Дочь ареса и афродиты

Книга Новейшая книга фактов. Том 2. Мифология. Религия. Автор — Кондрашов Анатолий Павлович. Содержание — Как звали дочь Афродиты и Ареса?

Как был наказан Актеон за несдержанный язык?

Актеон, внук Аполлона и Кирены, был страстным охотником. Однажды на охоте прислонившись к скале, чтобы отдохнуть, Актеон заметил купавшуюся неподалеку Артемиду. Ничего бы не случилось, если бы он не похвастался своим спутникам, что видел обнаженную богиню. Разгневанная Артемида превратила Актеона в оленя, после чего он был растерзан собственной сворой из пятидесяти собак.

Чем бог войны Арес отличался от богини войны Афины?

В греческой мифологии Арес – бог коварной и вероломной войны, войны ради войны. Единственный сын Зевса и его законной супруги Геры, Арес обладал нравом буйного, жестокого и хвастливого воина, однако входил в число двенадцати великих олимпийских богов. Среди бессмертных никто не любил его, кроме богини раздора Эриды и богини любви Афродиты, испытывавшей к нему неодолимую страсть, да жадного Аида, повелителя царства мертвых, которому нравилось, когда отважные молодые воины убивали друг друга в жестоких битвах. Зевс называл Ареса самым ненавистным из богов, и не будь тот его сыном, давно отправил бы его в Тартар, даже глубже всех детей Урана. Истинное наслаждение доставляла Аресу только кровавая битва. Он почти никогда не отдавал предпочтения ни одной из враждующих сторон и по настроению сражался то за одних, то за других, испытывая радость при виде убивающих друг друга людей и разграбленных городов. В сопровождении своих жутких сыновей-близнецов Деймоса и Фобоса и кровожадной дочери Энио он метался по полю сражения, поднимая боевой дух воинов. Однако Арес не всегда одерживал верх. Однажды братья-великаны От и Эфиальт захватили его в плен и целых тринадцать месяцев продержали в бронзовом сосуде, откуда его полумертвого вызволил Гермес. Во время сражения за Пилос Геракл вогнал свое копье в бедро Ареса, и тот, страдая от боли, бежал на Олимп, где Аполлон в течение часа вылечил его рану. После этого Арес вновь ринулся в бой и сражался до тех пор, пока стрела Геракла не пронзила ему плечо и он счел за лучшее покинуть поле боя. Когда Кикн, сын Ареса, вызвал на поединок Геракла, Арес вступил в сражение на стороне сына. Получив рану в бедро, он свалился на землю. Геракл готов был нанести новый удар, но Зевс развел сражавшихся. Дважды побеждала Ареса в битвах также входившая в число двенадцати великих олимпийских богов Афина – богиня мудрости и справедливой войны, превосходившая Ареса в тактике и стратегии. Покровительница военного искусства и истинного воинского мужества, мощная и страшная Афина принимала активное участие в борьбе с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом она убила одного из гигантов, на другого навалила остров Сицилию, с третьего содрала кожу и покрыла ею свое тело на время сражения. Будучи богиней войны, она, тем не менее, не испытывала радости в битвах, подобно Аресу или Эриде, предпочитая решать споры и утверждать закон мирным путем. В мирные дни она не носила оружия, а когда нуждалась в нем, то брала его у Зевса. Афина славилась своей добротой: когда в ареопаге во время суда над обвиняемым судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос в пользу обвиняемого. Однако, вступив в бой, она никогда не оказывалась побежденной.

За что был превращен в петуха Алектрион, слуга Ареса?

Законным супругом богини любви Афродиты был бог огня и кузнечного дела Гефест – самый искусный мастер среди богов и самый некрасивый из них. Афродита родила Гефесту троих детей – Фобоса, Деймоса и Гармонию, – однако истинным их отцом был Арес, стройный, неистовый, вечно пьяный и драчливый бог войны. Гефест ничего не знал об измене, пока ему не открыл глаза Гелиос, однажды заставший за приятным занятием слишком долго задержавшихся в постели влюбленных. Рассерженный Гефест, уединившись в кузнице, выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную сеть, которую незаметно прикрепил между потолком и подножием кровати. Затем он объявил жене, что отправляется немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу скрыться из виду, как Афродита послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Наутро любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью – голые и беспомощные. Вернувшийся Гефест решил показать всем богам, как его бесчестят. Он заявил, что не освободит жену до тех пор, пока ее приемный отец Зевс не вернет все свадебные дары, полученные им за Афродиту. Боги бросились поглазеть на оконфузившуюся Афродиту, а богини из деликатности остались дома. Однако Зевс отказался вернуть свадебные дары и вообще вмешиваться в эту семейную ссору, заявив, что Гефест сглупил, выставив напоказ неверность жены. Любовники получили свободу только благодаря Посейдону. Тот пообещал Гефесту устроить так, что выкуп заплатит Арес, однако в конце концов Арес тоже отказался платить. Гефест так и остался без выкупа, на котором, впрочем, и не настаивал, поскольку безумно любил Афродиту и не имел ни малейшего желания с ней разводиться. Наиболее печально вся эта история закончилась для Алектриона – слуги Ареса, стоявшего на страже во время встреч своего господина с Афродитой, который должен был будить любовников до наступления утра. Именно из-за того, что Алектрион однажды проспал, Гелиос и застал Ареса с Афродитой в тесных объятиях. В наказание Алектрион был превращен в петуха.

Как звали дочь Афродиты и Ареса?

Дочь Афродиты и Ареса звали Гармония. На первый взгляд может показаться странным, что такое имя могла носить дочь прекрасной богини любви и бога кровопролитных сражений, однако, по мнению древних, более сильные любовь и гармония преобладают в том государстве, которое находится именно в состоянии войны.

Почему Эрота, сына Афродиты, всегда изображают ребенком?

В греческой мифологии Эрот – бог любви. Некоторые считают его одним из древнейших богов, который возник в начале всех вещей из Хаоса (или Мирового яйца) вместе с Геей и Тартаром и стал причиной союза Геи с Ураном, а затем – браков их потомков богов, а впоследствии – и людей. Другие утверждают, что Эрот значительно моложе и является сыном Афродиты и ее любовника Ареса. Говорят, что Зевс, еще до рождения Эрота предвидевший все беды, которые тот натворит, приказал Афродите умертвить его, но богиня спрятала сына в лесу, где Эрота вскормили дикие звери. Видя, что Эрот почти не растет, Афродита спросила у морской богини Фетиды, какая тому причина, на что мудрая Фетида ответила: ребенок вырастет, когда у него будет любящий друг. В друзья Эроту Афродита дала Антэрота (разделенную любовь) – когда они были вместе, Эрот рос, но снова становился маленьким, лишь только Антэрот покидал его.

Чем прогневила Афину ткачиха и вышивальщица Арахна и как была за это наказана?

Гордясь своим мастерством, искусная ткачиха и вышивальщица Арахна осмелилась бросить вызов самой богине Афине, покровительнице этого ремесла. Афина приняла вызов, однако вначале явилась в образе старухи и предупредила Арахну о необходимости смирения перед богами.

Арахна не вняла предупреждению и не отказалась от своего намерения даже тогда, когда богиня явилась перед ней во всем своем величии. Афина в назидание дерзкой сопернице выткала на полотне изображение наказаний, которым боги подвергают забывших о смирении перед ними смертных. Арахна же выткала картины скандальных любовных похождений олимпийцев. Не отыскав ни малейшего изъяна в работе Арахны, Афина в гневе разорвала полотно искусной соперницы на части и ударила ее челноком. Арахна от горя повесилась, но Афина оживила ее и превратила в паука, который неустанно ткет паутину и вечно висит на ней.

Возлюбленные

Арес

Арес становится тайным соперником трудолюбивого Гефеста. Безумие войны соединилось с безумием любви, и от этого нельзя было ждать ничего хорошего. Родились Деймос (ужас) и Фобос (страх), вечные спутники войн. Также от этой связи родился божок любви Эрот (любовь), всегда сопровождающий Афродиту и посылающий людям вместе со своими стрелами любовные переживания, и Гармония.

Любовная история Афродиты и Ареса

В VIII песни «Одиссеи» Гомера рассказывается любовная история Афродиты и Ареса: Гелиос, поднявшийся на небо в своей огненной колеснице, увидел любовников, и, конечно, не преминул рассказать об этом обманутому мужу. Раздосадованный Гефест решил проверить, так ли это, и для этого сделал тончайшую, как паутина, но очень прочную бронзовую сеть, которую, опустив с потолка, прикрепил к подножию кровати. Афродите же сказал, что собирается в свою кузницу на остров Лемнос. Как только Гефест отбыл, Афродита тут же послала во Фракию к Аресу.

Только в единый альков проникли жена и любовник, Тотчас искусством его и невиданным петель устройством Пойманы в сетку они, средь самых объятий попались!

— Овидий «Метаморфозы»

Наутро любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашенные им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из деликатности остались дома). Арес получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так, что Арес заплатит выкуп, — в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр, где вернула себе девственность, искупавшись в море.

Мифы не указывают, как долго продолжалась связь Афродиты и Ареса.

Гермес

Афродита, проведя ночь с Гермесом, стала матерью Гермафродита — двуполого создания, имя которого сделалось нарицательным для существ, имеющих в своем естестве мужское и женское начало одновременно. Но рожден Гермафродит был прекрасным мальчиком, а когда ему исполнилось пятнадцать лет, он, гуляя у озера, встретил нимфу Салмакиду, страстно его возжелавшую. Но Гермафродит был еще так юн, что не думал о любви. И тогда нимфа, крепко сжав его в своих объятиях, воззвала к богам, чтобы они навсегда соединили их вместе. Но боги лишь посмеялись над этим — соединив Салмакиду и Гермафродита в одно существо:

Так, лишь члены слились в объятии тесном, как тотчас Стали не двое они по отдельности,- двое в единстве: То ли жена, то ли муж, не скажешь,- но то и другое.

— Овидий «Метаморфозы»

Дионис

Дионису Афродита родила Приапа. Он почитался как бог плодородия, покровитель садов, виноградников, пчел и пастухов. Приап был некрасив, а кроме того, Гера наделила его огромными гениталиями, мотивируяcь неразборчивостью Афродиты в любовных связях.

Посейдон

Посейдону Афродита родила двух сыновей — Рода и Герофила, о жизни и деяниях которых не осталось в истории и мифологии никаких следов.

Смертные

Возлюбленным Афродиты был также спасенный ею от сирен аргонавт Бут; некоторые утверждают, что богиня провела несколько ночей с Бутом единственно для того, чтобы пробудить ревность в Адонисе.

Афродита и Адонис

Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Согласно Птолемею Гефестиону, Афродита первой бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к Адонису.

Афродита и Анхис

Афродита возымела власть над самим Зевсом и не раз вселяла в него страсть к смертным женщинам. Зависимость от Афродиты была неприятна отцу богов, и он решил наказать богиню, воспользовавшись ее же даром. Ему удалось влюбить Афродиту в смертного мужа Анхиcа, пасшего стада на Иде, самой высокой горе Троады.

Ощутив в душе непоборимое желание, Афродита примчалась на выделенный ей прекрасный остров Кипр и, умножив там свою красоту, направилась на Иду. Виляя хвостами, за нею последовали серые волки, огнеокие львы, ненасытные пожиратели серн барсы, ибо и в них вселила богиня любовь. Когда же звери разошлись парами по горам и долинам, Афродита тихо вступила в шалаш Анхиса. Чтобы не испугать юношу, она приняла вид смертной девы и назвала себя дочерью фригийского царя. И только прощаясь с возлюбленным, открыла она свою божественную красоту и вместе с нею обман. Ослепленный Анхис закрыл лицо плащом. Он понял, что разделил ложе с богиней. Афродита же возвестила смертному, что у них родится сын по имени Эней и что через пять лет она его приведет и оставит с отцом навсегда.

Славный Эней был рожден Кифереей прекрасновенчанной. В страстной любви сопряглася богиня с Анхисом — героем На многолесных вершинах богатой оврагами Иды

— Гесиод «Теогония»

Ссылки

  • Афродита. Боги и божества Греции
  • Афродита // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Статья Г. Росси. Афродита-Киприда
  • Афродита — богиня любви и красоты
Афродита Венера

Афродита

Ἀφροδίτη

Олимпиец

Богиня любви, красоты, страсти, сексуальности, желания и удовольствия

Повелительница голубей

Оружие

Красота
Сила убеждения

Римская форма

Венера

Дом

Олимп

Семья

Отец

Уран

Супруг(а)

Гефест (бессмертный муж)

Дети

Фобос, Деймос, Эрос (бессмертные сыновья)
Гармония (бессмертная дочь)
Силена Боргард, Пайпер Маклин, Дрю Танака, Лейси и Валентина Диас (дочери)
Эней, Джеймс Дин, Майкл Кахейл и Митчелл (сыновья)
полукровки из домика Афродиты
Психея (невестка)

Братья/Cёстры

Титаны, старшие циклопы и гекатонхейры (единокровные братья и сестры)

Прочее

Появления

Греческие боги Перси Джексона
Греческие герои Перси Джексона
Проклятие Титана
Лабиринт Смерти (упоминается)
Последнее пророчество
Пропавший герой
Метка Афины
Дом Аида (упоминается)
Кровь Олимпа

Фильм

Актёр

Серинда Свон

Появления

Похититель молний

Афродита — греческая богиня красоты, любви, страсти, желания и удовольствия, включавшаяся в число двенадцати великих Олимпийских богов. Римская форма — Венера.

ИсторияПравить

Когда Кронос поразил своего отца, Урана, серпом, он бросил его останки в море, и из образовавшейся пены родилась Афродита. Она присоединилась к олимпийцам, когда начал править Зевс. Бог грома увлекся ей, но ему пришлось выдать ее замуж за Гефеста, чтобы освободить Геру из плена. Афродите не очень понравился новый муж, и она сразу завела роман с Аресом. Часто муж пытается поймать жену с братом, поэтому они скрываются в заброшенных местах. Однажды ему это удалось, он накинул на них золотую сеть, когда они были больше всего уязвимы, и пригласил всех богов поиздеваться над ними.

Афродита

Афродита являлась одной из причин Троянской войны, которая длилась 10 лет и вызвала падение Трои. Однажды Эриду не пригласили на свадьбу Фетиды и Пелея, и она бросила волшебное яблоко в комнату. Несколько богинь увидели его и начали бороться. В конце концов осталось три богини: Гера, Афина и Афродита. Они ругались из-за: «Кто на свете всех милее», т.к на яблоке было написано «Прекраснейшей». Зевс устал от их ссор и послал Гермеса, чтобы тот решил их спор. Гермес, к сожалению, обнаружил Париса, принца Трои, и решил что он будет их судьей. Гера предложила ему контроль над всей Азией и Европой, если он выберет ее, Афина — блестящие боевые навыки и высокий интеллект. Афродита предлагала Парису самую красивую женщину мира Елену, в обмен на то, что он отдаст золотое яблоко с надписью ей. Парис выбрал подарок Афродиты. Но Елена в то время уже была замужем за королем Спарты Менелаем. Когда Менелай узнал что случилось, он вместе со своим братом Агамемноном напал на Трою. В результате, началась Троянская война, где Афродита поддерживала сторону троянцев.

Афродита-Киприда часть 5

часть 5. Возлюбленные и дети Афродиты
Афродита, после битвы между богами и гигантами, в которой победу одержали боги, во главе с Зевсом, ставшим верховным божеством Олимпа, осталась, пожалуй, единственной из более древнего потомства, кто проявил необходимую дипломатичность, и смогла не только попасть на светлый Олимп в сонм новых правителей-богов, но и занять там одно из главных мест. Афродита, хотя и приходилась Зевсу тетей, тем не менее, добилась у него своего удочерения, и вышла замуж за сына Зевса и Геры — Гефеста – покровителя огня и обработки металлов, великого мастера и художника. Гефест создал для олимпийских богов множество прекрасных и полезных вещей: он выковал для Зевса скипетр и эгиду, для Диониса – волшебный тирс, для Гелиоса – колесницу. Но самым интересным его изобретением оказалась тончайшая бронзовая сеть, которую он сделал специально для того, чтобы словить с поличным свою прекрасную жену и ее возлюбленного – бога войны Ареса, родного брата Гефеста.
Гефест, всегда занятый в кузнице, долго не подозревал о связи своей жены, пока Афродита и Арес не задержались слишком долго вместе утром. Гелиос, поднявшийся на небо в своей огненной колеснице, увидел любовников, и, конечно, не преминул рассказать об этом обманутому мужу. Раздосадованный Гефест решил проверить, так ли это, и для этого сделал тончайшую, как паутина, но очень прочную бронзовую сеть, которую, опустив с потолка, прикрепил к подножию кровати. Афродите же сказал, что собирается в свою кузницу на остров Лемнос. Как только Гефест отбыл, Афродита тут же послала во Фракию к Аресу.
Только в единый альков проникли жена и любовник,
Тотчас искусством его и невиданным петель устройством
Пойманы в сетку они, средь самых объятий попались!
(Овидий «Метаморфозы»)
Утро застало любовников, опутанными бронзовой сетью, из которой они не могли выбраться. Вернулся Гефест. Увидев столь яркое подтверждение слов Гелиоса, он созвал олимпийских богов, чтобы показать им как его обесчестила жена, и потребовал от Зевса возвращения всех богатых даров, которые в свое время дал ему, как приемному отцу, за Афродиту, обещая отпустить за это Ареса. Возвращать богатства Зевсу вовсе не хотелось, и он сказал Гефесту, что глупо было выставлять всем напоказ неверность жены (что отнюдь не являлось на Олимпе чем-то сверхъестественным). За Ареса вступился его дядя – Посейдон, пообещав устроить так, что за свое освобождение бог войны вернет всю стоимость свадебных даров, и освобожденный Арес вернулся во Фракию. Гефест, в конце концов, остался без выкупа, но не слишком расстроился, так как безумно любил Афродиту и расставаться с нею не желал.
Мифы не указывают, как долго продолжалась связь Афродиты и Ареса, однако считается, что от этой связи был рожден Эрос (Эрот). Это тот самый толстенький крылатый малыш, с луком и стрелами, которого так привычно видеть на картинах эпохи Возрождения. В орфических мифах более древнего происхождения утверждается, что Эрос был высижен из серебряного Мирового Яйца, снесенного в чрево Темноты Ночью и Ветром, был первичной силой, и привел в движение всю Вселенную. Это было двуполое четырехголовое существо с золотыми крыльями ревевшее как бык, рыкающее как лев, шипящее как змея и блеющее как баран.
Затем Эрот изображался в виде крылатой «Злобы» «…в том смысле, что неуправляемое половое влечение может быть опасным для упорядоченного общества»; во времена эллинизма превратился в прекрасного крылатого юношу, а позднее — в крылатого младенца.
Кроме Эроса детьми Афродиты и Ареса были сыновья Фобос (Страх) Деймос (Ужас) и дочь Гармония, вернее Армония. Корень «фоб» и сегодня является составной частью сложных слов, выражающих страх или боязнь чего-либо. Интересно заметить, что древнейшие понятия в западных языках, связанные с такими словами как оружие, доспехи, армия, вооруженная или защищенная рука и прочее имеют корень «arm». Сыновья всегда сопровождали своего отца в битвах, а дочь стала супругой Кадма, основателя города Фивы, и изобретателя алфавита.
Афродита, проведя ночь с Гермесом, стала матерью Гермафродита – двуполого создания, имя которого сделалось нарицательным для существ, имеющих в своем естестве мужское и женское начало одновременно. Но рожден Гермафродит был прекрасным мальчиком, а когда ему исполнилось пятнадцать лет, он, гуляя у озера, встретил нимфу Салмакиду, страстно его возжелавшую. Но Гермафродит был еще так юн, что не думал о любви. И тогда нимфа, крепко сжав его в своих объятиях, воззвала к богам, чтобы они навсегда соединили их вместе. Но боги лишь посмеялись над этим — соединив Салмакиду и Гермафродита в одно существо:
Так, лишь члены слились в объятии тесном, как тотчас
Стали не двое они по отдельности,- двое в единстве:
То ли жена, то ли муж, не скажешь,- но то и другое.
(Овидий «Метаморфозы»)
И с того времени источник Салмакиды стал известен тем, что
кто в этот родник войдет мужчиной, отсюда
Выйдет — уже полумуж, и сомлеет, к воде прикоснувшись
(Овидий «Метаморфозы»)
Это было не единственное горе Афродиты, у которой хватало завистниц среди богинь. Так, Дионису Афродита родила Приапа. Он почитался как бог плодородия, покровитель садов, виноградников, пчел и пастухов. Ему посвятил строки Александр Пушкин:
Могущий бог садов — паду перед тобой,
Приап, ты, коему всё жертвует в природе,
Твой лик уродливый поставил я с мольбой
В моем смиренном огороде
Приап был некрасив, а кроме того, Гера наделила его огромными гениталиями, мотивируя такую акцию неразборчивостью Афродиты в любовных связях. (Обычная для богов логика – чуть что – страдают дети…)
Насколько известно, у Афродиты было всего лишь семь возлюбленных, от которых она родила 12 детей, не так уж и много по олимпийским меркам. Но если учесть, что Гера всегда играла на Олимпе роль «образцовой домохозяйки» и «порочащими ее любовными связями» так и не смогла обзавестись, то ее поступок с Приапом больше похож на проявление чисто женской мести, чем на акт борьбы за «чистоту нравов» на Олимпе.
Посейдону Афродита родила двух сыновей — Рода и Герофила, о жизни и деяниях которых не осталось в истории и мифологии никаких следов. С героем похода аргонавтов — Бутом, Афродита провела несколько ночей в Лилибее, на горе Эрик, когда спасла его от сирен, и родила от него сына Эрикса. Он стал правителем элиманов, основателем и царем сицилийского города, названного его именем. Как-то на Сицилию приплыл бык из стада, которое сторожил Геракл. Эрикс не захотел возвращать животное, и вызвал Геракла на поединок в пятиборье, так как в своих землях пользовался славой великого атлета. Бык был поставлен против царства. Но Эрикс проиграл, и тогда Геракл, подняв его над головой, ударил о землю так, что царь скончался. Царство Эрикса досталось Гераклу, но он оставил его на самоуправление жителей до тех пор, пока кто-то из потомков царя не заявит на него свои права.
Безумную страсть Зевс внушил Афродите к прекрасному Анхису – царю дарданов, внуку троянского царя Ила. Афродита возлегла с ним ночью на ложе под видом фригийской принцессы. Но на рассвете, когда они расставались, Афродита открылась ему, взяв обещание не разглашать эту тайну. Но, всего лишь спустя несколько дней, в веселом кругу друзей Анхис нарушил клятву. Хвастовство Анхиса пришлось Зевсу не по вкусу, и он метнул в юношу молнию, которая испепелила бы его, если бы Афродита не отклонила ее своим волшебным поясом. Тем не менее, Анхис испытал такое потрясение, что стал расслабленным, и никогда более не смог уже встать на ноги. И хотя Афродита утратила к нему интерес, все же плодом их ночи стал Эней.
Славный Эней был рожден Кифереей прекрасновенчанной.
В страстной любви сопряглася богиня с Анхисом — героем
На многолесных вершинах богатой оврагами Иды
(Гесиод «Теогония»)
Согласно римской мифологии, единственной семьей троянцев, которую пощадили ахейцы после падения Трои, была семья Энея. Когда Агамемнон увидел, что Эней направился к Дарданским воротам города, неся на плечах своего расслабленного отца, то приказал, чтобы этого благочестивого сына никто не трогал. Эней, странствуя, побывал в Карфагене, где его полюбила царица города – Дидона – сестра кипрского царя Пигмалиона. Но любовь эта была трагической: после отъезда Энея, Дидона, понимая, что никогда более его не увидит, предала себя сожжению на костре. Эней, после долгих странствий, причалил к берегам Аппенинского полуострова, обосновался там, женился на Лавинии – дочери лаврентского царя Латина. Сын Энея — Юл, считается родоначальником рода римских Юлиев. Поэтому Афродиту, под именем Венера, всегда почитали в древнем Риме как прародительницу. Ей возводили великолепные храмы. А на острове Кипр, после землетрясения 77 года, когда древний храм богини был разрушен, римские власти возвели новое святилище.
апрель 2004 г.
Иллюстрация: Афродита, Арес и Эрос. Фреска. Помпеи, Дом Марса и Венеры. Сейчас хранится в Национальном музее Археологии, Неаполь, Италия. (Museo Archeologico Nazionale di Napoli, Naples, Italy)
Часть 1 http://www.stihi.ru/2015/12/09/9731
Часть 2 http://www.stihi.ru/2015/12/10/6987
Часть 3 http://www.stihi.ru/2015/12/13/9067
Часть 4 http://www.stihi.ru/2015/12/14/7043
Часть 5 http://www.stihi.ru/2015/12/16/7077
Часть 6 http://www.stihi.ru/2015/12/18/9313

Гармония (мифология)

У этого термина существуют и другие значения, см. Гармония (значения).

Гармония

др.-греч. Ἁρμονία

Эвелин де Морган. Кадм и Гармония, 1877

Мифология

древнегреческая религия

Сфера влияния

Пол

женский

Отец

Арес или Зевс

Мать

Афродита или Электра

Супруг

Кадм

Дети

Полидор, Ино, Агава, Иллирий, Автоноя и Семела

В иных культурах

Конкордия

Медиафайлы на Викискладе

Гармония (др.-греч. Ἁρμονία) — в древнегреческой мифологии богиня согласия, олицетворение счастливого брака. Дочь «противоположных» богов Ареса и Афродиты, по другой версии, дочь Зевса и Электры. Жена Кадма, мать Автонои, Агавы, Ино́, Семелы и Полидора, сестра Иасиона.

Воспитана плеядой Электрой. Афина и Гефест подарили ей «платье, окрашенное преступными составами» (vestis sceleribus tincta), по которому их (sic) потомки должны были быть опознаны как запятнанные преступлением, греховные.

Статуя Гармонии

Её свадьбу с Кадмом почтили своим присутствием (впервые) все олимпийцы. Сам Аполлон играл на кифаре, музы — на авлосах, другие же боги славословили счастливцев речами. Гермес подарил Гармонии лиру; Афродита (или Гефест, или Афина) — ожерелье, пеплос и авлосы; Деметра (которая возлегла с Иасионом в поле) — урожай пшеницы, а Электра — священные обряды Великой Матери богов с причитающимися этим обрядам кимвалами, тимпанами и весёлой свитой.. Из всех свадебных даров Гармонии наибольшую известность обрело ожерелье (позже известное как Ожерелье Гармонии), принесшее ей (и всем позднейшим обладателям этого украшения) несчастье.

По Нонну, свадьба состоялась либо на Самофракии, либо у озера Тритониды. В Фивах показывали развалины брачного чертога Гармонии и место на площади, где на свадьбе пели Музы, а также три статуи Афродиты, бывшие посвятительным даром Гармонии и сделанные из деревянных украшений на носу корабля Кадма.

Позднее, уже в Иллирии, когда Кадм (по его собственной просьбе) был обращён богами в змея, Гармония в отчаянии сорвала с себя одежды и призвала супруга к себе. Кадм, обвив её нагое тело, лизал ей уста и ласкал грудь. Безутешная Гармония обратилась тогда к богам, дабы и её они превратили в змею, что и было исполнено.

В древнеримской мифологии Гармонии соответствует Конкордия.

В честь Гармонии назван астероид (40) Гармония, открытый в 1856 году, и линия Гармония на спутнике Юпитера Европе. Название было выбрано в ознаменование окончания Крымской войны 1853–1856.

История происхождения

Афродита состоит в числе двенадцати верховных богов Олимпа. Она бессмертна, как и большинство родственников. Кроме того, любви не свойственен финал, поэтому даже мифы у римлян не освещают гибели Афродиты, дозволяя существовать легенде о вечной любви. В Риме богиню звали Венерой, в Сирии – Астартой, шумеры верили в богиню Иштар.

«Рождение Венеры»

Впервые имя Афродиты было упомянуто поэтом Гесиодом в 8-7 веке до н.э. Девушка стала героиней произведения «Теогония», где ее описание было весьма немногословным. По версии Гесиода, Афродита – дочь Геи и Урана. Измучивший супругу Уран подвергся атаке со стороны детей. Матери пришел на помощь Кронос, ранив отца. Кровь божества попала в море. Так появилась Афродита, чье имя в переводе с греческого значит «пена». Миф свидетельствует, что богиня вышла на сушу на берегах Кипра. В городе Пафос был заложен большой храм в честь покровительницы любви.

Афродита покровительствует плодородию, красоте и считается богиней браков. Все прелестное, что окружает человека, является ее творением. Влюбленные, просящие благословления, обращались за ним к Афродите. Одинокие молили ее об обретении второй половины. Деятели искусства воспевали благосклонную красавицу. В противостоянии войны и мира она всегда на стороне продолжения жизни, поэтому ее внимания просили те, кто жаждал процветания и спокойствия. Афродита была способна влиять на людей, животных и богов-олимпийцев. Лишь Афина, Артемида и Гестия оставались неподвластными ее влиянию, так как дали обет целомудрия.

Скульптура «Венера Милосская»

Афродита в греческой мифологии

В эпичном произведении «Илиада» поэт Гомер утверждает, что Афродита приходилась дочерью Зевсу. Девушка была властительницей романтических чувств. На каждом шагу ее распускались цветы, а покровители влечения и страсти – Эрот и Гимерот – сопровождали богиню в пути. Афродита, символ гармонии, несла в мир жизнь.

Помимо писателей, чьи произведения сегодня считаются носителями традиций и культуры Древней Греции, существовало множество сказителей, складывавших легенды и мифы о божествах, проживающих на Олимпе. Немало сказаний посвящено Афродите. В соответствии с ними после своего появления на свет девушка покоряла и очаровывала всех, кого встречала на своем пути. Богиня всегда юна и свежа. Она нередко подносила щедрые дары избранникам и тем, кто нуждался в помощи. Однажды девушка подарила Гере изысканный пояс, содержащий любовь и желание. Атрибуты, находящиеся в ее владении, наделяли чарующей силой. Среди них – золотая чаша, вино из которой дарило вечную молодость.

Афродита со своим атрибутом – яблоком

Греки представляли Афродиту очень красивой девушкой. Ее волосы имели золотистый оттенок, голова была увенчана цветами, а тело – прикрыто белоснежной тогой. Героине прислуживали Ора и Харита – покровительницы красоты и грации. По легенде, богиня заводила романы с равными по происхождению и простыми смертными.

Мало кто мог устоять перед ее образом. Муж Афродиты, не славившийся привлекательностью бог Гефест, терпел похождения супруги. В союзе не появилось наследников, зато от внебрачной связи с Аресом у Афродиты родилось пятеро детей. Другой ее поклонник, Дионис, стал отцом Приапа, а ухажер Гермес получил наследника Гермафродита. Афродита была связана любовными узами и с царем Анхисом, которому родила сына Энея, прославившегося в Троянской войне.

Гефест

В произведении «Одиссея» Гомер описывает роман Афродиты с Аресом. Автор повествует о том, как Гефест выковал тончайшую золотую сеть, которая помогла поймать любовников, притаившихся под ней в отсутствие супруга.

Миф, повествующий о любви Афродиты и Адониса, сына царя Кипра, рассказывает о том, что молодые люди вместе ездили на охоту. Адонис обещал не предаваться гонкам за дикими животными и предпочитать серн. Однажды ему повстречался вепрь. Собаки нагнали животное, а оно успело ранить царевича насмерть. Безутешная Афродита искал его тело, босиком бродя по тернистым зарослям. Там, где падали капли крови с ее ног, вырастали розы. По легенде, Аид пошел на сделку с Зевсом и на полгода выпускал Адониса из подземного мира к Афродите. В это время на земле царили весна и лето.

Афродита и Арес

Мифы

Рождение Афродиты

Легендарное место рождения Афродиты (Петра-ту-Ромиу) в Пафосе (Кипр).

Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорождённая»; подробнее см. Афродита Анадиомена). Ветер принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Сарацинов камень (передний план) и Камень Афродиты (дальний план). Вид на место рождения Афродиты с возвышенности — Бухта Афродиты в Пафосе (Кипр (дальние валуны)).

Классическая Афродита возникла обнажённой из воздушной морской раковины вблизи Кипра — отсюда её прозвище «Киприда» — и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены.

По другой версии (Hom. Il.; др.), Афродита была дочерью Зевса и Дионы. Согласно Эпимениду, она была дочерью Кроноса. Вскормлена она была Нереем.

Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста — самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей — Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Посейдон, Арес, Гермес и другие боги.

Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Согласно Птолемею Гефестиону, Афродита первой бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к Адонису.

Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения; он делал любого влюблённым в его хозяйку. Этот пояс порой заимствовала у Афродиты Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга (XIV песнь «Илиады»).

Рассказ VIII песни «Одиссеи» описывает реакцию законного мужа Афродиты, узнавшего от Гермеса о её связи с Аресом. Рассерженный Гефест выковал тонкую, как паутина, но удивительно прочную золотую сеть, которую незаметно прикрепил к подножию кровати, опустив с потолка, а затем объявил жене, что отправляется немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу скрыться из виду, как Афродита послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать. Наутро любовники обнаружили, что лежат опутанные сетью — голые и беспомощные. Появился Гефест и приглашённые им поглазеть и посмеяться остальные боги (богини из деликатности остались дома). Арес получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так, что Арес заплатит выкуп, — в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр, где вернула себе девственность, искупавшись в море.

По версии Сенеки, в его трагедии «Федра» (строки 124—128), не Гермес, а Гелиос (сын титанов Гипериона и Тейи) рассказывает Гефесту об измене его жены с Аресом. За это Афродита проклинает весь род Гелиоса, одарив всех его потомков падкостью на похотливые влечения.

Хотя Зевс никогда не делил ложе с Афродитой, под влиянием её волшебного пояса испытывал такой соблазн даже он. Поэтому однажды он решил унизить её, возбудив в ней безоглядную любовь к смертному. Им стал прекрасный Анхис из царского рода дарданов. За то, что он этим хвастался, она (либо Зевс) насылает на него расстройство членов. Их сын — Эней, предок Юлия Цезаря.

Возлюбленным Афродиты был также спасённый ею от сирен аргонавт Бут; некоторые утверждают, что богиня провела несколько ночей с Бутом единственно для того, чтобы пробудить ревность в Адонисе.

Афродита превратила женщин Коса в коров, когда отплыл отряд Геракла.

Во время вызванного Эридой спора о том, какая богиня — Гера, Афина или Афродита — самая красивая, Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко. За это она пообещала Парису любовь Елены, помогла ему похитить её и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила её. Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне Афродита защищала троянцев. Согласно «Илиаде», она спасла от гибели Париса во время его поединка с Менелаем, а также своего сына, троянского героя Энея, на которого напал Диомед; последний обрушился на богиню, ранил её и заставил покинуть поле боя.

Богини судьбы наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью — творить любовь, но однажды Афина застала её тайком сидевшей за прялкой. Посчитав это вмешательством в свои дела, Афина пригрозила вообще бросить свои обязанности. Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой работе. Есть также рассказ, как она состязалась в ткачестве с Афиной.

Испугавшись большого полового органа своего новорождённого сына Приапа, оставила его в лесу одного.

Жертвы Афродиты

Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди. Неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь.

Помогая любящим, Афродита преследовала тех, кто пренебрегал её культом и отвергал любовь. Она была причиной смерти Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре и наделила отвратительным запахом женщин с Лемноса (см. Гипсипила). Афродита жестоко наказала Аталанту, которая хотела оставаться девственницей, а Главк по воле Афродиты был разорван своими конями за то, что он запретил им покрывать своих кобылиц. Мотив мести Афродиты развивался также в любовной поэзии, особенно эллинистического периода.

Геродот в своей «Истории» также описывает обряд храмовой проституции, которую жители древнего Вавилона проводят в честь «богини Милитт» (вероятно Геродот имел в виду Бэлит — один из эпитетов Иштар), которую Геродот отождествляет с Афродитой:

Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!» Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года. Подобный этому обычай существует также в некоторых местах на Кипре.

— История, I, 199

Любовники и дети Афродиты

«Венера и Адонис», Тициан, Прадо

  • Боги
    • Гефест (муж)
    • Арес. Дети от Ареса:
      • Антерос (Антэрот)
      • Эрот (любовь)
      • Гимерот
      • Гармония
      • Деймос, (ужас)
      • Фобос, (страх)
      • Амазонки
    • Дионис. Дети от Диониса (версия):
      • Три Хариты — Аглая, Евфросина, Талия
      • Гименей
      • Приап
      • Гермес Хтоний
    • Гермес. Дети от Гермеса
      • Эрот (по некоторым источникам)
      • Эвномия
      • Атлантий-Гермафродит
      • Пейфо
      • Приап (по некоторым источникам)
      • Рода. (версия)
      • Тиха.

Эрот, по разным версиям, рождён ею от Гермеса, Ареса, Зевса или Урана.

  • Смертные
    • Адонис
      • Бероя, Гистапс и Зариадр
      • Приап (по некоторым источникам)
    • Анхис
      • Эней
      • Лир
    • Фаон

Также её дети:

  • Ананке. Дочь Афродиты Урании.
  • Эрик. От Бута или Посейдона.

Многие Афродиты

Согласно речи Котты, Афродит было несколько:

  1. Рождена Гемерой от Урана, её храм в Элиде.
  2. Родилась от морской пены, родила от Гермеса Эрота второго.
  3. Дочь Кипра и Сирии, зовётся Астартой, жена Адониса. Её святилище в Библе.

Геродот сообщает о почитании Афродиты (то есть богинь, отождествляемых с нею) многими народами.

Афродите соответствует римская Венера.

С Афродитой отождествляют Сирийскую богиню. В Евфрат с неба упало огромное яйцо, рыбы выкатили его на берег, а голубки высиживали, пока из него не вышла Афродита. По её желанию Зевс перенёс рыб в число созвездий.

По рассказу ближневосточного происхождения, Афродита и Эрот подвергаются нападению Тифона и спасаются, превратившись в рыб (миф связан с созвездием Рыб).

Окружение Афродиты

  • Гармония. Служанка Афродиты.
  • Парегорон. («Уговаривание»). Божество, спутница Афродиты. Статуя работы Праксителя.
  • Перистера. «голубка». Некая нимфа, которая помогла Афродите собрать много цветов и победить в состязании Эрота. Тогда Эрот превратил её в голубку.
  • Потос («Желание»). Божество, спутник Афродиты. Статуя работы Скопаса. См. Лукиан. Разговоры богов 20, 16; Нонн. Деяния Диониса XXXIII 111.
  • Эхо. Горная нимфа, спутница Афродиты.

Культ Афродиты

Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился её храм, и остров Кифера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты — «Афродита Книдская» (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и «Афродита Милосская» (II век до н. э., оригинал в Лувре, Париж).

Двуполость аналогов Афродиты. Андрогин

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 декабря 2015 года.

Известно двуполое изображение (VII в. до н. э., фаянсовая статуэтка обнажённого бога) древнейшего египетского бога-демиурга Тота (грудь и живот молодой женщины, а также пенис). В древности хорошо знали и тот факт, что средиземноморская Афродита (Астарта) «изображалась не только в женском обличье, но и в мужском». Так, на Кипре, где проживало много ханаанеев и греков, была статуя богини с бородой, но с женским телом и в женской одежде, со скипетром, «изображающая богиню как существо мужского пола, поскольку полагали, что она „является и мужчиной и женщиной“ (50.с62)». Шифман отмечает, что подобные указания можно найти в схолиях к «Энеиде» Вергилия, а также в словаре Гелихия. Левий (Макробий) же свидетельствует, что благословляющая Венера появляется то в мужском, то в женском обличье: «Поклоняющийся Венере, благодатному божеству, молится (не акцентируя), женщина оно или мужчина» (то есть единому двуполому божеству). Мужское божество «Афродита» упомянуто и Аристофаном (по словам Макробия). На греческом острове Кос, по словам Плутарха, жрец Геракла (Мелькарта) приносил богу своему жертву, облачённый в женское одеяние и с повязкой на голове. В Сирии жрецы и поклонники некого двуполого бога являлись на богослужение в красноватых, прозрачных женских сорочках и прочем женском одеянии; между тем как женщины одевались в мужское платье и вооружались мечами и копьями.

Эпиклесы Афродиты

Статуя Афродиты в Национальном археологическом музее в Афинах

По местам почитания Афродиты имела эпиклесы (эпитеты):

  • Киприда — от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты.
  • Кипрогения — то же. Эпитет Афродиты.
  • Пафия, Пафийка, Пафосская богиня — от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
  • Киферея (Цитерея) — рождённая близ острова Кифера, другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра;
  • Идалия (Идалийка) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество;
  • Амафусия (Аматузия) — от города Амафунт на Кипре, центра почитания богини;
  • Акидалия — от Беотийского источника. Также имя некоей героини.
  • Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты. Её святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия).

Связь с морским рождением отражена в эпиклесах:

  • Афрогенейя («пенорождённая»).
  • Анадиомена (выныривающая) — появившаяся на поверхности моря;
  • Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания.);
  • Понтия (морская).

В эпиклесах

  • Меланида (чёрная, мрачная),
  • Скотия (тёмная, мрачная),
  • Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность,
  • возможно, Сосандра (спасающая людей),
  • Эпитимбия (погребальная),
  • Мухейа — богиня тайных мест

вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью.

Функции подательницы любви и разжигательницы страсти отразились в эпиклесах:

  • Дола (обманщица),
  • Морфа (дающая красоту),
  • Анфея (цветущая),
  • Пейто (убеждающая, обольщающая),
  • Гетерия — покровительница гетер,
  • Дарцетос — покровительница праздной лени,
  • Диварисатрикс и
  • Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт),
  • Каллипига (прекраснозадая),
  • Кастния (Кастниетида) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней.

А также две формы богини, связанные с греческими философскими категориями (см. выше):

  • Афродита-Пандемос. Поклонение ей ввёл Тесей. Статуя работы Скопаса в Элиде.
  • Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввёл его Эгей. По некоторым, старшая из Мойр. Афродите Урании как матери Ананки посвящён LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля. Её храм в Кифере воздвигли финикияне. Платон, в своём диалоге «Пир», упоминает оба эти имени и говорит, что Афродита-Пандемос — богиня пошлой любви, земной, а Афродита-Урания — богиня небесной любви, бестелесной и высшей.

Другие эпитеты:

  • Акрея. Эпитет Афродиты на Книде.
  • Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне.
  • Апатурос. Эпитет Афродиты. Её храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу.
  • Арента. Эпитет Афродиты.
  • Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте. Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне.
  • Бербея. Эпитет Афродиты.
  • Диона, как дочь Дионы и Зевса (см. #Рождение Афродиты).
  • Киндиада. Эпитет Афродиты. Её святилище около Баргилий (Кария).
  • Колиада. Эпитет Афродиты.
  • Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре.
  • Морфо. Прозвище Афродиты. Её храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
  • Филомедея. («Любящая срамной уд»). Эпитет Афродиты.

Также её называют Афродита Оружная.

Афродита в философии

В поэме Парменида Афродита выступает как мать Эроса.

Эмпедокл неоднократно называет Афродитой свою космическую силу. Афродита создает эйдосы вещей.

Павсаний в своей речи в диалоге Платона «Пир» излагает теорию двух Афродит: «всенародной», или «пошлой», и «небесной». Вопрос о том, в какой степени речь Павсания отражает воззрения самого Платона, спорен. Однако упоминание о небесной и всенародной Афродитах содержится и в речи Сократа в «Пире» Ксенофонта, что показывает наличие этой концепции у самого Сократа.

Очевидно, что платоновский идеал любви, определяемый как «жажда целостности и стремление к ней» («Пир», 193а), строится на гомоэротической основе. Объектом чувственной любви, восходящей к «Афродите всенародной» (Пандемос), считает Платон, могут одинаково быть и юноши, и женщины. Эрот «Афродиты небесной» (Урания) восходит к богине, причастной только мужскому началу, поэтому «одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено большим умом».

Согласно Евгемеру, Афродита — женщина, которая изобрела проституцию.

Стоик Зенон истолковывал Афродиту как «силу, которая надлежащим образом связывает отдельные части чего-либо друг с другом».

В философии Плотина Афродита — мировая душа, получающая красоту от ума-Кроноса (Плотин V 8, 13). Плотин неоднократно говорит о двух Афродитах. Первая Афродита существует на умопостигаемом уровне (как «жизнь ума»), вторая — на космическом уровне. Первая — это философское истолкование дочери Крона, вторая — дочери Зевса. Также Плотин вводит и третью Афродиту, точнее — много Афродит, то есть индивидуальных душ, и каждая такая душа рождает отдельных Эротов (Плотин III 5, 4).

В системе Прокла среди двенадцати свободных богов Афродита входит в возвышающую триаду вместе с Гермесом и Аполлоном, она — «первая действующая причина эротического дыхания, пронизывающего всё; она сближает те души, которые ведёт ввысь, с прекрасным». Шесть — число Афродиты. Ямвлих, однако, называет Афродитой «пятерицу».

По комментарию Прокла к «Государству» (141—142) и «Тимею» (I 79, II 54), в Афродите нуждаются и Гефест, и Арес, благодаря браку Ареса и Афродиты в космосе противоположности гармонизируются, Афродита — принцип единой и нераздельной гармонии.

В истолковании Марсилио Фичино (комментарий к «Пиру» Платона) небесная Венера — «мышление ангельского ума», вульгарная Венера — порождающая сила мировой души.

В литературе

Ей посвящены IV, VI и X гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Еврипида «Ипполит».

В поэзии Афродита может воплощать любовь к женщинам в оппозиции Эроту как символу любви к юношам, но может и ассоциироваться с однополой любовью (см. также Гомосексуальность в Древней Греции).

По рассказу Апулея в «Метаморфозах», Афродита ревнует к красоте земной женщины Психеи и посылает своего сына Эрота заставить её влюбиться в самого некрасивого человека в мире. Эрот влюбляется в Психею сам. Афродита преследует невестку. Всё кончается хорошо.

  • См. Boedeker D.D. Aphrodite’s Entry into Greek Epic. Leiden, 1974.

> Афродита в античной скульптуре Основная статья: Афродита в античной скульптуре > См. также

  • Венера (мифология) — мифологическая богиня, которую нередко отождествляют с Афродитой.
  • Фосфор (мифология)
  1. согласно А. Ф. Лосеву, это «народная этимология» негреческого имени
  2. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 132—136 (статья А. Ф. Лосева); Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 131
  3. 1 2 3 Афродита // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Эсхил. Данаиды, фр. 44 Радт
  5. Павсаний. Описание Эллады I 1, 5
  6. Кун Н. А. 40
  7. Нонн. Деяния Диониса XXXII 25
  8. Нонн. Деяния Диониса XII 112
  9. Сапфо, фр. 1
  10. см. Луна, упавшая с неба. М., 1977. С. 151
  11. Гимны Гомера IV 70-71
  12. Гесиод. Теогония 189—194
  13. Гомер. Илиада V 370; Еврипид. Елена 1096; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3; 3, 1
  14. Эпименид, фр.7 Якоби = Схолии к Софоклу. Эдип в Колоне 42
  15. Лукиан. Трагоподагра 90
  16. Надь Г. Греческая мифология и поэтика. М., 2002. С. 300
  17. Овидий. Метаморфозы VII 363
  18. Нонн. Деяния Диониса XXIV 234—253
  19. Примечания О. Л. Левинской, И. В. Рыбаковой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С. 529
  20. Гимны Гомера IV 7-33
  21. Геродот. Герадот История. Книга первая. Клио.
  22. Цицерон. О природе богов III 59
  23. Лукиан. О сирийской богине 6
  24. Геродот. История I 131, III 8, IV 59
  25. Гигин. Мифы 197
  26. Эсхил. Просительницы 1041
  27. 1 2 Павсаний. Описание Эллады I 43, 6
  28. Первый Ватиканский мифограф II 73
  29. Гимны Гомера VI
  30. Гомер. Илиада III 330; Гомер. Одиссея VIII 267; XVIII 194
  31. Афиней. Пир мудрецов II 3, 36d, по Паниасиду; Нонн. Деяния Диониса V 138
  32. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 5; См. Нонн. Деяния Диониса II 88.
  33. Гомер. Одиссея XX 73; Пиндар. Олимпийские песни X 105
  34. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 77, 5
  35. Гесиод. Теогония 199
  36. Овидий. Метаморфозы XIV 693
  37. Овидий. Любовные элегии III 15, 15
  38. Вергилий. Энеида I 720 и комм. Сервия
  39. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 17
  40. Пиндар, фр. 244 Бергк
  41. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 83, 2; Сенека. Федра 199
  42. Павсаний. Описание Эллады VIII 24, 6
  43. Нонн. Деяния Диониса VI 353
  44. Примечания Н. В. Брагинской в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С. 514
  45. Страбон. География IX 5, 17 (стр. 438), со ссылкой на Каллимаха
  46. Павсаний. Описание Эллады I 22, 3
  47. Павсаний. Описание Эллады VI 25, 1
  48. Павсаний. Описание Эллады I 14, 7
  49. Павсаний. Описание Эллады I 19, 2
  50. Яйленко В. П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990. С. 134
  51. Геродот. История I 105; см. также Ксенофонт. Пир VIII 9
  52. Павсаний. Описание Эллады I 1, 3
  53. Ликофрон. Александра 866
  54. Страбон. География XI 2, 10 (стр. 495)
  55. Ликофрон. Александра 831 и комм.
  56. Павсаний. Описание Эллады III 17, 5
  57. Павсаний. Описание Эллады IX 4, 1
  58. Афиней. Пир мудрецов III 27, 84 с
  59. Овидий. Любовные элегии I 14, 33
  60. ДИОНА (Словарь античности)
  61. Полибий. Всеобщая история XVI 12, 3; Страбон. География XIV 2, 20 (стр. 658)
  62. Страбон. География IX 1, 21 (стр. 398)
  63. Ликофрон. Александра 865
  64. Ликофрон. Александра 449
  65. Павсаний. Описание Эллады III 15, 10
  66. Гесиод. Теогония 200, считается вставкой; Климент. Протрептик 14, 2
  67. Нонн. Деяния Диониса XXXIV 119; XXXV 175
  68. Парменид, фр. B13
  69. Эмпедокл, фр. 31, ст. 23, фр. 400, 410—411 Боллак
  70. Ксенофонт. Пир VIII 9-11
  71. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1990. С. 113
  72. Лактанций. Божественные установления I 17, 10
  73. Зенон Китийский, фр. I 168 Арним, пер. А. А. Столярова
  74. Плотин III 5, 2, 15-17.25 (разъяснение противоречий у Платона); VI, 9, 9, 28-30
  75. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1980. Т. 6. С. 506, 570, 581
  76. Прокл. Платоновская теология VI 98, 17-19, пер. Л. Ю. Лукомского
  77. Прокл. Комментарий к «Пармениду» 768, 8
  78. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн. 2. С. 414
  79. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. С. 12, 52
  80. Эстетика Ренессанса. М., 1981. В 2 т. Т. 1. С. 157

Ссылки

Афродита в Викисловаре

Афродита на Викискладе

  • Афродита // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Галина Росси. Афродита-Киприда. «Монсальват». Глобал Фолио. Дата обращения 14 февраля 2015.
  • Ἀφροδίτη // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 119309228 · GND: 118649809 · LCCN: no2014047558 · SUDOC: 027219550 · VIAF: 37709888 · WorldCat VIAF: 37709888

Боги

Аид • Посейдон • Гефест • Гермес • Дионис • Аполлон • Арес • Зевс

Богини

Гера • Геба • Артемида • Афина • Афродита • Персефона • Гестия • Деметра

Греки Автомедонт • Агамемнон • Акамант • Антилох • Ахилл • Аякс Великий • Аякс Малый • Демофонт • Диомед • Еврипил • Евриал • Идоменей • Калхас • Махаон • Медонт • Менелай • Неоптолем • Нестор • Одиссей • Паламед • Патрокл • Подалирий • Протесилай • Синон • Стентор • Тевкр • Теламон • Терсандр • Терсит • Эпей • Феникс • Филоктет
Боги на стороне греков Афина • Гера • Посейдон • Гефест • Гермес • Фетида
Союзники греков Ахейцы • Абанты • Аркадийцы • Афиняне • Аргивяне • Тиринфцы • Итакийцы • Коринфяне • Критяне • Лапифы • Микенцы • Мирмидоняне • Пилосцы • Родосцы • Саламинцы • Спартанцы • Эгинеты
Троянцы Андромаха • Антенор • Анхис • Астианакт • Гелен • Гектор • Гекуба • Кассандра • Кикн • Лаокоонт • Мемнон • Парис • Полидор • Приам • Троил • Пандар • Эней
Боги на стороне троянцев Афродита • Аполлон • Арес • Артемида • Скамандр
Союзники троянцев Амазонки • Армяне • Дарданы • Лидийцы • Ликийцы • Милетцы • Пеласги • Тевкры • Халибы • Фракийцы • Фригийцы • Эфиопы
Дополнительно Троя • Генрих Шлиман • «Миф Трои» • Троянский язык • Троянское письмо • Троянский конь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *