в исправительные лагеря.В шестидесятые годы я был боевым офицером,имел партийный билет и был начальÐ… В магазине Сегодня в магазине обратил внимание на бабушку — долго выбирала консервы подешевле. Обратил внимание, что в плюс 2 градуса, она была в резиновых тапочках… Подошел, встал рядом, помог разобраться с ценниками, потом повел по магазину, кидал в корзину все, что попадалось на глаÐ…

Толковая Библия
Толкование на Деяния Святых Апостолов

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Введение

Деяния Святых Апостолов – следующая после святых Евангелий новозаветная книга исторического содержания, вполне заслуживающая и по важности своей занять первое после них место. «Эта книга, – говорит Св. Златоуст, – может принести нам пользы не меньше самого Евангелия: такого исполнена она любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым. Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Евангелиях, – истину, сияющую в самых событиях, и великую в учениках перемену к лучшему, совершенную Духом Святым. Христос сказал ученикам: «верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан. 14, 12), и предсказал им, что их поведут к правителям и царям, что их будут бить в синагогах (Матф. 10, 17–18), что они подвергнутся жесточайшим мукам и над всем восторжествуют, и что Евангелие будет проповедано во всем мире (Матф. 24, 14). Все это, равно как и еще многое другое, что Он говорил, обращаясь с учениками, представляется в этой книге исполнившимся со всею точностью… События книги Деяний являются прямым продолжением событий Евангельских, начинаясь с того, чем кончаются эти (вознесение Господа на небо), и раскрывая последующую историю Церкви Христовой до заключения в узы более всех потрудившегося из Апостолов – Павла. Отмечая особый характер изложения и подбора событий, Св. Златоуст называет настоящую книгу содержащую в себе по преимуществу доказательства воскресения Христова, так как уверовавшему в это уже легко было принять и все прочее. В этом видит он и «главную цель» книги.

Писатель книги Деяний – св. Евангелист Лука, по собственному его о сем указанию (Деян.1, 1–2; ср. Лук. 1, 1 и д.). – Это указание, достаточно сильное само по себе, подтверждается и внешними свидетельствами древнехристианской церкви (свидетельства св. Иринея Лионского , Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена и мн. др.), и внутренними признаками, что все вместе делает полную и безусловную достоверность сказаний Дееписателя до мельчайших частностей и подробностей – выше всякого сомнения1.

Время и место написания книги – в точности неопределимы. Так как книга заключается указанием на двухлетнюю проповедническую деятельность Апостола Павла в узах в г. Риме (Деян.28:30–31), но при этом не упоминается ни о смерти Апостола, ни об освобождении, то следует думать, что во всяком случае она написана до мученической кончины Апостола (в 63 – 64 году по Р. Хр.) и именно в Риме (как полагает блаж. Иероним), хотя последнее не бесспорно. Возможно, что во время самых путешествий с Апостолом Павлом, ев. Лука вел записи всего наиболее примечательного, и только после привел эти записи в порядок и цельность особой книги – «Деяний».

Задавшись целью изложить главнейшие события Христовой Церкви от вознесения Господа до последних современных ему дней, ев. Лука своею книгою обнимает период около 30 лет. Так как при распространении веры Христовой в Иерусалиме и при первоначальном ее переходе к язычникам особенно много потрудился первоверховный Апостол Петр, а при распространении в мире языческом – первоверховный Апостол Павел, то и книга Деяний соответственно сему представляет две главных части. В первой (I – XII гл.) повествуется по преимуществу об апостольской деятельности Петра и о церкви из иудеев. Во второй – (XIII-XXVIII гл.), о деятельности Павла и о церкви из язычников.

Под именем Деяний того или другого Апостола в отдельности известны были в древности еще несколько книг, но все они отвергнуты Церковью, как подложные, содержавшие недостоверно-апостольское учение, и даже как не полезные и вредные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *