Дмитрия солунского храм

Дмитрий Солунский — известный христианский святой. Его почитают как одного из первых просветителей людей в том, что Иисус Христос воистину Сын Бога Отца, наш Спаситель от первородного греха и победитель смерти. О жизни Димитрия, его подвигах и трудах, а также о чудесах, которые по его молитвам сотворил Бог, знают не все верующие.

Оглавление:

  • Житие Димитрия Солунского
  • Чудеса великомученика
  • О серебряном троне
  • Об осаде города
  • О помощи в голоде
  • Чудо о мощах
  • Почитание Димитрия Солунского на Руси
  • В чем помогает великомученик

Один из наиболее почитаемых православных христианских святых великомученик Димитрий Солунский являлся сыном римского проконсула. Отец будущего прославленного в лике святых служил в греческом городе Фессалоники (сейчас этот город звучит как Салоники, на старославянском — Солунь). Особое внимание уделил личности великомученика преподобный Андрей Рублев, написав лик Димитрия на одной из фресок Успенского собора во Владимире.

Житие Димитрия Солунского

Святой был рожден в третьем столетии от Рождества Христова. Тогда было особенно тяжелое время для христиан: за открытое исповедание Иисуса Христа Богом от язычников и многобожцев смельчакам грозила верная, чаще всего мучительная смерть. Поэтому христиане скрывали свою веру, то есть были «тайными».

Такими тайными христианами и являлись родители святого Димитрия. Будущего святого крестили в потаенной церкви, которая располагалась внутри самого дома. Мальчика воспитали в христианской вере. После кончины отца святой Димитрий получил должность правителя греческой Солуни. Направляемый ревностью к христианской вере, он начал открыто распространять христианство и учить истинному вероисповеданию солунских жителей, которые в большинстве своем являлись идолопоклонниками.

Вскоре императору был донос, что его проконсул Димитрий является ярым христианином. Император был оскорблен и повелел святого Димитрия взять под стражу и заключить в темницу. Димитрий знал, что ему грозит смерть, и стал заранее готовиться. Он раздал свое имущество неимущим, а сам предался посту и молитве. В заключении он был удостоен посещения Ангела Христова, а это привело к тому, что узник еще сильнее восхотел мученического подвига.

Максимиан остановился в г. Солунь, возвращаясь из военного похода. Правитель, заключив своего проконсула в темницу, решил проучить жителей города, а себя развлечь гладиаторскими боями. Люди Максимиана разыскивали христиан и тащили их на арену. Известный боец Лий с лёгкостью одолевал кротких христиан в битве и при ликовании неистовствовавшей толпы скидывал их с помоста на копья.

Молодой человек по имени Нестор, который являлся воспитанником святого Димитрия Солунского, приходил в тюрьму, чтобы слушать его наставления. Юноша, больше не желающий видеть, как Лий убивает многих прекрасных и добрых людей, решил вступить в поединок с кровожадным убийцей. Он отправился к Димитрию в темницу и просил его молитв и благословения на это дело.

Святой перекрестил его и пророчески произнес, что юноша и Лия победит, и примет мученическую кончину. Молодой христианин, подкрепленный всемогущей силой Святой Троицы, одержал победу над Лием и скинул его с помоста на копья.

Когда правитель Максимиан призвал к ответу Нестора, какое чародейство тот употреблял, чтобы одержать победу над таким искусным воином, тот ответил прямо, что гладиатор был побежден ангелом, который послан «Богом Димитрия». Рассвирепевший император повелел без промедления предать казни Нестора.

Поняв, что именно молитвами Димитрия юноша смог одержать победу, Максимиан повелел предать его той же смерти, какой был убит Лий: святого истязали копьями. Слуга Димитрия по имени Лупп собрал на ткань кровь великомученика и окунул в нее перстень, принадлежащий новому святому.

Вскоре от этих предметов стали исходить чудеса исцеления. Молва о них быстро разнеслась по Солуни, люди приходили почтить память святого и получить необходимую помощь. Император и об этом узнал и распорядился казнить Луппа. Тело Димитрия единомышленники бывшего проконсула погребли из страха перед правителем там же, где тот принял свою мученическую кончину. Много знамений и чудес было совершено у места смерти Димитрия Солунского, и теперь уже слава о великомученике разнеслась по всей Фессалии и Македонии.

Вам обязательно стоит прочитать, в чем помогает святой мученик Трифон.

Чудеса великомученика

О серебряном троне

У мощей святого произошло множество чудес, но до нас дошли лишь самые яркие и запоминающиеся.

Однажды в храме, построенном в честь великомученика, случился пожар. От сильного пламени расплавился серебряный навес над ракой св. Димитрия. Архиепископом Солуни в те годы был владыка Евсевий, который собирался восстановить покров. Однако у него было для этого очень мало серебра.

Также в этом же храме располагался серебряный трон, сохранившийся совершенно не поврежденным после пожара. Архиепископ принял решение перелить трон на покров для раки святого, но при этом пока не извещал никого о своем намерении. В то же время при церкви был один богобоязненный пресвитер по имени Дмитрий. Святой великомученик троекратно являлся ему с одними и теми же словами: «Ступай и сообщи епископу, что я сам позабочусь о городе и своем храме, и чтобы предоставил мне самому попечение о них. Поэтому пусть не переливает трон».

Благочестивый христианин послушно передал слова святого архиепископу, но тот лишь на третий раз прислушался к передаваемым словам и повелел не переливать трон. Вскорости в храм явился один солунский гражданин, имя которого было Мина, и пожертвовал 75 фунтов серебра. Он выразил желание, чтобы этот драгоценный металл был истрачен для навеса над ракой святого. После этого пожаловали и прочие граждане Солуни, которые точно так же принесли серебро. Из собранных пожертвований был изготовлен великолепный покров над ракой великомученика Димитрия.

Об осаде города

Когда ко власти пришел император Маврикий, авары, проживавшие на Дону, осадили город Солунь. Преподобный Димитрий возник на одной из городских стен и, сразив копьем, скинул со стены первого из врагов, который туда поднялся. Падая, он повлек за собой прочих наступавших, и стотысячное воинство осаждавших в ужасе устремилось прочь от города. Однако через некоторое время противник пришел в себя и заново осадил город.

В то время некий праведный житель Солуни по имени Иллюстрий пламенно молился в храме великомученика Димитрия об освобождении города от противников. Внезапно он увидел двух ангелов, которые вошли в храм и направились ко гробу великомученика. По их воззванию Димитрий, как гласит история, «исшел в своем подобии» при этом, уточняет рассказчик, «лик его сиял сильнее солнечного света». Ангелы приветственного «лобзали его» и передали повеление Вседержителя Господа выйти из Солуни, поскольку Солунь «будет взят погаными».

Святой Димитрий заплакал, опечаленный, и просил передать Владыке, что он не может покинуть свой родной город в такой беде и видеть, стоя в стороне, его гибель. Святой дерзновенно ответил небесным вестникам «Коли уничтожишь Солунь, то и я с ним погибну; если избавишь, то и я с ним избавлен буду». Ангелы остались разочарованы решением великомученика и ушли, предупредив того, что за непослушание ему грозит гнев Божий. Святой же лег обратно во гроб.

Наутро Иллюстрий поведал о том, чему оказался свидетелем, своим согражданам. Те очень ободрились и обрадовались тому, что с ними их небесный заступник. Через неделю осады враги без всякой явной причины обратились в бегство, бросив и свои метательные орудия, и палатки.

О помощи в голоде

Когда осада города была снята, выяснилось, что все хлебные запасы в городе уничтожены, и в Солуни настал голод.

Великомученик не один раз являлся на суднах, плававших по морю, обходил острова и пристани, повелевая повсюду кораблям с пшеницей отправляться в Солунь. Таким образом, город был спасен святым Димитрием от голода.

Чудо о мощах

Когда благочестивый правитель Юстиниан построил великолепный храм в Константинополе в честь Софии-Премудрости Божьей, он снарядил в Солунь честных мужей, дабы те доставили оттуда какую-либо часть мощей св. великомученика Димитрия для украшения и освящения нововоздвигнутого храма. Приехав в Солунь, посланники царя приблизились к священной раке, в которой почивали мощи великомученика, чтобы исполнить царское повеление.

Внезапно из раки вырвался поток пламени, осыпав всех присутствующих целым потоком искр, а из огня раздался голос: «Стойте и не дерзайте ко мне прикасаться». Все, кто оказался свидетелем этого чуда, пали ниц, пронизанные трепетом; после этого царские посланники, взяв только немного земли рядом с тем местом, где были святые мощи, вернулись к правителю и поведали ему обо всем, что с ними случилось. Все внимавшие рассказу были потрясены. Половину привезенной земли посланники передали правителю, а оставшуюся часть поместили в храмовую сосудохранительницу.

Почитание Димитрия Солунского на Руси

Имеется множество свидетельств того, что этот святой был особенно почитаем нашими предками, а также и подтверждений исключительной отзывчивости Димитрия, помогающего каждому, кто нуждается в его защите:

  1. Славяне, еще будучи язычниками, не один раз нападали на Фессалоники, однако всякий раз были свидетелями того, как городские стены обходит некий грозный юноша. Такое видение очень пугало неприятеля. Такие предания дошли и до наших прямых прадедов, которые после того, как Русь была крещена, весьма почитали святого Димитрия Солунского. По этой причине в Киеве сыном Ярослава Мудрого сразу же была основана первая на Руси Димитриевская обитель (позже она стала Михайлово-Златоверхим монастырем).
  2. Святой Дмитрий Солунский, икона которого была выполнена в мозаике, долгое время находилась в обители и была предметом особого почитания в народе. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской галерее.
  3. В 1194—1197 годах князь Всеволод III, по народному прозвищу Большое Гнездо, который в те годы правил во Владимире, возвел Димитриевский собор, который до настоящего времени представляет собой одно из главных украшений этого города. При этом чудотворная икона святого Димитрия Солунского из того храма на сегодняшний день также располагается в столичной Третьяковской галерее.
  4. Первый сын святого благоверного князя Александра Невского получил свое имя в честь великомученика, а младший сын князя Дмитрия, святой Даниил Московский, в столице в 1280 году воздвиг первый каменный храм в городе также в честь святого Солунского чудотворца. К сожалению, спустя пятьдесят лет при Иване Калите он был разобран, а на его месте выстроили Успенский собор.

Святой, хотя и не был по происхождению русским, тем не менее всегда считался защитником также и нашей Родины, одним из первых покровителей тех, кто участвовал в ратном деле. Князь Дмитрий Донской весьма почитал греческого святого. Накануне Куликовской битвы, в 1380 году, он торжественно перевез из Владимира в Москву центральную святыню Владимирского собора — икону великомученика, которая была написана на доске гроба святого. В память о воинах, в Куликовской битве павших, была для общецерковного поминовения установлена Дмитриевская Родительская суббота.

Впервые такая панихида была проведена в Троице-Сергиевой Лавре 20 октября 1380 года самим святым преподобным Сергием, игуменом Радонежским, там же присутствовал и сам великий князь Дмитрий Донской.

В чем помогает великомученик

Молитва Димитрию Солунскому может быть вознесена в очень разных случаях. Вот некоторые примеры, когда святой являл (причем лично) свою великую помощь:

  1. Димитрий помогал воинам в осаде, даже дерзнул ослушаться Всевышнего ради любви к родному городу. Димитрий — заступник людей, в том числе в военное время.
  2. После осады Солуни святой кормил граждан в голодное время. То есть Димитрий помогает в голодное время, в житейских трудностях.
  3. Эпарх Мариан вел неправедный образ жизни, это привело его к тяжелой болезни. Никто из врачей не мог помочь, оставался один способ — магия. Но Мариан отказался от волхования, решив не предавать своей веры. В ту же ночь ему явился великомученик и повелел идти в его храм. Больной послушался и, проведя ночь в храме, исцелился. Дмитрий помогает в болезнях.
  4. Летописец Солуни Иоанн упоминает о серьезной эпидемии, унесшей жизни огромного количества граждан. Болезнь не жалела ни детей, ни взрослых. Жители стали усиленно ​молиться своему небесному попечителю. По истории, все, кто пребывали в храме Дмитрия и возносили молитвы, утром остались в живых, а те, кто были дома, скончались. Дмитрий помогает в эпидемиях тем, кто просит о помощи.
  5. До нас дошли также и свидетельство того, как один воин оказался под властью демонов. Бедняга не мог даже призвать на помощь Высшие силы. Друзья отвели страждущего в храм Дмитрия и закрыли его в помещении на ночь. Уже утром бесноватый был полностью в своем уме. Великомученик Солунский помогает при одержимости и помутнении разума.

Если кому-то требуется помощь, то можно молиться святому акафистом — небольшой домашней или храмовой службой, текст которой составлен так, чтобы охватить все жизнеописание святого, упомянуть его основные чудеса и факты помощи. Такая молитва универсальна и поможет верно выразить свои чувства и просьбы одному из великих христианских святых.

Базилика Святого Димитрия — это пятинефная христианская базилика в Салониках, построенная на месте римских терм. Здесь, согласно преданию, умер великомученик Димитрий Солунский.
Изначально тут был сооружён небольшой мартирий, позже его сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине VII столетия, было возведено пятинефное здание базилики. В 1493 году, еще в период турецкого владычества, храм был обращен в мечеть Касымие-джами. Только в 1912 году, по возвращению города грекам, базилика стала проводить христианские богослужения. Здание Базилики Святого Димитрия сильно пострадало во время пожара 6 августа 1917 года. Работы по восстановлению в храме начались в 1930-х годах и продолжались до 1948 года. В 1988 году достопримечательность была включена в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе раннехристианских и византийских памятников города Салоник.
Византийский период
Первый храм на месте темницы, в которой принял смерть святой Димитрий, была построена примерно в 313—323 годах. Спустя 100 лет иллирийский вельможа Леонтий построил первую большую церковь между античными банями и стадионом. Сегодня на этом месте можно увидеть руины. Алтарная часть церкви находилась над местом захоронения святого, при её строительстве обрели его мощи, погребённые там в 306 году.
Базилика сильно пострадала от пожара во времена правление императора Ираклия (629—634 годы). В пожаре пострадал и серебряный киворий, который стоял в середине центрального нефа базилики. После этого пожара проводились последние строительные работы, которые и придали базилике Святого Димитрия современный вид. Тогда же появилась часть мозаик. Окончательный интерьер был сформирован к середине IX столетия. После пожара в 1917 году, на восточной колоннаде обнаружили мозаичную надпись начала IX века. Лев, который упоминается в тексте, являлся отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В 1185 году Салоники захватили норманны, базилику разграбили, а гробницу святого Димитрия осквернили.
В конце XIII столетия к базилике пристроили придел преподобного Евфимия в форме маленькой трёхскатной базилики. Его расписали в 1303 году несохранившимися фресками.
Современное состояние
Базилика практически полностью сгорела во время пожара 6 августа 1917 года. Разрушения восстанавливали с 1926 года. При реставрации обнаружили вход в крипту. Под алтарём нашли сосуд с кровью великомученика Димитрия. Расчистили тогда и сохранившиеся фрески и мозаики. Работы были завершены в октябре 1948 года. Тогда же Базилику Святого Димитрия освятили.
5 декабря 1988 года группа памятников, в том числе и базилика, была включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 456.

Я живу недалеко от Базилики святого Дмитрия Солунского, в Салониках это самый почитаемый святой, так как он считается покровителем города. В России святой Димитрий тоже очень почитаем, так как является небесным покровителем всего русского воинства, хотя так было и во многих славянских странах.


Боковой фасад базилики святого Димитрия Солунского
Боковой фасад базилики святого Димитрия Солунского
Этому храму уже больше 1700 лет. Когда смотришь на церковь трудно даже представить, что прихожане более 1700 лет также, как и мы, посещали ее.
Задний фасад базилики святого Димитрия Солунского. Аспида
За много веков своего существования базилика имела довольно тяжелую историю, можно сказать страдала вместе со своими прихожанами:

  1. Пережила два пожара один в VII веке и 1917 году;
  2. В 1185 году она была разграблена норманнами, а гробница святого Димитрия осквернена;
  3. В 1430 г. была разграблена турками;
  4. А с 1493 году церковь была превращена в мечеть Касымие-джами и оставалась ею до 1912 года.

Она очень аскетичная, особенно снаружи. Построена она была в раннехристианском эллинистическом стиле в виде четырёхугольника, к которой позднее пристроили дополнительные помещения. Базилика не имеет купола, к левой фасадной части пристроена колокольня с крестом на крыше, что создает ее асимметрию.
Фасад базилики святого Димитрия Солунского
Церковь была построена на месте убийства Дмитрия, на предполагаемом захоронении стоит алтарь.
Изображение святых при входе в крипту базилики святого Димитрия Солунского
Сегодня, многие храмы в городе, как бы вросли в землю и находятся ниже уровня мостовых, но базилика нет. Она является самым большим храмом в городе и стоит на возвышении.
Боковой фасад базилики святого Димитрия Солунского
Ранее в этом месте находились римские термы. Церковь построена из кирпичей и камней, разных более древних сооружений, это видно не вооруженным взглядом по виду кладки.
Вход в крипту базилики святого Димитрия Солунского
После пожара 1917 года церковь очень сильно пострадала, а с в 1926 году началась ее реставрация, которая продлилась до 1948 году.
В 1918 г. под храмом была обнаружена Крипта — это подземная часть храма под алтарной частью, там стоит мраморный сводчатый навес, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира (ароматического масла), по преданию, истекавшего из мощей Димитрия. Мира очень обильно истекала из мощей вплоть до того времени, пока церковь не стала мечетью, после этого данное чудо прекратилось.
Крипта базилики (навес с колоннами)
Крипта базилики. Чаша для миро
В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды (не зря там были римские бани), которая текла по устроенному в X веке водопроводу.
Сейчас в крипте открыт археологический музей, вход в музей и храм свободный.
Несмотря на свою аскетичную внешность, внутри, храм очень впечатляет, и не столько золотом и богатым украшением, его там не так много, сколько каким-то очень скромным и чистым интерьером.
Центральный неф базилики (вид на алтарь)

Центральный неф базилики (вид на вход)
Внутри четыре ряда мраморных колон, которые образуют 5 неф. Центральный неф заканчивается алтарем, который, просто притягивает взгляд своим убранством.
Алтарь базилики
В алтарной части аспида (полукруглая, более низкая пристройка к зданию) увенчана конхой (перекрытие аспиды в виде полусферы — символ небесного свода). Фрески конхи выполнены при реставрации в начале XX века.
Конха апсиды базилики (фрески выполнены при реставрации в первой половине XX века)
Реставраторами были по возможности сохранены древние мозаики (мозаичные полотна VII—VIII вв. сегодня являются чуть ли не единственными, пережившими в Византии эпоху иконоборчества) и фрески, прекрасным фоном для них стали белые и чистые оштукатуренные своды колоннад.
Мозаика «Святой Сергий»
Димитрий укрывает плащом архиерея с нимбом, в саккосе и омофоре, который кадит святому, выше Богородица с младенцем Христом. Фреска выполнена в последней трети XIV века.
Мозаика «Святой Георгий и дети»
В боковых нефах, расположены балконы (которые, скорее всего, использовались в раннехристианское время для разделения в церкви зоны мужчин и женщин).
Правый неф базилики
Левый неф базилики
В базилике используются деревянные части, так из темного дерева сделаны стулья, в такой же цветовой гамме выдержаны балки потолка.
Стены же храма частично не имеют отделки, а состоят из кирпичной кладки и частично оштукатурены.
Стены из кирпичной кладки
Оштукатуренные стены
В базилике представлены мощи трех святых:
1. Святого Великомученика Дмитрия;
2. Святой Анисьи;
Рака с мощами святой Анисьи
3. Святой Григорий Каллидис.
Рака с мощами святого Григория Каллидиса
Рака с мощами святого Дмитрия располагаются в мраморном Кивории (расположен в левом нефе базилики). Мощи не всегда находились в церкви, так как были украдены. Нашли их в 1520 в Италии и после многовековых требований они были возвращены в Салоники только в XX в.
Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)
В настоящее время базилика включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)
Остальные фотографии церкви можно посмотреть .

Церковь св. Димитрия Солунского в Москве находилась на Тверской улице на углу с Тверским бульваром, там, где сейчас стоит серый дом с магазинами «Армения» и «Дары моря». Стояла церковь так: сама церковь на месте магазина «Армения» и музея-квартиры Коненкова на Тверском бульваре, а шатровая колокольня – на месте кондитерской на Тверской улице.

Храм святого великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот и Страстной монастырь

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Верный христианин, он был назначен римским императором Галерием проконсулом в Фессалоникийской области в период гонений на христианство на рубеже III– IV вв. Однако вопреки римской политике он не стал преследовать христиан, а принялся искоренять язычество. За это двадцатилетний юноша был посажен в тюрьму и там убит копьями в 306 году.

Почитание мученика, «древнего страдальца за Отечество», началось на Руси сразу после принятия ею христианства. В 70-х гг. XI века в Киеве был основан Димитриевский монастырь, а в 1197 году во Владимир из Солуни была перенесена чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого (ныне она находится в Третьяковской галерее). Святой изображен в воинских доспехах с птичьими перьями, с копьем и мечом в руках. В Москве он был почитаем еще как защитник в битве против иноземцев. Так, день Ангела Дмитрия Донского и славу его победы на Куликовом поле относили к солунскому святому. Родительская или «дедова» Суббота перед его праздником 26 октября (9 ноября по новому стилю) по преданию и была установлена самим Дмитрием Донским.

Придел во имя св. Димитрия Солунского был основан еще в кремлевском Успенском соборе при Иване Калите. В 1326 году в только-только заложенном храме был похоронен великий князь Юрий Данилович, брат Калиты, убитый в Орде тверским князем в борьбе за ханский ярлык на великое княжение. Тогда его получила Москва, и убиенный за Отечество князь был погребен в Димитриевском приделе Успенского храма. Есть версия, что сам Димитриевский придел был сооружен над погребением московского князя. А собора Михаила Архангела, ставшего великокняжеской и царской усыпальницей, в те годы еще не было.

Каменный барельеф с изображением св. Димитрия Солунского в 1462 году появился и на главных кремлевских воротах – на внутренней стороне Спасской башни со стороны Кремля. А на внешней, со стороны Красной площади поместили изображение св. Георгия Победоносца работы того же мастера – Василия Ермолина. Так город предавался под защиту воинов-мучеников. Оба барельефа были сняты при перестройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Солари: Георгиевский передали в кремлевский Вознесенский монастырь, а Димитриевский, вероятно, погиб, как считали еще дореволюционные краеведы.

Храм святого великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот Неслучайно поэтому московская церковь в честь св. Димитрия Солунского как определенный государственный символ была построена именно на Тверской улице – главной дороге Москвы, ведущей в Кремль. В XIV-XV веках на этом месте находилось Киево-Печерское подворье, а рядом стоял старый Государев загородный дом.

Появилась она еще до Романовых, а в первой половине XVII века была уже была двух– или трехшатровая, по типу соседней церкви Рождества Богородицы в Путинках на М. Дмитровке. Следовательно, Димитриевский храм точно был построен до 1648 года, потому что однотипная Рождественская церковь, появившаяся в тот год – последняя в Москве, возведенная в шатровом стиле до указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых церквей и повсеместного перехода к крестово-купольным (этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.)

С того времени до самой революции дожила шатровая колокольня. Сам храм в 1791 году был перестроен заново.

Дело было в следующем. Церковь по реконструкции должна была стать определенным архитектурным решением композиции Страстной площади, и Тверского бульвара – первого в кольце, устроенного на месте сломанной в то время крепостной стены Белого города.

К середине XVIII эта стена уже потеряла свое фортификационное значение. Ворота Белого города больше не запирались на ночь, как в старину, и не охранялись. А кирпичи из обветшавшей стены москвичи растаскивали на свои нужды. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей и вовсе пошли на постройку казенных зданий: Воспитательного дома и дома генерал-губернатора на Тверской. В результате часть стены Белого города однажды обрушилась и задавила несколько прохожих. После этого происшествия было окончательно решено снести средневековое сооружение.

Созданный специально для этого в июне 1774 года Каменный приказ под главенством князя М.Н. Волконского получил предписание: разрушить крепостные стены, а на их месте посадить деревья. Так и было создано бульварное кольцо. История не сохранила автора идеи, но приписывают ее Баженову, Растрелли или Старову.

Сначала на участке от Никитских до Петровских ворот снесли стену, засыпали ров, посадили маленькие деревца, которые вскоре засохли, и тем дело кончилось. Только при Павле I, в 1796 году, под руководством архитектора С.Карина разбили первый московский бульвар – Тверской.

Вместе с ним появилось в русском языке и заграничное слово «бульвар»: заимствовано оно было из французского «boulevard», а во французский пришло из немецкого «Bolwerk», что означает «крепостная стена». Обычай устраивать на месте упраздняемых крепостных стен аллеи, окаймленные газонами, деревьями и кустами, давно был известен во Франции. Участок территории, где проходила городская стена, становился зеленой полосой. То же самое произошло и в Москве. До середины XIX века москвичи называли нововведение то «бульваром», то «булеваром», то «булевардом», а в простонародье и вовсе «гульваром», поясняя: «Коли люди на нем гуляют, стало быть, гульвар». Действительно, сразу же после своего рождения Тверской бульвар стал излюбленным местом прогулок московского высшего света. На всем протяжении он был украшен множеством фонариков и изящных мостиков.

В николаевскую эпоху на бульваре посадили шелковичные деревья, поздно дающие листву. Весной в Москву приехал сам император и ранним утром пошел прогуляться на бульвар. Он обратил внимание на непонятные «палки» и немедленно генерал-губернатор А. Закревский приказал пожарным Тверской части в ту же ночь убрать эти деревья. Наутро следующего дня он доложил императору: «Ваше величество, бульвар очищен от палок!»

После ухода армии Наполеона из Москвы у Тверского бульвара появились соперники – новые разбитые бульвары. Тем не менее, он был настолько популярнее их, что часто говорили просто «Бульвар», и было понятно, что речь идет именно о Тверском.

Так, применительно к новому виду города и стали перестраивать Димитриевскую церковь, стоявшую рядом с бульваром в том месте, где начинался парадный выезд к Кремлю. Главный ее престол был освящен во имя св. Троицы, и придел – в честь св. Димитрия Солунского.

Две большие редкости выделяли эту церковь среди остальных московских храмов. Одна из них – старинная шатровая колокольня, которая была намного старше самого здания церкви. Она сохранилась до самой революции, несмотря на многопудовые колокола и их ежедневное раскачивание на протяжении сотен веков. Другая редкость – образ Спасителя на апсиде, который прежде находился на Тверских воротах Белого города – по русскому обычаю помещать на крепостных воротах образа для защиты города от врагов и бедствий. При разборке стены этот образ был перенесен именно сюда, в Димитриевский храм.

Храм святого великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот

И еще в начале XIX века церковь славилась своим хором. Москвичи со всего города собирались здесь, чтобы его послушать, особенно в праздничные службы. Прибывали сюда и знатные особы. Нередко их было так много, что кареты стояли вдоль всего бульвара.

А когда купец Елисеев прямо напротив церкви построил свой знаменитый магазин с винным отделом, к нему вскорости нагрянул акцизный чиновник – вот, торговля незаконна, потому что винный погреб может находиться от входа в храм на расстоянии не ближе 42 сажен, а здесь это правило не соблюдено. Вход в гастроном был тогда один, с Тверской улицы. Елисеев уговорил чиновника подождать до утра. Всю ночь кипела работа, и несколько метров было выиграно: на следующий день винный магазин с отдельным входом появился в Козицком переулке, где и находится по нынешнее время.

Церковь св. Димитрия Солунского была разрушена при реконструкции Тверской улицы в 1934 году. История ее сноса – отдельная глава в печальной летописи старинного московского храма. Сначала предполагалось снести только колокольню. Затем В 1932 году храм включили в список церквей, подлежащих сносу, но за него вступилась авторитетная общественность. Среди защитников был П.Д. Барановский. Поначалу упросили сохранить шатровую колокольню – Барановский подготовил план ее переноса – но в итоге все было разрушено.

Взамен храма построили громадный жилой дом №17 по проекту архитектора А.Мордвинова. На угловой башенке дома – новой архитектурной «доминанте» площади – раньше стояла огромная статуя балерины с высоко поднятой ногой и воздетой к солнцу рукой. По ее поводу в Москве весьма подшучивали. В 1958 году скульптуру убрали – обветшавшая «Балерина» грозила в любой момент обрушиться на головы прохожим.

Базилика Святого Димитрия Солунского в Салониках – самый большой и главный храм города, внесенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первая базилика в виде мартирия была построена здесь в 313–323 гг. на месте римских терм, где, по преданию, погиб покровитель Салоников – великомученик Деметриос Солунский. Мощи святого по сей день хранятся в мраморном кивории церкви. За свою многовековую историю базилика неоднократно страдала от пожаров и землетрясений и каждый раз отстраивалась заново. В VII в. было возведено пятинефное здание в раннехристианском эллинистическом стиле, облик которого сохранен в наши дни. В 1493 г., во времена турецкого владычества церковь была превращена в мечеть Касымие-джами, и христианские богослужения возобновились лишь в 1912 г., после возвращения Салоников Греции. В августе 1917 г. в базилике вновь вспыхнул сильный пожар, почти полностью ее уничтоживший, но храм снова восстановили. Причем в ходе реставрационных работ обнаружили вход в древнюю крипту, под алтарем которой находился сосуд с кровью Св.Димитрия. Сегодня в крипте открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие экспонаты, найденные здесь во время раскопок.

Помимо реликвий Димитрия Солунского в базилике хранятся мощи Анисии Солунской, а также находятся уникальные мозаики VII–VIII вв., пережившие византийскую эпоху иконоборчества, и изумительные фрески VIII–XIV вв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *