Димитрий Ростовский митрополит

10 ноября — день памяти святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Сегодня, 10 ноября, Православная Церковь чтит память святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Святитель Димитрий Ростовский известен православному миру, прежде всего, как создатель четырехтомного свода Четьих – Миней, которые были более распространены, чем великие Четьи – Минеи митрополита Макария. Известен святитель православному миру как блестящий проповедник, а также, как автор стихов, драм.
Как считает проректор псковского Духовного училища священник Андрей Вахрушев, великие макарьевские Четьи – Минеи не издавались несколько десятилетий советского периода, и поэтому были менее распространены, чем Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Отец Андрей сказал: «С детства помню: все читали Жития святых святителя Димитрия Ростовского, хотя они были составлены на основе «Житий» митрополита Макария. В истории нашей Церкви известно, как только появились святые, стали складываться сначала изустно, а потом письменно сказания о их благочестивой жизни. Первые канонизированные святые страстотерпцы братья Борис и Глеб, потом равноапостольные святые князья Ольга и Владимир – с этих святых имен и начинается исследование и хранение жизнеописаний святых Русской Православной Церкви. Митрополит Макарий был великий собиратель, он начал свое святое дело, будучи еще епископом Новгородским и Псковским, и, помимо описания жизни святых, собрал и их поучения на каждый день в своих Минеях, в виде приложения. Святитель Димитрий создал менее пространные Жития, как труды для ежедневного чтения верующих людей.
В древности, когда Христианство поселилось на Руси, обязанностью верующего человека было читать Жития святых. Святые отцы говорят, что чтения Житий святых вселяет в душу страх Божий, а начало премудрости, как говорит нам Священное Писание, страх Божий. Современному человеку сегодня, как никогда, нужны нравственные ориентиры, чтобы отличить в реальном мире, где добро, а где зло, где ложь и где – правда. Для этого необходимо иметь перед собой подвиг святых, которые, подражая Иисусу Христу, исполняя заповеди Божьи, стяжали дух благодати».
Священник Андрей Вахрушев также отметил следующее: «Читая Жития святых, невольно взор переносишь на себя, и видишь скудость собственных дел в сравнении с подвижнической жизнью святых. Какая высота пастырства и попечения о других! И когда смотришь, что делали пред тобой, как стояли в сражениях за веру, какой подвиг христианского жития совершали среди языческого мира, то это помогает встать с колен и поработать во Славу Божию».
Мирское имя Димитрия – Даниил Саввич Туптало. Он родился в декабре 1651 года в местечке Макарове Киевской губернии. Семнадцатилетним принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре. В возрасте 25 лет читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова. Многие годы являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, в совершенстве владел даром слова, не случайно церковь впоследствии назвала святителя «Российским Златоустом».
В 1684 году по поручению старцев Киево-Печерской лавры св. Димитрий приступает к написанию Четьих-Миней – свода Жития святых, расположенных в соответствии с годичным кругом богослужения и предназначенных для чтения в течение года. При составлении этой агиографической энциклопедии святитель Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники. Этому труду святитель Димитрий посвятил 20 лет своей жизни, завершив Четьи-Минеи в 1705 году в Ростове Великом. 4 января 1702 года указом Петра 1 святитель Димитрий определяется на Ростовскую митрополию. В Ростове Владыка останавливается в Яковлевском монастыре и, совершив моление в Зачатиевской церкви, указывает в юго-западном углу этого храма место для своего погребения, произнеся «се покой мой, зде вселюся во век века».
Известен яркий пример борьбы святителя с расколоучителями в Ярославле в 1704 году. Старообрядцев встревожило царское повеление о брадобритии, потому что они почитали лишение бороды за искажение образа Божия. Святитель сам рассказывает, как однажды, при выходе из собора после литургии, два не старых человека остановили его с вопросом: как повелит им поступить, потому что они предпочитают положить лучше головы свои на плаху для отсечения, нежели бороды. Не приготовленный к ответу святой Димитрий спросил только у них: «Что отрастет? голова ли отсеченная или борода?» – на их ответ: «Борода»,- сказал им в свою очередь: «И так лучше нам не щадить бороды, которая столько же раз отрастет, сколько ее будут брить; голова же отсеченная – только в воскресение мертвых». После такого вразумления увещевал он и сопровождавших его граждан покоряться во всем предержащей власти, по слову апостольскому, и не в зримом, внешнем образе, разуметь подобие Божие. Впоследствии написал он по этому предмету целое рассуждение, которое было неоднократно печатано по воле государя; это был первый опыт состязания его с раскольниками, ему неизвестными до пришествия из Малороссии.
Семь лет святитель Димитрий возглавлял Ростовскую епархию. Будучи Ростовским митрополитом, он заботился о просвещении и нравственности своей паствы, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. В городе им было основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого. На содержание этого учебного заведения, устроенного при Архиерейском доме, митрополит Димитрий жертвовал свои скудные сбережения.
В 1709 году, в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. Три удара 2000-пудового колокола соборной звонницы возвестили жителям Ростова о кончине Владыки. Следует отметить, что традиционным местом захоронения епархиальных владык служит Успенский кафедральный храм. Вопреки традиции, святитель Димитрий избрал местом своего упокоения приписной к Архиерейскому дому, удаленный от центра города монастырь, в храме, в котором покоились мощи святителя Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти Ростовского чудотворца. Его друг, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Стефан (Яворский) настоял на исполнении желания Владыки Димитрия быть похороненным в Яковлевском монастыре, о чем свидетельствовало собственноручное завещание митрополита. Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатиевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, над местом погребения установили деревянную гробницу. В 1752 году в юго-западном углу Троицкого храма, над могилой митрополита Димитрия осел чугунный пол. Потребовался ремонт, на который 21 сентября дал разрешение митрополит Арсений. После снятия плит и удаления земли и щебня открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита Димитрия, в коем были обретены мощи святителя. Митрополит Арсений, получив донесение об этом, прибыл в монастырь и освидетельствовал мощи, облачение и гроб.
Молва о новообретенных мощах святителя Димитрия Ростовского распространялась по России. В Ростове при мощах св. Димитрия совершались чудотворения. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия; по молитве к нему. Слава новоявленного чудотворца росла, вера в него крепла. Несмотря на это, официальная канонизация произошла лишь через 4 с половиной года после обретения мощей. Нетленность мощей и истинность исцелений, происходивших при обращении к Димитрию Ростовскому, проверялись и перепроверялись. Наконец, 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения – 21 сентября, также, как и день кончины владыки – 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Службу, посвященную святителю Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.
Яковлевский монастырь, как место упокоения святителя Димитрия, стал хранителем великой святыни – мощей новоявленного Российского чудотворца, благодаря чему обитель достигла славы и благосостояния. Святитель Димитрий Ростовский – просвещенный и деятельный церковный иерарх, соответствуя идеалу человека эпохи Просвещения, прославил свое имя как пастырь и проповедник, автор многих духовных произведений. Он был одним из тех «людей милости, которых праведные дела не забываются» (Сир. 44, 9). По свидетельству Е.Е. Голубинского, митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия. В 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложения их в приготовленную серебряную раку, которую пожертвовала вместе с парчовым облачением, и сама несла раку вместе с архиереями при торжественном обхождении храма. Дни памяти святителя Димитрия Ростовского – 23 мая, 19 июля, 21 сентября и 28 октября.

Святителю, отче наш Димитрие, моли Бога о нас!

Проповедь митрополита Арсения, произнесённая 4 октября 2008 года
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Слушая сегодня слова Святого Евангелия, братья и сестры, мы слышим: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един Пастырь». Говоря эти слова в исторических обстоятельствах ветхозаветного израильского народа, Господь говорит об овцах, «яже не суть от двора сего», которых Ему подобает привести. Говорит о нашем с вами просвещении, о будущем христианских народов, которые воспримут на себя благое иго Христовых заповедей и среди которых будут те, которые будут слушать голос Христов не только ушами, не только разумом понимая, но через сердце пропуская слова Христовы.

И сегодня, братья и сестры, мы празднуем память одного из таких угодников Божиих, голос Христов у которого вошёл в сердце и выразился в словах и в делах его. Это — память святителя Димитрия, митрополита Ростова Великого.

Житие святителя Христова Димитрия

Его древнее житие начинается словами: «Сию райскую ветвь израсти Малая Россия». Родился святитель Димитрий Ростовский в небольшом городке Макарове неподалёку от города Киева. Отец его был вначале простым казаком, который за свои ратные подвиги дослужился до чина сотника. Мать, Мария Михайловна, была высокого благочестия, поскольку отец, сотник казачий, Савва Григорьевич Туптало, был постоянно занят в воинских походах, потому что время было тревожное. Это время — середина XVII века, когда на Украине ратные страсти кипели, когда она переходила из рук в руки: то литовцы, то поляки, то татары, то турки, то униаты с их религиозными захватническими войнами. В это время, в 1651 году случилось родиться будущему святителю Димитрию, а тогда — младенцу Даниилу. Воспитание младенца легло на плечи матери, потому что отец постоянно был в походах военных. И она вложила всю святость своей души в его воспитание.

Впоследствии святитель Димитрий описывал кончину своей матери словами благоговейными, говоря, что она была исполнена христианского доброго чувства и дел благочестивых. Умерла она напутствованная Святыми Христовыми Тайнами и всеми таинствами Святой Соборной Церкви в день Страстей Христовых — Страстную Пятницу, в тот самый час, когда Господь на Кресте «предаде Дух Свой». И в самом этом событии кончины в Страстную Пятницу святитель Димитрий усматривал милость Божию по отношению к своей матери, которую воспоминал как «единую от святых».

В одиннадцать лет святитель Димитрий был отдан в духовное училище города Киева. Но недолго пришлось ему там поучиться, всего лишь три года, потому что поляки, захватившие город Киев, упразднили православную духовную школу, да и многие храмы захватили, сделав их католическими и униатскими.

В семнадцать лет святитель Димитрий, чувствуя зов Божий, приходит в монастырь, и в семнадцать лет уже принимает монашеский постриг. Через год, в восемнадцать лет он рукополагается в сан дьякона, потому что видят в нём «добрый плод благочестивой отрасли» его святых благочестивых родителей.

Благословенный дар украинского Златоуста

В двадцать четыре года (это в семнадцатом веке, когда на принятие священного сана смотрели очень серьёзно!) его уже рукополагают в иеромонахи, а слава о его проповедях разносится таковая, что монастыри наперебой приглашают молодого двадцатичетырёхлетнего иеромонаха Димитрия, чтобы он у них проповедовал. Слава святителя Димитрия, его проповедей, распространилась не только по Украине, или как тогда её называли, по Малой России, но его и в Вильнюс, и в Белоруссию в монастыри приглашали, и даже до стольного града Москвы дошла слава сего проповедника, особенно его отмечал патриарх Иоаким.

Монастыри просят его принять на себя настоятельскую должность, но он, по смирению своему, ради подвигов благочестия отказывается. И ведь, живя в монастыре, как говорит его житие, он не отказывался ни от какого послушания. Тщательно, в глубочайшем смирении проходил он монашескую свою жизнь: в храм первый приходил и последний уходил из церкви Божией, стоя смиренно и молясь Богу о спасении своей бессмертной души.

Уединения, молитвы о грехах своих, покаянного постоянства, а не суеты настоятельской должности желал святитель Димитрий. Но, умолен от братии, и просьбами гетмана, и благословением архиерейским, он становится наместником одного из монастырей. Но недолго он пробыл в этой должности, всего лишь год. Настолько тягостна показалась ему эта должность, что он просился опять быть в уединении. И, сложив с себя настоятельскую должность, остался в этом же монастыре простым монахом. Это тоже говорит о его высочайшем смирении.

Вскоре, зная его талант проповеднический, и учитывая ту сложность духовного просвещения, которое было в то время (в семнадцатом веке), потому что множество книг во время татарских, литовских, польских набегов просто было уничтожено, старцы Киево-Печерской Лавры, рассудив, решили просить святителя Димитрия принять на себя труд перевода и собрания житий святых угодников Божиих, которые необходимы были для назидания во благочестии православного народа. Святитель Димитрий, страшась этого труда, но, уповая не на свою волю, а на благословение архипастырское, принимает на себя труд собирания житий святых в «Четьи Минеи», которые по сегодняшний день в нашей Святой Православной Церкви являются примером его благочестивой жизни и его кропотливого труда. По сегодняшний день мы назидаемся проповедническим словом святителя Димитрия Ростовского, когда читаем «Жития святых».

Духовное наследие великого Ростовского пастыря

Умерший в начале восемнадцатого века, святитель Димитрий по сегодняшний день проповедует нам через «Жития святых». И эти «Жития святых» настолько важны для духовной жизни христианина, что по монастырским уставам положено их читать на монастырских трапезах для возгревания духа благочестия и святости в тех, которые к этой святости, к этому духу благочестия стремятся.

Мало того, братья и сестры, в нашем благочестивом народе как великое сокровище и ценность необходимую имели даже в простых крестьянских домах собрание двенадцати месячных Миней — житий святых, собранных святителем Димитрием. Так, например, в Воронежской губернии до революции была традиция: когда отдавали замуж дочь, то обязательно в её приданом должны были быть двенадцать книг Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. Потому что понимали, что необходимо духовно-нравственное назидание в семейной жизни, которое явилось бы стеной оградительной для христиан, желающих жить по-христиански, жить мирно с Богом и со своей совестью.

Собрание житий святых сопровождалось дивными чудесами. Ведь недаром святые отцы говорят: «Когда читаешь житие того или иного святого, кроме духовно-нравственной пользы ты ещё являешься наследником молитв того святого, житие которого ты читаешь. Потому что, когда ты читаешь его житие, этот святой за тебя молится». И мы видим, что когда святитель Димитрий собирал жития святых, то при этом ему были явления угодников Божиих. Так, когда однажды ночью он писал житие мученика Ореста и, написав житие, прилёг, не раздеваясь отдохнуть на час всего лишь перед заутренней монастырской, то ему явился мученик и сказал: «Ты не всё обо мне написал». И показал ему, открыв одежды, рану в боку, сказав: «Вот эта рана мне прожжена». Потом, подняв рукава и указав перерезанные жилы возле локтей, сказал: «Вот это мне перерезано». Подняв свои одежды, он показал раны на коленях, сказал: «А это мне косою было посечено». И тогда святитель Димитрий, слыша в молчании трепетном сего мученика, думал, какой именно это мученик? Потому что есть два мученика Ореста и дни памяти их различны. И тогда он сказал, как бы отвечая на его мысли: «Я тот мученик, житие которого ты только что записывал».

Сами угодники Божии приходили, братья и сестры, для того, чтобы подсказывать ему, чтобы более полно написать их жития. А благодать Божия сопутствовала этому делу. Ведь недаром, всё, что Божие, то оно хранится веками. И мы с XVII века пользуемся житиями святых, которые собрал сей угодник Божий.

Окончание жития святителя Ростова Великого

Впоследствии его назначали в четыре монастыря. То в один, то в другой, — настоятелем и, в конце концов, святитель Димитрий Ростовский был назначен, избран в сан епископский по просьбе царя Петра. Был он избран митрополитом Тобольским, которого Пётр Первый просил избрать мужа благоговейного, благоразумного, духовно просвещённого для будущей Тобольской кафедры в Сибири. Но до Тобольска святитель Димитрий не доехал, потому что был слаб здоровьем. Ему назначили кафедру в древнем городе — в Ростове Великом, который находится сейчас в Ярославской области как маленький районный центр. А тогда это была значительная кафедра, известная древностью своей во всей России. И талант его как проповедника, как ревнителя святых православных уставов, как мужа благочестивого проявился на Ростовской кафедре.

Пожив там благочестиво, он скончался в молитвенном предстоянии пред Богом. И его наутро застали в коленопреклонённом состоянии в молитве. Так он и почил, с молитвой перешедши в вечность. Погребли его в Спасо-Яковлевском монастыре в соборе, где святитель Димитрий, ещё только приехав на Ростовскую кафедру, указал место для своей могилы, сказав: «Здесь покой мой, здесь вселюсь». В гроб под его честные останки были положены черновики его рукописей, которые он заповедал положить во свидетельство на Страшном Суде при общем воскресении мертвых.

Множество чудес от мощей святителя Димитрия было и по кончине его, и после его прославления. Недаром его друг, митрополит Стефан Яворский, который прибыл на погребение с Рязани, восклицал со слезами на погребении, которое совершалось на шестой день по преставлении. Шесть дней лежал в нетлении и в благоухании святитель Димитрий в храме, а святитель Стефан Яворский, говоря проповедь, восклицал со слезами: «Свят Димитрий, свят»! При жизни сподобился он таковой хвалы от многих, а от Бога сподобился этой похвалы в вечности.

Сравнить свою жизнь с жизнью угодников Божиих

И вот сегодня, братья и сестры, размышляя над житием святителя Димитрия, которое было исполнено труда, смирения, покаянного настроения, глубокой веры, я задумываюсь и связываю его житие со словами, которые говорились сегодня в Евангелии: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат».

Слышание гласа Божия. Как мы зачастую, братья и сестры, слышим глас Божий? Выслушали слова Священного Евангелия, в уме вроде что-то ещё и запомнилось, а в сердце не отложилось. И выходим их храма как в той песне: «Каким ты был, таким ты и остался», не сопрягая слова Евангельские со своей жизнью.

Святые отцы говорят: «Как рождается грех? Он рождается из помысла. Сначала приходить помысел. Потом, если этот помысел долго не исповедуется и не открывается, то с постоянством действуя на человека, он входит в сердце человеческое и облекается там чувствами. И только после этого он выражается в словах или в делах — уже совершается грех самим человеком». Но точно так же и добродетель, братья и сестры, начинается с благого помысла, с чистого и сокрушённого, который, если постоянно размышляем о Боге, о духовной жизни, о заповедях Божиих, то он тоже входит в сердце и выражается в благочестивых словах и в благочестивой, святой жизни.

Заповеди Божии как потребность души

И мы, братья и сестры, должны помнить, что не только нашего разума должны касаться слова из житий святых, и Святого Евангелия, и святоотеческих писаний, но мы должны постоянно размышлять о заповедях Господних, как бы «прилепляя» их к своей жизни, к своему состоянию теперешнему, облекать в чувства покаянные сердце своё, в сокрушённые. Как говорится: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». А Господь говорит: «Сыне, даждь Ми сердце твое». Вот это вхождение в сердце помыслов благочестивых и чувствами облечение, чувствами покаянными, чувствами сокрушёнными, Господь не уничижает и помогает благодатью Своей творить саму добродетель, исполнение самих заповедей Господних.

У святителя Димитрия это выразилось не только в словах его благочестивых и в его писаниях богословских и житийных, но и в личном благочестии, в его нравственно-духовной жизни. К сожалению, мы не таковы. Вот и сегодняшнее наше стояние в храме в подтверждение моих слов, к прискорбию. Послушайте, какой шум стоит в храме! Почему? Потому что сегодня приехали люди на выходной, отдохнуть в субботу и воскресенье, и зашли в храм. Конечно, слава Тебе, Господи, что они переступили порог храма, но из храма выйдут ли люди эти с сердечным сокрушением и смирением, или просто по привычке поставив свечку, растолкав других, мельком перекрестятся, поговорят друг с другом, пошумят, не слушая ни проповедь, ни слов Богослужения, и выйдут опять, праздно разглядывая памятники архитектуры…

Наши благочестивые деды и прадеды ходили в церковь, чтобы вынести из неё сокровища благочестивой жизни. А мы зачастую ходим бездумно, не понимая, чего мы пришли и для чего существует храм Божий. А храм Божий существует не только для того, братья и сестры, чтобы получить хорошую работу, чтобы получить здоровье, зарплату хорошую, чтобы сына или дочку в институт пристроить благополучно, свечку поставить, не только для этого Церковь существует. Церковь существует для того, чтобы мы жили вечно, чтобы мы имели вечное бытие, нескончаемое. И для этой вечности мы ходим в церковь как в школу, как в институт, как на курсы ходим, учиться благочестию, учиться такому образу жизни, которым живут святые в вечности и к которому Господь нас призывает житиями святых угодников Божиих.

Святитель Димитрий — свидетель единства Святой Руси

В сегодняшний день, братья и сестры, волею Божиею мы объединились, празднуя память святителя Димитрия Ростовского. Как святитель Димитрий в своё время проповедовал, — и на Украине проповедовал, разъезжая по монастырям, он и в Москве проповедовал, говоря приветственную речь царю, он и в Ростове Великом проповедовал, он и в Слуцке жил четырнадцать месяцев, в Белоруссии, он жил несколько месяцев в Вильнюсе, — проповедовал всем православным, своим примером, как бы свидетельствуя о единстве Святой Руси, Руси духовной, не великокняжеской, раздираемой междоусобицами, а Святой Руси, Руси церковной, верующей, не разделяя Русь тогдашнего времени на Украину, Россию и Белоруссию. Так и сегодня: и с Украины люди стоят, слушают, и паломники из России приехали, и даже из Белоруссии сегодня приехали паломники. Как он прежде проповедовал и в России, и на Украине, и в Белоруссии, так и сегодня и россияне, и украинцы, и белорусы стоят все вместе в храме, внимая словам, которые говорят о памяти сего светильника Божия.

Мы блаженны, братья и сестры, тем, что имеем такового заступника и молитвенника. Мы счастливы тем, что до сих пор, несмотря на гонения на Церковь и на всяческие лишения, мы сохранили слова святителя Димитрия Ростовского и «Жития святых», которые он составлял. Мы ещё более будем счастливы, если читая эти слова, мы их будем слагать в сердце своём. Помните, как в Евангелии в Сретение Господне говорится, что Божия Матерь, слушая словеса Симеона Богоприимца, слагала их в сердце Своём? Не только запоминала, но и в сердце слагала. Так и мы, братья и сестры, в сердце слагаем сегодня слова благочестия, которые донесены нам Святой Православной Церковью благодаря таким угодникам Божиим как святитель Димитрий.

Не все святы на Руси Святой, но мы все призваны к святости, мы все должны стремиться к святости. А какой образ святости или мера святости у каждого из нас будет — это как милость Божия поможет нам и благодать Господня, и сила Господня подкрепит. Но мы должны к этому стремиться, потому что под лежачий камень вода не течёт. Мы должны стремиться жить благочестиво, мы должны стремиться, братья и сестры, жить по вере, по заповедям Господним, по учениям святоотеческим, по примерам святых угодников Божиих. Тогда, братья и сестры, от жизни нашей не только нам радость будет и утешение, но и всем, вокруг нас находящимся. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Образец истинного пастыря Христова

Всяко было на Руси Святой. И духовенство не всегда отличалось высотой своего благочестия, но народ благочестивый всегда говорил: «Не всякий поп — отец». Да, бывали просто исполнители треб, которые носили благодать Божию, особо ей не пользуясь. А были такие пастыри, за которыми народ шёл тысячами. Вот святитель Димитрий — один из таких пастырей, который есть подражатель Пастыреначальнику Христу Спасителю, он явился помощником, соработником Богу в исполнении Его слов: «И будет едино стадо и един Пастырь».

Святитель Димитрий Ростовский своими проповедями собирал православных и на Украине, и в России, и в Белоруссии, собирая их ко Христу, стяжая их для вечности. И каждый из нас, братья и сестры, может примером своей жизни, благочестием своим, молитвами своими спасти хоть одну-две души для вечности. Ведь мы сегодня в храме стоим не просто так. Помните, святитель Димитрий Ростовский, как я говорил, с каким он благоговением отзывался о своей матери, говоря о её благочестивой жизни, о её добронравии? Так точно и мы, братья и сестры, каждый из нас, в памяти своей имеет пример благочестия наших родителей, имеет пример благочестия наших сродников или знакомых верующих, или священников, которые были праведниками в жизни и на приходах, и наставляли добре свою паству так, что слова их в душу западали, и потом уже от Церкви человек не отходил. Каждый из нас имеет пример живого благочестия в том или ином человеке, который находился рядом с вами. Так дай, Боже, чтобы и мы были таковыми людьми, чтобы, находясь с нами, люди что-то доброе от нас воспринимали.

Престол, посвящённый святителю Димитрию

Сегодняшний день, братья и сестры, тоже особенный. В честь святителя Димитрия посвящён этот придел Успенского собора. Он посвящён в честь трёх святителей российских: Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, и память их празднуется совместная 1-го августа. Но поскольку в этот день ещё и память Серафима Саровского, то слава сего угодника Божия как бы затмила сих трёх святителей. Но, тем не менее, этот день является для нашей обители престольным днём. И как всё в нашей обители доброе и созидательное творится, братья и сестры, в престольные дни, так и в сегодняшний день, 4-го октября 1992-го года (год открытия монастыря), в нашей обители произошло славное событие и утешительное. Именно в этот день, 4-го октября в монастырь вернулась чудотворная Святогорская икона Божией Матери, которая стоит сейчас у нас здесь, в Успенском соборе. Она находилась на приходе села Новотроицкое Волновахского района, оттуда её привезли в Славянск, а из Славянска пешком, крестным ходом священнослужители несли на руках (девять часов пешком шёл крестный ход), тридцать два километра неся икону Божией Матери. Царица Небесная возвращалась в стены Своей обители.

В сегодняшний день, на память святителя Димитрия Ростовского, произошло это событие. Видно, молитвы сего угодника Божия перед Божией Матерью за обитель были таковыми, что Она именно в его праздник вернулась в святую обитель. Это — знамение молитв святителя Димитрия за обитель перед Богом, перед Царицей Небесной. И мы, взирая на этот пример, братья и сестры, с благоговением чтим память сего святого мужа, сего светильника Божия, сего святителя Христова.

И все угодники Божии, которым посвящены престолы в обители, они, братья и сестры, молятся о святой обители. Так, первая литургия в обители была на праздник святителя Митрофана Воронежского. Корпуса нам передали, братья и сестры, в день празднования великомученицы Варвары и в день празднования святителя Николая Чудотворца. Никольский храм на скале, — мы начали там служить в день преподобного Арсения Великого. Всё это — престольные дни святой обители. И так Господь промыслом Своим устроял, что именно в престольные дни совершалось то или иное событие в монастыре, как бы подтверждая этим молитвенное предстояние угодников Божиих за нас пред Богом.

Нет преград на пути к святости: пример Ростовского святителя

И помните, что святителю Димитрию жить благочестиво не помешала ни тогдашняя политическая обстановка, как любят говорить, ни экономическое состояние общества. Ведь это была середина семнадцатого века — постоянные набеги, разорения, пожары, войны, нестроения, расколы, насилие и экспансия католичества. Ему не помешало это. Юность возраста не помешала ему жить благочестиво — в семнадцать лет уже монашество принял, а в двадцать четыре был иеромонахом и проповедником, которого за счастье считали послушать, приглашая из города в город, из монастыря в монастырь.

Вот, братья и сестры, как мы часто своё нерадение оправдываем внешними причинами: то нам некогда, то мы молоды — ещё рано, то мы стары — уже поздно, и всё в таком духе. А мы должны жить благочестиво, подражая угодникам Божиим, не взирая ни на какие внешние обстоятельства. Привёл Господь в старости — и слава Тебе, Господи. Как работник единого часа поработай. Привёл в юности — слава Тебе, Господи, что на этот подвиг Господь поставил — жить благочестиво, пока не нахватался ещё грехов и страстей мирской жизни.

А то бывает так, как в одной семье говорили духовнику. Дочка говорила: «Батюшка, да мне ещё рано в церковь ходить, я молодая и погулять ещё хочу. Вот повзрослею, тогда буду и в храм ходить». Её мать говорила: «Батюшка, я бы и рада в храм ходить, да семья, заботы семейные, работа мешают. Вот пойду на пенсию, тогда буду ходить в церковь». А бабушка говорила: «Батюшка, я бы и рада в церковь пойти, да здоровья нет». И на всё причины есть. А у нас не должно быть причин, мы не знаем, в какой день Господь заберёт нашу душу, и мы будем отвечать перед Ним, стоя на судилище пред Престолом Божиим, за свои дела, за свою нерадивую жизнь.

Подражанием святым в их живой вере достигается святость жизни

Мы должны, братья и сестры, стремиться с живой верой, живым сердцем слушать слова Господни, складывать их в сердце своём, облекать их в чувства покаяния, смирения и молитвы о грехах своих, и о всём мире, и так стяжать свою бессмертную душу, потому что «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит»? Какая польза человеку сему? И мы видим, что миллионеры от безысходности жизнь самоубийством заканчивают, нет счастья ни в богатстве, ни во власти, ни в почестях, ни в славе. Значит, не в этом смысл, если люди, стяжавшие таковое, как у разбитого корыта в конце жизни стоят. А в стяжании души своей, души благочестивой, души нравственной, братья и сестры, — вот истинное сокровище, вот истинная ценность, за которую на смертном одре будет радостно, а не скорбно. Земное благополучие и богатство оставляют с криком, со слезами, с истериками на смертном одре, а духовное богатство человек и на смертном одре не теряет, оно идёт с ним в вечность и ходатайствует, открывая перед ним царские врата, о его вечном бытии.

И мы, братья и сестры, знаем таковые примеры, у нас таковые примеры есть, так будем же им подражать. Что мы подражаем атеистам, безбожникам, или людям, у которых Бог, как золотая рыбка, должен приносить им на золотом блюдечке то одно, то другое, что они просят? Мы Бога любим ради того, что Он за нас распялся. Мы живём благочестиво не ради корыстного приобретения чего-то, а мы живём благочестиво ради любви к Богу, ради желания быть с Ним в блаженной вечности, ради любви к Царице Небесной, Которую мы там увидим, ради любви к угодникам Божиим, с которыми мы в вечности встретимся. И дай, Боже, чтобы мы, братья и сестры, переходя от этой жизни в мир иной, встретили святителя Димитрия Ростовского, который, стоя во вратах райских, говорил бы: «Чадо Христово, гряди в обители вечные, небесные, потому что, читая «Жития Святых», которые я составлял, ты не оставлял души своей тщетной, ты любил этих святых живой любовью, и любовь эту распалял до желания самоотверженного быть со Христом в вечности. Так вниди в радость Господа Твоего вместе с нами, которые подобно тебе стремились жить благочестиво».

Старайтесь, братья и сестры, живой верой жить, любить Церковь Божию. Она — родная мать нам, и более чем тысячелетний период истории подтверждает эту истину. Она — родная мать для нашего Отечества и для каждого из нас, и слова Её для нас должны быть, братья и сестры, уроками жизни в благочестии. Аминь.

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

Свт. Димитрий Ростовский. Икона последней трети XVII века.В левом верхнем углу — икона Богоматери Ватопедская — келейная св. Димитрия Ростовского.

Димитрий (Туптало) (1651 — 1709), митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святитель

Память 21 сентября (обретение мощей в 1752 году), 28 октября, 19 июля в Соборе трех русских святителей , в Соборах Киевских, Полтавских, Ростово-Ярославских, Сибирских и Черниговских (Укр.) святых

В миру Туптало Даниил Савич, родился в декабре 1651 года в небольшом местечке Макаров в благочестивой семье сотника Саввы Григорьевича и Марии Туптало. Отец его, из простых казаков, дослужившись до звания сотника у гетмана Дорошенко, при смутных обстоятельствах того времени, в поздние годы бодро нес бремя воинской службы и скончался свыше ста лет в Киеве, куда переселился с семейством. Последние дни посвятил он служению Церкви в должности ктитора Кирилловской обители, где постригся впоследствии его сын и где сам возлег на вечный покой подле своей супруги. Более о них ничего неизвестно.

В 1662 г. он был отдан в Киевское братское училище, где наряду с другими знаниями Даниил получил развитие природной склонности к поэзии.

В школе он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам.

Училища Даниил не закончил. В 1665 г. он ушел из школы и некоторое время жил в доме своих родителей.

9 июля 1668 г. 18-летний Даниил в Киевском Кирилловском монастыре был пострижен в монашество с именем Димитрия. В этом монастыре он прожил около семи лет.

Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой «Диарий» (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события.

Весной 1669 г. он совершил поездку за границу в г. Канев, где митр. Иосифом был рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 г. в Густынском Черниговском монастыре — во иеромонаха и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 г. Димитрий в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь впоследствии назвала его «Российским Златоустом». В возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова.

В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно орошенное», в которой описал чудеса, бывшие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга эта имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

Из Чернигова иеромонах Димитрий уехал в Литву в Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей. Известно что он произнёс две проповеди в Свято-Духовом монастыре. Пребывание в Литве имело для него важное значение, так как скромный по природе Димитрий оказался в центре борьбы Православия с унией.

После Вильно он попал в Слуцк, где православное население особенно терпело большие притеснения от униатов. В Слуцке Димитрий прожил почти год в Преображенском монастыре, где был избран братским проповедником. Так тихий и скромный иером. Димитрий оказался активным защитником Православия.

Через год он вернулся на Родину, которая в то время снова подверглась нападению турок и татар.

По прибытии на Украину Димитрий в течение двух лет жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679-1681 гг.).

10 августа 1681 г. иером. Димитрий был возведен в сан игумена и назначен в Спасский монастырь в г. Чернигове.

1 марта 1682 г. он был переведен по желанию украинского гетмана, уважением которого пользовался, в Батуринский Никольский монастырь вблизи Киева. Немного жил здесь Димитрий. Его тяготило расположение гетмана. 26 октября 1683 г. он отказался от игуменства в Батуринском монастыре и 23 апреля 1684 г., по приглашению архим. Варлаама, переехал в Киево-Печерскую Лавру. Здесь начался славный период в его жизни. На него было возложено послушание составлять жития святых. Димитрий с любовью принялся за порученное ему дело. Он приступил к работе 6 мая 1684 г. и в течение 20 лет нес безропотно благое послушание. За это время Димитрий проработал массу источников, написанных на разных языках, среди которых были и книги неправославного происхождения (Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники). Поэтому к каждому источнику он подходил с исключительным вниманием.

Только богослужение, которое он никогда не пропускал, на малое время прерывало его занятия. Он мог просиживать над книгами целые ночи. Иногда в сонных видениях ему являлись те святые, о которых он писал, и указывали на неполноту описания их жития. Такие сны Димитрий запоминал до мельчайших подробностей.

С увлечением занимаясь порученным ему делом, иером. Димитрий с живым вниманием продолжал интересоваться и судьбами украинской церкви. В связи с принятием русского подданства Украина должна была подчиниться Московскому патриарху вместо Константинопольского, как было раньше. Димитрий вместе с большинством духовенства выступил противником такого подчинения.

Несмотря на нежелание украинского духовенства, вновь избранный в 1685 г. Киевский митр. Гедеон (Четвертинский) был посвящен уже не в Константинополе, а в Москве, тем самым он подчинился Московскому патриарху со всей своей паствой. Новый митрополит вместе с гетманом уговорили игумена Димитрия снова принять игуменство в Батуринском монастыре, обещая ему всячески содействовать в продолжении его труда.

По ходатайству гетмана из Москвы для Димитрия были высланы Великие Минеи Четьи митр. Макария.

Первая книга свт. Димитрия «Жития святых» за три месяца вышла в январе 1689 г.

В 1690 г. была готова к напечатанию и вторая книга, но в связи со смертью Московского патриарха печатать ее было разрешено только спустя несколько месяцев при новом патриархе Адриане, который со вниманием отнесся к труду Димитрия и благословил его продолжать составление Четьи-Миней на весь год, поощряя его своей патриаршей грамотой и денежными подарками.

В 1692 г. политическая обстановка на Украине снова обострилась. И Димитрий, желая скорее окончить свой труда, 14 февраля 1692 г. вновь отказался от игуменства, отдавшись всецело любимому делу.

В 1695 г. вышла из печати вторая книга «Жития Святых». Во время печатания второй книги его назначили игуменом Глуховского монастыря. Здесь он занялся благоустройством обители.

В 1696 г. ему предложили занять место игумена в Кирилловском монастыре, где в то время состоял его отец. После небольшого колебания он принял игуменство в указанном монастыре, но 20 июня 1696 г. с возведением в сан архимандрита Димитрия направили в Елецкий Успенский монастырь, оставив за ним в течение трех лет управление и Глуховским монастырем.

На новом месте архим. Димитрий проявил себя исключительно способным в ведении многообразного монастырского хозяйства. Состояние монастыря за время его пребывания в нем значительно улучшилось, так что монастырь имел возможность оказывать помощь нуждающимся. В голодные годы по распоряжению Димитрия на монастырскую казну покупали хлеб и кормили голодающих в самой обители.

В 1700 г. архим. Димитрий закончил свою третью книгу «Жития святых». Выход ее в свет радовал всех благочестивых людей. И сам Димитрий не скрывал своей радости. В то время у него созрел план создать на основе Житий святых одну небольшую книгу, поместив в нее в сокращенном виде жития святых за год. Так, появилась новая книга «Мартиролог вкратце».

В 1701 г. архим. Димитрий был вызван в Москву для назначения его на Тобольскую кафедру.

23 марта 1701 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Хиротонию совершали три митрополита: Крутицкий Трифиллий, Нижегородский Исаия и Рязанский Стефан.

После посвящения митр. Димитрий в течение года жил в Москве в Чудовом монастыре, где находилось Сибирское подворье. Нежелание ехать в далекую суровую Сибирь, стремление закончить свой труд по составлению житий святых вызвали у митрополита Димитрия тоску и болезнь. По причине болезни поездка его в Сибирь была отменена.

4 (2) января 1702 г. митр. Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру. 1 марта по дороге из Москвы в Ростов Димитрий сначала заехал в Ростовский Спасо-Иаковлевский монастырь (на окраине Ростова) и совершив моление в Зачатиевской церкви, указал в юго-западном углу этот храма место для своего погребения, произнеся «се покой мой, зде вселюся во век века».

По приезде в Ростов митр. Димитрий сразу же отслужил божественную литургию и обратился к пастве с приветственным словом. Состояние ростовской паствы и духовенства поразило святителя. Духовенство сплошь было неграмотным, невежественным, большинство заражено гнусным пороком пьянства. Богослужения совершались без всякого благоговения. Такое духовенство не только не могло быть хорошим помощником своему архипастырю в просвещении паствы, но и оказывало отрицательное влияние на религиозно-нравственное состояние народа. Много труда пришлось приложить митр. Димитрию, чтобы изменить существовавшее положение и насадить во вверенной ему епархии самые необходимые евангельские начала.

В противоположность существовавшему тогда понятию, что архиерей не обязан заглядывать в народную толщу, святитель Димитрий сам принялся за обличение недостатков в среде духовенства и паствы. Он даже оставил свое желание писать летопись, направив все внимание на повышение уровня религиозно-нравственного состояния пасомых.

Надежным средством воспитания благочестия в пастве он считал правильное, торжественное и благоговейное совершение богослужения. Пример такого богослужения подавал он сам и требовал этого от всех священников. Он вменил им в обязанность обучать прихожан за литургией основным молитвам.

Большое внимание уделял митр. Димитрий проповеди, силе слова. «Злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых делает добрыми», — говорил он. Сам святитель настолько обладал даром слова, что еще при жизни его звали златоустым.

Такие меры святители Димитрия по воспитанию вверенной ему паствы в сравнении с существовавшими тогда жестокостями выдвинули ростовского архипастыря из всех современных ему иерархов.

Его можно назвать проповедником покаяния. Большинство его проповедей носили нравоучительный характер. В них видна одна определенная цель: возбудить высшие духовные запросы у слушателей и дать ответ на них, а также помочь пасомым возрастать в христианской жизни.

Наряду с поучительными проповедями и беседами святитель Димитрий говорил и обличительные, в которых с особою силою обличал общие пороки паствы, обращаясь к людям всех сословий, состояний и положений. У него образно представлена живая картина, как Царствие Божие странствует по земле среди всех сословий, ища себе покоя и не может найти его.

Однако в своих проповедях святитель не грозит наказанием за многочисленные преступления, но сам скорбит и плачет о своей обязанности обличать и карать. В своих обличениях святитель старался приблизиться к положению грешника, желал помочь ему, разъяснить его греховное состояние. В нем горела безграничная любовь к людям. Он беседовал со всеми как кроткий друг и добрый отец со своими детьми.

Свои проповеди митр. Димитрий строил так, чтобы некоторые из них могли быть произнесены и священниками, которых он убеждал неослабно проповедывать если не словом, то жизнью своей.

Большое значение митр. Димитрий придавал делу просвещения. Все возникавшие человеческие нестроения, например, раскол и другие заблуждения он считал следствием невежества. Похвалу разуму он воздавал уже в «Алфавите Духовном», написанном им еще на Украине. Он хвалил обычай посылать молодых людей для обучения за границу. «Что другое может вразумить человека, как не учение?» — говорил святитель. Поэтому он принимал все меры к тому, чтобы насадить школьное образование в своей епархии.

В 1702 г. им была основана первая ростовская школа, в которую принимались дети всех сословий. Обучение для всех было бесплатное. Митр. Димитрий влагал в это дело всю свою душу. Воспитание детей отличалось разнообразием и широтою, им была представлена большая свобода. Школьники заменяли святителю семью и друзей. Расходы на школу покрывались из средств архиерейского дома. Но, к огорчению митр. Димитрия, школа просуществовала всего три года. Это объясняется тем, что период жизни и деятельности митр. Димитрия в Ростове, был периодом преобразования России на основе петровских реформ. Все средства были брошены на войну, на развитие военной техники. Изыскивались всевозможные источники для пополнения государственной казны. Одним из таких источников было лишение монастырей и архиерейских домов большей части их владений. Из-за недостатка средств на военные расходы было найдено излишним выдавать деньги на учителей и учеников. Поэтому первая ростовская школа так скоро прекратила свое существование.

Несмотря на это, св. Димитрий не оставил дела просвещения. Он приказал священникам, чтобы они сами обучали своих детей грамоте. Впоследствии по примеру митр. Димитрия школы стали открываться и в других епархиях.

При своей разнообразной и многосторонней деятельности митрополит Димитрий не оставлял и любимого труда по составлению житий святых. Он трудился день и ночь, боясь не закончить любимого дела до своей кончины.

Труд его увенчался успехом. 9 февраля 1705 г. была закончена последняя книга «Жития святых». Все сознавали важность этого капитального труда не только для России, но и для всей восточной церкви. Несказанно радовался завершению своего дела и сам св. Димитрий.

Несколько позже в качестве руководства по церковной истории св. Димитрием была написана книга «Летописец» и ряд других работ.

Последние годы жизни митр. Димитрия были посвящены борьбе с расколом. Чувствуя, что раскол начал приобретать силу в епархии после введения петровских реформ, св. Димитрий взялся — как за верное средство — за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Им написано доступным для простого народа языком сочинение против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».

Своей неустанной деятельностью по борьбе с расколом митр. Димитрий возбудил против себя среди раскольников ужасную ненависть. Эта ненависть свидетельствовала о действенности борьбы св. Димитрия, что подтверждали и сами расколоучители.

Постоянные труды и заботы ослабили организм святителя, привели его к истощению. Перо, по его словам, выпадало у него из рук, но он, преодолевая временную слабость телесную, не прекращал своей деятельности.

Святитель изнурял свое тело, как кающийся грешник, часто распростирался на земле крестом и по три часа лежал в таком положении, летом предоставляя свое тело комарам. До минимума сократил питание. На первой и Страстной седмицах Великого поста ел раз в неделю — по четвергам.

Чувствуя приближение своей кончины святитель увеличил благотворения бедным, часто призывал в крестовую палату слепых, хромых и всех несчастных нищих, ставил им трапезу, давал одежду и оказывал дела милости. Он не делал ни малейших сбережений и в своем завещании написал, чтобы после него не искали никакого богатства, так как он его никогда не имел.

До самого дня кончины митр. Димитрий сам совершал богослужения в храме. Последнюю литургию он отслужил в день своего Ангела 26 октября, за день до кончины, но был уже настолько слаб, что сам не смог произнести поучения.

Следующий день — 27 октября 1709 г. — был последним днем его земной жизни. Вечером в этот день он пригласил к себе певчих, и они по его желанию пели излюбленные канты. Затем всех отпустил, оставив при себе только одного любимого Савву Яковлева, который помогал ему всегда в переписке бумаг. Святитель начал рассказывать ему о себе, о своей юности, как он жил, как всегда прибегал к молитве. По окончании рассказа он сказал: «Вот и вы, дети, также молитесь!». Помолчав, он добавил: «Пора и тебе, дитя, иди домой!».

Певчий подошел к нему на благословение. Проводив его до двери, Владыка вдруг низко, чуть не до земли, поклонился ему, благодаря за всегдашние труды и переписку. Певчий вздрогнул и смотрел в недоумении на Владыку. «Благодарю тебя, дитя!» — повторил св. Димитрий и закрыл за ним дверь кельи.

Утром 28 октября 1709 г. вошедшие к нему в келью нашли святителя уже почившим в склоненном молитвенном положении на коленях.

Три удара 2000-пудового колокола соборной звонницы возвестили жителям Ростова о кончине владыки. После отпевания в Успенском соборе, тело Димитрия находилось в Спасской церкви. Погребение святителя отложили до приезда его друга митр. Стефана (Яворского). Такова была воля покойного. Он с Яворским договорился, что кто из них переживет другого, тот должен совершить погребение своего умершего друга. Митрополита Стефана ждали в Ростов почти целый месяц. По приезде митр. Стефана жители просили его, чтобы почивший святитель был погребен в Ростове, но митр. Стефан, выполняя волю св. Димитрия, совершил погребение его в Зачатиевском Яковлевском монастыре. В день погребения, 25 ноября, Стефан (Яворский) совершил в соборе чин отпевания, после чего тело Димитрия было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме обители. Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатиевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, но, вместо этого, в могиле был сооружен лишь деревянный сруб. Деревянный гроб Димитрия был устлан черновиками его незаконченных произведений.

Свт. Димитрий Ростовский. Икона XIXв. Ростов Великий

В 1752 г. при ремонте храма, где был погребен митр. Димитрий, тело его было найдено нетленным. Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них. Для временного хранения обретенных мощей на прежнем месте была устроена каменная гробница. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия, по молитве к нему.

После проверки комиссией Св. Синода достоверности сведений о чудесах, бывших при гробе св. Димитрия, он был причислен к лику святых и день памяти его был установлен 28 апреля 1757 г. 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения — 21 сентября, также, как и день кончины владыки — 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Службу, посвященную св. Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.

По свидетельству Е.Е. Голубинского, митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия.

Императрица Елизавета Петровна пожаловала св. Димитрию серебряную раку и облачение из золотой парчи. В торжествах, происходивших в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую раку присутствовала Екатерина II. 23 мая императрица со свитой пешком пришла в Ростов. В церемонии переложения мощей участвовали виднейшие русские иерархи того времени.

С 10 ноября 1991 г. честные мощи святителя Димитрия пребывают в Иаковлевском храме, справа от царских врат.

Труды

  • Четьи Минеи (Жития святых).
  • Творения иже во святых отца нашего св. Димитрия Ростовского в 5-ти частях. СПб, изд. Сойкина.
  • Алфавит духовный. М., 1898.
  • Внутрен. человек в клети сердца своего уединен, поучающийся и молящийся тайно.
  • Духовное врачество против хульных помыслов.
  • Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих.
  • Утешение человеку в скорби, беде и гонении.
  • Зерцало православного исповедания.
  • Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося.
  • Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати.
  • О исповедании грехов и св. причащении.
  • Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало.
  • Плач на погребение Христово.
  • Пять стихословий.
  • Розыск о раскольнической Брынской вере.
  • Похвальное слово (на годичное поминовение архим. Киево-Печерского м-ря Иннокентия Гизель.
  • Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении.
  • Краткие богомысленные размышления.
  • Руно орошенное.
  • Творения: В 3 томах. М.: Братство св. Игнатия Ставропольского, 2005.

Литература

  • Попов М., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб, 1910.
  • Он же Прославление памяти мощей св. Димитрия Ростовского. СПб, 1910.
  • Шляпкин Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб, 1891.
  • Скворцов Д.И. Святитель Димитрий, митр. Ростовский (очерк жизни и деят. свят.). Тула, 1909.
  • Титов Ф.И. Св. Димитрий, митр. Ростовский, бывший ученик К. Д. А. (1651-1709). Киев, 1909.
  • Преображенский Св. Димитрий Ростовский как проповедник. Казань, 1909.
  • Скворцов Г.И. Патр. Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 337-339.
  • Толстой М. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860, с. 25, 41, 46, 50-56, прил. с. 25.
  • Толстой М. Рассказы из истории Р. Ц. М., 1901, с. 606-613, 614 прим. 45.
  • Титов Л.Л. Кресль Ростова Великого. М., с. 36-42.
  • Поселянин Е. Св. Димитрий Ростовский и его творения (Рус. палом., 1909, № 15, с. 238-239; № 16, с. 255-257; № 7, с. 268-270).
  • Майя Кончина св. Димитрия Ростовского (Рус. палом., 1909, № 43, с. 681-682).
  • Тарасов В. Посланник Неба (к 21 сентября — дню памяти св. Димитрия Ростовского) — о видении муч. св. Ореста. (Рус. палом., 1909, № 38, с. 602).
  • Сементовский Н. Киев, его святыни, древности и достопам. Киев, СПб, 1881, с. 244.
  • Соловьев С.М. История России, кн. III, с. 1365-1366; кн. IV, с. 22-25; кн. V, с. 1126.
  • Нечаев В. Св. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849.
  • Протопопов Д. Жития святых. М., 1885, сентябрь, с. 332-349.
  • Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую. 3-е изд. СПб, 1903, т. III, c. 177-192.
  • Державин А.М. Четьи-Минеи свят. Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник (магистерская диссертация).
  • Маккавейский Н. Св. Димитрий, как пастырь и настоятель. Киев, 1910ю
  • Титов А. Проповеди св. Димитрия, митр. Ростовского на украинском яз.
  • Добровольский П. Чернигов. Елецкий Успен. м-рь (истор. опис. Чернигова), с. 13, 59, 60.
  • Поселянин Е. Русская церковь и рус. подвижники XVIII в. СПб, 1905, с. 35-53 с портретом.
  • Фон Эдинг Борис Ростов Великий. Углич — памятник худ. старины. М., 1913, с. 36-37.
  • Денисов, с. 903, 922-925.
  • Булгаков, с. 1415, 1418.
  • Строев П., с. 318, 333.
  • Летопись Е. А., с. 688, 690.
  • Записки историко-филологич. факультета имп. СПб университета, т. XXIV.
  • Минуты пастырского досуга Гермогена, еп. Ладожского, ныне Таврич. и Симфероп. СПб, т. II, с. 129, 139, 140, 142, 147.
  • Старч. советы подв. благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913, с. 366, 456, 458, 459, 524.
  • Обозрение епархии преосвящ. Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. Ярославль, 1881, с. 171.
  • Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 25, 26.
  • Труды К. Д. А., 1873, март, с. 164.
  • Странник, 1872, сентябрь, с. 190-202.
  • Рус. палом., 1889, № 28, с. 331-334; № 29, с. 348-349.
  • -«- 1909, № 15, с. 241; № 38, с. 602; № 40, с. 643; № 3, с. 684.
  • -«- 1912, № 1, с. 14.
  • -«- 1913, № 37, с. 577, 585, 590-591.
  • -«- 1914, № 48, с. 768, 776.
  • Прав. собес., 1858, февраль, с. 295.
  • -«- 1907, ноябрь, с. 698.
  • -«- 1909, декабрь, с. 519-526, 725-766.
  • -«- 1912, декабрь, с. 847.
  • Изв. Казан. еп., 1869, № 20, с. 605.
  • -«- 1882, № 7, с. 151.
  • Церков. вестн., 1891, № 12, с. 189; № 13, с. 198; № 33, с. 517; № 34, с. 532.
  • -«- 1910, № 5, с. 153, 154; № 7, с. 222.
  • Приб. к Ц. В., 1891, № 46, с. 1654.
  • -«- 1907, № 38, с. 1615-1621.
  • Истор. вестн., 1882, август, с. 447.
  • -«- 1884, декабрь, с. 560 п/с. I, с. 809, 810.
  • -«- 1885, октябрь, с. 88.
  • -«- 1888, февраль, с. 242, 425, 426, 428, 432.
  • -«- 1889, август, с. 368.
  • -«- 1891, июль, с. 194.
  • -«- 1894, май, с. 551.
  • -«- 1906, январь, с. 304.
  • -«- 1908, октябрь, с. 238.
  • Рус. старина, 1872, сентябрь, с. 292-293.
  • -«- 1876, апрель, с. 723.
  • -«- 1880, сентябрь, с. 153.
  • -«- 1887, июль, с. 1, 3.
  • -«- 1888, ноябрь, с. 523.
  • -«- 1910, август, с. 203-219.
  • Рус. архив, 1871, № 11, с. 1953.
  • -«- 1872, № 2, с. 441.
  • -«- 1895, кн. 1-я, № 4, с. 478, п/с. 2.
  • -«- 1900, кн. 1-я, № 1, с. 160.
  • -«- 1901, кн. 1-я, № 3, с. 356-358.
  • -«- 1903, кн. 2-я, № 5, с. 90.
  • -«- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 60.
  • Ж. М. П., 1947, № 6, с. 26-40.
  • -«- 1954, № 4, с. 75.
  • -«- 1955, № 9, с. 28-32.
  • -«- 1959, № 2, с. 64-73; № 12, с. 9-10.
  • Н. Д., с. 24, 53.
  • БЭЛ, т. IV, с. 1038.
  • БЭС, т. I, с. 733-735.
  • БЭЮ, т. 8, с. 467; т. 15, с. 119.
  • РБС, т. VI, с. 389-394.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *