Добродетельный

«Человеческие добродетели» (4 класс)

Учитель: Чусовская Светлана Николаевна

Цель: Содействие духовно — нравственному воспитанию учащихся

Задачи:

  • формировать у учащихся активное нравственное сознание;
  • расширить знания учащихся о добродетелях;
  • развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.
  • развивать творческие способности и логическое мышление;

Оборудование: компьютер, тема урока плакат, лучики, сочинения ребят, книги, презентации, названия групп.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и способов действий

Ход урока:

1 слайд

На доске эпиграф:»Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь” (М. Горький)

1. Организационный момент

Приветствие.

Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку

2. Беседа по актуализации знаний. Подведение к теме урока

— Этот урок православной культуры последний в четверти, обобщающий.И сегодня мы сделаем еще один шаг вверх по лестнице знаний.

2 слайд

«Нравственная пятиминутка». «Распределительный диктант»

Учитель диктует слова, учащиеся должны распределить их на 2 группы, записать, объяснить такое распределение:

скромный раздражённый

щедрый непослушный

заботливый жадный

дружелюбный злой

милосердный вспыльчивый

Ученик: распределили на 2 группы, в 1 группе слова о добром человеке, его хорошие качества.

Учитель: Правильно. Так вот эти качества и называются ДОБРОДЕТЕЛЯМИ (обращение к теме урока).

3 слайд.

Добродетель – это внутренняя установка человека творить добро. Это готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру

Добродетель- это внутренняя потребность самого человека его нравственная сущность.

4 слайд.

Добрые дела и любовь, уважение друг к другу объединяет все религиозные культуры.

Ислам — «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого»

Иудаизм — «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе»

Христианство – «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

5 слайд.

Чтение притчи о двух волках.

-О каких волках идёт речь? Как их можно кормить?

Неслучайно сегодня на уроке мы разделились на три группы.

5 слайд.

Выступление 1группы. «Взрослые и дети”.

Воспитание человека начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как описано в произведении Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек”.

1. Анализ рассказа Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек”.

Только поступок мальчика, заставил родителей изменить свое отношение к дедушке, которого не приглашали за общий стол, потому, что у него не было зубов, и он не мог аккуратно есть. Родителей напугало то, что когда они станут пожилыми, сын тоже будет кормить их из лохани за печкой.

2. Анализ рассказа Иосифа Дика «Красные яблоки”.

– Ребята, как вы думаете, почему Валерка, когда пришла мама, «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал”?

3. Чтение стихотворения А. Барто «Разговор с дочкой”.

Героиня стихотворения А.Л.Барто «Разговор с дочкой” сетует на то, что ей «не хватает теплоты”, а дочка принесла маме одеяло.

Нельзя не согласиться со словами В.Сухомлинского: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой”.

– Как вы думаете, что нужно сделать вам для того, чтобы ваши родители были счастливы?

– Сейчас вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Всем вам необходимо воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение.

6 слайд.

Выступление 2 группа. «Дети среди детей”.

1. Мы расскажем вам о том, как можно и как нельзя относиться к своим сверстникам. Иногда ребята дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.

2. Анализ стихотворения С.Маршака «Четыре глаза”.

3. Чтение и анализ стихотворения А. Барто «Я был когда– то болен”.

– Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними, и не позволят другим унижать и оскорблять больного человека.

4. Чтение и анализ стихотворения С Михалкова «Хорошие товарищи”.

– Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей? А вы как думаете?

– Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьезные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью сверстников, это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к словам и поступкам своих одноклассников. И детям и взрослым людям хочется, чтобы к ним относились внимательно и по-доброму.

– В нашем внимании и заботе нуждаются и животные.

7 слайд.

Выступление 3 группы. «Наши четвероногие друзья”.

В нашем внимании и заботе нуждаются и животные. Люди, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несут большую ответственность за ее жизнь. Сначала приручают, заботятся, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывают его на улицу, как надоевшую игрушку. Выгнав на улицу, они обрекают его на голод и мучения.

1 Краткий пересказ с анализом. К. Ушинский «Слепая лошадь”.

Неблагодарный хозяин перестал кормить, а потом еще и выгнал старую слепую лошадь, которая спасла его когда-то от не минуемой гибели. На защиту лошади встал весь город.

2. Никого не оставит равнодушным стихотворение Агнии Барто «Уехали”. Находясь в детском лагере, ребята все лето заботились о щенке, учили его выполнять команды, учили ходить на поводке, отличать «своих” от » чужих”. Они следили за его здоровьем, чтобы он не скучал. И вот перед самым отъездом по домам, ребята забыли о щенке. А он ждал, он надеялся, что о нем вспомнят, что его еще любят, он лег и не хотел даже вставать. Он просто ждал! Он не хотел думать, что его бросили! И как же обрадовалось маленькое сердечко, когда ребята вернулись за ним. Он не мог сказать им о своем страхе, своих надеждах, о своей любви.

Он им навстречу, на крыльцо
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

3. Иногда животные и хозяева случайно теряют друг друга и очень переживают. Вспомните девочку из стихотворения С.Михалкова «У меня пропал щенок”, как она была расстроена пропажей щенка, и какова же была радость, когда испуганный, израненный щенок прибежал домой. Девочка сама взялась его лечить и воспитывать, и хочется верить в то, что этот маленький неслух вырос в преданного и умного пса. Ведь доброта сердца творит чудеса.

4. Не меньше людей страдают животные.

«Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, …бегала взад и вперед по тротуару и беспойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?” (А.П.Чехов. Каштанка.)

– Многие животные, к сожалению, становятся бездомными. У нас в Якутске нет приюта для животных, поэтому эту проблему ребята и их родители пытаются решать самостоятельно, об этом говорят их сочинения. Добродушные люди не могут пройти мимо несчастного брошенного животного, поэтому стараются найти ему хорошего хозяина или оставляют у себя. Людям никогда не надо забывать слова писателя Антуана Сент– Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.

– Легко ли быть добрым?

IV. Чтение лучших творческих работ учащихся. (Сочинения на тему «Легко ли быть добрым»)

– Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, дающим вам добро. Недаром гласит русская пословица: «Доброе дело два века живет”.

– Как вы ее понимаете? (Доброе дело люди помнят долго.)

IV. Работа по ситуациям.

8 слайд.

Ситуация 1.

Во двор вышел мальчик. На нем смешная, огромная, лохматая шапка, из-под которой его почти не было видно. Один из ваших друзей схватил шапку, подбросил ее вверх и крикнул: » Смотрите, что под шапкой!” Ваши действия:

А) весело смеясь, поймаю шапку и брошу другу,

Б) уйду домой,

В) поймаю шапку и отдам мальчику.

У вас есть свои предложения?

9 слайд.

Ситуация 2.

Вы спешите из столовой, уже звенит звонок, а перед вами первоклассница наклонилась, чтобы завязать шнурок.

А) оттолкну и побегу дальше,

Б) обойду и поспешу дальше,

В) остановлюсь, отведу в сторону, чтобы ее кто-нибудь не толкнул, завяжу шнурок, а в классе извинюсь перед учителем.

Предложите свой вариант.

10 слайд.

Ситуация 3.

Вы с друзьями, весело обсуждая просмотренный фильм, идете по дороге, перед вами смешно ковыляет старушка с сумками.

А) стану передразнивать, чтобы вызвать смех у товарищей,

Б) возьму сумку, помогу донести,

В) сделаю вид, что я ничего не вижу.

Предложите свой вариант.

11 слайд.

5. Рефлексия

– Подумайте, верны ли данные высказывания? Почему?

  • Поступок определяет становление героя на сторону добра или зла.
  • Человек сам делает выбор своих поступков.

— Добро и зло не имеет границ национальной принадлежности и рода.

Какие чувства у вас вызывает добродетель? ( Тёплые, светлые, чистые)

С каким цветом ассоциируется? (Ярким, светлым)

Добродетель как солнышко дарит своё тепло и заботу.

—У каждого есть лучик солнышка напишите на нём как стать добрее.( сравните с моей памяткой)

12 слайд.

6. Знакомство с памяткой «Как стать добрым человеком.

– Как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее?

  • Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
  • Будь добр к людям!
  • Учись добру у добрых!
  • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
  • Не причиняя зла, добрей становишься.

7. Чтение стихотворения. «Не стой в сторонке равнодушно…”

8. Итог урока. Песня

9.Домашнее задание

ДОБРОДЕТЕЛЬ (греч. ἀρετή, лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue; букв. деятельное добро , делание добра) – фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных, качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве . Добродетель является одной из двух основных форм объективации морали наряду с принципами, нормами; в отличие от последних, фиксирующих надличностную и общезначимую сущность морали, она выражает индивидуализированность и произвольность морали. Ее можно определить как явленность морали в индивиде, интегральную характеристику моральной личности, мораль, ставшую мотивацией поведения. Для понятия добродетели существенными являются следующие признаки. Добродетель: 1) всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством; 2) сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями) и практикуется ради самой себя; 3) возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, «души») человека: «Добродетель – это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность – это ее противоположность» (Аристотель. EN, 1104 b); 4) представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в соотнесенности с практикуемыми в обществе образцами поведения; 5) выступает как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; 6) деятельно противостоит пороку. Среди конкретных теорий добродетели наиболее значительными, знаменующими важнейшие исторические вехи в ее понимании являются теории Аристотеля и Канта.

Аристотель создал теорию добродетели, конституировав этику в собственном и узком смысле слова (в широком значении она является важнейшей политической наукой, включающей в свой предмет также учение о высшем благе и образах жизни) как область знания, изучающую этические (относящиеся к этосу, нравственные) добродетели. Добродетель в его интерпретации связывается со счастьем (тождественным высшему благу) и представляет собой и путь к счастью, и существенную часть самого счастья. Древнегреческое слово ἀρετή не имело специфически морального смысла (делание добра), оно обозначало добротность вещи, части тела, живого существа, их соответствие своему назначению; это основное значение стало исходным для Аристотеля. Понимая добродетель как наилучшее, совершенное состояние души (добротность души), Аристотель видит это состояние в том, что «верно направленный разум бывает согласен с движениями чувств» (ММ, 1206 b), или, другими словами, неразумно-аффективная часть души слушается указаний ее разумной части подобно тому, как ребенок слушается указаний отца. Результатом является обладание серединой: «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает» (EN, 1107 а). Добродетель и пороки различаются не предметом, а способом, каким осуществляется то или иное дело; грани между ними являются подвижными. Середина представляет собой не среднее арифметическое и не общее правило, а совершенный, и притом каждый раз конкретный, выбор, зависящий и от того, кто выбирает, и от частных обстоятельств выбора. «Установленных правил нет в поступках и действиях» (ММ, 1189 b). Но это не означает субъективизма и произвола поведения, так как добродетель причастна верному суждению; поэтому добродетельные умения (привычки) человека соотнесены с привычными формами полисной жизни, которая также представляет собой воплощенный, предметно развернутый разум. Добродетельный индивид оказывается основной несущей конструкцией полисной морали. «Добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенный таким суждением, каким определяет ее рассудительный человек» (EN, 1107 а).

Кант развивает свое учение о добродетели в прямой полемике с Аристотелем и его традицией. Для его позиции существенны следующие моменты: добродетель связана с такой целью, которая сама по себе есть долг; она выводится из чистых основоположений и вовсе не является навыком, привычкой к добрым делам; добродетель нельзя определять как середину, различие между ней и пороком имеет качественную природу. Кант разрывает связь добродетели с счастьем и подчиняет ее долгу: «Добродетель есть моральная твердость воли человека в соблюдении им долга, который представляет собой моральное принуждение со стороны его законодательствующего разума, поскольку этот разум сам конституируется как сила, исполняющая закон» (Метафизика нравов, ч. II. Введение, § XIII. – Соч. в 6 т., т. 4 (2). М., 1965, с. 314).

Аристотель и Кант своими подходами к добродетели обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности; этика является учением о добродетели. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и средневековья, в значительной мере сохранявшим естественную оболочку, имевшим форму личных связей. Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется прежде всего в метафизику нравов, учение о добродетелях становится вторичным по отношению к учению о долге. За таким взглядом стоял исторический сдвиг, в ходе которого общественные отношения приобрели безличный, вещный характер, а нравственность из области личностных добродетелей переместилась в область нормативных систем (прежде всего права).

Так как добродетель связана со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определенности этой деятельности она распадается на множество отдельных добродетелей. Софист Гиппий считал, что нельзя говорить о добродетели вообще, у мужчины – одна добродетель, у женщины – другая, у ребенка – третья и т.д. По мнению стоиков, напротив, добродетель всегда одна и та же. Преобладающей в европейской этике стала платоново-аристотелевская традиция, согласно которой общее определение понятия добродетели получает продолжение и дополнение в анализе отдельных добродетелей. От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрости (рассудительности), справедливости , мужества , умеренности . По Платону, мудрость является качеством созерцательного ума, добродетелью философов. Аристотель отличал мудрость как качество теоретического ума, направленного на созерцание вечного, единого, от рассудительности как качества практического ума, направленного на познание изменчивого, единичного. Именно рассудительность (греч. φρόνησις, лат. prudentia, нем. Klugheit, англ. prudence) стала в европейской этике рассматриваться как первая среди кардинальных добродетелей. Она совпадает с умением человека находить конкретные пути и средства для достижения нравственно прекрасных целей; она не тождественна изобретательности ума: последняя становится рассудительностью только в соединении с добром; изобретательность, направленная на зло, оборачивается изворотливостью. Рассудительность – свойство ума, разумной части души (дианоэтическая добродетель, по классификации Аристотеля) и имеет отношение ко всем другим добродетелям (стоики как раз ее считали единственной добродетелью). «Как без рассудительности, так и без добродетели сознательный выбор не будет правильным, ибо вторая создает цель, а первая позволяет совершать поступки, ведущие к цели» (EN, 1145а). Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество – воинская добродетель, способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям. Аристотель расширил каталог добродетелей, добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие (см. Дружба ), любезность и правдивость. В патриотической и схоластической этике ряд добродетелей был пополнен теологическими (богословскими) добродетелями веры , надежды и любви -милосердия, заимствованными у апостола Павла (I Кор. 13:13).

В Новое время произошли изменения, в контексте которых традиционный каталог добродетелей был, с одной стороны, расширен, а с другой – смещен из центра на периферию нравственной жизни: сформировалась добродетель терпимости (толерантности ), задающая нравственную меру отношения к людям других верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых добродетелей были подняты такие качества, как труд, бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение добродетелей и общезначимых норм в пользу последних. Античная вертикаль добродетелей как ступеней совершенства, приближающих индивида к высшему благу, была заменена горизонталью различных нравственных отношений. Кант называет добродетели обязанностями и разделяет их на обязанности по отношению к себе и на обязанности по отношению к другим. Показательна также позиция В.С.Соловьева, по мнению которого добродетели не имеют самостоятельного значения и приобретают свое качество только тогда, когда они согласны с предметными нормами должного поведения.

Этика, понимаемая по преимуществу как этика добродетели, каковой она была в античности и Средние века, исходит из того, что: а) человек изначально нацелен на добро и б) мораль, фиксированная в форме добродетелей, становится непосредственным мотивом поведения, и для морального индивида этот мотив оказывается более сильным, чем все прочие мотивы (страх, общественное признание, богатство и т.д.). Эти предпосылки были подвергнуты критике и пересмотрены в философии Нового времени. В этике получило преобладание представление о человеке как утилитарном существе, который законно стремится к самосохранению, эгоистическим интересам, собственной выгоде (Спиноза, Гоббс, французские материалисты, английский утилитаризм). Кант развил стоическую идею о морали как автономной инстанции в человеке, которая не встраивается в ряд реальных максим поведения, а надстраивается (возвышается) над ним, представляя собой особый взгляд на человеческое поведение, вовсе не отменяющий необходимость, жесткую детерминированность последнего. Наконец, был поставлен вопрос о фальши и софистике морального сознания, предстающих в форме добродетельных мотивов (К.Маркс, Ф.Ницше). Философская этика задала качественно новую перспективу, согласно которой прагматика жизни освобождается из-под непосредственного диктата морали и на место представлений о добродетельном индивиде как гаранте морали приходит убеждение в том, что мораль обнаруживает свою действенность опосредованно – через этико-правовые, этико-научные, этико-хозяйственные и иные нормативные системы; этика добродетели стала заменяться институциональной этикой. В реальном моральном сознании (моральном языке, которым пользуются люди в повседневности) сохраняется убеждение о фундаментальном значении добродетелей и добродетельной личности в моральной жизни человека и общества. Это убеждение отражается в апелляции этики к аристотелевской традиции, которая также наблюдается в настоящее время, хотя и не является определяющей (И.Риттер, А.Макинтайер).

Литература:

1. Аристотель. Никомахова этика . – Соч. в 4 т., т. 4. М., 1984;

2. Кант И. Метафизика нравственности. Ч. 1. – Соч. в 6 т., т. 4 (2). М., 1965;

3. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла . – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1990;

4. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. Воронеж, 1974;

5. MacIntyre A. After Virtue. L., 1985;

6. Ritter I. Metaphysik und Politik. Studien zu Aristoteles und Hegel. Fr./M., 1969.

А.А.Гусейнов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. добродетель — добродетель I ж. 1. Положительное нравственное качество человека. || противоп. порок 2. Высокая нравственность, моральная чистота. II м. Добродетельный, высоконравственный человек. III ж. устар. Доброе дело; благодеяние. Толковый словарь Ефремовой
  2. добродетель — -и, ж. Положительное нравственное качество человека. говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Л. Толстой, Война и мир. Малый академический словарь
  3. добродетель — орф. добродетель, -и Орфографический словарь Лопатина
  4. добродетель — Доброде́тель/. Морфемно-орфографический словарь
  5. Добродетель — Буквально — деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру; цельная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств… Педагогический терминологический словарь
  6. добродетель — ДОБРОДЕТЕЛЬ -и; ж. Положительное нравственное качество человека; высокая нравственность, моральная чистота. Ценить, чтить д. Одна из людских добродетелей. Кто-л. полон добродетелей. Женская д. Толковый словарь Кузнецова
  7. добродетель — • Святая (Рылеев). Словарь литературных эпитетов
  8. добродетель — Заимствование из старославянского, где было образовано методом кальки с греческого euergetis: сложением добро и дателъ (производного от дъть – «дело»). См. деятель. Этимологический словарь Крылова
  9. добродетель — Доброд’етель — доброе свойство души человека, деятельное стремление к добру, удаление от зла. Библейский словарь Вихлянцева
  10. добродетель — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? добродетели, чему? добродетели, (вижу) что? добродетель, чем? добродетелью, о чём? о добродетели; мн. что? добродетели, (нет) чего? добродетелей, чему? добродетелям, (вижу) что? добродетели, чем?… Толковый словарь Дмитриева
  11. добродетель — • великая ~ • редкая ~ Словарь русской идиоматики
  12. Добродетель — I свойство характера, определяющее постоянный нравственный образ действий человека. Содержание понятия менялось в зависимости от изменения критерия нравственно доброго на разных ступенях развития этического сознания человечества. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. добродетель — ДОБРОДЕТЕЛЬ — ПОРОК Добродетельный — порочный (см.) говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Л. Толстой. Война и мир. Словарь антонимов русского языка
  14. Добродетель — ☼ в системах нормативной этики свойство личности, делающее ее способной к нравственно «правильным» мыслям, словам и поступкам. Понятие… Словарь по культурологии
  15. добродетель — Добродетель, добродетели, добродетели, добродетелей, добродетели, добродетелям, добродетель, добродетели, добродетелью, добродетелями, добродетели, добродетелях Грамматический словарь Зализняка
  16. добродетель — ДОБРОД’ЕТЕЛЬ, добродетели, ·жен. (·книж. ). Положительное нравственное качество человека. «Украшают тебя добродетели, до которых другим далеко.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова
  17. добродетель — ДОБРОДЕТЕЛЬ, и, ж. (книжн.). Положительное нравственное качество, высокая нравственность. Полон добродетелей кто-н. Толковый словарь Ожегова
  18. добродетель — См. добро Толковый словарь Даля
  19. добродетель — сущ., кол-во синонимов: 3 добродетельность 4 достоинство 62 плюс 17 Словарь синонимов русского языка


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *