Дивногорье Воронежская область монастырь

Живописные берега реки Дон в Воронежской области хранят немало тайн и секретов. Здесь, в многометровых толщах меловых скал, расположены удивительные пещерные храмы, являющиеся самыми древними памятниками христианства в России.

Дорога к Дивногорью из Белогорья занимает от силы пару часов. Преодолевая километр за километром, удивляешься, насколько много кругом разрушенных и заброшенных храмов.

Жизнь тут — не сахар.

Согласно преданиям, первые пещерные храмы были построены на Дону еще до принятия христианства на Руси. В те давние времена здесь, в аскетичных пещерных кельях, от гонений скрывались монахи-отшельники — первые христиане. Уже тогда эти места стали притягивать паломников, и примерно в 12 веке тут появился первый монастырь.

Впрочем, точные даты установить трудно — в легендах упоминаются различные варианты. Но так или иначе, по соседству с селом с исконно русским именем Костомарово находится один из самых невероятных памятников древней архитектуры нашей страны.

Перед подъездом к монастырю, вдали на белеющих мелом склонах балок можно разглядеть часовню Распятия Господня.

Эта часовня стоит на горе с названием Голгофа — по аналогии с похожим местом на Святой Земле. Также тут есть и своя гора Фавор, и Гефсиманский сад. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников со всей России.

Изрезанные складками склоны выглядят очень живописно.

За хребтом — река Дон. Увидев наш грязный автомобиль, местные жители сердобольно посоветовали доехать до берега и помыть машинку в их исконной речке. «А то милиция остановит!»

Глядя на эти изъеденные тысячелетней эрозией склоны склоны, удивляешься, насколько причудливыми могут быть природные формы. До этого похожий рельеф мне доводилось видеть только в турецкой Каппадокии.

Меловые столбы, или так называемые «дивы» также образовались в результате эрозии. Ветер и вода поработали на славу, а первые христиане построили внутри свои обители, где молили Бога о прощении.

Еще один ракурс

Наиболее сохранившимся до наших дней местным чудом является Спасский храм.

Вид снизу.

Дорога к храму — лестница в небо.

Этот храм строился несколько столетий, людьми, явно хорошо знакомыми с византийскими традициями архитектуры.

Колокольня храма обустроена прямо между двумя «дивами».

Большая часть храма находится глубоко в толще меловой горы. Огромная «Пещера Покаяния» длиной 220 метров до революции была местом, куда на исповедь отправляли самых законченных грешников. Внутренние помещения храмы настолько обширны, что могут вместить 2000 человек.

Большинство икон были уничтожены или во времена советской власти. Часть из них закоптили, Валаамская икона Божией Матери была расстреляна… Однако намоленное место выдержало натиск богоборцев и снова живет.

Сегодня Спасский храм — это часть Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.

Туристы фотографируются на фоне святой обители.

Местные жители, как и много веков назад, приходят помолиться.

Фотограф пытается снять шедевр на пленочную «Мамию».

Еще один вид на Спасский храм.

С вершины лестницы, от подножия храма открывается вид на недавно построенную церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Справа на склоне горы находятся остальные пещеры монастыря — всего их тут восемь.

Вид снизу

Не всем экскурсия по душе.

В многочисленных пещерах находились хозяйственные помещения и кельи монахов, в которых они вели свой спартанский быт и обращались к Богу. Некоторые из келей имели вертикальную форму, и находиться в них можно было только стоя. На время сна такие монахи — столпники привязывали себя веревками или цепями.

Вход в храм недавно отреставрирован.

Паломники-туристы.

Своды тоннелей храма гладкие, под землей — холодно.

На местной Голгофе установлена часовня Распятия Господня — это ее мы видели в начале поста.

На самой вершине — традиционный крест и фантастичский вид на меловые каньоны.

Чтобы увидеть эти необычные места, не нужно ехать в Турцию — от Москвы тут меньше 700 км, от Воронежа — 160.

Вид с вершины горы на часовню.

Купол блестит золотом на солнце.

Таинство

На парковке намало дорогих автомобилей из Москвы и соседних регионов. «Солидный господь для солидных господ!».

Впрочем, нередки и вело-паломники. Вообще, Воронежская область — прекрасное место для велотуризма. Интересные объекты расположены на расстоянии неспешного дневного перегона.

Село Костомарово живет своей тихой, неприметной жизнью.

Но если проехать по сонным улочкам села, и подняться на внедорожнике на вершину соседнего хребта, можно взглянуть на монастырь с другой стороны. Это один из тех случаев, когда вместо того, чтобы нажать на спуск, долго наслаждаешься видом, не веря в его реалистичность.

Спасский храм

Крупнее

Малые храмы

Общий вид на монастырь

Часовня над меловой грядой

Штурман Лена молодец — именно она нашла дорогу наверх)

Увлеченные поиском новых ракурсов, мы отправились дальше, забравшись на еще один гигантский холм. Оттуда действительно открылся чудный вид на Костомаровский монастырь.

Дорога по меловым колеям была очень крутой, «санта» ревела всеми шестью цилиндрами, колеса то и дело пытались сорваться в пробуксовку.

Чем выше мы поднимались, тем лучше были виды.

Наконец, вершина достигнута! И отсюда вид стал еще лучше)

Крупнее.

Удивительно, но по достижению вершины плато, разбитая колея, по которой мы вскарабкались в гору, сменилась неплохой грунтовкой, идущей по периметру бескрайнего поля. Поэтому мы решили не возвращаться на асфальт, а продолжить путешествие по дорогам, которых нет на навигаторе. Но об этом — в одном из следующих постов! Следите за обновлениями!

Мои посты про Воронежскую область

Белогорье
Костомарово
Дивногорье


Местечко Дивногорье не в первый раз упоминается в моем блоге. Однако, в основном, в контексте описания района Больших Див, а вот Малые Дивы сегодня я покажу впервые. Ссылки на предыдущие фоторепортажи, как обычно, внизу поста.
Дело было зимой. В летний период в этих краях слишком много туристов и паломников. Во всяком случае для моего понимания комфорта. В общем, в компании с Жекой, по согласованию с администрацией музея-заповедника «Дивногорье», я приехал и снял виртуальный тур по церкви Сицилийской иконы Божией Матери. В процессе съемки завязалась душевная беседа с охранником музейного комплекса Николаем Степановичем. Я поинтересовался, а нельзя ли как-то устроить съёмку и в монастырских пещерах в Малых Дивах? Николай Степанович кому-то позвонил, а потом сообщил, что для этого нужно получить благословение самого настоятеля монастыря. Через 15 минут начинается вечерняя служба и мы можем попытаться успеть перед её началом перехватить отца Максима и попытаться получить разрешение и ключ от пещерного храма.
02. Времени до начала службы оставалось мало и Николай Степанович решил показать нам кратчайший путь до монастыря по грунтовым дорогам. Сел в свою «классику» и погнал так, что я еле успевал притапливать за ним. Доехав до максимально возможной для проезда на автомобиле точки, он попрощался с нами и сказал: «Я поехал обратно, а вам туда, вниз». Мы поблагодарили и пошли. Ну, как сказать пошли… Заскользили или типа того. Было бы снега побольше, можно было бы спуститься на пятой точке.

03. Постепенно выбрались на тропинку.
Время до начала службы оставалось впритык, поэтому мы почти бежали, щёлкая мимолётные кадры.

04. Вот она наша цель — пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи.
Службы в ней не проводятся, поэтому пока пробегаем мимо дальше — к каменной соборной церкви Успения Божией Матери.

05. Архивное дореволюционное фото, снятое примерно с той же точки.
06. Деревянная Успенская церковь появилась в монастыре через несколько лет после его основания, освящение её состоялось в 1659 году. Простояла она чуть менее века, и в 1751 году (по другим данным в 1755 году) её, обветшалую, разобрали. На месте старого храма возвели новый, на сей раз — каменный. Этот храм простоял в монастыре вплоть до конца 1870-х годов, когда было принято решение не ремонтировать его, а построить другой — в столь любимом тогда византийском стиле. Кременецкий сообщает: «Главная или соборная церковь в честь праздника Успения Пресвятыя Богородицы занимает центральное место в монастыре, построена в византийском стиле, в форме креста, однопрестольная, начата постройкой, с благословения Высокопреосвященного Архиепископа Серафима (Аретинского), в 1880 году, окончена в 1886 году; сделана из хорошего кирпича и прочно,- толстые стены и соразмерность её частей обещают её долгое существование. Окна проделаны в куполе, по образцу древних церквей.»
07. Но пророча храму долгое существование, автор ошибся. После революции, в 1918 году, как это тогда было принято, началось глобальное разорение монастыря. Газеты описывали это событие так: «Недавно в Острогожск пришло известие, будто бы Дивногорский монастырь ограблен проезжающим отрядом красноармейцев. Как оказалось впоследствии из расспросов на месте, никакого грабежа в монастыре не было. Была, просто-напросто, реквизиция имеющихся в монастыре лишних кроватей». В 1924 году монастырь закрыли и разграбили, некоторые строения были разрушены. Почти все монахи были утоплены в Дону. Пожилые женщины (тогда маленькие девочки), рассказывали, что стояли в это время под мостом и слушали последнее песнопение монахов. Красноармейцы сталкивали иноков с моста в реку с камнем на шее. Богатейшую в Воронежском крае библиотеку Дивногорского монастыря утопили в Тихой Сосне (впадает в Дон неподалёку). Все иконы красноармейцы свалили в кучу во дворе, в том числе и святыню обители – список Сицилийской Божьей Матери. Жечь «религиозный хлам» решили по утру. Но ночью местные жители стали потихоньку уносить святыни и прятать у себя. Что интересно, большевики всё же понимали красоту и необычность этого места и Дивногорская обитель не стала руинами или складом, как многие монастыри и церкви — чуть позже здесь разместили дом отдыха, а потом противотуберкулёзный санаторий.
08. Над входом в бывший монастырский двор висит портрет Максима Горького и написано: «Человек у нас имеет право на ученье, на отдых и на труд». Справа от входа другой эпический лозунг: «Нас вырастил Сталин — на верность народа, на труд и на подвиг нас вдохновил!»
09. На фото, датируемом апрелем 1941 года, видно, что купол к этому времени был еще цел. Однако, в 1950-годы Успенский собор приобрёл черты барака. Слом купола власти оправдывали серьёзными повреждениями, которые он якобы получил во время войны, Но вот, например, Н. С. Анидалов, проживший всю свою жизнь в этих краях и пристально наблюдавший за состоянием упразднённого монастыря на протяжении нескольких десятилетий, отмечал: «Во время войны 1941-45 годов главный купол летнего храма имел лишь пробоину снарядом и мог быть легко восстановлен, но в 1950 и в 1951 годах эта часть храма с куполом, алтарём и клиросами были разобраны якобы на стройматериалы, но монолит стен был лишь превращён в щебёнку».
10. Таким образом, историческая постройка была совершенно искажена, и после возвращения монастыря РПЦ на восстановление соборного храма ушло несколько лет. Внутрь мы заходили, но не фотографировали, а на флешке нашелся лишь невнятный случайный кадр, сделанный в притворе, где мы ожидали настоятеля. Однако и он даёт представление о том, что по сути это уже не восстановленный храм, а типичный новодел. По крайне мере в том, что касается внутреннего убранства. Впрочем, конечно же, это лучше чем ничего, хотя адекватности реставрационных работ, проводимых здесь, начиная с 1992 года, я еще неоднократно коснусь ниже.
11. А сейчас, после разговора с отцом Максимом, вместе с сопровождающим нас послушником (или бельцом?) по имени Александр, мы отправляемся ко входу в пещерную церковь Рождества Ионна Предтечи. А раз уж мы уже немного углубились в исторические дебри, пока Александр пытается открыть замёрзший замок, я вкратце расскажу вам историю этой церкви. Хотя документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, существует версия о существовании здесь обители и в более раннее время. Чуть ли не в первые века христианства. В основном, эти гипотезы строятся на некоторых архитектурных особенностях пещер. Кроме того, достаточно интересны упоминания о Дивногорье в средневековых русских манускриптах. Первое упоминание о Дивногорье встречается в описании путешествия митрополита Пимена в Царьград в 1389 году: «Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, давно же красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною». В XVI веке при Иване Грозном сказание о хождении в Царьград было включено в состав Лицевого летописного свода и проиллюстрировано: на одном из рисунков были изображены Малые Дивы с пятью столбами, причём каждый из столбов изображён с дверями, а на одном из них расположен киот для иконы. Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили первые пещеры. Однако не существует никаких письменных или устных свидетельств того, когда Ксенофонт и Иоасаф поселились в Дивногорье и как изначально выглядела обитель. Даже если предположить древнее происхождение монастыря, существование здесь действующей обители в XIV-XVI веках сомнительно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом постоянного противостояния Русского государства и татар. Вероятнее всего, схимонахами был построен скит, а монастырь образовался позже уже на его месте.
12. В 1653 году в связи с расположением на Белгородской оборонительной линии в монастырь было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая деревянная церковь Николая Чудотворца, которая позже сгорела и была заменена Успенским храмом. Далее, что касается наземных церквей монастыря, следует вернуться к описанию фото 06. Итак, 1653 год принято считать официальной датой основания монастыря. В пещерах, пропитанных известью, жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Расширяя старые и роя новые подземные ходы, основатели обители создали первый пещерный монастырь в пределах Дона. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и традиции, рядом жили русские и украинцы.
13. В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в своем дневнике следующие записи: «Этот небольшой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянную стеною, воздвигнутой для защиты от татар». В дневнике Патрика Гордона есть еще любопытная запись о том, что настоятель монастыря провел его в часовню, высеченную в меловой скале. А выше часовни виднелись развалины монастыря. Упоминание Гордона о развалинах монастыря может свидетельствовать в пользу гипотезы о возобновлении монастыря в 1653 году на месте существовавшего ранее.
14. Петр Первый гостил в обители в мае 1699 года. К приезду Петра число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице — адмирал Корнелий Крюйс описывает это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши». Говорят, что Пётр Первый стоял на меловом холме на месте установленного поклонного креста и любовался открывающимися видами.
15. А по Дону шли к Азову русские корабли. Сейчас здесь довольно мелко, предупреждающих знаков почти не осталось, и отдельные баржи здесь могут провести только те бывалые капитаны речного флота, кто проработал здесь всю жизнь и знает фарватер не понаслышке.
16. В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель в 1764 году Дивногорский монастырь подлежал упразднению. Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. Однако в 1786 году Дивногорский монастырь был всё же закрыт, а его братия переведена в другие обители. В 1828 году последовал указ Синода о переходе братии Коротоякского монастыря в Дивы с восстановлением Дивногорского Успенского монастыря. Дело в том, что Коротоякский монастырь, находящийся неподалёку, каждый год затапливало половодьем с Дона и монастырь нёс крупные убытки и разрушения. В итоге, после сорокалетнего запустения обитель вновь восстанавливается, начинается бурная строительная деятельность, в результате которой и был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки второй половины XVIII — первой половины XIX вв. Между тем, в ходе ликвидации монастыря в 1786 году исчезла икона Божьей Матери, которую якобы принесли с собой Ксенофонт и Иоасаф. Местное духовенство «вспомнило» о пропаже только через 45 лет, как раз в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры. По легенде икона явилась во сне старице Екатерине, жительницы города Коротояка. Владычица повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен. Икону нашли как раз на меловом столпе в 3 км от монастыря. После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась.
17. В основании же Дивы, а которой была обнаружена икона, нашли вход в пещеру, где позже была открыта ещё одна пещерная церковь, освящённую позже, естественно, в честь Сицилийской иконы Божьей Матери. С иконы же было сделано несколько списков. Один из них дошел до наших дней и сейчас является экспонатом храма в Больших Дивах. Для него даже предусмотрена герметичная витрина с подсветкой. Всё это, повторюсь, можно увидеть, посмотрев мой виртуальный тур.
18. К слову сказать, меловых останцов (див), когда-то было больше. Часть из них была уничтожена про строительстве железной дороги ещё в 19-м веке, а при расширении колеи в середине 20-го процесс был продолжен.
19.Современный вид примерно с той же точки.
20. Надо заметить, что отдыхающий в доме отдыха «Дивногорье» пролетариат Дивы любил.
21. Таких групповых фото сейчас уже не делают. Обратите внимание на позирующих в пустом оконном проёме девушек и представьте, сколько автографов было оставлено отдыхающими на стенах пещерного храма.
22. Но давайте уже, наконец, войдем внутрь и осмотримся. Мы видим следы явной реставрации и первое что бросается в глаза — стены и колоны в храме не меловые, а чем-то оштукатурены.
23. Давайте разбираться. Генплан музеефикации и функционального использования территории музея-заповедника «Дивногорье» 1991 года предусматривал несколько вариантов использования комплекса в Малых Дивах при условии обязательного вывода санатория из помещений бывшего монастыря. Существовавшая в то время турбаза «Шатрище» должна была быть включена в сферу инфраструктуры музея-заповедника для размещения целевых туристов, прибывающих на несколько дней. Естественно, архитектурные объекты предполагалось отреставрировать и музеефицировать, причем в планы музеефикации включались не только церкви в Больших и Малых Дивах, но также пещера «Ухо» неподалёку. К каждой из них должны были провести лестницы, оборудовать храмы освещением и благоустроить площадки перед входом. Но далеко не всем этим планам было суждено осуществиться. В 1992-1993 гг. специалистами Эстонского филиала института горного дела им. А.А. Скочинского по приглашению музея были сделаны опоры для восстановления двух утраченных восточных колонн пещерного храма во имя Рождества Иоанна Предтечи.
24. В 1996 году галерею расчистили от завалов, а в 1998-ом была проведена реставрация алтарной части, включая проход в него через южный вход. В ответ на обращение митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) 28 мая 1997 года комплекс Дивногорского монастыря был передан Воронежской епархии, а 25 декабря того же года в монастыре возобновилась монашеская жизнь.
25. Если вы внимательно смотрели на предыдущее фото, то наверняка увидели несколько круглых отверстий на стенах и потолке пещеры. Это анкера, установленные эстонскими специалистами для закрепления неустойчивых меловых блоков.
26. Такая же установка железобетонных анкеров с заделкой шайбы, хвостовика и гайки в специально выбуренные ниши была произведена ранее и в пещерной церкви Сицилийской иконы Божьей Матери (еще раз отсылаю всех к просмотру виртуального тура). Чаще всего использовались анкера длиной 1,35 и 2,25 м. Только в узких ходах, где установка более длинных анкеров невозможна их длина составила 0,9 м.
27. Для заделки отверстий под анкера и ликвидации настенных надписей необходимо было разработать состав раствора и технологию его применения. В результате лабораторных исследований были исследованы 9 различных по составу растворов, в которые в различных пропорциях и соотношениях входили шпаклевка, цельное или снятое молоко, раствор обойного клея, мел, известь, песок, вода. Самыми прочными по сцеплению и соответствующими по цвету оказались составы, состоящие лишь из воды, гашеной извести, приготовленной из меловых отложений Дивногорья, и мела. И если в Больших Дивах мы сейчас наблюдаем гладкие белоснежные стены и потолок, то к большому сожалению, анкера и автографы посетителей на стенах церкви Рождества Иоанна Предтечи остались не заделаны.
28. В общем, в 2002 году пещерный храм в Малых Дивах все ещё находился в аварийном состоянии. Это касалось и интерьера, и кладки фасада храма, и входа, и скального массива над ними. Состояние интерьеров после проведенных противоаварийных мероприятий, связанных с укреплением ветхих участков массива анкерами, было стабильным. В центральной части храма была полностью утрачена северная пара столбов, а сохранившиеся южные столбы имели значительные утраты своего объема (фото 22). Отмеченные на обмерах 1992 года участки сводов, имитирующие крестовые своды в 2002 году уже практически не читались. Убранство и декорированная отделка помещения церкви были полностью утрачены.
29. Реставрационные работы проводились в 2002-2005 годах ЗАО «СП ВИПЛАСТ» под руководством главного инженера Г.А. Голышева и прораба А.Б. Шмелькина. Ясно, что отреставрированные и восстановленные внутри церкви колонны имеют в плане отклонения в размерах от проектных. По согласованию с заказчиком (РПЦ) была изменена и форма царских ворот и входов в боковые помещения (Обмерные чертежи, 2005).
30. В настоящее время, как снаружи, так и внутри, храм находится в неудовлетворительном состоянии. Комплекс реставрационных работ был выполнен без учета специфики мела. В связи с этим сегодня внутренний интерьер пещерного храма предстает перед посетителями в достаточно печальном виде. Наращенные и оштукатуренные колонны трескаются и осыпаются. Выложенная по инициативе настоятеля монастыря на меловой пол плитка выглядит инородно. Проведённые работы изменили характер интерьера, его объём, освещенность и циркуляцию воздуха.
31. Если обратили внимание на оконце, затянутое полиэтиленом на предыдущем фото клироса, то вот оно же с обратной стороны.
32. Для большего понимания устройства пещерной церкви прилагаю план-схему.
На ней хорошо видно, что раньше проход на правый клирос (место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы) был открытым.
33. Это что касается уже проделанных реставрационных работ.
В настоящее время монашеская братия занимается алтарём и понемногу расчищает завалы в галереях.
34. При этом сотрудники музея-заповедника всерьез озабочены такой инициативностью монахов. В прошлом году они самостоятельно установили маковку на одну из див и специалисты-геологи этим фактом были крайне недовольны из соображений безопасности.
35. При проведении реставрационных работ необходимо учитывать ошибки прошлого. По рекомендациям А.А. Гунько категорически не следует тампонировать все тектонические трещины, вскрытые галереями. Полный тампонаж приведет к нарушениям циркуляции воздуха в дальней части системы. Ряд трещин можно будет тампонировать только после проведения цикла микроклиматических исследований. Необходимо сохранить коренные архитектурные элементы в часовне и на стыковых участках галереи, ограничившись лишь очисткой от копоти. Одним из необходимых условий дальнейшего исследования храма является расчистка наклонной галереи «храм — трапезная» (на фото ниже слева). Возможно, там будут открыты неизвестные помещения.
36. Немного добавлю про устройство церкви. Вокруг храма (см. схему выше) вырублена галерея, которая начинается из южной стены в притворе и выходит в середину северного нефа. Ход состоит из прямых отрезков, которые при поворотах незначительно углублены в толщу мела, а в двух местах образуют шести и четырехгранную часовни. На фотографии потолок одной из них.
37. За алтарной частью расположена лестница, названная монахами «Голгофой».
38. Из галереи также можно попасть в просторное помещение, в котором читаются остатки дымохода. В него также ведет отдельный вход. Сегодня в ходу есть несколько мест пересечения трещин, в которых некоторые крупные блоки заклинены мелкими обломками мела. Для предотвращения обрушения их необходимо подпереть вертикальными стойками.
39. На этом рассказ о истории и современном состоянии пещерной церкви Рождества Иоанна Предтечи можно считать законченным. Но раз уж сегодня было много сказано о этапах реставрации, добавлю немного интересных и малоизвестных широкой общественности фактов о начальных этапах восстановительных работ и в церкви Сицилийской иконы Божьей Матери в Больших Дивах (принадлежит музею-заповеднику). Данный храм был обезображен не столько временем, сколько человеком. Многочисленные неорганизованные посетители нанесли различные настенные надписи режущими инструментами. Интересно, что лишь несколько лет отделяет начало реставрационных работ от самого серьезного разрушения. В 1983 году двое семнадцатилетних отморозков из Острогожска подрубили опорную колонну фасада, в результате чего произошло его обрушение. Один из молодых людей погиб, а уникальный памятник утерял свой изначальный вид. А в июне-августе 1987 года группой спелеотуристов под руководством Э.В. Гольянова была установлена опора – металлическая ремонтина из двутаврового профиля № 34 для поддержания скального массива, который дополнительно закрепили металлическим тросом.
40. Именно спелеологами велись опасные работы на высоте. С.В. Никольский изготавливал металлические конструкции, О. Ичаловский занимался газосваркой. Так же здесь работали студенты из Липецка и Воронежа и школьники из Харькова и Орла. Значимую помощь оказал воронежский клуб «Турист». Помощь продуктами и стройматериалами оказывал колхоз «Дивногорье». Поскольку, как отмечалось выше, обрушилась правая часть фасада церкви и над входом образовался уступ в виде нависающего скального карниза, для создания надежной опоры под нависающей частью было необходимо восстановить боковую стену у центрального входа. Высота возводимой из специально вырезанных меловых блоков стены получилась 7,7 метра. С помощью таких же блоков нарастили объем колонн внутри храма. Далее, как описано выше, неустойчивые части мелового массива были закреплены анкерами, а их хвостовики с шайбой тщательно заделаны специальным раствором. Завершали реставрацию с 1993 по 1995 годы воронежские специалисты из ООО «Реставратор». В 2011 году международным проектом Cave Lighting был разработан и воплощен проект его художественного освещения и сопровождения экскурсий церковной музыкой. Об этом я подробно писал . Таким образом, благодаря усилиям музея-заповедника «Дивногорье» пещерный комплекс в Больших Дивах сегодня является одним из наиболее популярных туристических и паломнических объектов Воронежской области. Если кто еще не был, настоятельно рекомендую.
По материалам В. Стёпкина, Л. Кригер, С. Кондратьевой и др.
Фотографиии: Андрей Кирнов, архив музея-заповедника «Дивногорье», личный архив С. Никольского, краеведческий раздел Большого Воронежского форума (bvf.ru)
Ещё про Дивногорье и окрестности:

Виртуальный тур Половодье в Дивногорье Пещера Ухо Шатрище Пещера Каземат

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

Как верно подметили наши предки, русская земля велика и обильна. И порой на ее бескрайних просторах обнаруживаются настоящие чудеса, которые совершенно не ожидаешь встретить в самых «обычных» местах. Одно из таких чудес — это пещерные монастыри в Воронежской области, которые выглядят очень необычно для привычного среднерусского пейзажа. Однажды увидев их на фотографии, очень захотелось как-нибудь до туда доехать, и вот на первые майские представилась такая возможность. И скажу сразу – за четыре дня это было, пожалуй, самое красивое и необычное место.
До Воронежа доехали не сразу – начали с одной заброшенной церкви в Тульской области, куда в свое время не получилось найти дорогу. Надо было «закрыть» тему, поэтому крюк в несколько десятков километров совсем не остановил. Тем более что на юг от Москвы уже все цвело и благоухало.
Девочкино урочище, некогда довольно большое село со Знаменской церковью . Сегодня – просто холм на берегу речки Чернь в окружении полей и оврагов.
Церковь в полной разрухе, а внутри – склад удобрений с нестерпимым запахом.
Погрустили и поехали дальше. Проезжали Елец, который на первый взгляд очень понравился. Не гуляли, но чисто визуально город произвел очень приятное впечатление – похоже, центр там очень хорошо сохранился. Правда, есть только одна фотография, сделанная уже на выезде через плечо.
Въезжаешь в Воронежскую область, и резко меняется пейзаж. Начинаются степи, глубокие балки-овраги и меловые отроги.
Это мы уже подъезжаем к Костомарово, где находится первое «чудо» — Свято-Спасский монастырь.
Уже издалека понимаешь, что это совсем особенное место. Меловые столбы выветривания называются «дивы», и в 12 веке афонские монахи приспособили их как входы в подземные монастыри.
Мел — очень мягкий и податливый материал, поэтому сооружать в нем проходы и кельи довольно просто.
Всего в комплексе несколько пещер и «храмов». Был конец дня, и в некоторые попасть уже было нельзя. Но зато вечерний свет окрашивал все в теплые закатные краски.
Это Спасский собор. Снаружи кажется какой-то маленькой пещеркой, а внутри поражаешься его размеру (снимать внутри традиционно нельзя).
Внутри хранятся несколько древних икон. Главная святыня — Костомаровская икона Богоматери, нарисованная на листе железа. Сейчас в ней есть несколько пулевых отверстий — появились после того, как в нее стреляли строители коммунизма. Но больше всего поражает звенящая тишина, которая царит внутри. Такой я, пожалуй, нигде не слышал.
Монастырь был закрыт в 1930-е годы, а потом вновь ненадолго открыт в ходе Отечественной Войны. А потом опять закрыт и заброшен, уже в хрущевские годы.
Судя по фотографиям в интернете, в выходные там столпотворение. Нам повезло — мы были вечером в четверг, и гуляли там практически одни, так что смогли вдоволь насладиться тишиной и красотами.
Ночевали в замечательном месте, небольшой гостинице в простой деревне Урыв-Покровка на берегу Дона. Все, что надо есть, — удобства, тишина, вкусная еда. На фото она в центре с синими крышами. (upd. спустя четыре года их сайт не работает).
Прямо рядом с Урывом находится несколько глубоких балок, на склонах которых роют норы байбаки.
Утром байбаки вылезают из них для того, чтобы погреться на весеннем солнце.
У них тучные бока, но очень острые зрение и слух, поэтому стоит произвести лишь одно неверное движение, как фотомодель тут же спрячется в нору.
Снимаешь одного, а в кадр еще парочка попадает.
Очень забавные животные.
Следующая остановка — заповедник Дивногорье, в котором есть те же самые дивы…
…такие же пещерные монастыри…
Плюс панорамные виды на Тихую Сосну и Дон….
…и очень много гадюк на склонах.
А также прочая живность
Дивногорье занимает огромную территорию — там есть и «обычный» монастырь, и древние селища, и даже остатки крепости 9-10 веков. На дивах надписи разных времен и народов.
А внизу — железная дорога, от вибрации которой памятники природы постепенно разрушаются.
Внизу встретили пару человек с граблями, которые оказались волонтерами из Франции, которые работают в заповеднике на общественных началах. Их самоотверженность как-то очень резко контрастирует с жителями огромной деревни рядом, народ в которой не делает ничего для того, чтобы использовать те богатства, которыми наградила их природа.
Погуляли, посмотрели, и поехали дальше.
После Воронежских степей — в Курскую область, где родился мой дед и где я проводил в детстве каждое лето в старом доме со стенами, мазанными глиной. О том, как меняются некогда прекрасные места с прошествием времени — читайте в следующей серии.

Видео: Дивногорский Успенский монастырь

История Дивногорского Успенского монастыря

По преданию, обитель была основана в 1640 году двумя греческими схимонахами, пришедшими в Придонье из Киево-Печерской лавры. Иоасаф и Ксенофонт искали место для молитвенного уединения и вырубили в меловых скалах кельи и небольшой храм. В 1653 году, когда Русское государство, спасаясь от набегов татар, строило Белгородскую оборонительную линию, в монастырь прислали строителей. Они обнесли территорию обители деревянной стеной, возвели кельи и храм Николая Чудотворца.

Первым настоятелем Дивногорского Успенского монастыря стал игумен Гурий. В 1658 году деревянная церковь сгорела, и вместо нее в обители появился храм в честь Успения Богоматери. Тогда же произошло освящение пещерного храма Иоанна Предтечи.

Малые Дивы находились недалеко от дороги, ведущей в Россию из Крымского ханства, и поэтому неоднократно подвергались набегам татар. Жизнь насельников была сложной. Для защиты от «воровских людей» они устанавливали на колокольню пушки и пищали, а в моменты опасности прятались в подземных кельях.

Дивногорский Успенский монастырь обладал хорошей библиотекой и играл роль культурного центра для окрестных земель. В 1699 году здесь побывал Петр I. Монастырь приписали к Воронежской епархии и пожаловали ему большие пахотные земли. Процветание обители длилось до 1788 года. Потом по церковной реформе, которую инициировала Екатерина II, монастырь лишили земель и крестьян, а затем закрыли.

Возрождение утраченной обители началось в середине XIX века. С приходом советской власти Дивногорский монастырь вновь упразднили. Жившие здесь насельники были уничтожены, а книги из монастырской библиотеки утопили в водах Дона. В годы Великой Отечественной войны на территории обители размещался немецкий военный госпиталь, а в послевоенное время – туберкулезный санаторий. Церковные службы в монастыре стали проводиться в начале 1990-х годов.

Что можно увидеть в обители в наши дни

Комплекс Дивногорского Успенского монастыря включает надземные и пещерные храмы. Подъем на меловые столбы Малых Див запрещен. Надземные здания и храмы полностью отреставрированы, а в подземных продолжаются восстановительные работы.

Туристы и паломники могут побывать в пещерном храме Иоанна Предтечи и пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери. Следует иметь в виду, что внутри пещер даже в жаркие дни довольно прохладно. Температура воздуха там держится в пределах +9…+12 °С.

Как добраться

Дивногорский Успенский монастырь находится возле села Селявное, в 1 км от места впадения в Дон ее правого притока – реки Тихая Сосна. Через расположенную возле монастыря платформу «Дивногорская» трижды в день проходят электропоезда из города Лиски. Время в пути – около получаса. Летом по выходным дням до «Дивногорской» назначают поезда-экспрессы из Воронежа. На них до монастыря можно добраться за два с небольшим часа. Из Лисок до обители дважды в день ходит рейсовый автобус. Дорога на нем занимает 1 час 15 минут.

Те, кто хочет добраться до Малых Див на автомобиле, должны ориентироваться на указатели «Дивногорье». Расстояние от Лисок до монастыря составляет 40 км, а от города Острогожск – 50 км. К обители ведет асфальтированная дорога, проложенная через село Селявное. Автомобилистам советуют парковаться не на официальной парковке, расположенной на вершине холма, а возле шлагбаума обители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *