Дохристианская русь и ее культура

14 212

Дохристианская история Руси часто показана в тёмном цвете, наши предки в ней — «дикие» варвары в звериных шкурах, живущие охотой и рыболовством в лесах и болотах, пишет Александр Самсонов. Единственными светлыми пятнами выглядят варяги-норманны, «принесшие» свет основ цивилизации на Русь (согласно норманнской теории), и княгиня Ольга, пытающаяся привить дикарям принципы христианства. В итоге для большинства граждан России дохристианская история Руси — это настоящая терра инкогнита («неизвестная земля» на латыни).

Племена или государство

Когда говорят о Древнерусском государстве («протогосударстве»), часто можно услышать о племенах — поляне, словене, древляне, кривичи, радимичи и многие другие. При слове «племя» возникает образ каких-нибудь североамериканских ирокезов или папуасов, но никак не развитой общности.
Хотя в реальности любое славяно-русское племя было союзом или суперсоюзом племён, который контролировал огромное пространство (равное европейским королевствам или значительно большее). У союза была развитая система управления: выборный князь, воеводы, войско (дружина), совет знати — бояр, народное собрание (вече).
Союз племён был явлением не родовым, а политическим, территориальным. У каждого «княжения», или «земли», было не только «княжение своё», но и «законы отцов своих», т.е. законодательная система.

В Западной Европе в то время очень серьёзно относились к титулам. Так, в сообщении Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков Людовику Благочестивому (в 839 году) владыку руссов называют «королём». Через сто с лишним лет княгиню Ольгу (её христианское имя — Елена) называли «королевой Еленой» («Хроника продолжателя Регинона»).
Восточные источники называют правителей русов «царями» и «каганами» (императорский титул). Русскую землю считали государством. Так, араб Ибн Хаукаль сообщает: «Ар-Рус — так же, как аль-Хазар и ас-Серир, — это название государства, а не людей и не города».
А тот факт, что в Византийской империи (Восточно-Римской империи) не признавали достоинства «царей» соседних земель, называя их «архонтами» (старейшинами), говорит только о политике Царьграда. Ромеи считали себя наследниками Римской империи, а все окружающие народы были для них «варварами». В Константинополе не признавали царского титула и за болгарским царём (хотя болгары несколько раз угрожали столице империи), и за эмиром Египта, и за императором Священной Римской империи германской нации.
Но для большинства современников Русь была могучей державой — не хуже королевств Европы или могучего и богатого Хазарского каганата.
Гардарика

Древние скандинавы называли Древнерусское государство «Гардарика» (Гардарики), то есть «государством городов». Не надо удивляться, что этот термин переводится как «ограда, забор, укрепление» или «двор, огороженное пространство». В то время как главное значение города — это укрепление, крепость.
К примеру, крупнейший город Средиземноморья Константинополь именовался у скандинавов Микльгард. А по мнению немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, Киев был соперником столицы Византии — Константинополя. Отмечали большое количество городов Руси и восточные источники, араб Ибн Русте писал, что у русов «много городов».
Люди Востока, знакомые с Багдадом и Каиром, и скандинавы, видевшие города Англии, Франции, Испании и Италии, единодушно утверждают, что у русов дохристианской эпохи были города. Причём в таком количестве, что это вызывало удивление бывалых путешественников.

Такой источник, как «Баварский географ» (это список народов и союзов племён, преимущественно славянского происхождения, которые населяли в IX веке области восточнее Франкского государства), сообщает о десятках и сотнях городов у восточнославянских княжеств. Так, у бужан был 231 град (город), у уличей — 418.
А раз были города, значит, были и ремесленные «концы» (кварталы). Русь славилась своими мастерами. Русское оружие уже тогда было весьма продаваемым товаром; русские мечи, по мнению современников, не уступали франкским или арабским клинкам. Ибн Русте упоминает прекрасные кольчуги славян, а во французской поэме «Рено де Монтабан» говорится о «великолепной кольчуге из Руси», которую приобрёл главный герой.
Русская вера

Многие считают наших пращуров дремучими язычниками, хотя, если попытаться понять веру предков, становится ясно, что это было солнечное, светлое верование, наполненное вселенской гармонией, добром и справедливостью. Понятия наших пращуров, которые мы впитываем с детства через сказки, древнерусские былины, до сих пор не дают нам полностью деградировать, стать «двуногими овощами».
Глупо думать, что «язычество руссов» — это дикое, отсталое верование. Современная Япония, Индия, да во многом и Китай сохраняют свои древние верования и не страдают от этого. Они делают жизнь их народов осмысленнее, позволяют сдерживать натиск «общечеловеческих» (западных) ценностей.
Интересно, что во многом вера русов жива и сейчас. Она сохранилась не только в сказках и былинах, но и впиталась в христианство, сделав его православием («славием Прави»). Основные мифообразы сохранены. Христианская Троица, образ Богородицы и Георгий, побеждающий змия, — славянские Триглавы, Матерь Лада (Рожаница) и Перун, побеждающий змия (Велеса-Волоса).
Необходима огромная работа по восстановлению образа наших предков, их истории, веры, духовной и материальной культуры. Можно рекомендовать в связи с этим замечательную энциклопедию М. Семёновой «Мы — славяне» (автор знаменитого романа «Волкодав»), исследования Льва Прозорова («Времена русских богатырей», «Варяжская Русь»).
Всё начиналось в бассейне Оки

Артания — государство, территория которого была на обширном пространстве от Северного моря до Тьмутараканской земли (с Севера на Юг) и от Брянских лесов до Заволжья (с запада на восток), утверждает в свою очередь Юрий Ульянов. Подтверждением подобных границ служит сама русо-арийская культура, выраженная в виде особого узора — Ярги.
Эта «кривоногая» ярго-свастическая вязь имела свои особенности, отразившиеся в сплетении четырёхрожковых Ярг в ромб. Подобный узор встречается на полотенцах, понёвах, нагрудниках, скатертях, рушниках, рубахах и кичках исключительно в следующих областях: Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Брянской, Смоленской, Владимирской, Вологодской, Архангельской, Тобольской и частично на северо-востоке Новгородской земли.
Правда, некоторые исследователи считают, что «Артания» располагалась исключительно на полуострове Тамань. По другим версиям, Артанией называлась территория от Тамани до Оки.

Правы и те, и другие. Все эти земли входили в состав «Арзании» (Арсании, Артании) — одного из трёх русских государств, упоминаемых начиная с IX века ранними персидскими и арабскими географами (наравне с двумя другими русскими государствами — Куявией и Славией).

Первым, кто упомянул о стране Артании как об «Острове Русов», был арабский историк — ибн-Русте. Это название произошло от одного из самых крупных ремесленных городов Артании — Арты (по данным некоторых исследователей, Арта располагалась на стыке рек Оки и Пры).

Арабские купцы, которые покупали товары у русичей в Тьмутаракани и Куявии, интересовались, откуда такой хороший товар (особенно мечи), на что им отвечали — «Из Арты». А мечи из Артании действительно были одними из лучших на континенте (даже лучше дамасских клинков). Весь секрет был в особой ковке и мещёрской болотной руде, в которую русичи добавляли сакральным способом заговорённые присадки.
Сам выплавленный листами металл ковался в несколько слоёв, что придавало ему крепость и упругость. Эти кованые пластины назывались «плака». Меч, выкованный из такой стали, можно было легко согнуть в дугу, после чего он принимал исходное положение. Пластины «плака» хранились в тайных подвалах Арты и были «стратегическим металлом» для всей Артании.

Помимо хороших мечей, в Артании делали и хороший квас из особой закваски. Эта закваска делалась из квасного хлеба, который назывался «Артусъ». Когда этот великолепный напиток нашёл своих ценителей и почитателей на Балканах, то древние эллины спрашивали: «Откуда эта закваска и как называется?» На что им отвечали: «Артус из Артании». Так в древнегреческий язык эта закваска и пришла под именем «Артос». Позднее, в христианской религии, квасной хлеб, освещаемый на Пасху, так и именовался — Атра. Ибо именно этот хлеб, по преданию, был на столе на Тайной вечере…
Столицей Артании был красивейший город того времени «РЪШАНЬ» (Рашань, Расань, Резань, Рязань), стоявший на высоком берегу полноводной реки Оки недалеко от места впадения в неё реки Прони.

Сами иностранные авторы этого города не видели, так как русы-ръшане в свою страну чужеземных купцов не пускали, а торговали только с сородичами из Куявии. Кроме того, они осуществляли связи с чужеземцами через свой самый южный порт — Тьмутаракань. Кратчайшей дорогой из Арты в Тьмутаракань был водный путь по Оке, далее через речку Пару к Волоку, а оттуда через речки Пожва и Воронжец (Воронеж) в Дон.

Этот путь тщательно охранялся белопоместными казаками из полковых городищ (как правило, такие городища назывались Шилово, а позднее просто — Казачьи), и ни один инородец не мог пройти мимо них незамеченным. Впоследствии эти «Казачьи городища» стали «засечной линией» между «Диким полем» и Русью.
К сожалению, все описания, которые касаются страны Артании, сделаны с чужих слов. Отсюда искажения и в произношении этого названия, и в определении месторасположения этой древней страны.

Сохранились упоминания столицы Артании: Ръшань, Рашань, Ражань, Расань, Разань, Резань, Рязань. А выходцы из этой земли несли в себе её отражение в самоназвании — расены. Именно они, по утверждению древних италийских историков, пришли в Северную Италию с Востока, ведомые князем Разеной. Там они получили впоследствии имя этруски. В Италии, кстати, до сих пор распространена фамилия Разини.
Великое Рязанское княжество можно считать преемником древней традиции, когда центром этой земли являлся город Резань. Сейчас городище Старой Рязани покоится на высоком берегу реки Оки. В древнерусских литературных источниках, в летописях, начиная с XI века, Рязанское княжество упоминается как Великое. В Рязанской Мещёре даже озёра имеют название — Великие.

В устной мифологии, древних преданиях, а также в среде исследователей русских народных традиций средоточием ярго-свастического узора считается именно Мещёра. Рязанский край рассматривается как центр древнерусской духовной ведической традиции. И неспроста бытует мнение, что именно эта земля является легендарной и загадочной Артанией.

На Рязанщине есть городок Скопин, который издревле славится своим гончарным производством, в особенности заливной посудой зеленоватого цвета, расписываемой белыми круговыми свастическими узорами с точками по краям. Эти яргические знаки производят неизгладимое впечатление своими особыми очертаниями и скрытым смысловым значением. Яргический орнамент Рязанщины представлен в Волго-Окско-Донском регионе и среди многочисленных образцов ткацкого производства и вышивки, где присутствует широкий спектр замысловатых свастических узоров.

В многочисленных городах Рязанского княжества процветали всевозможные ремёсла. В древних летописях, описывающих «Гардары Роусьские», есть упоминание и о Старом граде Лвове-Рязанском, и о более позднем — Лвове-Волынском (современный Львов был основан рязанскими воинами как крепость на пути их передвижений на запад).
На древних восточных картах территория Волго-Окско-Донского региона именуется «Земли Рипских племён». Это Костёнковско-Стрелецкая археологическая культура (30 тысяч лет до нашей эры).

Русы пришли в эти земли с Урала (Рипских или Репейских гор) в период последнего оледенения, и не случайно репей стал ещё одним знаком в древней традиции наших предков. Он хорошо вписывается в замысловатый узор, называемый «Репейки». Подобные узоры — «Репейки» — издревле вышивались особым способом на княжеских и царских одеждах (неся особый сакральный смысл). Ткани с таким символичным орнаментом назывались репейчатыми…

Упоминания об Артании (//sdelka25.ru) как о древнем государстве есть не только в арабских, но и в византийских источниках. Так, патриарх Никифор в своей краткой истории за 764 годом упоминает о кровавой междоусобице в Дунайской Болгарии, вследствии чего эти земли покинули 208 тысяч словян, аланов, гуннов и болгар. Они, по утверждению Никифора, переселились в родственную Артану, чьи южные земли были опустошены нашествием арабского полководца Мервана в 737 году. Эти многочисленные переселенцы с Балкан расположились между Доном и Северским Донцом, заняв освободившиеся земли и пополнив ряды белопоместных казаков на «засечной линии».

Примечательно, что в современной Испании (в провинции Кастельон) есть автономная община — Артана. С тем же названием коммуна существует и во Франции. Выходцы из славянской Артании сохранили память о древней родине?

Государство у славян-русов было, однако в нем отсутствовало классовое общество в его классическом понимании, так как не было феодальной системы. Однако, именно такая структура общества не только не помешала русам создать собственную державу, а еще и получилось так, что сама Византийская империя, эта «царица мира», платила киевскому князю дань. Русы не считали необходимым накапливать богатство, а роскошь считали излишеством. Князя среди его подданных можно было отличить всего лишь по чистоте его рубахи, во всем остальном он ничем не отличался от обычных людей, которыми правил. Ни золотых цепей с коронами, ни каких-либо других знаков отличия или символов государственной власти.

Русы почитали богов, в первую очередь, Перуна и Волоса, работали на земле, охотились и мощно отражали набеги неприятелей. Русы выделялись среди прочих народов тем, что сейчас принято называть толерантностью. В их языческой державе проживали христиане и строили свои храмы, и даже монастыри, (известно, что в Киеве за полвека до официального крещения Руси была возведена Соборная церковь и вокруг нее создана целая христианская община), иногда селились хазары, исповедующие иудаизм. На Руси также не существовало рабства в его привычном понимании, хотя захваченные пленники и становились бесправными по сравнению с коренным населением. Отношение к рабам было патриархальным, то есть отеческим. И такого отношения больше не встретишь нигде в истории иных государств, даже у величайших гуманистов и философов греков. Русы были чрезвычайно чистоплотны. О знаменитых русских банях упоминают два знаменитых арабских путешественника – Ибн Фадлан в 928 году и Ибн-Русте на рубеже девятого-десятого веков.

Общество русов в дохристианскую эпоху было общинным и вечевым. То есть, князь должен был отчитываться перед вече, народным собранием, и именно вече решало – передавать ли князю свою власть по наследству, или же стоит избрать нового князя из другой фамилии. Жили русы в огромных двух — трехэтажных домах семьями до пятидесяти человек. Чрезвычайно уважались старейшины рода, деды, без общего одобрения которых князь не имел права принимать решения. Мнение военачальников также учитывалось. Учитывая то, что князь все делал наравне со своей дружиной, даже на веслах сидел вместе со всеми, можно сказать, что в древнерусском обществе царило равенство. Именно этим и объясняется призвание на княжение варяга Рюрика. Ну, помните, община имела право сама избирать себе князей и власть совсем не обязательно являлась наследственной. На Руси не было такого понятия как династическая власть.

У русов существовало два центра: южный, на реке Днепр Киев-град и северный – Новгород, расположенный на реке Волхов. Точно неизвестно, когда именно был основан Киев, так как древние летописи были уничтожены христианами из идеологических соображений, но известно точно, что основали его именно славяне: князь по имени Кий и его братья Щек и Хорив, а также с6естра их по имени Лыбедь. Русы всерьез заявили о себе миру в 860 году, восемнадцатого июня, когда Аскольд, киевский князь, вместе со своим военачальником Диром подошел с моря на 200 ладьях к Царьграду и, предъявив ультиматум, атаковали столицу Византийской империи (читай, столицу всего мира) целую неделю. Не выдержав подобного натиска, император византийский вынужден был предложить русам огромную контрибуцию, с чем русы и отправились домой. В этот же период, в 890 году на севере появился еще один сильный князь Рюрик. Огромной империи Византии противостоять могло лишь не менее могущественное государство, а не разрозненные славянские племена, в связи с чем возникла необходимость объединения племен в единую державу. Так на политической карте мира появилось новое государство – Киевская Русь

Чёрный миф о «дикости» дохристианской Руси


Дохристианская история Руси часто показана в тёмном цвете, наши предки в ней «дикие» варвары, в звериных шкурах живущие охотой и рыболовством в первобытных лесах и болотах. Единственными светлыми пятнами выглядят варяги-норманы, «принесшие» свет основ цивилизации на Русь (согласно норманнской теории) и княгиня Ольга пытающаяся привить дикарям принципы христианства. В итоге для большинства граждан России дохристианская история Руси – это настоящая терра инкогнита («Неизвестная земля» от лат.).
Фактически в настоящее время России требуется что-то вроде немецкого «Наследия предков» (Аненербе). И не надо вставать в позу и говорить типа тьфу «мерзость», фашизм. Сумрачный тевтонский гений немало новинок ввел в мировой оборот. Понятно, что мистицизму, оккультизму, расизму и нацизму делать в таком учреждении нечего, но вот провести огромную работу в области археологии, истории, истоков Руси необходимо.
Племена или государство
Когда говорят о Древнерусском государстве («протогосударстве») часто можно услышать о племенах – поляне, словене, древляне, кривичи, радимичи и многие другие. При слове «племя» возникает образ каких-нибудь североамериканских ирокезов или папуасов, но никак не развитой общности.
Хотя в реальности, любое славяно-русское «племя» было союзом или суперсоюзом племён, который контролировал огромное пространство (равное или значительно больше европейских королевств). У союза была развитая система управления: выборный князь, воеводы, войско-дружина, совет знати-бояр, народное собрание – вече. Союз племён был в первую очередь явлением не родовым, а политическим, территориальным. У каждого «княжения», или «земли» было не только «княжение своё», но и «законы отцов своих», т. е. законодательная система.
В Западной Европе очень серьёзно относились к титулам. Так в сообщении Бертинских анналов о посольстве «народа Рос» к императору франков Людовику Благочестивому (в 839 году) владыку руссов называют «королём». Через сто с лишним лет княгиню Ольгу (христианское имя Елена) называли «королевой Еленой» («Хроника Продолжателя Регинона»). Восточные источники называют правителей русов «царями» и «каганами» (императорский титул). Русскую землю называют государством, так Араб Ибн Хаукаль сообщает: «Ар-Рус, так же, как аль-Хазар и ас-Серир, — это название государства, а не людей и не города».
А тот факт, что в Византийской империи (Восточно-Римской империи) не признавали достоинства «царей», называя «архонтами» (старейшинами), говорит только о политике «Царьграда». Ромеи считали себя наследниками Римской империи, все окружающие народы были для них «варварами». В Константинополе не признавали царского титула и за болгарским царём (хотя болгары несколько раз угрожали столице империи), эмиром Египта, императором Священной Римской империи германской нации.
Для современников с Запада, или Востока, Русь была могучей державой, не хуже королевств Европы или могучего и богатого Хазарского каганата.
Гардарика (Гардарики)
Древние скандинавы называли Древнерусское государство – «Гардарика», т. е. «государством городов». Не надо удивляться, что этот термин переводится, как «ограда, забор, укрепление», или «двор, огороженное пространство». В то время главное значение города — это укрепление, крепость.

К примеру, крупнейший город Средиземноморья – Константинополь, именовался у скандинавов Микльгард (Miklagarđr). А по мнению немецкого хрониста Титмара Мерзебургского, Киев был соперником столицы Византии – Константинополя. Отмечали большое количество городов Руси и восточные источники, араб ибн Русте писал, что у русов «много городов».
Ясно, что люди Востока, знакомые с Багдадом и Каиром, скандинавы, видевшие города Англии, Франции, Испании и Италии, единодушно утверждают, что у русов дохристианской эпохи были города. Причём, в таком количестве, что это вызывало удивление опытных путешественников.
Такой источник, как «Баварский географ» — это список народов и союзов племён, преимущественно славянского происхождения, которые населяли в IX веке области восточнее Франкского государства, сообщает о десятках и сотнях городов (!) у восточнославянских княжеств. Так у бужан был 231 град (город), уличей -418 и т. д.
А раз были города, значит, были и ремесленные «концы» (кварталы). Русь славилась своими мастерами. Русское оружие уже тогда было весьма продаваемым товаром, русские мечи, по мнению современников, не уступали франкским или арабским клинкам. Ибн Русте упоминает прекрасные кольчуги славян, а в французской поэме «Рено де Монтабан» говорится о «великолепной кольчуге из Руси», которую приобрёл главный герой.
Русская вера
Многие считают наших пращуров дремучими язычниками, хотя если попытаться понять веру предков, становится ясно, что это было солнечное, светлое верование, наполненное вселенской гармонией, добром и справедливостью. Понятия наших пращуров, которые мы впитываем с детства через сказки, древнерусские былины, до сих пор не дают нам полностью деградировать, стать «двуногими овощами».
Глупо думать, что язычество русов – это дикое, отсталое верование. Современная Япония, Индия, да во многом и Китай, сохраняют свои древние верования и не страдают от этого. Они делают жизнь их народов осмысленнее, позволяют сдерживать натиск «общечеловеческих» (западных) ценностей.
Интересно, что во многом вера русов жива и сейчас, она сохранилась не только в сказках и былинах, но и впиталась в христианство. Сделав его православием («славием Прави»). Основные мифообразы сохранены: христианская Троица, образ Богородицы, Георгий побеждающий змия – славянские Триглавы, Матерь Лада – Рожаница, Перун побеждающий змия (Велеса-Волоса) и т. д.
Русским надо знать свои корни, веру своих пращуров, которые верили Единому Богу-Отцу, Родителю всего сущего (Роду), Матери-Земле, Богу-Сыну (Солнцу).
Русская письменность. Грамотность населения
Столетиями русским внушали, что письменность «диким язычникам» дали «добрые греки» — монахи Кирилл (Константин) и Мефодий. Но и теперь мы имеем массу данных, что славяно-русы имели свою письменность задолго до крещения. А письменность является отличительным признаком развитой цивилизации.
Например, найдено два древнерусских меча (дохристианской эпохи), на них славянские надписи – видимо, имена кузнецов, «Людота Коваль» и «Славимир». Это говорит и том, что грамотность была довольно широко распространена на Руси – ею владели ремесленники (в Западной Европе грамотой владело в основном духовенство, даже высшая знать была безграмотной). Сообщают о грамотности русов и восточные источники.
Ещё одно материальное свидетельство о существовании славянской письменности — это надпись на знаменитой «гнездовской корчаге» середины 10 столетия (она найдена в одном из Гнездовских курганов в 1949 году Д. А. Авдусиным). Надпись состоит из одного слова «гороушна» (видимо, горчица), процарапанного на поверхности уже обожженной корчаги. Есть и другие материальные доказательства, так в Новгороде найдена деревянная бирка с надписью, в слоях X века.
В житии Кирилла («основателя» русской письменности) сообщается, что проезжая через Корсунь-Херсонес (древний город около современного Севастополя), он видел Евангелие и Пастырь, написанными русскими письменами.
Надо заметить, что многие русы были грамотными до крещения и после крещения Руси. Археологические находки говорят, что грамотными были не только князья, жрецы, но и простые люди – ремесленники, купцы, служилый люд.
Таким образом, наши пращуры были весьма развитым народом, имели свою державу, цивилизацию, задолго до крещения. «Чёрный» миф о дикости «древних славян» является инструментом информационной войны, созданным для уничтожения памяти о уникальной древнерусской цивилизации, вырабатывания у нас комплекса неполноценности. Мы должны проделать огромную работу по восстановлению образа наших предков, их истории, веры, их духовной и материальной культуры. В настоящее время ряд исследователей, предпринимает значительные усилия для того, чтобы уничтожить «белые пятна» в истории Руси. Можно рекомендовать замечательную энциклопедию М. Семёновой «Мы – славяне» (автор знаменитого романа «Волкодав»), исследования Льва Прозорова («Времена русских богатырей», «Варяжская Русь» и пр.) и других авторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *