Дневник Иоанна Кронштадтского

Читать онлайн «Предсмертный дневник» автора Кронштадтский Св. Праведный о. Иоанн — RuLit — Страница 1

Часть I

24 мая — 12 августа 1908 г

Слава Богу! Новый дневник. 24 Мая 1908 г.

Чьи это слова: приимите, ядите; сие есть Тело Мое; Яже за вы ломимое во оставление грехов? И пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового 3авета. Яже за вы… во оставление грехов? Не слова ли это Творца всеблагого и всемогущего, и Спасителя всещедрого всего человеческого рода, Агнца Божия, вземлющего грехи всего мира? Арий-еретик низвел Творца в род тварей и не признавал Его единосущным и совечным Отцу, единого с Ним и Духом Святым Существа. Может ли тварь претворять существо вещей в совершенно другую природу, напр.: Пшеничный Хлеб в Самое Пречистое Тело Божие и Красное виноградное вино в Самую Пречистую Животворящую Кровь Божию? Не Творец ли только Всемогущий может это творить и претворять? А Арий с единомышленниками, коих были десятки тысяч, не признавали Иисуса Христа Творцом. Вот в чем велика беда была для православных и еретиков: они в случае доверия Арию лишились бы общения с Церковью и вечного спасения. Еретик Арий хотел уничтожить православную веру спасительную и ввести веру еретическую, погибельную. Поэтому православные Архиереи, священнослужители и миряне православные крепко противостали Арию, и сам Благочестивый Император Константин равноапостольный, собравший со всех концов православного мира святых епископов, пресвитеров и отчасти, диаконов, в числе коих был Св. Архидиакон Афанасий Александрийский; потом поставленный в Архиепископа Александрии в Египте. Они разсмотрели, взвесили и опровергли нечестивое учение Ария и его единомышленников, и предали проклятию, как богопротивное и погибельное, и составили изложение Православной веры или Символа Веры на все времена до скончания века по ясному и властному и премудрому учению Св. Духа Бога. И мы доселе всесогласно и единомысленно веруем в этот Символ Веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку или вставку, как католики лютеране и англиканцы. Богу нашему в Троице Слава во веки веков. Аминь. 4 часа вечера 24 Мая.

26 Мая. Понедельник. Молока не есть; желудок не переносит, не может справиться с ним. Крупянку на грибах (перловой крупы); — пирогов не есть; ватрушек — тоже, вообще пить крайне мало после Литургии. –

26 Мая. Вечер. За скорую Твою милость, Гди, благодарю; я разгневался на Евпраксию заведующую Вауловым, смутился, уязвился, покаялся и получил от Гда прощение и мир. Слава Тебе, Скоропослушниче Гди! Аминь.

Творчество и Промысел Божий на цветах, на траве, на кустарниках и деревьях, на птицах, животных домашних и зверях, на рыбах, на раковинах и панцирях, живых тварях — на всяком творении. Наперед мысль (придумано) — рисунок всех тварей, цвет, форма, запах до безконечности разнообразно…

Горячая перловка (похлебка) вещь полезная для моего слабого живота; обсыпки тоже полезны. Слава Богу!

30 Мая. Помилуй, Гди, рабу Твою игуменью Ангелину, мучимую от злого духа асмодея. Внуши ей, Господи, смирение и дай ей горячность сердечную к Тебе, Богу Живота нашего. (Далее неразборчиво. — Kомм.)

28 Мая убит в Тифлисе грузинами Экзарх Никон. Священномученик. Прославь его, Гди, во Царствии Твоем.

Гди, измени сердце мое изменением всепрощения, благости, кротости, тихости, любви, терпения, снисхождения. Каюсь в раздражении моем, прости. Многомилостиво!

1 Июня. День Св. Троицы. Сильная гроза в 1 час пополудни; проливной дождь, ожививший всю растительность. Я спал на террасе глухой — грому не слыхал; молний не видел; уже перестала, Слава Богу, посетившему землю милостью Своею! –

3 Июня. Вторник по Св. Духе. Аминь. Помяни, Гди, рабу Твою Евпраксию во Царствии Твоем. –

Какой драматург диавол, — какие он во сне сцены производит в духе нынешнего времени своеволия, неповиновения низших — высшим, грубости их, насмеяния над старшими. Сцена дьячков. Укротись, окаянный, на бесконечные веки в огне неугасимом со всеми твоими соблазнами. Ну, уж и драма, чисто адская драма! –

4 Июня. Среда. Троицкая. Благодарю Гда за Его долготерпение ко мне грешному, что и еще даровал мне день (молока не есть: слишком безпокоит). Праведным Судом Божиим послана мне болезнь моя, и я должен великодушно и благодарно терпеть и молиться. Благодарю Тебя и славлю, Гди, Боже Мой! Аминь.

Католикам: Зачем у вас нет великой ектении и этих незаменимых слов, прославляющих нашу Богородицу и Приснодеву Марию и т. д. Вы только папу величаете, а Богородицу и святых и самого Христа уничижаете: богохульно вознеслись, горделиво!

Св. Церковь с Главою и членами; Глава — Христос, члены — Богоматерь, св. апостолы, пророки, святители, мученики, преподобные, безсребренники, праведные и все святые; затем на земле члены — епископство, пресвитерство, диаконство, все благочестивые миряне, затем в вере усопшие — святители, иереи, цари и всякого мирскаго чина и звания люди; у Бога все живы. Вот церковь с Главою и членами. Есть ли это у католиков, англикан, лютеран?

Яденье не вовремя, одно только мученье.

21 Июня. Заповедую себе не ужинать ничего: ужин причиняет много скорби железе.

22 Июня. Общий всех Промыслитель Господь о всех и о всем мыслил прежде всех веков и ныне о всех мыслит, и печется, и все всем посылает, и всем помогает, — Слава Тебе.

Прости мне, Гди, грех мой — грех раздражения, гнева, озлобления на противоречащих мне (Таисию). Научи меня кротости, смирению, терпению, незлобию, тихости всегдашней Духом Твоим Святым.

Вот я ощущаю сердцем моим, что Ты за покаяние помиловал меня, отняв скорбь и тесноту от души моей, и даровав мир и пространство сердцу. Благодарю.

25 Июня. По всему замечено, что болезнь моя попущена на меня Богом по действию сатаны-пакостника плоти. Что за сны насмешливые от духа-изверга видятся, особенно к утру? Какой неготовый я приступаю к совершению Литургии, какой чревоугодный, какой неразумный, нерадивый, безтолковый, несмысленный! А бесноватая девушка, в виде которой явился мне сатана сегодня, с открытой пастью и зубами, бросившись на какого-то человека, — и на меня потом. Ужас.

Тайный ропот на Бога из-за дурной погоды — сырой, холодной. Сознаю свой грех и каюсь, виню себя; достойны мы по грехам своим и еще худшего. Пощади, Гди! Персть есмь.

Новый Сурский диакон Копосов.

Диакон монастырский в Суре — Петр Никольский; безголосый, ставленник Иоанникия — архиерея, родственник секретаря архиерея, личный. Не посылать ему ни копейки. А что за зрелище из себя представляет секретарь? — Секретарь Духовной Консистории Николай Никитин. –

Ни одна капля дождя не прольется без воли Божией. Помни это, и не ропщи на излияние дождя всяк день. — 25 Июня.

В сонном мечтании сатана представил мне в блистательной свадебной помпе предстоящий брак одного священника, при живой жене на какой-то старухе; собрались митрополиты, архиепископы и епископы, священники, множество военных (брак предполагался в полковой церкви) и всякого звания людей — военных и статских, мужского и женского пола; невесты ему долго не показывали, а когда он спросил, ему показали больную старуху в постели и сказали, что на ней вши показались; он громко с негодованием отказался от невесты. Вот иллюзия сатаны над рабами Божьими. –

Место 11, 12 (Мф. 11, 12): От дней Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. — На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая, сила Божия, сила благодати и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один — животворный, о коем Гдь говорил: Я пришел низвесть огонь на землю (Лк. 12, 49), — а другой — огонь палящий и сожигающий; человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божий, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца; — это большая потеря, надо приобресть её, чистоту сердца, нет простосердечия, приобрести его; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни; перемени себя, будь сочувствующим, не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия — претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовью, слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд, смирись, если жаден к пище и питию, будь воздержан и т. д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро — привлекает к себе своею нравственной красотою, миром душевным свободою духовной; добро привлекает обетованием вечной жизни за победу над страстями; побеждающие уже спаслись Мною и Мудростию Моею.

Дневники Святого праведного Иоанна Кронштадтского

Том I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX

Предисловие

Часть 1. 1856 год 1. Мысли, приходящие в голову по благоприятному ветру 2. О Таинстве Тела и Крови Христовых 3. Мысли по случаю известия об одном больном купце, страдающем на ложе уже девять лет 4. Объяснение того, как Господь Своею смертию искупил от вечной смерти всех когда-либо живших людей 5. 3аписи на третей стороне переплета дневниковой тетради за 1856 год Часть 2. 1857–1858 годы 1. 3аписи на второй стороне переплета дневниковой тетради за 1857–1858 годы 2. Милость Божией Матери 3. Молитва за отца 4. Ленивым на молитву 5. О слезах 6. Господам, получившим образование в духовном училище 7. Молись в тишине чувств, не торопясь 8. 3аписи на третей стороне переплета дневниковой тетради за 1857–1858 годы Часть 3. 1904–1907 годы Часть 4. 1908 год 1. 3аписи на обложке в начале дневниковой тетради 2. Примечания Часть 5. Последний дневник 1. Дневник Указатель имен

Предисловие

Обширное духовное наследие великого молитвенника земли Русской святого праведного Иоанна, пресвитера Кронштадтского, известно благочестивому читателю по переизданным в последнее время его творениям – проповедям, беседам, словам, размышлениям. Значительная часть духовного наследия святого заключается также в его дневниках, первое полное издание которых предпринято с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Перед нами вторая книга первого тома дневников святого праведного отца Иоанна Кронштадтского (за 1856 и 1857–1858 годы), которая представляет собой записи личного характера, или точнее: «Духовные опыты, наблюдения, мысли и советы начинающего с Божиею помощью познавать себя или ходить духом, по Апостолу». Эта цитата из дневника говорит о сути и назначении книги, которая содержит описание жизни в Церкви и уникальный опыт духовного роста отца Иоанна Кронштадтского, его путь к святости. В дневнике с предельной открытостью фиксируется его труд исполнения заповедей Евангелия, борьбы с человеческими греховными страстями и спасения души. Ознакомление с этим святоотеческим опытом и назидание от него имеют огромное значение для нас, и сам святой Иоанн, хотя писал дневник прежде всего для себя, сознавал душеполезность его чтения и для других. В пометке, сделанной на тетради дневников, он писал: «Все хорошее и справедливое в этой книге почитаю не своим, а Божиим», и просил: «Не истреблять этой книги и по смерти моей».

Читателю открывается со всей ясностью образ святого, который, будучи таким же человеком, как мы, достиг святости через постоянную борьбу с греховными страстями – боръбу не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12), против того своего ветхого человека (Еф. 4, 22; Кол. 3, 9), которого ежедневно нужно, по слову апостола, распинать со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Такой же человек, как мы, с такими же слабостями, немощами, недостатками, он в отличие от нас, пассивно фиксирующих их, постепенно изнемогающих и падающих, вел борьбу с ними до пота, до крови и побеждал.

Господь, призывая к Себе всех (Мф. 11, 28), хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2, 4). «Много званых, а мало избранных», – говорит Он (Мф. 22, 14). Избранники Божий отличаются от других тем, что откликнулись на это Божественное призвание пламенной ревностью и подвижничеством. Таким избранным сосудом Божиим 1 был и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Промысл Божий о нем был особый, о чем и сам Батюшка в своем дневнике с изумлением не раз писал. Рука Господня была над ним всегда; по горячей молитве отца Иоанна Господь всегда посылал ему Свою помощь. Из автобиографических материалов известно о явлениях Божией Матери отцу Иоанну в 1894 и в 1898 годах. В одной из дневниковых записей от 1857 года мы узнаем о первом явлении ему Царицы Небесной.

Книга представляет большой интерес для исследователей жизни отца Иоанна, так как содержит ценные автобиографические сведения: воспоминания о ранней юности, годах учебы в Петербургской духовной академии, о родных и близких людях. В этих дневниках батюшка предстает как педагог, читающий лекции по географии, рассуждающий о законах физики, касающийся законов биологии, делающий интересные наблюдения о законах природы. В дневнике много бытовых зарисовок. Но самое важное – душеназидательностъ книги, которая будет полезна и мирянину, и священнику. Мирянин найдет здесь для себя много нравоучительного, а священнику святой праведный Иоанн в дневниковых записях дает важные советы из своей богослужебно-литургической деятельности: описывает искушения, затруднительные ситуации, нередко возникающие в практике любого священника, и показывает выход из них. В книге содержатся мысли святого Иоанна, поучения, наброски и законченные проповеди, которые могут быть использованы церковным проповедником.

Помимо заключенного в книге назидания, чтение богодухновенных, святоотеческих ее слов благотворно воздействует на душу читателя.

Игумен Петр (Пиголь)

«До меня пережили на свете миллионы людей, и большая часть испытали то же, что испытываю я, и передали бумаге свои опыты, как и я передаю той же бумаге мои внутренние, нравственные опыты. Я желаю, чтобы другие люди, которым удастся прочитать о моих опытах, верили им так же, как верю я сам».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *