Для чего читают псалмы?

Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании «О Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

Пс. 1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.

Пс. 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.

Пс. 3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.

Пс. 4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.

Пс. 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.

Пс. 6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.

Пс. 7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.

Пс. 8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

Пс. 9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.

Пс. 10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).

Пс. 11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.

Пс. 12. Страдающим болезнями печени.

Пс. 13. От беса читать трижды в день три дня.

Пс. 14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.

Пс. 15. Да найдется потерянный ключ.

Пс. 16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.

Пс. 17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.

Пс. 18. Да разродится роженица.

Пс. 19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.

Пс. 20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.

Пс. 21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.

Пс. 22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.

Пс. 23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.

Пс. 24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.

Пс. 25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.

Пс. 26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.

Пс. 27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.

Пс. 28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.

Пс. 29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.

Пс. 30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.

Пс. 31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.

Пс. 32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.

Пс. 33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.

Пс. 34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.

Пс. 35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.

Пс. 36. Израненным разбойниками.

Пс. 37. При зубной боли.

Пс. 38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.

Пс. 39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.

Пс. 40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.

Пс. 41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.

Пс. 42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.

Пс. 43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.

Пс. 44. Страдающим болезнями сердца или почек.

Пс. 45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.

Пс. 46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.

Пс. 47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.

Пс. 48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.

Пс. 49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.

Пс. 50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).

Пс. 51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.

Пс. 52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.

Пс. 53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.

Пс. 54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.

Пс. 55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.

Пс. 56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.

Пс. 57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.

Пс. 58. Немым, да даст им Господь дар речи.

Пс. 59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.

Пс. 60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.

Пс. 61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.

Пс. 62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.

Пс. 63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.

Пс. 64. Да процветают купцы.

Пс. 65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.

Пс. 66. Благословение да будет на домашнем скоте.

Пс. 67. Да излечится страдающая выкидышами.

Пс. 68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

Пс. 69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.

Пс. 70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.

Пс. 71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.

Пс. 72. Да покаются разбойники.

Пс. 73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.

Пс. 74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.

Пс. 75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.

Пс. 76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.

Пс. 77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

Пс. 78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.

Пс. 79. Да исцелит Господь больного водянкой.

Пс. 80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.

Пс. 81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.

Пс. 82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.

Пс. 83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

Пс. 84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.

Пс. 85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.

Пс. 86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.

Пс. 87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.

Пс. 88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.

Пс. 89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.

Пс. 90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.

Пс. 91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.

Пс. 92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)

Пс. 93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.

Пс. 94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.

Пс. 95. Да исцелит Господь глухих.

Пс. 96. Да рассеются чары.

Пс. 97. Да утешит Господь удрученных горем.

Пс. 98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)

Пс. 99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

Пс. 100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.

Пс. 101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.

Пс. 102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.

Пс. 103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.

Пс. 104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.

Пс. 105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.

Пс. 106. Да исцелит Господь бесплодную.

Пс. 107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.

Пс. 108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.

Пс. 109. Дабы младшие уважали старших.

Пс. 110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.

Пс. 111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.

Пс. 112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.

Пс. 113. Да исцелит Господь слабоумных детей.

Пс. 114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.

Пс. 115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.

Пс. 116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.

Пс. 117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.

Пс. 118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.

Пс. 119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.

Пс. 120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.

Пс. 121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.

Пс. 122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.

Пс. 123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.

Пс. 124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.

Пс. 125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.

Пс. 126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.

Пс. 127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.

Пс. 128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.

Пс. 129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.

Пс. 130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.

Пс. 131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.

Пс. 132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.

Пс. 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.

Пс. 134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.

Пс. 135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.

Пс. 136. Да умирит Господь вспыльчивого.

Пс. 137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.

Пс. 138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.

Пс. 139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.

Пс. 140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.

Пс. 141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.

Пс. 142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.

Пс. 143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.

Пс. 144. Да благословит Бог труды людей и примет их.

Пс. 145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.

Пс. 146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.

Пс. 147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.

Пс. 148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его.

(Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию Cвятогорцу)

Пс. 149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.

Пс. 150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

О ПСАЛТИРИ

«Все Писание Богодухновенно и полезно для научения…» (2 Тим. 3:16). Но Книга Псалмов «для внимательных заключает в себе нечто достойное особенного почитания», ибо она, «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания» (Св. Афанасий Великий).

Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Псалтырь состоит из 150 обращенных к Богу молитвенных песнопений. В древности большая часть этих песнопений исполнялась в храме под аккомпанемент струнного инструмента наподобие арфы. Он назывался псалтирь. От него эти песнопения получили название псалмов. Самый знаменитый автор этих молитв царь Давид. Ему принадлежит большинство псалмов, поэтому собрание их называют еще Псалтирью Давида.

Все книги, вошедшие в канон Священного Писания Ветхого Завета, почитаются как богодухновенные, то есть написанные благочестивыми мужами под руководством Святого Духа и полезны для чтения. Но книга псалмов достойна особого почитания, ибо она, по словам святителя Афанасия Великого «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания». Она чудесно соединяет в себе и учение о благочестивой жизни, и напоминания закона, данного Богом, и историю народа Божьего, и пророчества о Мессии и его Царстве, и таинственные указания на Троичность Бога, тайна бытия Которого была до времени сокрыта от ветхозаветного человека.

В древней Церкви существовал обычай заучивать все псалмы наизусть, так любили и почитали эту книгу. Уже во времена апостольские Псалтырь получила особенно широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы.

Псалмы поражают читающих своей силой, чистотой и изумительной красотой. Считалось, чтение Псалтыри привлекает к себе ангелов и изгоняет злой дух. В старину Псалтырь была обязательной образовательной книгой, по которой учились все взрослые и дети. Читать Псалтырь было интересно. Было престижным знать наизусть псалмы из Псалтыри. В Псалтыри так много разнообразных размышлений, рассуждений и утешений, что ее популярности никто никогда и не удивлялся. Псалмы из этой книги не раз перелагались знаменитыми поэтами восемнадцатого и девятнадцатого века.

Есть в Библии одна книга, которая имеет одну особенность, «особую некую благодать и преимущественную достопримечательность»: в ней описаны и изображены движения каждой души и даже изменения этих движений. Это — Книга Псалмов (Псалтирь).

Эту книгу нужно особенно изучать каждому христианину. Во-первых, нет в жизни человека такой ситуации, такого состояния души, которые не отражены в псаломских изречениях. И в скорби, и в радости, и в нужде, и в опасности христианину нет необходимости подыскивать слова и составлять свои молитвы. Дух Святый устами царя Давида сказал всё, что переживает наше сердце в разные моменты жизни. «Я думаю, — пишет святитель Афанасий Великий, — что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, всё состояние души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке».

Во-вторых, псалмы для читающего их служат как бы зеркалом, в них познает он движение души своей, и смотря уже по тому, чем она страдает, научают его, как должно действовать, чтобы уврачевать свою немощь. Ибо книга Псалмов — это общедоступная лечебница.

«Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетает ли скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобою? Все могут найти себе в Божественных псалмах наставление. Пусть читают снова их о каждом из этих состояний, и каждый будет возносить их Господу, как бы о нем они были написаны». (Св. Афанасий Великий).

В-третьих, любящий и знающий псалмы, гораздо глубже воспринимает Богослужение, так как в Православной Церкви оно более чем наполовину состоит из чтения и пения псалмов. И кто не знаком с их содержанием, тот многого не понимает в службе, а потому скучает в храме и тяготится ею.
Достойно еще удивления в псалмах и то, что, читая другие книги Писания, никто никогда не употребит изречения патриархов, святых и пророков вместо своих собственных, а читая псалмы (кроме пророческих и о язычниках), мы произносим их уже Богу как собственные слова. Ибо псалмы так сложены и изречены Святым Духом, как будто они написаны о каждом из нас.

***

Псалтирион, по-гречески, — струнный музыкальный инструмент, в сопровождении которого в глубокой древности пелись обращенные к Богу молитвенные песнопения. Сами песнопения получили поэтому название псалмов, и сборник их стал называться Псалтирью.

Псалмы были объединены в одну книгу в V веке до Р.Х. На славянский язык с греческого Псалтирь переведена братьями святыми равноапостольными Мефодием и Кириллом, учителями славян, в середине IX века, как упоминает об этом преподобный Нестор Летописец (умер ок. 1114 года). Псалтирь впервые издана по-славянски типографским тиснением с древних рукописей в Кракове в 1491 году.

В Церкви Христовой Псалтирь получила особенно широкое применение в богослужении. У христиан богослужебное употребление Псалтири началось уже во времена апостольские (1 Кор. 14, 26; Еф. 5, 19; Кол. 3, 16). Псалтирь послужила источником большей части вечерних и утренних молитв. Псалмы входят в состав почти каждого чина православного богослужения.

На Руси Псалтирь была широко распространена. Она имела немаловажное, значение в жизни русского человека: она употреблялась и как книга богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой.

В Псалтири из 150 псалмов, часть относится к Спасителю — Господу Иисусу Христу; они важны в сотериологическом плане (сотериология — учение о спасении человека от греха). Эти псалмы называются мессианскими (Мессия, с еврейского, значит — Спаситель). Различают псалмы мессианские в прямом и в преобразовательном смысле. Первые говорят только о грядущем Мессии — Господе Иисусе Христе (Пс. 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109). Вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета (царь и пророк Давид, царь Соломон и др.), прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь (Пс. 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117).

151-й псалом посвящен псалмопевцу Давиду. Этот псалом содержится в греческой и славянской Библии.

Псалтирь вначале делилась на пять частей применительно к древнему богослужебному порядку. В современном богослужебном Уставе Православной Церкви принято деление Псалтири для удобства при употреблении ее за богослужением и в домашнем (келейном) правиле на 20 разделов — кафизм (кафисм)* каждая из которых делится на три «Славы», или статии. После каждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!».

Псалмы читаются в храме ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. Полностью Псалтирь прочитывается в течение каждой недели (то есть седмицы, а Великим постом — дважды в течение седмицы).

Домашнее молитвенное правило находится в глубокой молитвенной связи с богослужением храмовым: утренняя келейная молитва, начиная новый день, предваряет богослужение и внутренне готовит к нему верующего, вечерняя, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу. Если верующий не был в храме за богослужением, он может включить в свое домашнее правило псалмы. Число псалмов при этом может быть различным — в зависимости от намерений и возможностей верующего. В любом случае отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца.

Чтение Псалтири

Псалтирь — это обращение человека к Богу. Она называется «Книгой Хвалений» или «Книгой Молитв». Поэтому соборное чтение Псалтири с общим поминовением — это молитвенное правило на каждый день поста. Существует традиция соборного (храмового) чтения Псалтири, обычно во время поста. Число читающих Псалтирь равно числу кафизм Псалтири, и при этом ими за один день прочитывается полностью вся Псалтирь, а за время поста каждым читающим Псалтирь полностью прочитывается 1 или 2 раза. По каждой славе молящиеся поминают друг друга, а также родных и близких друг друга, духовенство — наставников и служителей храма.

Псалтырь обычно читают вслух и вполголоса при зажженной лампадке. Псалмы можно читать сидя и монотонно. Если вам первоначально непонятен смысл прочитанного текста, то не стоит огорчаться. Самое главное, что Псалтырь хорошо понимают бесы. По мере духовного взросления к вам придет истинное понимание Псалтыри. Перед чтением кафизмы необходимо прочитать предначинательные молитвы, затем читается кафизма, и упоминаются имена по каждой «Славе». На первых двух «Славах» употребляются имена за здравие, после второй «Славы» — имена за упокой. После прочтения третьей «Славы» читаются тропари и молитвы из очередной кафизмы. Молитву «Господи, помилуй» необходимо прочитать сорок раз. При этом можно пользоваться четками. Между двадцатой и двадцать первой молитвой можно произнести свою личную молитву о близких людях.

Духовная польза чтения Псалтири

Ни одно молитвословие не может сравниться с Псалтирью из-за ее всеобъемлющего характера. Греческий философ и монах Евфимий Зигабен называет Псалтирь «…общедоступной лечебницей, где излечивается всякая болезнь. Причем удивительно то, что ее слова приличествуют всем людям — особенность, свойственная одной этой книге, которая представляет собой изобилие всякого созерцания и правил жизни, общественную сокровищницу наставлений, содержащую в себе при этом только то, что полезно.

Чтение псалмов — это собеседование с Богом, назидание души и поддерживание ненарушимой памяти божественных слов. Для начинающих учение — это самое первое и основное наставление, для успевающих в учении — приращение познаний, для оканчивающих — утверждение в приобретенных познаниях. Псалом — это неодолимый щит, самое лучшее украшение для начальников и находящихся под начальством, для воинов и для людей вовсе незнакомых с военным искусством, для образованных и необразованных, для отшельников и для людей, принимающих участие в делах государственных, для священников и мирян, для живущих на суше и островитян, для земледельцев и мореплавателей, для ремесленников и для не знающих вовсе никакого ремесла, для мужчин и женщин, для старцев и юношей, для людей всякого происхождения, возраста, положения в свете, для людей всякой профессии.

Псалом для человека — это совершенно то же, что веяние воздуха, или разлитие света, или употребление огня и воды, или вообще что-нибудь такое, что всем и необходимо и полезно. В высшей степени удивительно то, что работающие, не отвлекаясь пением псалмов от своей работы, облегчают этим ее трудность».

Псалтирь по усопшим

Существует традиция чтения Псалтири по усопшему до его погребения. Совершать чтение Псалтири по усопшем может всякий благочестивый мирянин.

Обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего идет из глубокой первохристианской древности. По свидетельству Предания, апостолы три дня провели при гробе Божией Матери в псалмопении. «Апостольские постановления» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами».

Чтение совершается по возможности стоя, непрерывно, днем и ночью, если чтецов несколько, при этом родным и близким надо хотя бы иногда присоединяться к молитве.

В случае затруднительности организовать чтение Псалтири непосредственно над телом усопшего, можно поделить время суток и читать каждому в свое время у себя дома.

Чтение Псалтири начинается по окончании «Последования по исходе души». Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

Неусыпаемая Псалтирь

Во многих местах есть обычай просить в монастырях почитать Псалтирь за усопших и о здравии, что соединяется с подачей милостыни. Но, как пишет святитель Афанасий (Сахаров), гораздо полезнее, если мы будем читать Псалтирь сами, показывая, что лично хотим потрудиться, не заменяя себя в этом труде другими. Подвиг чтения Псалтири будет жертвой Богу не только за поминаемых, но и за самих, приносящих ее, трудящихся в чтении. Читающие Псалтирь получают от слова Божия и великое утешение, и великое назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело, и сами чаще всего не присутствуя даже при нем.

В монастырях монахи и монахини непрестанно читают Псалтирь (неусыпаемая псалтирь) с поминовением имен (о здравии и о упокоении). Велика сила этой непрестанной молитвы. Чтение Псалтири отгоняет от человека бесов и привлекает Божию благодать. Неусыпаемая Псалтирь — особый род молитвы. Неусыпаемая псалтирь называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Такой молитвой молятся только в монастырях. Подавать можно, как за живых, так и за усопших. Молитва за живых и умерших при чтении неусыпаемой Псалтири, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада.

Псалтирь — молитва сильнейшей силы.Особенность Псалтирной молитвы заключается в том, что когда на этой молитве молятся за какого-то человека, это очень сильно ограждает его от лукавых демонов, помогает в борьбе со страстями. Как говорит прп. Парфений Киевский, «Псалтирь укрощает страсти».

Также важнейшей особенности чина Неусыпаемую Псалтирь является то, что вас будут поминать каждый день и обычно по несколько раз в день. Т.е. некоторые монастыри поминают не только 1 раз в день, а на каждой кафизме (в Псалтири 20 кафисм, 20 частей).

Неусыпаемую Псалтирь читают не только днем, но и ночью. Поэтому этот чин и называется неусыпаемым, т.к. не прекращается ни днем и ночью. Монахи сменяют друг друга после определенного количества времени.

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.

Псалтирь есть высшее художественное произведение, которое когда-либо слышало человечество

Псалтирь есть высшее художественное произведение, которое когда-либо слышало человечество Есть много художественных произведений, и из всех них первое место занимает Псалтирь. Только многие ее не понимают и, читая произведения каких-либо светских писателей, совершенно не читают Псалтири. Однажды Гоголь, путешествуя по Италии, сошелся с одним знаменитым итальянским художником. Раз, зайдя к нему, Гоголь застал художника за чтением Псалтири.

— Отчего ты читаешь Псалтирь? – удивился Гоголь.
— А ты читаешь светских писателей?
— Конечно, чтение таких художников слова, как Шекспир, Данте и других, доставляет мне всегда эстетическое наслаждение.
— Вот видишь? – ответил итальянец, – ты восторгаешься светскими писателями, а Псалтирь есть высшее художественное произведение, которое когда-либо слышало человечество. Это произведение не людей, но Духа Святаго. Понять его вполне нашим слабым умом невозможно, оно недоступно даже ангелам.

Можно больше сказать: даже в будущем веке, когда будет только два мира, добрых и злых духов, некоторое в Псалтири будет недостижимо. Надо читать ее на церковнославянском языке, так как он сильнее действует на душу. В настоящее время очень немногие читают Псалтирь, другие же думают, что читать ее можно только людям отсталым, необразованным. Чтобы наслаждаться Псалтирью, надо иметь высокую, чуткую ко всему прекрасному душу.
Наш известный художник Иванов, из картин которого особенно замечательна находящаяся в Румянцевском музее картина «Явление Христа народу», всегда читал Псалтирь и говорил, что из нее он черпает силы для художественного творчества.
Некоторые псалмы переложены на музыку. Серьезная музыка, как Моцарта, Бетховена и других действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться. Когда я поступил в Скит, то старцем игуменом был о. Анатолий. В миру я любил музыку и сам играл на фисгармонии. Однажды у меня явилось сильное желание выписать себе фисгармонию. У нас в Скиту вообще ни на каких инструментах не играют. Прихожу к о. Анатолию и прошу благословения на это.

— Очень хочется мне, Батюшка, в свободное время сыграть Херувимскую, Канон и т.д.
— Бог благословит, – радостно сказал о. Анатолий.
Но на другой день последовало полное разочарование.
— Что же, фисгармонию можно выписать? – спрашиваю.
— Фисгармония должна быть, – ответил Батюшка, потом прибавил: – когда в сердце есть Псалтирь, то всегда можно на ней играть. Отец Амвросий имел эту Псалтирь, и когда хотел, мог на ней играть.

В прежнее время псалтирь была музыкальным инструментом с 10 струнами, соответствующим 5 внешним и 5 внутренним чувствам. И сердце наше надо настроить, как Псалтирь, тогда оно всегда будет прославлять Бога и этою музыкою наслаждать вас.

Один человек говорит:
— Читаю я, читаю Псалтирь, но ничего не понимаю, так я полагаю, что мне гораздо лучше положить эту книгу на полку.
А Старец ему отвечает:
— Нет, не надо.
— Почему же? Ведь я ничего не понимаю.
— Зато бесы понимают. Они понимают, что там про них говорится, не могут вынести и бегут.
Следовательно, чтением Псалтири мы прогоняем от себя бесов…

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского

Набрать лишний вес довольно просто. Случается, что это связано с нарушениями в функционировании организма. И тогда требуется серьезное лечение. Но чаще излишний вес – результат неправильного питания. Диеты, голодание редко приносят положительный результат: тучные люди, набиравшие лишние килограммы годами, хотят получить немедленный результат. А если этого не происходит, они вновь усаживаются перед холодильником, забывая о желании похудеть. От отчаяния некоторые обращаются к сильным молитвам для похудения.

Молитва Господу, чтобы похудеть

Если обращаться к Господу Богу с молитвой от ожирения каждый день, можно установить незримую связь с Небесной Силой. Господь никогда не откажет в помощи, особенно если обратиться к Нему с молитвой о похудении, будучи твердо убежденной, что это обязательно случится.

Та́кже молю́ Тебя́, Го́споди, изба́ви мя от пресыще́ния, сластолю́бия и да́руй мне в ми́ре душе́вном с благогове́нием принима́ть ще́дрые дары́ Твои́, да вкуша́я их, получу́ укрепле́ние сил мои́х душе́вных и теле́сных для служе́ния Тебе́, Го́споди, в немно́гий оста́ток мое́й жи́зни на земле́.

Молитва для похудения Пресвятой Богородице

К защитнице и помощнице для женщин Пресвятой Богородице обращаются, если самостоятельно справиться с лишним весом не хватает сил и терпения. Молитвенные слова наполнят силой и осознанием победы над чревоугодием. Для успеха необходимо осознать, что пристрастие к беспорядочному и безмерному поглощению продуктов – это зло, которое наносит не только физический, но и моральный ущерб.

Приими́, о, Всеблагослове́нная и Всемо́щная Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице Де́во, сия́ моли́твы, со слеза́ми Тебе́ ны́не приноси́мыя от на́с, недосто́йных ра́б Твои́х, ко Твоему́ цельбоно́сному о́бразу пе́ние возсыла́ющих со умиле́нием, я́ко Тебе́ Само́й зде́ су́щей и вне́млющей моле́нию на́шему. По коему́ждо бо проше́нию исполне́ние твори́ши, ско́рби облегча́еши, немощны́м здра́вие да́руеши, разсла́бленныя и неду́жныя исцеля́еши, от бе́сных бе́сы прогоня́еши, оби́димыя от оби́д избавля́еши, прокаже́нныя очища́еши и ма́лыя де́ти ми́луеши; еще́ же, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, и от у́з и темни́ц свобожда́еши и вся́кия многоразли́чныя стра́сти врачу́еши: вся́ бо су́ть возмо́жна хода́тайством Твои́м к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему. О, Всепе́тая Ма́ти, Пресвята́я Богоро́дице! Не преста́й моли́тися о на́с недосто́йных раба́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих Тя́, и поклоня́ющихся со умиле́нием Пречи́стому о́бразу Твоему́, и наде́жду иму́щих невозвра́тну и ве́ру несумне́нну к Тебе́, Присноде́ве Пресла́вней и Непоро́чней, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Матроне Московской

Чревоугодие, как известно, является одним из смертных грехов. Избавиться от него помогут значительные усилия самого любителя много есть и молитва, обращенная к святым.

Большую помощь окажет молитва для похудения Матроне Московской. Перед тем, как приступить к молению, необходимо посетить Храм и заказать себе Молебен о Здравии. Молиться нужно у иконы Блаженной Матроны.

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Основные правила чтения молитвы для похудения

Как и в любом чтении молитвы, нужно соблюдать определенные правила, но они отличаются от традиционных. Перед каждым приемом пищи необходимо думать о том, к кому обращаются с молитвой, и читать ее. Все помыслы должны быть чистыми, светлыми и радостными. Нельзя думать перед трапезой о чем-то плохом.

Более эффективной молитва станет, если верующий перед ее прочтением посетит церковь и причастится.

Православная молитва, чтобы похудеть и не поправляться, читается в случае, если человек так и не научился контролировать свой аппетит, не может отказаться от продуктов, вредных для здоровья. Молитву для похудения можно читать каждый день перед завтраком, обедом и ужином, а также на ночь.

Читать текст громко совсем не обязательно и даже не нужно: такая молитва требует тишины. Слова нужно произносить медленно и спокойно, вникая в каждую фразу.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Псалмы от врагов и злых людей относятся к одним из видов обращения к Спасителю, подобно молитвословию, но в некоторых случаях оказывают гораздо больший эффект нежели молебни. Воздействие же от произнесения верного церковного песнопения в сложных жизненных ситуациях сходно с действием от молитвенного обращения, а иной раз даже значительно превосходит.

Что такое священное писание и каковы правила произнесения православного песнопения

Псалтырь – это писание из Ветхого Завета, состоящее из 150 песен, главное назначение которых высказывание чувств человека по поводу каких-либо житейских испытаний, к примеру, появление на свет, недуги и смерть. На сегодняшний день священное писание в основном используется для проведения церковных служб. Прежде чем приступить к прочтению песнопений из Псалтыри следует в первую очередь разобраться в структуре и содержании как самого писания, так и песнопений.

Православные христиане, не поддают сомнению, то что произнесение Псалтыри приносит душе человека очищение, а также призывает на вспоможение Ангелов для облегчения свершенных греходеяний. О том, как необходимо произносить священное писание священникам подробно описывается в храмовом уставе. Приведенные же ниже рекомендации помогут тем, кто только начинает читать песнопения. При прочтении священного писания нужно придерживаться таких правил:

  • проводить этот обряд нужно пред зажженной лампадкой или свечей. Произнесение писания без их использования разрешается в том случае, когда верующий находится вне стен своего дома;
  • сильный псалом от злых людей, как и другие песнопения должен начинаться и оканчиваться «Господней молитвой»;
  • зачитывать в день по одному песнопению или же кафизмами, т. е. совмещенные по значению песнопения с заключительным молитвословием;
  • проговаривать их в сидячем положении. Вставать лишь можно во время предварительного и завершающего молитвенного обращения;
  • произноситься они должны невыразительно, слегка монотонно, но вместе с тем распевно;
  • в период чтения нужно следить за тем, чтобы не допускать ошибок и особенно уделять внимание правильному ударению слов;
  • не отчаиваться и не в коем случае не останавливаться если до конца не понятно значение молитвенного обращения. Все те места, которые непонятны, позже можно уточнить у священнослужителя;
  • священное писание нужно предварять и оканчивать особенными молебнями для начала завершения произнесения Псалтыри.

Стоит заметить, что очень сильные псалмы от врагов в домашнем (келейном) произнесении имеют еще некоторые особенности, а именно:

  • О время проведения Великого Четверга Страстной седмицы вплоть до антипасхи (Фомина неделя) не разрешается читать священное писание. Причем на протяжении этого периода времени (10 дней) запрещено произносить псалтырь не только в стенах дома, но в богомольнях. Во всех других случаях миряне могут произносить писание без ограничений.
  • В домашнем прочтении обязательно необходимо делить песнопение на три Славы.

Какие псалмы читают от злых людей?

В священном писании имеется огромное количество псалмие, список же наиболее действенных из них, которые вспомогают от влияния недругов представлен ниже:

Песнопение под № 90 является сильнейшим молебельным обращением, которое оказывает значительное действие. Он способен:

  • оказать заступничество не только просящему, но и его близким;
  • оградить от горестей и страданий;
  • защитить от недоброго глаза, а также от воздействия нечистой силы и негативной энергетики.

Свое защитное действие молитвословие начинает оказывать во время прочтения его вслух. А если написать его на клаптике ткани, листе бумаге или кожном лоскутке и носить вблизи к собственному телу, то он сможет выполнять функцию сильного оберега от недругов и недоброжелателей.

Псалом 26

Сильная молитва от врагов 26 псалом, как правило, произносится вместе с 90 песнопением. Еще юродивая Пелагея Рязанская говорила, что: «Тот, кто будет произносить его трижды в день, того Спаситель по воде проведет, яко по суху».

«Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляюшии мя, и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа»

Псалом 34

Песнопение под № 34 проговаривается во время нападок неприятелей. Такое православное песнопение представляет собой молебельное прошение о заступничестве от недругов. Само песнопение выглядит таким образом:

«Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняя их: яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя. Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима. Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.»

Псалом 22

22 псалом «Не убоюсь я зла» является одним из действенных и сильных молитвенных прошений, которое приведено в псалтыри. Практически сразу после произнесения песнопения верующий православный может ощутить его воздействие. Но обязательно необходимо придерживаться одного условия, а именно зачитывать текст следует вдумчиво, как бы все произнесенные слова пропуская через себя. Это песнопение вспоможет, тем православным кто отчаянно нуждается в заступничестве.

Песнопение под номером 3 проговаривать следует в тех ситуациях, когда человек не хочет несправедливо оскорбить своих товарищей и дабы впоследствии избежать гнева людского;

Псалом 33

«Удержи язык свой от зла» псалом 33 – это хвалебное песнопение, написанное правителем Давидом, после того как он притворился безумцем и бегством смог спастись от правителя Анхуса. В стихах песнопения правитель наставляет православных христиан, как необходимо жить полной и длинной жизнью Всевышнего. Основным условие этого, считается страх Спасителя, проявляющийся в почтительном отношение к Царю Небесному и в том, чтобы сдерживать себя от всего злого, делая людям добро и стараясь стремиться к миру.

В самом тексте песнопения идет речь и о бдительном отношении к святым и истреблении всего озлобленного людского рода. В число псалмов от злых духов и люда также входит и песнопение под № 36, которые читаются при клевете или обвинения, выдвигаемых просящему.

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы услишите чтение 36 текста Псалтыри:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *