Дионис в римской мифологии

История создания

Греческий бог виноградарства занял собственное место в пантеоне богов довольно поздно по сравнению с остальными прославленными персонажами. Культ Диониса пришел в Грецию с фракийской или малоазийской территории. Первые упоминания о необычном боге датируются 14 веком до нашей эры — имя Диониса запечатлено на табличках критского письма.

Дионис

Долгое время греческая мифология принижала статус покровителя виноделов и фруктовых деревьев. Развитие культ получил только в 7 веке нашей эры. Изначально расслабленное и раскованное поклонение Дионису превратилось в безумство. Плутарх писал:

«Вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными».

Ночные праздники, которые жители Греции посвящали обаятельному богу, превращались в устрашающие зрелища. В маленьких городах жрицы культа облачались в шкуры животных и поедали сырое мясо, прославляя имя Диониса.

Праздники в честь Диониса

Культурные центры Греции сохранили первоначальный посыл празднеств. Праздники Великие Дионисии проходили в конце марта. Выбранные народом певцы и актеры облачались в козлиные шкуры и разыгрывали драматические и комедийные сценки. Для подобных событий строили специальные театры Дионис. Одно из таких архитектурных чудес до сих пор расположено на юго-восточном склоне Акрополя.

Греки считали, что подарок Диониса, прозванный вином, дарует творческим людям вдохновение. Поэтому художники часто писали портреты и жанровые сценки, в которых участвовал бог. Покровитель растительности изображался как молодой и привлекательный юноша, окруженный сатирами и жрицами культа. Не реже Диониса рисовали уже взрослым мужчиной с густой бородой и роскошными локонами. Но в любом случае бога виноделия сопровождает веселая толпа.

Дионис в мифологии

Отец Диониса — Зевс

Рождение Диониса окутано тайнами и домыслами. Родители красивого юноши — Зевс и дочь царя Фив Семела. Владыка Олимпа, в очередной раз плененный красотой юной девушки, часто посещал царевну. Новое увлечение не укрылось от жены Громовержца.

Коварная Гера предстала перед любовницей и предложила Семеле узнать, как на самом деле выглядит Зевс. Заинтересованная девушка уговорила любимого предстать перед ней в истинном обличье. Величественный бог не отказал. В результате загорелись покои Семелы, а у принцессы начались преждевременные роды. Чтобы спасти слабого новорожденного, Зевс зашил сына в собственное бедро. Через пару месяцев Дионис окреп и появился на свет во второй раз.

Гера

Подобный исход не устроил Геру. Ревнивая женщина преследовала мальчика, желая избавиться от младенца. Но, зная характер жены, Зевс приставил к Дионису Гермеса, который всегда успевал спасти ребенка. В конечном итоге сына Громовержца отдали на воспитание богине Кибеле, не уступающей в могуществе Гере (по иным источникам бог отдал ребенка нимфам).

Чуть повзрослевший мальчик неожиданно для родных подружился с сатиром по имени Ампелий. Старый забияка часто беседовал с маленьким богом и много времени играл со скучающим Дионисом. Столь необычная дружба закончилась печально — Ампелий умер от рогов быка. Юный Дионис попытался воскресить приятеля, но все принимаемые меры не помогли. Тело сатира превратилось в виноградную лозу, расстроенный юноша выжал сок из плодов, а полученную жидкость назвал вином.

Гермес

Молодой и беззаботный бог отправился в путешествие по всему миру. Куда бы не приходил Дионис — вокруг созревал виноград. Три года продлилось путешествие младшего сына Зевса. Бог побывал даже в Индии и спустился в Царство Мертвых, откуда забрал родную мать.

Правда, подобное шествие доставило массу хлопот для жителей Греции. Вместе с вином Дионис подарил людям безумие. Находясь в хмельном бреду, жители городов совершали массовые убийства. Тех, кто не признавал в юноше бога, Дионис убивал собственными руками. Многих женщин растерзали поклонники и подчиненные божества.

Юноша часто гулял по Земле в сопровождении друзей, его свита многочисленна. Диониса окружают сатиры (козлоногие демоны плодородия) и менады (жрицы и почитательницы бога). С большим удовольствием своего подопечного сопровождает Силен — учитель Диониса.

Дионис

Во время одной из таких прогулок привлекательного юношу заметили морские разбойники. Пока свита юного бога отдыхала, злодеи выкрали Диониса и доставили юношу на корабль. Один из членов экипажа, увидев, что цепи, которыми разбойники сковали добычу, не держатся на руках молодого человека, испугался. Мужчина попросил отпустить незнакомца, утверждая, что перед ними бог.

Разбойники не поверили брату по оружию. А Дионис, превратившись во льва, растерзал капитана корабля. Оставшихся членов команды юноша превратил в дельфинов. Единственный, кто не пострадал — проницательный бандит, заступившийся на юного бога.

Афродита

Перед обаянием покровителя виноделов не устояла красавица Афродита. Женщина некоторое время состояла в тайной любовной связи с веселым божеством. Плодом любви стал бог полей и садов Приап.

До женитьбы Дионис часто вступал в отношения со специфическими женщинами. В любовных победах бога числится Авра. Дочь титана родила от мужчины близнецов, одного из которых съела. Второго, к счастью, удалось спасти.

Несмотря на ветреность и любовь к веселью, Дионис оказался хорошим мужем. Супругой бога виноделия стала Ариадна, прославившаяся благодаря мотку ниток. Расставшись с возлюбленным Тесеем, девушка страдала от горя. Проходивший мимо Дионис потерял голову от красоты царевны Крита. Юный бог тут же овладел новой знакомой, а чуть позже женился на девушке.

Дионис и Ариадна

Поговаривают, что Тесей не планировал бросать возлюбленную. Но ночью смелому герою приснился Дионис, который приказал юноше оставить девушку, так как Ариадна должна достаться богу. В браке с Дионисом девушка родила сына Фоанта. После дочь царя Крита стала бессмертной — такой подарок сделал Зевс любимому сыну.

Рождение и воспитание

Отцом Диониса был Зевс, верховный бог, а матерью — смертная женщина, Семела. История появления малыша на свет необычна, как и многие греческие мифы. Жена Зевса, Гера, узнала, что супруг ей изменяет. Она решила хитростью погубить соперницу, поскольку не хотела, чтобы побочный ребенок родился на свет. Явившись под видом странницы, она внушила Семеле мысль о том, что возлюбленный должен явиться ей во всем божественном блеске — чтобы доказать свою божественность.

Во время свидания Зевс поклялся выполнить любую просьбу Семелы и не смог нарушить собственное обещание. Он предстал среди сверкающих молний, которые умертвили женщину и спалили ее жилище. Но бог успел выхватить недоношенное дитя из пламени, затем зашил его в свое бедро. Через 3 месяца он «родил» мальчика, распоров на ноге швы. Родиной малыша стал Наксос, где дитя воспитали нимфы.

По другой версии, чтобы избежать мести Геры, ребенка отдали родной тетке и ее мужу Афаманту. Они воспитывали юного божка, как девочку, но это не помогло защитить его. Ревнивая богиня наслала безумие на Афаманта и тот убил собственного сына. Его жена вместе Дионисом и вторым своим сыном бросилась в залив. Зевс превратил Диониса в козленка и его вырастили нимфы Нисейской долины.

Там был и еще один воспитатель — Силен. Именно он открыл юноше тайны приготовления пьянящего напитка из винограда, научил понимать природу. В качестве награды за труды Зевс перенес нимф на небо — теперь они являются скоплениями звезд возле Альдебарана (Гиады). Бог виноделия в греческой мифологии известен он также под многими другими псевдонимами:

  • Бахус.
  • Загрей.
  • Либер.
  • Хорей.
  • Вакх.
  • Ортос.

Исследователи полагают, что миф о рождении от Зевса обеспечивал Вакху место на Олимпе. Дионис в представлении людей того времени был веселым, но своенравным. Развлечения были обычным его времяпрепровождением. Но иногда юноша становился очень неприятным и легко насылал безумие на тех, кто его не почитал.

Распространение культа

У эллинов воспевание Диониса слилось с поклонением фригийскому Сабазию. В Риме же Дионису поклонялись под именем Вакха (откуда и пошло название — вакханалии) а также Бахуса. Врумалии, или оргии, которые проводились в честь бога плодородия, были сродни шабашу ведьм:

  • Участники выпивали огромное количество вина, которое раскрепощало их.
  • Музыка доводила до состояния экстаза, который граничил с безумием.
  • Особенно сильно атмосфера влияла на женщин, которых именовали менадами («безумными») или вакханками.

Вакханалии в Италии и Риме проводились поначалу редко, посещали их лишь женщины. Затем праздники стали проходить 5 раз в месяц, к ним присоединились мужчины. Рание версии вакханалий проводились под покровом темноты, они включали в себя дикие пляски, ритуальные совокупления. Разыгрывалась смерть Вакха, которого символизировал бык. Жертвенное животное разрывали на части и поедали еще теплое мясо.

Дионисизм распространился по всей Греции в VIII—VII вв. до н. э. Культ должен был освобождать душу от всего тленного, объединить ее с космическим началом, доказать бессмертие. Но все чаще празднования превращались в безумные оргии с разгулами страстей (оттуда у этого слова и пошла негативная окраска).

Торжества быстро приобрели дурную славу, поскольку на них планировались тайные сговоры и преступления.

В итоге они были повсеместно запрещены, кроме ряда случаев, специально одобренных Сенатом. Кровавые жертвы заменили приношением плодов урожая. Вакханалии постепенно превратились в праздники урожая.

Символика, соратники бога виноделия

Античные картины и скульптуры донесли до нынешнего времени образ Вакха, как его представляли в те времена почитатели. Это юноша без бороды, черты лица мягкие, женственные. Самый важный атрибут его власти — посох (тирс), увенчанный сосновой шишкой — фаллический символ созидательного начала. Были и другие:

  • Виноградная лоза — признак плодородия, символ ремесла винодела.
  • Плющ — помогает против сильного опьянения.
  • Чаша — выпивая содержимое, человек забывал о божественном происхождении своей души. Для исцеления требовалась чаша разума, которая возвращала память и стремление вернуться на небо.
  • Пантера, рысь, тигр — животные напоминают о том, что культ имеет восточные корни.

Силен — постоянный спутник, наставник, воспитатель Диониса и большой мастер, который научил Диониса не только виноделию, но и пчеловодству, передал также свои знания об искусстве. Часто в свите была Мельпомена (муза трагедии).

Менады также были спутницами Диониса, они следовали за ним толпой. Свита была одета в оленьи шкуры, под которыми виднелись полуобнаженные тела похотливых девушек. Менады украшали себя листьями винограда, в руках держали атрибут своего бога — тирсу (жезл), увитую плющом. Волосы вакханок были спутаны, вместо пояса на них висели задушенные змеи. В безумном восторге женщины выкрикивали имя своего повелителя. Именно вакханалии положили начало театральному искусству, поэтому на сцене каждого античного театра в те времена была статуя Диониса.

В лесных долинах и на горных склонах вакханки ловили и растерзывали диких животных, чтобы напиться их крови. Приносили и человеческие жертвы — утаскивали в лес младенцев, разбивали им головы о камни, рвали их мясо зубами. Таким образом они приобщались к божеству. При помощи тирс высекали из скал мед и молоко. Увлекали за собой женщин, делая их жрицами своего культа.

Дионис часто изображался в виде быка, который являлся символом земледелия, плодородия. Эллины почитали природу, плодородие было важным для сельских жителей. Богатый урожай, по их мнению, служил символом расположения богов.

Свершения Диониса, согласно мифам

После того как Гера лишила его разума, бог вина пустился в путешествие по Сирии и Египту, побывал в Индии, Малой Азии и в итоге вернулся в Грецию. Повсюду он обучал людей выращиванию винной ягоды и изготовлении из нее пьянящего напитка. Деяния Диониса на этом не ограничивались. Бог веселья не всегда был милым — согласно легендам, он мог лишить разума тех, кто отказывался признавать его богом, и даже убивал, когда выходил из себя. Один миф гласит, что царь Ликург зарубил собственного сына, думая, что искореняет виноградную лозу.

Схождение в Аид — следующий подвиг, который совершил великий бог, и не ради удовольствия. Он спустился в царство мертвых для того, чтобы забрать оттуда свою мать. Торжественно вывел Семелу из Аида, чтобы она заняла место на Олимпе. Она получила новое имя — Феона.

Однажды прекрасный юноша был захвачен в плен пиратами, которые случайно увидели его на берегу. Они заковали Диониса в цепи, хотели добраться до Азии и продать его в рабство. Однако бог избавился от оков, мачты корабля превратил в змей, а виноградная лоза опутала корабль. Сам пленник явился в образе льва и медведицы. В ужасе пираты прыгнули в море, где превратились в дельфинов.

Вся жизнь Вакха была связана с женщинами. Конечно, он был и великим любовником, соблазнившим множество прекрасным дам. Например, состоял в связи с богиней Афродитой, в результате которой появился на свет бог полей и садов Приап. Красавица отказалась от своего сына, поскольку тот был чрезвычайно уродлив. Огромный фаллос Приапа постоянно пребывал в состоянии эрекции. Став взрослым, он попытался соблазнить даже собственного отца.

Были среди его любимых и довольно странные особы. Например, дочь титана Авра. Она родила от связи с покровителем виноделия близнецов. Одного из детей (девочку) она съела, но мальчика удалось спасти — богиня Артемида отнесла его в город Элевсин, где он стал богом мистерий Иакхом.

Была у покровителя веселых праздников и законная супруга. Это Ариадна, которая указала Тесею путь из лабиринта. Ее возлюбленный оставил девушку, отчего она сильно грустила. Но Дионис сумел утешить красавицу, которую взял в жены.

По другой версии, Дионис попросил Артемиду, целомудренную богиню охоты, убить приглянувшуюся ему девицу за то, что она вышла за Тесея. После брака со смертным она могла принадлежать ему только пройдя через смерть. Артемида выпустила в красавицу стрелу, затем та воскресла и стала супругой покровителя плодородия. Родила в браке сына Фоанта. Видя, как счастлив его сын, Зевс преподнес молодым подарок — сделал Ариадну бессмертной.

Мифы приписывают Бахусу также любовную победу над Гермафродитом (сыном Гермеса и Афродиты).

Мифология греков и римлян

Как у греков, так и у римлян Дионис (Вакх) является богом вина и виноделия, а также богом вообще осеннего урожая. Он заставляет созревать плоды, в то же время наделяет людей всеми благами культуры, высшей нравственностью и правильными государственными отношениями.
Местрм рождения этого бога считались Фивы. Его матерью была Семела, одна из дочерей Кадма, которую благородный властитель неба Зевс удостоил своей любви. Впрочем, эта любовь была ей же на погибель, так как ревнивая Гера, приняв облик ее кормилицы, сумела внушить Семеле подозрение в божественной силе возлюбленного. Семела подвергла Зевса испытанию, обратившись к нему с требованием предстать перед ней в своем божественном величии. Напрасно заклинал ее Зевс взять назад это безумное требование. Она настояла на своем и была обращена в пепел жаром, исходившим от приближавшегося к ней в блеске молнии бога. Но ее сына Диониса Зевс спас от гибели и приказал Гермесу отдать его на
воспитание нимфам.
Юный Дионис сажает виноградные лозы, упивается вместе со своими воспитательницами сладостью добытого из винограда напитка. Увенчанный лаврами, в сопровождении бесчисленной толпы нимф, сатиров, лесных демонов носится он по лесам, оглашаемым громкими криками его вдохновенных почитателей и почитательниц. Но он сажает не только виноградники. Теперь он является основателем городов, распространяя более мягкие обычаи и веселую жизнь среди людей. В то же время гнев его жестоко поражал тех, которые не хотели принять его благодеяний.
Из многочисленных мифов, прославляющих чудотворную силу Диониса, едва ли не самый известный — наказание тирреских морских разбойников. Эти разбойники хотели заковать Диониса в кандалы, чтобы свезти его в Италию и продать там в рабство. Но по велению прекрасного бога оковы падают с его тела, виноградные лозы обвиваются вокруг мачт и парусов корабля и заставляют его остановиться, раздается пение нимф. Неизъяснимый ужас овладевает разбойниками, они бросаются за борт и превращаются в дельфинов. В Афинах в честь Диониса торжествовали особого рода праздник во время жатвы, на котором виноградные лозы с висящими на них ягодами носили в торжественной процессии по улицам города.
Культ Диониса имел очень обширное распространение не только в Греции, но также в Италии и Малой Азии, Фракии и Македонии, везде, где греками возделывалась виноградная лоза. Поклоняясь ему, как богу, прогоняющему заботы, в его честь устраивали большие, весьма любимые у простого народа празднества. Они происходили в начале весны, когда в первый раз совершалась проба молодого вина и торжественные процессии чередовались с театральными представлениями. Из праздников Диониса в Афинах упомянем следующие: 1. Малые,или сельские дионисии,собственно праздник сбора винограда в Афинах, происходили в конце ноября или в начале декабря. За торжественным жертвоприношением, обычно им служил козел, следовала праздничная процессия со священной утварью бога. Праздник завершался плясками, маскарадом и пиром. Главным увеселением юношества был танец на кожаном мехе, сделанном из шкуры принесенного в жертву козла.
2. Леней, праздник выжимания винограда, отмечались в январе именно на том месте, где, согласно древнему преданию, стояли первые виноградные тиски. Здесь находился Ленеон, один из двух главных храмов бога в Афинах. Большая праздничная процессия со священными символами бога украшала пиршества. Молодой сок, который пили при этом случае, немало способствовал и радостному настроению горожан.
3. Анфестерии праздновались в феврале и славили возвращение Диониса из подземного царства, т. е. пробуждение природы от зимнего оцепенения. Первый день назывался днем вскрытия бочки, потому что в это время впервые починали молодое вино. Второй день, который был главным днем празднества, назывался праздником кружек. Устраивался праздничный ход и большое праздничное пиршество, на котором гости увенчивались цветами. Заключительный третий день — праздник горшков. Горшки с различными вареными стручковыми плодами служили жертвоприношением для душ покойников, выходивших, по народному верованию, в этот день на землю.
4. Великие ,или городские дионисии, главный праздник бога, проходили в марте с особенным блеском и были настоящим весенним праздником афинян. Они продолжались несколько дней и привлекали в Афины множество чужестранцев. Город, знаменитый тонким художественным вкусом и бойким остроумием своих жителей, являлся тем в полном блеске праздничного убранства. Бесчисленная веселая толпа заполняла его улицы и площади, по которым носили статую Диониса. Этот день ознаменовывался
также торжественными пирами и комическими маскарадными шествиями. Праздник заканчивался большими представлениями новых трагедий и комедий с раздачей призов победителям.
Итальянские народы также в марте праздновали либералии, т. е. праздник Вакха. Но он носил совсем простой и сельский характер, подобно Малым дионисиям. Главной целью праздника было вымолить плодородие виноградникам. С роскошными вакханалиями, которые позднее происходили в Риме, эти беззаботные празднества виноградарей не имеют ничего общего.
Значение Диониса или Вакха в религии древних, как видим, в сущности есть олицетворение жизни и производительной силы природы. Как Деметра (Церера) наделяет людей хлебом и дарами полей, так и Дионис дарует им плоды и вино. Дальнейшее значение этого бога заключается в том, что он делает людей участниками всех благ культуры, являясь в этом отношении дополнением к представлению о великой богине культуры Деметре. В то же время другой стороной своего существа Дионис соприкасается с Аполлоном, побуждая людей к бодрому настроению и музыкальному вдохновению. Поэтому он, наряду с Аполлоном, почитался другом и предводителем муз.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Дионис, греч. Вакх, лат. Бахус — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма, бог вина, виноделия, виноградарства.

Родился в Фивах, но в то же время местом его рождения считались Наксос, Крит, Элида, Теос и Элефтерия. Дело в том, что его рождение происходило довольно сложным путем. Накануне рождения Диониса ревнивая супруга Зевса, Гера, решила погубить ребенка. Под видом старой няньки она навестила Семелу и подговорила ее попросить Зевса, чтобы он предстал перед ней во всей своей силе и славе. Зевс не мог отказать Семеле, так как ранее поклялся ей водами Стикса (самой нерушимой клятвой), что выполнит любое ее желание. К тому же эта просьба льстила его мужскому самолюбию, и он явился ей в громах и блеске молний. Случилось то, чего ждала Гера: молнии подожгли царский дворец и испепелили земное тело смертной Семелы. Умирая, она успела родить недоношенное дитя. Зевс предоставил свою возлюбленную ее судьбе, но ребенка защитил от огня стеной густого плюща, выросшего вокруг него по воле бога. Когда пожар утих, Зевс извлек сына из укрытия и зашил его в свое бедро, чтобы доносить. В положенное время (через три месяца) Дионис «родился заново» и был отдан Зевсом на попечение Гермесу (см. также статью «Семела»).

Гермес не был женат и в качестве вестника богов то и дело отлучался из дому, так что о серьезном воспитании маленького Дионис не могло быть и речи. Поэтому Гермес передал Дионис сестре Семелы Ино, жене орхоменского царя Афаманта. Узнав об этом, Гера наслала на Афаманта безумие, надеясь, что он убьет Дионис Но тот погубил только своих собственных сыновей и жену, так как Гермес вовремя вмешался и спас Дионис Затем он доставил Дионис в Нисейскую долину и вверил его нимфам, которые спрятали мальчика в глубокой пещере, заросшей виноградной лозой, и взрастили, несмотря на все козни Геры. Там Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его Зевс. Оттуда же Дионис принес первый саженец виноградной лозы, чтобы вручить его афинскому пастуху Икарию в благодарность за радушный прием. Дионис научил Икария разводить виноград и делать из него вино, но этот подарок не принес пастуху счастья.

Весть о рождении Дионис и об его опьяняющем напитке люди восприняли со смешанными чувствами. Некоторые тут же с восторгом стали предаваться его культу, другие опасались, как бы из этого чего не вышло, третьи решительно воспротивились ему. (Об этом можно прочесть в статьях «Ликург», «Пенфей», «Миний».) На пути Дионис попадались и случайные недоброжелатели, вроде тирренских пиратов, которые похитили его, приняв за царского сына и рассчитывая на богатый выкуп. На корабле Дионис сбросил оковы, оплел виноградными лозами весь корабль, а сам превратился во льва. Пираты в страхе бросились в море и превратились в дельфинов (за исключением кормчего, который уговаривал разбойников отпустить Дионис). Постепенно люди все же признали божественную силу Дионис и до сих пор воздают должное его дару — вину (иногда даже больше, чем полезно для здоровья).

Справедливость требует отметить, что для греков Дионис был не только богом вина, виноделия и виноградарства, но и покровителем фруктовых деревьев и кустов, плоды которых он наливал соком, и в конечном счете в нем видели бога плодоносящих сил земли. Поскольку виноградарство и садоводство требуют усердия, тщательности и терпеливости, Дионис почитали как дарителя этих драгоценных качеств и богатства, которое приходит к усердным и умелым. Как бога вина Дионис чтили прежде всего за то, что он избавлял людей от забот (одно из его имен — Лиэй, т. е. «освободитель») и дарил им радость жизни. Своими дарами Дионис освежал дух и тело, способствовал общительности и веселью, воспламенял любовь и стимулировал творческие силы художников. Этим дарам цены не было и нет — но только в том случае, если поклонники Дионис придерживаются старого мудрого правила: «меден аган» — «ничего сверх меры».

По своему происхождению Дионис — не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский; его второе имя — Бахус — лидийско-фригийского происхождения. Уже в древнейшие времена его культ распространился по всему греческому (а затем и греко-римскому) миру, хотя мифы свидетельствуют, что этот культ не везде развивался беспрепятственно. Имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «Б» 14 в. до н. э., найденных в Кноссе. Однако Гомер еще не называет Дионис в числе главных богов. По словам Гесиода, супругой Дионис была Ариадна, которую он отбил у Тесея, когда тот остановился на острове Наксос по дороге с Крита. От связи Дионис с Афродитой родился Приап, бог плодовитости (см. также «Загрей» и «Иакх»).

Культ Дионис в Греции, пишет Плутарх, «вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными». (Один из эпитетов Дионис: «Бромий», т. е. «шумный», «бурный».) Под влиянием восточных культов они кое-где превратились в подлинные вак-

ханалии в нынешнем смысле слова, их участников охватывал экстаз, т. е. исступление (духа из тела). Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Дионис (вакханки, менады, бассариды, фиады). В Беотии и Фокиде эти его почитательницы даже набрасывались на тела жертвенных животных и пожирали сырое мясо, веря, что этим они причащаются тела и крови самого бога. Подобным образом развивался его культ и у римлян, перенявших его в конце 5 в. до н. э. В 186 г. до н. э. было даже принято специальное постановление сената против излишеств и разгула на этих праздниках.

В Афинах (и вообще у ионийцев) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Они устраивались несколько раз в году, самые значительные (Великие Дионисии) — в конце марта. В истории культуры прежде всего запечатлелись их заключительные представления, в ходе которых хор певцов, облаченных в козлиные шкуры, исполнял песни в сопровождении танца — так называемые дифирамбы. С течением времени из этих дифирамбов развилась греческая трагедия — один из ценнейших вкладов греков в общечеловеческую культуру. Собственно, «трагедия» означает «песнь о козле» или «песнь козлов», а певцы в козлиных шкурах изображали козлоногих спутников Дионис — сатиров. Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия. Многие произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, которые до сих пор не сходят со сцены, впервые были сыграны именно на афинских дионисиях. Под юго-восточным склоном Акрополя до сих пор сохранился театр Дионис, построенный в 6 в. до н. э., где эти игры проходили более полутысячелетия.

Греческие художники часто изображали Дионис, причем в двух видах: как серьезного зрелого мужчину с густыми волосами и бородой или как юношу. На одной из лучших античных статуй — «Гермес с Дионис» Праксителя (ок. 340 до н. э.) Дионис изображен ребенком. Сохранилось множество изображений Дионис на вазах и рельефах — отдельно, с сатирами или вакханками, с Ариадной, с тирренскими разбойниками и т. д.

Европейские художники изображали Дионис с не меньшей симпатией, чем античные. Из статуй прежде всего выделяются «Вакх» Микеланджело (1496—1497), «Вакх» Поджини (1554) и «Вакх» Торвальдсена (ок. 1800). Из картин — «Вакх и Ариадна» Тициана (1523), две картины Караваджо: «Вакх» (1592—1593) и «Молодой Вакх» (создан чуть позже), «Вакх» Рубенса (1635—1640, находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже).

Из многочисленных скульптур, картин, фресок в картинных галереях и замках Чехии и Словакии отметим рисунок Романо «Процессия Вакха» в Моравской галерее в Брно и «Вакха с виноградной лозой и Амуром» Де Фриза в Вальдштейнском саду в Праге (литая копия оригинала, увезенного в 1648 г. шведами).

Дионис, статуя которого стояла на сцене каждого античного театра, в новое время опять попал на сцену, в основном — заслугами композиторов. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» — Дебюсси, в 1909 г. оперу «Вакх» — Массне.

В современном языке Дионис (Вакх) иносказательно — вино и связанное с ним веселье:

«Раздайтесь, вакхальны припевы!»
— А. С. Пушкин, «Вакхическая песня» (1825).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *