Для чего развивать мелкую моторику?

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник: сайт Развитие.ру

Нарушение моторики рук у детей – это серьёзная патология, которая не позволит потом хорошо учится в школе. А значит, развивать этот вид деятельности головного мозга следует чуть ли не с первого года жизни.

Среди всех форм нейромоторных функций именно мелкая моторика является самой важной. Без её правильного развития у ребёнка часто возникают проблемы на кружках художественной самодеятельности, на уроках труда, при обучении игре на музыкальных инструментах, и даже при управлении компьютерной мышью.

Такая дискоординация между движениями рук и глазами проявляется тем, что ребёнок дошкольного, а порой и школьного возраста, не может быстро и точно двигать своими пальчиками, захватывать предметы, правильно держать ручку, лепить из пластилина, и делать многое другое.

То же самое касается даже завязывания шнурков или плетения косички. Руки и глаза как бы действуют по отдельности, а мозг не может контролировать их процессы. Поэтому важно ещё до школы тренировать моторику рук. Второе название этого заболевания – детская диспраксия.

Типы

Это заболевание, которое в основном встречается в детском возрасте, бывает первичным или вторичным. В первом случае нарушения моторики никак не связаны с неврологическими заболеваниями, и возникает такое состояние по причинам, которые на сегодняшний день не совсем понятны.

Вторичная развивается на фоне той или иной болезни, и чаще всего это синдром Дауна либо аутизм. Также может встречаться при травмах мозга или в результате ДЦП.

Заболевание делится и по другим критериям. Если ребёнок не способен выполнять то или иное движение в быстром темпе, то говорят о кенетическом типе. Если есть трудности в применении своих теоретических знаний на практике, то здесь уже речь идёт о идеативной форме.

Деамбулаторная подразумевает невозможность чередовать типы ходьбы. Так, например, ребёнок не может с ходьбы в быстром темпе переключиться на бег или обычную ходьбу сменить на ходьбу на цыпочках.

И, наконец, чаще всего встречается одевательный тип. То есть ребёнок не может понять, как одеваться в правильной последовательности. Сначала он может надеть кофту, а потом попытаться надеть футболку. Также сюда относится невозможность завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, завязывать шарф, и многое другое, что связано с одеждой.

В чём причина

В чём именно причина нарушения моторики рук, сказать сложно. Да и само заболевание диагностируется непросто, так как его симптомы могут просто перекрываться проявлениями других патологий. Поэтому есть немало гипотез того, что является причиной данного состояния.

В первую очередь следует говорить о наследственности. Действительно, чаще всего диспраксия проявляется у детей, чьи родители страдали данной патологией.

Второй вариант – врождённая теория. При этом упор делается на мутацию одного из генов, который отвечает за вербальную диспраксию. Такой ген обнаруживается при аутизме, но доказательств этой теории нет.

Связь с беременностью – ещё одна возможная причина нарушения мелкой моторики рук. Здесь имеется ввиду кислородное голодание головного мозга плода, и в зависимости от того, какая часть была повреждена, будет зависеть и форма заболевания.

И, наконец, ещё одна возможная теория – прямая связь с родами. Чаще всего заболевание встречается у недоношенных деток, а также у тех, кто родился после 40 недели беременности.

Также есть связь с такими заболеваниями, как синдром Дауна, синдром Аспергера, и черепно-мозговая травма.

Как распознать

Симптомы нарушения моторики в раннем детстве выражены не так уж и сильно. Среди них на себя обращают внимание нарушения сна, трудности с кормлением, проблемы с фокусированием взгляда, с захватыванием игрушки, раздражительность и безудержный плач.

Затем появляются такие симптомы, как:

  1. Чрезмерная двигательная активность.
  2. Снижение концентрации внимания.
  3. Нарушение сна.
  4. Проблемы с равновесием.
  5. Проблемы с самостоятельным одеванием.

Во время учёбы в школе у ребёнка нередко появляются трудности в изучении математики, невозможность быстро скопировать с доски или писать под диктовку.

Как избавиться

Лечения как такового не существует. Есть только периоды реабилитации, которые могут проводиться как в домашних условиях, так и в стационаре или в санаториях. Важно, чтобы ребёнок научился выполнять все действия в правильной последовательности, поэтому нередко проводится трудотерапия, которая является самой эффективной при лечении данного состояния.

Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития своего ребёнка непосредственное участие. И под этим подразумевает не только, как говорится, учение уму-разуму, отправление в детский сад и школу, а также обеспечение ребёнка всем необходимым для нормальной жизни, но и более тонкие действия. Одним из таковых является развитие мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Вопрос о том, для чего нужно развивать мелкую моторику, является очень актуальным, т.к. многие не понимают, зачем вообще это нужно.

Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной.

Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине, если вы хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: мелкая моторика рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Но когда следует начинать развивать мелкую моторику?

Когда начинать развивать мелкую моторику?

Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок.

И следующим вполне логичным вопросом будет: «А какие есть способы развития мелкой моторики?». Именно на него мы и ответим ниже.

По большому счёту, выбор средств для развития мелкой моторики достаточно многообразен. Причём, чем большее количество способов вы будете использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Итак, рассмотрим самые распространённые и популярные способы развития мелкой моторики.

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой

Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из вышеназванных предметов.

К таким играм относятся:

  • Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.
  • Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.
  • Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.
  • Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

«Пальчиковые» игры

«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.

Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.

Лепка из глины, пластилина или солёного теста

На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

Что можно делать:

  • Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.
  • Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки
  • Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.
  • Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)
  • Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

Упражнения с применением дополнительных предметов

Помимо того, что упражнения с применением дополнительных предметов являются очень увлекательными и занимательными, они превосходно способствуют развитию пространственного воображения.

Среди таких игр выделяются:

  • Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.
  • Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.
  • Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.
  • Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.
  • Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.
  • Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.

В действительности, данный список игр на развитие мелкой моторики не является исчерпывающим. С этой целью вы можете найти какие-то другие игры или же придумать свои. Помните, что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. и т.п.

И еще кое-что: развивать мелкую моторику полезно не только детям, но и взрослым, так что, даже если у вас нет детей, отправляйтесь в магазин за пластилином, и, уверяем вас, вечер будет проведён с пользой.

Ключевые слова:1Дети

Психолого-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией

Определение 1

Стертая дизартрия – это патология речи, выражающаяся в расстройствах ее фонетического и просодического компонентов и возникающая в результате невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Данный вид дизартрии характеризуется тем, что ее симптоматика, т. е. расстройство неврологических функций, речевые отклонения и нарушения психического характера не имеют ярко выраженного проявления, однако, имеет место нарушение моторных функций речевого аппарата. Оно связано с искажениями мимики, сбоями в дыхании при произношении, нарушением артикуляции и интонации.

Самым ярким проявлением речевого отклонения при стертой дизартрии является фонетическая сторона речи. Ее очень сложно скорректировать и, ее нарушения, оказывают отрицательное воздействие на развитие иных речевых функций.

Замечание 1

Дети с данной речевой патологией требуют оказания им логопедической помощи в течение длительного временного периода.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Развитие моторных функций у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии 470 руб.
  • Реферат Развитие моторных функций у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии 240 руб.
  • Контрольная работа Развитие моторных функций у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Дети со стертой формой дизартрии характеризуются наличием большого количества психических отклонений:

  1. Неустойчивое внимание и сложности с его переключением;
  2. Нарушение визуального восприятия;
  3. Слабо развития зрительная, речевая и слуховая память;
  4. Отклонения в функционирование мыслительных процессов. Сюда не относятся отклонения, относящиеся к умственной отсталости, а только те, которые обусловлены нарушением работы памяти и функционированием внимания.

Стертая дизартрия приводит к позднему развитию речи у детей. Как правило, словарный запас у них начинает формироваться на втором году жизни, а первые фразы — к трем годам. Речь ребенка является невнятной. Ясность она приобретает постепенно, но фонетическую сформированность так и не получает.

Речевые отклонения детей со стертой дизартрией возникают в следствие расстройств нервно-мышечных процессов артикуляционного аппарата. К нарушениям речи данного направления относятся:

  1. Произношение звуков имеет нечеткий характер;
  2. Речь являться невнятной и смазанной;
  3. Назализация речи;
  4. Наличие фонационных и просодических отклонений;
  5. Пропуск звуков и простота артикуляции;
  6. Замена звуков, их искажение, смешение;
  7. Недостаточность иннервации речевого аппарата;
  8. Недоразвитость фонематического восприятия;
  9. Позднее овладение грамматикой речи.

Рисунок 1. Причины возникновения стертой дизартрии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Моторика детей и проблемы ее исследования при стертой дизартрии

Стертая дизартрия имеет ярко выраженную тенденцию к росту и развитию в современном мире. Расстройства данного типа имеют легкую степень выраженности, обуславливая сложность диагностирования заболевания и его поздний временной период.

Функционирование речевого аппарата неразрывно связано с развитием моторного аппарата ребенка. Поэтому на моторику кистей и пальцев рук ребенка и артикуляционные возможности ребенка необходимо обращать внимание.

Что касается моторных функций детей со стертой дизартрией, то они имеют следующие особенности:

  1. Быстрая утомляемость детей при сильных нагрузках из-за ограниченности объема движений;
  2. Малоподвижность и скованность движений;
  3. Медленный темп выполнения движений;
  4. Проявление гиперактивности, непрерывной подвижности, беспокойства, выполнение лишних движений;
  5. Трудности в выполнении произвольных двигательных актов;
  6. Неустойчивость детей. например, ребенок оказывается неспособным пройти или попрыгать на одной ноге;
  7. Неловкость детей;
  8. Невозможность подражать движениям других людей;
  9. Отставание в темпе занятий по физической культуре и на музыке;
  10. Поздний возрастной период овладения навыками самообслуживания. Это касается застегивания вещей, завязывания шнурков, шарфов;
  11. Проявление моторных затруднений в рисовании и выполнении различных поделок;
  12. Затруднения при выполнении пальчиковой гимнастики детьми;
  13. Не заинтересованность сбором конструкторов, мозаики, игрой с мелкими игрушками;
  14. Наличие трудностей с выполнением заданий на выполнении каких-либо одновременных движений;
  15. Напряженность пальцев рук, неспособность удержать их в согнутом состоянии. Дети достаточно просто сгибают пальцы в последовательной вариации, но с трудом могут выполнить те же сгибания произвольно.

Моторные функции у детей со стертой дизартрией проявляются в разной степени. У одних детей они могут быть связаны с нарушениями координации и двигательной активности, а у других, доходить до сбоев в удержании рук и ног в статическом положении или нарушений в выполнении динамических движений произвольного характера.

Логопедическая коррекция моторных нарушений у детей с дизартрией

Проведение логопедической коррекционной работы, при данной патологи, основывается на знании состава и структуры, имеющегося речевого нарушения, его механизмов и особенностей развития конкретного ребенка.

Логопеды рассматривают насколько развита речь ребенка в направлении лексики и грамматики, а также специфики развития системы коммуникативных связей ребенка. Также, при анализе рассматривается показатель развития письменной речи дошкольника.

Логопедическая коррекция основывается на следующих принципах:

  • Постадийное и системное развитие всех речевых элементов;
  • Проведение диагностики и анализа, имеющегося речевого нарушения, на основе системного подхода исследования;
  • Координации психических процессов в организме ребенка на основе развития коммуникативной и обобщающей речевых функций.

Педагогическая коррекция при стертой дизартрии, ориентированная на развитие моторных функций речи, ориентирована на развитию двигательных навыков, переключение движений, изменение их темпа, что способствует становлению полноценного фонематического восприятия. Таким образом, происходит постепенное изменение темпа речи, приведение ее в нормальный ритм, формирование ее внятности и четкости.

Рисунок 2. Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Татьяна Белобородова
Способы развития мелкой моторики у ребенка

Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук —

• Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация,изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).

• Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

• Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.

• Пальчиковый театр.

Для развитияручной умелости дети могут:

• запускать пальцами мелкие «волчки»;

• разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

• сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• махать в воздухе только пальцами;

• собирать все пальцы в щепотку;

• нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;

• завязывать узелки на шнурке, веревке;

• застегивать (расстегивать) пуговицы;

• играть с конструктором, мозаикой;

• складывать матрешки, пирамидки;

• рисовать в воздухе;

• мять руками поролоновые шарики, губки; • рисовать, раскрашивать, штриховать;

•резать (вырезать) ножницами;

• выполнять аппликации;

• скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);

• складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;

• перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);

• легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;

• вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;

• «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);

• Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем двумя).

Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику,помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).

6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

8. Помогать перебирать крупу.

9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

10. Собирать на даче или в лесу ягоды.

11. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *